Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 20 ноября

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 20 ноября
Фото: pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе индексы энергетического угля в Европе продемонстрировали положительную динамику выше 140 долл./т. на фоне приостановки сертификации Северного потока 2 федеральным сетевым агентством Германии, в то время как котировки российского угля FOB Ust-Luga 6000 составили 165 долл./т.


Из-за продолжающихся проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ключевые страны импортеры южноафриканского материала, Индия и Пакистан, заняли выжидательную позицию при ценах, укрепившихся выше 135 долл./т. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т., что может вызвать перебои с экспортом материала. Южноафриканский ж/д оператор Transnet объявил, что с января по октябрь 2021 г. было украдено более 1 тыс. км медного кабеля, предназначавшегося для прокладки ж/д линии. По данным компании, за прошедший год было отменено 1190 поездов в результате инцидентов, связанных с безопасностью.

В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 165–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. Китай существенно нарастил добычу угля до рекордных уровней, но, несмотря на это, китайские власти вновь призывают угольные компании увеличить объемы производства.

Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг снизился до 150 долл./т., что было обусловлено новой ценовой политикой китайского правительства на фоне антиугольных протестов в Австралии, прервавших ж/д перевозки в порт Newcastle.

Снижение торговой активности китайских потребителей в результате увеличения добычи угля в КНР негативно отразилось на индексах индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, упавшего ниже 145 долл./т.

Слабый спрос металлургических комбинатов в АТР на коксующийся материал ослабил индексы импортного металлургического угля из Австралии ниже 370 долл./т.

 

Итоги конференции COP26 в Глазго

26-я Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известная как COP26, прошла в Глазго, Шотландия, с 31 октября по 12 ноября 2021 г.

В саммите приняли участие 25 тысяч делегатов почти из 200 стран и около 120 глав государств. Президенты России и Китая на встречу не приехали.


По итогам конференции было подписано соглашение Glasgow Climate Pact. По мнению экспертов, он получился максимально политкорректным и предельно расплывчатым, что стало следствием необходимости учесть интересы большого количества стран и других заинтересованных сторон, включая общественные организации и бизнес-структуры.

Изначально предполагалось, что в соглашении будет прописано о необходимости отмены использования угля в качестве топлива. Однако в последний момент под нажимом Индии и Китая формулировка coal “phase-out” была заменена на “phase-down”, что можно перевести как “снижение” или “поэтапный отказ”.

По мнению экспертов, решение по углю, принятое на саммите, оказалось более позитивным для индустрии, чем ожидалось. Полного отказа от угольной электроэнергетики не планируется, саммит лишь подтвердил намерение постепенного отказа от угольной энергетики. При этом Индия заявила об углеродной нейтральности лишь к 2070 г., а Китай – к 2060 г.

Другие ключевые положения пакта включают необходимость финансово помогать развивающимся странам для ускорения энергоперехода, прекращение вырубки лесов к 2030 г., а также обязательства о сокращении выбросов метана на 30% к концу десятилетия. 

В частности, финансовая помощь богатых стран бедным и развивающимся должна превысить 100 млрд долл. в год. Пакт говорит о «необходимости мобилизации климатического финансирования из всех источников».

В целом соглашение в Глазго явилось результатом многочисленных компромиссов и противоречий, существующих между разными странами. Как следствие, оно не носит конкретный характер, ни к чему не обязывает, а лишь призывает.

 

Правительство ужесточит ответственность за экологические нарушения при перевалке угля

Правительство рассмотрит законопроект Минприроды, предусматривающий введение штрафа за несоблюдение предписаний об устранении экологических нарушений при транспортировке, дроблении и сортировке угля в портах. Если предписание не будет выполнено дважды деятельность порта может быть приостановлена на срок до 90 суток.


Министерство настаивает на возможности приостановки деятельности портов, несмотря на замечания представителей бизнеса и на то, что данная мера может оказать существенное негативное влияние на отрасль. Кроме того, предлагаемые изменения создают в отношении угольных терминалов дискриминационные условия по сравнению со стивидорными компаниями, ведущими перевалку других грузов, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.

Дискуссия в отношении регулирования данного вида деятельности, вплоть до запрета открытой перевалки угля, продолжается уже несколько лет. В 2020 г. Минтранс выпустил приказ, в котором разъяснил суть термина «закрытая перевалка угля»: ею предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий, таких как вагоноопрокидыватели, крытые конвейеры для транспортировки угля, судопогрузочные машины, системы пылеподавления и очистки воздуха, а также другие передовые технологические решения и оборудование.

На Дальнем Востоке России всего несколько таких специализированных угольных терминалов, использующих наилучшие доступные технологии: АО Восточный порт (КРУ), Дальтрансуголь (СУЭК), ВаниноТрансУголь (Колмар), Посьет (Мечел), во то время как большинство терминалов до сих пор применяют устаревшую и неэкологичную грейферную перевалку угля.

В структуре экспортного грузопотока доля угля составляет свыше 50%. Погрузка угля в порты в январе-октябре 2021 г. составила 156.9 млн т. (+16.6 млн т. или +12% к январю октябрю 2020 г.). Около 53% всего объема отправлено в порты Дальнего Востока.