Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе индексы энергетического угля в Европе продемонстрировали положительную динамику выше 140 долл./т. на фоне приостановки сертификации Северного потока 2 федеральным сетевым агентством Германии, в то время как котировки российского угля FOB Ust-Luga 6000 составили 165 долл./т.
Из-за продолжающихся проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ключевые страны импортеры южноафриканского материала, Индия и Пакистан, заняли выжидательную позицию при ценах, укрепившихся выше 135 долл./т. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне менее 3 млн т., что может вызвать перебои с экспортом материала. Южноафриканский ж/д оператор Transnet объявил, что с января по октябрь 2021 г. было украдено более 1 тыс. км медного кабеля, предназначавшегося для прокладки ж/д линии. По данным компании, за прошедший год было отменено 1190 поездов в результате инцидентов, связанных с безопасностью.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 165–170 долл./т. FOB Qinhuangdao. Китай существенно нарастил добычу угля до рекордных уровней, но, несмотря на это, китайские власти вновь призывают угольные компании увеличить объемы производства.
Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг снизился до 150 долл./т., что было обусловлено новой ценовой политикой китайского правительства на фоне антиугольных протестов в Австралии, прервавших ж/д перевозки в порт Newcastle.
Снижение торговой активности китайских потребителей в результате увеличения добычи угля в КНР негативно отразилось на индексах индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, упавшего ниже 145 долл./т.
Слабый спрос металлургических комбинатов в АТР на коксующийся материал ослабил индексы импортного металлургического угля из Австралии ниже 370 долл./т.
Итоги конференции COP26 в Глазго
26-я Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известная как COP26, прошла в Глазго, Шотландия, с 31 октября по 12 ноября 2021 г.
В саммите приняли участие 25 тысяч делегатов почти из 200 стран и около 120 глав государств. Президенты России и Китая на встречу не приехали.
По итогам конференции было подписано соглашение Glasgow Climate Pact. По мнению экспертов, он получился максимально политкорректным и предельно расплывчатым, что стало следствием необходимости учесть интересы большого количества стран и других заинтересованных сторон, включая общественные организации и бизнес-структуры.
Изначально предполагалось, что в соглашении будет прописано о необходимости отмены использования угля в качестве топлива. Однако в последний момент под нажимом Индии и Китая формулировка coal “phase-out” была заменена на “phase-down”, что можно перевести как “снижение” или “поэтапный отказ”.
По мнению экспертов, решение по углю, принятое на саммите, оказалось более позитивным для индустрии, чем ожидалось. Полного отказа от угольной электроэнергетики не планируется, саммит лишь подтвердил намерение постепенного отказа от угольной энергетики. При этом Индия заявила об углеродной нейтральности лишь к 2070 г., а Китай – к 2060 г.
Другие ключевые положения пакта включают необходимость финансово помогать развивающимся странам для ускорения энергоперехода, прекращение вырубки лесов к 2030 г., а также обязательства о сокращении выбросов метана на 30% к концу десятилетия.
В частности, финансовая помощь богатых стран бедным и развивающимся должна превысить 100 млрд долл. в год. Пакт говорит о «необходимости мобилизации климатического финансирования из всех источников».
В целом соглашение в Глазго явилось результатом многочисленных компромиссов и противоречий, существующих между разными странами. Как следствие, оно не носит конкретный характер, ни к чему не обязывает, а лишь призывает.
Правительство ужесточит ответственность за экологические нарушения при перевалке угля
Правительство рассмотрит законопроект Минприроды, предусматривающий введение штрафа за несоблюдение предписаний об устранении экологических нарушений при транспортировке, дроблении и сортировке угля в портах. Если предписание не будет выполнено дважды деятельность порта может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Министерство настаивает на возможности приостановки деятельности портов, несмотря на замечания представителей бизнеса и на то, что данная мера может оказать существенное негативное влияние на отрасль. Кроме того, предлагаемые изменения создают в отношении угольных терминалов дискриминационные условия по сравнению со стивидорными компаниями, ведущими перевалку других грузов, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
Дискуссия в отношении регулирования данного вида деятельности, вплоть до запрета открытой перевалки угля, продолжается уже несколько лет. В 2020 г. Минтранс выпустил приказ, в котором разъяснил суть термина «закрытая перевалка угля»: ею предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий, таких как вагоноопрокидыватели, крытые конвейеры для транспортировки угля, судопогрузочные машины, системы пылеподавления и очистки воздуха, а также другие передовые технологические решения и оборудование.
На Дальнем Востоке России всего несколько таких специализированных угольных терминалов, использующих наилучшие доступные технологии: АО Восточный порт (КРУ), Дальтрансуголь (СУЭК), ВаниноТрансУголь (Колмар), Посьет (Мечел), во то время как большинство терминалов до сих пор применяют устаревшую и неэкологичную грейферную перевалку угля.
В структуре экспортного грузопотока доля угля составляет свыше 50%. Погрузка угля в порты в январе-октябре 2021 г. составила 156.9 млн т. (+16.6 млн т. или +12% к январю октябрю 2020 г.). Около 53% всего объема отправлено в порты Дальнего Востока.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Жесткие меры со стороны Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC) по регулированию внутреннего рынка стали главным фактором, повлиявшим на снижение европейских индексов энергетического угля ниже 200 долл./т. на фоне отмечающейся высокой волатильности. Негативные настроения в КНР оказывают давление на рынки Атлантики и стран АТР, приводя к коррекции цен на ключевых угольных хабах. Впервые с конца сентября 2021 г. европейские цены на газ упали ниже 920 долл./1000 м3 (76.5 евро/МВт ч) после того, как Владимир Путин поручил Газпрому заполнить газовые хранилища компании в Европе. Запасы угля на терминалах ARA продолжили снижаться до 3.8 млн т. (-0.1 млн т. или -2.6% к уровню прошлой недели).
Южноафриканские индексы повторяли тренд европейских котировок, опустившись ниже 170 долл./т. Экспортеры продолжают испытывать сложности с поставками угля на терминалы порта Richards Bay (RBCT) из-за проблем ж/д оператора Transnet.
NDRC продолжает политику административного регулирования цен на угольном рынке КНР. Власти основных угледобывающих регионов Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi потребовали от добывающих компаний снизить отпускные цены контрактов на среднекалорийный материал 5500 ккал/кг NAR до 188 долл./т. с ранее установленного уровня 235 долл./т. В настоящее время цены на шахтах и разрезах находятся на уровне 286 долл./т. в провинции Shanxi и 253 долл./т. в Inner Mongolia. Цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 313-329 долл./т., FOB Qinhuangdao. Снижение за неделю составило около 78 долл./т.
На рынках индонезийского и австралийского угля наблюдается коррекция цен на фоне ужесточения правительственного регулирования на внутреннем рынке Китая и начавшегося снижения котировок. Индекс цен индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR упал до 215.0 долл./т. FOB Kalimantan.
Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг опустился ниже 190 долл./т. Дополнительным фактором давления на котировки австралийского материла стало снижения цен на СПГ в регионе АТР. Цена поставок сжиженного газа на предстоящий зимний период в Корею и Японию снизилась с 50 долл./млн БТЕ в начале октября до текущих значений в 33 долл./млн БТЕ.
Индекс австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC укрепился выше 400 долл./т. после незначительной коррекции неделей ранее.
Акции Распадской выросли в 3 раза
Акции Распадской достигли исторического максимума, с начала года котировки выросли почти в 3 раза: со 157 до 449 руб. за акцию. Такое ралли связано с успешными финансовыми показателями компании в 2021 г., которые, в свою очередь, обусловлены ростом мировых угольных индексов. Цены на коксующийся уголь, производимый компанией, выросли в 3.2 раза на мировом рынке.
По данным Распадской, средние цены на уголь компании выросли на 54% в январе-сентябре 2021 г., хотя котировки на внутреннем рынке реагируют на мировые цены с задержкой в несколько месяцев, и ожидается, что прибыль за четвертый квартал станет рекордной благодаря новым контрактным ценам, которые, как правило, пересматриваются раз в квартал.
Также рынок позитивно оценивает ожидаемую высокую дивидендную доходность акций Распадской и отделение компании от Evraz, планируемое в четвертом квартале. После этого доля акций Распадской в свободном обращении и их ликвидность могут существенно вырасти на Московской бирже.
Распадская включает в себя семь шахт, два разреза, три обогатительные фабрики в Кемеровской области и одну шахту в Туве. Запасы компании составляют 1.9 млрд т. угля. Распадская на 90.9% принадлежит крупнейшей сталелитейной компании в России Evraz (еще 2.5% находятся на балансе Распадской, в свободном обращении - около 6.5%).
Добыча Распадской в 2020 г. составила 20.6 млн т. угля. За 9 месяцев 2021 г. объем производства компании увеличился до 16.5 млн т. (+1.9 млн т. или +13.0% к аналогичному периоду 2020 г.).
Терминал СУЭК в Ванино возобновляет погрузку судов после пожара
Угольный терминал СУЭК Дальтрансуголь в порту Ванино полностью возобновил погрузку судов.
11 октября 2021 г. на угольном терминале произошел пожар, в результате которого была повреждена конвейерная лента и нарушен график погрузки судов (см. CAA Russian Coal Weekly от 15 октября 2021 г.). Несмотря на объявленный компанией СУЭК форс-мажор, терминал продолжал принимать поступающие вагоны без ограничений, так как в результате аварии были приостановлены только судопогрузочные работы.
Фото: АО «СУЭК»
По сообщению администрации порта, 19 октября конвейерная система была частично восстановлена, что позволило терминалу приступить к погрузке угля на суда в половину мощности. По состоянию на 22 октября Дальтрансуголь заработал на полную мощность.
Мощность терминала Дальтрансуголь составляет 24 млн т. угля в год. В январе-сентябре 2021 г. перевалка угля в порту составила 15.3 млн т (-2.3 млн т. или -13% к январю-сентябрю 2020 г.).
Новотранс планирует запустить новый угольный терминал в Усть-Луге в 2022 г.
В 2022 г. железнодорожный оператор Новотранс намерен запустить новый угольный терминал Lugaport в порту Усть-Луга, расположенном на восточном побережье Балтийского моря, в 130 км от Санкт-Петербурга.
Планируемая годовая мощность перевалки угля составит до 5.0 млн т. угля. Угольный терминал является частью проекта Lugaport, с инвестициями в 47.0 млрд руб. (670.0 млн долл.), по перевалке навалочных, генеральных, зерновых и продовольственных грузов общей мощностью 24.3 млн т. в год. Многоцелевой терминал Lugaport будет введен в эксплуатацию в 3 этапа: первый этап планируется завершить в 4 кв. 2022 г., второй - в 4 кв. 2023 г., третий - в 1 кв. 2024 г.
Фото: ОАО «Компания Усть-Луга»
Терминал рассчитан на прием до 1100 вагонов в сутки. Пять глубоководных причалов с осадкой до 15.5 м смогут принимать суда классов Panamax, New-Panamax и Baby-Capesize.
Lugaport, вероятно, станет заменой терминала Юг-2, второго по величине угольного терминала в порту Усть-Луга, который может приостановить перевалку угля после 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 августа 2021 г.).
В 2020 г. объем перевалки угля на терминале Юг-2 составил 13% от общей угольной перевалки порта Усть-Луга или 5.09 млн т. (+1.9 млн т. или +59% к
2019 г.). Суммарные объемы перевалки угля в порту Усть-Луга за тот же период достигли 37.79 млн т. угля (+4.07 млн т. или +12% к 2019 г.).
В июне 2020 г. Новотранс завершил работы по созданию искусственных земельных участков Lugaport. В ноябре холдинг приступил к строительству терминальных объектов. В настоящее время ведутся работы по строительству причалов и обеспечению терминала транспортной инфраструктурой.
Группа компаний Новотранс - один из крупнейших российских частных транспортных холдингов, объединяющий 24 компании в разных регионах России и СНГ.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе увеличение поставок газа из России в Европу на фоне негативных настроений на рынке Китая подтолкнули европейские индексы энергетического угля к дальнейшему снижению до 140 долл./т., в то время как котировки российского угля FOB Ust-Luga 6000 составили 160 долл./т.
09.11.2021 г. Газпром сообщил, что план закачки газа в европейские хранилища утвержден и начал исполняться. Запасы угля на терминалах ARA выросли на 4% до 3.8 млн т.
Индексы южноафриканского материала упали ниже 135 долл./т. Несмотря на снизившуюся цену и сокращение спроса индийских предприятий на южноафриканский материал, индексы угля южноафриканского происхождения будут расти из-за проблем с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. Запасы угля на терминалах Richards Bay остаются на уровне 2.5 млн т.
Спотовые цены на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 172-180 долл./т. FOB Qinhuangdao. Добыча угля в Китае повысилась до рекордного уровня. Китайские власти добились снижения цен на энергетический уголь внутри страны и смогли значительно сократить дефицит электроэнергии на внутреннем рынке. Однако нехватка энергетического угля в стране может снова возникнуть в зимний период.
По данным Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC), угледобывающие гиганты, включая Mongolia Yitai, China National Coal Group и China Energy Group, а также свыше 10 менее крупных компаний по собственной инициативе снизили цены на свою продукцию. В результате отпускная цена на уголь 5500 ккал/кг упала ниже 1000 юаней/т. (156 долл./т.).
Австралийские индексы NEWC 6000 ккал/кг удерживались на уровне 160 долл./т. на фоне увеличившийся торговой активности отдельных азиатских трейдеров.
На индонезийском рынке энергетического угля продолжилась коррекция цен в результате ужесточения правительственного регулирования на внутреннем рынке Китая и начавшегося снижения котировок в КНР, оказавших давление на цены угля 5900 ккал/кг GAR ниже 155 долл./т.
Низкая торговая активность азиатских сталелитейных предприятий оказывает давление на котировки австралийского коксующегося материала, опустившегося до 400 долл./т.
Запасы угля на Украине сократились до критических уровней
Электроэнергетика Украины столкнулась с крайне сложной ситуацией: в стране не удается сформировать достаточные запасы угля для прохождения зимнего периода из-за высокой нагрузки на тепловую генерацию при недостаточных поставках импортного материала. По данным Укрэнерго, запасы угля на складах энергогенерирующих компаний Украины в течение недели (с 1 по 7 ноября) сократились почти на 12%, до 480 тыс. т., при установленном нормативе в 3 млн т. Это является критически низким уровнем, поскольку для обеспечения бесперебойной работы генерирующих предприятий на ближайший месяц необходимо обеспечить завоз около 2-2.5 млн т. угля. Средний уровень запасов на Украине в январе-ноябре 2021 г. составил 0.8 млн т., что почти в 3.5 раза ниже показателя в 2.7 млн т за аналогичный период 2020 г.
Основными причинами текущего дисбаланса в украинской энергетике являются: беспрецедентный рост цен на уголь на мировом рынке, недостаточные объемы добычи внутри страны, а также острая нехватка свободных объемов угля у большинства экспортеров, включая Россию, США, Колумбию, ЮАР и Польшу. Более того, регулярное лимитирование квот на экспорт российского угля на Украину также негативно сказывается на объемах поставок. По мнению участников рынка, с ноября ситуация может ухудшиться из-за возможных ограничений поставок российского антрацита и угля марки T.
В связи с высоким спросом в КНР некоторые поставщики угля, в том числе Россия, США и Индонезия, сосредоточили свои продажи на этом направлении. В результате к концу третьего квартала 2021 г. предложение потребителям в Европе и на Ближнем Востоке было сведено к минимуму. В то же время российские экспортеры сталкиваются с нехваткой вагонов и трудностями с транспортировкой угля как в морские порты, так и через сухопутные
погранпереходы из-за высокой нагрузки на сеть железных дорог и стараются, в первую очередь, выполнять обязательства по уже заключенным контрактам.
В январе-октябре 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 16.0 млн т. (+2.1 млн т. или +15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
12.1 млн т. или 76% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 2.8 млн т. или 17% составили отправки угля из Казахстана и 1.1 млн т. или 7% поставили США.
Россия запретила экспорт энергетического угля, в том числе антрацита, на Украину с
01 ноября и заблокировала железнодорожные перевозки из Казахстана через свою территорию из-за заторов и перегруженности железнодорожной сети РЖД.
Саммит в Глазго и климатическая повестка России
26-я Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известная как COP26, прошла в Глазго, Шотландия, с 31 октября по 12 ноября 2021 г.
Усилия участников конференции были сосредоточены на целях по сокращению выбросов до 2030 г. и дальнейшему достижению чистого нулевого уровня к середине века, а также на ограничении повышения температуры до 1.5ºC. Для реализации этих масштабных целей странам мира необходимо будет ускорить поэтапный отказ от угля, сократить вырубку лесов, ускорить переход на электромобили и стимулировать инвестиции в возобновляемые источники энергии. Мировые лидеры договорились остановить вырубку лесов и сократить выбросы метана на 30% к концу десятилетия. Стратегическая цель - вернуть планету к климатическому состоянию доиндустриальной эпохи.
Успехи этого саммита неоднозначны и едва ли говорят о серьезном прогрессе. О лесах переговоры уже велись в 2014 г., но с тех пор вырубка лесов только увеличилась, поскольку Бразилия, Индонезия и другие страны вынуждены производить пальмовое масло, какао-бобы и сою на освобождающихся территориях для обеспечения мирового потребления данной продукции.
Поскольку амбиции по ограничению изменения климата до 1.5°C являются долгосрочной задачей, финансирование борьбы с изменением климата в размере 100 млрд долл. в год останется ключевым вопросом в ближайшие годы. И если развитые экономики не в состоянии координировать и выполнять международные соглашения по климату, это подрывает не только климатическое финансирование и Парижское соглашение, но также и функционирование всей международной системы, предназначенной для осуществления контроля над климатом планеты. Многие страны признают, что они берут на себя амбициозные обязательства в отношении климата, не имея дорожной карты, научных данных и возлагая неоправданные надежды на новые технологии. Судя по всему, такая позиция неприемлема, поскольку она уже спровоцировала текущий энергетический кризис и рост цен, достигнувших рекордных максимумов на мировых рынках угля, газа и нефти. Политика стремительного отказа от угля любой ценой привела к сокращению его предложения, резкому росту цен на электроэнергию в Европе, что стало особенно острой проблемой на фоне пандемии COVID-19 и последующего роста спроса на энергоресурсы.
В то же время позиция США, Великобритании и Германии, призывающих развивающиеся страны стать углеродно-нейтральными, выглядит как минимум неубедительной, в то время как сами они в текущее время производят больше угольной энергии, чем не только в 2020 г., но и в 2019 г.
Более того, даже в случае реализации всех запланированных в мире проектов возобновляемой энергетики нет гарантий, что температура на планете станет ниже. Однако существуют надежные способы уменьшить количество CO2 в атмосфере, как за счет его естественного поглощения лесами и другими природными экосистемами, так и за счет промышленных систем улавливания и хранения углерода, так называемых CCUS (Carbon Capture Utilization and Storage).
Российская делегация представила на саммите три основных тезиса: признание всех источников производства электроэнергии, в том числе атомной, которую Россия считает низкоуглеродной, а также признание российских оценок о поглощающей способности лесов и взаимного одобрения углеродных единиц, эмитированных в разных странах.
Владимир Путин обратился к участникам саммита с видеообращением, в котором отметил, что «сохранение лесов и других природных экосистем является одной из ключевых составляющих международных усилий по решению проблемы глобального потепления, сокращению эмиссии парниковых газов». «Россия опирается на уникальный ресурс имеющихся у нас лесных экосистем, их значительный потенциал по поглощению углекислого газа и выработке кислорода. Ведь в нашей стране расположено около 20% всех мировых лесных массивов».
Это отражено в проекте стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 г. Ее базовый сценарий предусматривает «полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных вырубок», что приведет к снижению углеродоемкости ВВП России по сравнению с уровнем 2017 г. на 9% к 2030 г. и на 48% к 2050 г. В то же время, за последние 20 лет темп снижения углеродоемкости российского ВВП выше, чем в Европе, США и Китае и в 2 раза опережает среднемировые показатели.
Путин не случайно продвигает тему лесов. Фактически, это переориентирует глобальную экологическую повестку. Изменения в мировой промышленной политике и переход к зеленым технологиям болезненны и дорого обходятся для многих развивающихся стран, в то время как леса являются политикой чистой окружающей среды, что актуально для многих стран, включая Европу и Латинскую Америку. На пути к сохранению климата решения могут быть разными: необходимо не только перестраивать промышленное произ-водство и сокращать выбросы CO2, но и реализовывать такие проекты, в которых сама природа будет поглощать углекислый газ.
Минэкономразвития России представило на утверждение правительства стратегию низкоуглеродного развития, направленную на обеспечение углеродной нейтральности к 2060 г. Стратегия предполагает, что доля угольной генерации в структуре энергопотребления России снизится примерно до 4-5% к 2050 г., по сравнению с 12-13% в настоящее время.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).