Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе наблюдался рост спотовых цен энергетического угля в Европе почти до 400 долл./т. на фоне ралли на рынках газа и электроэнергии.
Котировки газа на прошедшей неделе достигали 2600 долл./1000 м3 (+400 долл./1000 м3 или +18.2% к 10.08.2022 г.), скорректировавшись по состоянию на 17 августа до 2400 долл./1000 м3. Растущий тренд на рынке газа продолжается в связи с сохраняющимся ограничением прокачки по Северному потоку-1 со стороны России и заявлением Норвегии о невозможности нарастить объемы поставок в адрес Европы. Стоимость электроэнергии на хабе TTF подскочила до 225.10 евро/МВтч (+33.47 евро/МВтч или +17.5% к 10.08.2022 г.).
Из-за экстремальной жары в ЕС уровень воды в районе города Кауб, особенно мелководном месте на реке Рейн, упал до 33 см против 52 см неделей ранее, что продолжает существенно ограничивать возможности транспортировки угля к электростанциям в Германии. В результате текущей ситуации правительство планирует на законодательном уровне закрепить приоритет перевозки угля и нефтепродуктов по железной дороге на ближайшие 6 месяцев, что уже на следующей неделе может подтолкнуть конечных потребителей к бронированию поставок грузов на 4 квартал 2022 г. Запасы на складах ARA удерживаются на исторических максимумах выше 8 млн т.
Рост на энергетическом рынке Европы подтолкнул вверх индексы южноафриканского материала выше 365 долл./т. Поставки угля по-прежнему ограничены в связи с сохраняющимися логистическими проблемами на железнодорожной линии Transnet, вызванными нехваткой локомотивной тяги и воровством кабеля. Объемы экспорта ЮАР в адрес Европы по итогам 1 полугодия 2022 г. выросли в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что усиливает корреляцию между этими рынками. Южноафриканская угольная компания Thungela скорректировала свой прогноз по добыче угля на 2022 г. в сторону понижения с 14-15 млн т. до
13-13.6 млн т. или на 8%. Понижение прогноза также частично обусловлено ростом себестоимости производства в результате инфляции.
В Китае спотовые цены на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao поднялись за неделю до 170 долл./т. Укрепление котировок на китайском рынке обусловлено существенным ростом потребления угля из-за рекордного спроса на мощности кондиционирования воздуха. Поддержку ценам также оказывает восстановление работы химических предприятий и спрос со стороны цементных заводов благодаря государственной поддержке инфраструктурных проектов.
На юге Китая сохраняется высокая температура и засуха, что привело к сокращению гидрогенерации. В связи с этим Сычуань, крупнейшая в Китае провинция по производству гидроэлектроэнергии, с 15 августа ввела нормирование энергопотребления в 19 городах, что стало самым масштабным ограничением энергопотребления в стране с начала текущего года. Данные факторы, как ожидается, поддержат спрос на импортный уголь.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 175 долл./т. FOB Kalimantan. Котировки индонезийского угля продолжают двигаться вниз в связи с сокращением спроса в Индии, где наблюдается рост запасов на складах, что также привело к отмене нескольких тендеров Coal India. Кроме того, давление на индексы оказывает растущая конкуренция со стороны российских поставщиков и снижение спроса со стороны Китая, существенно нарастившего внутреннюю добычу.
Котировки австралийского угля 6000 выросли выше 435 долл./т. на фоне увеличившейся активности со стороны потребителей в странах АТР, включая Южную Корею и Японию, где Австралия по-прежнему занимает лидирующие позиции. Бюро метеорологии Австралии выпустило предупреждение о вероятности прихода на континент этой осенью погодного явления Ла-Нинья, сопровождающегося дождями и наводнениями.
Восстановление котировок австралийского металлургического угля после длительного снижения продолжилось, достигнув уровня выше 265 долл./т., благодаря растущему спросу на спотовом рынке, в том числе за счет новых сделок отдельных игроков, ранее остававшихся в стороне на падающем рынке. При этом на рынке стали особого улучшения фундаментальных факторов не наблюдается.
BHP заявила о своем решении не делать масштабных инвестиций в BMA, компанию осуществляющую добычу металлургического угля в штате Квинсленд и являющуюся совместным предприятием BHP и японской Mitsui. По словам представителя BHP, это обусловлено ростом налоговой нагрузки в рамках государственной инициативы по увеличению роялти в угольной отрасли, которое произошло 1 июля 2022 г.
К эмбарго на поставки российского угля в ЕС добавили запрет на перевозку угля из РФ в любую точку мира
10 августа, в день вступления в силу эмбарго на поставки российского угля в страны Евросоюза, Еврокомиссия внесло пояснения, в соответствии с которыми запрет распространяется также на транспортировку угля из России в любую точку мира компаниями из ЕС. Данный запрет включает предоставление страховых и финансовых услуг, которые оказывают компании из Евросоюза, независимо от того, какое происхождение имеет логистическая компания.
Пояснения стали неожиданностью для участников рынка, в первую очередь для европейских судовладельцев и страховых компаний. Председатель комитета по санкциям крупнейшей международной группы P&I Clubs (IGP&I), в которую входят клубы взаимного страхования морских перевозок, заявил, что для страховщиков данная инициатива создает значительные трудности. Согласно письму британского клуба, разосланному другим участникам, входящим в IGP&I, большинство из клубов попадают под юрисдикцию ЕС.
Все клубы группы, в том числе зарегистрированные за пределами ЕС, опираются на программу страхования, которая напрямую зависит от участия перестраховщиков из Евросоюза. Эмбарго на российский уголь было одобрен Евросоюзом в рамках пятого пакета санкций. В ЕС считают, что это окажет влияние на 25% всего российского экспорта угля.
Ж/д погранпереход на границе РФ и КНР увеличит пропускную способность
Российско-китайский железнодорожный погранпереход Махалино (Камышовая) - Хуньчунь перейдет на круглосуточный режим работы в режиме 24/7 с 1 сентября 2022 г.
Управление пунктами пропуска китайской провинции Цзилинь сообщила о готовности перейти на круглосуточный режим. Махалино оформляет железнодорожные составы круглосуточно с конца марта. Ранее пункт работал с 9:00 до 21:00.
Синхронизация работы погранпереходов обеих стран даст возможность увеличить пропускную способность Махалино-Хуньчунь. Основным грузом, следующим через погранпереход является российский уголь, экспортируемый в Китай.
В 2021 г. угольный экспорт через Махалино-Хуньчун увеличился до 2.62 млн т. (+0.04 млн т. или +1.6% к 2020 г.).
В январе-июле поставки угля в Китай через Махалино-Хуньчунь составили 1.85 млн т. (+0.09 млн т. или +5.1% к январю июлю 2021 г.).
Общий ж/д экспорт российского угля через российско-китайские пограничные переходы в январе-июле 2022 г. снизился до 4.1 млн т. (-0.4 млн т. или -8.9% к аналогичному периоду 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском угольном рынке наблюдалось резкое укрепление спотовых котировок выше 410 долл./т. на фоне возвращения цен на газ и электроэнергию к историческим максимумам.
Цены на газ в Европе впервые с марта 2022 г. поднялись выше 2300 долл./1000 м3 (+700 долл./1000 м3 или +39% к 20.07.2022 г.) после сообщений о том, что мощность прокачки газа по Северному потоку-1 с 27 июля в результате остановки работы еще одного турбинного двигателя Siemens снизится с 67 млн м3 до 31 млн м3, то есть с 40% до примерно 19% от максимальной мощности газопровода. Страны ЕС согласовали предложенный Еврокомиссией компромиссный план по сокращению потребления газа всеми государствами-членами на 15% (что эквивалентно 45 млрд м3) с 01.08.2022 г. по 31.03.2023 г. любыми доступными способами, включая увеличение потребления других энергоносителей. В связи с этим МЭА ожидает увеличения использования мощностей угольных электростанций, а также потребления угля в ЕС по итогам 2022 г. на 7%.
Цены на южноафриканский материал укрепились до 320 долл./т. вследствие увеличения спроса со стороны индийских потребителей и сокращения запасов на терминале RBCT в Южной Африке до 2.3 млн т. (-0.5 млн т. к 20.07.2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR FOB Qinhuangdao снизились за неделю на
10 долл./т. до 174 долл./т. На внутреннем рынке Китая фиксируется снижение цен, вызванное увеличением добычи и сокращением спроса со стороны конечных потребителей угля на фоне падения индексов предпринимательской и потребительской уверенности.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 185 долл./т. FOB Kalimantan. Китайские потребители сохраняют интерес к низкокалорийному углю из Индонезии и используют его для смешивания с более высококалорийным углем внутреннего производства или российским материалом.
При этом индонезийские производители энергетического угля обсуждают пересмотр планов по добыче на 2022 г. в сторону понижения в связи с нехваткой горнорудной техники и неблагоприятными погодными условиями. В результате ограничивающих факторов добыча по итогам текущего года может составить 630-640 млн т. вместо планируемых правительством 663 млн т.
Котировки высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 417 долл./т. FOB Newcastle.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel заключила с Glencore контракт на поставку энергетического угля 6322 GAR из Австралии на финансовый 2022 г. (до марта 2023 г.) по цене 375 долл./т. Данная цена может стать бенчмарком для заключения других сделок в Азии. Однако не все уверены, что цена Nippon Steel может выступать в качестве ориентира для других конечных потребителей. Для своих электростанций Nippon Steel получает от Glencore 2-3 млн т. энергетического угля в год.
Котировки металлургического угля продолжили снижение. Индекс австралийского металлургического угля составил 191.00 долл./т. FOB Australia. Цены упали ниже уровня в 200 долл./т. в связи со слабым спросом со стороны производителей стали.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 6.4% в первом полугодии 2022
В первом полугодии 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 109.8 млн т. угля (-7.5 млн т. или -6.4% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 32.1 млн т. (-2.0 млн т. или -5.9%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 77.7 млн т. (-5.5 млн т. или -6.6%).
Открытым способом угольные компании добыли 71.8 млн т. (-0.4 млн т. или -0.6% к январю-июню 2021 г.), производство подземным способом составило 38.0 млн т. (-7.1 млн т. или -15.7%).
В январе-июне 2022 г. потребителям было поставлено 88.1 млн т. угля (-10.8 млн т. или -10.9%), в том числе на экспорт 58.6 млн т. (-11.2 млн т. или -16.0%), российским металлургическим компаниям 15.9 млн т. (-1.0 млн т. или -5.9%), местным угольным электростанциям 8.5 млн т. (+0.5 млн т. или +6.3%).
По состоянию на 1 июля 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.4 млн т. (+5.0 млн т. или +34.7% к 1 июля 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжается пятый месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Россия выделит 1.5 млрд долларов на развитие ж/д инфраструктуры в Иране
Россия планирует выделить 1.5 млрд долл. на развитие международного транспортного коридора Север – Юг (МТК), соглашение о создании которого было подписано в 2000 г. Ожидается, что в новых геополитических условиях реализация проекта будет гораздо более активной и займет 3-5 лет.
В рамках этого коридора выделяют три маршрута:
· Западный сухопутный: Россия – Азербайджан – Иран (Самур – Астара – Решт – порты Индийского океана).
· Транскаспийский из российских портов Астрахань, Оля и Махачкала по Каспийскому морю до иранских портов Энзели, Ноушер и Амирабад; далее по территории Ирана до портов, расположенных на побережье Индийского океана.
· Восточный сухопутный: Россия – Казахстан – Туркмения – Иран (Жанаозен – Берекет – Акяйла – Горган – порты Индийского океана).
Для полноценной работы МТК, связывающего Индию, Иран и Россию, с предполагаемой пропускной способность до 30 млн т. грузов в год, требуется строительство недостающего железнодорожного участка от Решты (Иран) до Астары (Азербайджан) протяженностью 164 км.
Реализация проекта даст возможность значительно нарастить экспорт российского угля индийским потребителям. В силу географического расположения Индии российские поставщики при морских перевозках угля как из портов Дальнего Востока, так и терминалов Северо-Запада и Юга России сталкиваются со сложностями, обусловленными дорогим фрахтом из-за длинного транспортного плеча. Альтернативный международный транспортный коридор позволит существенно сократить транспортные издержки, примерно вдвое уменьшить сроки поставки и усилить конкурентоспособность российского угля на рынке Индии.
Во время своего официального визита в Тегеран 19.07.2022 г. Владимир Путин подтвердил готовность российской стороны заняться строительством железной дороги от Решты до Астары.
В настоящее время грузы на этом отрезке перевозятся автотранспортом, ограничивая пропускную способность из-за необходимости перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой. Строительство железной дороги позволит увеличить грузопоток по коридору до 10 млн т. в год.
Также планируется электрификация иранской линии Гармсар – Инче-Бурун протяженностью 495 км, которую запустили в начале 2017 г. и планировали модернизировать, но в 2020 г. работы были приостановлены. Скорость транспортировки грузов в данном направлении может вырасти в 3 раза при снижении стоимости перевозки на 10–20%, а объем перевозок – вырасти на 10–15 млн т. в год.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе наблюдалось падение спотовых котировок на уголь в Европе ниже 335 долл./т., что обусловлено коррекцией цен на рынках газа, нефти и электроэнергии, а также рекордным уровнем запасов на складах ARA, удерживающихся на исторических максимумах в 8.1 млн т. (-0.1 млн т. к 27.07.2022 г.).
В результате заявлений представителей американского СПГ-терминала Freeport о полноценном возобновлении экспорта в начале октября текущего года цены на газ в Европе откатились до 2100 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3
или -10% к
27.07.2022 г.). Кроме того, уровень запасов газа в подземных хранилищах ЕС превысил 70%, а Польша заполнила свои хранилища на 100%.
Из-за засушливых погодных условий в ЕС уровень воды в реке Рейн находится на рекордно низкой отметке за многие десятилетия. В ближайшие дни уровень может упасть до 47 см. При падении уровня реки до 40 см судоходство станет невозможным. Низкий уровень воды привел к сокращению доступности барж для перевозки угля конечным потребителям, а те суда, которые еще могут использоваться, перевозят на 75% меньше груза, чем обычно, в связи с чем стоимость транспортировки угля достигла исторических максимумов, подскочив в 1.5 раза.
Цены на южноафриканский уголь упали ниже 305 долл./т. вслед за европейскими котировками на фоне снижения спроса со стороны индийских и пакистанских потребителей.
Южноафриканский железнодорожный оператор Transnet планирует увеличить локомотивную тягу на ветке, ведущей к угольному терминалу RBCT, что позволит через несколько дней увеличить отгрузки с 1.1 млн т. до 1.4 млн т. в неделю. Transnet также планирует обеспечить перевозку не менее 60 млн т. угля в финансовом 2022 г. против 58.3 млн т. в 2021 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали за неделю на
4 долл./т. до 170 долл./т. На китайском внутреннем рынке продолжается снижение цен из-за невысокого спроса и достаточного предложения. Участники рынка уже не ожидают этим летом существенного роста котировок ввиду скорого сокращения спроса на кондиционирование воздуха. Совокупные поставки в порты Бохайского залива (Qinhuangdao, Huanghua, Jingtang и Caofeidian) составили в июле 1.95 млн т., увеличившись на 18% по сравнению с июлем 2021 г. Таким образом, запасы угля в портах достигли 24.36 млн т. по состоянию на 31.07.2022 г. против 19.06 млн т. годом ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 185 долл./т. FOB Kalimantan. Спрос со стороны Индии оказался ограничен в связи с логистическими проблемами в портах страны, вызванными большим объемом угля на складах, в результате чего период ожидания судов увеличился до 10-15 дней. Власти Индии 27 июля призвали Indian Railways выделить дополнительные вагоны для разгрузки складов в портах восточной части страны.
Котировки австралийского угля 6000 скорректировались ниже 400 долл./т. после сообщений о том, что власти Нового Южного Уэльса не будут ограничивать экспорт в пользу поставок на внутренний рынок, поскольку запасы на электростанциях достигли достаточного уровня.
Индексы австралийского металлургического угля продемонстрировали отскок выше
200 долл./т. после длительного падения, но остаются по-прежнему почти в два раза ниже цен на энергетический материал, в связи со слабым спросом со стороны производителей стали. Поддержку ценам также оказало сообщение о том, что в компании Illawarra Metallurgical Coal (IMC), осуществляющей добычу металлургического угля в Новом Южном Уэльсе и принадлежащей South32, ожидается забастовка работников, стремящихся добиться пересмотра условий оплаты труда. В настоящее время компания также ведет переговоры с профсоюзами в отношении работников на шахтах Appin и Dendrobium.
Кузбасские угольщики могут получить скидки на ж/д перевозки угля в западном направлении
Власти Кузбасса, крупнейшего угольного региона России, рассматривают возможность введения скидок на экспортные железнодорожные перевозки в западном направлении в качестве меры стимулирования экспорта угольной продукции в страны АТР, что, в частности обусловлено ожидаемым увеличением падения объемов отгрузки угля в Европу в связи со вступлением в силу эмбарго в ЕС с 10 августа 2022 г.
Данные меры должны позволить создать дополнительные маршруты вывоза угля в страны АТР через порты, расположенные в западной части страны.
Также предлагается покрыть часть транспортных издержек за счет восстановления понижающих коэффициентов к тарифам РЖД на доставку энергетического угля в размере 0.895 и за дальность перевозок в размере 0.4.
Возможности Восточного полигона РЖД по-прежнему ограничены и не позволяют существенно нарастить железнодорожные объемы отгрузки угля в дальневосточные порты и через погранпереходы.
С 1 июня 2022 г. российское правительство увеличило тарифы на железнодорожные перевозки угля на 11%, что усилило давление на российских поставщиков, особенно на производителей энергетического угля на фоне западных санкций, высокой стоимости фрахта, роста ставок перевалки в портах и укрепления курса рубля. Кроме того, в текущих условиях на мировом рынке российские экспортеры вынуждены предоставлять значительные скидки к международным индексам, зачастую превышающие 50%.
В 1 полугодии 2022 г. экспорт угольных компаний Кузбасса через порты и погранпереходы восточного направления снизился до 50.3 млн т. (-3.4 млн т. или -6.3% к аналогичному периоду 2021 г.). Отгрузки в западном направлении сократились существеннее до 53.6 млн т. (-6.0 млн т. или -10% к 1 полугодию 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе спотовые котировки энергетического угля в Европе укрепились выше 350 долл./т., что обусловлено сохраняющейся высокой волатильностью на энергетических рынках, а также экстремальной жарой в ЕС, следствием которой стало ограничение загрузки ряда угольных и атомных электростанций в Германии и Франции.
Из-за высоких температур в ЕС уровень воды в реке Рейн, одной из главных транспортных артерий региона, упал до 46 см, что уже привело к перебоям в работе нескольких угольных электростанций энергоконцерна Uniper в Германии (Staudinger мощностью 510 МВт и Datteln мощностью 1.1 ГВт), а также ограничению загрузки первой выведенной из резерва электростанции Mehrum мощностью 752 МВт. Ожидается, что через несколько дней уровень воды опустится ниже отметки 40 см и судоходство станет невозможным. Запасы на складах ARA продолжают удерживаться на исторических максимумах выше 8 млн т. на фоне логистических проблем с поставкой угля баржами немецким генерирующим компаниям.
Атомная генерация во Франции снижается из-за проблем с коррозией, охлаждением, а также техническим обслуживанием АЭС, которое традиционно приходится на летний период, когда потребление энергии должно снижаться.
Цены на южноафриканский уголь немного отыграли падение на прошлой неделе, поднявшись выше 312 долл./т., вслед за ростом европейских индексов, в то время как индийские потребители продолжают наращивать объемы импорта российского материала, поставляемого со значительным дисконтом, используя его вместо южноафриканской продукции или путем смешивания российского угля 6000 ккал/кг с южноафриканским 4800 ккал/кг. Некоторые индийские электростанции тестируют смесь российского и индонезийского угля. Индийские генерирующие компании отмечают, что материал из России с содержанием летучих 22-25% может полностью заменить поставки из ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 169 долл./т. Снижение котировок на рынке КНР замедлилось на фоне роста несчастных случаев на шахтах. Поддержку ценам также оказало возобновление работы нескольких химических предприятий и рост спроса со стороны производителей цемента благодаря государственной поддержке инфраструктурных проектов.
Китайские региональные власти заявили, что на угольных предприятиях в основных добывающих регионах, включая Shanxi, Shaanxi, Inner Mongolia, Gansu и Shandong, будут проведены внеплановые проверки соблюдения мер безопасности.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 175 FOB из-за невысокой активности индийских потребителей, занявших выжидательную позицию в расчете на дальнейшую коррекцию цен.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии приняло решение запретить нескольким десяткам производителей экспортировать уголь в связи с нарушением обязательств по поставкам на внутренний рынок. Власти отмечают, что запрет будет носить ограниченный характер и коснется небольших горнодобывающих компаний.
Котировки высококалорийного австралийского угля опустились до 397 долл./т. на фоне снизившейся активности со стороны потребителей в странах АТР. Результаты тендеров, проведенных в Южной Корее, также указывают на нисходящий тренд.
Индексы австралийского металлургического угля после длительного падения продолжили укрепляться выше 225 долл./т. благодаря росту спроса на спотовом рынке. Дополнительную поддержку ценам оказало решение правительства не выдавать разрешение на строительство нового разреза в штате Квинсленд по причине его близкого расположения к заповедным зонам. Проект, предполагающий добычу 2 млн т. с дальнейшим увеличением до 10 млн т. угля в год, был предложен компанией Central Queensland Coal Proprietary Limited.
Индийские потребители отходят от доллара в расчетах за российский уголь
Иностранные покупатели постепенно отказываются от доллара США в расчетах за российский уголь. Так, индийские компании все чаще прибегают к национальным валютам других стран, среди которых доминирует юань. Данная динамика обусловлена стремлением индийских контрагентов к снижению рисков нарушения западных санкций на фоне роста поставок российского сырья.
В июне индийские потребители оплатили валютами, отличными от доллара, 742 тыс.. т. или 44% от поставок российского угля в Индию. При этом на юани пришлось 31% платежей, на гонконгские доллары – 28%, на евро — меньше 25%, а на дирхам ОАЭ — около 16%.
Так, компания Распадская, которая еще год назад не осуществляла транзакции в юанях, хранит на своих счетах китайскую валюту в эквиваленте 92 млн долл. и сокращает количество долларовых активов.
Участники рынка ожидают, что в дальнейшем количество недолларовых платежей в расчетах с российскими угольными экспортерами будет только увеличиваться.
В июле Россия стала третьим крупнейшим поставщиком угля в Индию. Индия сократила импорт южноафриканского материала и нарастила поставки из России до 2.1 млн т. (+0.4 млн т. или +20% к июню 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.