Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдался существенный рост котировок энергетического угля выше 420 долл./т. на фоне продолжающегося удорожания стоимости электроэнергии и газа из-за сокращения российских поставок в результате плановых и внеплановых остановок Северного потока-1. Еще одним драйвером роста цен на уголь стали планы европейских стран по активному увеличению использования угольной генерации, а также погодные условия в Центральной Европе, где температура воздуха 18–19 июня превысила 40°C.
Цены на уголь в Европе превысили исторический максимум, зафиксированный на уровне 417 долл./т. в начале марта 2022 г. Цены на газ выросли на 15% до 1385 долл./1000 м3 (+185 долл./1000 м3 к 15.06.2022 г.). Министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек признал, что ситуация с запасами газа в стране на зимний период остается критичной и призвал к экономии газа и расширению использования угля. В связи с этой ситуацией 08.07.2022 г. в Германии пройдет голосование по законопроекту, предусматривающему перезапуск резервных угольных электростанций совокупной мощностью 10 ГВт. При этом увеличение поставок Газпромом по Северному потоку-1 пока не ожидается, поскольку немецкий концерн Siemens по-прежнему не может вернуть Газпрому турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций.
Высококалорийный южноафриканский материал подорожал выше 360 долл./т. вслед за европейским рынком.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR скорректировались вниз до 187.5 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлено ростом добычи внутри страны и введенными ценовыми ограничениями. Кроме того, негативное влияние на восстановление экономической и промышленной активности на прошедшей неделе оказало существенное ухудшение погодных условий, включая наводнения в центральных и южных регионах страны.
С начала года Китайские власти согласовали строительство новых 28 угольных электростанций мощностью 37 ГВт, тогда как за весь 2021 г. показатель составил 33 ГВт. Новые мощности, введение в эксплуатацию которых ожидается в 2024 г., по консервативным оценкам, будут потреблять не менее 74 млн т. угля в год. На текущий момент в КНР насчитывается около 1000 ГВт мощностей угольных электростанций.
Котировки австралийского материала значительно укрепились до 400 долл./т. на фоне растущего спроса на европейском рынке. Штат Новый Южный Уэльс, где в основном добывается энергетический уголь, рассматривает введение мер, которые позволят перенаправить часть экспортируемого угля на внутренний рынок с целью борьбы с энергетическим кризисом.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 193 долл./т. FOB Kalimantan, оставаясь под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских покупателей, что также обусловлено доступностью поставок из России. Индийские трейдеры также занимают выжидательную позицию в преддверии тендера Coal India на импорт 8.4 млн т. угля в страну.
Котировки австралийского металлургического угля продолжили снижаться до уровня 350 долл./т. ввиду низкой активности покупателей, вызванной падением цен на сталь и планируемым сокращением производства металлургическими предприятиями.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 4.8% в январе-мае 2022
В январе-мае 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 93.1 млн т. угля (-4.7 млн т. или -4.8% к январю-маю 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 27.1 млн т. (-1.6 млн т. или -5.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 66.0 млн т. (-3.1 млн т. или -4.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 60.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.3% к январю-маю 2021 г.), производство подземным способом составило 32.3 млн т. (-4.5 млн т. или -12.2%).
В январе-мае 2022 г. потребителям было поставлено 74.3 млн т. угля (-8.0 млн т. или -9.7%), в том числе на экспорт 49.3 млн т. (-8.2 млн т. или -14.3%), российским металлургическим компаниям 13.5 млн т. (-0.6 млн т. или -4.3%), местным угольным электростанциям 7.0 млн т. (+0.2 млн т. или +2.9%).
По состоянию на 1 июня 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.0 млн т. (+4.1 млн т. или +27.5% к 1 июня 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжается четвертый месяц подряд на фоне логистических проблем и международных санкций против России (см. график ниже).
Минэнерго ожидает снижения добычи и экспорта угля в 2022 году
По данным Минэнерго добыча угля в России по итогам 2022 г. может упасть до 365 млн т. (-73 млн т. или -17% к 2021 г.). При этом объемы российского экспорта угля могут снизиться до 156 млн т. (-67 млн т. или -30% к 2021 г.).
Минэнерго сообщило, что данные представляют наиболее негативный вариант прогноза, рассчитанный с учетом вступления в силу полного эмбарго на российский уголь.
В начале апреля ЕС в рамках очередного пакета санкций ввел запрет на ввоз угля из РФ с августа 2022 г.
Российские поставщики угля стремятся перенаправить экспортные поставки, предназначавшиеся для Атлантического рынка, в страны АТР, но ограниченные железнодорожные пропускные способности БАМа и Транссиба препятствуют значительному увеличению грузопотоков в адрес портов Дальнего Востока.
Российские поставщики ищут новые возможности и маршруты экспорта угля
Российские угольщики обратились к правительству с предложением организовать перевозки угля на экспорт водным путем, по реке Амур, что позволило бы снять часть грузопотока с узких мест БАМа и Транссиба.
Транспортировка по Амуру уже осуществляется баржами в адрес китайских потребителей, но пока в небольших объемах. Торговый потенциал этого маршрута мог бы значительно вырасти в случае развития угольного терминала в порту Николаевск-на-Амуре, где уголь можно было бы перегружаться с барж на крупнотоннажные балкеры. Данный проект позволил бы частично разгрузить Восточный полигон.
Компания А-Проперти, владеющая Эльгинским угольным месторождением, приняла решение строить собственную железнодорожную ветку от Эльги к побережью Охотского моря, где также будет построен угольный терминал мощностью 30 млн т. в год. Как сообщалось в апреле, уже построено 20 км дороги, также в этом году начнется строительство порта в поселке Чумикан. Оба объекта планируется ввести в эксплуатацию в первом квартале 2025 г. Газпромбанк выступает финансовым партнером проекта А-Проперти по строительству частной железной дороги, а также порта Эльга в Хабаровском крае. По оценке Газпромбанка, проект позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля из Якутии в Хабаровский край и разгрузить Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали за счет перенаправления объемов Эльгинского месторождения по альтернативному маршруту.
Угольные компании РФ, столкнувшиеся с западными санкциями, сформулировали предложения по господдержке отрасли. Основные предложения связаны с расширением БАМа и Транссиба, а также с увеличением пропускной способности сухопутных погранпереходов с КНР. Кроме того, экспортеры просят создать для транспортировки угля дополнительные мощности балкерного флота.
Из-за санкций многие контрагенты отказались от выполнения контрактов, нарушена логистика и прервано обслуживание оборудования, появились сложности фрахтования судов, заморожены зарубежные счета отдельных трейдеров. Изменение правил перевозки на Восточном полигоне, лишившее уголь какого-либо приоритета относительно других грузов при вывозе на восток, а также рост тарифов РЖД стали дополнительными негативными факторами, препятствующими экспорту российского угля на мировые рынки.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На европейском рынке наблюдался рост котировок энергетического угля, составивших к концу недели 330 долл./т., сопровождавшийся высокой волатильностью индексов на фоне спекулятивных торгов на бумажном рынке, неопределенности с поставками российского газа из-за отказа ряда европейских стран платить за топливо в рублях и ввода частичного эмбарго на российскую нефть. При этом запасы угля на терминалах ARA увеличиваются 5 недель подряд, превысив отметку в 6.7 млн т. (самый высокий показатель с сентября 2020 г.), что может привести к коррекции цен в краткосрочной перспективе.
Цены на южноафриканский материал следовали за индексами европейского рынка, закрывшись на уровне 325 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны ЕС в преддверии полного запрета на импорт российского угля с 10 августа 2022 г. Официальный представитель южноафриканской компании Transnet сообщил, что железнодорожную линию, соединяющую угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay Coal Terminal (RBCT), по-прежнему планируется закрыть с 12 по 21 июля 2022 г. на плановое техническое обслуживание. Запасы угля в порту Richards Bay увеличились выше 3 млн т. (+1 млн т. к маю 2022 г.), что, тем не менее, значительно ниже исторических запасов на уровне 5 млн т., необходимых для обеспечения бесперебойной работы терминала на время ремонтных работ на железной сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR снизились до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлено ростом запасов угля на электростанциях и снижением потребления электроэнергии в ряде провинций КНР в связи с введенными локдаунами из-за недавней вспышки Covid-19. В текущее время основные угледобывающие провинции на востоке Китая снимают ограничения на поставки угля. Китай планирует расширить пакеты мер стимулирования экономики для достижения экономического роста во втором квартале. В связи с прогнозируемым дефицитом энергоснабжения в летний период правительство страны предложило ускоренную выдачу лицензий для новых угольных проектов, отвечающих стандартам безопасности.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала ниже 415 долл./т. Европейский спрос на австралийский энергетический уголь также снизился после того, как запасы на терминалах ARA достигли пятилетних максимумов.
Ключевой угольный регион Австралии Hunter Valley продолжает испытывать трудности из-за неблагоприятных погодных условий, сокращая объемы добычи угля и графики погрузки. Штормовая погода нарушила погрузку в портах Newcastle и Kembla, оба порта были закрыты с 31 мая.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR снизился до 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала упали на фоне сокращения спроса со стороны Китая. Начало сезона муссонов в некоторых районах Индии также привело к снижению закупок индонезийского угля индийскими потребителями.
Из-за падения цен на сталь ряд крупных металлургических компаний на рынке АТР занял выжидательную позицию, рассчитывая на коррекцию котировок, что привело к снижению цен на австралийский металлургический уголь ниже 420 долл./т.
РЖД повысило ж/д тарифы на 11%
28 мая 2022 г. российское правительства опубликовало распоряжение, устанавливающее дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня 2022 г. Повышение не затронет импорт потребительских товаров и внутренних перевозок продовольствия и стройматериалов.
Кроме того, согласно приказу ФАС от 26 мая с 1 июня до 31 августа 2022 г. отменяются понижающие коэффициенты на перевозку угля, включая 0.4 за дальность и 0.895 для перевозок энергетического угля на экспорт.
Среди грузоотправителей, больше всего пострадают угольщики, в первую очередь Кузбасса, так как остальные регионы находятся ближе к портам.
По сообщению ФАС данные меры призваны помочь реализации инвестпрограммы ОАО РЖД в запланированном объеме, поскольку общий объем финансирования, недополученного РЖД вследствие общего снижения погрузки и грузооборота, а также удорожания кредитных ресурсов и инфляционного давления, превышает 620 млрд руб. (10 млрд долл.).
Участники рынка видят в принимаемых мерах выгоду исключительно для РЖД и рост тарифов никак не способствует улучшению ситуации с грузоперевозками. При этом выгода будет краткосрочной, в связи с тем, что дополнительная нагрузка на грузоотправителей приведет к снижению объемов погрузки. В результате производство и инвестиционные планы компаний неизбежно сократятся, что негативно отразится на промышленности, в первую очередь на угольной и металлургической отраслях. В итоге у РЖД снова возникнет проблема выпадающих доходов из-за снижения отгрузки. Данный подход не создает для РЖД стимулов ускоренно решать остро стоящие перед грузоотправителями вопросы переориентации грузопотоков на восток и юг, а также расшивки узких мест на сети железных дорог.
По мнению грузоотправителей, РЖД имеет смысл направить полученные средства на улучшение ключевых показателей эффективности, таких как скорость доставки и грузооборот, чего пока не наблюдается, невзирая на усилия и субсидии государства. Если бы РЖД выполнило инвестпрограмму по Восточному полигону с расширением, как заложено в комплексный план модернизации инфраструктуры, со 144 до 158 млн т. в 2022 г., то места хватило бы всем, и даже на дополнительные грузы.
В целом рост железнодорожных тарифов на фоне высокой стоимости фрахта и западных санкций усиливает давление на российских поставщиков, особенно на производителей энергетического угля.
Расширением БАМа и Транссиба могут заняться частные компании
Проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей хотят реализовать Газпромбанк и группа Бамтоннельстрой-Мост. Компании планируют обеспечить расширение Восточного полигона железной дороги на основе механизма концессии. В рамках проекта ‘Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог’ планируется построить тоннели, ж/д и инфраструктурные сооружения и достигнуть к 2035 г. провозной способности на этом направлении в 260–280 млн т., что крайне важно для портовых мощностей Приморского и Хабаровского краев, испытывающих проблемы с загрузкой.
Фото: Павел Богачев СК МОСТ
Концессионеры готовы вложить в расширение восточных коридоров
1.5 трлн. руб. (24.2 млрд долл.). Модернизация Восточного полигона позволит устранить дефицит пропускной способности и расшить узкие места БАМа и Транссиба.
По мнению Газпромбанка, ‘актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов’.
Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — один из крупнейших инфраструктурных проектов в РФ. Первый этап проекта предусматривал увеличение пропускной способности для всех грузов до 144 млн т. к 2021 г. Реализация второго этапа развития магистралей позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т. в год, его планировалось завершить в 2024 г.
Концессионный механизм является инструментом государственно-частного партнерства. Механизм взаимодействия между концедентом, концессионером и обществом предусматривает, что концессионер принимает обязательства по строительству, реконструкции и дальнейшей эксплуатации объекта концессии, остающегося в собственности концедента, при этом соблюдая интересы общества.
Бамтоннельстрой-Мост — крупнейшее в России строительное предприятие с полувековой историей, на счету которого объекты, построенные на 15 из 17 железных дорог России, все десять тоннелей БАМа, в том числе самый длинный в России и самый сложный по проходке в мире Северомуйский тоннель.
Газпромбанк – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, входящий в тройку крупнейших российских банков по всем основным показателям.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось снижение котировок энергетического угля ниже 320 долл./т. на фоне падения стоимости электроэнергии и цен на газ, прогноза увеличения генерации ВИЭ, а также снижения опасений по поводу дефицита предложения на угольном рынке в связи с ростом запасов на терминалах ARA до 2-летних максимумов. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.2 млн т. (+0.4 млн тонн к 01.06.2022 г.).
Правительство Германии приняло законопроект, позволяющий в случае дефицита газа активировать дополнительные электростанции, работающие на угле и мазуте, что дополнительно усилит безопасность энергоснабжения страны. Резерв таких электростанций в Германии будет создан к 31.03.2023 г.
Цены на южноафриканский материал упали ниже 310 долл./т. вслед за индексами европейского рынка на фоне диверсификации Индией закупок, включая увеличение объемов импорта из Индонезии и поставок российского угля, предлагающегося с дисконтом.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR укрепились до 189 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов. Участники рынка также опасаются, что увеличившиеся запасы на складах представлены в основном низкокалорийным углем, в связи с чем рост спроса приведет к их быстрому исчерпанию.
По данным National Energy Administration, Китай планирует ввести в эксплуатацию
57 ГВт новых мощностей угольной генерации в 2022 г. (+23% к 2021 г.). В рамках инициативы по обеспечению энергетической безопасности инвестиции КНР в ТЭС достигли 2.69 млрд долл. в январе-апреле, увеличившись на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в 2021 г. рост составил 18%, а в 2020 г. наблюдалось снижение на 27%.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, скорректировавшихся ниже 400 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому. Крупные игроки приобретают большие объемы высококалорийного угля, разбивая их на небольшие поставки и перепродавая менее крупным трейдерам.
Вслед за Европой австралийские власти намерены возобновить работу ранее закрытых 30% мощностей угольных электростанций, чтобы преодолеть энергетический кризис, признав, что их вывод из эксплуатации и отказ от инвестиций были преждевременными. Данная инициатива приведет к соответствующему снижению доли экспорта угля. При этом экспорт энергетического угля в апреле 2022 г. снизился до
15.1 млн т. или на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала находились под давлением на фоне сокращения спроса со стороны Китая, где наблюдается увеличение гидрогенерации, рост внутренней добычи и высокие запасы угля на складах. Одновременно с этим поддержку высококалорийному углю оказывает спрос со стороны Японии, Южной Кореи и Тайваня.
Индекс австралийского металлургического угля упал ниже 380.00 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей при цене австралийского угля выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
Япония запретит экспорт горнодобывающего оборудования в Россию
Япония в рамках нового пакета санкций с 17 июня запретит экспорт в Россию продукции, способствующей укреплению промышленной инфраструктуры, включая грузовые автомобили, самосвалы и бульдозеры.
Фото: Колмар
В список запрещенных к экспорту товаров и технологий попали более 300 наименований, среди которых конвейеры, погрузочные и разгрузочные машины, механические экскаваторы, бурильная техника, туннельные экскаваторы и другое оборудование.
Ранее российский Минпромторг заявлял, что большая часть оборудования для добычи угля уже выпускается в России. Наибольшим спросом пользуются электрические экскаваторы отечественного производства, а также буровые установки, конвейерное оборудование, проходческая техника, шахтные погрузочно-доставочные машины.
По сообщению заместителя министра промышленности и торговли Михаила Иванова, с 2015 г. объемы выпуска отечественной техники в этом сегменте увеличились в полтора раза, при этом по отдельным видам горно-шахтной техники еще сохраняется высокая импортная зависимость.
Власти Кузбасса прогнозируют падение добычи угля на 7% в 2022 г.
Власти Кузбасса, где добывается больше половины российского угля, прогнозируют сокращение годовых объемов добычи в регионе на более 7%, если тенденция по снижению объемов отгрузки в северо-западном направлении, связанная с отказом стран Европы от российского угля, сохранится.
Обычно северо-западное направление использовалось российскими экспортерами угля для доставки угля европейским потребителям, но с середины августа
2022 г. ЕС вводит эмбарго на поставки российского угля, и некоторые потребители угля в Европе уже начали искать замену российскому материалу. Например, Польша полностью отказалась от импорта российского угля.
Угольные предприятия Кузбасса в 2021 г. добыли 243.1 млн т. угля, что более чем на 10% превышает объемы угледобычи предыдущего года.
По информации Министерства угольной промышленности Кемеровской области, в январе-мае 2022 г. объемы добычи в регионе сократились на 5.2 млн т. (-5.3% в сравнении с аналогичными периодом прошлого года). При этом все предприятия отрасли продолжают работу и ведут поиск новых рынков сбыта.
Поставки угля с Сахалина в Индию вырастут в 2022 г.
Восточная Горнорудная Компания (ВГК) планирует увеличить объем отгрузок угля в Индию до 2–2.5 млн т. в 2022 г. через порт Шахтерск, расположенный на Сахалине.
Компания разрабатывает крупнейшее на Сахалине угольное месторождение и оперирует портом Шахтерск. В июне 2022 г. порт отгрузил первый кейпсайз со
165 тыс. т. угля, отправившийся в адрес индийских потребителей.
По предварительным оценкам, в 2022 г. экспортная перевалка угля в порту Шахтерск может составить 11.4 млн т. (+1.5 млн т. или +15% к 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 360 долл./т. на фоне резкого роста стоимости электроэнергии и цен на газ из-за сокращения поставок из России в результате технических ограничений Северного потока-1 и аварии на СПГ-терминале Freeport в США. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.5 млн т. (+0.34 млн т. к 08.06.2022 г.).
Росту цен на газ выше 1200 долл./1000 м3 способствовал пожар на американском СПГ-терминале, мощностью 21 млрд м3 в год. Freeport отгружает 68% своей продукции в адрес европейских потребителей, но из-за аварии не сможет возобновить полноценную работу до конца 2022 г. В результате инцидента суточные отгрузки США упали на 14%. Еще одним важным фактором роста цен на газ стало заявление Газпрома о вынужденной остановке еще одного газотурбинного двигателя на Северном потоке-1, в результате чего с 16 июня компания вынуждена сократить объемы до 40% мощности газопровода. Ситуация осложняется тем, что немецкий концерн Siemens не может вернуть турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций.
Южноафриканский материал подорожал вслед за европейским рынком выше 330 долл./т. Южноафриканская компания Thungela сообщила о снижении экспорта угля в первой половине 2022 г. до 6.1 млн т. (-1 млн т. или -14% к аналогичному периоду 2021 г.), что обусловлено ограниченной пропускной способностью железной дороги, ведущей к южноафриканскому порту Richards Bay. Коме того, ж/д оператор Transnet инициирует плановый ремонт железной дороги 12-21 июля, который, тем не менее, может быть отложен из-за техобслуживания на контейнерной линии в результате затопления.
В Китае цены спот 5500 NAR укрепились до 189.50 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов.
Вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн 15.06.2022 г. призвал к обеспечению надлежащего энергоснабжения в условиях растущего спроса на электроэнергию в летний период, что должно быть достигнуто за счет улучшения механизма стимулирования и сдерживания цен на уголь, а также фискальной и финансовой поддержки.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высоких цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, упавших ниже 380 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 193 долл./т. Участники рынка отмечают рост спроса со стороны китайских электростанций на более низкокалорийный импортный уголь, чем они обычно потребляют. Спрос, в частности, обусловлен попыткой китайских электростанций сдерживать расходы из-за давления со стороны властей и инициативой КНР по увеличению поставок в адрес прибрежных электростанций с целью избежать повторения блэкаутов в крупных городах, имевших место в прошлом году.
Индекс австралийского металлургического угля продолжает удерживаться на уровне 380 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей на австралийский металлургический уголь при цене выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
РЖД открывает новый ж/д погранпереход между Россией и Китаем
РЖД планирует этим летом открыть новый железнодорожный переход через границу между Россией и Китаем. Строительство погранперехода Нижнеленинское-Тунцзян завершено и летом объект будет введен в эксплуатацию (см. карту ниже).
Также в РЖД сообщили, что погранпереход Махалино на российско-китайской границе с июля переходит на круглосуточный режим работы.
В начале мая глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что количество пограничных переходов между двумя странами необходимо увеличить.
Кроме того, проект железной дороги Кызыл (Тува) — Курагино (Красноярский край) планируется переориентировать на грузоперевозки в Китай и Монголию. Ранее предполагалось обеспечить выход железной дороги из Тувы на Транссиб. В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна была связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского угольного месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что объем грузоперевозок по новой ветке составит 15 млн т. в год.
В январе-мае 2022 г. ж/д экспорт угля в Китай через погранпереходы составил 2.9 млн т. (-0.45 млн т. или -13.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
Индия может начать вести торговлю с Россией в рупиях
Индия предложила России вести торговлю в рупиях на фоне увеличения объемов российских поставок. Инициатива может быть утверждена в ближайшее время.
Руководство Индии планирует использовать сумму в рупиях, эквивалентную
2 млрд долл., хранящуюся в государственных российских банках ВТБ и Сбербанк. Возможно, что согласование проекта утвердят во время визита российских официальных лиц на этой неделе в столицу Индии.
Индия ранее уже использовала механизм с рупией и рублем. Однако от него пришлось отказаться из-за волатильности рубля. Учитывая крупные объемы торговли между странами депозиты на российских счетах могут увеличиться до 5 млрд долл. к концу 2022 г.
По предварительным оценкам российский экспорт угля в Индию может вырасти до 10-15 млн т. в 2022 г. с 7.5 млн т. в 2021 г.
Добыча угля на шахте Денисовская приостановлена на 90 суток
По требованию Ростехнадзора суд повторно приостановил добычу угля на шахте Денисовская, входящей в группу Колмар.
Ранее на шахте Денисовская в Якутии было выявлено 26 нарушений, в том числе и в области промышленной безопасности. Местный Ростехнадзор провел проверку и выяснил, что нарушения до сих пор не устранены. Местный суд приостановил ведение горных работ на горных выработках шахты сроком на 90 суток.
шахта Денисовская
фото: «Колмар»
В течение этого года на шахте Денисовская было зафиксировано несколько инцидентов. 11 июня 2022 г. произошло задымление шахты на глубине 320 метров. На момент происшествия в шахте находилось 55 человек. Все шахтеры выведены на поверхность, пострадавших нет.
В 2022 г. массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности более 20 шахт и разрезов.
Добыча шахты Денисовская в январе-мае 2022 г. составила 1.8 млн т. (-0.7 млн т. или -28% к январю-маю 2022 г.).
Добыча Колмар в январе-мае 2022 г. увеличилась до 4.5 млн т. (+0.6 млн т. или -15.4%).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).