Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 315 долл./т., впоследствии откатившись на уровень 290 долл./т., что было обусловлено текущей высокой волатильностью, неопределенностью на газовом рынке, ростом цен на газ и снижением объемов ветряной генерации на фоне общего дефицита предложения угля на мировых рынках. По состоянию на 23 марта 2022 г. коэффициент загрузки ветряных электростанций в Германии достиг самого низкого значения с сентября 2022 г., составив всего 0.8 ГВт. По прогнозам экспертов, до 27 марта ветряная загрузка электростанций в Германии не превысит 14%, но затем, может вырасти до 40%. Запасы угля на терминалах ARA составили 2.9 млн т. (+0.2 млн т. к 16.03.2022 г.).
23 марта Путин объявил, что «недружественные» государства будут вынуждены покупать российский природный газ в рублях. После этого заявления спотовая цена на газ в Европе на хабе TTF подскочила в полтора раза до 1048 долл./тыс. м3, впоследствии снизившись до 1027 долл./тыс. м3. Дополнительным фактором роста цен является внеплановое техническое обслуживание крупнейшего норвежского газового месторождения Troll.
Высокая торговая активность индийских трейдеров укрепила котировки южноафриканского материала выше 275 долл./т. После начала военной операции России на Украине спрос Индии на российский уголь сократился. Это связано с неопределенностью в отношении того, как будут осуществляться платежи после исключения России из платежной системы SWIFT. Ожидается, что в ближайшее время котировки южноафриканского материала станут менее волатильными после рекордного взлета, поскольку опасения по поводу европейского энергетического кризиса ослабевают по мере того, как зимний сезон подходит к завершению. Запасы угля на терминале Richards Bay на прошлой неделе снизились до 2.2 млн т. (-0.8 млн т. к 14 февраля 2022 г.)
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR выросли на 7.00 долл./т. до 252 долл./т. FOB Qinhuangdao из-за вспышки COVID-19, которая наряду с проливными дождями в северных провинциях и частыми проверками безопасности на шахтах препятствует увеличению предложения. Также повышению цен способствует неопределенность в отношении поставок угля, в связи с ожидаемым техническим обслуживанием ж/д линии Daqin, которое будет проходить в апреле на протяжении 25 дней.
Индекс австралийского угля 6000 снизился до 250 долл./т., следуя за движением европейского рынка, а также снижением покупательского интереса на фоне логистических проблем, включая доставку грузов по ж/д и увеличение судовых очередей в австралийских портах, что обусловлено проливными дождями, штормами и наводнениями в Австралии.
Высокая волатильность, характерная для текущего состояния мирового рынка угля, также оказала влияние на котировки индонезийского материала 5900 GAR, которые скорректировались до 210 долл./т. после достижения исторических максимумов в первой половине марта 2022 г. Ожидается, что наступающий в апреле мусульманский праздник Рамадан (02 апреля-02 мая 2022 г.) еще больше ограничит предложение из Индонезии в связи с ожидаемым снижением добычи в указанный период.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 580 долл./т. на фоне достаточных объемов спотового предложения на апрель и прогнозируемой благоприятной погоды в Австралии.
Добыча угля в Кузбассе выросла на 2.2% в январе-феврале 2022
В январе-феврале 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 38.0 млн т. угля (+0.8 млн т. или +2.2% к январю-февралю 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 10.6 млн т. (-0.3 млн т. или -2.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 27.4 млн т. (+1.1 млн т. или +4.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 24.7 млн т. (+1.8 млн т. или +7.9% к январю-февралю 2021 г.), производство подземным способом составило 13.3 млн т. (-1.0 млн т. или -7%).
В феврале 2022 г. потребителям было поставлено 13.7 млн т. угля, в том числе на экспорт 8.7 млн т. (-0.3 млн т. или -3.3% к февралю 2021 г.), российским металлургическим компаниям 2.4 млн т. (-0.2 млн т. или -7.7%), местным угольным электростанциям 1.4 млн т. (+0.2 млн т. или +16.7%).
По состоянию на 1 марта 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 17.2 млн т. (+2.3 млн т. или +15.4% к 1 марта 2021 г.).
Австралия не поможет Европе заместить российский уголь
По словам директора австралийской компании New Hope, возможности Австралии по экспорту угля в Европу ограничены. С данным фактом придется столкнуться европейским потребителям угля при поиске альтернативы поставкам из России из-за военной операции на Украине.
Одной из причин является то, что почти весь австралийский уголь уже законтрактован на отправку в адрес таких стран, как Южная Корея, Япония и Тайвань. Кроме того, увеличение предложения маловероятно, несмотря на привлекательность цен, ввиду ограниченного объема свободных мощностей и неблагоприятных погодных условий в Австралии. Кроме того, Австралия никогда не являлась значительным поставщиком для Европы в силу географии и экономической нецелесообразности, в связи с чем организация поставок займет немало времени.
В текущее время Whitehaven Coal Ltd. сообщила о поставке угля в объеме 70 тыс. т. в адрес Украины в рамках правительственного пакета помощи. Whitehaven Coal уже получала запрос на поставку угля в Польшу, где доля угля в энергобалансе достигает 90%. В 2021 г. Польша импортировала из России 8.2 млн т. угля.
При этом по итогам 2021 г. многие страны Европы нарастили импорт угля из России. Германия импортировала 8.7 млн т. (+1.9 млн т. или +28% к 2020 г.), Италия – 5.9 млн т. (+1.1 млн т. или +23% к 2020 г.), Франция – 2.9 млн т. (+0.64 млн т. или +28% к 2020 г.), Великобритания – 1.75 млн т. (+0.36 млн т. или +26% к 2020 г.). В
2021 г. импорт Европы, включая Великобританию и не входящие в ЕС балканские страны, составил более 50 млн т. угля из России или около 46% совокупного импорта.
Добыча на шахте Осинниковская приостановлена после обрушения породы
Местное управление Ростехнадзора наложило временный запрет на ведение горных работ на шахте Осинниковская в Кемеровской области, где в четверг обрушилась порода после выброса угля и газа. В момент ЧП на шахте находилось 119 горняков. По предварительным данным, один человек находится под завалами. Инцидент не привел к взрыву или возгоранию. Ведется расследование причин аварии.
Шахта расположена на юге Кузбасса и входит в состав Распадской угольной компании. На шахте добывают коксующийся уголь марки Ж, его балансовые запасы составляют 390.9 млн т., промышленные — около 160 млн т.
Добыча шахты Осинниковская в 2021 г. составила 1.4 млн т. (-0.5 млн т. или -26% к 2020 г.).
Разрез Киселёвский может приостановить добычу из-за нарушений
В рамках проверки с 10 по 17 марта Ростехнадзор выявил 30 нарушений требований промышленной безопасности на угольном разрезе Киселевский (МелТЭК).
разрез Киселевский
Фото: Siberyak
По результатам проверки в отношении ООО Разрез Киселевский составлен протокол о временном запрете деятельности и выдано предписание с указанием конкретных сроков устранения выявленных нарушений. В числе нарушений - нарушение техники безопасности и отступление от проектной документации. Материалы дела направлены в суд Кемеровской области.
Интенсивность проверок на шахтах и угольных разрезах значительно увеличилась после аварии на шахте Листвяжная, унесшей в прошлом году жизни 51 человека.
Внимание регулятора также привлек пожар в забое шахты им. Рубана, принадлежащей СУЭК, где 19 декабря из-за инцидента также была приостановлена добыча угля (см. CAA Russian Coal Weekly от 24 декабря 2021 г.).
В январе–феврале 2022 г. была приостановлена работа около 15 угледобывающих предприятий. Наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов в ходе массовых проверок способна оказать существенное влияние на объем добычи и предложения российского угля на мировом рынке.
Кроме того, в конце 2021 г. вице-премьер РФ Александр Новак заявил о необходимости отказа от выдачи новых лицензий на подземную (шахтную) добычу угля в Кузбассе. По его словам, по мере истечения срока действия лицензий количество шахт будет сокращаться.
По итогам 2021 г. объем добычи ООО Разрез Киселевский составил 0.8 млн т. (+0.6 млн т. или +337% к 2020 г.). Угольная компания входит в состав группы ООО МелТЭК.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС в очередной раз обновили исторические максимумы на фоне ограниченного предложения материала на мировом рынке и продолжающейся военной спецоперации России на Украине. После начала спецоперации поставки российского угля сократились. Данные о перевозках показывают, что уголь продолжает отправляться из российских портов в Европу, но крупнейшие энергетические компании, включая Centrica, Vattenfall, Orsted и BP, опасаясь возможных санкций заняли выжидательную позицию в отношении закупок российского угля. Фактически мировые угольные рынки стали объектом эксперимента по гипотетическому изъятию 1/6 предложения, приходящегося на долю российского угля на мировом рынке, что привело к беспрецедентному росту цен, который может усилиться, как минимум в краткосрочной и среднесрочной перспективе. По состоянию на 9.03.2022 г. индексы поднимались выше 415 долл./т., впоследствии скорректировавшись до360 долл./т. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.0 млн т. (-0.1 млн т. к 02.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала продолжили расти до 410 долл./т., в первую очередь на фоне конфликта России и Украины. Европейские потребители стали активно обращаться к поставщикам из Южной Африки, но поставки из данного региона сильно ограничены на фоне продолжающихся проблем с ж/д линией Transnet, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. По прогнозам экспертов, из-за текущих логистических проблем поставки угля из Южной Африки в марте 2022 г. сократятся на 40%.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR выросли почти на 50.00 долл./т. до 235 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая также продолжили расти. Предложение спотового материала снизилось за счет увеличения поставок по срочным контрактам, в то время как спрос продолжает увеличиваться.
В текущей ситуации ограниченного предложения и прогрессирующего роста цен, NDRC объявила о планах накопить резерв угля в объеме 200 млн т. NDRC также планирует увеличить запасы газа на 5 млрд м3 и нарастить резервы электроэнергии до 30 ГВт. Также NDRC планирует повысить добычу угля, чтобы удержать цены на уголь. По указанию NDRC спотовые цены FOB 5500 должны быть ограничены на уровне 142 долл./т. и 110 долл./т. для материала 5500 EXW.
Котировки австралийского материала поднялись выше 410 долл./т., следуя общемировому тренду роста угольных цен на фоне ограниченного предложения угля. Европейские потребители стремятся пополнить запасы угля из-за дефицита материала на Балтике. Однако поставки из Австралии осложняются логистическими сбоями, вызванными сильными ливнями и штормами в результате погодного явления Ла-Нинья.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR взлетел до 270.00 долл./т. прибавив 110 долл./т. за неделю на фоне опасений дальнейшего сокращения экспортных поставок из Индонезии.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии объявило, что будет более тщательно следить за выполнением обязательств по поставкам угля на внутренний рынок. Министерство поручило государственной энергетической компанией PLN, отслеживать объемы поставок, транспортировку и выгрузку угля в пунктах назначения. По прогнозам экспертов, в 2022 г. предложение индонезийского материала на мировом рынке, останется ограниченным, что еще больше повысит мировые цены на уголь.
Дефицит предложения металлургического угля на мировом рынке на фоне проливных дождей, штормов и наводнений в Австралии, а также попыток заместить объемы российского угля поставками из других стран укрепили котировки австралийского металлургического материала до 650 долл./т.
Страны ЕС не могут позволить себе запрет на импорт российского угля и других энергоносителей
На этой неделе в ходе саммита Евросоюза был представлен проект заявления, в котором отмечалось, что страны-участники согласятся постепенно сокращать зависимость от российских энергоносителей, включая уголь. При этом конкретная дата не была обозначена, и, по заявлению официального представителя ЕС, страны-участники планируют полностью отказаться от российских энергетических ресурсов в 2027-2030 гг.
Жозеп Боррель, представитель ЕС по международным делам и политике безопасности, подтвердил, что импорт энергоносителей из России не будет запрещен, а глава МИД Германии отметила, что в противном случае Европу ждет транспортный коллапс.
План полного отказа ЕС от угля, нефти и газа из России выглядит нереалистичным, как считают эксперты, и, несмотря на давление правительства в связи с конфликтом на Украине сократить импорт и ввести соответствующие санкции, страны упираются в объективную необходимость в закупке российских энергоносителей, поскольку Россия является их крупнейшим поставщиком. На долю России приходится 46% импорта угля, 27% импорта нефти и около 40% всего потребления газа в ЕС.
В связи с невозможностью запретить импорт Еврокомиссия предложила ЕС план ускоренного отказа от российских энергоносителей к 2030 г., в рамках которого все страны-члены будут обязаны заполнять свои хранилища газа как минимум на 90% к 1 октября каждого года. Документ нацелен в первую очередь на существенное снижение зависимости от российского газа до конца 2022 г. Соответствующее законодательное предложение будет представлено в следующем месяце.
Однако, как отмечают эксперты, альтернативой российскому газу для Европы может стать только российский же уголь. В проект плана Еврокомиссии под названием REPowerEU (перезагрузка) входят такие меры, как диверсификация импорта за счет поставок СПГ из других стран, переработки биомассы, увеличения мощностей ВИЭ, увеличения производства водорода и повышения энергоэффективности. Потребителям даже предлагается снизить температуру воздуха в своих домах.
Но сокращение объемов поставок российского топлива повлечет за собой удорожание электроэнергии и себестоимости производства в Европе во всех секторах, стагфляцию, росту цен на бензин, отопление, то есть приведет к полноценному энергетическому и экономическому кризису. На фоне обсуждения правительствами возможности введения санкций в отношении российских энергоносителей в Европе цены на уголь и газ достигли исторических максимумов в 417.16 долл./т. и почти 4000 долл./1000 м3, соответственно, а нефть вернулась к отметке 130 долл./баррель (максимум с 2008 г.).
Некоторые страны ЕС решительно выступают против отказа от российских энергоносителей. Так, ввиду резкого роста цен на электроэнергию в 5-10 раз в Италии уже останавливаются некоторые производства, а Венгрия и Болгария ясно дали понять, что не видят альтернатив поставкам из РФ. Премьер-министр Болгарии даже заговорил о возможности выхода из ЕС в случае запрета импорта российских энергоносителей.
Евросоюз внес в санкционный список владельца угольной компании СУЭК
Евросоюз расширил санкционный список, включив группу предпринимателей и руководителей крупных российских компаний, среди которых оказалась Сибирская угольная энергетическая компания (СЭУК).
Наряду с другими 13 бизнесменами и членами их семей Еврокомиссия ввела санкции в отношении Андрея Мельниченко, владельца и топ-менеджера СУЭК и производителя удобрений ЕвроХим.
Стоит отметить, что почти все указанные бизнесмены участвовали во встрече Владимира Путина с бизнесом 24 февраля, в день начала спецоперации на Украине. Это послужило для ЕС основанием для включения их в санкционный список, что звучит, как минимум, спорно, поскольку подобные встречи президент России проводит на регулярной основе с целью обсуждения исключительно экономических и социальных вопросов.
Андрей Мельниченко вместе с семьей через компанию AIM Capital SE владел 92.2% акций СУЭК по состоянию на конец 2021 г. Однако 10 марта компания сообщила, что Андрей Мельниченко перестал быть бенефициаром, покинул совет директоров, а его доля сократилась до 0%.
СУЭК – одна из крупнейших угольной компаний в России. По итогам 2021 г. объем добычи компании составил 102.5 млн т. (+1.3 млн т. или +1% к 2020 г.), из них на экспорт было отправлено 54.5 млн т. (+0.7 млн т. или +1% к 2020 г.). В состав компании входит 27 угольных шахт и разрезов и 27 электростанций.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдался беспрецедентный рост котировок энергетического угля на фоне санкционного давления на Россию в связи с военной операцией на Украине. По состоянию на 02 марта 2022 г. цена поднималась до почти 390 долл./т., впоследствии скорректировавшись до 340 долл./т. Поскольку доля российского угля на рынке Европы составляет около 40%, а доля на мировом рынке – 16%, участники рынка опасаются, что страны ЕС введут эмбарго на импорт российского угля или запрет захода в свои порты судов, следующих из России или под российским флагом, в результате чего дефицит значительно усугубится, так как предложение со стороны других стран-экспортеров, включая Колумбию, ЮАР, Австралию, США и Индонезию уже ограничено. Европейский парламент 01.03.2022 г. одобрил необязательную резолюцию, поддерживающую введение ограничительных мер в морских портах ЕС. Великобритания уже приняла закон, запрещающий заход российских судов в свои порты. Премьер-министр Польши заявил, что блокада поставок энергоносителей из России, включая нефть, газ и уголь, должна быть частью антироссийских санкций и, что Польша договаривается с другими странами о поставках угля и готова в срочном порядке ввести эмбарго, однако для этого требуется разрешение Европейской комиссии.
При этом цены на нефть и газ также достигли максимумов на фоне геополитической напряженности и падения запасов в европейских хранилищах. Котировки нефти марки Brent превысили 114 долл./баррель впервые с июня 2014 г., а цены на газ на европейском хабе TTF подскочили до 123 евро/МВТч или 1922 долл. за тыс. м3 (+36 евро/МВТч и +456 долл. за тыс. м3, соответственно, к 23.02.2022 г.).
Рост котировок южноафриканского материала выше 395 долл./т. также связан с обострением политической ситуации между Россией и Украиной, в результате которого европейские потребители рассматривают возможность закупок угля из других стран, включая Южную Африку.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в Китае выросли к почти на 24 долл./т. до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Укрепление индексов энергетического угля на внутреннем рынке Китая происходит несмотря на ужесточение мер по контролю цен со стороны Комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC) из-за возможного сокращения поставок со стороны России и ограниченного экспорта индонезийского угля. Отключение ряда крупных российских банков от SWIFT, по сообщениям участников рынка, уже осложняет торговые операции. Также два крупных государственных банка Китая – Industrial & Commercial Bank of China Ltd. и Bank of China Ltd. – в рамках риск-менеджмента из-за западных санкций в отношении России ограничивают финансирование закупок российских сырьевых товаров.
Котировки австралийского материала, выросшие выше 340 долл./т. следуют за европейскими индексами в связи с обострением ситуации между Россией и Украиной на фоне продолжающегося дефицита предложения угля на международном рынке и ливней в результате погодного явления Ла-Нинья.
Укреплению цен индонезийского угля 5900 GAR до 160 долл./т. способствует геополитическая обстановка, увеличение спроса со стороны Китая, ограниченное предложение в связи с неблагоприятными погодными условиями и ежемесячным контролем за соблюдением производителями обязательств по выделению 25% объема добычи для индонезийских потребителей на внутреннем рынке.
Индексы австралийского металлургического материала выросли выше 500 долл./т. на фоне дефицита предложения из-за неблагоприятной погоды в Австралии и увеличившегося спроса со стороны азиатских сталелитейных предприятий. Также росту цен способствовали опасения потребителей относительно возможного прекращения поставок из России, в результате которого предложение на международном рынке может сократиться на 28 млн т. металлургического угля.
Поставки российского угля в Китай ограничены из-за проблем с китайскими банками
На фоне военной спецоперации России на Украине китайские импортеры российского угля столкнулись с проблемой финансирования от государственных банков КНР, обеспокоенных санкциями США и Европы в отношении России, поскольку финансовые институты не хотят попасть под удар и потерять доступ к транзакциям в долларах США.
По данным участников рынка, подразделения Industrial & Commercial Bank of China Ltd. прекратили выдавать номинированные в долларах аккредитивы для покупки российских экспортных сырьевых товаров. Bank of China Ltd. также ограничил финансирование в рамках собственного риск-менеджмента. При этом банки еще не получил четких указаний от китайских регуляторов в отношении России.
В связи с этим ряд трейдеров занял выжидательные позиции, а отдельные трейдеры ведут переговоры с российскими экспортерами о возможности производить оплату в китайской национальной валюте. Ввиду отключения крупных российских банков от SWIFT некоторые покупатели также рассматривают использование китайской системы банковских переводов в юанях под названием CIPS (Cross-Border Interbank Payment System).
Россия является вторым крупнейшим поставщиком Китая после Индонезии. Доля российского угля на рынке Китая составляет примерно 15%. Однако в результате санкционных ограничений спрос на ресурсы такого крупного игрока как Россия может пострадать.
Ростехнадзор продлил сроки расследования причин аварии на шахте Листвяжная
Ростехнадзор продлил сроки по расследованию причин аварии на шахте Листвяжная в Кузбассе. К данному моменту ведомство уже установило факты фальсификации данных об уровне содержания метана.
Крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет произошла 25 октября 2021 г. на шахте Листвяжная, принадлежащей СДС (Кемеровская область). В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей). Кроме того, несколько десятков человек пострадали при взрыве. 15 декабря 2021 г. после решения суда было арестовано руководство шахты и владелец холдинга Михаил Федяев. Совладелец СДС-Угля Владимир Гридин после аварии на шахте покинул РФ.
В 2021 г. предприятия компании СДС произвели 19.3 млн т. угля (-0.9 млн т. или -4.6% к 2021 г.).
Закрытие шахты Листвяжная привело к потере компанией СДС около 30% общего объема добычи.
Восточный порт: долгосрочные перспективы
Согласно прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе на 2025-2030 гг. мировой рынок угля будет достаточно стабилен, включая небольшой рост, который позитивно скажется на развитии российской угольной отрасли. На Дальнем Востоке, представленном Ванинско-Совгаванским транспортным узлом и портами Приморского края, сегодня наблюдается рост отгрузки угля, на фоне реализации программы модернизации БАМа и Транссиба. ОАО РЖД проводятся мероприятия по повышению пропускной способности железнодорожной сети за счет расширения Восточного полигона и создания современной портовой инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе. Синхронно с РЖД компания АО Восточный Порт в своей части выполняет поручение главы государства, увеличивая собственные портовые мощности.
Сегодня предприятие является крупнейшим в России специализированным терминалом с высокотехнологичной перевалкой угля. Стивидорное предприятие обеспечивает экспортную перевалку материала различных российских производителей. Грузооборот Порта в 2021 г. составил 26.57 млн т. угля.
В начале сентября 2019 г. введена в эксплуатацию Третья очередь специализированного угольного комплекса, которая увеличит объем перевалки до 50-55 млн т. в год. Крупнейший частный инвестиционный портовый проект стоимостью более 40 млдр руб. реализован без привлечения государственного финансирования. Третья очередь – это более 600 вновь созданных высококвалифицированных рабочих мест и порядка 25 млдр руб. налоговых отчислений в бюджет до 2026 г.
АО Восточный Порт - первый угольный терминал Дальнего Востока, сертифицированный в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». На всех этапах перегрузки угля на морской транспорт стивидорная компания применяет комплекс наилучших доступных технологий, минимизирующих воздействие производственной деятельности на окружающую среду. Эта совокупность технологий уникальна в России и в мире. В частности, это закрытые вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии и пересыпные станции с системами аспирации, а также судопогрузочные машины, оснащенные локальной и всесезонной системой орошения угольного потока, обеспечивающие герметичную погрузку угля в трюмы судов. Экологическая безопасность предприятия обеспечивается также системой орошения угольных штабелей водяными пушками и снегогенераторами. По периметру терминала установлены металлические ветрозащитные экраны высотой до 23 метров и общей длиной до 3-х километров. Сегодня это самые масштабные защитные сооружения на Дальнем Востоке
- Сегодня АО Восточный Порт является одним из наиболее высокотехнологичных предприятий отрасли, которое планирует наращивать свои мощности. В начале текущего года Главная государственная экспертиза России по итогам рассмотрения одобрила проектную документацию и результаты инженерных изысканий на реконструкцию причалов. По итогам реализации проекта по строительству новых грузовых причалов мощности предприятия ожидаемо вырастут до порядка 70 млн т., - отметил председатель совета директоров АО Восточный Порт Петр Ямов.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС снова откатились от исторических максимумов ниже 295 долл./т. на фоне ослабления опасений по поводу перебоев российских поставок в связи с наметившимися положительными сдвигами в переговорах между Россией и Украиной. Снижение продемонстрировал весь энергетический рынок Европы, включая цены на нефть и газ. При этом ведущая энергетическая компания Германии RWE выступила с предупреждением о том, что поспешный запрет на российский уголь нанесет ущерб домохозяйствам и промышленности, а переориентация на уголь из других стран может привести к дальнейшему росту цен, которые в последнее время периодически обновляют исторические максимумы. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 2.7 млн т. (-0.3 млн т. к 09.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала также упали ниже 240 долл./т. несмотря на то, что в Южной Африке по-прежнему наблюдается дефицит предложения, снижение объемов добычи и экспорта. Так, по итогам 2021 г. объем добычи угля составил 228.64 млн т. (-19.75 млн т. или -8% к 2020 г.), в то время как экспорт упал на фоне проблем с железнодорожной логистикой до 66.2 млн т. (-8.69 млн т. или -12% к 2020 г.), что стало самым низким показателем более чем за 20 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR укрепились на 10.00 долл./т. до 246 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического материала на внутреннем рынке Китая продолжили расти, что частично обусловлено неопределенностью в отношении поставок угля в связи с ожидаемым техническим обслуживанием ж/д линии Daqin, которое будет проходить в апреле на протяжении 25 дней. Также в настоящее время в Китае наблюдается вспышка COVID-19, которая наряду с ливнями в северных провинциях и частыми проверками безопасности на шахтах препятствует увеличению предложения.
Индекс австралийского угля 6000 скорректировался ниже 320 долл./т. При этом в австралийских портах значительно увеличилось количество судов, ожидающих погрузки, что обусловлено временным закрытием железной дороги, ведущей в порт Brisbane из-за проливных дождей и наводнений.
Котировки индонезийского материала 5900 GAR упали до 238 долл./т., следуя общему понижательному тренду на международных рынках. Участники рынка отмечают, что власти оказывают давление на местные угледобывающие компании, от которых пытаются добиться обеспечения поставок на внутренний рынок в связи с текущим дефицитом, который на этот год оценивается в 13 млн т. Отдельные экспортеры опасаются, что власти могут вновь прибегнуть к временному запрету экспорта.
Дефицит предложения металлургического угля на мировом рынке на фоне проливных дождей, штормов и наводнений в Австралии, а также стремление заменить российский уголь поставками из других стран оказывают поддержку котировкам австралийского металлургического материала выше 665 долл./т.
Россия и Индия создают альтернативную платежную систему для международной торговли
В связи с санкционными ограничениями и отключением России от системы SWIFT из-за военной спецоперацией на Украине, Россия и Индия рассматривают возможность создания механизма торговых расчетов в национальных валютах.
Система разрабатывается под эгидой ЦБ и правительства Индии и может иметь плавающий обменный курс, который будет привязан к международной валюте, скорее всего, юаню или доллару.
Подобный механизм предположительно будет аналогичен тому, который был создан для импорта иранской нефти, и будет имеет ключевое значение для торговли, поскольку Индия закупает у России большие объемы продукции и сырья, включая уголь.
По итогам 2021 г. Индия импортировала около 220 млн т. угля (+2.16 млн т. или +1% к 2020 г.), из которых на российский материал пришлось 7.53 млн т. В прошлом году правительства Индии и России договорились об увеличении поставок металлургического угля до 40 млн т. в год. К 2025 г. страны планируют увеличить двухсторонний товарооборот до 30 млрд долл. с 8 млрд долл. в 2021 г.
Кроме того, ЦБ России и Народный банк Китая работают над созданием новой системы обмена финансовыми сообщениями, которая станет альтернативой SWIFT. Также рассматривается возможность использования уже имеющейся китайской систем CIPS (China International Payments System). Объем экспорта российского угля в Китай в 2021 г. составил 57 млн т. (+17.4 млн т. или +44% к 2020 г.).
Чем грозит сокращение поставок российского угля в ЕС?
Неопределенность с поставками российских энергоносителей, связанная с опасением санкций на импорт угля, нефти и газа в Европу, возникшая после начала военной операции России на Украине, привела к резкому скачку индекса API2 в марте 2022 г. до исторических максимумов выше 400 долл./т. на фоне стремительного роста цен на газ выше 2500 долл./тыс. м3 и увеличения стоимости электроэнергии.
После того как стало понятным, что в ближайшей перспективе Евросоюз не планирует запрещать импорт российских энергоресурсов, риск прекращения поставок снизился, что привело к коррекции угольных цен до 300 долл./т. Формирование дальнейшего ценового тренда зависит от развития событий на Украине, включая сроки и результаты достижения договоренностей в ходе продолжающихся переговоров между Россией и Украиной.
Доля поступлений в российский бюджет от экспорта угля европейским странам незначительна. Поставки угля в Европу составляют около 50 млн т. угля из общего экспорта в 230 млн т. в 2021 г., в то время как на экспорт в страны АТР приходится половина российского угольного экспорта. Ключевым покупателем российского угля на Востоке является Китай, нарастивший импорт из России до 52 млн т. в 2021 г. При этом выручка от общего экспорта российского угля составила порядка 18 млрд долл. в суммарной экспортной выручке в 492 млрд долл.
В случае возможного отказа Европы от поставок российского угля рассматривается переориентация экспортных потоков на азиатские рынки. Попытки изоляции России от торговли с западными странами не сформируют принципиально новой тенденции в евро-азиатской логистике, а лишь ускорят то, что уже происходило на протяжении последних лет: повышение доли азиатских государств во внешнеторговом обороте, усиление роли Дальневосточного, Южного бассейнов и арктических перевозок, увеличение востребованности российской железнодорожной инфраструктуры, особенно в направлении Дальнего Востока.
Переориентации экспортных потоков формируется на протяжении многих лет, что связано с экономическими трендами, включающими бурный рост экономик ряда густонаселенных стран, прежде всего Китая и Индии, независимо от геополитической ситуации в мире.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.