Поделиться
Пульс угля - 28 августа
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошлой неделе индексы энергетического угля в ЕС восстановились до около 150 долл./т. на фоне улучшения настроений на рынке угля. Недавние спекуляции по поводу планов компании Газпром запустить проект Северный поток-2 в октябре 2021 г. замедлили рост цен на газ, что негативно сказалось на спросе на уголь. Однако 25 августа 2021 г. Германия отказалась вывести оператора Северного потока-2 из-под регулирования газовой директивы ЕС, согласно которой Газпром не должен быть единственным пользователем трубопровода и сможет поставлять не более 50 процентов от ожидаемого объема газа. В результате котировки газа TTF выросли до 45.4 евро/МВтч (+0.5 евро/МВтч к 18 августа 2021 г.). Цены европейских квот на выбросы снизились до 56.5 евро/т. (-0.6 евро/т. к 18.08.2021 г.). Запасы угля на терминалах АРА составили 4.40 млн т. (+0.04 млн т. к 18.08.2021 г.). Ограниченное предложение угля на международном рынке продолжает поддерживать угольные цены. Среди ключевых стран-экспортеров угля только российским горнодобывающим компаниям удалось восстановить объемы добычи до уровня 2019 г. Экспорт энергетического угля из России в январе-июле 2021 г. составил 132.40 млн т. (+3.19 млн т. к январю-июлю 2019 г.).


Повышенный спрос со стороны генерирующих компаний из Пакистана на южноафриканский уголь в определенной степени нивелировал снижение торговой активности индийских потребителей и укрепил цены на уголь выше 140 долл./т. По мнению экспертов, цены на южноафриканский материал могут вырасти до конца 2021 г. на фоне проблем с железнодорожной линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Ричардс-Бей.

Южноафриканская государственная компания Eskom объявила о планах закрыть 8-12 ГВт своих генерирующих мощностей, работающих на угле, в течение следующих 10 лет, что составляет около 30% от текущих мощностей. Это решение мотивировано стратегией генерирующей компании по сокращению выбросов CO2.

Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 162 долл./т. Импорт энергетического угля в Китай сокращается из-за введенного в стране 14-дневного карантина.

Спад торговой активности в странах АТР негативно отразился на индексах австралийского материала и ослабил котировки угля из Австралии ниже
177 долл./т. Из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки в ключевых угледобывающих регионах Австралии запрет на добычу угля был продлен до 28.08.2021 г.

Правительство Индонезии разрешило крупным горнодобывающим компаниям возобновить запланированную программу экспорта, что незначительно ослабило индексы индонезийского материала ниже 127 долл./т.

Продолжающийся запрет на добычу угля в Австралии с 05.08.2021 г. по 28.08.2021 г. из-за вспышки COVID-19 оказал поддержку котировкам коксующегося угля австралийского происхождения свыше 245 долл./т.


Эльгауголь готова построит ж/д линию до Охотского моря за 97 млрд руб.

20 августа 2021 г. Эльгауголь, принадлежащая А-Проперти и госкорпорации Ростех, направил в Минтранс оценку стоимости строительства новой железнодорожной линии между Эльгинским угольным месторождением и Охотским морем, которая по расчетам компании, составляет 97 млрд руб. (1.3 млрд долл.). Ж/д ветка протяженностью около 500 км предполагает пропускную способность в 30 млн т. в год. В июле 2021 г. Эльгауголь предложила реализовать этот проект за свой счет.


Компания планирует потратить 37.3 млрд руб. (504 млн долл.) из 97 млрд руб.
(1.3 млрд долл.) на строительство самой железнодорожной линии, 28.4 млрд руб. (383.6 млн долл.) - на приобретение подвижного состава и 31.3 млрд руб.
(412 млн долл.) - на строительство порта в Охотском море.

Однако, по мнению экспертов, строительство железнодорожной линии может обойтись значительно дороже, учитывая сложность проекта. Предполагаемый срок строительства - 5 лет. Ожидается, что железнодорожная линия Эльга–Чумикан будет частной и может использоваться только компанией Эльгауголь.

Компания готова приступить к реализации проекта при условии, что РЖД заключит соглашение с Эльгауголь о гарантированном экспорте 30 млн т. угля в год в порты Дальнего Востока по Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на весь срок строительства. Это позволит компании Эльгауголь генерировать денежный поток, достаточный для создания железнодорожной линии.

По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, решение о приоритете при перевозке конкретного груза не входит в компетенцию государственной монополии, поскольку условия Эльги могут быть выполнены путем внесения изменений в федеральные законы и правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Более того, реализация требований Эльги может привести к дополнительной нагрузке на ж/д сеть из-за ограниченных перевозок грузов по БАМу.


Угольный терминал ВСК на Дальнем Востоке России прекратит перевалку угля

Восточная стивидорная компания (ВСК), входящая в группу Global ports, объявила о приостановке перевалки угля с сентября 2021 г.

По словам генерального директора ВСК Ильи Долгова, терминал, работающий в порту Восточный на Дальнем Востоке России, теперь сосредоточится на перевалке контейнерных грузов, учитывая растущий спрос на контейнерные перевозки на рынке, и переход компании от угля к более экологичному бизнесу.


Фото: Восточная стивидорная компания

В 2020 г. объем перевалки ВСК достиг 2.0 млн т. угля, поставленных Колмар и группой Сибантрацит (+0.4 млн т. к 2019 г.). По мнению экспертов, теперь поставки угля в адрес терминала ВСК могут переваливаться на терминале АО Восточный порт. Мощность терминала составляет 50 млн т., тогда как объем его перевалки в 2020 г. достиг всего 26.9 млн т. из-за дефицита ж/д пропускных способностей на Восточном полигоне.

Восточная стивидорная компания - один из крупнейших контейнерных терминалов на Дальнем Востоке России, входящий в группу Global Ports, оператора контейнерных терминалов на российском рынке. Global Ports включает пять контейнерных терминалов в России (Петролеспорт, Первый контейнерный терминал, Контейнерный терминал Усть-Луга и Моби Дик на Балтийском море, Восточную стивидорную компанию на Дальнем Востоке) и терминалы "Мулти-Линк" в Хельсинки и Котке). Global Ports также владеет внутренним контейнерным терминалом "Логистический Парк "Янино" под Санкт-Петербургом.

Основными акционерами Global Ports являются Группа компаний Дело (30.75%), один из крупнейших частных транспортно-логистических холдингов в России и компания APM Terminals B.V. (30.75%), основная деятельность которой заключается в проектировании и строительстве портов и терминалов.

Угольный терминал Юг-2 в Усть-Луге уступит место газовому комплексу

Юг-2, второй по величине угольный терминал в порту Усть-Луга, может приостановить перевалку угля после 2022 г. в связи с планами газовых компаний построить на территории терминала газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год.

В мае 2021 г. Газпром и компания Русгаздобыча объявили о намерениях построить газовый комплекс на берегу Балтийского моря. Помимо газоперерабатывающего завода, проект комплекса предполагает строительство нового терминала и использование железнодорожной инфраструктуры угольного терминала Юг-2 для перевалки СПГ. Строительство терминала будет осуществляться в течение 2022-2026 гг., тогда как первая очередь газоперерабатывающего завода будет запущена в 2023 г., вторая очередь – в 2024 г. Новый терминал может стать одним из крупнейших предприятий по перевалке экспортного газа в России.

По мнению экспертов, после прекращения перевалки угля на терминале Юг-2 экспортеры угля могут увеличить поставки через северо-западный порт Лавна, который будет построен к 2023 г., и южный порт Тамань. Компании СДС-Уголь, Группа Сибантрацит, КТК и Русский уголь входят в число ключевых экспортеров, поставляющих материал через терминал Юг-2.

Юг-2 является ключевым активом компании Новые коммунальные технологии (НКТ), принадлежащей российскому бизнесмену Илье Траберу. Также он выступает совладельцем 10 компаний, в том числе Приморского универсального погрузочного комплекса в Санкт-Петербурге и одной из крупнейших генерирующих компаний Ленинградской области ЛОЭСК.

В 2020 г. объем перевалки угля на терминале Юг-2 составил 13% от общего объема перевалки угля в порту Усть-Луга или 5.09 млн т. (+1.9 млн т. или +59% к 2019 г.). Суммарные объемы перевалки угля в порту Усть-Луга за тот же период достигли 37.79 млн т. угля (+4.07 млн т. или +12% к 2019 г.).

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов