Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Цены энергетического угля на европейском рынке укрепились на прошлой неделе, составив более 125 долл./т. Тем не менее, котировки остаются под давлением в связи с сокращением потребления угля, увеличением генерации ВИЭ и нормализацией погодных условий. Цены на газ на хабе TTF упали до 380 долл./1000 м3 (-45 долл./1000 м3 к 21.06.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжает балансировать на уровне чуть выше 100 долл./т. Текущий слабый спрос на южноафриканский уголь в Европе препятствует росту цен, несмотря на то что запасы угля на терминале Richards Bay остаются на исторически низких уровнях – менее 4 млн т. Предстоящее техническое обслуживание ж/д линии Transnet, запланированное на 11-20 июля, может привести к их дальнейшему сокращению.
Пакистанские производители цемента после долгого перерыва, связанного с экономическим кризисом в стране, возобновили закупки среднекалорийного южноафриканского материала, оказывая поддержку котировкам. С апреля объемы поставок составляют около 130 тыс. т./мес. В 2022 г. страна импортировала из ЮАР 3.7 млн т. угля (-8.4 млн т. к 2021 г.).
Южноафриканская Exxaro Resources заявила, что по итогам 1 полугодия добыча и продажи сократятся на 4% и 7%, соответственно. Негативная динамика обусловлена уменьшением внутреннего спроса и ограниченной пропускной способностью ж/д до экспортных терминалов. Средняя экспортная цена компании за 6 месяцев составила 127 долл./т. (-52% к 6 мес. 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т., составив 112 долл./т. на фоне активного увеличения импорта и внутренней добычи, а также в связи со снижением потребления на электростанциях и выходными днями по случаю празднования Фестиваля драконьих лодок (22-24 июня).
По данным Национальной комиссии по развитию и реформам КНР (NDRC), суммарные запасы угля на электростанциях страны составляют 190 млн т. и в ближайшее время достигнут цели в
200 млн т., что на 30 млн т. будет превышать показатели июля 2022 г.
Регулятор призвал продолжать наращивать поставки на внутренний рынок, а также предупредил о том, что объем гидрогенерации в юго-восточных провинциях будет ниже ожидаемого. Несмотря на опасения производителей о возможном избытке предложения, правительство продолжает предпринимать действия, направленные на недопущение нормирования энергии, которое пришлось вводить в прошлом году.
Китайская ассоциация угольной промышленности заявила участникам рынка, что продолжит продвигать инициативу по ограничению импорта. В ходе закрытой встречи с угольными компаниями ассоциация сообщила, что по итогам года импорт, вероятно, превысит 400 млн т., а внутренняя добыча увеличится на 100 млн т., при этом темпы роста спроса не успевают за предложением.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 88 долл./т. (-3.5 долл./т.), что обусловлено слабым спросом со стороны индийских потребителей, ожидающих подтверждения, что цены достигли дна.
Добыча угля в Индонезии выросла до 304.1 млн т. в январе-мае текущего года (+41.2 млн т. или +16% к январю-маю 2022 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подскочили выше 135 долл./т. Власти штата Новый Южный Уэльс подняли вопрос об увеличении налогов на добычу полезных ископаемых в связи с необходимостью пополнения бюджета, который должен быть рассмотрен к сентябрю.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля укрепились выше 235 долл./т. в связи с благоприятной конъюнктурой на рынке стали, где наблюдался рост цен на продукцию сталелитейных компаний. Поддержку ценам также оказывало пополнение запасов потребителями в странах Юго-Восточной Азии.
Выручка российских угольщиков в январе-апреле упала на 34%
По итогам января-апреля 2023 г. выручка российских угольных компаний снизилась до 668 млрд руб. (-34% к январю-апрелю 2022 г.). В апреле 2023 г. показатель составил 167 млрд руб. (-11% к марту 2023 г.), упав почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наибольшее падение зафиксировано в Кузбассе – до 426 млрд руб.
(-174 млрд руб. или -29%) и в Хакасии – до 34 млрд руб. (-28 млрд руб. или -45%), что обусловлено не только резким падением цен на международных рынках с начала 2023 г., но и ограниченными провозными мощностями Восточного полигона.
Существенно нарастить выручку удалось сахалинским угольным предприятиям
(+1.6 млрд руб. или +20% к январю-апрелю 2022 г.).
По итогам 2023 г., несмотря на стабильный уровень добычи, ожидается снижение финансовых показателей угольной отрасли на фоне низких цен на уголь, высоких транспортных издержек, санкций и ограниченной пропускной способности ж/д инфраструктуры в восточном направлении.
В 2022 г. совокупная выручка угольных компаний составила 2.3 трлн. руб. (+570 млрд руб. или +33% к 2021 г.).
Правительство не планирует повышать НДПИ на уголь
Министерство финансов России подтвердило, что власти не обсуждают возможность повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь в 2023 г.
Ранее предполагалось увеличение НДПИ на 4 квартал 2023 г. вместо введения экспортных пошлин в случае высоких финансовых показателей экспортеров угля в январе-марте 2023 г.
Однако за последние несколько лет власти неоднократно увеличивали налоговую нагрузку на компании в горно-металлургической отрасли.
В 1 квартале 2023 г. угольные компании платили повышенный НДПИ, а с начала 2022 г. ставка НДПИ на коксующийся уголь, которая ранее была зафиксирована в размере 57 руб./т., была установлена на уровне 1.5% от средней цены на уголь в соответствии с индексом Сингапурской биржи TSI FOB Australia Premium Coking Coal.
Также рассматривалась идея ввести экспортные пошлины на уголь, включая энергетический, при превышении цены в 150 долл./т. в порту отгрузки.
Поступления налогов от угольной отрасли РФ по итогам 2022 г. удвоились и составили 360 млрд руб. Еще на 14.4 млрд руб. казна пополнилась за счет повышения НДПИ для угольных компаний с 1 января по 31 марта 2023 г.
Также НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб. за тонну, что должно было позволить дополнительно привлечь в бюджет 30 млрд руб.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля подскочили выше 118 долл./т. На рынке наблюдалась волатильность, вызванная, главным образом, движением цен на газ. Положительными факторами для котировок стали новости о продолжительном техническом обслуживании завода Shell Nyhamna в Норвегии (в результате чего экспорт газа из страны сократится на ближайший месяц почти на 80 млн м3), прогнозы температур в Европе выше среднего (что повысит спрос на кондиционирование), а также низкий уровень воды в Рейне (что ограничивает перевозку угля на баржах с терминалов ARA до электростанций).
Чистый угольный спред (цена электроэнергии за вычетом цены на уголь и выбросы CO2) для немецких ТЭС впервые с апреля вышел в положительную зону (+1.14 евро/МВт). Cжигание газа остается более выгодным – чистый газовый спред составляет порядка +9.5 евро/МВт.
Суммарные запасы на складах ARA остаются в районе 7.3 млн т. Запасы газа в европейских ПХГ составляют около 73%, что на 20% превышает показатель прошлого года.
Индексы южноафриканского угля 6000 поднялись выше 101 долл./т. Участники рынка отмечают спрос на африканский среднекалорийный материал со стороны индийских производителей губчатого железа.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 4.19 долл./т. до 106 долл./т. На внутреннем рынке КНР сохранялись негативные настроения. Компания Shenhua в выходные в очередной раз объявила о снижении закупочных цен на уголь в среднем на 28.0 долл./т. на высококалорийный материал, используемый в химической промышленности, и на 8.4 долл./т. для среднекалорийных углей, направляемых на электростанции. Участники рынка ожидают, что котировки FOB в портах продолжат снижение пока не достигнут уровня контрактных цен на июль в 99.16 долл./т. для угля 5500 ккал/кг, т. к. большая часть ТЭС завершила закупки на июнь-июль, а спрос для неэнергетического сектора снижен из-за локальных сокращений производства, а также ухудшения финансового состояния предприятий.
Тем не менее, жаркая погода (35-40 ˚С), установившаяся в ряде северных провинций страны, а также указание от регулятора NDRC нарастить контрактные поставки на ТЭС в прибрежные и центральные регионы оказали небольшую поддержку ценам в портах.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 93.25 долл./т. FOB Kalimantan (-4.75 долл./т. к 07.06.2023 г.). Котировки индонезийского материала остаются под давлением. Некоторые индонезийские производители рассматривают варианты сокращения добычи из-за слабого спроса со стороны Китая и Индии и снижения цен, которые подбираются к точке безубыточности (40-50 долл./т. для различных компаний).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 127 долл./т., обновляя минимальные значения с июня 2021 г. Покупатели не спешат заключать контракты на поставку спотовых объемов, т. к. температурный прогноз для большей части стран северо-восточной Азии говорит об умеренных температурах этим летом. Текущие же потребности удовлетворяются в рамках долгосрочных контрактных поставок.
Котировки австралийского металлургического опустились на фоне невысокого спроса в район 227 долл./т.
Компания Glencore предложила канадской Teck Resources приобрести ее бизнес по добычи металлургического угля (Elk Valley Resources – EVR) за денежные средства. Сумма предложения не раскрывается, но план Glencore состоит в выделении своего угольного бизнеса и EVR в отдельную компанию CoalCO в течение следующих 12-24 месяцев. Ранее Glencore предлагал приобрести EVR за счет акций (доли в капитале новой компании), однако предложение было отвергнуто акционерами Teck Resources, которые посчитали, что риски войти в капитал угольного бизнеса Glencore (по добыче энергетического угля) слишком высоки.
Поставщикам угля из Кузбасса не хватает ж/д мощностей Восточного полигона
Провозных способностей Восточного полигона по-прежнему недостаточно для угледобывающих компаний Кузбасса, считает губернатор региона Сергей Цивилев.
Несмотря на западные санкции, российские угольные компании довольно быстро переориентировали поставки на восток. Однако из-за ограниченных мощностей Восточного полигона поставщики угля не могут перенаправить все невостребованные объемы с северо-западных терминалов в дальневосточные порты.
После принятия программы развития Восточного полигона угольные компании Кузбасса инвестировали в проекты, направленные на увеличение добычи угля и развитие логистики. Однако РЖД не удалось реализовать планы в установленные сроки.
По словам Сергея Цивилева, объем поставок угля из Кузбасса на Дальний Восток за последние 6 лет оставался неизменным. Ограниченная провозная способность Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб) является ключевым фактором, сдерживающим рост объемов поставки угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока.
Текущая программа развития Восточного полигона предусматривает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн. т. к 2024 г. Этот объем включает перевозку всех грузов, в том числе угля, нефти, нефтепродуктов, строительных материалов и прочих грузов. В 2023 г. РЖД ожидает увеличения провозной способности Восточного полигона с 158 млн. т. до 173 млн. т.
En+ Group будет разрабатывать Зашуланское месторождение с китайским партнером
Российский производитель алюминия и электроэнергии En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation (CHN Energy) подписали соглашение о совместной разработке Зашуланского месторождения каменного угля. Компании намерены выйти на добычу 5 млн. т./г. энергетического угля к концу 2027 г.
Инвестиции в проект включат в себя строительство угольного разреза, инфраструктуры и автомобильной дороги, создание железнодорожной станции, а также приобретение техники и оборудования.
В рамках подписанного соглашения компании также изучат потенциал увеличения экспорта электроэнергии из России в Китай и совместную работу в области углехимии и технологий очистки газов угольных тепловых электростанций.
Добыча на Зашуланском угольном месторождении (Забайкальский край) началась в 2016 г. и осуществляется компанией ООО Разрезуголь (дочернее предприятие En+ Group). В январе-мае 2023 г. добыча составила 0.1 млн. т. Запасы оцениваются в 663 млн. т. энергетического угля.
Китайский инвестор заинтересовался угольным месторождением на Камчатке
Китайский инвестор изучает возможность разработки Крутогоровского месторождения угля на Камчатке. Инвестор уже основал на территории региона компанию, для которой данный проект может стать ключевым. Первый этап реализации проекта оценивается в $1 млрд.
В планах китайского инвестора также создать собственную транспортную организацию, которая будет решать вопросы, связанные с перевозкой продукции.
Главной сложностью для запуска проекта является отсутствие соответствующей инфраструктуры на западном побережье полуострова, которую необходимо построить, включая глубоководный порт.
Ранее проектом занималась индийская Tata Power, однако в июне 2022 г. компания отказалась от дальнейшей работы по причине нерентабельности в существующих рыночных условиях и увеличения инвестиций в ВИЭ.
Крутогоровское каменноугольное месторождение расположено на Камчатке в 70 км к востоку от берега Охотского моря. Запасы оцениваются на уровне 300 млн. т., прогнозные ресурсы - в 945 млн. т.
Кузбассразрезуголь получит лицензию на участок Тешский-2
Кузбассразрезуголь (КРУ) получит право на разработку участка Тешский-2, запасы которого оцениваются в 56.5 млн. т. угля энергетического угля.
За пользование недрами компания заплатит 370.5 млн. руб.
Участок Тешский-2 расположен в Кемеровской области в 10 км к юго-востоку от города Калтан и граничит с действующими участками Калтанского угольного разреза, принадлежащего КРУ.
КРУ является крупнейшим производителем высококачественного угля в Кузбассе и второй по величине угледобывающей компанией в России. КРУ включает Бачатский, Краснобродский, Талдинский, Калтанский, Кедровский, Моховский угольные разрезы и Байкаимскую угольную шахту.
По итогам первых 5 месяцев 2023 г. объем добычи КРУ составил 17.2 млн. т. (-0.5 млн. т. или -2% к январю-маю 2022 г.). Добыча в прошлом году увеличилась до 46.3 млн. т. (+1.0. млн. т. или +2% к 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок. Индексы вновь поднялись и закрепились выше психологической отметки 100 долл./т. Движению верх способствовали фиксация прибыли трейдерами в ходе недавнего падения котировок и занятие новых позиций, что подтверждается увеличением объемов торгов бумажными контрактами и ростом ликвидности на биржах ICE и CME.
Также импульсную поддержку ценам оказывали новости о повторной остановке завода по производству СПГ Hammerfest в Норвегии, остановке добычи на норвежском газовом месторождении Норн, перенаправлении американского СПГ с европейского рынка в Азию, а также потенциальном сокращении добычи нефти Саудовской Аравией на 1 млн б/с.
Суммарные запасы на складах ARA составили 7.4 млн т. (-0.3 млн т. к 31.05.2023 г.). Снижение запасов происходит в том числе благодаря реэкспорту в третьи страны (Марокко, Сенегал, Индия).
Индексы южноафриканского угля 6000 оттолкнулись от двухлетних минимумов прошлой недели, вернувшись к уровню 100 долл./т.
Слабый спрос на южноафриканский материал наблюдается на фоне высоких запасов угля в Европе и Индии. Индийские производители губчатого железа сохраняют интерес к средне- и низкокалорийному африканскому материалу.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели почти на 5 долл./т., составив 111 долл./т.
На внутреннем рынке Китая наблюдаются противоречивые настроения. Несколько раундов снижения цен компанией Shenhua повлекли предоставление скидок остальными производителями. Участники рынка сообщают о больших запасах угля на производственных складах. В то же время котировки в портах после продолжительного падения показали умеренный рост за последние пару дней в связи с ростом спроса на электроэнергию для кондиционирования, т. к. в ряде регионов страны прогнозируется увеличение температуры до 35-37 ˚С.
Несмотря на то, что многие участники рынка сигнализируют о переполненности складов и избыточном импорте, правительственные органы настойчиво требуют увеличить поставки угля и газа, а также нарастить коэффициент использования электростанций в пиковый летний период.
Запасы угля в порту составили 6.25 млн т. (без изменений за неделю), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах – 29.75 млн т. (-0.51 млн т. к 31.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 98.00 долл./т. FOB Kalimantan (-4.50 долл./т. к 31.05.2023 г. Котировки индонезийского материала остаются под давлением на фоне слабого спроса со стороны Китая и Индии.
Цены на австралийский высококалорийный энергетический материал 6000 на прошедшей неделе опустились почти до 130 долл./т., тестируя минимумы с июня 2021 г. Снижение котировок происходит в связи с ростом атомной генерации в Японии и умеренно теплым сезоном в странах Северо-Восточной Азии. Цены конкурирующего с высококалорийным углем СПГ с поставкой в Японию, Корею и Тайвань остаются ниже 10 долл./млн БТЕ – 9.20 долл./млн БТЕ (-0.05 долл./млн БТЕ к 31.05.2023 г.). Избыток предложения импортного угля на рынках Китая и Индии оказывает давление на цены высокозольного среднекалорийного материала.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 228 долл./т.
Шесть крупнейших мировых металлургических компаний (ArcelorMittal, Salzgitter, SSAB, Tata Steel, ThyssenKrupp и US Steel) анонсировали, что их капитальные затраты в связи с планами по декарбонизации промышленности удвоятся в период с 2023 по 2030 гг. по сравнению с затратами в 2013-2021 гг. Компании в общей сложности планируют потратить 104 млрд долл. В частности, планируются разработки по возобновляемой энергии для производства стали (в том числе на основе водорода), а также усовершенствование технологии DRI и электродуговых печей. По прогнозам мировой спрос на сталь с низким углеродным следом к 2030 г. составит 200 млн т., или 10% от общего спроса на сталь. Для сравнения в 2021 г. спрос составил 15 млн т.
Экспорт российского угля стабилизируется в 2023 г.
Министерство энергетики РФ прогнозирует, что объем экспорта угля из России в 2023 г. сохранится на уровне прошлого года и составит около 220 млн т., поскольку поддержку поставкам оказывает высокий спрос со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2023 г. Россия продолжит наращивать экспорт угля в КНР и Юго-Восточную Азию, включая Индию, Вьетнам и Малайзию. В прошлом году, несмотря на сокращение экспорта угля из России до 221 млн т. (-2 млн т. или -1% к 2021 г.) отгрузки в Китай подскочили на 26% до 67.3 млн т. Кроме того, в мае этого года СУЭК заявила о своих планах нарастить отгрузки в страну в 2023 г. до 20 млн т. (+13 млн т. к 2022 г.). По некоторым оценкам, объем экспорта российского угля в КНР может превысить 10 млн т. в месяц.
Также ожидается, что добыча угля в России в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. (440 млн т.). При этом по итогам периода с января по май 2023 г. показатель увеличился до 182.5 млн т. (+2.5 млн т. или +1.4% к январю-маю 2022 г.).
Однако российские экспортеры по-прежнему сталкиваются с факторами, ограничивающими наращивание экспорта из России, включая пропускную способность железных дорог, особенно в восточном направлении. Дополнительное давление на динамику экспорта в 2023 г. может оказать падение котировок, которые уже существенно снизились с начала года, но пока остаются выше средних уровней предыдущих лет.
Российские угольщики недополучили прибыль в 2022 г. и недополучат в 2023 г.
По итогам 2022 г. выручка российских угольных компаний подскочила почти на 33%, чему способствовали высокие цены на международном рынке. Однако их прибыль выросла только на 9%, поскольку издержки экспортеров увеличились в следствии потери премиальных рынков сбыта, а также подорожавшего фрахта и дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры.
В результате совокупности негативных факторов экспорт российского угля в 2022 г. снизился на 1% до 221 млн т. вместо ожидаемого увеличения на 5%.
При этом в 2023 г. конъюнктура на угольном рынке ухудшается, и ситуация для отрасли осложняется из-за возвращения котировок к минимумам 2021 г., что ставит под вопрос рентабельность российских проставок непремиальных марок.
Кроме того, в 2023 г. будут ощущаться последствия приостановки правил недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре и существенное увеличение ж/д тарифов.
Дополнительными негативными факторами стало увеличение издержек в связи с удорожанием импортных поставок оборудования, увеличением себестоимости производства и транспортировки, а также ограниченный доступ к международным рынкам капитала.
В совокупности с потерей премиальных рынков Европы, сокращением поставок в Японию и Южную Корею на фоне санкций, у угольных компаний возникают риски реализации инвестиционных проектов. Угольные компании также столкнулись с большим количеством секторальных санкций, отказом ряда контрагентов от выполнения контрактов, трудностями с фрахтованием судов, у некоторых трейдеров также были заморожены зарубежные счета.
Неблагоприятные условия иллюстрируют недавно опубликованные финансовые результаты нескольких публичных компаний. Для примера, выручка ПАО Распадская в 2022 г. составила 2.84 млрд долларов (+35% к 2021 г.), а чистая прибыль – 58.8 млрд долларов (-11% к 2021 г.). ПАО Мечел продемонстрировала результат похуже, получив убыток в размере 0.4 млн долларов, после чего приняла решение не выплачивать дивиденды и сократить производственные планы.
Погрузка угля из Кузбасса в южном и западном направлении значительно сократилась
Грузоотправители Кузбасса отмечают, что вывоз угля в западном и южном направлении с апреля значительно сократился. РЖД принимает только 60-70% от согласованных и утвержденных объемов.
Ситуация усугубляется снижением цен на уголь как на западе, так и на востоке: с начала апреля цены снизились в 1,5 раза. Кроме того, невывоз угля отрицательно влияет на налоговые поступления, занятость и социально-экономическую обстановку.
При этом план вывоза угля из Кузбасса на 2023 г. составлял 63 млн т., однако по соглашению с РЖД от 2022 г. гарантированный вывоз составит только 53 млн т. По итогам 2022 года разница между договоренностями и итоговым вывозом составила также 10 млн т. – 58 млн против 48 млн т. соответственно. Таким образом, за два года фактические объемы окажутся на 20 млн т. меньше запланированных. Похожая обстановка наблюдается и в других угледобывающих регионах России.
В связи с этим власти Кузбасса будут продолжать настаивать на исполнении поручения президента от 27 марта 2021 г., которое предусматривает поэтапное увеличение объема вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении на экспорт не менее чем на 30% к 2024 г. по сравнению с 2020 г. Таким образом, в 2022 г. объем планировался на уровне 58 млн т., в 2023 году – 63 млн т., в 2024 году – 68 млн т.
Мощность обогатительной фабрики на разрезе Шестаки увеличится до 2 млн т.
Российский регулятор согласовал строительство нового обогатительного комплекса для переработки углей, что позволит нарастить мощности по переработке угля на разрезе Шестаки с
1 млн т. до 2 млн т. в год.
Проект обогатительной фабрики Убинская состоит из двух этапов и включает в себя строительство ново площадки, производственных сооружений, инфраструктуры и коммуникаций.
Разрез Шестаки, принадлежащий компании Стройсервис, добывает высококачественный уголь коксующихся и энергетических марок. За первые 5 месяцев 2023 г. объем производства на разрезе составил около 0.4 млн т. (-0.1 млн т. или -25% к январю-маю 2022 г.). Общая добыча Стройсервиса за аналогичный период снизилась до 5.6 млн т. (-1.2 млн т. или -17% к январю-маю 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось снижение цен до уровня 105 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также падение цен на газ на фоне ослабления опасений относительно конфликта на Ближнем Востоке.
Кроме того, министры энергетики стран «Большой семерки» в рамках плана по достижению углеродной нейтральности достигли соглашения о постепенном отказе от угля в производстве электроэнергии в первой половине 2030-х годов. Более конкретная целевая дата не была установлена по просьбе Германии и Японии. При этом ограничения касаются мощностей, где не установлено оборудование по улавливанию и хранению выбросов. США также ввели требование, согласно которому электростанции к 2032 г. будут обязаны сократить или улавливать 90% выбросов CO2. Страны «Большой семерки» также согласовали стремление утроить мощности ВИЭ к 2030 г.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 318 долл./1000 м3 (-3 долл./1000 м3 к 24.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA остались практически без изменений, составив 5.6 млн т., что обусловлено сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 100-105 долл./т. на увеличении предложения со стороны ЮАР благодаря росту ж/д погрузки. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal составили 2.74 млн т. (+0.04 млн т. к 24.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 117 долл./т. в преддверии выходных дней с 1 по 5 мая по случаю Дня труда. Некоторые небольшие шахты/разрезы сократили добычу в связи с достижением месячных целевых показателей. Однако рост котировок ограничен ввиду увеличения гидрогенерации на юге страны и невысокого спроса со стороны промышленных предприятий.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.09 млн т. до 13.78 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 24.17 млн т. (+0.55 млн т. к 24.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 89.60 долл./т. (+0.60 долл./т. к 24.04.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR также незначительно укрепилась до
55.05 долл./т. FOB Kalimantan на фоне роста спроса со стороны КНР и стран Юго-Восточной Азии. В Индии отмечается сокращение складских запасов угля за неделю на 2% в результате роста генерации после резкого потепления. Поддержку ценам также оказывало ограниченное предложение на спотовом рынке, обусловленное неблагоприятными погодными условиями.
По итогам 1 квартала добыча в Индонезии увеличилась на 8%. Однако в некоторых регионах показатели оказались ниже ожиданий в связи с проливными дождями. Таким образом, в 2024 г. объем добычи может составить 790 млн т., что значительно меньше 922 млн т., согласованных правительством на текущий год.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся почти до 145 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны азиатских стран, включая Таиланд, Филиппины и Вьетнам, где наблюдается рекордное потепление, способствующее увеличению энергопотребления. Японская компания Kansai Electric сообщила 30 апреля, что ожидает роста потребления энергоносителей для производства электроэнергии в следующем финансовом году (апрель 2024 – март 2025), при этом Kyushu Electric прогнозирует увеличение объемов импорта угля ввиду снижения загрузки АЭС с 90.8% до 88.1%.
Индекс австралийского металлургического угля HCC удерживался на уровне 240 долл./т., благодаря улучшению конъюнктуры на рынке стали и сокращению добычи в Австралии. Индекс производственной активности PMI в сталелитейной отрасли КНР вырос в апреле на 3.7 процентных пункта до 47.9%, что говорит о восстановлении спроса на сталь в стране.
Компания Glencore отчиталась о падении добычи металлургического угля на 30% по итогам 1 квартала 2024 г. до 1.4 млн т. (-0.6 млн т. к 1 кварталу 2023 г.), что связано с остановкой работы одного из активов в австралийском штате Квинсленд. Компания Coronado Global Resources также заявила о падении добычи металлургического угля на разрезе Curragh на 19% до 2.2 млн т. (-0.5 млн т. к 4 кварталу 2023 г.). Кроме того, негативно на добыче отразились циклоны Jasper и Kirrily.
Сибантрацит попал под санкции США
США ввели санкции против Сибантрацита, одного из крупнейших производителей металлургического угля в России. Минфин США также включил в санкционный список 12 организаций, входящих в структуру угольной компании.
В связи с новыми ограничительными мерами, направленными на уменьшение доходов Российской Федерации, Сибантрацит планирует переориентировать поставки на внутренний рынок.
В январе-марте 2024 г. добыча Сибантрацита сократилась до 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -14.1% к январю-марту 2023 г.), экспорт – до 4.2 млн т. (-2.0 млн т. или -32.2% к январю-марту 2023 г.).
При этом по итогам 2023 г. производство увеличилось до 24.2 млн т. (+0.4 млн т. или +1.7% к 2022 г.), экспорт – до 22.5 млн т. (+2.6 млн т. или +10.6% к 2022 г.), в результате чего в экспортных поставках российского угля доля Сибантрацита составила 10.6%.
Таким образом, под санкции США, с учетом объемов СУЭК и Мечела, с начала года попало 30% российского угольного экспорта, что ставит под вопрос энергетическую безопасность стран-импортеров.
С учетом объемов, экспортированных в 1 квартале 2024 г., сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. в результате санкций составит около 50 млн т., в 2025 г., при сохранении санкционного режима, на рынок не попадет почти 65 млн т. угля.
Экспортные пошлины на российский уголь отменены до августа 2024 года
Правительство РФ временно отменило экспортные курсовые пошлины на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г. Ранее планировалось, что пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г., однако их введение ухудшило положение угольных компаний, которые остаются под ударом из-за снижения мировых цен, роста себестоимости, ограничений на ж/д инфраструктуре и увеличивающегося санкционного давления.
Однако временная отмена экспортной пошлины не позволит решить все проблемы в отрасли, поскольку требуются дополнительные меры, включая возобновление понижающих коэффициентов, которые были приостановлены до конца 2024 г. Кроме того, необходимо расширение железнодорожных мощностей, особенно на Восточном полигоне, а также снижение ставок перевалки в Тамани.
Кроме того, с сентября 2024 г. ставка пошлины вновь составит 4% при курсе 80-85 руб./долл., 4.5% - при 85-90 руб./долл., 5.5% - при 90-95 руб./долл. и 7% - при 95 руб./долл. и более. При курсе менее 80 руб./долл. пошлина нулевая.
По итогам 1 квартале 2024 г. экспорт российского угля сократился до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к 1 кварталу 2023 г.). При этом в текущем году падение показателей будет ускоряться, учитывая новые санкции США против российских угольных компаний и неблагоприятную конъюнктуру на международном рынке.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены упали ниже 115 долл./т. Давление на котировки оказало сокращение потребления, а также существенное падение цен на газ в результате ослабления геополитической напряженности на Ближнем Востоке, которая ранее оказывала рынку поддержку.
Кроме того, партии американского угля, которые не смогли быть отгружены через порт в Балтиморе из-за обрушившегося моста, были перенаправлены на терминалы Hampton Roads, включая Norfolk.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 321 долл./1000 м3 (-29 долл./1000 м3 к 17.04.2024 г.) на фоне отсутствия эскалации в конфликте между Израилем и Ираном. Запасы на складах ARA достигли 5.6 млн т. (-0.3 млн т. или -5% к 17.04.2024 г.), что обусловлено реэкспортом в адрес стран Средиземноморья и сокращением поставок в европейские страны ввиду невысокого спроса.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 105 долл./т. из-за снижения спроса и цен в Европе. Также давление оказывает увеличение предложения со стороны ЮАР. Кроме того, индийские производители губчатого железа обратили внимание на австралийский уголь 5500 ввиду привлекательности цены по сравнению с южноафриканским материалом.
Ж/д оператор Transnet принял решение разорвать 5-летний контракт с охранной организацией, привлеченной с целью обеспечения безопасности ж/д инфраструктуры в августе 2023 г. По заявлению Transnet, подрядчик не смог должным образом выполнить обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались ниже уровня 116 долл./т. ввиду невысокого спроса со стороны электростанций и промышленных предприятий, которые на прошлой неделе завершили процесс пополнения запасов. Кроме того, ожидается, что поставки по ж/д ветке Daqin увеличатся после 26 апреля, когда завершится техническое обслуживание, при этом на складах электростанций и в портах уже наблюдается рост запасов. Дополнительное давление на угольную генерацию оказывают обильные дожди на юге Китая, которые способствуют увеличению гидрогенерации.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.4 млн т. до 13.9 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.6 млн т. (+1.2 млн т. к 17.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 89 долл./т. на фоне невысокой активности со стороны индийских и китайских потребителей.
Bumi Resources, крупнейшая индонезийская угольная компания, сообщила о падении доходов по итогам 1 квартала 2024 г., несмотря на увеличение объема продаж. Таким образом, прибыль составила 22.1 млн долл. (-62 млн долл. или -74% к 1 кварталу 2023 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 135 долл./т. в связи с ростом спроса со стороны индийских производителей губчатого железа и возможным сокращением добычи в результате ожидаемого окончания явления Эль-Ниньо, по завершении которого в Австралию могут прийти неблагоприятные погодные условия, включая проливные дожди и штормы.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до 245 долл./т. в результате сокращения спроса и увеличения предложения. Австралийская Anglo American сообщила о росте добычи металлургического угля в Квинсленде по итогам 1 квартал 2024 г. до 3.8 млн т.
(+0.3 млн т. или +7% к 1 кварталу 2023 г.) благодаря росту производства на шахте Aquila и разрезе Capcoal. При этом компания сохраняется прогноз по добыче на 2024 г. без изменений на уровне
15-17 млн т.
Китайская металлургическая компания Beijing Shougang Co., Ltd заявила, что в 2024 г. планирует сократить производство стали на 6% до 21.6 млн т. в связи со слабым спросом и ужесточением конкуренции.
Два крупных азиатских производителя стали, южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel, согласовали с австралийской Foxleigh бенчмарк на 1 квартал 2024 г. на материал LV PCI на уровне 221 долл./т. FOB (-8 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.).
Прибыль угольных компаний РФ январе-феврале 2024 года упала в пять раз
Прибыль российских угольных компаний (за вычетом убытков) в январе-феврале 2024 г. упала в 5.3 раза со 107.59 млрд до 20.3 млрд руб. (-87.29 млрд руб. к январю-февралю 2023 г.). При этом убытки увеличились в 2.1 раза до 24.3 млрд руб. Доля убыточных предприятий увеличилась с 39% до 46%.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.), что обусловлено падением цен на мировом рынке и кратным увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, введенные экспортные пошлины, растущие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Таким образом, в случае сохранения текущей тенденции экспорт российского угля в 2024 г. сократится на 30-35 млн т. Если же неблагоприятные факторы усилятся и, помимо СУЭК и Мечела, под санкции попадут другие российские угольные компании их морские терминалы и международные транзакции – потери российского экспорта могут составить порядка 50-60 млн т.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2024 г. снизилась до 52.6 млн т. (-1.1 млн т. или -2.1% к январю-марту 2023 г.). Экспорт в 1 квартале текущего года упал до 45.5 млн т. (-6.6 млн т. или -12.8% к январю марту 2023 г.).
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы отмечалась высокая волатильность цен, которые двигались в диапазоне 117-126 долл./т. на фоне резкого подорожания газа до 3-месячного максимума в связи с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, а также сокращения доли возобновляемой генерации. При этом доходность угольной и газовой генерации оставалась отрицательной ввиду роста стоимости квот на выбросы СО2. На прошедшей неделе доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии составила 71%, сократившись на 7% по сравнению с предыдущей неделей, тогда как доля ископаемого топлива увеличилась с 22% до 29%.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 350 долл./1000 м3 (+47 долл./1000 м3 к 10.04.2024 г.) в результате снижения поставок норвежского газа и ответа Израиля на удар, совершенный Ираном на выходных.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 110 долл./т., продолжая следовать за высокими ценами в Европе. Со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, наблюдается увеличение спроса. Кроме того, правительство Индии продлило до
15 октября действие директивы в отношении 15 электростанций (18.37 ГВт), работающих на импортном угле, с требованием полной загрузки мощностей во избежание дефицита электроэнергии. Ожидается, что данная инициатива властей продолжит способствовать увеличению объемов импорта.
Экспортные отгрузки угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам 1 квартала 2024 г. выросли до 13 млн т. (+1.9 млн т. или +17% к 1 кварталу 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с транспортировкой материала. Таким образом, экспорт в 2024 г. через RBCT может превысить 50 млн т. против прошлогодних 47 млн т. При этом средний показатель в 2013-2020 гг. составлял 70 млн т. Складские запасы на терминале оцениваются в 2.95 млн т. (практически без изменений к 10.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 116 долл./т. в связи с падением добычи и увеличением потребления. Также отмечается снижение запасов в портах, что связано с сокращением объемов поставок по ж/д ветке Daqin на 0.2 млн т. в день из-за проведения технического обслуживания, при этом нормализация движения ожидается после завершения работ в конце апреля. Снижение добычи обусловлено ужесточением проверок безопасности на шахтах. Согласно опубликованной статистике, добыча в марте сократилась на 4% и по итогам 1 квартала 2024 г. показатель составил 1.11 млрд т. (-4% к 1 кварталу 2023 г.).
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения налоговых поступлений в провинции Shanxi был увеличен налог на рядовой уголь с 8% до 10% и на обогащенный уголь – с 6.5% до 9%. Данная инициатива может привести к повышению стоимости угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.5 млн т., потребление выросло с 728 тыс. т./сутки до 730 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.4 млн т. (-0.6 млн т. к 10.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 90 долл./т., поскольку индонезийские угольные компании снижают цены в связи с необходимостью сокращения складских запасов, особенно с учетом расширившегося спреда между уровнем спроса и предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше до 127 долл./т. на укреплении котировок в Европе. Один из индийских производителей губчатого железа закупил австралийский среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг по 91-91.5 долл./т. FOB, который стал привлекательнее с точки зрения цены, хотя индонезийские потребители обычно отдают предпочтение южноафриканскому материалу ввиду большего содержания связанного углерода. Поддержку котировкам также оказывает заявление австралийской метеослужбы о возможном завершении явления Эль-Ниньо, что может привести к сокращению добычи. При этом японская метеослужба выпустила долгосрочный прогноз, согласно которому в Японии летом ожидаются температуры выше нормы. В результате ливней с 5 по 12 апреля прервалось ж/д сообщение на 100-километровом участке до терминала Port Kembla Coal Terminal, что привело к задержкам с погрузкой угля из региона Illawarra.
Индексы австралийского металлургического угля HCC подскочили выше 250 долл./т. на фоне активных покупок со стороны Китая, где также наблюдался рост цен в связи с увеличением загрузки металлургических предприятий и необходимостью пополнения запасов. Также отмечается улучшение конъюнктуры на рынке стали. Некоторые участники рынка пересматривают свои ценовые ожидания в сторону повышения в связи с увеличением торговых объемов на бумажном рынке.
Совместное предприятие BHP и Mitsubishi Alliance (BMA) понизило на 10% прогноз по добыче на финансовый 2024 год (заканчивается 30 июня) с 46-50 млн т. до 43-45 млн т. Объем производства в Квинсленде сокращается из-за 2-х тропических циклонов и роста расходов.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-марта 2024 года
В январе-марте 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 52.8 млн т. (-1.1 млн т. или -2.0% к январю-марту 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 17.3 млн т. (+0.3 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 35.5 млн т. (-1.4 млн т. или -3.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 34.5 млн т. (-0.8 млн т. или -2.3% к январю-марту 2023 г.), производство подземным способом сократилось до 18.3 млн т. (-0.3 млн т. или -1.6%).
По состоянию на 1 апреля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.5 млн т. (+1.8 млн т. или +9.1% к 1 апреля 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Колмар остановил обогатительные фабрики из-за избытка угля на складах
Компания Колмар, добывающая коксующийся уголь в Якутии, с 12 марта остановила работу 2-х обогатительных фабрик и ограничила загрузку третьей на 50% из-за переизбытка угля на складах. Накопление сверхнормативного запаса угля в объеме 1 млн т. стало следствием трудностей при отправке в результате перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне.
Данная ситуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению к терминалам Ванино, а также проблемами с согласованием и приемкой грузов в данном направлении. В апреле компания должна погрузить в вагоны 0.57 млн т., однако РЖД согласовали только 75% от необходимого объема.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Кроме того, рост железнодорожных тарифов, ставок перевалки в портах, а также ввод экспортной пошлины с марта 2024 г. делают экспортные поставки убыточными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. Данные факторы также оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов.
Таким образом, доступность высококачественного российского угля существенно снизилась в первом квартале года, а ко второму и третьему кварталу 2024 г. ожидается ухудшение дефицита предложения из России.
На Огоджинском месторождении началось строительство обогатительной фабрики
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области началось строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В будущем здесь планируется построить еще шесть фабрик совокупной мощностью 30 млн т.
Также Огоджинская угольная компания (входит в группу Эльга) ведет строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск протяженностью 140 км, которое позволит нарастить добычу до 17-18 млн т. к 2029 г. На текущий момент проложено 37 км. Пропускная способность будущей железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в 3 раза больше, чем в 2022 г. В 1 квартале 2024 г. добыча снизилась до 0.24 млн т. мл(-0.1 млн т. или -28% к 1 кварталу 2023 г.). угля.
Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.