Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля спотовые индексы продемонстрировали существенное падение ниже 290 долл./т. на фоне опасений замедления мировых экономик в связи с распространением COVID-19 в Китае и увеличения запасов на терминалах ARA, которое обусловлено стремлением компаний нарастить импорт до вступления в силу эмбарго на российский уголь. Волатильность на энергетическом рынке также была вызвана отказом Польши и Болгарии оплачивать российский газ национальной валютой РФ, в результате чего Россия прекратила поставки в эти страны. Запасы угля на терминалах ARA увеличились примерно до 5.00 млн т. – самый высокий показатель с июня 2021 г. (+0.60 млн т. к 20.04.2022 г.).
Индексы южноафриканского материала значительно снизились - до 280 долл./т. на фоне напряженности на международном рынке. Пакистан, второй крупнейший импортер ЮАР после Индии, стал отказываться от южноафриканского материала ввиду его дороговизны и выбора в пользу угля из Афганистана и Таджикистана. При этом ж/д погрузка в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal в апреле сократилась до 1 млн т. в неделю против нормы в 1.5 млн т. Таким образом, из-за проблем ж/д оператора Transnet объем экспорта ЮАР по итогам 2022 г. может оказаться еще ниже прошлогоднего 25-летнего минимума и, по предварительным данным, составить 55 млн т. (-3 млн т. или -5% к 2021 г.).
В Китае цены спот 5500 NAR снизились на 13 долл./т. до 178 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая скорректировались на фоне заявления властей о том, что КНР обнулит импортные пошлины на уголь с 01.05.2022 г. по 31.03.2023 г. для стимулирования развития экономики. С этой же целью Китай планирует увеличить собственные производственные мощности по добыче угля в 2022 г. на 300 млн т. Давление на котировки продолжают оказывать жесткие меры борьбы с распространением пандемии COVID-19, способствующие снижению спроса на электроэнергию.
Австралийский индекс укрепился выше 355 долл./т. на фоне снижения объема отгрузок из Австралии в связи с неблагоприятными погодными условиями на 3% до 6.94 млн т., тогда как средний недельный объем составляет 7.36 млн т. Также поддержку ценам оказал возобновившийся спрос потребителей из Японии и Южной Кореи.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR укрепляются из-за увеличения спроса со стороны Индии, где запасы на 165 угольных электростанциях снизились на 4% за прошедшую неделю (21.45 млн т. на 26.04.2022 г. против 22.26 млн т. на 19.04.2022 г.) и находятся на 9-летнем минимуме. Кроме того, министр энергетики Индии Сингх призвал увеличить импорт угля в ближайшие 3 года, хотя данная мера может оказаться временной и служить решением проблемы дефицита на фоне роста спроса на электроэнергию, вызванного резким повышением температуры и ростом промышленной активности.
Рост спроса на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в ЕС и АТР продолжает положительно отражаться на динамике котировок угля из Австралии, выросших выше 515 долл./т. Поддержку ценам также оказывали проливные дожди в штате Квинсленд.
Изменение маршрутов поставок российского угля на фоне эмбарго
За последние 20 лет Россия увеличила экспортные поставки угля в Европу с 21 млн т. в 2000 г. до 68 млн т. в 2021 г., заняв более 50% рынка против 11% в 2000 г.
Однако, начиная с середины 3-го квартала 2022 г. экспортные поставки в Европу могут прекратиться в результате эмбарго на российский уголь со стороны стран ЕС, которое предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля с 10 августа текущего года.
В связи с санкциями российские экспортеры уже перенаправляют уголь в восточном направлении, прежде всего в страны АТР, но переориентировать все поставки в объеме 68 млн т. вряд ли является посильной задачей, что обусловлено инфраструктурными и логистическими ограничениями.
Так, провозные мощности БАМа и Транссиба, где модернизация проходит более медленными темпами, чем планировалось, уже загружены на 100%, а поставки из северо-западных и южных портов России влекут за собой значительное увеличение транспортных расходов в связи с удлинением маршрутов и, как следствие, более дорогого фрахта. Также на фоне военной операции России на Украине наблюдается резкое удорожание страховых премий, а судовладельцы опасаются предоставлять сухогрузы для работы с российскими портами.
Из-за логистических проблем власти страны вновь вернулись к обсуждению Северного широтного хода, строительство которого Владимир Путин в середине апреля поручил начать уже в 2022 г. Ранее данный проект рассматривался как путь для вывоза углеводородов с Арктики в направлении Европы, а теперь - как способ разгрузить Транссиб.
Австралийская компания увеличивает добычу угля в России
Австралийская компания Tigers Realm Coal Ltd, осваивающая месторождение каменного угля Фандюшкинское поле на Чукотке, в первом квартале 2022 г. отгрузила 297 тыс. т. топлива. В годовом сопоставлении рост составил 42%. При этом добыча составила 254 тыс. т. (+45.7 тыс. т. или +22% к 1 кварталу 2021 г.).
Компания также реализует проект по строительству обогатительной фабрики и планирует увеличить добычу до 2 млн т. угля в год. В августе 2021 г. российская компания Берингпромуголь, принадлежащая Tigers Realm Coal, получила разрешение на разработку угольного месторождения Звонкое, которое расположено на Чукотке (Россия) недалеко от Фандюшкинского поля.
Транспортировка продукции предусмотрена грузовым автотранспортом по автодороге круглогодичного сообщения протяженностью 37 км от месторождения до порта Беринговский, откуда осуществляется экспорт в страны АТР.
Tigers Realm Coal - международная угольная компания со штаб-квартирой в Австралии. Компания владеет активами по добыче коксующегося угля в России, Австралии и Канаде.
Власти приостановили работу двух шахт в Кузбассе
Ростехнадзор и суд приостановили работу двух шахт Кузбасса: Юбилейная, входящая в холдинг ТопПром, и Южная, принадлежащая СДС-Уголь.
В связи с технологическими нарушениями на шахте Юбилейная все виды горных работ приостановлены судом на 90 суток.
На шахте Южная Ростехнадзор на неопределенный срок приостановил добычу угля в одной из лав. В феврале суд уже останавливал производство из-за нарушений на 30 суток, хотя тогда нарушения были устранены досрочно, и шахта возобновила добычу спустя несколько дней.
Кроме того, комиссия Роснедр приняла решение ограничить права по добыче угля в рамках действующей лицензии шахты Листвяжная в Кузбассе, где в ноябре прошлого года в результате ЧП погиб 51 человек, что стало основанием для усиления надзора и серии проверок безопасности работы шахт.
В 1-м квартале 2022 г. на шахте добыча на шахте Юбилейная составила 0.21 млн т. (-0.34 млн т. или -62% к 1 кв. 2021 г.), а добыча на шахте Южная – 0.48 млн т. (-0.1 млн т. или -18% к 1 кв. 2021 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 305 долл./т. на фоне заявлений о возможных европейских санкциях на импорт угля из России.
05.04.2022 г. глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что возможный пакет санкций ЕС в отношении России будет содержать запрет на импорт угля. 06.04.2022 г. Великобритания объявила, что к концу 2022 г. полностью прекратит зависимость от российского угля, нефти и газа. Также по сообщениям Reuters, 07.04.2022 г. Еврокомиссия намерена одобрить запрет на импорт российского угля. В результате давления со стороны Германии, которая требовала отложить принятие этой меры, запрет может вступить в силу с середины августа, на месяц позже, чем предлагалось ранее.
При этом по итогам 2021 г. многие страны Европы нарастили импорт угля из России. Германия импортировала 20.3 млн. т. (+5.8 млн. т. или +40% к 2020 г.), Италия – 5.9 млн. т. (+1.1 млн. т. или +23% к 2020 г.), Франция – 2.9 млн. т. (+0.64 млн. т. или +28% к 2020 г.), Великобритания – 1.75 млн. т.
(+0.36 млн. т. или +26% к 2020 г.). В 2021 г. импорт Европы, включая Великобританию и не входящие в ЕС балканские страны, составил более 50 млн. т. угля из России или около 46% совокупного импорта. Запасы угля на терминалах ARA составили 3.50 млн. т. (+0.3 млн. т. к 30.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала выросли выше 290 долл./т. на фоне напряженности на международном угольном рынке и увеличившегося спроса со стороны европейских стран, пытающихся заместить поставки российского угля. В марте 2022 г. экспорт из ЮАР в ЕС составил около 0.87 млн. т. (+0.7 млн. т. к марту 2021 г. и +0.65 млн. т. к февралю 2022 г.). Общий экспорт угля из ЮАР в ЕС в первом квартале 2022 г. вырос до 1.2 млн. (+383% к аналогичному периоду прошлого года).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR упали почти на 23 долл./т. до 204 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая также снизились на прошедшей неделе. Коэффициент загрузки электростанций в КНР упал до 60% на фоне распространения COVID-19. Энергетические предприятия не спешили увеличивать запасы, ожидая, что затраты на закупку внутреннего материала резко снизятся с 1 мая 2022 г., когда будет введен в действие новый механизм ценообразования на энергетический уголь, который по прогнозам экспертов, может привести к снижению спотовых цен еще на 31-47 долл./т. по сравнению с текущим уровнем.
Возросшая торговая активность европейских потребителей положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 290 долл./т., в связи с возможным запретом на импорт российского угля.
Индексы индонезийского материала продолжают падать до 195 долл./т. на фоне снизившейся торговой активности китайских покупателей из-за распространения COVID-19 в Китае.
Котировки австралийского металлургического угля продолжили снижаться до 395 долл./т. на фоне увеличения экспортных отгрузок из Австралии.
ЕС вводит эмбарго на российский уголь
Страны Европейского союза 7 апреля 2022 г. поддержали эмбарго на импорт российского угля в рамках нового пакета санкций против Российской Федерации в связи с событиями на Украине.
При этом ранее единогласное решение участникам блока в отношении энергетического сектора принять не удавалось в связи с серьезными разногласиями среди стран-членов, поскольку запрет на импорт наносит ущерб Европе, что обусловлено высокой зависимостью от поставок из России. Так, по итогам 2021 г. ЕС импортировал 51.4 млн. т. угля и 155 млрд. м3 газа, а доля России в совокупном импорте составила 48.2% и 45%, соответственно. Доля ЕС в российском экспорте угля не превышает 22.8%, тогда как в экспорте газа она почти в 4 раза выше и достигает 76%.
В связи с этим эмбарго предполагает хоть и обязательный, но поэтапный отказ от импорта угля с переходным периодом в 120 дней. Несмотря на свою зависимость, Германия, крупнейший потребитель российского угля в ЕС, надеется уложиться в указанный срок и найти альтернативных поставщиков. Для сравнения доля российского угля в импорте Италии составляет 67%, Германии – 52%, Франции – 37%, Испании – 30%. Доля российского газа в импорте ЕС составляет 45%.
Власти Великобритании также намерены полностью отказаться от поставок российского угля, но до конца 2022 года. При этом доля российского угля в импорте Великобритании составляет 38% или
1.7 млн. т.
Кроме того, Япония, отказавшаяся вводить запрет на импорт российского угля, планирует постепенно переходить на импорт из других стран. В 2021 году около 11% или 19.7 млн. т. закупаемого Японией угля было из России.
Экспорт российского угля в страны ЕС в 2021 г., млн. т.
ЕС запретил импорт угля российского происхождения, поэтому схема с добавлением трейдеров-посредников работать не будет. Остается только замена поставщиков: Российские экспортеры уйдут в Азиатско-Тихоокеанский регион, а их место в Европе займут те, кто раньше продавал эти объемы в Азии.
Экспорт российского угля в страны ЕС в 2021 г., млн. т.
Угольные компании просят освободить пути для экспорта на Дальний Восток
Угольные компании обратились к правительству с просьбой перенаправить все транзитные контейнеры через Казахстан, что позволит освободить мощности БАМ и Транссиб для более экономически целесообразного угольного экспорта.
На фоне ужесточения санкционных ограничений со стороны западных стран пропускная способность Восточного полигона становится все более критичной, поскольку многие участники рынка возлагают надежды на покупателей в регионе АТР. При этом более существенное снижение объемов поставок угля наблюдается именно в восточном направлении, в связи с чем компании также призвали ускорить развитие Восточного полигона и ввести мораторий на любые изменения тарифов на перевозку угля.
Данная динамика обусловлена тем, что РЖД приостановили действие правил недискриминационного доступа, ввели правила очередности перевозок грузов, предоставив приоритет транзитным перевозкам контейнерных грузов, в результате чего уголь стал отгружаться по остаточному принципу.
Такие изменения оказывают негативное влияние на всю угольную и смежные отрасли, а также приводит к невыполнению обязательств по контрактам, снижению налоговых поступлений и валютной выручки.
Так, погрузка угля в восточном направлении по итогам 1 квартала 2022 г. составила 25 млн. т., что на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, вопреки ожиданиям, погрузка в западном направлении, несмотря на санкционные ограничения, сократилась лишь на 3% до 27 млн. т. (-0.8 млн. т. к
1 кв. 2021 г.). Совокупный объем погрузок на экспорт снизился до 51.9 млн. т.
(-2.28 млн. т. или -4.3% к 1 кв. 2021 г.). Мартовский показатель упал почти на 10% до 17.7 млн. т. по сравнению с 19.5 млн. т. в марте 2021 г.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-марте 2022 г. вырос на 0.2%
В январе-марте 2022 г. объем грузоперевозок РЖД составил 307.9 млн. т. (+0.2% к январю-марту 2021 г.).
Погрузки угля увеличились до 91.2 млн. т. (-0.9% к январю-марту 2021 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-марте 2022 г.:
уголь: 91.2 млн. т. (-0.9% к январю-марту 2021 г.);
· кокс: 2.8 млн. т. (+1.1%);
· нефть и нефтепродукты: 55.4 млн. т. (+2.2%);
· железная и марганцевая руда: 29.1 млн. т. (+1.1%);
· черные металлы: 18.0 млн. т. (+5.8%);
· лом черных металлов: 2.9 млн. т. (-8.0%);
· химические и минеральные удобрения: 16.0 млн. т. (-2.8%);
· цемент: 4.8 млн. т. (+6.8%);
· лесные грузы: 8.9 млн. т. (-15.4%);
· зерно: 5.6 млн. т. (-25.1%);
· строительные грузы: 26.4 млн. т. (+0.5%);
· цветная руда и серное сырье: 4.3 млн. т. (-9.1%);
· химикаты и сода: 6.2 млн. т.
(+2.1%);
· промышленное сырье и формовоч-ные материалы: 8.3 млн. т. (+7.5%);
· остальные грузы, в том числе в контейнерах: 28.1 млн. т. (+9.9%).
Добыча угля в России выросла на 1.8% в 1 квартале 2022 г.
В январе-марте 2022 г. добыча угля в России увеличилась до 110.5 млн. т. (+1.9 млн. т. или +1.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Рекордный рост мировых индексов продолжился в первые три месяца 2022 г. на фоне жесточайших международных санкций, введенных в отношении России в конце февраля из-за военной операции на Украине, а также дефицита предложения на мировом рынке, что должно было стимулировать российские добывающие компании наращивать объемы добычи угля, по крайней мере, в январе-феврале 2022 г. Тем не менее, в 1 квартале 2022 г. поставщики продолжили сталкиваться с логистическими сложностями в части ж/д транспортировки угля в направлении Северо-Западных терминалов и портов Дальнего Востока, приводящими к пересмотру планов добычи отдельными производителями в сторону сокращения.
Кроме того, массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности около 20 шахт и разрезов в январе-марте 2022 г.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов способна оказать существенное влияние на объем добычи и предложения российского угля на мировом рынке.
Кузбассразрезуголь (+1.7% к январю-февралю 2022 г.), Сибантрацит (+35.6%), Стройсервис (+11.3%), Эльгауголь (+59.6%) и Колмар (+28.9%) увеличили добычу угля в 1 квартале 2022 г., в то время как производство таких крупных российских угольных компаний, как Суэк (-4.0%), Русский Уголь (-8.8%), Евраз
(-25.2%) и СДС (-29.4%) не смогло выйти на уровень первых трех месяцев 2021 г.
Подробные данные по добыче угля в России представлены в таблице ниже.
Добыча угля в России (январь-март 2021/2022), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке упали ниже 275 долл./т., что было обусловлено падением цен на газ и наметившимися положительными сдвигами в переговорах между Россией и Украиной. Германия отказалась поддерживать инициативу ЕС о немедленном запрете импорта российского угля, однако планирует прекратить закупать уголь из России к сентябрю текущего года, а Польша – к маю. Кроме того, Польша решила не дожидаться согласования со стороны Европейской комиссии и отказаться от импорта российского угля на государственном уровне несмотря на то, что это будет противоречить торговому законодательству ЕС. Запасы угля на терминалах ARA составили 3.2 млн т. (+0.3 млн т. к 23.03.2022 г.).
Индекс южноафриканского угля также скорректировался ниже 265 долл./т. Южноафриканский железнодорожный оператор Transnet не сможет обеспечить перевозку планируемых 70 млн т. угля в этом году, что обусловлено слабым результатом в первом квартале 2022 г. (14 млн т. против 15.6 млн т. в 1 квартале 2021 г.). Ожидается, что по итогам текущего года погрузка составит 60-65 млн т., то есть увеличится примерно на 20% с 58 млн т. в 2021 г., но не превысит показатель 2020 г. в 70 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR снизились почти на 26 долл./т. до 227 долл./т. FOB Qinhuangdao. Индексы энергетического угля на внутреннем рынке Китая продолжили корректироваться на фоне недавно введенных ограничений из-за вспышки COVID-19 и опасений ужесточения мониторинга и контроля со стороны регуляторов. Комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) со следующего месяца запускает онлайн платформу для мониторинга цен и сделок, что, по некоторым оценкам, позволит стабилизировать рынок. По распоряжению NDRC все добывающие компании с 1 апреля 2022 г. будут обязаны предоставлять информацию о ценах и себестоимости, при этом информация о сделках на спотовом рынке должна будет передаваться ежедневно, а по контрактам – еженедельно.
Котировки австралийского угля выросли до 270 долл./т., укрепившись на фоне увеличившегося спроса со стороны азиатских и европейских потребителей. Так, японская компания Idemitsu Kosan отказалась от новых поставок российского угля в пользу Австралии из-за неопределенности с оплатой и возможными логистическими ограничениями.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизилась до 209 долл./т. FOB Kalimantan из-за снижения активности китайских покупателей. При этом индонезийские добывающие компании отмечают, что не смогут выполнить мартовский план по добыче и экспорту из-за проливных дождей и недостаточного количества барж, доступность которых ограничена переориентированием их большей части для работы на внутреннем рынке.
Котировки австралийского металлур-гического упали ниже 520 долл./т. в связи с увеличением экспортных отгрузок на 8% по сравнению с прошлой неделей до 7.5 млн т. Японская металлургическая компания Nippon Steel и горнодобывающая компания Peabody согласовали цену PCI на 1-й квартал 2022 г. на уровне 300 долл./т. FOB, что представляет собой увеличение на 20% по сравнению с ценой предыдущего квартала (250 долл./т. FOB). Поставки низколетучого угля PCI будут осуществляться из Квинсленда.
Германия выступила против эмбарго на российский уголь
Германия заблокировала инициативу ЕС по введению запрета на поставки угля из России.
Новый пакет санкций, разработка которых началась еще в декабре прошлого года, предполагал введение эмбарго на уголь без запрета на импорт других российских энергоносителей, таких как нефть и газ.
ЕС намеревался показать России серьезность намерений блока в отношении энергетического сектора, включая климатическую повестку, однако ограничение импорта вызывает наиболее серьезные разногласия среди стран-участниц, поскольку наносит ущерб Европе. Германия, как наиболее зависимая от российского угля страна, отвергла предложение на ранней стадии.
При этом министр по делам экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек неоднократно подчеркивал, что страна надеется прекратить импорт данного энергоресурса из РФ к осени, а 25 марта он заявил, что Германия уже снизила свою зависимость от российского угля.
В 2021 г. Германия была крупнейшим в ЕС потребителем российского угля, импортировав из РФ 20.3 млн т. (+5.8 млн т. или +40% к 2020 г.).
Польша планирует запретить импорт российского угля
Правительство Польши приняло решение ввести запрет на импорт угля из России, аргументируя данный шаг вопросами безопасности, о чем 29 марта 2022 г. заявил пресс-секретарь правительства республики Петр Мюллер.
Таким образом, власти больше не будут дожидаться согласования со стороны Европейской комиссии, а правила о блокировке импорта угля из России будут прописаны на законодательном уровне Польши.
Польша, доля угля в энергобалансе которой достигает 90%, уже обращалась к Австралии, как альтернативному экспортеру, в частности к компании Whitehaven Coal. Однако возможность замещения российских поставок представляется маловероятной, поскольку почти весь австралийский уголь уже законтрактован для потребителей региона АТР. Кроме того, потенциал увеличения предложения угля со стороны Австралии, а также Индонезии ограничен отсутствием существенных свободных объемов и неблагоприятными погодными условиями в этих странах в текущее время.
По итогам 2021 г. страна импортировала 12.6 млн т., из которых 8.2 млн т. или 65% пришлось на поставки из России. В январе-феврале 2022 г. Россия экспортировала в Польшу 2 млн т. (+0.6 млн т. или +43.6% к январю-февралю 2021 г.).
Землетрясение привело к обрушению на шахте Колмар
В результате землетрясения магнитудой 3.5 балла в Якутии произошло обрушение на угольной шахте Денисовская. На поверхность были выведены 72 человека. По данным горных спасателей, пострадавших нет. Работа шахты в настоящее время приостановлена.
Фото: УК «Колмар»
Обрушение горных пород также произошло на шахте Осинниковская в Кемеровской области 24 марта, приведшей к гибели одного человека. Однако причиной данного ЧП, как сообщается, стал резкий выброс газа. Добыча на шахте была приостановлена по решению суда на 90 дней (см. CAA Russian Coal Weekly от 25 марта 2022 г.). Кроме того, массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности около 15 шахт в Кузбассе в январе-феврале 2022 г. (см. CAA Russian Coal Weekly от 18 февраля 2021 г.).
Шахта Денисовская принадлежит угледобывающей компании Колмар. По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.2 млн т. (+1.36 млн т. или +46% к 2020 г.). В январе-феврале 2022 г. объем добычи также вырос и составил 0.75 млн т. (+0.7% к январю-февралю 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 355 долл./т. на фоне объявленного эмбарго на импорт всех видов угля из России, согласованного странами ЕС в рамках пятого пакета санкций. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки российского угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до
9 апреля 2022 г. Поддержку ценам, также оказало заявление Польши о том, что на этой неделе ее правительство введет самостоятельный запрет на импорт угля из России, который сразу вступит в силу. Правительство Польши также обратилось к операторам морских портов с просьбой подготовиться к импорту и хранению до
10 млн. т. угля.
Европа планирует заменить российский материал в объеме 50 млн. т. поставками из США, Австралии, Индонезии, Колумбии и Южной Африки. При этом опрос участников VDKI (ассоциация немецких импортеров угля) показал, что 21% респондентов считают замену российского угля в краткосрочной перспективе невозможной и такое же количество респондентов считают, что замена возможна только по значительно более высокой цене. С целью снижения потребления угля на прошедшей неделе Германия выдвинула на рассмотрение законопроект (the Easter Package), предусматривающий увеличение мощностей солнечной генерации до 215 ГВт к 2030 г. вместо 200 ГВт и ветряной генерации до 140 ГВт вместо 91 ГВт.
Котировки южноафриканского материала поднялись выше 325 долл./т. на фоне напряженности на международном угольном рынке и увеличившегося спроса со стороны европейских стран, пытающихся заместить поставки российского угля. Спрос также увеличивается со стороны Индии в связи с нехваткой электроэнергии. Власти Индии уже заявили о необходимости увеличить импорт, несмотря на высокие цены. На текущий момент угольные электростанции совокупной мощностью 7,295 МВт вынуждены простаивать из-за нехватки топлива, поскольку с начала апреля потребление значительно увеличилось в преддверии летнего сезона.
В Китае цены спот 5500 NAR упали на 16 долл./т. до 188 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая продолжили снижаться на фоне сокращения потребления в ряде провинций, включая Shanghai, Jiangsu и Zhejiang, где введены ограничения из-за распространения COVID-19. Давление также оказывают покупатели, занявшие выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения котировок и появления признаков восстановления экономической активности. Кроме того, ряд производителей угля понизил цены ввиду быстро растущих запасов на своих складах, а некоторые электростанции отмечают, что уровень загрузки мощностей значительно снизился и сравним с периодом новогодних каникул.
Возросшая торговая активность европейских потребителей положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 335 долл./т. в связи с запретом на импорт российского угля. Поддержку ценам также оказало замедление отгрузок угля с месторождений Нового Южного Уэльса в адрес порта Newcastle в связи с плановыми работами на железной дороге 5-7 апреля и увеличение очереди судов, ожидающих погрузку.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR продолжили падать до 185 долл./т. на фоне снизившейся торговой активности китайских покупателей из-за распространения COVID-19 в Китае. Индонезийская крупнейшая горнодобывающая компания Bumi Resources заявила о планах увеличить добычу на 9-15% в 2022 г. до 85-90 млн. т., хотя в прошлом году компания не достигла этой цели и добыча составила 78 млн. т. – самый низкий показатель с 2012 г., что было обусловлено проливными дождями на протяжении всего года.
Котировки австралийского металлургического угля подскочили выше 505 долл./т. на фоне растущего интереса со стороны азиатских и европейских покупателей в связи с геополитической неопределенностью.
Последствия ввода эмбарго на российский уголь
Страны Европейского союза утвердили эмбарго на импорт российского угля в рамках нового пакета санкций против Российской Федерации. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля 2022 г.
Великобритания также заявила, что прекратит закупки российского материала, но до конца 2022 г. Постепенно к данной инициативе присоединяется и Япония, власти которой еще не обозначили конкретные сроки, но отдельные компании уже делают соответствующие заявления.
Европейским потребителям будет сложно найти альтернативные источники, но не невозможно, поскольку мировой рынок угля хорошо диверсифицирован. Хотя российский уголь и отличает высокое качество, включая низкое содержание золы и серы.
Однако перераспределение поставок может стать сложной задачей для России, поскольку возможности переориентации ограничены провозными мощностями ж/д в восточном и южном направлениях, а также возможностью найти покупателей на рынке АТР, Индии и других неевропейских стран. Дополнительным сдерживающим фактором является ситуация на фрахтовом рынке, где наблюдается рост ставок и величины страховки при заходе в российские порты и общее нежелание судовладельцев работать с Россией.
Таким образом, если сложить объемы потребления Европы, Японии и Южной Кореи, то в 2023 г. под угрозой окажется 100 млн. т. из совокупных 225 млн. т. прошлогоднего экспорта угля.
Прямым следствием данной ситуации будет являться: рост поставок в Европу из Австралии, Индонезии, Южной Африки, США и Колумбии; сокращение предложения угля на мировом рынке; сохранение, а возможно и продолжение роста цен; появление новых ценовых индексов для российского угля, который будет поставляться с дисконтом по сравнению с углем из других стран-поставщиков.
Дополнительные объемы российского угля на азиатские рынки могут быть отгружены с точки зрения логистики сейчас только через западные порты, что предполагает дополнительные расходы на фрахт. В целом будет наблюдаться увеличение дистанции поставок (Австралия и Индонезия в Европу, а Россия через запад в Азию), а значит и времени поставок, как следствие, уменьшение свободных судов для перевозки угля, что также будет оказывать повышательное давление на фрахтовые ставки.
Таким образом, угля на рынке будет становиться меньше, и он станет дороже. При этом издержки понесут не только российские поставщики, но и европейские потребители.
Северная звезда может переориентироваться на внутренний рынок
Компания Северная звезда (холдинг AEON), занимающаяся освоением Сырадасайского месторождения угля, может переориентироваться с европейского на внутрироссийский рынок. Данный сценарий рассматривается в связи с возможными западными санкциями и блокированием российских грузов в Европе.
Сырадасайское месторождение на Таймыре
Фото: компания «Северная Звезда»
При этом коксующийся уголь, добываемый компанией, востребован не только за рубежном, но и на внутреннем рынке. Однако компания не отказывается от экспорта полностью и изучает возможность поставок угля в Китай в 2023 г., а также проводит переговоры с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Запасы Сырадасайского месторождения, расположенного в пределах Западно-Таймырского угленосного района, составляют около 5.7 млрд. т. Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Добыча угля, как ожидается, начнется в 2022 г.
В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн. т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.). Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
AEON - международный инвестиционный фонд, в портфель которого входят различные транспортные проекты, включающие аэропорты и речные порты. AEON принадлежит российскому бизнесмену Роману Троценко.
СУЭК возглавит новый директор
Новым гендиректором СУЭК станет Максим Басов, который с 2003 по 2021 гг. возглавлял агрохолдинг Русагро, где является третьим по величине акционером с долей 8%.
Максим Басов
Фото: Евгений Реутов, Росконгресс
Ранее возглавлявший угольную компанию Степан Солженицын займет пост гендиректора Сибирской генерирующей компании и сконцентрируется на выделении энергетического бизнеса из состава группы. В планы СУЭК компании также входит выделение логистического оператора Национальная транспортная компания (НТК).
Основной задачей Басова станет трансформация СУЭК. Новому гендиректору предстоит обеспечить устойчивость на фоне геополитической неопределенности, в результате которой у компании меняются возможности финансирования, коммерческие отношения, а также логистика.
После введения санкций в марте состав совета директоров и акционеров СУЭК покинули Андрей Мельниченко и Владимир Рашевский.
СУЭК – одна из крупнейших угольной компаний в России. По итогам 2021 г. объем добычи компании составил 102.5 млн. т. (+1.3 млн. т. или +1% к 2020 г.), из них на экспорт было отправлено 54.5 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1% к 2020 г.). Однако в 1-м квартале 2022 г. добыча снизилась и составила 27.6 млн. т. (-1.4 млн. т. или -4.9% к 1 кв. 2021 г.). В состав компании входит 27 угольных шахт и разрезов и 27 электростанций.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).