Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Жесткие меры со стороны Национальной комиссии по развитию и реформам Китая (NDRC) по регулированию внутреннего рынка стали главным фактором, повлиявшим на снижение европейских индексов энергетического угля ниже 200 долл./т. на фоне отмечающейся высокой волатильности. Негативные настроения в КНР оказывают давление на рынки Атлантики и стран АТР, приводя к коррекции цен на ключевых угольных хабах. Впервые с конца сентября 2021 г. европейские цены на газ упали ниже 920 долл./1000 м3 (76.5 евро/МВт ч) после того, как Владимир Путин поручил Газпрому заполнить газовые хранилища компании в Европе. Запасы угля на терминалах ARA продолжили снижаться до 3.8 млн т. (-0.1 млн т. или -2.6% к уровню прошлой недели).
Южноафриканские индексы повторяли тренд европейских котировок, опустившись ниже 170 долл./т. Экспортеры продолжают испытывать сложности с поставками угля на терминалы порта Richards Bay (RBCT) из-за проблем ж/д оператора Transnet.
NDRC продолжает политику административного регулирования цен на угольном рынке КНР. Власти основных угледобывающих регионов Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi потребовали от добывающих компаний снизить отпускные цены контрактов на среднекалорийный материал 5500 ккал/кг NAR до 188 долл./т. с ранее установленного уровня 235 долл./т. В настоящее время цены на шахтах и разрезах находятся на уровне 286 долл./т. в провинции Shanxi и 253 долл./т. в Inner Mongolia. Цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR находились в диапазоне 313-329 долл./т., FOB Qinhuangdao. Снижение за неделю составило около 78 долл./т.
На рынках индонезийского и австралийского угля наблюдается коррекция цен на фоне ужесточения правительственного регулирования на внутреннем рынке Китая и начавшегося снижения котировок. Индекс цен индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR упал до 215.0 долл./т. FOB Kalimantan.
Индекс NEWC высококалорийного австралийского угля 6000 ккал/кг опустился ниже 190 долл./т. Дополнительным фактором давления на котировки австралийского материла стало снижения цен на СПГ в регионе АТР. Цена поставок сжиженного газа на предстоящий зимний период в Корею и Японию снизилась с 50 долл./млн БТЕ в начале октября до текущих значений в 33 долл./млн БТЕ.
Индекс австралийского металлургического угля Premium Low Vol HCC укрепился выше 400 долл./т. после незначительной коррекции неделей ранее.
Акции Распадской выросли в 3 раза
Акции Распадской достигли исторического максимума, с начала года котировки выросли почти в 3 раза: со 157 до 449 руб. за акцию. Такое ралли связано с успешными финансовыми показателями компании в 2021 г., которые, в свою очередь, обусловлены ростом мировых угольных индексов. Цены на коксующийся уголь, производимый компанией, выросли в 3.2 раза на мировом рынке.
По данным Распадской, средние цены на уголь компании выросли на 54% в январе-сентябре 2021 г., хотя котировки на внутреннем рынке реагируют на мировые цены с задержкой в несколько месяцев, и ожидается, что прибыль за четвертый квартал станет рекордной благодаря новым контрактным ценам, которые, как правило, пересматриваются раз в квартал.
Также рынок позитивно оценивает ожидаемую высокую дивидендную доходность акций Распадской и отделение компании от Evraz, планируемое в четвертом квартале. После этого доля акций Распадской в свободном обращении и их ликвидность могут существенно вырасти на Московской бирже.
Распадская включает в себя семь шахт, два разреза, три обогатительные фабрики в Кемеровской области и одну шахту в Туве. Запасы компании составляют 1.9 млрд т. угля. Распадская на 90.9% принадлежит крупнейшей сталелитейной компании в России Evraz (еще 2.5% находятся на балансе Распадской, в свободном обращении - около 6.5%).
Добыча Распадской в 2020 г. составила 20.6 млн т. угля. За 9 месяцев 2021 г. объем производства компании увеличился до 16.5 млн т. (+1.9 млн т. или +13.0% к аналогичному периоду 2020 г.).
Терминал СУЭК в Ванино возобновляет погрузку судов после пожара
Угольный терминал СУЭК Дальтрансуголь в порту Ванино полностью возобновил погрузку судов.
11 октября 2021 г. на угольном терминале произошел пожар, в результате которого была повреждена конвейерная лента и нарушен график погрузки судов (см. CAA Russian Coal Weekly от 15 октября 2021 г.). Несмотря на объявленный компанией СУЭК форс-мажор, терминал продолжал принимать поступающие вагоны без ограничений, так как в результате аварии были приостановлены только судопогрузочные работы.
Фото: АО «СУЭК»
По сообщению администрации порта, 19 октября конвейерная система была частично восстановлена, что позволило терминалу приступить к погрузке угля на суда в половину мощности. По состоянию на 22 октября Дальтрансуголь заработал на полную мощность.
Мощность терминала Дальтрансуголь составляет 24 млн т. угля в год. В январе-сентябре 2021 г. перевалка угля в порту составила 15.3 млн т (-2.3 млн т. или -13% к январю-сентябрю 2020 г.).
Новотранс планирует запустить новый угольный терминал в Усть-Луге в 2022 г.
В 2022 г. железнодорожный оператор Новотранс намерен запустить новый угольный терминал Lugaport в порту Усть-Луга, расположенном на восточном побережье Балтийского моря, в 130 км от Санкт-Петербурга.
Планируемая годовая мощность перевалки угля составит до 5.0 млн т. угля. Угольный терминал является частью проекта Lugaport, с инвестициями в 47.0 млрд руб. (670.0 млн долл.), по перевалке навалочных, генеральных, зерновых и продовольственных грузов общей мощностью 24.3 млн т. в год. Многоцелевой терминал Lugaport будет введен в эксплуатацию в 3 этапа: первый этап планируется завершить в 4 кв. 2022 г., второй - в 4 кв. 2023 г., третий - в 1 кв. 2024 г.
Фото: ОАО «Компания Усть-Луга»
Терминал рассчитан на прием до 1100 вагонов в сутки. Пять глубоководных причалов с осадкой до 15.5 м смогут принимать суда классов Panamax, New-Panamax и Baby-Capesize.
Lugaport, вероятно, станет заменой терминала Юг-2, второго по величине угольного терминала в порту Усть-Луга, который может приостановить перевалку угля после 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн т. СПГ в год (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 августа 2021 г.).
В 2020 г. объем перевалки угля на терминале Юг-2 составил 13% от общей угольной перевалки порта Усть-Луга или 5.09 млн т. (+1.9 млн т. или +59% к
2019 г.). Суммарные объемы перевалки угля в порту Усть-Луга за тот же период достигли 37.79 млн т. угля (+4.07 млн т. или +12% к 2019 г.).
В июне 2020 г. Новотранс завершил работы по созданию искусственных земельных участков Lugaport. В ноябре холдинг приступил к строительству терминальных объектов. В настоящее время ведутся работы по строительству причалов и обеспечению терминала транспортной инфраструктурой.
Группа компаний Новотранс - один из крупнейших российских частных транспортных холдингов, объединяющий 24 компании в разных регионах России и СНГ.
Современное аналитическое агентство (CAA)