Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе превысили 140 долл./т. Дефицит газа в ЕС по причине незапланированного технического обслуживания на норвежском газовом месторождении оказал поддержку угольным индексам. Газовые котировки на европейской торговой площадке TTF выросли до рекордных 40.6 евро/МВТч (+4.5 евро/МВТч к 21.07.2021 г.). Запасы угля на терминалах ARA находятся на уровне 4.6 млн т. (-0.3 млн т. к 21.07.2021 г.). Дополнительным фактором роста угольных цен стал высокий спрос на электричество в ряде Европейских стран из-за жаркой погоды.
Угольные котировки южноафриканского материала опустились ниже 130 долл./т. в результате падение спроса со стороны индийских предприятий на южноафриканский материал и завершения планового обслуживания железной дороги (20-26.07.2021 г.), соединяющей угле-добывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. Тем не менее, по прогнозам экспертов, индексы угля из Южной Африки в краткосрочной перспективе продолжат расти из-за дополнительных ограничений предложения, вызванных планами оператора Transnet возобновить ремонтные работы в августе 2021 г.
Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 160 долл./т. в результате приостановки работы портов в Шанхае, Чжоушане и Нинбо (КНР) из-за тайфуна. Проливные дожди на востоке Китая стали причиной снижения среднесуточных температур, что привело к сокращению спроса на электроэнергию для кондиционирования. По прогнозам экспертов, высокие среднесуточные температуры вернутся в КНР к середине августа.
Несмотря на высокую торговую активность азиатских покупателей, цены австралийского угля, находящиеся на уровне исторических максимумов 2008 г., опустились ниже 160 долл./т. в результате корректировки.
Закрытие ряда шахт из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки в Индонезии и, как следствие, сокращение поставок, оказывают поддержку угольным котировкам выше 120 долл./т.
Дефицит коксующегося угля австралийского происхождения, вызванный высоким спросом и плановым техническим обслуживанием ряда австралийских шахт, оказал поддержку котировкам коксующегося угля из Австралии выше 215 долл./т.
По мнению экспертов, в этом году мировое производство стали может достичь нового рекорда благодаря наращиванию объемов выработки после пандемии COVID-19. В первом полугодии 2021 г. китайские металлургические комбинаты произвели 563 млн т. (+12% к первому полугодию 2020 г.). По прогнозам Международной ассоциации сталелитейных предприятий, в 2021 г. общий объем мирового производства может составить свыше 2 млрд т.
РЖД потеряет более 6 млн т. грузов после обвала моста
26 июля 2021 г. представители компании ОАО РЖД сообщили, что движение на участке Куэнга-Укурей Транссибирской ж/д магистрали (Транссиб) частично возобновлено. Полное восстановление объемов поставок на восток может занять более 5 дней, учитывая крайне сложные условия проведения ремонтных работ.
23 июля 2021 г. из-за сильных ливней обрушился железнодорожный мост на участке Куэнга-Укурей Транссиба. РЖД уведомило экспортеров и операторов грузоперевозок об ограничениях, введенных на транспортировку всех видов грузов, за исключением поставок продовольствия.
По мнению специалистов, даже кратковременная задержка в перевозке грузов приведет к целому ряду негативных последствий для участников рынка. Ожидается, что в июле потери общего грузооборота РЖД составят 3.3 млн т. Более того, текущие ремонтные работы, большое количество брошенных поездов и заторы на ж/д могут привести к дополнительным потерям 3.2 млн т. грузов в первой половине августа. По консервативным оценкам экспертов, недопоставки экспортных объемов угля в июле-августе могут составить около 2 млн т.
В июле 2020 г. объем перевозок грузов по этому направлению достиг 103.8 млн т. Несмотря на то, что РЖД пытается разгрузить Транссиб, перенаправляя поставки на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), слабые пропускные способности однопутного БАМа не смогут справиться с таким количеством грузов. И без того ограниченное движение поездов на пограничных переходах вблизи китайской границы усугубляет сложившуюся ситуацию.
По данным Российской ассоциации железнодорожных операторов, больше всего пострадают экспортеры угля, металлов и железной руды, включая финансовые потери из-за простоя судов и задержек с отправками. Участок Куенга-Укурей Транссиба, расположенный в Забайкальском крае, имеет ключевое значение для поставок угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока.
Кроме того, поскольку большое количество порожних вагонов на Дальнем Востоке не может быть перенаправлено после разгрузки в Кузбасс, их потенциальная нехватка в краткосрочной перспективе также увеличит нагрузку на сети РЖД.
В настоящее время РЖД реализует масштабную программу по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т. для всех видов грузов до 2024 г. Тем не менее, расширение пропускной способности железных дорог вряд ли позволит снизить риски новых аварий в будущем, принимая во внимание устаревшую ж/д инфраструктуру на Дальнем Востоке, нуждающуюся в модернизации.
Мощности порта Лавна загружены до 2043 г.
26 июля 2021 г. Центр развития портовых технологий (ЦРПТ), принадлежащий Борису Гутцову, подписал контракт на условиях «take-or-pay» на перевалку 18 млн т. угля, преимущественно премиальных коксующихся марок, в порту Лавна до 2043 г. Проект Лавна планируют запустить в 2023 г.
Согласно Михаилу Кадочникову, заместителю генерального директора ГТЛК (Российской государственной транспортной лизинговой компании), владеющей 5% в проекте порта Лавна, ЦРПТ консолидировал экспортные объемы 4 независимых угольных компаний Кузбасса. Хотя названия угольных компаний, планирующих поставлять уголь в Лавну, остаются нераскрытыми, представитель ЦРПТ указал, что ключевые акционеры порта Лавна: компания БизнесГлобус (30%) и компания СДС-Уголь (25%) к этому отношения не имеют. ЦРПТ также владеет 30% в проекте.
Строительство порта Лавна на западном берегу Кольского залива планировалось завершить в 2012 г. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась. В 2020 г. из-за падения цен на уголь ключевые экспортеры не подписали обязательные соглашения о загрузке мощностей угольного терминала Лавна.
ЦРПТ - российская транспортная компания. В 2020 г. объем поставок ЦРПТ составил
15 млн т. угля. 01 июля 2021 г. компания Сила Сибири, принадлежащая ЦРПТ, выиграла аукцион на покупку шахты Заречная в Кузбассе, предоставив ЦРПТ собственную грузовую базу в размере 5-6 млн т. угля. Цена сделки составила 1.8 млрд руб. (24.4 млн долл.). ЦРПТ также владеет 24.79% в порту Суходол в Приморском крае.
Солнцевский угольный разрез возобновляет работу
28 июля 2021 г. по решению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор), Солнцевский угольный разрез, принадлежащий Восточной горнорудной компании (ВКГ), возобновил работу. 10 июля 2021 г. после обрушения породы на разрезе Ростехнадзор выявил нарушения промышленной безопасности и приостановил добычу на предприятии на 30 дней. Руководство Солнцевского разреза устранило нарушения и предоставило необходимые документы в Ростехнадзор.
Фото: ООО «ВГК»
В январе-июле 2021 г. объем добычи на Солнцевском угольном разрезе составил 4.8 млн т. (-0.3 млн т. к январю-июлю 2020 г.).
ВГК является основным угледобывающим предприятием на острове Сахалин, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему генеральному директору СУЭК Олегу Мисевре и главе группы ИКТ Александру Несису. EВГК является крупнейшим российским экспортером бурого угля. Компания управляет Солнцевским угольным разрезом и Угольным морским портом Шахтерск. Запасы угля ВГК составляют более 300 млн т., объем добычи угля компанией в 2020 г. составил 11 млн т. (+1.8 млн т. или +20,3% к 2019 г.).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Индексы энергетического угля в Европе составили около 125 долл./т. Ключевыми драйверами положительной динамики угольных цен являются дефицит предложения экспортного материала на европейском рынке и высокие среднесуточные температуры в ряде стран ЕС. По мнению экспертов, сокращение экспорта угля из Колумбии, а также переориентация поставок угля некоторыми российскими экспортерами с Запада на Восток оказывают поддержку угольным котировкам в Европе. Сезонный спрос на электроэнергию в ЕС способствует росту объемов потребления материала угольными электростанциями, что благоприятно влияет на цены. Низкие объемы ветряной генерации в ЕС на уровне 670 ГВтч (-432 ГВтч к маю 2021 г.) оказывают дополнительную поддержку котировкам.
Ограниченные поставки южноафриканского экспортного материала после аварии на линии ж/д сообщения между портом Richards Bay и угледобывающими провинциями ЮАР на прошлой неделе укрепили котировки угля выше 115 долл./т. По мнению экспертов, несмотря на снижение спроса индийских предприятий на южноафриканский материал, индексы угля южноафриканского происхождения будут расти в краткосрочной перспективе из-за дополнительных ограничений на поставки, вызванных планами южноафриканского железнодорожного оператора Transnet начать ремонтные работы в августе.
Южноафриканская государственная генерирующая компания Eskom заявила о начале переговоров с крупными финансовыми учреждениями по привлечению 10 млрд долл. в обмен на закрытие своих угольных шахт. По мнению руководства Eskom, компания может приостановить работу угольных активов и вложить часть средств в возобновляемую энергетику, чтобы снизить объемы выбросов CО2. В настоящее время Eskom выбрасывает около 213 т. эквивалента CO2 в год. Тем не менее, эксперты скептически относятся к инвестициям Eskom в зеленую энергетику ЮАР, так как текущий долг компании достигает 27 млрд долл., и привлеченные средства пойдут в первую очередь на погашение задолженности.
Возобновление работы многих шахт в Китае после завершения государственных праздников привело к снижению цены угля 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao ниже 152 долл./т.
Недостаток австралийского угля на рынке после недавней аварии на ветке железнодорожной линии между угольным терминалом Dalrymple Bay и угледобывающими провинциями Австралии, а также рост спроса со стороны Японии и Тайваня способствуют росту котировок выше 140 долл./т. Японские генерирующие предприятия наращивают закупки угля после выхода распоряжения местных органов власти о необходимости обеспечить достаточный объем импортного материала на фоне растущего спроса на электроэнергию.
Ухудшающаяся эпидемиологическая обстановка и проливные дожди на юге Индонезии ограничивают добычу и экспортные поставки индонезийского угля, оказывая поддержку индексам угля 5900 GAR свыше 120 долл./т.
Несмотря на рост объемов добычи угля в Индонезии в январе-июне 2021 г. до 292.8 млн т. (+7.2 млн т. к январю-июню 2020 г.) участники рынка считают, что из-за продолжающихся вспышек Covid-19 местные производители не смогут экспортировать значительные объемы материала на рынок в среднесрочной перспективе.
Дефицит коксующегося угля австралийского происхождения на рынке АТР и сезонный спрос металлургических комбинатов способствуют росту индексов выше 205 долл./т. Высокая цена металлургического угля на внутреннем рынке КНР вынуждает китайские компании наращивать закупки австралийского коксующегося материала у трейдеров в Японии и Южной Корее, что благоприятно отражается на котировках.
ФАС и Минэнерго могут установить индикатор продаж угля на бирже в 10% от ежемесячного объема реализации
06 июля 2021 г. в ходе заседания Биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Министерство энергетики (Минэнерго) предложило установить обязательный минимальный объем продаж каменного угля, бурого угля и антрацита на бирже. Согласно предложению, минимальный объем угля, продаваемого на бирже, составит 10% от ежемесячного совокупного объема материала, реализуемого в России. Проект предложения затрагивает марки угля Б, Д, ДГ, Г, ГЖ, Ж, СС, Т и А. По мнению представителей ФАС, эта мера позволит стабилизировать цены на энергетический уголь на внутреннем рынке страны.
В связи с растущими экспортными индексами угля российские производители поставляют больше энергетического материала на международные рынки за счет снижения поставок отечественным потребителям, тем самым увеличивая дефицит энергоресурса на внутреннем рынке. В свою очередь, российские потребители, опасаясь дальнейшего укрепления внутренних цен, начали закупать уголь для нового отопительного сезона заранее, что способствует дальнейшему росту котировок угля на внутреннем рынке.
Фото: АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»
На данный момент уголь уже торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПБМТСБ), но, в отличие от нефтепродуктов, обязательная минимальная величина продаж на бирже в процентах от реализации материала не была установлена.
В декабре 2019 г. СПБМТСБ запустила пилотный проект по торговле энергетическим углем. В ходе первого аукциона было продано более 1.5 тыс. т. угля марки Д.
Ростехнадзор приостановил работы на разрезе Бунгурский-Северный
29 июня 2021 г. работы на угольном разрезе Бунгурский-Северный в Кузбассе были приостановлены на три месяца. Решение было принято по итогам проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор) с 08 по 29 июня.
В соответствии с материалами проверки, Ростехнадзор выявил на угольном разрезе несоблюдение мер безопасности, которые могли привести к аварии и поставить под угрозу жизни шахтеров.
В 2020 г. на угольном разрезе Бунгурский-Северный было добыто 1.6 млн т. угля марки Т (-0.3 млн т. к 2019 г.). Ключевыми владельцами предприятия являются Fanamery holdings ltd (50%) и транспортная компания КузбассТрансЦемент (33%).
РЖД предложило построить новую ж/д линию для вывоза угля из Якутии
7 июля 2021 г. во время встречи Владимира Путина с Кабинетом министров глава РЖД Олег Белозеров предложил построить новую железнодорожную линию, отделенную от Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб), для увеличения экспорта угля из Якутии через восточные порты.
Предложение было инициировано компанией Эльгауголь, принадлежащей А-Проперти Альберта Авдоляна и госкорпорации Ростех. По словам Олега Белозерова, новая линия позволит снизить нагрузку на БАМ и Траннсиб и позволит ключевым экспортерам угля в Якутии нарастить экспортные поставки. Ожидается, что пропускная способность линии достигнет 50 млн т. в год. В качестве конечной точки ветки рассматривается поселок Чумикан, расположенный на берегу Охотского моря.
На Дальнем Востоке есть два крупных производителя угля – Колмар, принадлежащий Анне Цивилевой, и Эльгауголь. Эти компании поставляют уголь по Транссибирской магистрали и восточной части БАМа. Колмар и Эльгауголь намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Пропускная способность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться до 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе в очередной раз обновили 10-летние максимумы, превысив 135 долл./т. Поддержку угольным ценам в ЕС оказывает комплекс факторов:
• дефицит угля на европейском рынке, частично обусловленный низким объемом поставок колумбийских экспортеров;
• увеличение спотовых цен на электроэнергию в ряде стран ЕС на фоне восстановления деловой активности после пандемии и высоких среднесуточных температур в некоторых регионах Европы;
• подорожание газа на платформе TTF до 36.1 евро/МВТч (+1.0 евро/МВТч к 01.07.2021 г.) и снижение цен на квоты на выбросы CO2 до 51.2 долл./т. (-6.4 долл./т. к 01.07.2021 г.);
• ограниченные поставки экспортного угля из ЮАР (см. ниже).
Продолжающееся до 26.07.2021 г. плановое обслуживание железной дороги, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay, ограничивает объемы экспорта южноафриканского угля и оказывает поддержку индексам выше 125 долл./т. Порт Richards Bay, вынужденный ранее приостановить работу из-за гражданских протестов в стране, сейчас работает в ограниченном режиме на фоне повышенных мер безопасности. По мнению участников рынка, ситуация также усугубляется нехваткой рабочих в порту и на железной дороге из-за их участия в гражданских беспорядках. Запасы угля на терминалах Richards Bay снизились до 3.0 млн. т. (-0.3 млн. т. к 14.07.2021 г.).
Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 157 долл./ т. Проливные дожди в КНР парализовали работу ряда крупных угольных шахт и железной дороги, соединяющей крупные месторождения угля и экспортный порт Qinhuangdao, что оказало поддержку котировкам. Из-за снижения объемов отправок угля в порт, запасы материала на терминах Qinhuangdao достигли 5-летних минимумов.
Увеличение спроса на энергетический материал из Австралии в АТР продолжает укреплять индексы угля австралийского происхождения выше 160 долл./т. Жара в Японии, а также указ японского правительства об увеличении объемов выработки электричества в стране на время проведения Олимпийских игр с 23.07.2021 г. до 08.08.2021 г., благоприятно отражаются на спросе страны на импортный уголь.
На прошлой неделе некоторые азиатские генерирующие предприятия заключили крупные контракты на поставку угля из Австралии с привязкой к индексу FOB Newcastle, чтобы снизить риски волатильности спотовых цен на энергетический материал.
Ряд крупных сделок китайских генерирующих предприятий с отложенной поставкой угля из Индонезии в августе, а также спрос некоторых прибрежных ТЭЦ в Индии на фоне сокращающихся запасов укрепили котировки индонезийского материала выше 102 долл./т. Кроме того, нестабильная эпидемиологическая обстановка и, как следствие, закрытие ряда шахт на юге Индонезии снижают экспорт угля, оказывая поддержку индексам.
Несмотря на выжидательную позицию некоторых крупных металлургических компаний на рынке АТР с расчетом на возможное снижение индексов, ограниченные поставки коксующегося материала из Внутренней Монголии на китайский рынок вынуждают сталелитейные предприятия КНР покупать австралийский металлургический уголь у азиатских трейдеров, что оказывает поддержку котировкам угля из Австралии выше 210 долл./т.
Столкновение поездов привело к остановке поставок угля с Эльги
19 июля 2021 г. в результате столкновения поездов на участке Улак-Эльга Байкало-Амурской магистрали (БАМ) поставки с Эльгинского месторождения коксующегося угля, разрабатываемого компанией Эльгауголь, дочерней компанией А-Проперти Альберта Авдоляна и госкорпорации Ростех, были приостановлены. Участок дороги используется исключительно компанией Эльгауголь. В результате аварии погибли 4 человека.
По мнению экспертов, поставки могут быть возобновлены через 10 дней, что приведет к задержке доставки около 0.5 млн. т. угля.
Эльга является одним из крупнейших месторождений коксующегося угля в мире с общими запасами 2.2 миллиарда т. угля (по классификации JORC). Уголь с месторождения доставляется по БАМу в порты Дальнего Востока. Ключевыми потребителями угля, добываемого на Эльге, являются китайская компания Jindong Cement и японская корпорация Itochu.
13 июля 2021 г. А-Проперти предложила за свой счет построить новую железнодорожную линию, которая соединит ее Эльгинское месторождение коксующегося угля и поселок Чумикан, расположенный на берегу Охотского моря. Стоимость проекта может составить 2.5-3.0 млрд долл. А-Проперти также планирует строительство угольного терминала в порту Ванино мощностью 30 млн. т. в год к 2024 г. и горно-обогатительного комбината на Эльге мощностью 32 млн. т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн. т. на втором этапе (2023 г.).
В Забайкальском крае обрушился железнодорожный мост
23 июля 2021 г. сильные ливни вызвали обрушение железнодорожного моста на участке Куэнга-Укурей Транссибирской магистрали.
РЖД приостановили перевозку угля по участку на 3 дня. По мнению экспертов, участок, расположенный в Забайкальском крае, имеет ключевое значение для поставок угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока России.
Экспортерам придется понести финансовые потери из-за простоя судов и задержек с доставкой угля. Транспортировка угля может быть частично возобновлена через 2 дня. Однако ситуация крайне сложная и текущая работа по устранению последствий зависит от многих факторов, поэтому не исключено, что сроки могут измениться.
Запасы Огоджинского угольного месторождения увеличились в 5 раз
19 июля 2021 г. была проведена переоценка запасов Огоджинского угольного месторождения, принадлежащего госкорпорации Ростех и компании А-Проперти Альберта Авдоляна. В результате балансовые запасы Огоджи достигли 386 млн. т. Это в 4.7 раза больше, чем результаты предыдущей оценки в 2014 г.
Огоджинское угольное месторождение расположено в Амурской области, недалеко от северной границы России с Китаем. К 2023 г. А-Проперти планирует увеличить мощность Огоджи до 10 млн. т. в год. Потенциальная проектная мощность месторождения составляет 30 млн. т. угля в год.
28 мая 2021 г. Газпромбанк получил в залог 100% Огоджинского угольного месторождения. Залог актива связан с кредитным соглашением, заключенным между банком и энергетическим холдингом Огоджинский, разрабатывающим угольный проект Огоджа.
По оценкам экспертов, Ростех и А-Проперти могут увеличить инвестиции в разработку месторождения до 107 млрд. руб. (1.4 млрд. долл.) в течение 20 лет. Объем инвестиций в Эльгинский проект коксующегося угля, ключевой актив А-Проперти, может составить 130 млрд. руб. (1.7 млрд. долл.).
РЖД ограничивают отправки угля в южные порты России
15 июля 2021 г. Ассоциация морских торговых портов сообщила ОАО РЖД о трудностях с отправкой угля на экспорт через порты Азовского и Черного морей. Согласно жалобе, в июле РЖД согласовало только половину поставок угля. По мнению представителей Ассоциации, это может привести к нехватке угля, приостановке работы отдельных стивидоров, простою зафрахтованных судов и снижению объемов перевалки. Другие виды грузов не были затронуты политикой РЖД.
Фото: ОАО «РЖД»
По заявлению представителей РЖД, общий объем грузоперевозок в южные порты в первом полугодии 2021 г. увеличился на 22% до 46.2 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поставки угля выросли на 180% до
14.6 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые 15 дней июля отгрузки угля выросли на 93.4%, до 1.4 млн. т. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время компания принимает меры по увеличению пропускной способности до 125 млн. т. в год, развивая подходы к южным портам.
По мнению экспертов, рост международных угольных индексов привел к увеличению поставок угля на юг, что усилило нагрузку на железную дорогу и транспортную инфраструктуру. Ограниченная провозная способность в условиях увеличения потока пассажирских перевозок на юг и нехватки локомотивов, вынуждают РЖД отдавать приоритет более прибыльным видам грузов, таким как зерно и нефтепродукты.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе достигли
10-летних максимумов, превысив 135 долл./т. Ограниченное предложение материала и аномальная жара в ряде европейских стран оказывают поддержку угольным ценам. Газовые индексы на европейского торговой площадке TTF выросли до 34.4 евро/МВТч
(+2.0 евро/МВТч к 07.07.2021 г.), что благоприятно отражается на спросе на уголь. Низкие объемы ветряной генерации в ЕС на уровне 870 ГВтч (+200 ГВтч к 07.07.2021 г.) способствуют укреплению котировок. Запасы угля на терминалах ARA находятся на уровне 4.7 млн т. (-0.05 млн т. к 07.07.2021 г.). Ситуация в ЮАР косвенным образом оказывает дополнительную поддержку мировым угольным ценам (см. ниже).
14.07.2021 г. Еврокомиссия представила масштабную программу «Fit for 55» по борьбе с изменением климата. Ее цель – сокращение к 2030 г. выбросов CO2 в ЕС не менее чем на 55% по сравнению с уровнями 1990-х гг. Предложенные меры призваны сократить выбросы во всех сегментах европейской экономики, включая производство электроэнергии, автомобильный и жилищный секторы. Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР), предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа. В рамках первого трехлетнего этапа реализации ТУР, который стартует в 2023 г., сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия. Программа ожидает одобрения со стороны Европейского парламента и Совета ЕС.
Котировки южноафриканского угля продолжают расти выше 120 долл./т. на фоне ограниченных поставок материала на международный рынок. 13.07.2021 г. гражданские протесты в ЮАР, вызванные взятием под стражу бывшего президента страны Джейкоба Зумы привели к полной приостановке работы порта Richards Bay и вынудили железнодорожного оператора Transnet объявить форсмажор.
14.07.2021 г. отправка судов из порта Richards Bay возобновилась, но в ограниченном режиме на фоне повышенных мер безопасности. По мнению экспертов, ограничения на транспортировку угля по ж/д и вывоз из порта будут сохраняться большую часть месяца из-за беспорядков в стране, а также недавней аварии на железнодорожной линии, соединяющей угольные провинции ЮАР и порт Richards Bay и планового техобслуживания железной дороги, перенесенного на 20-26.07.2021 г. Запасы угля на терминалах Richards Bay снизились до 3.3 млн т. (-0.1 млн т. к 07.07.2021 г.).
Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao находятся в диапазоне 150-152 долл./т. Ограниченное предложение угля на внутреннем рынке КНР и растущий спрос на электричество благоприятно отразились на ценах. 11.07.2021 г. провинция Хэнань приостановила отгрузку угля из-за затопления железных дорог. Власти ожидают рост потребления электричества в связи с тем, что во многих регионах Китая среднесуточная температура превысила
37 градусов.
Спекуляции на бумажном рынке негативно отразились на цене австралийского энергетического угля, опустившейся ниже отметки в 145 долл./т. По мнению экспертов, цена материала из Австралии, находящаяся на уровне многолетних максимумов, может продолжить расти из-за дефицита высококалорийного энергетического угля на рынке АТР.
Закрытие ряда шахт из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки на юге Индонезии снижает объем добычи и экспорта угля, оказывая поддержку индексам выше 102 долл./т.
Сезонный спрос на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в АТР на фоне дефицита импортного коксующегося материала в регионе положительно отразился на динамике котировок угля из Австралии выше 210 долл./т.
Импорт угля Украины вырос на 17% в январе-июне 2021 г.
В январе-июне 2021 г. импорт угля на Украину вырос до 10.1 млн т. (+1.5 млн т. или +17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Россия поставила 7.1 млн т. или 70% всего украинского импорта угля, 1.9 млн т. или 18% составил импорт из Казахстана и 1.1 млн т. или 12% пришлось на уголь из США.
В июне-июле 2021 года аномальная жара в Украине способствовала увеличению угольной генерации. За последние 30 дней запасы угля на местных электростанциях сократились до 1,3 млн т. по состоянию на 15.06.2021 г. (-0.1 млн т. к 15.06.2021).
В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. угля (-20% к 2019 г.).
Главгосэкспертиза одобрила проект строительства угольного разреза Сибантрацит в Кузбассе
Главгосэкспертиза одобрила проектную документацию на строительство первой очереди угольного разреза Верхнетешский в Кузбассе. Принадлежащий компании ООО Сибантрацит Кузбасс (входит в группу Сибантрацит) разрез Верхнетешский сможет добывать 1 млн т. угля с потенциальным увеличением до 5 млн т. в год. Запасы разреза Верхнетешский составляют 107.9 мл. т. угля марки Т. Предприятие расположено рядом с разрезом Кийзасский, еще одним активом группы Сибантрацит в Кемеровской области, что позволит использовать уже созданную транспортную инфраструктуру для отправки угля.
Группа Сибантрацит является ведущим мировым производителем и экспортером высококачественного антрацита, с годовым объемом производства более 20 млн т. антрацита и угля марки Т. В январе-июне 2021 г. объем добычи Группы составил
10.3 млн т. (+1.9 млн т. к январю-июню 2020 г.). В феврале 2021 г. компания
А-Проперти Альберта Авдоляна подписала соглашение с Группой Аллтек, принадлежащей наследникам Дмитрия Босова, об основных условиях приобретения Сибантрацита за 1 млрд долл. Согласно условиям сделки, Сибантрацит сохраняет свою независимость как компания. Соглашение подразумевает подписание долгосрочных контрактов с топ-менеджерами Сибантрацита, а также их участие в уставном капитале компании.
А-Проперти потратит 3 млрд долл. на новую ж/д линию для вывоза угля из Якутии
13 июля 2021 г. компания А-Проперти, принадлежащая Альберту Авдоляну, предложила за свой счет построить новую железнодорожную линию, которая соединит ее Эльгинское месторождение коксующегося угля и поселок Чумикан, расположенный на берегу Охотского моря. Стоимость проекта может составить 2.5-3.0 млрд долл. По словам Альберта Авдоляна, протяженность линии с ожидаемой пропускной способностью 30 млн т. составит около 500 км.
Ранее в июле глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров проинформировал Владимира Путина об инициативе компании Эльгауголь, принадлежащей А-Проперти и госкорпорации Ростех, построить железную дорогу, которая соединит производителей угля в Якутии напрямую с дальневосточными портами, минуя Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали (Транссиб).
В 2020 г. угольщики в Якутии добыли 20 млн т. Крупнейшие производители в
регионе, Колмар и Эльгауголь, намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Пропускная способность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться до 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.)
По мнению экспертов, предложение А-Проперти может стать жизнеспособной альтернативой реализации третьего этапа расширения БАМа и Транссиба стоимостью 9.5 млрд долл., поскольку запланированные поставки А-Проперти и компании Колмар превысят провозную способность восточного отрезка БАМа и Транссиба даже после создания якутского кластера (третий этап проекта расширения).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.