Поделиться
Пульс угля - 31 июля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе превысили 140 долл./т. Дефицит газа в ЕС по причине незапланированного технического обслуживания на норвежском газовом месторождении оказал поддержку угольным индексам. Газовые котировки на европейской торговой площадке TTF выросли до рекордных 40.6 евро/МВТч (+4.5 евро/МВТч к 21.07.2021 г.). Запасы угля на терминалах ARA находятся на уровне 4.6 млн т. (-0.3 млн т. к 21.07.2021 г.). Дополнительным фактором роста угольных цен стал высокий спрос на электричество в ряде Европейских стран из-за жаркой погоды.


Угольные котировки южноафриканского материала опустились ниже 130 долл./т. в результате падение спроса со стороны индийских предприятий на южноафриканский материал и завершения планового обслуживания железной дороги (20-26.07.2021 г.), соединяющей угле-добывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. Тем не менее, по прогнозам экспертов, индексы угля из Южной Африки в краткосрочной перспективе продолжат расти из-за дополнительных ограничений предложения, вызванных планами оператора Transnet возобновить ремонтные работы в августе 2021 г.

Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 160 долл./т. в результате приостановки работы портов в Шанхае, Чжоушане и Нинбо (КНР) из-за тайфуна. Проливные дожди на востоке Китая стали причиной снижения среднесуточных температур, что привело к сокращению спроса на электроэнергию для кондиционирования. По прогнозам экспертов, высокие среднесуточные температуры вернутся в КНР к середине августа.

Несмотря на высокую торговую активность азиатских покупателей, цены австралийского угля, находящиеся на уровне исторических максимумов 2008 г., опустились ниже 160 долл./т. в результате корректировки.

Закрытие ряда шахт из-за ухудшающейся эпидемиологической обстановки в Индонезии и, как следствие, сокращение поставок, оказывают поддержку угольным котировкам выше 120 долл./т.

Дефицит коксующегося угля австралийского происхождения, вызванный высоким спросом и плановым техническим обслуживанием ряда австралийских шахт, оказал поддержку котировкам коксующегося угля из Австралии выше 215 долл./т.

По мнению экспертов, в этом году мировое производство стали может достичь нового рекорда благодаря наращиванию объемов выработки после пандемии COVID-19. В первом полугодии 2021 г. китайские металлургические комбинаты произвели 563 млн т. (+12% к первому полугодию 2020 г.). По прогнозам Международной ассоциации сталелитейных предприятий, в 2021 г. общий объем мирового производства может составить свыше 2 млрд т.

 

РЖД потеряет более 6 млн т. грузов после обвала моста

26 июля 2021 г. представители компании ОАО РЖД сообщили, что движение на участке Куэнга-Укурей Транссибирской ж/д магистрали (Транссиб) частично возобновлено. Полное восстановление объемов поставок на восток может занять более 5 дней, учитывая крайне сложные условия проведения ремонтных работ.


23 июля 2021 г. из-за сильных ливней обрушился железнодорожный мост на участке Куэнга-Укурей Транссиба. РЖД уведомило экспортеров и операторов грузоперевозок об ограничениях, введенных на транспортировку всех видов грузов, за исключением поставок продовольствия.

По мнению специалистов, даже кратковременная задержка в перевозке грузов приведет к целому ряду негативных последствий для участников рынка. Ожидается, что в июле потери общего грузооборота РЖД составят 3.3 млн т. Более того, текущие ремонтные работы, большое количество брошенных поездов и заторы на ж/д могут привести к дополнительным потерям 3.2 млн т. грузов в первой половине августа. По консервативным оценкам экспертов, недопоставки экспортных объемов угля в июле-августе могут составить около 2 млн т.

В июле 2020 г. объем перевозок грузов по этому направлению достиг 103.8 млн т. Несмотря на то, что РЖД пытается разгрузить Транссиб, перенаправляя поставки на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), слабые пропускные способности однопутного БАМа не смогут справиться с таким количеством грузов. И без того ограниченное движение поездов на пограничных переходах вблизи китайской границы усугубляет сложившуюся ситуацию.

По данным Российской ассоциации железнодорожных операторов, больше всего пострадают экспортеры угля, металлов и железной руды, включая финансовые потери из-за простоя судов и задержек с отправками. Участок Куенга-Укурей Транссиба, расположенный в Забайкальском крае, имеет ключевое значение для поставок угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока.

Кроме того, поскольку большое количество порожних вагонов на Дальнем Востоке не может быть перенаправлено после разгрузки в Кузбасс, их потенциальная нехватка в краткосрочной перспективе также увеличит нагрузку на сети РЖД.

В настоящее время РЖД реализует масштабную программу по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т. для всех видов грузов до 2024 г. Тем не менее, расширение пропускной способности железных дорог вряд ли позволит снизить риски новых аварий в будущем, принимая во внимание устаревшую ж/д инфраструктуру на Дальнем Востоке, нуждающуюся в модернизации.

 

Мощности порта Лавна загружены до 2043 г.

26 июля 2021 г. Центр развития портовых технологий (ЦРПТ), принадлежащий Борису Гутцову, подписал контракт на условиях «take-or-pay» на перевалку 18 млн т. угля, преимущественно премиальных коксующихся марок, в порту Лавна до 2043 г. Проект Лавна планируют запустить в 2023 г.


Согласно Михаилу Кадочникову, заместителю генерального директора ГТЛК (Российской государственной транспортной лизинговой компании), владеющей 5% в проекте порта Лавна, ЦРПТ консолидировал экспортные объемы 4 независимых угольных компаний Кузбасса. Хотя названия угольных компаний, планирующих поставлять уголь в Лавну, остаются нераскрытыми, представитель ЦРПТ указал, что ключевые акционеры порта Лавна: компания БизнесГлобус (30%) и компания СДС-Уголь (25%) к этому отношения не имеют. ЦРПТ также владеет 30% в проекте.

Строительство порта Лавна на западном берегу Кольского залива планировалось завершить в 2012 г. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась. В 2020 г. из-за падения цен на уголь ключевые экспортеры не подписали обязательные соглашения о загрузке мощностей угольного терминала Лавна.

ЦРПТ - российская транспортная компания. В 2020 г. объем поставок ЦРПТ составил

15 млн т. угля. 01 июля 2021 г. компания Сила Сибири, принадлежащая ЦРПТ, выиграла аукцион на покупку шахты Заречная в Кузбассе, предоставив ЦРПТ собственную грузовую базу в размере 5-6 млн т. угля. Цена сделки составила 1.8 млрд руб. (24.4 млн долл.). ЦРПТ также владеет 24.79% в порту Суходол в Приморском крае.

 

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов