Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 4 июня

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 4 июня


Краткий обзор мирового угольного рынка

На европейском рынке наблюдался рост котировок энергетического угля, составивших к концу недели 330 долл./т., сопровождавшийся высокой волатильностью индексов на фоне спекулятивных торгов на бумажном рынке, неопределенности с поставками российского газа из-за отказа ряда европейских стран платить за топливо в рублях и ввода частичного эмбарго на российскую нефть. При этом запасы угля на терминалах ARA увеличиваются 5 недель подряд, превысив отметку в 6.7 млн т. (самый высокий показатель с сентября 2020 г.), что может привести к коррекции цен в краткосрочной перспективе.


Цены на южноафриканский материал следовали за индексами европейского рынка, закрывшись на уровне 325 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны ЕС в преддверии полного запрета на импорт российского угля с 10 августа 2022 г. Официальный представитель южноафриканской компании Transnet сообщил, что железнодорожную линию, соединяющую угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay Coal Terminal (RBCT), по-прежнему планируется закрыть с 12 по 21 июля 2022 г. на плановое техническое обслуживание. Запасы угля в порту Richards Bay увеличились выше 3 млн т. (+1 млн т. к маю 2022 г.), что, тем не менее, значительно ниже исторических запасов на уровне 5 млн т., необходимых для обеспечения бесперебойной работы терминала на время ремонтных работ на железной сети Transnet.

В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR снизились до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлено ростом запасов угля на электростанциях и снижением потребления электроэнергии в ряде провинций КНР в связи с введенными локдаунами из-за недавней вспышки Covid-19. В текущее время основные угледобывающие провинции на востоке Китая снимают ограничения на поставки угля. Китай планирует расширить пакеты мер стимулирования экономики для достижения экономического роста во втором квартале. В связи с прогнозируемым дефицитом энергоснабжения в летний период правительство страны предложило ускоренную выдачу лицензий для новых угольных проектов, отвечающих стандартам безопасности.

Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала ниже 415 долл./т. Европейский спрос на австралийский энергетический уголь также снизился после того, как запасы на терминалах ARA достигли пятилетних максимумов.

Ключевой угольный регион Австралии Hunter Valley продолжает испытывать трудности из-за неблагоприятных погодных условий, сокращая объемы добычи угля и графики погрузки. Штормовая погода нарушила погрузку в портах Newcastle и Kembla, оба порта были закрыты с 31 мая.

Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR снизился до 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала упали на фоне сокращения спроса со стороны Китая. Начало сезона муссонов в некоторых районах Индии также привело к снижению закупок индонезийского угля индийскими потребителями.

Из-за падения цен на сталь ряд крупных металлургических компаний на рынке АТР занял выжидательную позицию, рассчитывая на коррекцию котировок, что привело к снижению цен на австралийский металлургический уголь ниже 420 долл./т.

РЖД повысило ж/д тарифы на 11%

28 мая 2022 г. российское правительства опубликовало распоряжение, устанавливающее дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня 2022 г. Повышение не затронет импорт потребительских товаров и внутренних перевозок продовольствия и стройматериалов.


Кроме того, согласно приказу ФАС от 26 мая с 1 июня до 31 августа 2022 г. отменяются понижающие коэффициенты на перевозку угля, включая 0.4 за дальность и 0.895 для перевозок энергетического угля на экспорт.

Среди грузоотправителей, больше всего пострадают угольщики, в первую очередь Кузбасса, так как остальные регионы находятся ближе к портам.

По сообщению ФАС данные меры призваны помочь реализации инвестпрограммы ОАО РЖД в запланированном объеме, поскольку общий объем финансирования, недополученного РЖД вследствие общего снижения погрузки и грузооборота, а также удорожания кредитных ресурсов и инфляционного давления, превышает 620 млрд руб. (10 млрд долл.).

Участники рынка видят в принимаемых мерах выгоду исключительно для РЖД и рост тарифов никак не способствует улучшению ситуации с грузоперевозками. При этом выгода будет краткосрочной, в связи с тем, что дополнительная нагрузка на грузоотправителей приведет к снижению объемов погрузки. В результате производство и инвестиционные планы компаний неизбежно сократятся, что негативно отразится на промышленности, в первую очередь на угольной и металлургической отраслях. В итоге у РЖД снова возникнет проблема выпадающих доходов из-за снижения отгрузки. Данный подход не создает для РЖД стимулов ускоренно решать остро стоящие перед грузоотправителями вопросы переориентации грузопотоков на восток и юг, а также расшивки узких мест на сети железных дорог.

По мнению грузоотправителей, РЖД имеет смысл направить полученные средства на улучшение ключевых показателей эффективности, таких как скорость доставки и грузооборот, чего пока не наблюдается, невзирая на усилия и субсидии государства. Если бы РЖД выполнило инвестпрограмму по Восточному полигону с расширением, как заложено в комплексный план модернизации инфраструктуры, со 144 до 158 млн т. в 2022 г., то места хватило бы всем, и даже на дополнительные грузы.

В целом рост железнодорожных тарифов на фоне высокой стоимости фрахта и западных санкций усиливает давление на российских поставщиков, особенно на производителей энергетического угля.

Расширением БАМа и Транссиба могут заняться частные компании

Проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей хотят реализовать Газпромбанк и группа Бамтоннельстрой-Мост. Компании планируют обеспечить расширение Восточного полигона железной дороги на основе механизма концессии. В рамках проекта ‘Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог’ планируется построить тоннели, ж/д и инфраструктурные сооружения и достигнуть к 2035 г. провозной способности на этом направлении в 260–280 млн т., что крайне важно для портовых мощностей Приморского и Хабаровского краев, испытывающих проблемы с загрузкой.


Фото: Павел Богачев  СК МОСТ

Концессионеры готовы вложить в расширение восточных коридоров
1.5 трлн. руб. (24.2 млрд долл.). Модернизация Восточного полигона позволит устранить дефицит пропускной способности и расшить узкие места БАМа и Транссиба.

По мнению Газпромбанка, ‘актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов’.

Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — один из крупнейших инфраструктурных проектов в РФ. Первый этап проекта предусматривал увеличение пропускной способности для всех грузов до 144 млн т. к 2021 г. Реализация второго этапа развития магистралей позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т. в год, его планировалось завершить в 2024 г.

Концессионный механизм является инструментом государственно-частного партнерства. Механизм взаимодействия между концедентом, концессионером и обществом предусматривает, что концессионер принимает обязательства по строительству, реконструкции и дальнейшей эксплуатации объекта концессии, остающегося в собственности концедента, при этом соблюдая интересы общества.

Бамтоннельстрой-Мост — крупнейшее в России строительное предприятие с полувековой историей, на счету которого объекты, построенные на 15 из 17 железных дорог России, все десять тоннелей БАМа, в том числе самый длинный в России и самый сложный по проходке в мире Северомуйский тоннель.

Газпромбанк – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, входящий в тройку крупнейших российских банков по всем основным показателям.