Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 335 долл./т., обусловленное недостатком импортного материала в ЕС на фоне приближающегося эмбарго на российский уголь. Снижение объемов ветряной генерации в ряде стран ЕС и новости о возможном запрете на экспорт российской нефти также оказали поддержку угольным индексам.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 5.2 млн т. – самый высокий показатель с декабря 2020 г. (+0.2 млн т. к 27.04.2022 г.).
Увеличившийся спрос на южноафриканский материал со стороны стран ЕС, пытающихся заместить поставки российского угля, положительно отразился на ценах южноафриканского материала, поднявшихся выше 310 долл./т. Дополнительным фактором роста индексов являются продолжающиеся проблемы с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.
В Китае цены спот 5500 NAR снизились к на 90 долл./т. до 102 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке КНР упали после того, как 01.05.2022 г. Китай обнулил импортные пошлины на уголь для стимулирования развития экономики на фоне роста добычи и снижения потребления электроэнергии из-за ограничений, связанных с новой волной COVID-19 в стране.
Цены австралийского материала укрепились выше 365 долл./т. на фоне ряда крупных сделок на физическом рынке и переговоров по бенчмарку на следующий финансовый год между Японией и Австралией.
Увеличившаяся торговая активность индийских генерирующих предприятий, которые пополняют запасы в связи с рекордно высокими среднесуточными температурами, оказала поддержку индексам индонезийского материала
5900 GAR до 200.00 долл./т. FOB Kalimantan. Экстремальная жара в Индии привела к росту потребления электроэнергии, который в последнюю неделю апреля достиг исторического максимума в 207 ГВт.
Рост спроса на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в АТР продолжает положительно отражаться на динамике котировок угля из Австралии, удерживающихся на уровне выше 500 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.7% в январе-марте 2022
В январе-марте 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 57.0 млн т. угля (-1.0 млн т. или -1.7% к январю-марту 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 16.4 млн т. (-0.8 млн. т. или -4.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 40.6 млн т. (-0.2 млн т. или -0.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 36.8 млн. т. (+1.6 млн т. или +4.5% к январю-марту 2021 г.), производство подземным способом составило 20.2 млн т. (-2.6 млн т. или -11.4%).
В феврале-марте 2022 г. потребителям было поставлено 45.6 млн т. угля (-2.7 млн т. или -5.6%), в том числе на экспорт 29.7 млн т. (-3.5 млн т. или -10.5%), российским металлургическим компаниям 8.3 млн т. (+0.2 млн т. или +2.5%), местным угольным электростанциям 4.3 млн т. (+0.3 млн т. или +7.5%).
По состоянию на 1 апреля 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 17.9 млн т. (+2.6 млн т. или +17.0% к 1 апреля 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжается второй месяц подряд на фоне логистических проблем и международных санкций против России (см. диаграмму ниже).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 305 долл./т. на фоне заявлений о возможных европейских санкциях на импорт угля из России.
05.04.2022 г. глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что возможный пакет санкций ЕС в отношении России будет содержать запрет на импорт угля. 06.04.2022 г. Великобритания объявила, что к концу 2022 г. полностью прекратит зависимость от российского угля, нефти и газа. Также по сообщениям Reuters, 07.04.2022 г. Еврокомиссия намерена одобрить запрет на импорт российского угля. В результате давления со стороны Германии, которая требовала отложить принятие этой меры, запрет может вступить в силу с середины августа, на месяц позже, чем предлагалось ранее.
При этом по итогам 2021 г. многие страны Европы нарастили импорт угля из России. Германия импортировала 20.3 млн. т. (+5.8 млн. т. или +40% к 2020 г.), Италия – 5.9 млн. т. (+1.1 млн. т. или +23% к 2020 г.), Франция – 2.9 млн. т. (+0.64 млн. т. или +28% к 2020 г.), Великобритания – 1.75 млн. т.
(+0.36 млн. т. или +26% к 2020 г.). В 2021 г. импорт Европы, включая Великобританию и не входящие в ЕС балканские страны, составил более 50 млн. т. угля из России или около 46% совокупного импорта. Запасы угля на терминалах ARA составили 3.50 млн. т. (+0.3 млн. т. к 30.03.2022 г.).
Котировки южноафриканского материала выросли выше 290 долл./т. на фоне напряженности на международном угольном рынке и увеличившегося спроса со стороны европейских стран, пытающихся заместить поставки российского угля. В марте 2022 г. экспорт из ЮАР в ЕС составил около 0.87 млн. т. (+0.7 млн. т. к марту 2021 г. и +0.65 млн. т. к февралю 2022 г.). Общий экспорт угля из ЮАР в ЕС в первом квартале 2022 г. вырос до 1.2 млн. (+383% к аналогичному периоду прошлого года).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR упали почти на 23 долл./т. до 204 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая также снизились на прошедшей неделе. Коэффициент загрузки электростанций в КНР упал до 60% на фоне распространения COVID-19. Энергетические предприятия не спешили увеличивать запасы, ожидая, что затраты на закупку внутреннего материала резко снизятся с 1 мая 2022 г., когда будет введен в действие новый механизм ценообразования на энергетический уголь, который по прогнозам экспертов, может привести к снижению спотовых цен еще на 31-47 долл./т. по сравнению с текущим уровнем.
Возросшая торговая активность европейских потребителей положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 290 долл./т., в связи с возможным запретом на импорт российского угля.
Индексы индонезийского материала продолжают падать до 195 долл./т. на фоне снизившейся торговой активности китайских покупателей из-за распространения COVID-19 в Китае.
Котировки австралийского металлургического угля продолжили снижаться до 395 долл./т. на фоне увеличения экспортных отгрузок из Австралии.
ЕС вводит эмбарго на российский уголь
Страны Европейского союза 7 апреля 2022 г. поддержали эмбарго на импорт российского угля в рамках нового пакета санкций против Российской Федерации в связи с событиями на Украине.
При этом ранее единогласное решение участникам блока в отношении энергетического сектора принять не удавалось в связи с серьезными разногласиями среди стран-членов, поскольку запрет на импорт наносит ущерб Европе, что обусловлено высокой зависимостью от поставок из России. Так, по итогам 2021 г. ЕС импортировал 51.4 млн. т. угля и 155 млрд. м3 газа, а доля России в совокупном импорте составила 48.2% и 45%, соответственно. Доля ЕС в российском экспорте угля не превышает 22.8%, тогда как в экспорте газа она почти в 4 раза выше и достигает 76%.
В связи с этим эмбарго предполагает хоть и обязательный, но поэтапный отказ от импорта угля с переходным периодом в 120 дней. Несмотря на свою зависимость, Германия, крупнейший потребитель российского угля в ЕС, надеется уложиться в указанный срок и найти альтернативных поставщиков. Для сравнения доля российского угля в импорте Италии составляет 67%, Германии – 52%, Франции – 37%, Испании – 30%. Доля российского газа в импорте ЕС составляет 45%.
Власти Великобритании также намерены полностью отказаться от поставок российского угля, но до конца 2022 года. При этом доля российского угля в импорте Великобритании составляет 38% или
1.7 млн. т.
Кроме того, Япония, отказавшаяся вводить запрет на импорт российского угля, планирует постепенно переходить на импорт из других стран. В 2021 году около 11% или 19.7 млн. т. закупаемого Японией угля было из России.
Экспорт российского угля в страны ЕС в 2021 г., млн. т.
ЕС запретил импорт угля российского происхождения, поэтому схема с добавлением трейдеров-посредников работать не будет. Остается только замена поставщиков: Российские экспортеры уйдут в Азиатско-Тихоокеанский регион, а их место в Европе займут те, кто раньше продавал эти объемы в Азии.
Экспорт российского угля в страны ЕС в 2021 г., млн. т.
Угольные компании просят освободить пути для экспорта на Дальний Восток
Угольные компании обратились к правительству с просьбой перенаправить все транзитные контейнеры через Казахстан, что позволит освободить мощности БАМ и Транссиб для более экономически целесообразного угольного экспорта.
На фоне ужесточения санкционных ограничений со стороны западных стран пропускная способность Восточного полигона становится все более критичной, поскольку многие участники рынка возлагают надежды на покупателей в регионе АТР. При этом более существенное снижение объемов поставок угля наблюдается именно в восточном направлении, в связи с чем компании также призвали ускорить развитие Восточного полигона и ввести мораторий на любые изменения тарифов на перевозку угля.
Данная динамика обусловлена тем, что РЖД приостановили действие правил недискриминационного доступа, ввели правила очередности перевозок грузов, предоставив приоритет транзитным перевозкам контейнерных грузов, в результате чего уголь стал отгружаться по остаточному принципу.
Такие изменения оказывают негативное влияние на всю угольную и смежные отрасли, а также приводит к невыполнению обязательств по контрактам, снижению налоговых поступлений и валютной выручки.
Так, погрузка угля в восточном направлении по итогам 1 квартала 2022 г. составила 25 млн. т., что на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, вопреки ожиданиям, погрузка в западном направлении, несмотря на санкционные ограничения, сократилась лишь на 3% до 27 млн. т. (-0.8 млн. т. к
1 кв. 2021 г.). Совокупный объем погрузок на экспорт снизился до 51.9 млн. т.
(-2.28 млн. т. или -4.3% к 1 кв. 2021 г.). Мартовский показатель упал почти на 10% до 17.7 млн. т. по сравнению с 19.5 млн. т. в марте 2021 г.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-марте 2022 г. вырос на 0.2%
В январе-марте 2022 г. объем грузоперевозок РЖД составил 307.9 млн. т. (+0.2% к январю-марту 2021 г.).
Погрузки угля увеличились до 91.2 млн. т. (-0.9% к январю-марту 2021 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-марте 2022 г.:
уголь: 91.2 млн. т. (-0.9% к январю-марту 2021 г.);
· кокс: 2.8 млн. т. (+1.1%);
· нефть и нефтепродукты: 55.4 млн. т. (+2.2%);
· железная и марганцевая руда: 29.1 млн. т. (+1.1%);
· черные металлы: 18.0 млн. т. (+5.8%);
· лом черных металлов: 2.9 млн. т. (-8.0%);
· химические и минеральные удобрения: 16.0 млн. т. (-2.8%);
· цемент: 4.8 млн. т. (+6.8%);
· лесные грузы: 8.9 млн. т. (-15.4%);
· зерно: 5.6 млн. т. (-25.1%);
· строительные грузы: 26.4 млн. т. (+0.5%);
· цветная руда и серное сырье: 4.3 млн. т. (-9.1%);
· химикаты и сода: 6.2 млн. т.
(+2.1%);
· промышленное сырье и формовоч-ные материалы: 8.3 млн. т. (+7.5%);
· остальные грузы, в том числе в контейнерах: 28.1 млн. т. (+9.9%).
Добыча угля в России выросла на 1.8% в 1 квартале 2022 г.
В январе-марте 2022 г. добыча угля в России увеличилась до 110.5 млн. т. (+1.9 млн. т. или +1.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Рекордный рост мировых индексов продолжился в первые три месяца 2022 г. на фоне жесточайших международных санкций, введенных в отношении России в конце февраля из-за военной операции на Украине, а также дефицита предложения на мировом рынке, что должно было стимулировать российские добывающие компании наращивать объемы добычи угля, по крайней мере, в январе-феврале 2022 г. Тем не менее, в 1 квартале 2022 г. поставщики продолжили сталкиваться с логистическими сложностями в части ж/д транспортировки угля в направлении Северо-Западных терминалов и портов Дальнего Востока, приводящими к пересмотру планов добычи отдельными производителями в сторону сокращения.
Кроме того, массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности около 20 шахт и разрезов в январе-марте 2022 г.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов способна оказать существенное влияние на объем добычи и предложения российского угля на мировом рынке.
Кузбассразрезуголь (+1.7% к январю-февралю 2022 г.), Сибантрацит (+35.6%), Стройсервис (+11.3%), Эльгауголь (+59.6%) и Колмар (+28.9%) увеличили добычу угля в 1 квартале 2022 г., в то время как производство таких крупных российских угольных компаний, как Суэк (-4.0%), Русский Уголь (-8.8%), Евраз
(-25.2%) и СДС (-29.4%) не смогло выйти на уровень первых трех месяцев 2021 г.
Подробные данные по добыче угля в России представлены в таблице ниже.
Добыча угля в России (январь-март 2021/2022), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе индексы энергетического угля на европейском рынке выросли выше 355 долл./т. на фоне объявленного эмбарго на импорт всех видов угля из России, согласованного странами ЕС в рамках пятого пакета санкций. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки российского угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до
9 апреля 2022 г. Поддержку ценам, также оказало заявление Польши о том, что на этой неделе ее правительство введет самостоятельный запрет на импорт угля из России, который сразу вступит в силу. Правительство Польши также обратилось к операторам морских портов с просьбой подготовиться к импорту и хранению до
10 млн. т. угля.
Европа планирует заменить российский материал в объеме 50 млн. т. поставками из США, Австралии, Индонезии, Колумбии и Южной Африки. При этом опрос участников VDKI (ассоциация немецких импортеров угля) показал, что 21% респондентов считают замену российского угля в краткосрочной перспективе невозможной и такое же количество респондентов считают, что замена возможна только по значительно более высокой цене. С целью снижения потребления угля на прошедшей неделе Германия выдвинула на рассмотрение законопроект (the Easter Package), предусматривающий увеличение мощностей солнечной генерации до 215 ГВт к 2030 г. вместо 200 ГВт и ветряной генерации до 140 ГВт вместо 91 ГВт.
Котировки южноафриканского материала поднялись выше 325 долл./т. на фоне напряженности на международном угольном рынке и увеличившегося спроса со стороны европейских стран, пытающихся заместить поставки российского угля. Спрос также увеличивается со стороны Индии в связи с нехваткой электроэнергии. Власти Индии уже заявили о необходимости увеличить импорт, несмотря на высокие цены. На текущий момент угольные электростанции совокупной мощностью 7,295 МВт вынуждены простаивать из-за нехватки топлива, поскольку с начала апреля потребление значительно увеличилось в преддверии летнего сезона.
В Китае цены спот 5500 NAR упали на 16 долл./т. до 188 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая продолжили снижаться на фоне сокращения потребления в ряде провинций, включая Shanghai, Jiangsu и Zhejiang, где введены ограничения из-за распространения COVID-19. Давление также оказывают покупатели, занявшие выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения котировок и появления признаков восстановления экономической активности. Кроме того, ряд производителей угля понизил цены ввиду быстро растущих запасов на своих складах, а некоторые электростанции отмечают, что уровень загрузки мощностей значительно снизился и сравним с периодом новогодних каникул.
Возросшая торговая активность европейских потребителей положительно отразилась на индексах австралийского материала выше 335 долл./т. в связи с запретом на импорт российского угля. Поддержку ценам также оказало замедление отгрузок угля с месторождений Нового Южного Уэльса в адрес порта Newcastle в связи с плановыми работами на железной дороге 5-7 апреля и увеличение очереди судов, ожидающих погрузку.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR продолжили падать до 185 долл./т. на фоне снизившейся торговой активности китайских покупателей из-за распространения COVID-19 в Китае. Индонезийская крупнейшая горнодобывающая компания Bumi Resources заявила о планах увеличить добычу на 9-15% в 2022 г. до 85-90 млн. т., хотя в прошлом году компания не достигла этой цели и добыча составила 78 млн. т. – самый низкий показатель с 2012 г., что было обусловлено проливными дождями на протяжении всего года.
Котировки австралийского металлургического угля подскочили выше 505 долл./т. на фоне растущего интереса со стороны азиатских и европейских покупателей в связи с геополитической неопределенностью.
Последствия ввода эмбарго на российский уголь
Страны Европейского союза утвердили эмбарго на импорт российского угля в рамках нового пакета санкций против Российской Федерации. Эмбарго предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля и начнет действовать с 10 августа 2022 г. До этого сторонам будет разрешено выполнять контракты, заключенные до 9 апреля 2022 г.
Великобритания также заявила, что прекратит закупки российского материала, но до конца 2022 г. Постепенно к данной инициативе присоединяется и Япония, власти которой еще не обозначили конкретные сроки, но отдельные компании уже делают соответствующие заявления.
Европейским потребителям будет сложно найти альтернативные источники, но не невозможно, поскольку мировой рынок угля хорошо диверсифицирован. Хотя российский уголь и отличает высокое качество, включая низкое содержание золы и серы.
Однако перераспределение поставок может стать сложной задачей для России, поскольку возможности переориентации ограничены провозными мощностями ж/д в восточном и южном направлениях, а также возможностью найти покупателей на рынке АТР, Индии и других неевропейских стран. Дополнительным сдерживающим фактором является ситуация на фрахтовом рынке, где наблюдается рост ставок и величины страховки при заходе в российские порты и общее нежелание судовладельцев работать с Россией.
Таким образом, если сложить объемы потребления Европы, Японии и Южной Кореи, то в 2023 г. под угрозой окажется 100 млн. т. из совокупных 225 млн. т. прошлогоднего экспорта угля.
Прямым следствием данной ситуации будет являться: рост поставок в Европу из Австралии, Индонезии, Южной Африки, США и Колумбии; сокращение предложения угля на мировом рынке; сохранение, а возможно и продолжение роста цен; появление новых ценовых индексов для российского угля, который будет поставляться с дисконтом по сравнению с углем из других стран-поставщиков.
Дополнительные объемы российского угля на азиатские рынки могут быть отгружены с точки зрения логистики сейчас только через западные порты, что предполагает дополнительные расходы на фрахт. В целом будет наблюдаться увеличение дистанции поставок (Австралия и Индонезия в Европу, а Россия через запад в Азию), а значит и времени поставок, как следствие, уменьшение свободных судов для перевозки угля, что также будет оказывать повышательное давление на фрахтовые ставки.
Таким образом, угля на рынке будет становиться меньше, и он станет дороже. При этом издержки понесут не только российские поставщики, но и европейские потребители.
Северная звезда может переориентироваться на внутренний рынок
Компания Северная звезда (холдинг AEON), занимающаяся освоением Сырадасайского месторождения угля, может переориентироваться с европейского на внутрироссийский рынок. Данный сценарий рассматривается в связи с возможными западными санкциями и блокированием российских грузов в Европе.
Сырадасайское месторождение на Таймыре
Фото: компания «Северная Звезда»
При этом коксующийся уголь, добываемый компанией, востребован не только за рубежном, но и на внутреннем рынке. Однако компания не отказывается от экспорта полностью и изучает возможность поставок угля в Китай в 2023 г., а также проводит переговоры с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Запасы Сырадасайского месторождения, расположенного в пределах Западно-Таймырского угленосного района, составляют около 5.7 млрд. т. Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Добыча угля, как ожидается, начнется в 2022 г.
В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн. т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.). Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
AEON - международный инвестиционный фонд, в портфель которого входят различные транспортные проекты, включающие аэропорты и речные порты. AEON принадлежит российскому бизнесмену Роману Троценко.
СУЭК возглавит новый директор
Новым гендиректором СУЭК станет Максим Басов, который с 2003 по 2021 гг. возглавлял агрохолдинг Русагро, где является третьим по величине акционером с долей 8%.
Максим Басов
Фото: Евгений Реутов, Росконгресс
Ранее возглавлявший угольную компанию Степан Солженицын займет пост гендиректора Сибирской генерирующей компании и сконцентрируется на выделении энергетического бизнеса из состава группы. В планы СУЭК компании также входит выделение логистического оператора Национальная транспортная компания (НТК).
Основной задачей Басова станет трансформация СУЭК. Новому гендиректору предстоит обеспечить устойчивость на фоне геополитической неопределенности, в результате которой у компании меняются возможности финансирования, коммерческие отношения, а также логистика.
После введения санкций в марте состав совета директоров и акционеров СУЭК покинули Андрей Мельниченко и Владимир Рашевский.
СУЭК – одна из крупнейших угольной компаний в России. По итогам 2021 г. объем добычи компании составил 102.5 млн. т. (+1.3 млн. т. или +1% к 2020 г.), из них на экспорт было отправлено 54.5 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1% к 2020 г.). Однако в 1-м квартале 2022 г. добыча снизилась и составила 27.6 млн. т. (-1.4 млн. т. или -4.9% к 1 кв. 2021 г.). В состав компании входит 27 угольных шахт и разрезов и 27 электростанций.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля спотовые индексы продемонстрировали существенное падение ниже 290 долл./т. на фоне опасений замедления мировых экономик в связи с распространением COVID-19 в Китае и увеличения запасов на терминалах ARA, которое обусловлено стремлением компаний нарастить импорт до вступления в силу эмбарго на российский уголь. Волатильность на энергетическом рынке также была вызвана отказом Польши и Болгарии оплачивать российский газ национальной валютой РФ, в результате чего Россия прекратила поставки в эти страны. Запасы угля на терминалах ARA увеличились примерно до 5.00 млн т. – самый высокий показатель с июня 2021 г. (+0.60 млн т. к 20.04.2022 г.).
Индексы южноафриканского материала значительно снизились - до 280 долл./т. на фоне напряженности на международном рынке. Пакистан, второй крупнейший импортер ЮАР после Индии, стал отказываться от южноафриканского материала ввиду его дороговизны и выбора в пользу угля из Афганистана и Таджикистана. При этом ж/д погрузка в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal в апреле сократилась до 1 млн т. в неделю против нормы в 1.5 млн т. Таким образом, из-за проблем ж/д оператора Transnet объем экспорта ЮАР по итогам 2022 г. может оказаться еще ниже прошлогоднего 25-летнего минимума и, по предварительным данным, составить 55 млн т. (-3 млн т. или -5% к 2021 г.).
В Китае цены спот 5500 NAR снизились на 13 долл./т. до 178 долл./т. FOB Qinhuangdao. Котировки энергетического угля на внутреннем рынке Китая скорректировались на фоне заявления властей о том, что КНР обнулит импортные пошлины на уголь с 01.05.2022 г. по 31.03.2023 г. для стимулирования развития экономики. С этой же целью Китай планирует увеличить собственные производственные мощности по добыче угля в 2022 г. на 300 млн т. Давление на котировки продолжают оказывать жесткие меры борьбы с распространением пандемии COVID-19, способствующие снижению спроса на электроэнергию.
Австралийский индекс укрепился выше 355 долл./т. на фоне снижения объема отгрузок из Австралии в связи с неблагоприятными погодными условиями на 3% до 6.94 млн т., тогда как средний недельный объем составляет 7.36 млн т. Также поддержку ценам оказал возобновившийся спрос потребителей из Японии и Южной Кореи.
Индексы индонезийского материала 5900 GAR укрепляются из-за увеличения спроса со стороны Индии, где запасы на 165 угольных электростанциях снизились на 4% за прошедшую неделю (21.45 млн т. на 26.04.2022 г. против 22.26 млн т. на 19.04.2022 г.) и находятся на 9-летнем минимуме. Кроме того, министр энергетики Индии Сингх призвал увеличить импорт угля в ближайшие 3 года, хотя данная мера может оказаться временной и служить решением проблемы дефицита на фоне роста спроса на электроэнергию, вызванного резким повышением температуры и ростом промышленной активности.
Рост спроса на австралийский коксующийся уголь со стороны металлургических комбинатов в ЕС и АТР продолжает положительно отражаться на динамике котировок угля из Австралии, выросших выше 515 долл./т. Поддержку ценам также оказывали проливные дожди в штате Квинсленд.
Изменение маршрутов поставок российского угля на фоне эмбарго
За последние 20 лет Россия увеличила экспортные поставки угля в Европу с 21 млн т. в 2000 г. до 68 млн т. в 2021 г., заняв более 50% рынка против 11% в 2000 г.
Однако, начиная с середины 3-го квартала 2022 г. экспортные поставки в Европу могут прекратиться в результате эмбарго на российский уголь со стороны стран ЕС, которое предусматривает запрет на покупку, импорт или транзитные перевозки угля с 10 августа текущего года.
В связи с санкциями российские экспортеры уже перенаправляют уголь в восточном направлении, прежде всего в страны АТР, но переориентировать все поставки в объеме 68 млн т. вряд ли является посильной задачей, что обусловлено инфраструктурными и логистическими ограничениями.
Так, провозные мощности БАМа и Транссиба, где модернизация проходит более медленными темпами, чем планировалось, уже загружены на 100%, а поставки из северо-западных и южных портов России влекут за собой значительное увеличение транспортных расходов в связи с удлинением маршрутов и, как следствие, более дорогого фрахта. Также на фоне военной операции России на Украине наблюдается резкое удорожание страховых премий, а судовладельцы опасаются предоставлять сухогрузы для работы с российскими портами.
Из-за логистических проблем власти страны вновь вернулись к обсуждению Северного широтного хода, строительство которого Владимир Путин в середине апреля поручил начать уже в 2022 г. Ранее данный проект рассматривался как путь для вывоза углеводородов с Арктики в направлении Европы, а теперь - как способ разгрузить Транссиб.
Австралийская компания увеличивает добычу угля в России
Австралийская компания Tigers Realm Coal Ltd, осваивающая месторождение каменного угля Фандюшкинское поле на Чукотке, в первом квартале 2022 г. отгрузила 297 тыс. т. топлива. В годовом сопоставлении рост составил 42%. При этом добыча составила 254 тыс. т. (+45.7 тыс. т. или +22% к 1 кварталу 2021 г.).
Компания также реализует проект по строительству обогатительной фабрики и планирует увеличить добычу до 2 млн т. угля в год. В августе 2021 г. российская компания Берингпромуголь, принадлежащая Tigers Realm Coal, получила разрешение на разработку угольного месторождения Звонкое, которое расположено на Чукотке (Россия) недалеко от Фандюшкинского поля.
Транспортировка продукции предусмотрена грузовым автотранспортом по автодороге круглогодичного сообщения протяженностью 37 км от месторождения до порта Беринговский, откуда осуществляется экспорт в страны АТР.
Tigers Realm Coal - международная угольная компания со штаб-квартирой в Австралии. Компания владеет активами по добыче коксующегося угля в России, Австралии и Канаде.
Власти приостановили работу двух шахт в Кузбассе
Ростехнадзор и суд приостановили работу двух шахт Кузбасса: Юбилейная, входящая в холдинг ТопПром, и Южная, принадлежащая СДС-Уголь.
В связи с технологическими нарушениями на шахте Юбилейная все виды горных работ приостановлены судом на 90 суток.
На шахте Южная Ростехнадзор на неопределенный срок приостановил добычу угля в одной из лав. В феврале суд уже останавливал производство из-за нарушений на 30 суток, хотя тогда нарушения были устранены досрочно, и шахта возобновила добычу спустя несколько дней.
Кроме того, комиссия Роснедр приняла решение ограничить права по добыче угля в рамках действующей лицензии шахты Листвяжная в Кузбассе, где в ноябре прошлого года в результате ЧП погиб 51 человек, что стало основанием для усиления надзора и серии проверок безопасности работы шахт.
В 1-м квартале 2022 г. на шахте добыча на шахте Юбилейная составила 0.21 млн т. (-0.34 млн т. или -62% к 1 кв. 2021 г.), а добыча на шахте Южная – 0.48 млн т. (-0.1 млн т. или -18% к 1 кв. 2021 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.