Поделиться
Путями сжижения
Поделиться

Нефтегазовый форум во Владивостоке не выявил альтернатив СПГ

На V Восточном нефтегазовом форуме, прошедшем 7-8 июля во Владивостоке (ДВФУ, остров Русский), тон задавали аффилированные с «Газпромом» компании, сообщает корр. EastRussia. Начиная с пленарного заседания «Точки рост и развития нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока» и заканчивая финальной дискуссией «Транспортировка, логистика и инфраструктура», говорили в основном о газе, в разных его ипостасях – как правило, сжиженном (СПГ).

Игорь Новиков (Правительство Приморского края)

Амбиции регионов

Открывая мероприятие, губернатор Приморья Олег Кожемяко – самый представительный чиновник из присутствовавших на форуме – сходу обозначил: реалии таковы, что «без Приморья развитие нефтегазовой отрасли (страны – Прим. ред.) невозможно». Помимо экспортных потоков в АТР, которые, так или иначе, замыкаются на порты и территорию Приморского края, в регионе строятся собственные производственные мощности по переработке сырья в продукты высокой добавленной стоимости (Восточная нефтехимическая компания (ВНХК), «Находкинский завод минеральных удобрений» и ряд менее крупных). Последует также модернизация теплоснабжающих предприятий, газификация индустрии и жилых комплексов, к 2030 г. потребление природного газа должно вырасти с нынешних 1,3 до 13 млрд кубометров в год.   

Другие регионы ДФО, впрочем, также имеют амбициозные планы по газификации, которая в среднем на Дальнем Востоке составляет всего 18 % по сравнению с 71% по России. В Амурской области газификация населения будет идти параллельно постройке газоперерабатывающего завода (АГПЗ), активно развиваются старые и новые сахалинские проекты, «подтягиваются» Камчатка, Якутия, Магаданская область.


Фото: ПАО «Газпром»

В отдаленных районах делают ставку на СПГ. Это наиболее экономичный источник энергии из имеющихся, допустим, для районов, где идет золотодобыча.

Советник постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при президенте РФ Александр Климентьев рассказал об общих перспективах СПГ на Дальнем Востоке. В основном, они реализуются путем малотоннажных объектов – сегодня в ДФО три таких действует, два строится, целых 22 заявлено. В планах построить два среднетоннажных объекта (Владивосток СПГ, ООО «СПГ»). Действующее крупнотоннажное предприятие одно – «Сахалин-2», строится «Дальневосточный СПГ» (Exxon Neftegas Ltd), на будущее заявлены Якутское СПГ (ООО «Глобалтэк»), Анабарнефтегаз, расширение Сахалин-2 ТЗ, расширение Дальневосточного СПГ. Как отметил Александр Климентьев, сжиженный газ может применяться в автономной газификации в Якутии и на Сахалине; в качестве газомоторного топлива на карьерных самосвалах ПАО АК «АЛРОСА», на транспортном коридоре Свободный-Владивосток; для бункеровки танкеров на Сахалине, речного транспорта на Лене, Амуре и Байкале, на перевалочном терминале на Камчатке; для экспорта в Монголию, Китай, страны АТР; на железнодорожном транспорте в Якутии и общественном автотранспорте на Сахалине.

Свои рацпредложения внесли ученые ДВФУ. Научный руководитель Политехнического Института вуза Александр Беккер рассказал о новых подходах к защите конструкций нефтегазовых платформ от абразивного воздействия льда. Директор НИИ Экотоксикологии Уральского государственного лесотехнического университета Михаил Винокуров поделился с участниками форума экологическими обоснованиями эксплуатации и строительства нефтегазового комплекса в условиях ужесточения экотребований и изменения в законодательстве для объектов нефтегазового комплекса в ДФО.

Ведра и дирижабли

Доктор экономических наук Андрей Конопляник вместе с генеральным директором «Бэдфорд Групп» Владимиром Ворошиловым предлагают газифицировать оставшиеся «неохваченные 17% российских домохозяйств», а это примерно 20 млн потребителей, через переход на автономное электроснабжение, малотоннажное производство сжиженного природного газа, который бы отправлялся заказчику на дирижаблях. Звучит как фантастика, между тем, действительно, в России есть дирижабли «Атлант», которые способны доставлять груз, невзирая на погоду, вечную мерзлоту и бездорожье – на расстояние до 1000 км.

Директор компании «Дальгазресурс» Олег Баранов рассказал о планах разработки месторождения природного газа и строительства небольшого завода по производству СПГ – 6 тонн в час. Газ будет поставляться в регионы Дальнего Востока, возможно, в Китай. Попутно менеджер собирается газифицировать Верхнебуреинский район Хабаровского края. От центрального поселка – Чегдомына, до прочих населенных пунктов – от 10 до 320 км, а проживает в районе всего 23,5 тыс. человек. Тем не менее, с учетом того, что разводка газа в населенных пунктах осуществляется за государственный счет, проект окупаемый. Объем капитальных вложений первого этапа составляет 2,79 млрд рублей. По мере готовности предприятий Хабаровского края к использованию СПГ поставка газомоторного топлива будет осуществляться в рамках госпрограммы «Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации на 2015-2023 годы».

«На конкретно взятой территории мы намерены реализовать планы по газификации России, - отметил Олег Баранов. – Район с очень низкой плотностью населения, всего 0,39 человек на квадратный километр. Государственные планы по газификации Хабаровского края, которая сейчас на уровне 19,5%, нас поддерживают». 

В ходе дискуссии обсуждалась такая, к примеру, проблема: в населенном пункте энергоснабжение осуществляется посредством дизельной электростанции. Притом, что есть доступ к газу, поставщик коммунальных услуг отказывается переходить на новый вид топлива, который явно более выгоден экономически. «СПГ, в отличие от соляра, в ведрах не носят», - поделились коллеги философским выводом.

Гелий и «Голиаф»

Экспортировать, впрочем, собираются не только СПГ, но и другие продукты переработки природного газа, допустим, жидкий гелий. Генеральный директор компании «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш рассказала про уникальное производство, которое запущено в Хабаровском крае и сейчас расширяется на территорию ТОР «Надеждинская» в Приморье. С запуском АГПЗ гелия будет так много, что Россия выйдет на первое место по его экспорту в мире. Газоперерабатывающий завод будет производить 42 млрд кубометров СПГ в год, соответственно, 60 млн тонн гелия. Кстати, «Газпром гелий сервис» - единственное предприятие в России, которое полностью заправляет свой автопарк из 180 тягачей «КАМАЗ» газомоторным топливом собственного производства.


О продвижении лидерских позиций «Газпрома» на рынке газомоторного топлива рассказал директор Сибирского филиала «Газпром газомоторное топливо» Вячеслав Чебоксаров. Сегодня 355 из 546 объектов газомоторной инфраструктуры в России принадлежит «Газпрому». В 2021 году холдинг открывает еще 50 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции. 9 АГМКС появится на Дальнем Востоке, в том числе, 3 – во Владивостоке, по одной – в Артеме и Уссурийске.  

Заместитель генерального директора АО «ДЦСС» Роман Горбунов рассказал о развитии входящей в состав холдинга крупнейшей верфи ССК «Звезда». Строительство предприятия ведет консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. В 2024 году будет построена вторая очередь верфи, вместо нынешних 4 там будет работать 7 тысяч человек.

«Сооружение уникальное с технической точки зрения, открытый стапель, мощнейшее в России крановое оборудование (кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн), система спуска судов на воду - указал Роман Горбунов. – Сейчас производство работает, начиная от резки металла до сдачи судна».


На площадке сухого дока судоверфи «Звезда» смонтирован второй кран-гигант «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 120 метров и шириной 189 метров.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

Судостроительное предприятие ориентировано на постройку судов особого класса, судов на газомоторном топливе. В настоящее верфь имеет заключенные контракты на строительство 4 многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, 10 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 120 тыс. тонн на газомоторном топливе, 12 крупнотоннажных танкеров «Афрамакс», танкера-челнока ледового класса дедвейтом 69 тыс. тонн. За исключением 2 танкеров, которые заказал «Совкомфлот», загрузку верфи обеспечила «Роснефть». Перспективная производственная программа включает 136 судов до 2031 года, в настоящее время получены заказы на 57 судов.

Обсудив различные аспекты нефтегазового сотрудничества, в том числе, в ракурсе актуальной для ДФО проблемы человеческого капитала (здесь выступали в основном ученые ДВФУ), участники выразили удовлетворение проделанной работой и приготовились к новым встречам – в Москве и Петербурге.

Сергей Михайлов. Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов