Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Friday exclusive - EastRussia opens access to industry reviews

Another reason to wait for Friday is given by the EastRussia agency. Towards the end of the week, the portal will publish exclusive industry reviews from the East Russia newsletter.

Possession of such information can become an additional basis for a business to identify trends with the ability to navigate the market and develop a competent behavior strategy. Today we share with our readers the current industry overview of the tourism industry in the Far East, an industry that is arguably the worst hit by the COVID-19 pandemic. Is there a light at the end of the tunnel?

Friday exclusive - EastRussia opens access to industry reviews
Photo: EastRussia

Tourism Industry Policy Brief

The tourism industry, due to border closures, was one of the worst hit during the pandemic. In particular, the authorities of the Primorsky Territory reported a decrease in the tourist flow in the past year by more than five times in relation to the level of 2019 (up to 970 thousand people). Nevertheless, it is planned to implement new projects in the Far Eastern regions, including those designed for domestic tourism.

A significant part of new projects in the tourism industry is focused on acquaintance with the unique natural objects and sights of the Far East. However, at the same time, difficulties and contradictions arise, which are associated with the restrictions on the active construction of tourist infrastructure imposed by environmental regimes.

Tourism projects on Sakhalin face a number of similar problems. The Tourism Agency of the Sakhalin Region objects to the plans for the creation of the Srednekurilsky federal reserve (provided for by the Ecology national project at the end of 2021) on the territory of the Kuril Islands (on Onekotan, Simushir, Ketoy, Shiashkotan), envisaged by the national program "Ecology". The department considers these plans as a constraining factor for the development of domestic and inbound tourism. It is planned to implement tourism projects on the territory of the islands, which, according to the regional authorities, will be difficult after obtaining the federal protection status (in terms of obtaining land plots and creating the necessary infrastructure).

On Onekotan, as well as on the Atlasov, Paramushir and Shumshu islands, the Sakhalin government together with Rosturizm and Rosa Khutor LLC (controlled by V. Potanin's Interros) are planning to create a new tourist cluster, Onekotan Archipelago. In particular, this year in Severo-Kurilsk (Paramushir) it is planned to build a 92-room hotel with a restaurant, a bath complex and a conference hall (currently the project documentation is being prepared). In general, until 2025, it is planned to invest 1,8 billion rubles in the project. Also, the route of the planned interregional cruise line "Primorye - Sakhalin - Kamchatka - Chukotka" should pass through the Kuriles. As a result, the regional government sent a proposal to the Ministry of Natural Resources to consider the north of Sakhalin for the creation of protected areas. The organizations Greenpeace Russia and WWF Russia, however, believe that Interros lobbies its interests in this way, given that, on the contrary, for cruise projects, nature conservation and the opportunity to visit protected areas are a priority.

Disputes also continue around the Sakhalin TOP "Mountain Air". At the end of last year, Deputy Prime Minister, Presidential Plenipotentiary Envoy to the Far Eastern Federal District Y. Trutnev criticized the actions of the leadership of the territorial administration of Rostekhnadzor in the Sakhalin Region due to the fact that it did not sign documents for the launch of the cable car on Krasnaya Mountain of the Mountain Air "(ASEZ of the same name), which was built by Doppelmayr Russia LLC at the end of 2017. Rostekhnadzor revealed a number of violations, including the lack of certificates and passports for some materials, the discrepancy between the qualifications of welders and the competence of welding specialists to the nature and type of welding work performed. After eliminating the comments, the department proceeded to conduct another inspection of the facility, and at the end of December the cable car received a positive conclusion from Rostekhnadzor. However, Yu. Trutnev pointed out that the list of requirements of the Sakhalin department of Rostekhnadzor was unreasonably expanding, forcing the involvement of the central department of the department in solving the problem. At the same time, the "Mountain Air" projects provoke protests from the local population, due to fears that large-scale construction will harm nature.

Meanwhile, the governor of the Irkutsk region I. Kobzev proposed to expand the SEZ of the tourist and recreational type "Gates of Baikal" to include the villages of Listvyanka and Bolshoye Goloustnoye, Olkhon Island, which are traditionally popular among tourists. Currently, settlements are part of the national park, which prevents construction on their territory. According to I. Kobzev, it would be more expedient for the socio-economic development of these territories to endow them with a special economic status, instead of the status of a specially protected natural area, to create a tourist infrastructure and reconstruct a road. In general, residents of the Gates of Baikal SEZ plan to commission the facilities in 2021-23. - the Sobolinaya Mountain resort, a tourist base of the Uyut company. The total planned investment is estimated at about 2,5 billion rubles.

It should be noted that in 2020 the tourist flow to specially protected natural areas of the Irkutsk region decreased by 20% compared to 2019, amounting to 137 thousand people (70% of visitors were local residents). We are talking about visiting the Pribaikalsky National Park, the Baikal-Lensky Nature Reserve, the Krasny Yar reserve and the Tofalarsky reserve.

Nevertheless, in the near future it is planned to create new specially protected natural areas in the regions, which are expected to attract the attention of tourists. So, in Kamchatka this year it is planned to create a botanical reserve on the extinct volcano Nikolka, where rare plant species grow, many of which are included in the Red Book of the Russian Federation. Also, a specially protected natural area should be re-formed on the Kamchatka lake Palanskoe - the third largest spawning ground of the Asian sockeye salmon in the region (the territory had the status of a protected area until 2010). In the Primorsky Territory in 2021, it is planned to include such natural attractions as Livadiyskaya Gora, Lozovy Ridge, Smolny Waterfalls and Yekaterinovskie Caves in the Yuzhno-Primorsky Park. Including on this territory it is planned to open ecological paths. In the north of the Trans-Baikal Territory, in the Tungiro-Olekminsky district, in 2021, the Nenyuginsky and Olekminsky reserves, which belong to the territories of traditional nature use of the Evenks, should be opened. In the Khabarovsk Territory, this year it is planned to expand the Tugursky reserve and create a new Maysky reserve - both territories are located on the banks of spawning rivers.

As for Arctic tourism, in the north of Yakutia (Bulunsky district) until 2029, it is planned to create a tourist cluster "Russian North of the Arctic". The project cost is tentatively estimated at 370 million rubles. The territory of the cluster will be occupied by the village of Tiksi, the village of Nayba and Bykovsky Cape. Let us also remind that the national program of socio-economic development of the Far East included the development of the tourism cluster "Pole of Cold" in the Oymyakon region - on the territory of the villages of Oymyakon, Tomtor and the village of Ust-Nera. The implementation of the project is calculated until 2024 (in the long term - until 2035).

Starting this year, the formation of the main tourist clusters will begin in another northern region - in the Magadan region. In total, it is planned to create eight of them by 2026 - the city of Magadan, the Kolyma highway, the water area of ​​the Tauiskaya Bay, the Tenkinskaya highway, the Talaya sanatorium, the Magadansky reserve, the Severo-Evensky district, the Chersky national park. The anchor projects should be the ecological route "Bolshaya Kolymskaya trail", the construction of a recreation center in the Sugar Head area, the creation of a complex on the Yansky estuary and an observation deck at Cape Nyuklya.

Based on the opening of borders and the resumption of the tourist flow in large cities, it is planned to develop the hotel infrastructure, opening new facilities, including with the involvement of foreign capital. In the near future, it is planned to open new hotels. So, in the fall of 2021, it is planned to complete the construction of two hotel complexes in Vladivostok - on Korabelnaya embankment and on Cape Burny (their construction began in 2010, then the facilities were frozen, hotels were to enter the international Hyatt chain). In April 2019, the facilities were sold to Park-Hotel Buruduguz LLC, controlled by O. Deripaska (The owner is En + Tourist Infrastructure LLC, which is owned by Irkutskenergo, controlled by Eurosibenergo through IE-Aktiv). Two companies were established to manage five-star hotel complexes - LLC "Multifunctional complex" Burny "and LLC" Multifunctional hotel complex "Golden Horn". The Japanese company Okura Nikko Hotel Management Co (the hotel was named “Okura Vladivostok”) became the operator of the hotel on Korabelnaya embankment. Also, by the end of this year, it is planned to open a four-star hotel in Vladivostok (in the area of ​​the Tool Plant ring), which will be taken over by the French Accor chain.

In the Khabarovsk Territory, in the meantime, began laying the foundation of an entertainment aquathermal complex (investor - LLC "Brosko") worth about 7 billion rubles. The project was presented to representatives of Japanese business - members of the Japan Association for Trade with Russia and Newly Independent States. The facility is expected to be commissioned in 2022. It should be noted that the region has also presented a tourist project "Let's go", which involves 20 mini-tours to the most attractive natural and historical places of the region.

September 27: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пятничный эксклюзив – EastRussia открывает доступ к отраслевым обзорам

Еще один повод ждать пятницы дает агентство EastRussia. Под занавес недели на портале будут публиковаться эксклюзивные отраслевые обзоры из бюллетеня East Russia.

Обладание такой информацией может стать для бизнеса дополнительной основой определения трендов с возможностью сориентироваться на рынке и выработать грамотную стратегию поведения. Сегодня мы делимся с нашими читателями текущим отраслевым обзором туристической сферы Дальнего Востока – отрасли, которая, пожалуй, сильнее других пострадала от пандемии COVID-19. Есть ли свет в конце туннеля?

Пятничный эксклюзив – EastRussia открывает доступ к отраслевым обзорам
Фото: EastRussia

Туризм: отраслевой аналитический обзор

Туристическая отрасль из-за закрытия границ оказалась одной из наиболее пострадавших в период пандемии. В частности, власти Приморского края отчитались о снижении туристического потока в минувшем году в более чем пять раз по отношению к уровню 2019 г. (до 970 тыс. человек). Тем не менее, в дальневосточных регионах планируется реализация новых проектов, рассчитанных в том числе на внутренний туризм.

Значительная часть новых проектов в туристической отрасли ориентирована на знакомство с уникальными природными объектами и достопримечательностями Дальнего Востока. Однако при этом возникают трудности и противоречия, которые связаны с ограничениями активного строительства туристической инфраструктуры, накладываемыми природоохранными режимами.

С рядом подобных проблем сталкиваются туристические проекты на Сахалине. Агентство по туризму Сахалинской области возражает против предусмотренных национальной программой «Экология» планов создания на территории Курильских островов (на Онекотане, Симушире, Кетое, Шиашкотане) федерального заповедника «Среднекурильский» (предусмотрено нацпроектом «Экология» в конце 2021 г.). В ведомстве рассматривают данные планы в качестве сдерживающего фактора для развития внутреннего и въездного туризма. На территории островов планируется реализовывать туристические проекты, что, по мнению региональных властей, будет затруднено после получения федерального охранного статуса (в части получения земельных участков и создания необходимой инфраструктуры).

На Онекотане, а также на островах Атласова, Парамушир и Шумшу сахалинское правительство совместно с Ростуризмом и ООО «Роза Хутор» (подконтрольно «Интерросу» В.Потанина) рассчитывают создать новый туристический кластер «Архипелаг Онекотан». В частности, в текущем году в Северо-Курильске (Парамушир) планируется построить отель на 92 номера с рестораном, банным комплексом и конференц-залом (в настоящее время готовится проектная документация). В целом до 2025 г. в проект предполагается инвестировать 1,8 млрд. рублей. Также через Курилы должен проходить маршрут планируемой межрегиональной круизной линии «Приморье – Сахалин – Камчатка - Чукотка». В итоге областным правительством в Минприроды было направлено предложение рассмотреть для создания ООПТ север Сахалина. В организациях «Гринпис Россия» и WWF Россия, тем не менее, полагают, что «Интеррос» таким образам лоббирует свои интересы, учитывая, что для круизных проектов, напротив, приоритетным является сохранение природы и возможность посетить заповедные территории.

Споры продолжаются также вокруг сахалинской ТОР «Горный воздух». В конце минувшего года вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев подверг критике действия руководства территориального управления Ростехнадзора по Сахалинской области в связи с тем, что оно долго не подписывало документы на запуск в эксплуатацию канатной дороги на горе Красная горнолыжного комплекса «Горный воздух» (одноименная ТОР), которая была построена ООО «Доппельмайр Раша» еще в конце 2017 г. Ростехнадзором был выявлен ряд нарушений, включающих отсутствие сертификатов и паспортов на некоторые материалы, несоответствие квалификации сварщиков и компетенции специалистов сварочного производства характеру и виду выполненных сварочных работ. После устранения замечаний ведомство приступило к проведению очередной проверки объекта, а в конце декабря канатная дорога все же получила положительное заключение Ростехнадзора. Однако Ю.Трутнев указывал на то, что список требований сахалинского управления Ростехнадзора неоправданно расширялся, вынуждая привлекать к решению проблемы центральное управление ведомства. При этом проекты «Горного воздуха» вызывают протесты местного населения, в связи с опасениями, что масштабное строительство нанесет вред природе.

Тем временем губернатор Иркутской области И.Кобзев предложил расширить ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», включив в нее поселки Листвянка и Большое Голоустное, остров Ольхон, традиционно популярные среди туристов. В настоящее время населенные пункты входят в состав национального парка, что препятствует ведению строительства на их территории. По мнению И.Кобзева, более целесообразным для социально-экономического развития данных территорий будет наделение их особым экономическим статусом, вместо статуса особо охраняемой природной территории, – для создания туристической инфраструктуры и реконструкции дороги. В целом резиденты ОЭЗ «Ворота Байкала» планируют ввод объектов в эксплуатацию в 2021-23 гг. – курорта «Гора Соболиная», туристической базы компании «Уют». Общий планируемый объем инвестиций оценивается в сумму порядка 2,5 млрд. рублей.

Следует отметить, что в 2020 г. туристический поток в особо охраняемые природные территории Иркутской области снизился на 20% по отношению к 2019 г., составив 137 тыс. человек (при этом 70% посетителей являлись местными жителями). Речь идет о посещении Прибайкальского национального парка, Байкало-Ленского заповедника, заказника «Красный Яр» и Тофаларского заказника.

Тем не менее, в регионах в ближайшее время все же планируется создание новых особо охраняемых природных территорий, которые, как ожидается, привлекут внимание туристов. Так, на Камчатке в текущем году предполагается создать ботанический заказник на потухшем вулкане Николка, где произрастают редкие виды растений, многие из которых включены в Красную книгу РФ. Также особо охраняемая природная территория должна быть вновь сформирована на камчатском озере Паланское – третьем по размерам нерестилище азиатской нерки в регионе (статус ООПТ территория имела до 2010 г.). В Приморском крае в 2021 г. в состав парка «Южно-Приморский» планируется включить такие природные достопримечательности, как Ливадийская гора, хребет Лозовый, Смольные водопады и Екатериновские пещеры. В том числе на этой территории предполагается открыть экологические тропы. На севере Забайкальского края, в Тунгиро-Олекминском районе, в 2021 г. должны быть открыты заказники «Ненюгинский» и «Олекминский», которые относятся к территориям традиционного природопользования эвенков. В Хабаровском крае в текущем году планируется расширить заказник «Тугурский» и создать новый заказник «Майский» - обе территории расположены на берегах нерестовых рек.

Что касается арктического туризма, то на севере Якутии (Булунский район) до 2029 г. предполагается создать туристический кластер «Российский Север Арктики». Стоимость проекта предварительно оценивается в 370 млн. рублей. Территория кластера займет поселок Тикси, село Найба и Быковский мыс. Напомним также, что в национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока вошло развитие туристического кластера «Полюс холода» в Оймяконском районе – на территории сел Оймякон, Томтор и поселка Усть-Нера. Реализация проекта рассчитана до 2024 г. (в перспективе – до 2035 г.).

С текущего года формирование основных туркластеров начнется в еще одном северном регионе - в Магаданской области. Всего до 2026 г. их предполагается создать восемь - город Магадан, трасса «Колыма», акватория Тауйской губы, Тенькинская трасса, санаторий «Талая», заповедник «Магаданский», Северо-Эвенский район, национальный парк «Черский». Якорными проектами должны стать экологический маршрут «Большая Колымская тропа», строительство базы отдыха в районе Сахарной головки, создание комплекса на Янском лимане и смотровой площадки на мысе Нюкля.

В расчёте на открытие границ и возобновление туристического потока в крупных городах предполагается развивать гостиничную инфраструктуру, открывая новые объекты, в том числе с привлечением иностранного капитала. В ближайшей перспективе запланировано открытие новых отелей. Так, осенью 2021 г. предполагается достроить два гостиничных комплекса во Владивостоке – на Корабельной набережной и на мысе Бурный (их строительство было начато в 2010 г., затем объекты были заморожены, отели должны были войти в международную сеть Hyatt). В апреле 2019 г. объекты были проданы ООО «Парк-отель «Бурудугуз», подконтрольному О.Дерипаске (  Собственником является ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура», которым через «ИЭ-Актив» владеет «Иркутскэнерго», подконтрольное «Евросибэнерго»). Были учреждены две компании для управления пятизвездочными гостиничными комплексами – ООО «Многофункциональный комплекс «Бурный» и ООО «Многофункциональный гостиничный комплекс «Золотой Рог». Оператором гостиницы на Корабельной набережной стала японская компания Okura Nikko Hotel Management Co (отель получил название «Окура Владивосток»). Также до конца текущего года во Владивостоке планируется открытие четырехзвездочного отеля (в районе кольца Инструментального завода), который возьмет под управления французская сеть Accor.

В Хабаровском крае тем временем начата закладка фундамента развлекательного акватермального комплекса (инвестор – ООО «Броско») стоимостью около 7 млрд. рублей. Проект был презентован представителям японского бизнеса – членам Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Сдать объект предполагается в 2022 г. Следует отметить, что в регионе также был представлен туристический проект «Поехали», предполагающий 20 мини-туров по наиболее привлекательными природным и историческим местам края.

21 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика