Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ради таких моментов стоит жить и работать

Василий Алисов, представитель начальника Главного управления №4 Спецстроя России по объектам Восточного военного округа

Ради таких моментов стоит жить и работать

Василий Георгиевич начал работу на космодроме Восточный весной 2015 года, когда на объектах космической и обеспечивающей инфраструктуры стало возможным развернуть широкий фронт работ. Самый пик производства строительно-монтажных работ на космодроме пришелся именно на этот период – весна – осень прошлого года – строители были обеспечены и документацией, и финансированием. Да еще и работы прибавилось – приходилось закрывать объемы за субподрядными организациями, которые выполнить свои обязательства на объектах не смогли.

Восточный не может не удивить человека, который только попадает на стройку – работа здесь не останавливалась ни на минуту: на объектах непрерывное строительное производство, постоянное движение техники – где-то требуется топливо, куда-то срочно направляется бурильная установка, работают и итээровцы – в окнах офисов не гас свет.

«Честно скажу, когда меня направили на строительство объектов космодрома Восточный сначала даже растерялся от неожиданности. Но когда приехал на место и включился в работу, стало интересно – новые задачи, новые люди… Меня часто спрашивали по телефону знакомые и родные, как здесь налажен быт, каково это работать на одной из самых значимых строек современной России. Отвечал так – все у меня и у коллектива хорошо. А сам думал: когда время остается только на сон, - быт имеет вторичное значение. Конечно, мы чувствовали поддержку коллег, руководства – начальник нашего главка Михаил Ташлык делал все, чтобы мы были обеспечены необходимым строительным материалом, механизмами, спецодеждой».

На Восточном работали лучшие специалисты Спецстроя России со всей страны. На важнейшие объекты космодрома были мобилизованы силы семи главных управлений, которые имеют опыт возведения космодрома Плесецк, производственных цехов АО Концерна ВКО «Алмаз-Антей», объектов Роскосмоса, Росатома, заводов по уничтожению химоружия, уникальных гидротехнических сооружений и других сложнейших специальных объектов. Сюда приезжали лучшие - только специалисты, в силах которых грамотно решить самую сложную производственную задачу, в кратчайшие сроки и с высоким качеством выполнить работу - требовались этой стройке.

«Уникален опыт работы плечом к плечу с моими коллегами – строителями объектов специального назначения со всей страны. Мы не раз пересекались, знали у кого какой потенциал, кто на что способен. Но на Восточном я впервые ощутил, что Спецстрой – это, в первую очередь, мобильная группировка строителей самого широкого профиля, с современной техникой, наработанным опытом и технологиями. Мы четко понимаем слово «НАДО», многие из нас – в прошлом носили погоны, и выполнить поставленную руководством задачу – дело чести».

Этим принципом и руководствовался Василий Алисов во время работы на космодроме. Трудовая деятельность Василия Георгиевича была тесно связана со строительством  объектов специального назначения для Военно-морского флота. Работая на различных инженерно-технических и управленческих должностях, он приобрел значительный опыт в организации производства работ, выполнении планов капитального строительства, непосредственно участвовал в строительстве и реконструкции объектов различного назначения.  В свою работу Вячеслав Алисов всегда стремится вносить новшества, является автором 4 научно-технологических изобретений в строительной отрасли.

«Мы работали в монтажно-испытательных корпусах технического комплекса. Выполняли работу, которую не доделал субподрядная организация. За свои объекты мы можем точно говорить, что они сделаны качественно, на совесть. Укладывали рельсовый путь на территории склада блоков и сборочно-испытательной части монтажно-испытательного корпуса ракеты-носителя. Практически полтора километра рельсовых путей передали заказчику, именно по этому дорожному полотну была доставлена ракета-носитель к стартовому сооружению из технического комплекса».

Высококвалифицированные монтажники-высотники Главного управления №4 также вели работу по установке стеновых панелей. Всего в монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя было установлено порядка 4000 квадратных метров стеновых панелей.  Работы велись на высоте, достигающей 40 метров.

Запомнится надолго Василию Алисову и история создания уникальной системы молниезащиты и заземления на стартовом комплексе. Эта система уникальна - она разрабатываласт с учетом климатических условий, в том числе количества грозовых дней в году и ударов молний на квадратный километр. При проектировке наибольшее внимание уделялось стартовому комплексу и, прежде всего, стартовому сооружению, вокруг которого установлено 13 молниеотводов

«Мы вели работы по монтажу металлических конструкций двух 150-метровых молниеотводов – диверторов. Сегодня две исполинские башни, превышающие одну из знаменитых "сталинских высоток" в Москве - гостиницу "Ленинградская", – формируют образ космодрома, возвышаясь даже над мобильной башней обслуживания. Но мало кто знает, в каких условиях эти диверторы возводились. Поверьте на слово, собирать на высоте, да и при сильнейшем ветре металлические детали дивертора – задачка не из легких».

Для выполнения этой задачи строители использовали ползучий кран, так как обычные технические средства и уже тем более люди не способны были поднимать подобные конструкции на такую высоту. Кран надежно закреплялся на одной из сторон уже готовой части молниеотвода и поднимал для монтажа очередные металлические секции  башни, каждый раз "переползая" по возводимым конструкциям на новую высоту. Надежное соединение между собой укрупненных элементов молниеотвода выполняли монтажники и сварщики высочайшей квалификации – редкие специалисты.

Сегодня задача выполнена, а возведенные специалистами Главного управления №4 при Спецстрое России объекты выполняют задачи по предназначению. И в этом заслуга слаженной работы большой команды спецстроевцев. И не последняя роль во всем этом процессе Василия Алисова – сумевшего организовать работу строителей главка, создать комфортные условия для взаимодействия всех служб.

«Мы жили и работали единым механизмом – Оперативный штаб Спецстроя России по строительству космодрома Восточный, во главе с врио первого заместителя директора Спецстроя России Александром Мордовцом, генподрядное предприятие Дальспецстрой, другие предприятия Спецстроя, которые выполняли свои участки работ, службы заказчика. Без этой слаженной работы, без ежедневного, а порой и ежечасного взаимодействия, не достигли бы мы сегодняшнего результата».

Василий Алисов лично принимал личное участие в строительстве объектов, оперативно координировал работу филиалов и отделов Главного управления №4 при Спецстрое России, занятых в строительстве Восточного. На особом контроле держал обеспечение строителей технической документацией, оборудованием, инструментами, материалами и транспортом. С личным временем не считался – во главе угла всегда выполнение задачи.

О своем личном отношении к тому, что в его жизни есть такая историческая стройка – как космодром Восточный, Василий Георгиевич говорит так:

«В России появился собственный космодром, скоро отсюда будут совершаться пилотируемые пуски, а город Циолковский станет центром отечественной космонавтики, наукоградом, определяющим развитие отрасли. А я, мои коллеги, мы будем смотреть будущие старты по телевизору и «кожей» чувствовать – МЫ ПОСТРОИЛИ КОСМОДРОМ!».

Первый пуск ракеты-носителя с нового космодрома - исторические событие для страны. История, которая написана судьбами тысяч спецстроевцев. Гагарин сказал перед стартом «поехали», а строители, наблюдая за первым пуском ракеты-носителя думали: «Мы это сделали!», и именно ради таких моментов стоит жить и работать.

Василий Георгиевич Алисов имеет звание «Заслуженный строитель РФ», награжден орденом «Почета», Почетной грамотой Спецстроя России и специальным памятным знаком за работу на строительстве Космодрома Восточный – «За обеспечение космических стартов». Общий стаж работы в строительстве – 43 года.

Вернуться к спецпроекту