Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Раджин ждет отмены санкций

Потеплеют ли отношения между севером и югом Кореи, разбирались на ВЭФ

Железнодорожные перевозки по участку Хасан - Раджин (КНДР), приостановленные из-за санкций в адрес Пхеньяна, могут возобновиться до конца этого года. Южнокорейская сторона заинтересована в данном проекте, но ждет в свою очередь от Северной Кореи активных действий по денуклеаризации региона.

Раджин ждет отмены санкций
Уверенность в возобновлении перевозок по линии Хасан – Раджин высказал генеральный директор российско-северокорейского СП «РасонКонТранс» (оперирует данным участком железной дороги и 3-м пирсом в порту Раджин) Иван Тонких. «Планируем, что в этом году возобновим перевалку российского угля в третьи страны. Мы видим хорошие перспективы, поддерживаем инфраструктуру в полной готовности, работоспособности. Интерес к нашему проекту южнокорейская сторона вновь проявила, 13-14 июля у нас в гостях побывала делегация из Южной Кореи. РЖД активно оказывают поддержку по сопровождению переговорного процесса», - сообщил Иван Тонких, уточнив, что в скором времени в Раджине ожидается очередная южнокорейская делегация – представители бизнес-миссии.

Пропускная способность участка Хасан – Раджин, в свое время реконструированного за счет ОАО «РЖД», составляет 5 млн т грузов ежегодно. Всего с 2013 по 2017 годы в северокорейский порт было отправлено 4,8 млн т российского угля. Только за неполный прошлый год перевалка составила чуть более 2 млн т.

Как известно, перевозки российского угля через северокорейский порт прекращены с октября 2017 года. Несмотря на специальные исключения, предусмотренные для него, а также участка Хасан – Раджин резолюциями Совбеза ООН, южнокорейская сторона подвела под санкции организацию продаж топлива, следующего в данном направлении, в итоге российские экспортеры были вынуждены отказаться от этого канала поставок. 

В то же время ситуация в отношениях между Севером и Югом Кореи постепенно меняется, было отмечено на специальной пленарной сессии IV Восточного экономического форума. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Игоря Моргулова, с начала года КНДР ввела у себя мораторий на ракетные и ядерные испытания, приступила к переговорам с Сеулом и Вашингтоном. «Мы призываем наших южнокорейских партнеров снять односторонние санкции (с участка Хасан – Раджин – EastRussia)», - заявил Игорь Моргулов.

Член Национального собрания Республики Кореи, председатель специального комитета по миру и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии демократической партии «Тобуро» Сон Ен Гиль выразил надежду на возобновление перевозок на участке Хасан – Раджин. Не исключено, что на положительное решение вопроса повлияют итоги встречи между правительствами Северной и Южной Кореи, которая запланирована на 18 сентября в Пхеньяне.

Сеул в свою очередь ждет от соседей активных действий по денуклеаризации региона, говорит вице-президент Korea Maritime Universit (г. Пусан) Ли Сон У. И экономический эффект от проекта Хасан – Раджин (маршрут можно использовать также для доставки сельхозпродукции, контейнеров, пассажирских перевозок) будет способствовать сближению соседних стран.

Большой отдачи от работы участка Хасан – Раджин, который является пилотным проектом в плане соединения инфраструктуры соседних государств, ожидают и в самой Северной Корее. «Объединение северокорейских дорог с Транссибом является одним из ключевых вопросов, которые находятся в стратегии развития нашей страны», - подчеркнул заместитель министра железных дорог КНДР Ким Юн Хек.   

Первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Александр Мишарин уточнил, что в прошлом году транзитные перевозки из Республики Корея по Транссибу увеличились на 30% и достигли 100 тыс. контейнеров. В этом году рост составил 32%. Это коррелируется с оценками Korea Maritime Universit: в I полугодии 2018 года товарооборот между Россией и Республикой Корея составил $14,07 млрд, рост по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 29,3%.

По словам Александра Мишарина, южнокорейские контейнеры могли бы выходить на Транссиб через Корейский полуостров напрямую, без морского участка пути. Он предложил в рамках совместных исследований осуществить тестовую отправку груза из Сеула по территории КНДР в Россию, чтобы показать, насколько может быть привлекателен трансконтинентальный сухопутный коридор.