Поделиться
Россия расширяет окно в Азию
Поделиться

Дальний Восток в ожидании колоссального роста трансграничных перевозок

Сегодня морские порты и погранпереходы в ДФО становятся ведущим каналом внешних торговых связей с Китаем – главным экономическим партнером России в условиях международных санкций. Участники ВЭД ожидают концентрации рынков сбыта на азиатском направлении и серьезного роста заявок на вывоз продукции через Восточный полигон. Однако инфраструктурные проблемы, заявившие о себе в полной мере в прошлом году, могут повлиять на планы по наращиванию внешнеторгового трафика.

Логистика стремительно перестраивается в пользу Дальнего Востока

Доставка грузов в российские порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов сегодня затруднена. Такие крупные операторы контейнерных морских линий, как Maersk, MSC, One, приостанавливают букинги (бронирование мест на контейнеровозах) либо ограничивают прием отправлений в адрес РФ по deep-sea - через Суэцкий канал. Кроме того, порты Европы отказываются работать с российским грузами (как правило, в Антверпене или Роттердаме происходит перегруз контейнеров для грузополучателей в РФ с крупных на более мелкие суда).

По словам вице-президента Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максима Кузнецова, в связи с тем, что оказался фактически заблокирован Санкт-Петербург и сложности возникли в направлении Новороссийска, ожидается, что основной поток из КНР пойдет через Владивосток и Восточный. С Приморьем продолжают работать такие судовладельцы, как китайская COSCO, тайваньская Evergreen, гонконгская Orient Overseas, не говоря о российских FESCO и SASCO.

Как было отмечено на круглом столе «Санкции 2022: как бизнесу выжить и развиваться на азиатском треке», который состоялся в Общественной палате РФ, после 24 февраля резко выросло число российских предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с Китаем. Например, это характерно для автодилеров, работавших прежде в основном с европейскими и японскими брендами, предприятий химической, пищевой промышленности, столкнувшимися с проблемой поставок сырья из Евросоюза.

Цепочки поставок уже перестраиваются. По словам директора по логистике торговой сети «Магнит» Федора Павловского, компания к настоящему времени переориентировала импорт продукции из стран Юго-Восточной Азии через российский Дальний Восток, погранпереходы в Забайкальске и в Казахстане.

Новые пути поставок в АТР сегодня ищут и экспортеры, причем не только минерально-сырьевых ресурсов. Как рассказал вице-президент Российского зернового союза (РСЗ) Александр Корбут, в нынешнем положении отечественные аграрии будут укреплять позиции на рынках Азии. При этом большие надежды возлагаются на Китай. «Вектор центральноазиатский и дальневосточный будет усиливаться. Это очевидная вещь, деваться некуда», – резюмирует замглавы РСЗ.

Правда, сейчас осложняет торговые связи тот факт, что в ряде китайских провинций вводится локдаун из-за новой вспышки коронавируса. В настоящее время со стороны КНР действуют ограничения на ввоз сельхозпродукции и других продовольственных товаров через сухопутные погранпереходы, поставки возможны только морским путем.

Тем не менее с Главным таможенным управлением Китая при участии Евразийской экономической комиссии идут переговоры о возможности открытия так называемых коридоров доверия для продовольственных грузов через железнодорожные пункты пропуска, сообщила генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова. Предполагается, что в пилотном режиме в адрес некоторых китайских городов будут следовать по железной дороге контейнеры с соблюдением необходимых мер санобработки товара и подвижного состава.


Задача: обеспечить рост и избежать коллапса

В марте заявки на транспортировку грузов по Восточному полигону, которые подали отправители в РЖД, по данным президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, выросли на 15% к предыдущему месяцу. И судя по всему это не предел.

«Если Китай подставит нам плечо, компании начнут подписывать контракты и у нас появятся дополнительные объемы, это немного сгладит ситуацию. Если китайцы не сильно будут разворачиваться в плане заключения договоров, то тот объем грузовой базы, который придет на Восточный полигон, железнодорожники сумеют провезти. Иначе нужно будет задействовать Азово-Черноморский бассейн и Казахстан, – говорит Павел Иванкин. – Думаю, и тот и другой вариант в Минтрансе просчитывают, чтобы понимать объем инвестиций и тех действий, чтобы подстраховать наших грузовладельцев».

То, что лимитирующим для наращивания внешнеторгового трафика в ДФО остается звено порт – железная дорога, говорят сегодня многие. В Русско-Азиатском союзе промышленников и предпринимателей рекомендуют на перевозку из Китая планировать дополнительный временной задел. «У грузов, отправленных в январе, расчетное время было увеличено на 2–3 недели. По тем грузам, которые сейчас пойдут, нужно закладывать месяц–полтора. Владивосток – узкое горлышко, и РЖД, хотя наши власти принимают усилия, – не волшебник», – отмечает Максим Кузнецов.

В настоящее время с портом Восточный (терминал ВСК) готовы работать многие китайские контейнерные суда, которые могут заместить европейских перевозчиков, заявил заместитель гендиректора компании «Рускон» Максим Разумов. «Поэтому сейчас рынок будет все больше разворачиваться в сторону Дальнего Востока, как на единственную точку выхода, потому что через порт Санкт-Петербург пока на данный момент нет транспортного решения», - пояснил менеджер.

В то же время признал он, пропускные способности терминалов Приморья не в силах перевалить весь контейнерный поток. Суммарная пропускная способность портов Владивосток и Восточный составляет ориентировочно 1,5 млн TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Общий объем контейнерных перевозок в России в 2021 году составил 5,6 млн TEU, из которых 1 млн TEU пришелся на транзит в направлении Азия – Европа.

При этом проблему с доставкой грузов из Китая, участники рынка ощутили в прошлом году сполна. Это оборачивалось очередями транспорта у сухопутных погранпереходов (вопрос актуален и в этом году – согласно данным компании ПЭК, на 19 марта на автомобильном пункте пропуска Забайкальск - Маньчжурия в электронной очереди находилось 7,4 тыс. грузовиков), длительными простоями судов в акватории портов, увеличенными сроками перевалки грузов на терминалах.

По словам главы ACEX Group Мирослава Золотарева, чтобы расшить узкие места в торговле необходимо строить железнодорожные пути, модернизировать пропускные пункты и портовую зону: «Здесь находится точка приложения инвестиционных усилий, чтобы решить проблему с так называемым транспортным коллапсом, ростом цен и сроками доставки».

Вместе с тем ситуация с разворотом грузов на Восток должна ускорить ход инфраструктурных строек, считают отраслевые эксперты. К примеру, говорит Александр Корбут, это относится к созданию в Забайкальске зернового терминала мощностью переработки до 8 млн т зерна. «Хотя про него слышно с 2016 года, сейчас его потенциал вполне реален», - подчеркнул вице-президент Российского зернового союза.

Безусловно, один из ожидаемых объектов – железнодорожный мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян. Планируется, что появление дополнительного пункта пропуска с КНР станет подспорьем для российских компаний. «Мост готов. Сейчас делается инфраструктура, устанавливается оборудование. Тестовые проезды поездов состоятся уже в апреле этого года», – проинформировал губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн. Полномасштабно новый погранпереход, уточнил он, сможет заработать в конце августа.


За Китаем справедливо ожидаем страны БРИКС

В свою очередь президент китайской Hylink Supply Chain Management Сунь Тяньшу опровергает мнения о том, что сегодня затруднена логистика с КНР. По его словам, в прошлом году США и страны Европы выделили много субсидий на борьбу с последствиями пандемии. Это привело к всплеску заказов на товары из Поднебесной, что обернулось большими трудностями в перевозке грузов, поскольку американские порты оказались перегружены контейнерами, и суда подолгу стояли в ожидании разгрузки. Отголосок проблемы из-за замедлившегося оборота флота и контейнерного парка ощутили в России.

Сейчас же спрос на продукцию из КНР со стороны США и Евросоюза упал, отметил глава Hylink Supply Chain Management. Кроме того, после 24 февраля заметно сократился железнодорожный транзит грузов из Китая в Европу через территорию РФ. У железных дорог высвободились мощности, и новые перевозки между странами будут своевременно обеспечиваться, убежден господин Сунь.

Как отметила вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Анна Фомичева, сотрудничество с КНР будет усиливаться, но есть и другие страны, с которыми есть перспективы партнерства. Например, по легкой промышленности возможно расширить контакты с Киргизией и Узбекистаном. Соглашение о свободной торговле у России действует с Ираном и Вьетнамом. Кроме того, для сотрудничества с РФ открыты страны БРИКС, куда, помимо Китая, входят ЮАР, Бразилия, Индия. Однако для выхода на эти рынки нужно опять-таки сначала доставить продукцию до морских портов.

В любом случае участникам ВЭД придется менять прежние подходы к работе, подчеркнула Анна Фомичева. «Нужно считать как минимум три маршрута, определять новые финансовые модели. Нужно работать с новыми банками, которые не попали под санкции, переводить контракты в юани, если возможно. Вообще много чего (предстоит сделать – Прим. ред.) интересного, что не делали раньше, так как работали по-другому, более просто», - заключила она.

Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Контейнерная эпидемия

Китай реализует политику «нулевой терпимости» к коронавирусу, вводя крайне жесткие карантинные ограничения на своих внешних границах, в том числе и с Россией. Однако под знаменем борьбы с пандемией власти Поднебесной видимо стремятся изменить структуру российско-китайских грузоперевозок. Так ли это, и какие факты наталкивают на подобные размышления? Ответы на эти вопросы попытался дать эксперт ИА «East Russia».

Читать полностью
Поделиться
Трудности коридора

Прошло пять лет, как Россия, Китай и Монголия заявили о создании трехстороннего экономического коридора, формирование которого в условиях коронакризиса проходит под влиянием противоречивых процессов: развития кооперации, с одной стороны, и стремления государств к обособлению – с другой. Сама суть экономического коридора предполагает интенсификацию потоков людей, товаров и услуг, однако в настоящее время ключевые узлы пространственного каркаса коридора – пограничные пункты пропуска – усиливают барьерную функцию границ. Материалом Виктории Намжиловой EastRussia начинает цикл публикаций материалов IX Международной научной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН, состоявшейся в ноябре 2021.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Только экстрим, только хардкор? Возможен ли комфортный автотуризм на Дальнем Востоке?

Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие? 

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туриндустрии Дальнего Востока

Читать полностью
Поделиться
Зима открытий: Необъятный регион в ожидании гостей

Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: ситуация в социальной сфере ДФО

Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.

Читать полностью
Поделиться
Щепки не летят

Рецессия мировой экономики, пандемия, неблагоприятные геополитические факторы накладывали свой отпечаток. В нынешних условиях лесоэкспортеры рассчитывают, что государство приостановит действие заградительных мер на вывоз необработанной древесины, что позволит нарастить лесозаготовку и промышленное производство.

Читать полностью
Больше материалов