Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Разворачивая парус

Имеют ли шансы на успех приморские производители яхт из композита

В мае ООО «Композитное кораблестроение» спускает на воду 20-метровую яхту из композитных материалов — первый заказ владивостокской верфи. Компания уже стала резидентом Свободного порта Владивосток и пока является единственным в Приморье производителем судов из композитов. Как и зачем в городе у моря строить не только огромные корабли и не только из металла, разбиралось EastRussia.

Разворачивая парус
Фото: shutterstock.com
Семейный бизнес

Как рассказывают организовавшие предприятие Дмитрий и Алексей Волошенко, молодая компания, зарегистрированная в ноябре 2015 года и приступившая к возведению первого судна в сентябре 2016, в своей работе опиралась на опыт компании-предшественника. Строительство яхт для братьев Волошенко – семейный бизнес, им еще в начале 2000-х начал заниматься их отец. Но эта компания – абсолютно новая. На начальном этапе в ее создание инвестиции были минимальными – в юридическую регистрацию, создание сайта, аренду офиса, рекламу и расходы на участие в выставке катеров и яхт «Vladivostok Boat Show», где и удалось найти первого клиента, говорит директор производства «Композитного кораблестроения» Алексей Волошенко. Что касается инвестиций, то они в основном представлены патентами и now how. Важно, что удалось собрать коллектив, уникальных специалистов в области композитного судостроения. Этой специальности не учит ни один вуз.

— Композит — это сочетание компонентов, которое дает необходимые качества. К примеру, железобетон, где за структуру «отвечает» железо, за прочность — бетон. В нашем случае при сочетании стеклоткани и эпоксидной смолы получается высокопрочный износостойкий материал, а судно из него способно вынести максимальные нагрузки,— поясняет судостроитель.

Сам Алексей освоил технологии на практике, проработав больше года на крупной судоверфи в Объединенных Арабских Эмиратах. Поэтому он со знанием дела говорит, что такие суда прочнее и легче, чем суда из традиционных дерева или алюминия.

Несмотря на преимущества, технология, которую использует «Композитное кораблестроение», пока не получила широкого распространения на отечественных верфях. Объясняется это тем, что для перехода на нее требуется серьезное переоборудование, соответственно, большие вложения, но у производителей, имеющих портфель заказов на месяцы и годы вперед, нет необходимости делать это быстро.

Сейчас предприятие приступило к реализации еще одного проекта – в первых числах апреля на верфи заложено головное судно серии небольших яхт длиной 7,2 метра, идеально подходящих для коротких морских прогулок. Большая часть судов, курсирующих по акватории Владивостока, имеют аналогичный размер и характеристики, и спрос на них есть всегда. Стоимость их в базовой комплектации, включая все необходимые системы и оборудование, составит около 2,5 млн рублей. Как отмечает председатель правления компании Дмитрий Волошенко, это вполне сопоставимо с ценами на подержанные японские яхты аналогичного класса, в изобилии представленные на приморском рынке.

Следующий проект окончательно оформился после вступления в силу 1 января 2017 года изменений в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом, упростивших использование судов в качестве морского такси или туристического транспорта. Если раньше даже небольшие катера, предназначенные для перевозки пассажиров, нужно было строить и регистрировать с учетом жестких требований, которые делали стоимость проекта «неподъемной», то теперь компании и частые лица могут использовать обычные суда. Для Приморья, где зарегистрированы 38 тысяч катеров и яхт, это станет дополнительным стимулом развития туристической отрасли.

— Мы предлагаем запустить во Владивостоке маршруты, которые свяжут материковую часть города с островными территориями. Для этого потребуется около 10 катеров. Мы разработали собственную программу, которую представили в администрацию города. В случае положительного решения, начать ее реализацию мы готовы уже в этом году. Перевозками могут заниматься и частные предприятия. Судно, которое станет «демонстрационным образцом» для туристических и пассажирских компаний, уже в работе,— рассказывает Дмитрий Волошенко.

Предполагается, что этот тип судов будет выпускаться в двух комплектациях. При использовании в качестве морского такси, его оборудуют пассажирскими креслами и капитанской рубкой. В случае, если заказчику нужна яхта, то на нем разместятся три каюты, санузел и душевая. Эти суда имеют низкую осадку и оборудованы аппарелью, что позволит им вплотную подходить к берегу.

Портовые мощности

В мае 2016 года «Композитное кораблестроение» стало резидентом свободного порта Владивосток. Как отмечает Дмитрий Волошенко, предусмотренное для резидентов льготное налогообложение действительно способствует экономии. Благодаря этому, себестоимость первого судна, 20-метровой яхты, которая сейчас достраивается на верфи, снизилась на 10 процентов.

Другой механизм, который мог бы существенно повлиять на конечную стоимость продукции, создание зоны таможенного контроля. Стоит отметить, что необходимую для производства специальную ткань, причем отличного качества, выгоднее покупать в России. Но что касается оборудования — навигационного, электрического, швартового, также двигателей, бытовых приборов, то все это закупается у европейских поставщиков, и по нынешнему курсу евро обходится достаточно дорого.

— К тому же таможенные пошлины доходят до 40 процентов стоимости изделия, и эту строку расходов можно было убрать, создав зону таможенного контроля. Но пока существует много организационных неясностей, и мы не пришли к единому мнению, будем ли это делать,— объясняет председатель правления компании.

Среди вопросов есть требование огородить цех колючей проволокой, поставить на входе сканер и металлоискатель, чтобы исключить возможность, что приобретенное оборудование будет вынесено с территории резидента СПВ. Кроме того, если катера, на которых установлены ввезенные без пошлин двигатели, не пойдут на экспорт, пошлины все равно придется платить. При этом, пока у «Композитного кораблестроения» нет заказчиков за рубежом.

— Тем не менее, мы ищем и пытаемся использовать все возможные формы государственной поддержки. Недавно мы заключили соглашение с Гарантийным фондом Приморского края, согласно которому он выступит поручителем, если нам понадобится кредит до пяти миллионов рублей. Эти деньги нам не помешают. Конечно, их не хватит на большой проект, но на строительство головного судна размером до 10 метров — вполне,— добавляет Дмитрий.

Как рассказали в Корпорации развития Дальнего Востока, пока «Композитное кораблестроение» — единственный резидент СПВ, который заявил о желании строить суда из композита. Прямых конкурентов, которые делали бы яхты и катера из композита, у них нет и среди действующих на территории Приморья предприятий.

С японским колоритом

— Понять, что представляет собой рынок производителей яхт, можно на выставке «Vladivostok Boat Show», куда обязательно приходят компании, которым интересно развитие этого сегмента. В прошлом году было представлено пять производителей. Один из них из Таиланда, четыре компании — российских, из которых три — дальневосточных,— рассказывает исполнительный директор «Vladivostok Boat Show» Виктория Кидяева.

Александр Юркин, менеджер компании «Морские путешествия», занимающейся продажей катеров и яхт, главными конкурентами приморских производителей считает бывшие в употреблении яхты, привезенные из Японии.

— Самые популярные модели подержанных яхт в зависимости от комплектации, состояния и года выпуска, продаются от 300 тысяч до миллиона рублей. На те, которые стоят 1-2,5 миллиона рублей, спрос меньше, но он все равно есть. Как показывает практика, человек, накопивший 1-2 миллиона рублей, ищет подержанную яхту из Японии потому, что не знает о том, что можно купить новую, сделанную «под него»,— рассказывает он.

— У наших людей пока нет понимания, что яхту можно заказать под собственные потребности, выбрав мощность мотора, количество иллюминаторов, высоту дивана и даже количество светильников. Но, тем не менее, покупая бывшую в эксплуатации яхту за миллион, они начинают ее модернизировать — меняют генераторы, освещение, кондиционер. В итоге стоимость значительно возрастает,— поддерживает технический директор яхт-клуба «Семь Футов» Марат Ахмедов.

По его мнению, делать выбор в пользу местного производителя покупателям мешают также имеющиеся стереотипы о том, что в России не умеют выпускать технику, тем более такого уровня — из самых современных материалов с помощью передовых технологий. 
При этом он считает, что «Композитное кораблестроение» имеет хорошие перспективы развития. В Москве и Санкт-Петербурге достаточно много производителей, выпускающих яхты их композитных материалов длиной 7-10 метров стоимостью от полутора до трех миллионов рублей, и у покупателей из центральных регионов уже нет настороженности относительно качества продукта. К тому же местным корабелам не придется вступать в острую конкурентную борьбу с коллегами.

— Им дорого поставлять свои яхты на Дальний Восток, и они не готовы занимать рынок. Поэтому у ребят есть хороший шанс занять этот сегмент. Плюс и в том, что их суда можно использовать не только в море, но и на реках — в том же Хабаровском крае, Амурской области,—  считает он.