Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Development measures for the Far East begin to influence the demographic processes in the region, - Sergey Rybalchenko - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Reaction per hectare and not only

Sergei Rybalchenko: measures to develop the Far East are beginning to influence the demographic processes in the region

The 18 of October in Khabarovsk will host the second All-Russian Conference “The demographic development of the Far East”. On the eve of the event, one of the developers of the Concept for the demographic development of the Far East before 2030, the well-known Russian expert on demography, Director General of the Autonomous non-profit organization “Institute for Scientific and Public Examination” Sergey Rybalchenko answered questions from EastRussia.

Reaction per hectare and not only
Photo: Yury Stroykin, Shutterstock.com

- Sergey Igorevich, the demographic situation in the Far East since the beginning of the year demonstrates quite good dynamics. The natural increase is strengthened, the outflow of the population has significantly decreased. In your opinion, what played a key role in this issue?

- Demography is, in many respects, nothing more than managing the expectations of the population. From in what direction they will change, in many respects depends, this or that its processes will improve, or not. As for the current expectations of the Far East, then, in my opinion, residents of the Far East positively perceive measures taken at the state level. The priority of the development of the Far East, designated by the President, is reflected in more or less clear mechanisms - these are TOSEDs, free ports, and, of course, the program of free provision of land plots, the so-called “Far Eastern hectare”. All these measures are still only at the initial stage, but in practice it happens that even the information component causes a positive reaction from people. Often, the first demographic results appear before the actual effect of any support measures. A vivid example of this is the birth rate growth that took place in our country immediately after the announcement of the “maternity capital” program in 2007. A jump in the birth rate was also observed after the announcement of support measures for the third child in 2012. Although in the first and in the second case, the parent capital came into the family much later.

However, the real reasons for today's demographic trends for the Far East can be judged after research. Unfortunately, detailed studies based on sociological surveys and calculations are not yet available. But, they will definitely appear in the near future. Then we can talk thoroughly.

- If we talk about the state policy in relation to the Far East, what is the most attractive for people today of the measures that are being taken in the Far East on behalf of the Government?

"For investors, entrepreneurs and the general population, whether it is the Far Eastern hectare, the TOSER system and the Free Ports, the support of investment projects is all a sign of interest from the state to them, to the territory where they live or are going to live. This is especially important now, in a crisis. Do not forget that the aspect of demographic development is present in the rationale for each of these measures. The authorities at the same time do not forget to designate that everything is done to ensure that there are more residents in the Far East and that they live better. Although there are many skeptics regarding innovations. They can be understood, because the problems that have accumulated can not be solved by several projects. But in principle, all Russians attach great importance to such attention. Do they react badly to the attention of the center in other regions?

Opinion polls show that many people want to leave the Far East because, in their opinion, the Government does not pay enough attention to them - the one they actually deserve.

The topic of demography is relevant in general for the Far Eastern direction. At the Eastern Economic Forum held in September, the aging of the population and the small number of young people as the main problem in the development of the country were designated by Prime Minister Abe of Japan. China will also face accelerated aging of the population in the coming years, and the policy of "one family - one child" is already changing. The same problems in South Korea.

- A year ago in Khabarovsk at a conference on the demographic development of the Far East, there were very contradictory, often skeptical opinions of experts. Do you think there will be another degree of discussion this year?

- I am sure that within the framework of the forthcoming conference experts will also express different opinions on the draft Concept and measures of demographic development. But I want to emphasize that the draft Concept is based not only on the calculations and recommendations of leading experts, departments, regions, but also on the recommendations of the resolution of the first conference. Most importantly, most experts consider it important and necessary to adopt this document and introduce additional demographic policy measures in the Far East. Many promising proposals were received in the process of drafting the Concept, including at the meeting of the Interdepartmental Working Group of the Minsk Region. Proposals are also contained in the opinion of the Expert Council under the Government of Russia. I hope that all the constructive proposals will be taken into account.



- How is the Russian Far East perceived today by our compatriots?

- According to the research carried out by the All-Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM), the views in Russia about the Far East today are completely different. The Far East is perceived in different ways directly by the Far Easterners and residents of other Russian territories. So, people living outside the Far East regard it as a region with high wages, high quality of life and many other positive characteristics. What can not be said about the perception of the Far East by its local residents. Their perception is influenced by known facts - the logistical and information remoteness of regions from the European part of Russia, limited by the estimation of the inhabitants of the possibility of employment, health, education.

"Who is right?"

- Everyone decides for themselves, but external evaluations of the region are encouraging. It is important to create the same preferences for immigrants, as for investors, to form realistic, but promising expectations for potential migrants. And for the indigenous population - to raise the level and quality of life, in the clean jobs and employment.

- If we talk about potential migrants to the Far East - what phenomenon in the region can cause them the desire to move here?

- Improving the quality of life. This is what can cause a corresponding reaction among migrants. It should be noted that, in turn, improving the quality of life mainly and stops people in the desire to leave the Far East. But it is the real improvement in the quality of life, and not demonstrated in words. Today, during the crisis in Russia in general and in the Far East in particular, the quality of life falls. Therefore, the measures taken by the state to develop the macroregion, and their tangible results, are very significant.

- Can you somehow announce the main content of the prepared Concept of demographic development for the period up to 2030-th year? What practical steps will be taken to implement it?

- Currently, this concept has almost passed the stage of coordination with the federal authorities. At its core is the model of the advancing demographic development of the Far East. In other words, the target benchmarks of the total fertility rate, and after 2025 of the year - and life expectancy, should be higher than the average in Russia. But the main thing is to change the migration vector from outflow to inflow. First of all in the border regions. Link migration with new economic projects. For this, additional measures must be taken at the federal level. They are being developed in accordance with the instructions of the President of Russia V.Putin.

I will note that, in my opinion, it must necessarily be reflected in additional measures. The first is to introduce the necessary changes to increase life expectancy and reduce mortality, as well as to improve health protection. Moreover, with regard to reducing mortality, the priority here is to reduce the mortality of the male population from external causes at working age. It's about reducing homicides, suicides, accidents, injuries and drowning. The second direction - measures to improve the standard of living and incomes of the population of the Far East, support working parents, housing programs. Such measures are simultaneously associated with family support and fertility, and with the consolidation of the population.

I would like to note: according to the research, at the present time in the Far East there really is a potential for outstripping growth.

- And in support of migration? Will there be any innovations announced?

- Today, the Program for Increasing Labor Mobility (the Ministry of Labor of Russia) and the Program for Resettlement of Compatriots Living Abroad are being implemented. But the Program data in the case of the Far East can not be called effective. It is quite natural - the Far East is distinguished by a rather expensive life, and it is much less attractive for potential migrants than the same Moscow, and in general Central Russia. To attract people to the Far East, it is necessary to develop much more significant support measures than those envisaged for other Russian territories. In particular, assistance in moving to a much larger volume than in other macroregions.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Реакция на гектар и не только

Сергей Рыбальченко: меры по развитию Дальнего Востока начинают влиять на демографические процессы в регионе

18 октября в Хабаровске состоится вторая Всероссийская конференция “Демографическое развитие Дальнего Востока”. В преддверии мероприятия один из разработчиков Концепции демографического развития Дальнего Востока до 2030 года, известный российский эксперт по вопросам демографии, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы» Сергей Рыбальченко ответил на вопросы агентства EastRussia.

Реакция на гектар и не только
Фото: Yury Stroykin, Shutterstock.com

– Сергей Игоревич, демографическая ситуация на Дальнем Востоке с начала года демонстрирует неплохую динамику. Укрепляется естественный прирост, существенно сократился отток населения. На Ваш взгляд, что сыграло в этом вопросе ключевую роль?

– Демография – это, во многом, не что иное, как управление ожиданиями населения. От того, в какую сторону они изменятся, во многом зависит, улучшатся те или иные её процессы, или нет. Что касается современных ожиданий дальневосточников, то, по моему мнению, жители Дальнего Востока положительно воспринимают меры, предпринимаемые на государственном уровне. Приоритет развития Дальнего Востока, обозначенный Президентом, нашел отражение в более-менее понятных механизмах – это и ТОСЭРы, и свободные порты, и, конечно же, программа бесплатного предоставления земельных участков, так называемый “дальневосточный гектар”. Все эти меры еще только в начальной стадии, но по практике бывает так, что даже информационная составляющая вызывает положительную реакцию людей. Часто первые демографические результаты появляются до начала реального действия каких-либо мер поддержки. Яркий тому пример – имевший место в нашей стране рост рождаемости сразу после объявления программы "материнского капитала" в 2007 году. Скачок рождаемости наблюдался и после объявления мер поддержки третьего ребёнка в 2012 году. Хотя и в первом, и во втором случае материнский капитал пришёл в семьи много позже.

Впрочем, о реальных причинах сегодняшних демографических трендов для Дальнего Востока можно будет судить после проведения исследований. К сожалению,  детальных исследований, основанных на социологических опросах и расчетах, пока нет. Но, они обязательно появятся в ближайшее время. Тогда мы сможем говорить основательно.

– Если говорить о госполитике в отношении Дальнего Востока, чем же именно так привлекательны сегодня для людей те меры, которые предпринимаются на  Дальнем Востоке от лица Правительства?

– Для инвесторов, предпринимателей и в целом населения, будь то дальневосточный гектар, системы ТОСЭРов и Свободных портов, поддержка инвестиционных проектов – все это знак интереса со стороны государства к ним, к территории, на которой они живут или собираются жить. Это особенно важно сейчас, в условиях кризиса. Не стоит забывать, что аспект демографического развития присутствует в обосновании каждой из этих мер. Власти при этом не забывают обозначать, что все делается для того, чтобы на Дальнем Востоке было жителей больше, и жилось им лучше. Хотя есть и много скептиков в отношении новаций. Их можно понять, ведь проблемы, которые накопились, нельзя решить несколькими проектами. Но подобному вниманию в принципе все россияне придают огромное значение. Разве в других регионах плохо реагируют на внимание центра? 

Социологические опросы показывают: многие люди и уехать с Дальнего Востока хотят потому, что, по их мнению, Правительство не обращает на них должного внимания – того, которого они на самом деле заслуживают.

Тема демографии актуальна в целом для дальневосточного направления. На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме старение населения и малочисленность молодежи в качестве основной проблемы в развитии страны обозначил Премьер Японии Абэ. Китай тоже столкнётся с ускоренным старением населения в ближайшие годы, и уже меняет политику "одна семья – один ребёнок". Те же проблемы в Южной Корее.

– Год назад в Хабаровске на конференции по демографическому развитию Дальнего Востока звучали очень противоречивые, зачастую скептические мнения экспертов. Как Вы считаете, будет ли в этом году другим градус обсуждения?

– Уверен, в рамках предстоящей конференции экспертами также будут высказаны различные мнения по проекту Концепции и мерам демографического развития. Но хочу подчеркнуть, что проект Концепции базируется не только на расчётах и рекомендациях ведущих экспертов, ведомств, регионов, но и на рекомендациях резолюции первой конференции. Самое главное, что большинство экспертов считает важным и необходимым принятие данного документа и введение дополнительных мер демографической политики на Дальнем Востоке. Много перспективных  предложений поступило в процессе разработки проекта Концепции, в том числе на заседании Межведомственной рабочей группы Минвостокразвития. Предложения содержатся и в заключении Экспертного совета при Правительстве России. Надеюсь, что все конструктивные предложения будут учтены.

– Как сегодня воспринимается Дальний Восток нашими соотечественниками?

– Согласно исследованиям, проведённым ВЦИОМ, представления в России о Дальнем Востоке сегодня совершенно различны. Дальний Восток по-разному воспринимается непосредственно самими дальневосточниками и жителями других российских территорий. Так, люди, проживающие вне Дальнего Востока, расценивают его как регион с высокой заработной платой, высоким качеством жизни и многими другими положительными характеристиками. Что не скажешь о восприятии Дальнего Востока самим его местными жителями. На их восприятие влияют известные факты – логистическая и информационная удаленность регионов от европейской части России, ограниченные по оценкам жителей возможности трудоустройства, здравоохранения, образования.

– Кто же прав?

– Каждый решает для себя, но оценки региона внешними аудиториями обнадеживают. Здесь важно создавать такие же преференции для переселенцев, как для инвесторов, формировать реалистичные, но перспективные ожидания у потенциальных переселенцев. А для коренного населения – повышать уровень и качество жизни, в том чисте рабочих мест и занятости.

– Если говорить о потенциальных мигрантах на Дальний Восток – какое явление в регионе может вызвать у них желание переехать сюда?

– Улучшение качества жизни. Именно это может вызвать соответствующую реакцию у мигрантов. Следует отметить, что, в свою очередь, улучшение качества жизни главным образом и останавливает людей в желании уехать с Дальнего Востока. Но именно реальное улучшение качества жизни, а не демонстрируемое на словах. Сегодня, в период кризиса в России в целом и на Дальнем Востоке в частности уровень качества жизни падает. Поэтому очень значимы те меры, которые предпринимает государство для развития макрорегиона, и их ощутимые результаты.

– Можете ли Вы как-либо анонсировать основное содержание подготовленной Концепции демографического развития на период до 2030-го года? Какие практические действия будут предприниматься для ее реализации?

– В настоящее время данная концепция уже практически прошла этап согласования с федеральными органами власти. В её основе – модель опережающего демографического развития Дальнего Востока. Иными словами, целевые ориентиры суммарного коэффициента рождаемости, а после 2025 года – и ожидаемой продолжительности жизни, должны быть выше, чем в среднем по России. Но главное – изменить вектор миграции с оттока на приток. Прежде всего в приграничные регионы. Связать миграцию с новыми экономическими проектами.  Для этого должны быть приняты дополнительные меры на федеральном уровне. Они сейчас разрабатываются в соответствии с поручением Президента России В.Путина.

Отмечу то, что, на мой взгляд, должно обязательно найти свое отражение в дополнительных мерах. Первое – внедрение необходимых изменений для увеличения ожидаемой продолжительности жизни и снижения смертности, а также – для улучшения охраны здоровья. Причем, что касается снижения смертности, то здесь приоритет – снижение смертности мужского населения от внешних причин в трудоспособном возрасте. Речь о снижении убийств, самоубийств, ДТП, травм и утоплений. Второе направление – меры по повышению уровня жизни и доходов населения Дальнего Востока, поддержки работающих родителей, жилищные программы. Такие меры одновременно связаны и с поддержкой семей и рождаемости, и с закреплением населения.

Хотел бы отметить: согласно исследованиям, в настоящее время на Дальнем Востоке действительно имеется потенциал для опережающего роста.

– А в части поддержки миграции? Будут ли анонсированы какие-то новации?

– Сегодня реализуются Программа повышения трудовой мобильности (Минтруд России) и Программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Но эффективными данные Программы в случае Дальнего Востока назвать нельзя. Это вполне естественно – Дальний Восток отличает достаточно дорогая жизнь, и он является куда менее привлекательным для потенциальных мигрантов, чем та же самая Москва, да и в целом Центральная Россия. Для привлечения людей на Дальний Восток необходимо разработать значительно более существенные меры поддержки, чем те, которые предусмотрены для других российских территорий. В частности – помощь при переезде в значительно большем объёме, чем в других макрорегионах.