Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Региональные преимущества

Инвестиционные стратегии Дальнего Востока

Региональные преимущества

Развитие ДФО – это стратегическая цель и наш национальный приоритет на весь XXI век. Чтобы реализовать эту задачу, поставленную президентом страны, важно привлекать инвестиции, увеличивать налоговую базу, открывать новые производства. А все это возможно только при создании благоприятных условий для ведения бизнеса. У каждого региона ДФО, равно как и у экспертов, политиков, предпринимателей, своя точка зрения, за счет чего Дальний Восток должен наращивать свой экономический потенциал.

Обилие стратегий на краткосрочные и долгосрочные перспективы обрисовывает общие тенденции развития регионов ДФО, однако ключевые вопросы решаются в рамках различных форумов с участием федеральных чиновников и представителей крупного бизнеса. Региональные инициативы и проекты зачастую ждут одобрения «сверху», что замедляет темпы развития регионов. Однако привлечение инвестиций и активное вовлечение бизнеса в реализацию региональных проектов является основным условием развития ДФО, поэтому инициативность и привлекательность каждого региона Дальнего Востока должны складываться самостоятельно, с учетом собственных конкурентных преимуществ.

Роль государства в создании привлекательного инвестиционного климата имеет исключительное значение. Основные интересы иностранных (прежде всего, азиатских) инвесторов на Дальнем Востоке касаются участия в сырьевых проектах. Такие факторы региональной инвестиционной привлекательности, как развитая инфраструктура, интеллектуальный и профессиональный потенциал населения, научно-производственные комплексы и опытно-экспериментальные производства, которые могли бы стать основой для создания конкурентоспособных компаний, отсутствуют. Многие проекты, которые требуется реализовывать в регионах ДФО, сталкиваются с проблемой необустроенности территории, и создание инфраструктуры может превышать 20% от общей стоимости проекта – для иностранного инвестора это очень весомый довод не вкладывать в дальневосточные проекты, даже в условиях льготной процентной ставки. Соответственно, только государственное финансирование в связке с частным бизнесом способно развить экономику региона, однако экономическая гегемония государства не может быть положительным фактором в формировании инвестиционной конкурентоспособности регионов ДФО.

Основным документом, утверждающим приоритеты инвестиционной политики региона, является инвестиционная стратегия, которая представляет собой часть утвержденного инвестиционного стандарта в ДФО. Суть стратегии заключается в поиске регионального конкурентного преимущества, которое выделило бы регион для инвестора и позволило улучшить социально-экономическую ситуацию.

Хорошо оценивается инвестиционный климат Сахалинской области – единственного расположенного на островах региона России. Сахалинская область имеет положительную динамику в различных социально-экономических рейтингах, например, область всегда находилась в топе регионов по притоку иностранных инвестиций, хотя в последнее время показатель ухудшается. Это отчасти можно объяснить ростом внутренней конкуренции восточных регионов. Создание агентств по экономическому развитию, разработка инвестиционных стратегий, формирование индустриальных парков и кластеров со всей необходимой инфраструктурой, презентации инвестиционных возможностей регионов на международных площадках, проведение бизнес-форумов – сегодня этим путем идут многие, и у иностранных компаний есть возможность выбрать тот регион, условия ведения бизнеса в котором для них наиболее приемлемы. Ведущие отрасли экономики Сахалинской области – нефтегазовая отрасль и рыбопромышленный комплекс, в которых собственно и осуществляются основные проекты. Уже претворены в жизнь такие проекты, как «Сахалин-1» (освоение и эксплуатация трех морских месторождений на северо-восточном шельфе Сахалина) и «Сахалин-2» (разработка двух шельфовых месторождений и строительство завода СПГ рядом с г. Корсаков), в перспективе вероятна реализация проекта «Сахалин-3» (4 блока месторождений). Что касается конкурентных преимуществ области, то к ним относятся наличие богатых запасов основных природных ресурсов (нефти, газа, угля, гидробионтов, лесных ресурсов, общераспространённых полезных ископаемых и т.п.), наличие уникальных по своему количеству и качеству биологических ресурсов, имеющих не только общероссийское, но и мировое значение, выгодное географическое положение. Именно благодаря своему уникальному географическому положению Азиатско-тихоокеанский регион является традиционным рынком сбыта - на страны АТР приходится более 95% внешнеторгового оборота области.

В Амурской области инвестиционная стратегия до 2017 года должна помочь области справиться с основными социально-экономическими проблемами региона через учреждение нескольких крупных предприятий, которые позволят создать десятки тысяч новых рабочих мест. Одним из таких проектов стал космодром «Восточный», с которого планируется совершать более половины всех российских запусков в космос. На строительстве космодрома задействованы более 15 тыс. специалистов разного профиля, а в пиковые (предпусковые) периоды — до 30 тыс. человек. К плюсам области относятся большие запасы месторождений, леса, гидроэнергетических ресурсов, развитое сельское хозяйство и приграничное положение (граница с Китаем). К минусам относятся неразвитая инфраструктура, труднодоступность некоторых месторождениям, и особенно - климатический фактор, когда инвестор рискует потерять свои вложения из-за наводнений, засухи и лесных пожаров.

В Амурской области планируется создание семи кластеров: горно-металлургический, который подразумевает появление новых предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, туристический (инвестпроекты «Золотая миля» с канатной дорогой, ледовым дворцом, аквапарком и кафедральным собором, парком мелового периода; комплекс «Этническая Россия» с инсталляцией поселений казаков-первопроходцев; «Эвенкийская деревня»; музей «Космическая одиссея»), нефтегазоперерабатывающий кластер, космический и биофармацевтический (с заводом по выпуску витаминов и лекарств) и другие. Каждый проект подразумевает необходимость соответствующего развития своей инфраструктуры.

Что касается Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, то эти два региона отстают по внедрению инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив, сильнее остальных регионов ДФО. Несмотря на различное географическое и экономическое положение, оба этих региона попадают в категорию «пониженного потенциала – высокого риска». Так, у ЕАО в приоритетах находится разработка законодательной базы и налоговых льгот предпринимателям, а у Чукотского автономного округа – своего рода консервация существующего положения, продолжение сотрудничества с уже зарекомендовавшими себя компаниями («Полиметалл», Kinross Gold). Привлекать инвестиции планируется в геологоразведку, теплоэнергетику, уголь, транспорт - ожидается запуск добычи коксующегося угля неподалеку от Беринговского порта (проект австралийской компании Tigers Realm Coal). На данный момент в регионе действует пять золотых рудников, а к 2018 году планируется ввести в действие еще семь рудников. Несмотря на это самый северо-восточный регион континента, на территории которого сосредоточено около 10% разведанных запасов российского золота и множество других полезных ископаемых, последние двадцать лет входит в число проблемных субъектов РФ.

Итак, в инвестиционной политике те регионы ДФО, которые не имеют четкой стратегии, не могут конкурировать даже со своими соседями. В силу специфики, которая обуславливает большинство проблем в этих регионах, даже исполнение предписаний инвестиционного стандарта не способствует росту эффективности в должном объеме.