Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Регионам не хватает полномочий в регулировании рыбной отрасли

Росрыболовство рассматривает возможность расширения полномочий Комиссий по регулированию добычи анадромных видов рыб

Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб Сахалинской области не хватает полномочий, чтобы в полной мере регулировать как промысел, так и заполнение производителями нерестилищ в регионе. К такому выводу пришли в самой комиссии и Правительстве области, проанализировав сложившуюся за последние 2-3 года в местном рыболовстве ситуацию.

Регионам не хватает полномочий в регулировании рыбной отрасли
Это ярко иллюстрирует пример прошлого года. Ход лосося на юге Сахалина оказался крайне слабым. Научное сообщество региона пребывало в некоторой растерянности из-за того, что реальный ход путины полностью не совпадал с их прогнозами. Поэтому никаких рекомендаций по прекращению промысла в проблемных районах им разработано не было. В то время, как именно их и требовала сложившаяся обстановка, потому что без получения таких рекомендаций от учёных комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб не имеет права прекратить промысел в регионе. В результате многие нерестилища на юге Сахалина оказались либо пустыми, либо заполненными лишь частично. Создалась реальная угроза существованию самой популяции лосося в регионе«, — рассказал заместитель председателя Правительства Сахалинской области Игорь Быстров.

Он также пояснил, какие проблемы сегодня существуют в области обеспечения прав местного населения и представителей коренных малочисленных народов Севера на вылов лосося. По его словам, так исторически сложилось, что в Сахалинской области отсутствуют акватории для любительского и спортивного рыболовства, несмотря на то, что их обязательное наличие на территории региона прописано в российском законодательстве. Вся береговая часть территории Сахалина распределена между рыбопромышленными компаниями под коммерческий промысел. При этом местные жители все равно занимаются ловлей рыбы и, таким образом, формально становятся браконьерами. Их иногда задерживают сотрудники рыбоохраны, штрафуя за добычу одного-двух хвостов горбуши. В это же время реальные браконьеры, оперирующие тоннами красной рыбы и икры, зачастую оказываются вне сферы внимания правоохранительных органов. Как результат — образуется противостояние между населением и рыбопромышленниками, растет социальная напряженность.

Вместе с этим, по мнению Игоря Быстрова, держаться курса на развитие туристического кластера, взятого в Сахалинской области, невозможно, так как если местный житель не имеет возможности законно поймать и съесть рыбу, то о рыболовном туризме не может быть и речи.

Поэтому Правительство Сахалинской области обратилось в Росрыболовство с просьбой рассмотреть возможность расширения полномочий региональной Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. Расширить полномочия Комиссии Правительство региона предлагает путем предоставления комиссии права устанавливать дополнительные условия добычи анадромных видов рыб (рыбы, появляющиеся в российских водоемах и совершающие затем миграции в море для нагула, чтобы впоследствии вернуться для нереста в места своего появления). В частности, уточнять координаты установки орудий лова (неводов) и самостоятельно устанавливать ограничения размеров этих орудий, ограничивать промысловую нагрузку не только в рамках существующих правил рыболовства, но и запрещать лов на рыбопромысловых участках, чтобы обеспечить заполнение нерестилищ. Также Правительство Сахалина предлагает наделить Комиссию региона рядом дополнительных полномочий, которые позволят ей в большей степени обеспечить права на вылов лосося местного населения и представителей коренных малочисленных народов Севера. Это такие полномочия, как возможность определять объемы добычи водных биологических ресурсов рыболовов-любителей, места и орудия спортивного и любительского лова.

«Дополнительные полномочия Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб Сахалинской области по регулированию промысла лососевых, искусственного воспроизводства, спортивного и любительского рыболовства — совсем не прихоть, а настоятельная необходимость. Если Росрыболовство предоставит Комиссии эти дополнительные полномочия, то у неё появится возможность сократить промысловую нагрузку на популяцию лосося и заполнить нерестилища. Тем самым она сможет решить главные, стоящие перед ней сегодня, задачи — сохранение популяции ценных видов водных биологических ресурсов в регионе и обеспечение местных рыбопромышленников работой на многие годы вперед. Также благодаря дополнительным полномочиям Комиссии в области регулирования любительского и спортивного рыболовства, местные жители смогут в полной мере заниматься традиционным природопользованием и в области будут улучшены условия для развития туризма», — пояснил Игорь Быстров.



Он добавил при этом, что имеет место ряд объективных факторов, делающих оправданным наделение дополнительными полномочиями действующей именно в Сахалинской области Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. Так как именно она первой из дальневосточных регионов столкнулась с сокращением подхода лососевых. Вследствие чего в ряде районов Сахалина имеет место необходимость уже не столько организации промысла, сколько восстановления популяции. В тоже время, Сахалинская область является сегодня одним из лидеров в сфере искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей. Поэтому у неё возникает масса вопросов, с которыми не имеют дела, например, Камчатский край или Хабаровский. Это такие вопросы, как определение получателей права ловли рыбы, выпущенной рыбоводными заводами, способа обеспечения рыбоводных заводов икрой, необходимой для дальнейшего воспроизводства лососевых.

«Сегодня Росрыболовство регулярно обсуждает с регионами аспекты регулирования рыболовства и идет им навстречу при решении сложных вопросов. Сейчас ведомство рассматривает поступившее от Правительства Сахалинской области предложение расширить полномочия местной Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб. Если специалисты ведомства придут к решению, что дополнительные полномочия этой комиссии необходимы, то ими будут подготовлены проекты изменений в соответствующие нормативные акты, регламентирующие ведение рыболовства в России и деятельность Комиссии. При этом, если предложение правительства Сахалинской области будет одобрено, то дополнительными полномочиями будет наделена не только Комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб данного региона, а все комиссии, действующие в регионах, где осуществляется промысел лосося», — сообщила корреспонденту ER руководитель пресс-службы Ксения Тимакова.

«Рыболовство в каждом рыбном регионе Дальнего Востока отличает своя специфика. Поэтому в самих Правилах рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна тому или иному его региону устанавливаются свои параметры рыболовства. К примеру, в отличие от Хабаровского края, в Сахалинской области рыбная ловля осуществляется преимущественно в море, тогда как в крае большей частью распространено речное рыболовство. И даже речное рыболовство двух регионов отличается друга от друга, так как те реки Сахалина, в которых добываются незначительные объёмы рыбы, являются, в отличие от хабаровских речных водоемов, очень небольшими. Соответственно и орудия лова, используемые регионами, неодинаковы. При этом в Сахалинской области используется отличная от Хабаровского края система организации промысла — Олимпийская», рассказал заместитель председателя Комитета рыбного хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андрющенко.

По его мнению, в тех полномочиях, предложение о предоставлении которых направило в Росрыболовство Комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб Сахалинской области, Комитет рыбного хозяйства Хабаровского края особой необходимости не испытывает.

«Комиссия Сахалина требует предоставить ей право осуществлять более жесткую привязку к местности орудий лова — определять более точные координаты их установки. Для рыболовства в Хабаровском крае достаточно той привязки, которая предусматривается правилами рыболовства. Тоже самое и с требуемым Сахалином правом устанавливать ограничения размеров орудий лова. Комитет рыбного хозяйства Хабаровского края справляется с проблемами, возникающими из-за нехватки места рыбакам вследствие занятия слишком большой водной площади каким-либо рыбным хозяйством, в рабочем порядке — принуждать рыбопромышленников к исполнению норм, прописанных в положениях комиссии, ей не требуется. Предоставление возможности определения объемов добычи водных биологических ресурсов рыболовов-любителей, мест и орудий спортивного и любительского лова также нужно только Сахалинской области в силу того, что у неё, в отличие от Хабаровского края, не оформлены (определены) рыбопромысловые участки для осуществления спортивной и любительской рыбной ловли», — пояснил Сергей Андрющенко.

Но он отметил при этом, комитет рыбного хозяйства Хабаровского края поддерживает любые предложения по расширению регулирования, направляемые комиссиями рыбного хозяйства других дальневосточных регионов Росрыболовству.



По его словам, комитету рыбного хозяйства Хабаровского края в настоящее время более всего необходимо предоставление Росрыболовством права устанавливать периодичность отчётности рыбохозяйственных предприятий. Так как сейчас комиссии для того, чтобы рекомендовать местному научному сообществу подготовить обоснование возможности дополнительного заполнения нерестилищ, зачастую приходится самой обращаться к рыбакам с просьбой предоставления отчётности. В силу того, что Правилами рыболовства сейчас предусмотрено предоставление отчётности рыбаками только раз в 5 дней.

«В целом сегодня деятельность региональных Комиссий по регулированию добычи анадромных видов рыб, существующих не первый год, признана Росрыболовством эффективной. Так как в результате их работы происходит оперативное регулирование промыслового хода. Регулирование, осуществляемое Комиссиями, необходимо для качественного рыболовства, особенно в регионах, где его масштабы велики. В частности, в Сахалинской области, в которой добычу тихоокеанского лосося осуществляют более 300 предприятий, ежегодно вылавливающих порядка 150-200 тыс. тонн лосося», — заключила Ксения Тимакова.

Справка ER:

Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб действуют в тех регионах России, где осуществляется промысел тихоокеанских лососей. В их состав входят представители Росрыболовства и органов власти субъектов РФ, эксперты из разнообразных научных учреждений, а также российские рыбоводы и рыбопромышленники. Деятельность данных Комиссий регламентируется законом о рыболовстве и соответствующим приказом Минсельхоза России. В функции комиссий входит установление ряда условий, объемов, сроков, а также определение мест добычи анадромных видов рыб. К примеру, Комиссиями производятся регулярные изменения объемов добычи отдельных подвидов анадромных рыб; определяются места постановки орудий рыболовства и количество рыбопромысловых участков; устанавливаются сроки начала и запрета рыбной ловли; проводится организация периодов пропуска производителей анадромных видов рыб на водных объектах.