Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Реквием по мосту

Надежды на новый мостовой переход через Зею под Благовещенском разбились об экономическую реальность

Реквием по мосту
К концу 2017 года под Благовещенском планировалось запустить Второй зейский мост. Первый давно не справляется с непрерывным транспортным потоком и требует капитального ремонта. Но закрыть единственный въезд в областной центр Приамурья с южного направления — невозможно. 35-летняя конструкция, рассчитанная на 3-6 тысяч автомобилей, в сутки пропускает 13-тысячный трафик. При ширине дороги всего в 12 метров нередкие аварии мгновенно блокируют движение в обе стороны. В летний "час пик" горожане привычно стоят на мосту в многочасовых пробках. Спасти ситуацию еще 10 лет назад собирались строительством второго моста. Но за последние три года его стоимость увеличилась почти в два раза (около 20 млрд руб.), а финансирование так и не сдвинулось с мертвой точки. О судьбе проекта Второго зейского моста корреспонденту EastRussia рассказали амурские специалисты.

– Область никогда такие денежные средства не изыщет. Понятно, что нам их непросто получить и из федерального бюджета. Но для этого мы проводим постоянную работу с Минвостокразвития и Росавтодором. Предлагают найти частного инвестора. Но на данный момент желающих нет, — прокомментировал ситуацию министр транспорта и строительства Приамурья Андрей Тягло.

Как рассказал директор Агентства Амурской области по привлечению инвестиций Павел Пузанов, сегодня инвесторы нацелены преимущественно на промышленные проекты. Так, в этом году в регионе появятся пять новых резидентов. Все проекты с максимально коротким периодом окупаемости.

– Планировалось, что данный мост будет финансироваться за счет федеральной программы. В свое время была корректировка и подход к финансированию инфраструктурных проектов несколько изменился, — объясняет Павел Пузанов. — Надо понимать, что этот мост рассматривается в первую очередь не как инвестиционный проект, а как необходимость жизнеобеспечения жителей города Благовещенска. В подобные проекты инвесторы неохотно вкладываются, потому что нет такой финансовой отдачи.

Вторит специалисту по инвестициям и амурский экономист Андрей Конюшок. Для окупаемости моста, по его мнению, необходимо минимум 20 лет:

– В Хабаровске мост больше ста лет простоял. Так что с нашим (1982 года постройки) в ближайшие годы ничего не должно случиться. Эти проекты окупаются, но через 20-30 лет. Бизнес такого себе позволить не может.

Менее радужные перспективы рисует депутат законодательного собрания Амурской области Сергей Труш.

– Поскольку вся наша экономика устроена по ущербному принципу (когда частное эффективней, чем государственное), то за неимением средств мост мы не увидим еще долгое и долгое время, — уверен Сергей Труш. — Деньги на мост Благовещенск-Хэйхэ в Китай, к примеру, были предоставлены китайским банком. Фактически, мы строим мост через Китай в долг перед китайцами, чтобы вывозить из страны ресурсы, которые многие наши чиновники и «предприниматели» считают товаром. А нужный городу и его жителям мост через Зею не появится во сколько-нибудь ясной перспективе. Я думаю это вопрос минимум десяти лет. Это будет очередной долгострой, если вообще, когда-либо будет.

На ремонт всей транспортной сети Амурской области в 2017 году выделено 5 миллиардов рублей. Чтобы начать строительство нового моста через Зею, сегодня необходима сумма почти в 4 раза больше. Еще в 2014-м проект был включен в Федеральную целевую программу развития Дальнего Востока до 2018 года. Тогда его стоимость едва переваливала за 11 миллиардов рублей, восемь из которых обещали выделить из государственного бюджета. При условии 15% софинансирования сторонним инвестором. Но последний до сих пор так и не нашелся.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow