Поделиться
Рейтинг на практике
Поделиться

Какие перемены происходят во взаимодействии бизнеса и власти на Дальнем Востоке?

В конце 2019 года Агентство стратегических инициатив вместе с бизнес-объединениями запустило сайт забизнес.рф, куда предприниматели могут обратиться с жалобами на действия силовых ведомств. В тестовом режиме начала работу «библиотека умных решений» или «смартека», платформа по обмену лучшими социально-экономическими практиками российских субъектов. Как эти и другие решения помогут улучшить инвестиционный климат в дальневосточных регионах и решить амбициозную задачу вхождения в 30-ку национального рейтинга инвестклимата, EastRussia спросила у руководителя представительства АСИ в ДФО Ольги Куриловой.

Наталья Миронова

Большие амбиции


- Ольга Сергеевна, в декабре прошлого года стартовали опросы предпринимателей, на основе которых будет составлен новый рейтинг инвестклимата регионов за 2020 год. Как вы оцениваете работу дальневосточных субъектов?

- Мы примерно понимаем настроения бизнеса, но сказать, как они оценят работу власти, конечно, не можем. Еще мы понимаем, за эти три года, с 2017 по 2019-й, многое изменилось. Когда вышло поручение президента РФ о вхождении дальневосточных регионов в ТОП-30 рейтинга, стало ясно, что списывать неудачи на сложные географию или климат больше не получится — нужно работать. Это сплотило все регионы Дальнего Востока, в том числе и недавно вошедшие в округ Республику Бурятию и Забайкальский край. Последний активно включился в работу, у них есть небольшой прогресс. Республика Бурятия перенимает лучшие практики Республики Якутия. Поручения президента объединили и институты развития, и органы власти — АСИ, Минвостокразвития, полпредство… Сейчас мы все вместе с бизнесом одной командой работаем на одну задачу.

- Кто, на ваш взгляд, ближе всех к первой половине рейтинга?

- К первой половине рейтинга за три года приблизилась Амурская область. Несмотря на смену губернатора, команда только наращивала темп. По словам представителей бизнеса, там выполняется до 90% решений, выработанных по итогам «проектных офисов». Нерешенными, как правило, остаются вопросы общего характера, связанные с естественным монополиями, которые не входит в полномочия органов власти субъекта.

Систему нужно отладить так, чтобы она работала как единый организм, и тогда мы увидим результат. Уверяю, если вы, как инвестор, войдете в регион из первой «тридцатки» рейтинга, допустим, на Камчатку, вам не сложно будет там быстро пройти разрешительные процедуры и начать строительство. Там создана одна из лучших в стране систем поддержки малого и среднего бизнеса. То же могу сказать об Амурской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае. У них есть хорошие шансы закрепиться вверху рейтинга.

Самый амбициозный регион — Сахалинская область. Перед его губернатором и правительством стоит задача выстроить систему привлечения инвестиций. Глава субъекта очень хорошо понимает, что есть доходы в бюджет от нефтяной отрасли, но есть и «точки роста» территории, не связанные с добычей углеводородов.

Сейчас повестка инвестиционных советов, действующих при главе региона, согласовываются и с бизнесом, и с институтами развития. Предприниматели довольны, что поднимаются и обсуждаются не только стратегические вопросы, но и конкретные кейсы, через которые можно увидеть системные проблемы.

- Но это ручное управление.

- Пусть так. В Калуге, практики которой изучали сахалинцы, 25 лет назад начинали с этого же, но сейчас там выстроена четкая система.

Но регионам нужно всегда быть «в тонусе», идти вперед. Так, в Амурской области губернатор Василий Орлов внедряет «бережливое управление» — систему, направленную на повышение эффективности процессов. Для начала минимум бумаг, максимум электронного оборота.


Бизнес на платформах


- В упомянутой вами Сахалинской области заработала платформа «Бизнес.Сахалин.онлайн». Как вы оцениваете такую инициативу региональной власти? Какие еще формы общения с бизнесом находят в других регионах?

- Каждый глава субъекта выстраивает работу по привлечению инвестиций. Губернатор Сахалинской области хочет перейти от ручного, как вы его назвали, управления к системному, и платформа служит как раз этой цели.

Знаете, по каким вопросам чаще всего обращаются предприниматели? Взаимодействие инвесторов с органами государственной власти. Значит, есть проблема, и сайт работает не зря.

В каких-то регионах в центральной части России есть штабы по защите бизнеса, и туда тоже поступают обращения. Сейчас во всех регионах страны открываются центры «Мой бизнес», где предприниматели могут получить услугу по принципу «одного окна». Хотя на отдельных территориях к такой практике пришли раньше, и результаты там были выше. По постановке на кадастровый учет Республика Саха (Якутия) всегда была в первой группе именно потому, что все делалось через «единое окно».

- Для чего она нужна платформа «забизнес.рф»?

- Она создана для обращений из регионов на действия силовых структур — управлений МВД, ФСБ, прокуратур, Следственных комитетов. Все поступающие туда жалобы обрабатываются сотрудниками центральных аппаратов соответствующих ведомств, а не спускаются обратно в регионы. И это самое главное — какой смысл отправлять жалобы на рассмотрение тем, на кого они были поданы!

К тому же, если предприниматель не удовлетворен ответом, можно привлечь к дополнительной экспертизе деловые объединения, аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Ассоциацию защиты бизнеса, работающую в этом поле.

В декабре на платформу поступило десять обращений на действия правоохранительных органов из субъектов ДФО. По результатам обработки четыре направлены в адрес правоохранительных органов — в МВД, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет. По шести документам запрошены дополнительные документы.

По итогам рейтинга, озвученного в 2019 году, во всех дальневосточных регионах велика доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов МВД. На первом месте Приморье, затем идут Хабаровский край и Республика Бурятия. И это одни из самых высоких показателей по стране.

Органы прокуратуры «лидируют» в Амурской области и Республике Саха (Якутия). Через некоторое время мы проведем анализ, который наглядно покажет, в каком регионе самые серьезные проблемы.

- Недавно по инициативе АСИ в тестовом режиме заработала еще одна платформа: «Смартека» или «Библиотека умных решений». Что это?

- Подразумевается, что со временем здесь будет накоплен банк лучших социально-экономических практик, реализованных в российских субъектах. Любой регион сможет взять практику другого и перенести ее на собственную почву. Не всегда на ее внедрение потребуются больше деньги — иногда это вовремя принятое управленческое решение.

Во всех федеральных округах прошли сессии (наша состоялась в рамках «Дней Дальнего Востока»), во время которых коллеги из АСИ, представители местных властей и бизнеса обсуждали, что могут предложить и как правильно их описать, в том числе и с законодательной точки зрения. Достаточно интересные практики представили Республики Бурятия, Якутия, Сахалинская область. Заявленные темы — туризм, здоровье и образ жизни, малое и среднее предпринимательство. Возможно, что-то из предложенного войдет в «Смартеку».

 

От детсадов до домов престарелых

 

- В начале года АСИ заявило, что запустит масштабный проект в сфере социального предпринимательства. В чем он состоит?

- Известно, что объем коллективного потребляемых социальных услуг в доле ВВП в США — 33,9%, в странах Евросоюза — 29, в России — всего 14,6%. Так что у нас есть огромный потенциал.

Доля предприятий МСП, работающих в социальной сфере — 0,04%, в Италии этот показатель равен 1, во Франции — 1,1, в Германии — 3,9, в Англии — 4,3%.

Что понимать под социальным предпринимательством? Например, частные детские сады или дома престарелых. Понятно, это сложно, и миллионером не станешь, но почему у нас, по сравнению с другими странами, такие низкие показатели. Бизнесу это невыгодно: не разработаны документы, подзаконные акты, все «заточено» на то, чтобы деньги на эти цели получали государственные структуры, при этом качество услуг зачастую оставляет желать лучшего. В 2019 году в Госдуму внесен законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе». Согласно ему, 10% рынка должны отдаваться негосударственном сектору субъекта.

- А негосударственный сектор готов к такому повороту событий?

- Пока предприниматели находятся в неравных конкурентных условиях с государством: они платят налоги, их достаточно часто и предвзято проверяют. А в некоторых регионах государство вообще не готово делиться.

Но надо понимать, что есть сферы, куда государство в ближайшее время не придет, а бизнес придет, если будут условия. Не появятся у нас завтра отличные государственные дома престарелых, а частных в России на данный момент менее 1%. Для сравнения — в Германии 97%.

Как появилось огромное количество детских садов в Амурской области, Хабаровском крае, на Камчатке? Государство не справлялась, и предприниматели помогали ему в ликвидации очереди детей с трех до семи лет. На Камчатке лицензированный детский сад стоит 28 тыс. рублей в месяц, 18 из них предприятию компенсируют бюджет субъекта, и родители платят десять тыс.

Изучая вопрос, мы увидели, что предприятиям не хватает информированности, они работают обособленно, не получая информации о том, на какую поддержку может рассчитывать, куда за ней обращаться и так далее. Сейчас перед нами и институтами развития стоит задача сформировать на единой площадке образ социального предпринимателя, вовлечь в процесс субъекты РФ.

В регионах мы будем проводить экспертные группы, где станем обсуждать региональную проблематику, выявлять системные вопросы. В планах — создать навигатор мер поддержки для социальных предпринимателей и НКО. Если будут условия, предприниматели придут, и дело будет, как всегда, за региональными властями.

Евгения Степанова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов