Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Режиссер «Спасенного»: «Мы потратились только на Spider Man'а»

Как снимают короткие художественные метры на Дальнем Востоке

Режиссер «Спасенного»: «Мы потратились только на Spider Man'а»
Фото: кадр из фильма "Спасенный"
Сегодня кино на Дальнем Востоке снимают не только заезжие режиссеры, свадебные операторы или хроникёры. Не только те, у кого на это есть хоть какой-то бюджет. В кино пробуют себя электромеханики, архитекторы, айтишники, рестораторы, дизайнеры, учителя со всего Дальнего Востока – в свободное от работы и семьи время. Сами пишут сценарии, играют, снимают и монтируют. Их фильмы, пусть пока и короткометражные, выходят на большом экране, получают призы и любовь зрителей, - как было в эти выходные в хабаровском «Совкино». Как такое вообще возможно?

«В 2014 году мы снимали репортажи о людях, которые уехали из Хабаровска, но потом по разным причинам решили вернуться, - рассказывает главный редактор дальневосточного фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата» Роман Овсейчук. Пришла идея, что можно снимать художественное кино и делать фестивали. В 2015-2016 годах событие прошло впервые в городском статусе. Потом мы получили президентский грант (в этом году – 2,2 млн рублей + 500 тыс. рублей от правительства Хабаровского края – East Russia) и вышли на Дальний Восток. Для удобства мы разделили наш регион на три пояса: "Амурский пояс" - это Хабаровский край, ЕАО и Амурская область, "Тихоокеанский" - Камчатка, Сахалин и Приморье, в "Полярном поясе" – Магаданская область, республика Саха (Якутия) и Чукотка. В этом году на фестиваль пришло 42 любительских фильма, причем почему-то слали работы из Москвы, Питера, Крыма – но мы их не брали. В финал вышли 10. Условно по три работы от каждого пояса».

20181013_201649.jpgКадр из фильма "Схрон 731" (Уссурийск)

Своё кино-кунфу «пояса» показали сначала жюри, которое выбрало тройку лидеров, потом – зрителям. Первое место взял триллер «Призрачный хомус» Петра Стручкова (Якутск), «мрачная северная история в жанре детской страшилки, характерная работа для полярного киносознания». Второе место у картины «Схрон 731» Даниила Агеева (Уссурийск) про подвиг воспитанников суворовского военного училища, предотвративших бактериологическую угрозу в 1958 году. История основана на достоверных фактах. Третье место у авантюрно-философской притчи с элементами абсурда «Обмани соседа» режиссера Павла Полякова. По сюжету двое героев знакомятся с беззаботным парнем в парке Владивостока, но он оказывается совсем не тем, за кого себя выдает.

обмани2.jpg
Кадр из фильма "Обмани соседа" (Владивосток)

Приз зрительских симпатий завоевали «Щеки» Валерии Созиновой и Степана Трофимца (Хабаровск) - о свидании с виду обычной пары, у каждого из которых оказывается свой скелет в шкафу, точнее, в холодильнике. Отдельно жюри отметило операторскую работу Петра Иванова и актрису Венеру Федотову в фильме «Айсберг» Максима Едукина (Якутия). Это «история об обратной стороне успеха на примере одного вечера из жизни балерины». Балерина – настоящая.

айсберг2.jpg
Кадр из фильма "Айсберг" (Якутск)

В десятке лучших короткометражек - «Шкура» Никиты Самойленко (Хабаровск), «Мой бой» Юрия Чернюка (Комсомольск-на-Амуре), «Связь not found» Ивана Семиклетова (Анадырь) и «Не один» Ильи Кунденока и Михаила Королева (Хабаровск).

На сцену за главной наградой – гран-при фестиваля «Точка возврата» – 31-летний режиссер из Хабаровска вышел в теплой куртке.

спас3.jpg

«Мы делали кино на коленке, в холод собачий, в ноябре на железнодорожной станции, - поделился с East Russia режиссер фильма «Спасенный» Сергей Яковлев. - Это - та самая куртка, что была на главном герое фильма, узнаёте? Я всем говорю, что бюджет нашего фильма - $300. Никто ни копейки не получил. Самое дорогое - это игрушка человек-паук, он 6 тысяч рублей стоил.

Я хотел сказать, что время изменилось, и теперь вообще ничего не понятно. Сегодня не работают то нравственное клише и та мораль, которые были раньше, сегодня спасение нужно искать в другом. В выборе себя и своего пути. Много кадров оказалось запорото из-за поездов, которые находились в разных локациях, мешали, переставлялись, и это были опасные съемки, нас могли реально сбить. Полулегальное кино. Сценарий переделывался постоянно, изначально было раскаяние героя, истерика и слёзы, которые мы убрали. Ведь смысл был в спасении души главного героя, а не в спасении человека. Тут если зритель поверил в раскаяние, значит, герой спасся, нет – нет. Я горд тем, что это именно любительское кино, и оно движется энтузиазмом создателей, который не перекроет ничто. Потому что если кому-то втемяшилось в голову снять фильм, то он ни перед чем не остановится».


Это не хоум-видео, говорят про «Спасенного». Не похожи на любительские и некоторые работы кинолагеря «Вкратце». Это параллельная программа, во время которой съемочные группы вывозили за город, рандомно формировали в команды, раздавали сценарии и – мотор! Готовое кино создавали за двое суток с нуля. Любой мог пройти кастинг и попробовать себя в режиссуре, сценарном, актерском, операторском или видеоинженерном деле. 

съёмочная_группа_Оруэлл_уже_завтра_режиссер_Альбина_Черных.jpg

Алла Джан-Ша, директор фестиваля игрового любительского кино «Точка возврата», объясняет: «Мы не предъявляем никаких требований к фильмам, снятым на кинолагере, для нас это, прежде всего, тусовка, потому что любой фестиваль - это люди. 50 человек мы уже сплотили друг с другом, они вместе снимали кино в экстремальных условиях. Задача кинолагеря чтобы они попробовали процесс и потом сняли уже нормально. У дальневосточного кино свои особенности. У того же Владивостока и Якутска разный темперамент, темы, юмор. Если сравнивать не с Москвой и Питером, а с центральной Россией, то мы более склонны к экспериментам, смелее, у нас свой менталитет. Я действительно верю в то, что потомки ссыльных и переселенцев показывают свое чувство настоящего. Якутия это гремучая смесь искренности и пафоса, то есть того, чего не бывает! Наивность и масштаб. Есть сюжеты, есть тренды по регионам, у нас вчера одна и та же история была отражена в двух фильмах: девушка выходит из комы и слоняется по мирам. Почему, мы не знаем, все картины были из «полярного пояса». В этом году тоже история с комой, два мира, туда и обратно. Говор есть определенный, локации узнаваемые, простор, природа, небо. Почти в каждом приморском фильме есть мосты. Во многих фильмах Хабаровска - набережная. Этими фильмами мы изначально продвигаем имиджа Дальнего Востока».

У фестиваля самодеятельного кино «Точка возврата 2018» даже афиши крафтовые. Фанеры дополненной реальности, сделанные художником-урбанистом Павлом Шугуровым из Владивостока, теперь стоят на улице перед кинотеатром в Хабаровске. Сквозь прозрачные экраны проступает город, населенный странными существами. Это тоже - маленькое кино, поучаствовать в котором может любой прохожий.

Tochka_vozvrata_otkritie-7.jpg

надя.jpg

Призеры фестиваля получили сертификаты на обучение режиссуре, сценарному мастерству и продюссированию у лучших российских деятелей кино. Фильмы покажут в кинотеатрах Дальнего Востока, может, и не только, если будет запрос. В 2019 фестиваль хочет выйти на полный метр. «Мы как сумасшедшие наивные люди надеемся, что когда-нибудь эта кинотусовка перерастет в киноидустрию. Но если не мечтать о чём-то большом, зачем всем этим заниматься?», говорит Роман Овсейчук.

Фото: Елена Вертянкина, Эдуард Литовченко. 
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике