Поделиться
Родина перца и панды
Поделиться

Инь и ян китайской глубинки

shutterstock.com
В котелок с кипящим перечным бульоном ярко-красного цвета друг за другом отправляются самые разные ингредиенты: зелень и овощи, морепродукты, древесные грибы, мясо и рыба, тофу, лапша… Традиционное блюдо сычуаньской кухни – хо-го – как нельзя лучше показывает культурное многообразие региона, история которого превышает 3000 лет.

Эмблема города Чэнду – «птицы золотого солнца». Золотой диск с изображением четырех фениксов, летящих вокруг земного светила, был найден в 2001 году в ходе археологических раскопок. Сегодня это изображение можно встретить почти повсеместно, а его главный смысл – непрерывность развития и процветания города, история которого давно перевалила за две тысячи лет. И это не просто девиз, Чэнду, являясь столицей одной из самых густонаселенных провинций Китая, действительно стремительно растет, прибавляя по несколько районов в год.

Строительство «с чистого листа», которое практикуется по всему Китаю, позволяет применять самые передовые технологии застройки и придерживаться комплексного плана развития: городские власти заранее продумывают всю инфраструктуру, исходя из того, что жизнь в сычуаньской столице должна быть современной, комфортной и здоровой. Новые районы строятся с прицелом на будущее и на экологичность, окруженные детскими садами, школами, больницами, искусственным озеленением. Они не выглядят необжитыми многоэтажками на пустырях, обнесенными заборами, а раскрашены в яркие цвета, вместо заборов – растительность, фонтаны, скульптуры. Пункт защиты окружающей среды для Китая особенно важен: забота об экологии – новый и очень популярный тренд в Поднебесной.



Славы экологической и «зеленой» столицы Китая городу прибавляет и то, что именно Сычуань считается домом  так называемой «большой панды» – главного национального и дипломатического символа. В провинции обитает больше 80% всей популяции этих зверей, действует несколько крупных питомников по разведению редких животных. Туристы со всего Китая приезжают в Чэнду, чтобы своими глазами увидеть этих нерасторопных и добродушных медведей на расстоянии вытянутой руки. Так, некоторые туристические компании даже устраивают «панда-туры», когда гости провинции могут погрузиться на один день в жизнь настоящих волонтеров питомников, ухаживая за пандой и проводя уборку. Самые обеспеченные туристы даже могут заказать «фото с пандой». Все вырученные средства идут на поддержку питомника. Очередь в нем выстраивается начиная с 7 утра, ведь именно в это время панды получают свой завтрак и довольно активны. Надо отметить, что панды также являются неофициальным символом провинции, тематика этих милых животных украшает метро, автобусы, и даже офисы полиции, есть и тематические панда-отели.

Не лишним будет отметить, что туристический потенциал Сычуани просто поражает: 3000 лет не прошли даром – почти в каждом населенном пункте провинции легко можно найти несколько памятников с тысячелетним прошлым. Сычуань расположена в самом центре Китая и всегда была в самой гуще событий. Период исторического расцвета приходится на эпоху Троецарствия (220–280 гг.), когда Сычуань входила в состав древнего царства Шу.

Многие памятные места здесь связаны с древней транспортной системой – дорогами Шу, построенными в 4 веке до н. э. По этим дорогам в Китай доставлялись товары из других государств и шли экспортные поставки, частично здесь пролегал знаменитый шелковый путь. Тот, кто контролировал дороги Шу, по сути владел всем горным регионом и мог контролировать торговлю, взимая таможенные платежи. «Легче к небу взойти, чем до Шу по дорогам добраться. / Горы цепью встают, и остался лишь метр до неба», – писал в VIII веке один из величайших китайских поэтов Ли Бо. Частично дороги Шу используются и сегодня: одни превратились в широкополосные автомагистрали, а другие – в живописные туристические тропы. На одной из таких троп в расщелине между скал стоит знаменитая застава Цзяньмень. Она существует около двух тысяч лет, и за всю историю враг ни разу не смог преодолеть ее. Говорят, что «если один муж защищает заставу – тысяча мужей не пройдет».  Этот туристический маршрут интересен с точки зрения концепции «один пояс-один путь».

Если посетить обычный автовокзал Чэнду, то можно увидеть все многообразие достопримечательностей на карте: провинция находится в очень интересном географическом месте, занимает часть Цинхай-Тибетского нагорья. Посетив Сычуань, можно познакомиться с культурой так называемого «внутреннего Тибета», в Чэнду даже есть свой тибетский квартал, где можно приобрести настоящую атрибутику тибетских храмов. В глубинке провинции можно увидеть и сами древние тибетские храмы. Удобно использовать посещение Чэнду для дальнейшего посещения Тибета, который стал доступным в последние годы.

Познакомиться с историей древнего царства Шу и просто насладиться блюдами острой сычуаньской кухни в регион приезжает до 50 миллионов туристов ежегодно. Удивительно, но в этом числе доля иностранцев – на уровне погрешности. «Иностранных туристов у нас много – говорит экскурсовод Юи. – Но почти все они приезжают из Вьетнама и Кореи, россиян очень мало». И это при том, что Москву и Санкт-Петербург с Чэнду связывают пять прямых рейсов в неделю (3 и 2 соответственно). Свободных мест в салоне практически нет, но почти все пассажиры – китайцы, европейцев можно пересчитать по пальцам. Это объясняется послекризисной сменой валютного курса: поездки в Россию стали в два раза доступнее для китайского туриста, в то время как посещение земли панд стало дорогим удовольствием для россиян. Ранее, перед падением рубля, Чэнду занимал лидирующие позиции в сборных турах у туроператоров по Китаю.



Тем не менее, всем туристам в Сычуани очень рады: построено большое количество суперсовременных гостиниц, туристических центров, открыты многочисленные кафе и рестораны, во многих местах есть англоговорящий персонал. В начале года в городе Ланчжун даже открылся специальный офис для помощи иностранным туристам, все сотрудники которого владеют английским языком. Еще одна уникальная возможность этого центра – продление любого типа виз – как туристических, так и деловых и учебных. «Вдруг вы захотите остаться у нас подольше», – поясняют сотрудники центра.

Уже несколько лет Китай входит в десятку наиболее популярных туристических направлений среди россиян, занимая шестое место (между Украиной и Эстонией): согласно данным Росстата, в 2018 году жители России совершили более двух миллионов поездок в Поднебесную, незначительно улучшив показатели прошлого года. Однако львиная доля наших соотечественников сегодня посещает приграничные города, пользуясь безвизовым режимом, либо отправляется в столицу КНР – Пекин, в то время как большая часть соседнего государства остается «белым пятном» на туристической карте мира.
Артур Агафонов, Елена Рассказова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов