В Якутии предлагают запустить туры для знакомства с уникальной ямщицкой культурой
Общественники предлагают запустить туристические маршруты по Иркутско-Якутскому тракту и по ямщицким подворьям. Для этого необходима работа над сохранением уникальной субкультуры, считает Анжелика Тупицына — автор документального фильма о государевых ямщиках, руководитель ставшего победителем Президентского Фонда культурных инициатив проекта «Малые этносы большой страны».
Ямщик — крестьянин, живущий на почтовой станции и отправляющий извоз и почтовую гоньбу. Они были кучерами на государственной службе, выполнявшей ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казенных грузов и прочих государственных нужд.
Как отмечает кандидат исторических наук Екатерина Строгова, сегодня потомки государевых ямщиков являются ярким пятном в многонациональной палитре страны и развивают туристический кластер региона. «Настоящие ямщики сохранились только на берегах Лены. Их будущее в настоящее время связано с сохранением культурного разнообразия, исторической памяти, традиций. И, думаю я, что если они также активно будут продолжать этим заниматься, растить своих детей, внуков в этой сфере их традиционной культуры, их самосознания специфического, то они могут таким образом просуществовать еще долгие-долгие годы», — считает эксперт.
Освоение северо-востока
Со времени присоединения северо-востока России к Российской империи в 1629 году прошло более столетия, пока в регионе установились устойчивые пути сообщения. Замыкающим в системе путей сообщения стал учрежденный в 1738 году Иркутско-Якутский почтовый тракт. В 1743 году здесь стали появляться почтовые станции. В 1772 году между Витимом и Якутском их было уже 35. Для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи.
Екатерина Строгова на протяжении многих лет занимается изучением русских старожилов Якутии. «Это были люди, которые происходили из самых разных областей России и несли с собой культурные традиции. Это были люди умные и очень храбрые. Ехать в Якутию, в места, о которых они ничего не знали, ничего не слышали, а если слышали, то только всякие страшилки — это, конечно, надо иметь мужество», — рассказывает историк.
В случае приезда в Якутию они переставали принадлежать своим помещикам. Они становились государственными крестьянами. Государство выкупало у помещиков их семьи: жен, детей, чтобы прислать их сюда. В отличие от крепостных, государственные крестьяне считались лично свободными. «Фактически эти люди своим мужеством, своим умом сделали своих потомков уже людьми не крепостными, а людьми свободными», — говорит историк.
К середине 20-ых годов XVIII века в пределах Иркутской провинции от Иркутска до Витима сложилось круглогодичное сообщение. Летом по Лене, зимой по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сел в почтовые станки — станции.
Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения на северо-востоке Сибири имели экспедиции. Военная — казачьего главы Афанасия Федотовича Шестакова, Вторая Камчатская — командора Витуса Беринга. Таким образом, в 1738 году с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско-Якутского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом. Политика правительства была направлена на обеспечение охвата почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы.
С 1810-ых годов ямщикам тракта стали выделять пахотные и сенные угодья. Они начали заниматься земледелием. Линия тракта была проложена по левому берегу Лены, от Витима до Якутска, по совершенно незаселенным местам. Там было основано 28 станций. Расстояние между ними составляло 40 верст.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения. Туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
Особая субкультура
Ямщики Приленья представляют собой редкую, имеющую свой колорит субкультуру русского старожильческого населения Якутии. В ходе контактов с якутским населением русские ямщики, адаптируясь к местным суровым условиям, сумели сохранить свои традиции, вынесенные из тех мест, откуда прибыли их предки.
Как отмечают эксперты, роль русского крестьянства в развитии производительных сил Якутии огромна. Приехав на постоянное жительство в Якутию, русские крестьяне стали тем социальным слоем общества, которое впоследствии произвело переворот в экономике края.
Переселенцы быстро освоили якутский язык, распространили в Якутии землепашество и хлеборобство, оказав тем самым большое влияние на уклад жизни коренного населения. Тем не менее, они сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания, песни, танцы и игры.
Филолог, фольклорист, исследователь фольклора русских старожилов среднего Приленья Ольга Чарина рассказывает, что ямщики в быту говорили на якутском языке. «Долгое время в быту разговаривали на якутском языке, а песни сохраняли русские», — говорит она.
Руководитель общественной организации, объединяющей потомков ямщиков, Ирина Стрекаловская рассказывает, что уже во втором-третьем поколении ямщики начали говорить на якутском языке для общения с местными жителями. «Это особенность, уникальность вот именно потомков ямщиков. Они считают якутский язык родным языком. Песни и частушки стали сочинять на двух языках», — рассказывает она.
Спустя столетие двуязычие является главной особенностью приленских русских старожилов. Сегодня многие потомки ямщиков одинаково хорошо говорят на двух языках. «На самом деле, когда даже я отсюда уезжаю ненадолго, я очень скучаю по якутскому языку. С мужем хоть и особо не разговариваем, имея в виду на якутском, но всё равно какие-то фразочки всё равно выскакивают. И иногда кажется, что некоторые слова лучше высказываются на якутском языке», — рассказывает жительница Валерия Петрова.
Сохранять традиции
Потомки ямщиков государевых бережно хранят русскую культуру, из поколения в поколение передавая традиции. Они восстанавливают в селах часовни и церкви, бережно хранят православные традиции. «Часто под звон колоколов и с молебна начинаются многие мероприятия потомков ямщиков. Православие – это основа их идентичности, самосознания. Если над вопросом о своей национальной принадлежности многие потомки ямщиков задумаются, то в ответ на вопрос о вероисповедании никаких сомнений нет. Он будет однозначен — мы православные», — отмечает Анжелика Тупицына.
Общественная организация «Потомки государевых ямщиков» занимается возрождением и сохранением историко-культурного наследия предков, проведением этнокультурных экспедиций по ямщицким станциям Иркутско-Якутского почтового тракта. Налажен выпуск печатных и электронных изданий об истории и фольклоре приленских ямщиков. Ежегодно проходит республиканский фестиваль «Играй, гармонь, живи, частушка!». В прошлом году он прошёл в 21 раз. Этот фестиваль стал народным праздником. На него съезжаются жители всех ямщицких деревень.
«Сегодня внутренний туризм востребован как никогда, и Якутия может предложить уникальные маршруты по Иркутско-Якутскому тракту, по ямщицким подворьям. Это не только природа и кухня, но и колорит, такой уникальный русский мир Якутии! Ведь наши потомки ямщиков сохранили фольклор и культуру и на территории России они сохранились только в Приленье. Культура гостеприимства у потомков ямщиков на высоком уровне, но необходима поддержка государства для развития», — резюмирует Анжелика Тупицына.
Дмитрий ИвановСквозь тенистые леса, зеленые перелески и огромные, раздольные степи бегут реки по нашей стране, спешат или замирают, очаровывают или показывают человеку природную мощь. Более 50% от всей речной системы России приходится на реки Амур, Енисей и Лену, бассейны которых встречаются в с виду неприметном, но таком важном для нашей родине месте - в точке Великого водораздела высотой 1236 метров, которая находится в 30 километрах от Читы и с 10 сентября 2012 года именуется горой Палласа. Это единственная из четырех самых крупных точек водоразделов на планете Земля, где встречаются три великих реки.
Студеное зимнее Забайкалье не дает глубоко вздохнуть в январские морозы, колет февральским ветром и обманывает подтаявшей кромкой снегов в марте, когда та становится похожа на тонкое стекло. Предполагая, что, пока холода не оставят эти края, путешествовать будет непросто, в апреле 1772 года в Забайкалье прибыл исследователь, ученый, путешественник Петр Симон Паллас, который прошел через Яблоновый хребет и пробыл в этих краях, изучая быт живших тут народов и природу, до июня.
В его честь и было решено назвать гору, под которой находится Великий мировой водораздел, главным для которого все же оказалось второе открытие.
Простой учитель Тимур Ухинович Жалсарайн
В 1928 году в селе бедного пастуха села Судунтуй Агинского района родился мальчик, Тимур. Он был тринадцатым ребенком в семье. Окончив Агинское педагогическое училище, устроился учителем географии в Агинскую среднюю школу.
«Это гордость за бурятского учёного: обычный учитель географии с помощью карандаша и своих ног открыл эту точку. Представляете, какой мощи знаний человек? Если бы там появился какой-то памятник, посвященный Жалсарайну…» - говорит младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова.
Тимур Жалсарайн дал описание четырем самым особенным водоразделам мира. В 1977 году он начал исследовать стык бассейнов Лены, Енисея и Амура и пришел к выводам, что такой уникальной системы, как в Читинской области (до 2008 года территория Забайкальского края включала в себя территорию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - авт.), нет нигде в мире. Именно Тимур Жалсарайн вычислил и указал точку пересечения бассейнов трех огромных рек.
Всего за всю свою жизнь школьный учитель выявил 30 водораздельных точек тройных водоразделов между наиболее значительными реками. Его открытие поставило регион в один ряд с местами, где находятся главные водораздельные точки планеты: пиком тройного водораздела на границе Канады с США (точка сопряжения речных систем Миссисипи, Колумбии и Нельсона), горой Цогтчандамани (точка сопряжения Северного Ледовитого, Тихого океанов и бессточного бассейна Центральной Азии), гималайским стыком бассейнов рек Ганг, Инд и Брахмапутра, горой Атлека - точкой сопряжения бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов и каспийского моря.
Великий исток
Огромную роль в популяризации горы Палласа в нулевые годы сыграл клуб бардовской песни «Великий исток» под руководством Константина Шлямова.
– Я впервые побывал на Водораздельной горе 4 января 2005 года и тогда впервые установил таблички, указывающие на то, что это особенное место, откуда вода бежит в Тихий и Севреный Ледовитый океан в Карское, Охотское море и море Лаптевых, в Байкал. С 2005 года мы почти ежегодно проводим фестивально-краеведческий тур «Великий Исток – Байкал», напоминая, что у Байкала миллионы истоков, но самый уникальный находится здесь, – рассказал Константин Шлямов.
С тех лет ежегодно его клуб проводит фестиваль бардовской песни «Великий исток» и почти каждый год в марте организует восхождение на гору Палласа, отмечая Всемирный день воды.
Гора Палласа не является великим истоком. Именно так считает младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова, при этом отмечая огромную роль Константина Шлямова и его сподвижников в популяризации походов на гору Палласа и связанной с ней темы.
– Существует географическое понятие великий исток. Например, великий исток у Волги. На великий исток что похоже? Например, дельту реки себе представляете? Вот это великий исток. Великий исток Волги, великий исток Лены. У нас здесь такого сюжета нет. Здесь мы говорим о Великом водоразделе, – объясняет Наталья Шлямова, уточняя, что бассейны Лены, Амура и Енисея пересекаются даже не в одной точке, а по сути на возвышенности, на целой линии Яблонового хребта.
Тем не менее центральной является водораздельная гора.
– В мире существует 4 самых больших водораздельных точки. Наша превосходит все. Есть в Америке, но там две реки великих, одна обычная. Есть у монголов – две реки и озеро. У нас у единственных – три великих реки, три великих бассейна, – говорит ученый.
Великий, но «нераскрученный»
Если сравнивать то, как разные страны популяризируют находящиеся на их территории водоразделы, становится понятно, что игра пока не в пользу забайкальцев.
Еще в апреле 2014 года в министерстве культуры Забайкальского края объявили конкурс на лучший эскизный проект знака на горе Палласа – точке Мирового водораздела. Итоги подвели в сентябре. Победителем стал проект творческой группы под руководством Алексея Антипенко, который так и не был реализован.
– Один из проектов, который я показывала губернатору и защищала при комиссии, – его идея в том, что у нас вокруг Читы появятся 16 доступных для туристов точек, – рассказывает Наталья Викулова. – Есть ближний круг в пределах 12-16 километров: смоленские скалы, Дворцы. То есть человек в выходной день сможет увидеть на площади огромный баннер, как в метро в Москве, и сможет для себя выбрать трек: пеший, конный или на машине. Водораздел будет как раз в этом ближнем круге. Мы хотим сопроводить эти объекты единой системой навигации, единым оформлением информационных баннеров, всё это связать между собой в турмаршруты.
Пока же для туристов без машины гора Палласа остается либо малодостижимой целью: не всякое такси согласится туда доставить – треть пути приходится на труднопроходимую дорогу. Другой вариант – проверить на прочность свои способности пешего туриста: идти придется несколько десятков километров в том числе и по болотистым местам. Бонусом к такому трипу - дух первооткрывателя Великого водораздела.
В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.
– Раньше делали машины с душой. Сейчас такого нет, – говорит основатель музея «Гайдзин» Виктор Олейник.
Виктору всего 31 год, но для него машины, которые были в ходу в 1980-1990-ых годах – вовсе не «старье». Он хорошо помнит, как его маленького отец сажал к себе на колени и давал порулить. Это было самым настоящим счастьем. А в 12 лет Витя уже помогал реставрировать своему соседу по гаражу Nissan Silvia 1981 года. Сначала ему доверяли только черновые работы, через пару лет он уже был полноценным мастером, разбирающемся в тонкостях дела.
Виктор Олейник
– Это наша история, наша ностальгия. Это лично мое детство, как и многих моих друзей. На этих машинах ездили наши деды, отцы, – делится своими чувствами молодой человек.
Приморье еще называют «автомобильным краем». Все знают, что Владивосток, прежде всего – столица праворульных машин, а потом уже «город мостов» и остальное. Именно в конце 1980-1990-х годов сложилась своеобразная автокультура города с привозами машин морем, с самым крупным авторынком страны «Зелёный угол», с сопутствующими бизнесами, уникальным слэнгом и вовлеченной в этот бизнес значительной частью населения, которой «японки» помогали буквально выжить в те «турбулентные» времена.
Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года
Действительно, для Приморья и Владивостока японские машины – это нечто особенное. Именно доступные «японцы» «сняли корону» с обладания автомобилем, превратив его в массовое явление. И не только. С появлением «королл» и «корон», «сайр», «крест» и «марков» жители региона ощутили себя приближенными к роскоши. Чего только стоят королевские велюровые салоны пурпурного и синего цвета! А уж по технологичности «японки» тогда легко укладывали на лопатки весь прочий мировой автопром, не говоря уж про отечественный.
- В те годы между ведущими концернами, выпускающими автомобили, была жесткая конкуренция. Это вылилось в серию уникальных технологических решений, которые позже были применены у других автомобилей. Сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз-контроль, сенсорный климат-контроль…
Для сознания советского человека это было как выход в космос. До сих пор эти модели воспринимаются как надежные, мощные, крепкие болиды, каждый со своей харизмой, - комментирует Виктор.
Сейчас экспозиция музея насчитывает до 30-ти машин. Самым старинным экспонатом пока считается Toyota Crown 1979 года. Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года, Toyota Corona 1982 года, Toyota Soarer 1981 года, Mazda Eunos Roadster 1989 года и другие. Гордостью музея является культовый Toyota Mark II в 71-м кузове (так называемый «черностой») в двух моделях, одна из которых – с редким синим велюровым салоном.
Королевский салон в синем велюре
Есть и свежие машины, успевшие громко заявить о себе, например, Toyota Supra 2020 года выпуска.
Вроде бы всё это – наше совсем недавнее прошлое. Все мы помним такие истории, когда сосед купил одну «бэушку» – разбил – купил вторую. Жизнь была лихая, деньги – тоже лихие, и тогда было не жалко. Но для сегодняшних коллекционеров эти «старички» – ценные во всех смыслах экземпляры. Средняя стоимость такого авто – от миллиона рублей. Восстановление, поиск деталей, реставрация тоже стоят немалых денег. Некоторые детали, рассказывает Виктор, можно искать по всему миру.
Искать и реставрировать лучше сообща, поэтому приморские фанаты японских машин объединились в комьюнити. Отчасти результатом этого объединения и стал музей.
– У меня много друзей, которые также фанатеют, мы общались, но разрозненно. Я мечтал о каком-то сообществе, но пока не понимал, в каком формате это должно происходить, – рассказывает основатель музея. – В Москве увидел магазин японских авто, и меня осенило: такой музей обязательно должен быть во Владивостоке.
Виктор заимствовал подход москвичей, когда участники сообщества оставляют для выставки свои коллекционные авто, оплачивая за них арендное место. Одновременно помещение может работать для приема посетителей и демонстрации коллекции. Буквально за месяц идея воплотилась в реальность.
– Такой формат всем понравился. Перед коллекционерами часто стоит проблема хранения своих экспонатов, музей предоставляет площадь. Здесь машины под крышей и под охраной. Посетителям тоже интересно, поскольку экспозиция меняется и дополняется каждую неделю – хозяева могут забирать свои машины и ставить другие, – поясняет мужчина.
Своей задачей Виктор считает сохранить наследие японской промышленности и показывать ее как часть социально-культурного пространства определенной части истории Владивостока. В дополнение к машинам музейщик уже сейчас готовит стенд с документальными и иными артефактами по истории привоза машин в приморскую столицу.
– Почему мне это всё нравится? Не знаю. Машины – как люди. Каждая – как личность, со своими невзгодами, болячками, чудесами воскрешения. Любая машина похожа на своего владельца, является его продолжением. Так сложилось, что я – ретроград. На днях гнал из Дальнегорска Honda Prelude, получил колоссальное удовольствие. Поставил на кассете старый альбом Aerosmith – семь часов дороги пролетели незаметно. Я хочу продлевать жизнь тому, что мне приносит счастье», – говорит Виктор.
Как попасть на паром, когда на нем нет свободных кают, почему диспетчера парома в Ванино надо предупредить о том, что вы едете, за 300 километров до точки назначения, как не остаться голодным на пароме, стоит ли рассчитывать на свежую рыбу на острове, что взять из одежды и где жить - EastRussia рассказывает все, что вы хотели знать о самостоятельном путешествии на Сахалин, в том числе и о том, о чем вы даже подумать не могли.
Про паром
Если вы точно знаете, сколько времени вам понадобится для путешествия по Сахалину, то лучше забронировать паром туда и обратно сразу. Делается этот достаточно просто, через форму на сайте компании-перевозчика «Дальтранссервис». Единственное, перед отправкой заявки проверьте все данные: у меня почему-то оказалась незаполненной графа «Регистрационный номер ТС» и при оформлении уже в порту Ванино возникли сложности – служба безопасности не хотела пускать на территорию порта машину, номер которой не был указан в заявке.
Фото: АО «ТЭК «Дальтранссервис»
При оформлении уже на паром, с удивлением услышал, что на ближайшие почти три недели все места из Холмска заняты. На месте это выяснять не стал, но сразу по приезду в Южно-Сахалинск мы отправились в офис компании-перевозчика. Молодой человек, узнав, что мы приехали в отпуск посмотреть остров, помог нам решить проблему.
Оказывается, бронь считается по каютам, а они, как правило, заняты. То есть, для машины, в принципе, место есть всегда, а вот для пассажиров – только на палубе. Узнав это, мы решительно заявили: «Не нужна нам ваша каюта на нижней палубе! Она ужасна! Там душно! Давайте бронь на нужную нам дату, пускай, без мест в каюте, мы лучше на палубе в спальниках разместимся!» К тому же, когда мы шли из Ванино в Холмск, видели, как молодая пара попросту поставила палатку в кают-компании нижней палубы.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути при оформлении в Холмске мы опять же с удивлением узнали, что нас готовы разместить в каюте на верхней палубе и разница в билете составляет каких-то 200 рублей на человека. Чудеса, да и только!
Вывод один: главное, забронировать место на пароме, а потом можно и вопрос с комфортным размещением решить на месте.
Кормят на пароме отвратительно. Несмотря на высокую стоимость перевозки (каюта на троих и перевозка легкового авто в одну сторону – 30 тыс. рублей), вы получите 1 пачку «Доширака», 1 пакет растворимого кофе 3 в 1 и один «Чоко пай» - не коробку (чоко пай - кондитерское изделие, состоящее из двух слоев бисквита, прослойки из пастилы и начинки, покрытой кондитерской глазурью – прим. Ред). Все. И это при том, что идти можно почти сутки. Буфет (или правильнее все же камбуз?) на пароме есть, но стоит он недешево для столовой и – самое главное – принимают там только наличные: оплатить переводом или картой не получится по причине отсутствия мобильной связи. Мы этого не знали, но продержались на собственных запасах. Кстати, если вы захотите пронести на борт алкоголь, то придется постараться: проверяют. Правда, в Ванино это делают двое сотрудников транспортной полиции (разливное, спрятанное мной в объемный спальник, они не нашли), а вот в Холмске такое уже не пройдет – там вещи, проносимые на борт парома, «просвечивают» стационарным сканером.
Если вам досталась каюта на нижней палубе, то розеток вам не видать, поэтому берите книгу. В каюте на верхней палубе есть все удобства: и иллюминатор, и розетки, и стол с диваном, и не душно.
Если боитесь, что укачает, то сильно переживать не стоит – «Сахалин» весьма большой паром и не сильно реагирует на волну. Хотя, если в Татарском проливе заштормит, то почувствуют все.
Фото: Сахалинское морское пароходство
Идти в среднем 18 часов, связь будет за час от и до берега.
Есть еще одна особенность при погрузке на паром: когда вы уже оформитесь, то вас запустят на территорию порта, откуда выйти или выехать вы не сможете. Ждать придется от двух до пяти-шести часов, сидя в машине. При этом в Ванино есть комната отдыха и отвратительная столовая (опять же, только за наличные), а в Холмске по крайней мере мы ничего такого не увидели (правда, была глубокая ночь). При этом в Холмске за въезд на территорию порта с вас еще возьмут почти две тысяч рублей (можно оплатить картой).
Про Ванино
Приезжать к парому рекомендуется часов за восемь, но это вовсе не означает, что вы загрузитесь в назначенное время: раньше – вряд ли, а вот позже – это пожалуйста.
Если вы едете на Сахалин на авто, то из Лидоги (это поселок, возле которого вы сворачиваете с «комсомольской» трассы на Ванино и впереди вас ждет 350 км трассы без связи) необходимо позвонить диспетчеру и предупредить, что вы едете.
Мы поехали за пару дней до намеченного отхода парома, чтобы немного поколесить по берегу Татарского пролива от Советской Гавани до Датты – посмотреть тут есть что. Квартиру сознательно сняли (1800 рублей в сутки) в Советской Гавани (это 30 км от Ванино), потому что он все же больше похож на город с более развитой инфраструктурой. За несколько часов до подхода парома переехали в Ванино, но в итоге из-за задержки парома пришлось снимать квартиру на сутки в поселке.
Про еду
Особо перед поездкой на остров провизией не затаривались: стандартный сухой паек из «Доширака», «Завтрака туриста», сгущенки, быстро завариваемых каш и спирт. В городах, где ночевали, докупались в супермаркетах, да на рынках, что вдоль дорог, покупали ягоду и овощи.
Ценник на Сахалине в сравнении с Хабаровском, примерно +30 %, а в сравнении с Москвой, наверное, все 50.
Рынок Взморье
Фото: Илья Буяновский aka varandej
Что удивило: на Сахалине не продают свежевыловленную рыбу, да и вообще никакую не продают. Исключение – рынок во Взморье, где можно купить свежих крабов, да пивные магазины, где торгуют вяленой, копченой и сушеной рыбкой по заоблачным ценам.
На вопрос - «Почему так?» местные невозмутимо отвечают: «А кто покупать будет? Проще пойти и поймать». Я, кстати, свои удочки так и не доставал, ленно.
Про дрова
Этим летом мы активно стали пользоваться так называемыми «финскими свечами»: это такие пеньки с пропилами внутри, высушенные и упакованные в пленку – горят несколько часов, за это время можно спокойно приготовить ужин и вскипятить чайник. Да и просто горят красиво.
Фото: Алексей Елаш
Брали с собой 3 штуки, закинув на верхний багажник. Очень выручают, когда дождь и дрова мокрые или когда вовсе этих дров нет.
Конечно же, брали с собой газовую плитку – незаменимая вещь. На транссахалинской трассе есть оборудованные площадки для остановки, где можно в беседке на плитке вскипятить воду даже в ненастную погоду – мы так делали, когда пару раз совершали ночной переезд: горячий кофе с утра очень помогает! На наших автодорогах – «Уссури», «Восток» или комсомольской (не говоря уже про николаевскую) таких площадок практически нет.
Про жилье
Жилищный вопрос решили таким образом: в городах снимаем посуточно квартиру, на побережье/природе живем в палатке/машине. Соотношение получилось примерно 2 к 1 в пользу квартир.
Фото: Алексей Елаш
Но это и хорошо – не так устаешь от бытовых неудобств (не все готовы недели напролет жить в палатке, прислушиваясь к звукам леса, и купаться горных реках), а в квартире можно и помыться, и постирать, и вещи посушить. Главное, когда снимаете квартиру, заранее узнавайте наличие горячей воды, стиральной машинки и wi-fi. А то у нас было такое в Улан-Удэ, где мы, уже поселившись в квартире, с удивлением узнали, что горячей воды нет во всем городе, а квартира при этом не оборудована бойлером. Наше возмущение хозяйка парировала: «У нас каждое лето так».
Также учтите, что квартиры посуточно на Сахалине расхватывают, как горячие пирожки, особенно, если дело к выходным. По цене примерно так: в «Южном» (Южно-Сахалинске) – от 1800 до 2300 рублей за сутки, а вот чем дальше на север – тем дороже, цена доходит до 3500 рублей.
Не реклама, а совет: на въезде в Смирных с юга справа неплохой гостиничный комплекс с приличным завтраком и адекватным ценником. Но больше всего, пожалуй, нам запомнилась квартира в Томари. Бабушка, которая сдавала квартиру, видимо, так устала бороться с нерадивыми квартиросъемщиками, что везде наклеила небольшие инструкции: «Не режьте ножом на столе (есть доска)!», «Придерживайте, когда отключаете!» (это про розетку) и так далее.
Про машину
Каких-то особенных сложностей мы не испытали: перед поездкой проверил все основные узлы и агрегаты, с собой взял стандартный набор инструментов и немного жидкостей (тормозная, антифриз, масло). Бензин на Сахалине есть практически везде (максимальная цена за АИ-95 – в Ильинском: 63 рубля за литр), поэтому запасную канистру, как при поездке в Монголию, брать не стал.
Дороги тоже везде приемлемые, колеса нигде не рвали.
Фото: Алексей Елаш
Единственная сложность, с которой столкнулись – порванный пыльник привода после поездки по горной дороге на мыс Птичий. «Граната» стала издавать характерный звук и перед поездкой на север острова решили неисправность эту устранить. НО! Это было воскресенье и шел ливень, а посему большая часть СТО в Южно-Сахалинске попросту не работали. Через пару часов поисков нашли работающий автосервис. Правда, там все время было расписано, но узнав, что мы колесим по острову, парни пропустили нас без очереди и все сделали, за что им большое спасибо.
Про одежду
Все, что связано с севером Дальнего Востока или морским побережьем, подходит под следующую схему: берем одежду на лето и осень, то есть от шорт и футболок, до шапок, ветровок и теплых брюк. И надо понимать, что можно попасть в морось, которая будет «висеть» в воздухе несколько дней. Но самый главный совет – берите «кроксы»: резиновые тапочки с задником. В них очень удобно ходить по морскому дну, да и просто по лагерю.
В кармашке багажника у нас были кремы для загара и средства от комаров, но мы их практически не доставали.
Про «ехать – не ехать»
Всем, кто мучается раздумьями - стоит ли остров посещения, советуем отбросить сомнения. Уникальная природа впечатлит и взрослых, и детей, возможность покормить лису, посмотреть из машины на медведя, увидеть китов в заливе Пильтун - это впечатления на всю жизнь. Ну а тем, у кого все разговоры о море, даже и раздумывать не стоит, высоченные волны открытого океана и тихие отливы на "банках" с устрицами и гребешками, бесконечные бирюзовый морские просторы покорили наши сердца навсегда.
Лагуна Буссе
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Бурятский общественник, предприниматель Эрдэни Дымчиков стал автором идеи и создателем первого в России паломнического тура, включающего в себя сразу 21 экскурсию по дацанам и святым местам Бурятии. Уникальность необычного туристического маршрута состоит в том, что паломникам или обычным туристам расскажут не только о достопримечательностях конкретного места, но и преподадут азы истории и философии буддизма. Каждому прошедшему весь цикл экскурсий дадут специальную грамоту, свидетельствующую, что человек прошел «Ехэ гороо».
Автор идеи – улан-удэнец Эрдэни Дымчиков – рассказал «EastRussia», как появилась задумка.
— Я очень люблю путешествовать. Много раз был в Монголии, два раза посетил Тибет. А затем, после Тибета, я посетил святые места в Бурятии: съездил в Баргузинский, Селенгинский, Кяхтинский, Тункинский районы. И обнаружил, что у нас, оказывается, очень много святых мест и дацанов, о которых даже я, человек очень много ездивший по республике, ничего не знал. Это очень красивые, намоленные, сакральные места со своей историей, легендами и даже чудесами, которые происходят по сей день. Поэтому возникла идея — открыть туристическую компанию, которая бы специализировалась на сакральных местах и дацанах нашей республики, — объясняет Эрдэни.
Так появилась туристическая организация «БайкалБуддаТур», директором которой стал Эрдэни Дымчиков. Он объяснил, почему тур «Ехэ Гороо» (в переводе с бурятского «большой обход святого места по часовой стрелке» — паломнический путь) состоит именно из 21 направления.
— 21 — это священное число в буддизме. Хочу подчеркнуть, что мы этот проект делаем совместно с буддийской традиционной сангхой, в частности с буддийским университетом «Даши Чойнхорлин». Суть проекта заключается в том, что мы предлагаем жителям Бурятии и гостям республики проехаться по нашим святым местам. И в каждом туре будет определенная тематическая лекция. История места, история дацана и плюс определенная часть буддийской философии. Человек, прошедший все направления, получит грамоту, что он прошел «Ехэ Гороо». Это значит, что вы побывали во всех святых местах нашей республики, поклонились им и изучили. То есть не просто человек приехал, посмотрел и уехал, а еще и вникнул в философию буддизма. Соответственно, после прохождения всех экскурсий паломник станет знатоком буддизма. Проект в основном направлен на верующих людей, это наша основная аудитория. Ведь не секрет, что многие считают себя буддистами, даже не понимая, что конкретно скрывается под этим термином, — отметил бизнесмен.
Основная трудность заключается в том, что прохождение «Ехэ Гороо» - процесс не быстрый. За один раз преодолеть многодневные туры, длительные 500-800-километровые поездки невозможно. Процесс может затянуться даже на год и более. Поэтому есть более упрощенная версия проекта – «Алтын гороо» (в переводе с бурятского «Золотой путь»). В рамках этого тура можно посетить самые основные и знаковые места республики — это порядка 10 святых мест.
Немаловажно, что оба проекта будут существовать в круглогодичном формате:
— В чем преимущество нашего проекта? В Бурятии туристический сезон длится всего 4 месяца: два летом — июль, август и два зимой — февраль, март. В основном все привязано к посещению Байкала. Два летних месяца, когда вода прогрелась и можно купаться, и два месяца зимой — когда лед встал и по Байкалу можно ездить на машинах и кататься на коньках. Остальные 8 месяцев у нас тишина. А наш проект может работать круглый год.
Что касается стоимости участия в экскурсиях, то здесь опять-таки развилка: есть предложения с демократичными ценами для самых неприхотливых путешественников и варианты для тех, кто любит комфорт высшего уровня. В зависимости от стоимости гостиниц, класса автомобиля или автобуса и других факторов цена путевок будет разной.
Для индивидуальных заказов есть еще и предложения о посещении лучших лекарей, костоправов, шаманов и лам республики. Кто-то стремится попасть на прием к тем, кто может помочь со здоровьем, другие — хотят задать жизненно важные для себя вопросы и получить на них ответы.
— Для местных жителей цена поездки будет начинаться от 2000 рублей, для приезжих — туры от 5 дней будут стоить от 30 тысяч рублей, включая проживание, — примерно оценивает Эрдэни.
По словам автора проекта, у большинства паломников есть с собой буддийские чётки. И уже в дороге путешественники читают мантры. Каждому члену экспедиции выдают специальные путеводители стилизованных под старинные книги буддийских лам. Кстати, в путеводителе также символично ровно 21 страница текста. Задача паломника получить печать на каждой из страниц книжки. Затем он получит и сертификат о прохождении паломнического тура.
Пока были только пробные заезды, проект все еще в разработке. Ориентировочно осенью он уже будет готов полностью.
Как объясняет Эрдэни, его коммерческой организации никаких субсидий не выделялось, зато есть всецелая информационная поддержка. Активно помогает в реализации проекта Минтуризма республики, преподаватели ВСГИК, Буддийский университет «Даши Чойнхорлин».
Ректор буддийского университета геше (высшая степень учёности в буддизме, которая соотносится со званием доктора буддистской философии – прим. авт.) Дымбрыл Дашибалданов считает проект «Ехэ Гороо» в первую очередь просветительским и очень важным для Бурятии.
— Бурятия — центр буддизма, поэтому этот проект для нас так важен. Мы помогаем Эрдэни, предоставляем лекторов, которые могут доступным языком и интересно рассказать об основах буддизма. Это серьезный просветительский проект. Но мы понимаем, что он отчасти и развлекательный тоже. Сейчас люди мало куда могут поехать путешествовать, и хорошо, что внутри страны есть такие интересные маршруты. Республика будет рада встречать как паломников, так и обычных туристов со всей России, — отметил геше Дымбрыл Дашибалданов.
Лариса Базарова, кандидат географических наук, доцент ВСГИК, сейчас занимается профессиональной подготовкой экскурсоводов. Эксперт, считает, что для проекта «Ехэ Гороо» нужно выучить «особенных» гидов, которые будут специализироваться именно на данной тематике.
— У нас достаточно приличный опыт разработки разного рода туров, туристских программ, экскурсионных программ. И в этом плане ВСГИК видит в этом проекте свою помощь в двух ипостасях. Во-первых, консультирование при подготовке самого туристского продукта. И, во-вторых, подготовка конкретных кадров. По своим масштабам это достаточно глобальный проект для Республики Бурятия, поскольку мы ожидаем как наших паломников, так и приезжих со всего мира. На пике реализации проекта возможна ситуация, когда одновременно могут проводиться до 12-13 экскурсий по разным маршрутам. Поэтому Эрдэни обратился к нам, чтобы мы ему помогли в подготовке кадров. Ему нужен не просто экскурсовод или сопровождающий, а человек, погруженный в тему буддизма, знающий основы его философии, культуры. Типовой гид в данном случае не подойдет. Нужно разбираться в ритуалах, молитвах, правилах, принимать участие вместе с паломниками в хуралах. Не обязательно быть при этом буддистом, но знать все тонкости гид просто обязан — считает Лариса Базарова.
Обители буддийской мудрости
Что же увидят паломники? Они посетят, к примеру, знаменитый старинный Тамчинский дацан в Селенгинском районе республики. Он основан в середине XVIII в. — это один из первых буддийских храмов России. С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция Хамбо лам. История монастыря берет начало в 1741 году, когда на берегу речки Темник была установлена специальная юрта из войлока. В дальнейшем в местности Тамча, на юго-западном берегу Гусиного озера был воздвигнут деревянный храм, ставший одним из первых буддийских сооружений в Бурятии. К середине XIX в. здесь сложилась сильная монастырская религиозно-философская школа. Качество образования соответствовало стандартам, принятым в Тибете и Монголии того времени.
К началу XX в. дацан превратился в большой поселок, на территории которого находилось свыше 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам. При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Гусиноозерский дацан оставался важным центром развития буддизма вплоть до 1930-х годов. Это был один из немногих монастырей Забайкалья, где практиковалось проведение буддийских мистерий Цам. Одну из последних мистерий Цам в конце 1920-х гг. режиссер Всеволод Пудовкин снял для художественного фильма «Потомок Чингисхана». В 1938 г. дацан был закрыт, имущество разграблено. К счастью, дацан не был полностью уничтожен: до нашего времени сохранились два его храма — главный Цогчен-дуган («место всеобщего собрания») и Чойра (факультет философии). Сейчас они имеют статус памятников культового зодчества XVIII-XIX вв. федерального значения.
В 1991 г. в связи с торжествами, посвященными 250-летию официального признания буддизма в России, Гусиноозерский дацан посетил и освятил Далай-лама XIV.
Также паломники смогут посетить Санагинский дацан в Закаменском районе Бурятии.
Недавно возле него торжественно открыли статую, посвященную бодхисаттве Авалокитешвары (Арьяа Баала). 41-метровый монумент стал самым большим изображением буддийского божества в России. Статуя располагается на склоне горы на территории Парка религиозно-познавательного туризма «Арьяа Баала», автор скульптуры заслуженный художник РФ Юрий Мандаганов. На церемонию открытия приезжали паломники и туристы из разных регионов России, а также из Монголии.
Авалокитешвара, или Арьяа Баала — воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Мантра Божества является самой известной в народе — «Ом мани бадме хум». По преданию Aвaлoкитeшвapa дaл вeликий oбeт выcлyшaть мoлитвы вcex cyщecтв, oбpaтившиxcя к нeмy в чacы cтpaдaний. Он также дaл oбeт oткaзaтьcя oт coбcтвeннoй cyщнocти Бyдды дo тex пop, пoкa нe пoмoжeт дocтигнyть ниpвaны кaждoмy cyщecтву — таким образом он стал Бодхисаттвой. Именно поэтому в Санагинский дацан зачастую приезжают даже те, кто уже потерял надежду на чудо. По мнению паломников, это место является местом силы, и здесь молитвы верующих точно слышат небеса.
Паломников ждут и в Баргузинском районе республики — где находится чудесным образом проявившийся на скале лик богини Янжимы. Сюда приезжают те, кто хочет найти вторую половинку или завести долгожданного ребенка.
Легенда гласит, что когда-то Янжима жила вместе с сестрой у подножия Баргузинского хребта. Она так проникновенно пела, что от ее прекрасного голоса все вокруг оживало. А если девушка ходила в гости к семьям, то у них рождалось много детей. Согласно преданию, однажды Янжима и ее сестра вознеслись в Нирвану и превратились в дакинь — небесных принцесс. Но Янжима решила вернуться на землю, потому что ей хотелось помогать людям. Для этого она оставила на камне свое изображение.
Сегодня к буддийской святыне стекаются паломники со всей России. Люди просят, чтобы Янжима помогла создать семью и познать материнство. Нередко об этом молятся даже те, кому поставили официальный диагноз — бесплодие. Мечтающие о замужестве привозят с собой бусы и другие украшения, желающие забеременеть — приносят игрушки, как правило, куколок и пупсов. Подношения оставляют в специальном месте. После этого паломнику нужно обойти с хадаком (хадак — шелковый шарф — прим. авт.) вокруг скалы по часовой стрелке, читая специальную мантру.
И, конечно же, в Иволгинском дацане паломников ждет встреча с чудом, удивившим весь мир — нетленным телом Пандидо Хамбо Ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. Известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма. По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву для умерших людей. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, после чего ученики подхватили её. Именно так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
В 2002 г. наступил срок, объявленный ламой. Останки эксгумировали. Люди, вскрывшие захоронение, почувствовали приятный запах. Очевидцы тех событий были удивлены: тело, пролежавшее в земле 75 лет, выглядело «как если бы это был живой человек». С тех пор нетленные останки Хамбо Ламы находятся в Иволгинском дацане. Тысячи паломников приходят со своими просьбами к ламе, который, словно живой, сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе.
В 2004 году сотрудник Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ профессор Виктор Звягинцев исследовал тело ламы. И констатировал: суставы умершего человека не потеряли своей подвижности, кожа осталась эластичной. Помимо всего прочего стало очевидно, что бальзамирования тела не делалось, а ведь это могло хотя бы как-то объяснить отсутствие трупного запаха.
Отлично сохранились глаза, брови, ресницы, зубы и волосы. Словом, ученые признают, что современная наука не в состоянии объяснить феномен Даши-Доржо Итигэлова. Буддисты же верят, что лама победил смерть.
Эрдэни Дымчиков утверждает, что посещение таких мест дает благодать не только верующим, но и абсолютно всем путешественникам. По его словам, посещение сильных, энергетически заряженных мест обязательно отразится на судьбе и ваших повседневных делах. Открываются все дороги, заканчиваются тупики, а душа словно «распахивается».
— Святые места очень сильны энергетически. Каждое место имеет свою энергетику и историю. И, находясь в святых местах, вы, во-первых, подпитываетесь этой энергией. Во-вторых, это в принципе благое дело находиться в таких местах и молиться, потому что там очень сильные духи, которые обязательно помогут обратившимся к ним.
У каждого человека есть свои сокровенные желания. И Бурятия как раз славится тем, что у многих приехавших в республику, исполняются самые заветные мечты. Взять только одну богиню Янжиму. Уже есть сотни, а может, и тысячи случаев, когда бездетные мамы или пары приезжали просить ребенка, после безутешного приговора врачей, и Янжима удовлетворяла их просьбу. Если ты молишься и просишь что-то от чистого сердца и с искренней верой, то все получится, — уверен Эрдэни, который по мере выстраивания проекта «Ехэ гороо» выучился на гида и уже прошел аттестацию. Теперь он вместе с другими знатоками буддийских ритуалов будет рассказывать паломникам о местах силы Бурятии.
Нашумевший истерн «Золото Умальты», который, казалось бы, должен был заставить тысячи туристов отправиться в верховья Буреи, на выбор маршрута никоим образом не повлиял: никто из участников сплава фильм так и не посмотрел. Пройти Бурею планировали еще летом 2022-го, но тогда не рискнули идти одним экипажем. Нынче добавилась еще одна лодка, да и народ достаточно опытный – за плечами сплав по Колыме и Северно-Ледовитому океану, переход на «Выдре» (надувная ПВХ-лодка) на Шантары, путешествия в «низовке» (от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре) и по Байкалу.
Бурея — левый приток Амура. Название происходит от эвенкийского бирая, что в переводе означает «большая река». Во время казачьих походов на Амур в XVII веке, была известна под названием реки Быстрой.. Протекает по территории Амурской области и Хабаровского края. Длина реки — 623 км, средний расход воды — 890 м³/с, во время паводков может вырасти до 18 000 кубометров в секунду.
Немного о логистике
До Чегдомына мы добрались без проблем: место в купе в поезде Хабаровск - Чегдомын стоит пять тысяч рублей (кстати, Чегдомын - единственный райцентр Хабаровского края, куда ходит «персональный» поезд). Несколько сложнее было с доставкой лодок, моторов и остального снаряжения: судя по всему, доставкой грузов в Чегдомын занимается лишь одна транспортная компания, и везет она всё этим же пассажирским поездом, в прицепленных почтово-багажных вагонах. Вся соль в том, чтобы очутиться в одном поезде с вашим грузом, ибо никто его в Чегдомыне, кроме вас, встречать и выгружать не будет.
Выгрузка, кстати, отдельная «песня»: поезд приходит в Чегдомын в районе 9 утра, но свой груз, заботливо упакованный в два огромных деревянных ящика, мы смогли получить в 14:00 и только после форсирования событий – наши ящики задвинули в дальний угол вагона и завалили ширпотребом: подгузниками, соками, пивом и прочим. Так что если всерьез размышлять о развитии туризма в Верхнебуреинском районе, то для начала необходимо решить транспортно-логистические вопросы: не думаю, что массовый турист будет заморачиваться тем, чтобы организовывать доставку «себя любимого» и груза в одном «флаконе».
Чтобы добраться до Буреи мы наняли два Mitsubishi: микроавтобус Delica и «воровайку» (грузовик с крановой установкой) Canter – по 10 тысяч за каждую машину. В Чегдомыне запаслись бензином для лодочных моторов – 210 литров. До Буреи чуть больше 70-ти километров, так что к пяти вечера были на переправе, где быстро собрали лодки и двинули вверх по течению – до Умальты буквально пять километров.
Что касается обратной дороги, то за несколько дней до похода мы пригнали в Талакан «Крузак» с прицепом, который оставили на стоянке, а в Хабаровск вернулись поездом. Соответственно, на финише взяли машину со стоянки, загрузили вещи и лодки в прицеп и на следующий день были дома.
Золото Умальты
Начальной точкой мы выбрали впадение реки Умальты в Бурею. Во-первых, находится она недалеко от переправы на Софийск (самый северный и самый труднодоступный поселок Верхнебуреинского района), до которой мы добрались из Чегдомына на машине. Во-вторых, выше с нашими лодками мы попросту бы не забрались: все-таки Бурея в верхнем своем течении - классическая горная река со множеством перекатов и, соответственно, маленькой глубиной. Последний километр нам и вовсе пришлось тащить лодки за веревки – эдакие бурлаки на Бурее.
Уже вечером был праздничный салют в ознаменование начала экспедиции, заодно медведей попугали. Утром выяснилось, что это не особо помогло: отправившийся на рыбалку Роман встретился с медвежьей семьей, которая форсировала речку. Забегая вперед, скажу, что медведи были практически каждую ночь – приходили на табор, несмотря на дым от костра, громкую музыку и людей. В качестве защиты от косолапых приобрели два газовых баллона, а также набрали автомобильных фальшфейеров (в японских машинах они идут по умолчанию) и шумовых пиропатронов.
На второй день решили дойти до заброшенного поселка Усть-Умальта. Судя по GPS, он находился в пяти километрах от табора. Как таковое поселение мы не нашли, либо от него попросту ничего не осталось: лишь по «проплешинам» в лесу угадывались участки, где раньше стояли дома, да вырисовывалась небольшая улица. Судя по следам от колес, до Усть-Умальты можно доехать и на машине.
Кстати, чтобы попасть на правый берег Буреи, необходимо воспользоваться переправой, о которой отдельно несколько слов: это несамоходная баржа (вернее, даже понтоны, соединенные между собой), которая движется за счет эдаких плавников – в них ударяет течение и несет паром к правому или левому берегу. Правда, на всю ширину реки инерции не хватает и под берегом паромщику приходится толкать сооружение шестами. Таким образом переправа занимает около 40 минут, низким легковым машинам она недоступна, потому что вплотную к берегу паром подойти не может и автомобилям приходится ехать по воде.
Содержит переправу старательская артель «Ниман», работает она с начала мая по конце октября, все эти полгода здесь трудится один паромщик. На плечах старателей и вся «социалка» в Софийске: коммунальное хозяйство, содержание дороги Шахтинский – Софийск.
Вниз! По перекатам!
После двух ночевок начинаем движение вниз. Весла при этом практически не выпускаем из рук: то и дело приходится отгребать от мели. Нередко пороги идут не прямо по курсу, а от берега к берегу, когда река скатывается, к примеру, от левого к правому. Смотрится весьма необычно. Примерно раз в час приходится выходить в воду (а она холодная!) и тащить лодки через перекаты волоком.
Тут, наверное, стоит рассказать про наши плавсредства: «Выдра» 550 см с 30-сильным мотором и «Гольфстрим» 390 см с 15-сильным мотором. Обе с ходовым тентом, дно «Гольфстрима» укатано в броню, что, как оказалось, крайне важно в условиях каменистой Буреи – уже дома при осмотре выяснилось, что был нехилый удар носом, если бы не броня – клеить нам и клеить… Еще не помешают запасные весла: экипаж на «Выдре» одно сломал.
Также у нас было четыре рации, АКБ на 50 А\ч и небольшой генератор, который мы запускали каждый вечер, благодаря чему у нас на таборе был свет и возможность подзарядить гаджеты.
Из-за частых перекатов в день удается проходить по 30-40 километров, даже когда в Бурею впадает немаленькая река Ниман, глубже не становится. Тут еще надо заранее угадывать, в какой рукав лучше уходить – их бывало по 3-4. Местные жители и рыбаки используют водометы, что позволяет им проходить большинство «засадных» мест практически без остановок.
Для ночевок выбирали галечные берега (песка на Бурее практически нет), подальше от леса, но и это не спасало от любопытных медведей.
Полноценно под мотором можно идти от Усть-Ургала, это примерно 115 километров от переправы, где мы стартовали. Тут вообще цивилизация: сотовая связь, которой не было от самого Чегдомына, автомобильный и железнодорожный мосты через Бурею, вдоль берега идет БАМ и его автодублер. Здесь мы делаем небольшую передышку на местной лодочной станции, где нам любезно предоставили баню – в ней помылись/попарились, там же заночевали.
Пока есть интернет – проверяем прогноз погоды и выясняем, что на Дальний Восток надвигается какой-то мощный циклон и грядут затяжные дожди, к тому же с ветром. А ветер на Бурейском водохранилище – это, прежде всего, волна. Понимаем, что можем «зависнуть» на несколько дней и принимаем решение: оставшиеся 240 километров по «зеркалу» водохранилища до Талакана проходим за день.
Амурское море
То и дело попадаются плавуны, а иногда – торчащие верхушки лиственниц, то есть под нами глубина метров 30 (максимальная глубина Бурейского водохранилища – 120 метров). Ближе к Талакану GPS показал, что… под нами поселок, таких – расселенных и затопленных – здесь несколько. Кстати, могло быть и больше – после того, как в конце 2018 года гигантский оползень перекрыл Бурею, возникла реальная угроза затопления села Чекунда в Хабаровском крае, расположенного выше по течению.
Оползень – еще одна «точка притяжения» на нашем маршруте. Все, что до этого видел на фото и видео не идет ни в какое сравнение с тем, что видишь своими глазами: все-таки один из самых масштабных сходов горных пород в России! Просто представьте, что огромную скалу срезало и она перекрыла большую реку. Произошло это в декабре 2018-го в 73 км от поселка Чекунда: сошедший оползень перекрыл русло реки. Высота обвала составляла около 80 м, длина — примерно 700 м, объем сошедшего грунта превысил 34 млн куб. м. Затор на реке при весеннем половодье грозил подтоплением трех населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, а также инженерных сооружений БАМа. Водохранилище Бурейской ГЭС лишилось почти трети полезного объема. Чтобы расчистить русло сапёры Восточного военного округа провели серию взрывов, использовав более 100 тонн тротила.
Высадились. Гуляем по камням (это сложно назвать берегом), фотографируемся. В разговоре приходим к выводу, что это – прямое следствие вмешательства человека в природу.
Финальный спурт
От места схода селя до Талакана 130 километров. Идем полным ходом, иногда подбираясь ближе к интересным скалистым выступам, чем-то похожим на фьорды.
Километров за 15 до посёлка попадаются встречные лодки и катера: на Бурейское водохранилище приезжают за трофейной щукой не только из Благовещенска, но и из Хабаровска и Приморья, на следующий день на 80-километровом отрезке от поселка до «федералки» мы насчитали не меньше десятка машин с лодочными прицепами, которые ехали нам навстречу.
Трижды пережить
Каждое путешествие человек проживает трижды: когда готовится к нему, непосредственно само путешествие и когда вспоминает, как это было. Мы сейчас где-то между вторым и третьим этапами, но «зафиналить» хотим участием в конкурсе «Дальний Восток – Земля приключений»: вот закончится лето (а с ним походы, рыбалки, велосипеды, сапы и т.п.) и можно будет садиться за монтаж фильма. Название бы еще придумать…
Бурейское водохранилище
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.