Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russia and India: a split in the 21-th century

In recent years, the volume of previously active arms trade between Russia and India has decreased. Can the situation change?

A very small number of countries can boast of a partnership as long as the cooperation between Russia and India, which continues from the 60-ies of the last century. About half a century, Russia was the main importer of military goods for New Delhi. Strictly speaking, trade in this sphere became the main reason for such close strategic relations between the two states, especially in the years following the end of the Cold War. However, at the moment the share of Russian military goods in the import of arms to India is constantly decreasing. Thanks to the increased geopolitical status and the restoration of strategic relations with the United States, New Delhi found new partners in the West. And that aspect of bilateral relations, which once was decisive, now threatens to become a heavy burden for both countries.

Russia and India: a split in the 21-th century

These changes have been happening for about a decade, and their beginning can be called the Nuclear Agreement between India and the United States. Continuation of the "strategic partnership" with India is perhaps the longest surviving legacy of George W. Bush's foreign policy. Against the backdrop of growing religious extremism in South Asia, the Bush administration was convinced that India could become the anchor of political stability in the region. Being confident that the geopolitical interests of countries coincide, the United States pursued a policy that elevated India to the status of a strategic ally. It was the complete opposite of the decades-old policy of nuclear non-proliferation, and its highest point was the signing of the Nuclear Agreement in 2005. Restoring strategic relations with America has become a watershed in India's relations with other countries in the field of defense. Sanctions have been lifted from many Indian enterprises that produce military goods, and the gradual weakening of control over high-tech exports began.

Foreign defense and aerospace companies were able to expand their access to the Indian market, and since then the volume of trade in the military sphere between Israel and India reached 10 billion dollars, and trade relations between India and the US exceeded the amount of 9 billion dollars. All this adversely affected the trade with Russia in the field of armaments. Despite serious figures in absolute terms, the share of the Russian Federation in the supply of weapons to India will decline, at least in the near future. In recent years, the Kremlin has not used the opportunity to sign a considerable number of large defensive contracts for export to India. This list includes, among others, the seven billionth contract for the supply of 36 multifunctional combat aircraft (signed with France), the contract for the purchase of ten C-17 Globemaster-III strategic cargo aircraft (signed with the USA) totaling $ 4.1 billion and a contract for the purchase of eight P-81 naval patrol aircraft (also concluded with the United States) worth 2,1 billion dollars.

At the moment, Russia's defense industry maintains close ties with India due to the implementation of contracts that have already been concluded. With the exception of the 11-billion contract for the joint development and design of a fifth-generation fighter, India has no specific plans to buy Russian arms. And despite the fact that Russia takes part in various military tenders in India, open to foreign companies, it is not a favorite in any of them. Airbus A330 MRTT European Aerospace and Defense Concern turned out to be more interesting than the Russian IL-78 in the course of a tender for the purchase of six airfields for the Indian Air Force for one billion dollars. As for helicopters, Russian platforms were also less in demand than AH-64 Apache and CH-47F of Boeing in the categories of combat and cargo helicopters, respectively. Thus, after fulfilling the contracts concluded in previous years, there is a significant risk that Russia will lose its serious role in the Indian defense industry, forged for decades.

Decline

Already, clouds are gathering on the horizon: all signs indicate that Russia has transferred bilateral military-technical relations to a lower level, and India has become an exclusive partner only as the preferred partner. Such pragmatism should not come as a surprise, as New Delhi, in turn, diversified its own arms imports and no longer sees Russia as an exclusive trading partner. Attempts to export military goods to Pakistan from Russia are becoming more noticeable. A notable development in this regard was the recent decision to supply combat helicopters Mi-35 Hind to Pakistan. Before that, Russia refrained from supplying lethal weapons to Pakistan, taking into account the strained relations between New Delhi and Islamabad - such exclusivity in the Indian-Russian relationship is the legacy of the treaty of friendship, cooperation and peace signed in 1971. As a result, the deal with Pakistan caught many experts unawares, some, in particular Pavel Felgenhauer, called it "a key change in Russia's policy in the region." Realizing the intricacies of the region's politics, Russian diplomats acted quickly, perhaps too quickly, stressing that the talks are part of "continuing cooperation with Pakistan in the field of defense and countering terrorism." Nevertheless, Moscow's change of position on this issue may signal a revision of the policy on the supply of arms to the region.



This is a very significant change, and their reason is that the employee of the Institute for Defense Studies and Analysis, Giantsna Bakshi, described as "insurmountable" for Russia the need to sell weapons. One of the most important problems caused by the collapse of the USSR was the distribution of external public debt and state assets among the countries formed on its territory. Russia inherited a huge military-industrial complex, which included 1600 enterprises, where about 2 million employees worked. Now this number has grown to 2,5-3 million, which is 20% of the total number of people employed in production throughout the country. Nevertheless, the Russian economy has ceased to be healthy enough to support the expanded military-industrial complex. Defense spending in relation to GDP for the last three years, preceding the collapse of the Soviet Union, averaged 14,1%, compared to 3,8% of GDP from 1992 in 2013. In order to compensate for the deficit in defense spending and maintain the growth in efficiency from the increase in production in order to support the resource-hungry defensive industry along with R & D, Russia increasingly relied on arms exports. As Bakshi points out, former Deputy Prime Minister of the Russian Federation Ilya Klebanov once said that the export of military goods is "a lifeblood for our military industry because the defense budget is very small, and there are also few orders from the state." Thus, in addition to developing strategic interaction with other countries, Russia's sale of arms to foreign partners is motivated by the need to subsidize the defense industry in this way. Most likely, the decision to restore the export of military goods to Pakistan and other countries is highly motivated by the economic need to maintain a high volume of military exports.

The recent expansion of Sino-Russian military cooperation also did not go unnoticed in India. By selling modern Su-35 fighters to China, Russia, perhaps, independently creates a conflict of interests. With each sale of weapons to China, Russian weapons become less interesting in the Indian market; This primarily relates to the aerospace sector, since the bulk of the Indian Air Force fleet consists of Russian-imported aircraft. Some experts believe that the configuration of equipment and machinery supplied to India is more complete than the analogues supplied to China, but this statement is difficult to verify, since the aircraft and equipment of those modifications that are delivered to China do not enter the Indian market either For evaluation, nor for testing. However, the fact remains that New Delhi has the opportunity to purchase military equipment from alternative suppliers, primarily those that guarantee competitive advantages compared to analogues supplied to China.

The Chinese defense industry is known for doing "reverse engineering" of military equipment of imported models and already managed to annoy Russia in the past when, after purchasing a small amount of Su-27, it launched a similar J-11B. For comparison, the Indian-Russian trade does not have such a dubious past. If the dubious practice of China's "reverse engineering" and a highly developed industrial base played a role in Russia's decision to make arms transfers, India would be a much more convenient partner for long-term trade in defense products. Looking to the future, one can expect a period of disagreement until India and Russia adjust to the "real politics" of the present time.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Россия и Индия: раскол в 21-ом веке

За последние годы объем ранее активной торговли в сфере вооружений между Россией и Индией уменьшился. Может ли ситуация измениться?

Очень небольшое количество стран может похвастаться партнерством столь же длительным, как сотрудничество между Россией и Индией, которое продолжается с 60-х годов прошлого века. Около половины столетия Россия была для Нью-Дели основным импортером товаров военного назначения. Строго говоря, торговля в этой сфере стала главной причиной таких тесных стратегических взаимоотношений между двумя государствами, особенно в годы, последовавшие за окончанием Холодной войны. Однако на данный момент доля российских военных товаров в импорте вооружений в Индию постоянно сокращается. Благодаря повысившемуся геополитическому статусу и восстановлению стратегических взаимоотношений с США, Нью-Дели нашел новых партнеров на Западе. И тот аспект двусторонних взаимоотношений, который когда-то был определяющим, сейчас грозит стать тяжелой ношей для обеих стран.

Россия и Индия: раскол в 21-ом веке

Эти изменения происходят уже примерно в течение десятилетия, и их началом можно назвать Ядерное соглашение между Индией и США. Продолжение «стратегического партнерства» с Индией – возможно, наиболее долго сохранившееся наследство внешней политики Джорджа Буша. На фоне роста религиозного экстремизма в Южной Азии администрация Буша была убеждена в том, что Индия может стать якорем политической стабильности региона. Будучи уверенными в том, что геополитические интересы стран совпадают, США проводили политику, которая возводила Индию в статус стратегического союзника. Она была полной противоположностью использовавшейся десятилетиями политики ядерного нераспространения, и ее высшей точкой стало подписание Ядерного соглашения в 2005 году. Восстановление стратегических взаимоотношений с Америкой стало водоразделом во взаимоотношениях Индии с остальными странами в области обороны. Были сняты санкции с многих индийских предприятий, производящих военные товары, а также началось постепенное ослабление контроля за экспортом высоких технологий.

Зарубежные оборонные и аэрокосмические компании получили возможность расширить свой доступ на рынок Индии, и с тех пор объем торговли в военной сфере между Израилем и Индией достиг 10 млрд долларов, а торговые взаимоотношения межу Индией и США превысили сумму в 9 млрд долларов. Все это неблагоприятно сказалось на торговле с Россией в сфере вооружений. Несмотря на серьезные цифры в абсолютных показателях, доля РФ в поставках оружия в Индию будет снижаться, по крайней мере, в ближайшее время. За последние годы Кремль не воспользовался возможностями подписать немалое количество крупных оборонительных контрактов на экспорт в Индию. В этот список входят, помимо других, семимиллиардный контракт на поставку 36 многофункциональных боевых самолетов (подписан с Францией), контракт на покупку десяти стратегических грузовых самолетов С-17 Globemaster-III (подписан с США) общей суммой 4.1 млрд долларов и контракт на покупку восьми морских патрульных самолетов P-81 (также заключен с США) на сумму 2,1 млрд долларов.

В настоящий момент оборонная промышленность России сохраняет достаточно тесную связь с Индией в силу выполнения контрактов, которые уже заключены. За исключением 11-миллиардного контракта на совместную разработку и конструирование истребителя пятого поколения, конкретных планов по покупке российских вооружений у Индии нет. И несмотря на то, что Россия принимает участие в различных военных тендерах в Индии, открытых для зарубежных компаний, она не является фаворитом ни в одном из них. Airbus A330 MRTT Европейского аэрокосмического и оборонного концерна оказался более интересным, чем российские ИЛ-78 в ходе тендера на покупку шести авиазаправщиков для индийских ВВС за один миллиард долларов. Что касается вертолетов, то российские платформы также оказались менее востребованными, чем AH-64 Apache и CH-47F компании Boeing в категориях боевых и грузовых вертолетов соответственно. Таким образом, после выполнения контрактов, заключенных в предыдущие годы, есть значительный риск того, что Россия потеряет свою серьезную роль в индийской оборонительной промышленности, ковавшуюся десятилетиями.

Упадок

Уже сейчас тучи собираются на горизонте: все знаки указывают на то, что Россия перевела двусторонние военно-технические отношения на уровень ниже, а Индия стала из эксклюзивного партнера лишь предпочтительным партнером. Такой прагматизм не должен стать сюрпризом, так как Нью-Дели, в свою очередь, диверсифицировал собственный импорт вооружений и более не рассматривает Россию как эксклюзивного торгового партнера. Попытки экспорта товаров военного спектра в Пакистан со стороны России становятся все более заметными. Заметным событием в этом отношении стало недавнее решение поставлять Пакистану боевые вертолеты Ми-35 «Хинд». До этого Россия воздерживалась от поставок летального оружия в Пакистан, принимая во внимание натянутые отношения между Нью-Дели и Исламабадом – такая эксклюзивность в индийско-российских взаимоотношениях является наследием договора о дружбе, сотрудничестве и мире, подписанного в 1971 году. Как следствие, сделка с Пакистаном застала многих экспертов врасплох, некоторые, в частности Павел Фельгенгауэр, назвали ее «ключевым изменением в политике России в регионе». Отдавая себе отчет в тонкостях политики региона, российские дипломаты действовали быстро, возможно слишком быстро – подчеркнув, что переговоры являются частью «продолжающегося сотрудничества с Пакистаном в области обороны и противодействия терроризму». Тем не менее смена Москвой позиции по этому вопросу может сигнализировать о пересмотре политики по поставке вооружений в регион.

Это очень значительные изменения, и их причиной является то, что сотрудник Института изучения и анализа обороны Джиотсна Бакши назвал «непреодолимой» для России необходимостью продавать оружие. Одной из наиболее важных проблем, вызванных развалом СССР, было распределение внешнего госдолга и государственных активов среди стран, образовавшихся на его территории. Россия унаследовала громадный военно-промышленный комплекс, включавший 1600 предприятий, на которых трудились около 2 млн работников. Сейчас это число выросло до 2,5-3 млн, что составляет 20% от общего количества людей, занятых на производстве по всей стране. Тем не менее, экономика России перестала быть достаточно здоровой, чтобы поддерживать расширившийся ВПК. Расходы на оборонную промышленность по отношению к ВВП последние три года, предшествовавшие развалу Советского Союза, в среднем составляли 14,1%, по сравнению с 3,8% ВВП с 1992 по 2013 годы. Чтобы компенсировать дефицит затрат на оборону и сохранить рост эффективности от увеличения масштабов производства с тем, чтобы поддержать голодную до ресурсов оборонительную промышленность вместе с НИОКР, Россия все больше опиралась на экспорт вооружений. Как указывает Бакши, бывший заместитель премьер-министра РФ Илья Клебанов однажды заявил, что экспорт товаров военного назначения является «спасательным кругом для нашей военной промышленности в силу того, что оборонный бюджет является весьма небольшим, и заказов от государства поступает также немного». Таким образом, помимо развития стратегического взаимодействия с другими странами, продажа Россией вооружений зарубежным партнерам мотивируется необходимостью таким образом субсидировать оборонную промышленность. Скорее всего, решение восстановить экспорт товаров военного назначения в Пакистан и другие страны в высшей степени мотивировано экономической необходимостью сохранять высокий объем военного экспорта.

Недавнее расширение китайско-российского военного сотрудничества также не осталось незамеченным в Индии. Продавая современные истребители Су-35 Китаю, Россия, возможно, самостоятельно создает конфликт интересов. С каждой продажей вооружения в Китай российские вооружения становятся менее интересными на рынке Индии; это в первую очередь касается аэрокосмического сектора, так как основная часть авиапарка индийских ВВС состоит из импортированных из России самолетов. Некоторые эксперты считают, что конфигурация оборудования и техники, поставляемого в Индию, является более полной, чем аналогов, поставляемых в Китай, однако это утверждение трудно проверить, так как самолеты и оборудование тех модификаций, что поставляются в Китай, не попадают на индийский рынок ни для оценки, ни для испытаний. Однако фактом остается то, что Нью-Дели имеет возможность приобретать военную технику у альтернативных поставщиков, в первую очередь у тех, который гарантируют конкурентные преимущества по сравнению с аналогами, поставляемыми в Китай.

Китайская оборонная индустрия известна тем, что занимается «обратной разработкой» военной техники импортных образцов и уже успела позлить Россию в прошлом, когда после закупки небольшого количества Су-27 запустила в серию аналогичный J-11B. Для сравнения, индийско-российская торговля не имеет столь сомнительного прошлого. Если бы сомнительная практика китайской «обратной разработки» и сильно развитая индустриальная база играли роль при принятии Россией решений о поставках вооружений, Индия была бы гораздо более удобным партнером для долгосрочной торговли продукцией ВПК. Смотря в будущее, можно ожидать периода разногласий, пока Индия и Россия не приспособятся к «реальной политике» настоящего времени.