Поделиться
Россия на энергетическом рынке стран Юго-Восточной Азии
Поделиться

Наращивание объемов экспорта нефти и газа странам ЮВА дает возможность России осваивать новые месторождения и расширять географию поставок.

Китай и быстрорастущие экономики стран азиатско-тихоокеанского региона со слаборазвитым энергетическим сектором являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.

ПАО «Транснефть»

Россия как поставщик энергетического сырья уже давно присутствует на рынке Восточной и Юго-Восточной Азии. Когда мы говорим о поставках российских углеводородов на восток, то главным потребителем выступает, конечно же, Китай.

Отношения между нашими странами уже давно перешли в качественно новое измерение, а за последние 7-8 лет в условиях изменения мировой системы приобрели особое значение. Главным направлением сотрудничества России и Китая является энергетическая сфера.

Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в экономике Китая, но с момента бурного экономического развития КНР испытывает разрыв между собственным производством и потреблением топлива. Гигантская - вторая в мире - экономика требует колоссальных объемов топлива и ресурсов. В частности, темп роста импорта нефти Китая за период 2008–2020 гг. ежегодно составлял около 9,4 %. В настоящее время Китай проводит политику диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также развивает нефтегазовую инфраструктуру, все делается для ослабления зависимости от поставок стран Ближнего Востока и АТР, где чувствуется давление недружественной стратегии США.

История активного российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики начинается с энергодиалога «Россия — Китай» оформленного еще в 2008 г. во время официального визита Д. Медведева в Китай. В 2012 г. энергодиалог был переименован в Межправительственную Российско-Китайскую комиссию по энергетическому сотрудничеству. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), за 3-й квартал 2019 г. РФ экспортировала в Китай нефтепродукты на сумму 7 635 220 тыс. долл. США и газ на сумму 66 408 тыс. долл. США.

В 2009 г. «Транснефтью» был запущен в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), общей протяженностью 4740 км. Нефтепровод соединяет месторождения Сибири с рынками Китая и стран АТР. Также поставки нефти в Китай с 2011 г. осуществляются через нефтепровод «Сковородино-Мохэ», который является ответвлением ВСТО. Ежегодный объем поставок нефти по «Сковородино-Мохэ» составляет приблизительно 25–30 млн тонн. Российские нефтяные компании «Транснефть» и «Роснефть» получили эксклюзивное право на осуществление поставок нефти в Китай в течение 20 лет. Также, в планах России и Китая стоит совместное освоение месторождений арктического шельфа.

Что касается российско-китайского сотрудничества в газовой сфере, в 2014 г. ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили договор купли-продажи российского газа по газопроводу «Сила Сибири» сроком на 30 лет. Договор предполагал ежегодную поставку газа в Китай в объеме 38 млрд куб. м. В декабре 2019 г. газопровод «Сила Сибири» был запущен в работу и начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай. Согласно договоренностям в 2020 г. в Китай планируется поставить 5 млрд куб. м, в 2021 г. — 10 млрд куб. м, а в 2022 г. — 15 млрд куб. м. Более того, после выхода на проектную мощность (38 млрд куб. м газа в год), который запланирован на 2024 г., Китай станет вторым по объему импортером российского газа.

Энергетические поставки России в Китай имеют стратегический характер и обеспечивают энергетическую безопасность Китая. Такое сотрудничество способствует укреплению энергобезопасности в Северо-Восточной Азии и открывает перспективы развития ТЭК обеих сторон. Выгода России заключается в поддержке финансирования дорогостоящих проектов, реализация которых была бы затруднена без иностранных инвестиций. И наконец, сотрудничество двух стран позволяет осваивать новые месторождения и разрабатывать более эффективные методы добычи энергоресурсов на новых месторождениях РФ.

Кроме Китая большой интерес России вызывают и новые индустриальные страны АТР. Быстрорастущие экономики, но при этом со слаборазвитым энергетическим сектором, государства АТР являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.

 Для наращивания экспорта нефти в страны АТР, доля которых за последние годы существенно возросла, продолжается дальнейшее активное наращивание трубопроводной инфраструктуры на Востоке России - строительство магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», расширение трубопроводной системы ВСТО, в том числе пропускной̆ способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ». Кроме того, проходит активное расширение и реконструкция совместно с казахстанской стороной нефтепровода «Туймазы – Омск – Новосибирск» (ТОН-2). Для введения в промышленную разработку северных регионов Западной Сибири обладающих значительным потенциалом осуществляется строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». Ежегодно существенно растет объем экспорта нефти из России в страны АТР. Также нефть в азиатском направлении транспортируется в Японию (12,3%), Южную Корею (7,5%), Малайзию (5%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,3%), США (1%), Филиппины и Новую Зеландию (0,6%). Всего с 2010 г. в страны АТР было экспортировано более 155 млн т нефти.

Для экспорта энергоресурсов в страны АТР нефтепровод соединяет Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения Красноярского края с трубопроводной системой «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО). Нефть с месторождений по системе ВСТО поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а также на экспорт. Объемы сдачи нефти в нефтепровод «Куюмба–Тайшет» по актуализированным заявкам нефтяных компаний составили: в 2017 г. – 660 тыс. т, в 2018 г. – 1,07 млн т, в 2019 г. – 4,1 млн т. В рамках развития трубопроводной системы ВСТО в 2015 г. был введен в эксплуатацию отвод до Хабаровского НПЗ, куда ушло 5 млн т нефти. К 2020 г. мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий Океан», достигла 80 млн т в год на участке «Тайшет–Сковородино» и 50 млн т – на участке «Сковородино–Козьмино». Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в нефтяном экспорте России в ближайшие десятилетия будет расти и в 2035 г. может составить до 40%.

Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке – Китай (12,8 млн тонн), Южная Корея и Япония по 9,8 млн тонн, США (2,3 млн тонн), Таиланд (2,1 млн тонн). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. тонн) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию.

Сейчас основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:

• транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино – 15,3 млн тонн;

• поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») – 13,1 млн тонн;

• поставки по железнодорожной дороге в Китай – 9,5 млн тонн.

• прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия – Китай» (Сковородино – Дацин) – 15 млн тонн в год.

Также давним потребителем российских энергоресурсов является Япония, главный потребитель СПГ с Сахалина. Сегодня поставки в Японию увеличены за счет переориентации с других направлений. Россия предложила Японии совместно разрабатывать газовые месторождения на Дальнем Востоке, в Иркутской области (Ковыктинское газоконденсатное месторождение) и Якутии (Чаяндинское месторождение), а также на островной цепи близ Японии. Со своей стороны Япония проявляет желание войти в проект «Сахалин-3», Сегодня отсутствие инфраструктуры для прямых поставок газа в Японию (или гарантий ее строительства) сдерживает развитие совместных проектов. Поставки газа из России в Республику Корея в настоящее время осуществляются в виде СПГ. В перспективе предусматриваются поставки сжиженного или сжатого газа с планируемого терминала во Владивостоке. Даже рассматривается возможность использования Северного морского пути для поставок российского сжиженного природного газа на рынки АТР с месторождений полуострова Ямал в будущем.

Подводя итоги можно сказать, что присутствие России на энергетическом рынке Восточной и Юго-Восточной Азии является взаимовыгодным и реализует экспортную политику России на период до 2030 года по диверсификации рынков поставок энергоресурсов.

Для экономики России и развития восточных регионов страны первостепенное значение имеет энергетическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года предусматривает ключевую роль восточного направления для развития топливно-энергетического комплекса России.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов