Поделиться
Россия на энергетическом рынке стран Юго-Восточной Азии
Поделиться

Наращивание объемов экспорта нефти и газа странам ЮВА дает возможность России осваивать новые месторождения и расширять географию поставок.

Китай и быстрорастущие экономики стран азиатско-тихоокеанского региона со слаборазвитым энергетическим сектором являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.

ПАО «Транснефть»

Россия как поставщик энергетического сырья уже давно присутствует на рынке Восточной и Юго-Восточной Азии. Когда мы говорим о поставках российских углеводородов на восток, то главным потребителем выступает, конечно же, Китай.

Отношения между нашими странами уже давно перешли в качественно новое измерение, а за последние 7-8 лет в условиях изменения мировой системы приобрели особое значение. Главным направлением сотрудничества России и Китая является энергетическая сфера.

Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в экономике Китая, но с момента бурного экономического развития КНР испытывает разрыв между собственным производством и потреблением топлива. Гигантская - вторая в мире - экономика требует колоссальных объемов топлива и ресурсов. В частности, темп роста импорта нефти Китая за период 2008–2020 гг. ежегодно составлял около 9,4 %. В настоящее время Китай проводит политику диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также развивает нефтегазовую инфраструктуру, все делается для ослабления зависимости от поставок стран Ближнего Востока и АТР, где чувствуется давление недружественной стратегии США.

История активного российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики начинается с энергодиалога «Россия — Китай» оформленного еще в 2008 г. во время официального визита Д. Медведева в Китай. В 2012 г. энергодиалог был переименован в Межправительственную Российско-Китайскую комиссию по энергетическому сотрудничеству. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), за 3-й квартал 2019 г. РФ экспортировала в Китай нефтепродукты на сумму 7 635 220 тыс. долл. США и газ на сумму 66 408 тыс. долл. США.

В 2009 г. «Транснефтью» был запущен в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), общей протяженностью 4740 км. Нефтепровод соединяет месторождения Сибири с рынками Китая и стран АТР. Также поставки нефти в Китай с 2011 г. осуществляются через нефтепровод «Сковородино-Мохэ», который является ответвлением ВСТО. Ежегодный объем поставок нефти по «Сковородино-Мохэ» составляет приблизительно 25–30 млн тонн. Российские нефтяные компании «Транснефть» и «Роснефть» получили эксклюзивное право на осуществление поставок нефти в Китай в течение 20 лет. Также, в планах России и Китая стоит совместное освоение месторождений арктического шельфа.

Что касается российско-китайского сотрудничества в газовой сфере, в 2014 г. ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили договор купли-продажи российского газа по газопроводу «Сила Сибири» сроком на 30 лет. Договор предполагал ежегодную поставку газа в Китай в объеме 38 млрд куб. м. В декабре 2019 г. газопровод «Сила Сибири» был запущен в работу и начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай. Согласно договоренностям в 2020 г. в Китай планируется поставить 5 млрд куб. м, в 2021 г. — 10 млрд куб. м, а в 2022 г. — 15 млрд куб. м. Более того, после выхода на проектную мощность (38 млрд куб. м газа в год), который запланирован на 2024 г., Китай станет вторым по объему импортером российского газа.

Энергетические поставки России в Китай имеют стратегический характер и обеспечивают энергетическую безопасность Китая. Такое сотрудничество способствует укреплению энергобезопасности в Северо-Восточной Азии и открывает перспективы развития ТЭК обеих сторон. Выгода России заключается в поддержке финансирования дорогостоящих проектов, реализация которых была бы затруднена без иностранных инвестиций. И наконец, сотрудничество двух стран позволяет осваивать новые месторождения и разрабатывать более эффективные методы добычи энергоресурсов на новых месторождениях РФ.

Кроме Китая большой интерес России вызывают и новые индустриальные страны АТР. Быстрорастущие экономики, но при этом со слаборазвитым энергетическим сектором, государства АТР являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.

 Для наращивания экспорта нефти в страны АТР, доля которых за последние годы существенно возросла, продолжается дальнейшее активное наращивание трубопроводной инфраструктуры на Востоке России - строительство магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», расширение трубопроводной системы ВСТО, в том числе пропускной̆ способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ». Кроме того, проходит активное расширение и реконструкция совместно с казахстанской стороной нефтепровода «Туймазы – Омск – Новосибирск» (ТОН-2). Для введения в промышленную разработку северных регионов Западной Сибири обладающих значительным потенциалом осуществляется строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». Ежегодно существенно растет объем экспорта нефти из России в страны АТР. Также нефть в азиатском направлении транспортируется в Японию (12,3%), Южную Корею (7,5%), Малайзию (5%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,3%), США (1%), Филиппины и Новую Зеландию (0,6%). Всего с 2010 г. в страны АТР было экспортировано более 155 млн т нефти.

Для экспорта энергоресурсов в страны АТР нефтепровод соединяет Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения Красноярского края с трубопроводной системой «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО). Нефть с месторождений по системе ВСТО поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а также на экспорт. Объемы сдачи нефти в нефтепровод «Куюмба–Тайшет» по актуализированным заявкам нефтяных компаний составили: в 2017 г. – 660 тыс. т, в 2018 г. – 1,07 млн т, в 2019 г. – 4,1 млн т. В рамках развития трубопроводной системы ВСТО в 2015 г. был введен в эксплуатацию отвод до Хабаровского НПЗ, куда ушло 5 млн т нефти. К 2020 г. мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий Океан», достигла 80 млн т в год на участке «Тайшет–Сковородино» и 50 млн т – на участке «Сковородино–Козьмино». Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в нефтяном экспорте России в ближайшие десятилетия будет расти и в 2035 г. может составить до 40%.

Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке – Китай (12,8 млн тонн), Южная Корея и Япония по 9,8 млн тонн, США (2,3 млн тонн), Таиланд (2,1 млн тонн). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. тонн) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию.

Сейчас основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:

• транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино – 15,3 млн тонн;

• поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») – 13,1 млн тонн;

• поставки по железнодорожной дороге в Китай – 9,5 млн тонн.

• прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия – Китай» (Сковородино – Дацин) – 15 млн тонн в год.

Также давним потребителем российских энергоресурсов является Япония, главный потребитель СПГ с Сахалина. Сегодня поставки в Японию увеличены за счет переориентации с других направлений. Россия предложила Японии совместно разрабатывать газовые месторождения на Дальнем Востоке, в Иркутской области (Ковыктинское газоконденсатное месторождение) и Якутии (Чаяндинское месторождение), а также на островной цепи близ Японии. Со своей стороны Япония проявляет желание войти в проект «Сахалин-3», Сегодня отсутствие инфраструктуры для прямых поставок газа в Японию (или гарантий ее строительства) сдерживает развитие совместных проектов. Поставки газа из России в Республику Корея в настоящее время осуществляются в виде СПГ. В перспективе предусматриваются поставки сжиженного или сжатого газа с планируемого терминала во Владивостоке. Даже рассматривается возможность использования Северного морского пути для поставок российского сжиженного природного газа на рынки АТР с месторождений полуострова Ямал в будущем.

Подводя итоги можно сказать, что присутствие России на энергетическом рынке Восточной и Юго-Восточной Азии является взаимовыгодным и реализует экспортную политику России на период до 2030 года по диверсификации рынков поставок энергоресурсов.

Для экономики России и развития восточных регионов страны первостепенное значение имеет энергетическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года предусматривает ключевую роль восточного направления для развития топливно-энергетического комплекса России.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Трудности коридора

Прошло пять лет, как Россия, Китай и Монголия заявили о создании трехстороннего экономического коридора, формирование которого в условиях коронакризиса проходит под влиянием противоречивых процессов: развития кооперации, с одной стороны, и стремления государств к обособлению – с другой. Сама суть экономического коридора предполагает интенсификацию потоков людей, товаров и услуг, однако в настоящее время ключевые узлы пространственного каркаса коридора – пограничные пункты пропуска – усиливают барьерную функцию границ. Материалом Виктории Намжиловой EastRussia начинает цикл публикаций материалов IX Международной научной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН, состоявшейся в ноябре 2021.

Читать полностью
Поделиться
Японский бизнес на российском рынке

Анализ специфики развития стратегий выхода японских компаний на рынок России позволяет понять логику развития значительной части экономического сотрудничества России и Японии, которое является одним из важнейших компонентов развития отношений в целом. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.

Читать полностью
Поделиться
Российский несырьевой экспорт в Китай: состояние и перспективы

Стратегическое партнерство России с ключевой экономикой восточноазиатского региона традиционно является одним из важнейших приоритетов национальной внешней политики, в том числе в сфере торговли. Стратегия Китая - «двойная циркуляция», в основе которой лежит внутренняя экономика с акцентом на внутреннее потребление, способна стать импульсом для развития несырьевого экспорта из России. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.

Читать полностью
Поделиться
Я привезу себе китайское авто

«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.

И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?

Читать полностью
Поделиться
«Китайско-российское сотрудничество обязательно совершит новые прорывы»

Каким будет в ближайшее время глобальное взаимодействие России и Китая, как развивается «народная дипломатия», почему понадобился «зелёный коридор» для студентов, ждать ли дальнейшего упрощения (без)визового режима и можно ли самостоятельное привезти автомобиль из китайского приграничья – самая свежая информация об отношениях РФ и КНР в ответах Генерального консула КНР в Хабаровске.

Читать полностью
Поделиться
Якутия становится частью международного транспортного пути

Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.

Читать полностью
Поделиться
Безграничная Фемида: растущей российско-китайской торговле нужен арбитраж

За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Опасения и энтузиазм: что сдерживает китайских инвесторов на Дальнем Востоке

В Приморском крае до недавнего времени проявляли большую активность инвесторы из Южной Кореи. Но ситуация стремительно меняется вместе с геополитическим ландшафтом. Как смотрят на неё эксперты, куда инвестируют соседи из КНР, и почему они с большой осторожностью относятся к российскому рынку, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Российско-китайская торговля: быстрее, выше, сильнее

На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.

Читать полностью
Поделиться
«Привет, друга!»: возобновилось речное сообщение между Хабаровском и китайским Фуюанем

Корреспондент EastRussia отправился в Поднебесную, чтобы своими глазами увидеть, как изменился популярный у хабаровчан город и может ли Фуюань претендовать на что-нибудь большее, чем только на столицу шоппинга районного масштаба.

Читать полностью
Поделиться
Амур как Рубикон

Начало работы моста Нижнеленинское – Тунцзян выявило узкие места нового транспортного коридора. Их решение зависит как от ФГКУ «Росгранстрой», так и от компаний, задействованных в развитии железнодорожного узла. При этом, по мнению одного из главных на сегодня грузоотправителей, Кимкано-Сутарского ГОКа, для привлечения перевозок на новое трансграничное направление нужна более адекватная тарифная политика частного оператора и владельца инфраструктуры мостового перехода – ООО «Рубикон».

Читать полностью
Поделиться
Скрипучие калитки российско-китайской границы

Международные пункты пропуска на российско-китайской границе не перестает лихорадить последние три года. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур давно стало обыденностью, часто вводятся конвенции на погрузку в адрес железнодорожных пограничных станций, речные сообщения по Амуру страдают нерегулярностью. Принято считать, что пункты пропуска работают не в полную силу сугубо из-за вводимых Китаем карантинных мер, однако влияние на общую ситуацию оказывает также неразвитая инфраструктура и несовершенный порядок работы каналов внешней торговли с российской стороны.

Читать полностью
Больше материалов