Наращивание объемов экспорта нефти и газа странам ЮВА дает возможность России осваивать новые месторождения и расширять географию поставок.
Китай и быстрорастущие экономики стран азиатско-тихоокеанского региона со слаборазвитым энергетическим сектором являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.
Россия как поставщик энергетического сырья уже давно присутствует на рынке Восточной и Юго-Восточной Азии. Когда мы говорим о поставках российских углеводородов на восток, то главным потребителем выступает, конечно же, Китай.
Отношения между нашими странами уже давно перешли в качественно новое измерение, а за последние 7-8 лет в условиях изменения мировой системы приобрели особое значение. Главным направлением сотрудничества России и Китая является энергетическая сфера.
Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в экономике Китая, но с момента бурного экономического развития КНР испытывает разрыв между собственным производством и потреблением топлива. Гигантская - вторая в мире - экономика требует колоссальных объемов топлива и ресурсов. В частности, темп роста импорта нефти Китая за период 2008–2020 гг. ежегодно составлял около 9,4 %. В настоящее время Китай проводит политику диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также развивает нефтегазовую инфраструктуру, все делается для ослабления зависимости от поставок стран Ближнего Востока и АТР, где чувствуется давление недружественной стратегии США.
История активного российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики начинается с энергодиалога «Россия — Китай» оформленного еще в 2008 г. во время официального визита Д. Медведева в Китай. В 2012 г. энергодиалог был переименован в Межправительственную Российско-Китайскую комиссию по энергетическому сотрудничеству. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), за 3-й квартал 2019 г. РФ экспортировала в Китай нефтепродукты на сумму 7 635 220 тыс. долл. США и газ на сумму 66 408 тыс. долл. США.
В 2009 г. «Транснефтью» был запущен в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), общей протяженностью 4740 км. Нефтепровод соединяет месторождения Сибири с рынками Китая и стран АТР. Также поставки нефти в Китай с 2011 г. осуществляются через нефтепровод «Сковородино-Мохэ», который является ответвлением ВСТО. Ежегодный объем поставок нефти по «Сковородино-Мохэ» составляет приблизительно 25–30 млн тонн. Российские нефтяные компании «Транснефть» и «Роснефть» получили эксклюзивное право на осуществление поставок нефти в Китай в течение 20 лет. Также, в планах России и Китая стоит совместное освоение месторождений арктического шельфа.
Что касается российско-китайского сотрудничества в газовой сфере, в 2014 г. ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили договор купли-продажи российского газа по газопроводу «Сила Сибири» сроком на 30 лет. Договор предполагал ежегодную поставку газа в Китай в объеме 38 млрд куб. м. В декабре 2019 г. газопровод «Сила Сибири» был запущен в работу и начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай. Согласно договоренностям в 2020 г. в Китай планируется поставить 5 млрд куб. м, в 2021 г. — 10 млрд куб. м, а в 2022 г. — 15 млрд куб. м. Более того, после выхода на проектную мощность (38 млрд куб. м газа в год), который запланирован на 2024 г., Китай станет вторым по объему импортером российского газа.
Энергетические поставки России в Китай имеют стратегический характер и обеспечивают энергетическую безопасность Китая. Такое сотрудничество способствует укреплению энергобезопасности в Северо-Восточной Азии и открывает перспективы развития ТЭК обеих сторон. Выгода России заключается в поддержке финансирования дорогостоящих проектов, реализация которых была бы затруднена без иностранных инвестиций. И наконец, сотрудничество двух стран позволяет осваивать новые месторождения и разрабатывать более эффективные методы добычи энергоресурсов на новых месторождениях РФ.
Кроме Китая большой интерес России вызывают и новые индустриальные страны АТР. Быстрорастущие экономики, но при этом со слаборазвитым энергетическим сектором, государства АТР являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.
Для наращивания экспорта нефти в страны АТР, доля которых за последние годы существенно возросла, продолжается дальнейшее активное наращивание трубопроводной инфраструктуры на Востоке России - строительство магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», расширение трубопроводной системы ВСТО, в том числе пропускной̆ способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ». Кроме того, проходит активное расширение и реконструкция совместно с казахстанской стороной нефтепровода «Туймазы – Омск – Новосибирск» (ТОН-2). Для введения в промышленную разработку северных регионов Западной Сибири обладающих значительным потенциалом осуществляется строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». Ежегодно существенно растет объем экспорта нефти из России в страны АТР. Также нефть в азиатском направлении транспортируется в Японию (12,3%), Южную Корею (7,5%), Малайзию (5%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,3%), США (1%), Филиппины и Новую Зеландию (0,6%). Всего с 2010 г. в страны АТР было экспортировано более 155 млн т нефти.
Для экспорта энергоресурсов в страны АТР нефтепровод соединяет Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения Красноярского края с трубопроводной системой «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО). Нефть с месторождений по системе ВСТО поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а также на экспорт. Объемы сдачи нефти в нефтепровод «Куюмба–Тайшет» по актуализированным заявкам нефтяных компаний составили: в 2017 г. – 660 тыс. т, в 2018 г. – 1,07 млн т, в 2019 г. – 4,1 млн т. В рамках развития трубопроводной системы ВСТО в 2015 г. был введен в эксплуатацию отвод до Хабаровского НПЗ, куда ушло 5 млн т нефти. К 2020 г. мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий Океан», достигла 80 млн т в год на участке «Тайшет–Сковородино» и 50 млн т – на участке «Сковородино–Козьмино». Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в нефтяном экспорте России в ближайшие десятилетия будет расти и в 2035 г. может составить до 40%.
Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке – Китай (12,8 млн тонн), Южная Корея и Япония по 9,8 млн тонн, США (2,3 млн тонн), Таиланд (2,1 млн тонн). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. тонн) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию.
Сейчас основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:
• транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино – 15,3 млн тонн;
• поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») – 13,1 млн тонн;
• поставки по железнодорожной дороге в Китай – 9,5 млн тонн.
• прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия – Китай» (Сковородино – Дацин) – 15 млн тонн в год.
Также давним потребителем российских энергоресурсов является Япония, главный потребитель СПГ с Сахалина. Сегодня поставки в Японию увеличены за счет переориентации с других направлений. Россия предложила Японии совместно разрабатывать газовые месторождения на Дальнем Востоке, в Иркутской области (Ковыктинское газоконденсатное месторождение) и Якутии (Чаяндинское месторождение), а также на островной цепи близ Японии. Со своей стороны Япония проявляет желание войти в проект «Сахалин-3», Сегодня отсутствие инфраструктуры для прямых поставок газа в Японию (или гарантий ее строительства) сдерживает развитие совместных проектов. Поставки газа из России в Республику Корея в настоящее время осуществляются в виде СПГ. В перспективе предусматриваются поставки сжиженного или сжатого газа с планируемого терминала во Владивостоке. Даже рассматривается возможность использования Северного морского пути для поставок российского сжиженного природного газа на рынки АТР с месторождений полуострова Ямал в будущем.
Подводя итоги можно сказать, что присутствие России на энергетическом рынке Восточной и Юго-Восточной Азии является взаимовыгодным и реализует экспортную политику России на период до 2030 года по диверсификации рынков поставок энергоресурсов.
Для экономики России и развития восточных регионов страны первостепенное значение имеет энергетическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года предусматривает ключевую роль восточного направления для развития топливно-энергетического комплекса России.
Прошло пять лет, как Россия, Китай и Монголия заявили о создании трехстороннего экономического коридора, формирование которого в условиях коронакризиса проходит под влиянием противоречивых процессов: развития кооперации, с одной стороны, и стремления государств к обособлению – с другой. Сама суть экономического коридора предполагает интенсификацию потоков людей, товаров и услуг, однако в настоящее время ключевые узлы пространственного каркаса коридора – пограничные пункты пропуска – усиливают барьерную функцию границ. Материалом Виктории Намжиловой EastRussia начинает цикл публикаций материалов IX Международной научной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН, состоявшейся в ноябре 2021.
Как страны, имеющие общую границу с Китаем, Монголия и Россия были вынуждены оперативно реагировать на вспышку новой коронавирусной инфекции. Хронология введения ограничительных мер в борьбе с распространением COVID-19 показывает, что первые меры касались пресечения людских потоков (пункты пропуска на российско-китайской границе были закрыты уже 31 января 2020 г., пограничные переходы Монголии на границе с Китаем были закрыты для китайских граждан с 1 февраля 2020 г., перемещение физических лиц через российско-монгольскую границу было приостановлено месяцем позже), затем ограничения стали вводиться в отношении движения автомобильного грузового транспорта из-за риска распространения инфекции через водителей.
Коллапсирование потока
Вынужденное закрытие государственных границ вносит небывалые коррективы в трансграничные взаимодействия трех стран. При полном запрете на пассажирские перевозки между странами в чрезвычайном порядке были введены новые режимы и правила организации грузоперевозок автомобильным транспортом. При этом автомобильные грузоперевозки критически важны для не имеющей выхода к морю Монголии, поскольку в условиях нехватки железнодорожного сообщения с соседними странами стратегические минеральные ресурсы экспортируются в Китай грузовыми фурами.
Показателен пример экспорта монгольского угля: до пандемии через пограничные переходы Гашуунсухайт/Ганцмод и Шивээхурэн/Сэхэ ежедневно проходило несколько сотен грузовиков с углем. В первые месяцы распространения пандемии, когда добывающие компании приостановили отправку угля, грузопоток через указанные переходы снизился на 90% (при среднем вывозе 2-3 млн тонн в месяц в феврале-марте 2020 г. было вывезено по 0,3 млн тонн). Так как перебои в поставках угля были не выгодны ни монгольской, ни китайской сторонам, была достигнута договоренность о введении на границе с 1 августа 2020 г. временного режима «Зеленый коридор», детально регламентирующим условия въезда и выезда водителей, осуществляющих международные грузовые перевозки. Эти меры, свидетельствующие о высокой заинтересованности Китая в стабильных поставках коксующегося угля, значительно способствовали восстановлению экспорта продукции монгольской горнодобывающей отрасли во втором полугодии – в сентябре был достигнут рекордный показатель вывоза угля (более 4,6 млн тонн). Тем не менее, по итогам 2020 г. впервые за несколько лет зафиксировано снижение объемов экспорта угля, что напрямую связано с пандемией.
Последующий стремительный рост заболеваемости COVID-19 в Монголии в 2021 г. вызвал ужесточение карантинных мер со стороны Китая – с начала года экспорт монгольского угля приостанавливался четыре раза на срок от 2 до 28 дней, что незамедлительно сказалось на вывозимых объемах. В итоге за первые девять месяцев 2021 г. в Китай было отгружено всего 12,4 млн тонн угля, хотя годовой бюджет формировался с учетом оптимистичного прогноза экспорта на уровне 42 млн тонн в год. В этой связи в Монголии широко обсуждается необходимость форсированного завершения строительства железнодорожных линий для транспортировки угля в Китай непосредственно с мест добычи в аймаке Умнеговь – месторождений Таван-Толгой и Нарин-Сухайт. Другими словами, в условиях пандемии Монголия особо остро ощущает нехватку железнодорожных пограничных переходов на границе с южным соседом. Кроме того, отсутствие адекватной приграничной инфраструктуры не позволяет Монголии воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой, создавшейся после отказа Китая от поставок австралийского угля с конца 2020 г.
Уязвимость автомобильного транспорта в условиях борьбы с распространением пандемии проявилась и на российско-монгольской границе осенью 2020 г. Здесь стоит отметить, что с начала вспышки COVID-19 в Китае Монголия предпринимала действенные меры по недопущению вируса внутрь страны, вовремя выявляя ввозные случаи заболевания на карантине. Первые внутренние случаи заражения были выявлены только спустя десять месяцев после начала пандемии – несмотря на трехнедельную изоляцию источником заражения стали водители международных грузовых рейсов, прибывшие из приграничных российских регионов. Из-за высокого риска обострения эпидемиологической обстановки Государственная чрезвычайная комиссия Монголии инициировала закрытие с 16 ноября 2020 г. автомобильных пунктов пропуска на границе с Россией, включая крупнейший пограничный переход Алтан-Булаг (с российской стороны – МАПП Кяхта). Исключение было сделано для транспортных средств с медицинским грузом и продовольствием (разрешение на въезд раз в неделю), а также для грузовых автомобилей, импортирующих топливо через пограничный переход Улаанбайшинт / Ташанта. Хотя первоначально границы для автомобильного грузового транспорта были закрыты до 15 января 2021 г., ограничения в общей сложности продлились три месяца.
Приостановка деятельности автомобильных пунктов пропуска на российско-монгольской границе вызвала скопление грузов в приграничных регионах и осложнение логистических цепочек. В первую очередь это коснулось Республики Бурятия, поскольку на ее территории происходит консолидация значительной части следующих в Монголию грузов со всей России. Перевозчики были вынуждены переориентировать груз на железную дорогу, которая в обычных условиях не выдерживала конкуренцию с автомобильным транспортом по многим параметрам (высокая стоимость отправки груза, увеличенные сроки доставки, дополнительные расходы на перевалку грузов и складирование, особенности оформления таможенных документов). При этом возникло множество вопросов относительно наличия подвижного состава, мест перегрузки из автотранспорта, тарифов на перевозку. В этих условиях наглядной стала необходимость строительства в г. Улан-Удэ современного железнодорожного терминала для обработки грузов. Возобновление деятельности автомобильных пунктов пропуска состоялось 23 февраля 2021 г., при этом для минимизации рисков распространения инфекции была введена новая схема перевозки грузов – иностранным перевозчикам предписывалось передать прицеп с грузом монгольским экспедиторам в зоне таможенного оформления и досмотра в Алтанбулаг для последующего перемещения в конечные пункты назначения.
В целом высокая вероятность введения различных ограничений в секторе международных автомобильных грузоперевозок ставит под вопрос организацию транзита автотранспортом через территорию Монголии. Интенсивное использование в транзитных перевозках маршрута АН-3 сети Азиатских автодорог (Улан -Удэ - Кяхта / Алтанбулаг - Дархан - Улан-Батор - Сайншанд - Замын-Ууд / Эрлянь - Внешний Пекин - Тяньцзинь) является важным условием становления трехстороннего экономического коридора и отражено в соответствующей программе. С целью выполнения этого условия в 2016 г. Россия, Монголия и Китай подписали Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог, тогда же состоялся тестовый автопробег Тяньцзинь – Улан-Батор – Улан-Удэ. Однако дальнейшее апробирование маршрута перевозчиками сдерживалось, поскольку на тот момент Китай применял систему Международных дорожных перевозок (МДП, или TIR – Transport International Rout) только на определенных пограничных переходах, но не в Эрляне. Когда в 2019 г. книжки МДП стали приниматься на всех пунктах пропуска Китая, рост интереса грузовых операторов к монгольскому направлению ожидался после завершения реконструкции автомобильной дороги Дархан – Улан-Батор в 2020 г. Теперь же в условиях эпидемиологических ограничений согласование процедур прохождения границ отодвигает открытие транзитного маршрута на неопределенный срок.
Рельсы vs. асфальт
В отличие от автомобильных грузоперевозок, значение которых пока носит больше локальный характер (осуществляются между двумя странами: Китай – Монголия или Монголия – Россия), динамика железнодорожных грузоперевозок в трансграничье трех стран формируется под влиянием общемировой тенденции контейнеризации грузов. Развертывание транспортно-логистических проектов в рамках реализации китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути привело к взрывному росту трансконтинентальных железнодорожных перевозок с использованием контейнеров, выгодно отличающихся скоростью доставки по сравнению с морскими перевозками. В последние годы монгольское направление активно развивается, хотя и уступает транзиту через Казахстан. В настоящее время по железнодорожному коридору Замын-Ууд/Эрлянь – Улан-Батор – Наушки/Сухэ-Батор проходит 43 маршрута, берущих начало в крупнейших китайских городах и следующих в европейские страны, а также в ряд российских городов.
В условиях распространения коронавирусной инфекции трансконтинентальные контейнерные перевозки железной дорогой продолжили активно расти. Можно сказать, они сыграли стабилизационную роль в обеспечении бесперебойной мировой торговли, поскольку железнодорожный транспорт в меньшей степени оказался подвержен влиянию ограничительных мер. Транзитные перевозки через Монголию показывают существенный рост – в 2020 г. количество проследовавших контейнерных поездов по маршруту Китай – Европа и обратно увеличилось на 53,3%, составив 2379 поездов (в 2016 г. всего 166). При этом Монголия, как страна, не имеющая выхода к морю и по многим товарам зависящая от импорта, испытывает проблемы из-за перебоев в морских контейнерных перевозках и скопления грузов в китайском порту Тяньцзинь.
Дальнейшая интенсификация железнодорожных контейнерных грузоперевозок становится очевидной из-за значительного подорожания морского фрахта – с конца 2020 г., когда впервые морские перевозки стали дороже отправки железной дорогой, разрыв между индексами ERAI (Eurasian Rail Alliance Index) и WCI Drewry (World Container Index) устойчиво растет. Представляется, что на этом фоне направление Замын-Ууд/Эрлянь – Улан-Батор – Наушки/Сухэ-Батор, как и другие направления по маршруту Китай – Европа, будет широко востребовано. В этой связи реализация приоритетного проекта экономического коридора – комплексной модернизации и развития Центрального железнодорожного коридора (Улан-Удэ - Наушки - Сухэ- Батор - Улан-Батор - Замын-Удэ - Эрлянь - Уланчаб - Чжанцзякоу - Пекин - Тяньцзинь) – приобретает еще большую актуальность.
Поддавая газу
Неожиданное развитие получает тема транспортировки газа из России в Китай через Монголию. Хотя строительство газопровода не входит в перечень проектов Программы создания экономического коридора, именно в этом направлении проделана существенная работа трех сторон. В 2019 г. АО «Газпром» было поручено рассмотреть вариант строительства газопровода «Сила Сибири - 2» через территорию Монголии. В августе 2020 г. была создана компания специального назначения «Союз Восток» и началась работа по разработке технико-экономического обоснования проекта. В ноябре 2021 г. впервые озвучена дата старта строительства газопровода – 2024 г., таким образом проект обретает все более четкие черты. Очевидно, что строительство газопровода через Монголию существенно усилит потенциал развития экономического коридора Китай – Монголия – Россия.
Таким образом, в условиях пандемии трансграничные взаимодействия претерпевают определенные изменения. Закрытие государственных границ для пассажиропотоков и введение жестких ограничений на пересечение грузового автомобильного транспорта значительно повлияли на работу пунктов пропуска Монголии и на внешнеэкономические связи стран в целом. Особенный вопрос – как в условиях продолжительного действия ограничений на пересечение государственных границ будут развиваться гуманитарные связи – остается открытым.
Инфраструктурный ландшафт в трансграничье трех стран меняется и, очевидно, продолжит «обогащаться» (ж/д пути, газопровод, автомобильные дороги). Для России налицо необходимость развития инфраструктуры внешней торговли в приграничных регионах.
Анализ специфики развития стратегий выхода японских компаний на рынок России позволяет понять логику развития значительной части экономического сотрудничества России и Японии, которое является одним из важнейших компонентов развития отношений в целом. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.
К 2003 году 230 японских компаний вошли на российский рынок. В 1990-е годы большинство их них старалось избежать рисков (например, с помощью опосредованного экспорта), так как факторы принимающей стороны, определяющие стратегию выхода на рынок, были не в лучшей форме. Однако некоторым японским компаниям удалось обрести производственные мощности в России.
По датам открытия дочерних компаний в России некоторыми японскими компаниями (например, Toyota (2001), Panasonic (2004), Mitsui (2004)) можно предположить, что до 2000-х годов многие японские компании были представлены либо представительствами, либо филиалами, подразумевающими экспорт (часто непрямой) как способ выхода на рынок из-за ограниченных возможностей. При этом они часто являются дочерними компаниями дочерних компаний японских транснациональных корпораций в ЕС.
В 2000-е годы условия для деятельности иностранного бизнеса в России заметно улучшились. Кроме того, рост доходов в России вызвал интерес японского бизнеса. Количество проданных автомобилей, которые по-прежнему составляют значительную часть импорта России из Японии, увеличилось более чем в два раза в 2000-х годах. Японские компании, ожидавшие подходящего момента, начали создавать дочерние предприятия в основном для сбытовых целей, а затем и для производства.
Огромный интерес и высокие ожидания отразились на месте России в составленном Японским банком международного сотрудничества рейтинге перспективных направлений для развития бизнеса. В 2001 г. Россия там отсутствовала, а в 2006–2009 гг. она была уже на 3 месте.
Все это привело к увеличению объема двусторонней торговли и потоков японских инвестиций в РФ, чему способствовали также совместные двусторонние усилия по развитию экономических отношений, например, создание двухсторонней организации по содействию торговле и инвестициям в 2003 г. и т. д.
Автомобильная промышленность стала важнейшим направлением экономического сотрудничества Японии и России, что было вызвано в том числе мерами правительства России по модернизации обрабатывающей промышленности. Примерно в то же время были приняты меры, снизившие импортные пошлины на компоненты автомобилей и потребовавшие от иностранных автопроизводителей локализовать производство. Первое условие привлекло японских автопроизводителей, второе – часто аффилированных с ними производителей деталей. Таким образом, японские компании начали создавать цепочки поставок в России, что способствовало увеличению инвестиций из Японии напрямую и через другие страны (в основном из ЕС).
Создавая производство в России, японские компании получили преимущества в виде более низких издержек, возможности сотрудничества с местными компаниями и властями. Кроме того, локализация производства позволила им адаптировать продукты к местным предпочтениям и получить больше опыта. Это должно было укрепить их желание работать в России и привлечь новые компании, согласно Уппсальской модели интернационализации бизнеса.
Интересной особенностью продвижения японского бизнеса в РФ было то, что японские банки также вышли на российский рынок: Mitsubishi-UFG (2006 г.), Mizuho (2006), Mitsui Sumitomo Bank (2009), они в основном ограничили свои операции финансированием японских компаний в России и совместных проектов.
Таким образом, японские компании в России были склонны к созданию своего рода сети между собой и с местными компаниями, а также властями. Если учитывать японо-российские организации по развитию экономических связей и другие меры (например, начало проведение ежегодных Российско-японских инвестиционных форумов с 2006 г.), то можно утверждать, что стратегическое поведение японских компаний, вероятно, имеет характеристики сетевого подхода к интернационализации бизнеса.
В 2009 году в РФ было около 17 тыс. предприятий с иностранным капиталом, из них 444 были с японским. Среди них было 7 филиалов, 154 представительств, 192 стопроцентные дочерние компании, 74 совместных предприятий.
Следующее десятилетие характеризовалось продолжением тенденций, зародившихся в 2000-х годах, и началом нового периода в экономических связях между Японией и Россией в середине десятилетия. Первое относится к продолжению локализации производства в основном в автомобильной и смежных отраслях. Помимо автомобилестроения, японский бизнес продолжал осваивать и другие отрасли.
События 2014 года и их последствия, такие как экономические санкции, введенные США и ЕС, повлияли на японский бизнес в России. Санкции, колебания обменного курса российского рубля, располагаемых доходов населения России и т. д. ухудшили ситуацию (хорошим примером снова может послужить количество проданных автомобилей), с другой стороны, усилия, предпринятые двумя странами, и улучшение институционального аспекта добавили новую динамику.
Однако в целом продвижение японского бизнеса в России замедлилось, показательной может служить статистика количества японских компаний, входящих в Московский японский деловой клуб: в 2000-х годах количество компаний-участников росло, а с 2010 до 2016 г. оставалось почти одним и тем же.
Это было результатом появления новых проблем и рисков, связанных с ведением бизнеса в России. И эти новые проблемы, такие как экономические санкции со стороны США и ЕС (Япония также ввела санкции, которые были гораздо менее значительными), которые ограничивали доступ к иностранным финансам, и риски быть наказанными в случае действий, которые могут быть восприняты как подозрительные и т. д., добавились к ранее существующим проблемам. Хотя некоторые аспекты ведения бизнеса улучшались: Россия в рейтинге Всемирного банка Doing Business поднялась до 28-го места в 2019 году.
Кроме того, большинство японских фирм, действующих в России, являются крупными транснациональными компаниями, у малых и средних предприятий либо не было причин для выхода на российский рынок, либо им не хватало ресурсов. Кооперация малого и среднего бизнеса обеих стран является одним из пунктов плана сотрудничества 2016 года, о котором речь пойдет ниже.
Потепление в отношениях Японии и России обозначило новые сферы сотрудничества и возможности для японских компаний. В 2016 году премьер-министр Японии Абэ предложил план сотрудничества из восьми пунктов, который до сих пор во многом определяет развитие двустороннего экономического сотрудничества. План предусматривал такие области сотрудничества, как здравоохранение, городская среда, малый и средний бизнес, энергетика, промышленность, развитие Дальнего Востока, передовые технологии, гуманитарные обмены. В плане указывались перспективные отрасли на российском рынке, которыми японский бизнес мог бы воспользоваться даже в сложных условиях. Также был прогресс в институциональном аспекте двухстороннего сотрудничества, например, было подписано соглашение о налогообложении (2017 г.). В 2018–2019 гг. прошел год культурных и иных (в том числе деловых) обменов между Японией и Россией, за ним последовал год региональных обменов в 2020–2021 гг., для которого тоже планировалось проведение деловых мероприятий.
Следуя плану сотрудничества из восьми пунктов, во второй половине десятилетия появились новые совместные российско-японские проекты в возобновляемой энергетике, в сельском хозяйстве, медицинской отрасли и т. д. Японские компании также принимают участие в развитие проектов по добыче газа (Ямал СПГ и Арктик СПГ-2).
В 2019 году в России было 456 японских компаний, из них 163 были представительствами и филиалами, 163 дочерними компаниями, 63 совместными предприятиями. Число явно невелико по сравнению с количеством компаний из других стран (например, европейских). Россия получила меньше 0,5% всех ПИИ, произведенных Японией в период с 1991 по 2020 гг. Например, Мьянма и Филиппины, получили их за этот период в несколько раз больше. Это может означать, что у России есть определенные проблемы с привлечением японского бизнеса, от плохого имиджа, проистекающего из территориального вопроса, до того факта, что у Японии есть много других гораздо более многообещающих направлений для бизнеса.
В этом десятилетии стратегии японского бизнеса в России в первой половине оставались в основном теми же, развитие событий можно объяснить стадиальными теориями: накопленный опыт привел к более сложным способам выхода на рынок, таким как местное производство. Однако во второй половине десятилетия сетевой подход к объяснению поведения компаний может быть более полезным: уже вполне разросшаяся сеть японских компаний в России имела связи с властями на родине, а они их укрепили их связи с властями России, поскольку обе страны были заинтересованы в углублении экономических связей, а содействие японского бизнеса было здесь более чем полезным. Таким образом, был дан новый импульс развитию экономического сотрудничества.
При явных успехах в развитии экономического сотрудничества, к сожалению, оно имеет относительной небольшой объем: доля в международной торговле друг друга не превышает 5%. Структура торговли не сильно меняется. И несмотря на то, что японский бизнес преуспел в некоторых отраслях в России (например, около 15% всех иностранных инвестиций в автомобильную промышленность и около 13% в добычу и разработку природных ресурсов к 2013 г., доля Японии невелика в притоке ПИИ. Но инвестиции, сделанные через другие страны (особенно ЕС), обычно не учитываются. Хоть и японские компании создали некоторые цепочки поставок и создания стоимости, они все еще несопоставимы с таковыми между Японией и, например, странами АСЕАН, количество действующих компаний также относительно небольшое.
План из восьми пунктов, по всей видимости, в ближайшем будущем продолжит играть решающую роль в развитии экономических связей между Японией и Россией. В Белой книге по международной торговле японского министерства экономики 2020 года подчеркивалось, что реализация этого плана будет продолжена, возможно даже в измененном виде. Интересно, что содержание плана во многом схоже с национальными проектами, которые были представлены правительством России в 2019 году (например, здравоохранение, городская среда, повышение производительности труда). Акцент на применении японских технологий и опыта в этих областях, в которых Япония довольно преуспела, для целей России в развитии сотрудничества может быть усилен. Кроме того, во время саммита в июне 2019 г. было принято совместное заявление о пересмотре плана реализации восьми пунктов сотрудничества, был также подписан совместный план действий по сотрудничеству в области цифровой экономики. Все это может побудить больше японских компаний выйти на российский рынок или усилить свое присутствие.
Тем не менее, недавние события в экономических связях между Японией и Россией по-прежнему показывают, что природные ресурсы и энергетика являются наиболее важными. Новые сферы сотрудничества пока не набрали такой важности в торговле и инвестициях и, вероятно, вряд ли это сделают в ближайшем будущем. Сотрудничество в области энергетики и природных ресурсов включает такие масштабные проекты, как Арктик СПГ-2, в которые недавно были привлечены миллиарды долларов США японских инвестиций. Таких инвестиций не было даже в автомобилестроении, например, Toyota к 2017 году инвестировала от 300 до 900 миллионов долларов США в зависимости от применяемого обменного курса.
Возможно, отрасль ИКТ большой имеет потенциал для развития, особенно после подписания соглашения по цифровой экономике. С 2018 года при поддержке Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) осуществляются меры по развитию сотрудничества в этой сфере, например, такие как мероприятия по обмену между стартапами в крупных городах России. Возможно, в будущем могут появиться совместные предприятия или проекты, которые продемонстрируют, насколько плодотворным может быть такое сотрудничество, особенно с учетом того, что Япония не так давно приняла концепцию общества 5.0, где главную роль играют ИКТ.
Реализация плана из восьми пунктов может принести в Россию больше японских малых и средних предприятий, в России их гораздо меньше, чем, например, в тех же странах АСЕАН. Японская сторона создала специальную платформу для комплексной поддержки малых и средних предприятий, которые рассматривают возможность выхода на российский рынок. Кроме того, регулярные японо-российские встречи между представителями МСП проводятся при поддержке JETRO и японских центров.
Как видно, развитие стратегий выхода японских компаний на рынок России прошло через несколько этапов со своей спецификой: 1990-е и ранние 2000-е гг. были временем выжидания лучших времен, 2000-е и ранние 2010-е гг. характеризовались бурным ростом интереса и активности, последние годы стали временем поиском новых путей развития в менее благоприятных условиях, зачастую с помощью усиливающейся поддержки со стороны государств, имеющих относительно небольшую степень экономической взаимозависимости, но заинтересованных в улучшении и укреплении добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества.
Стратегическое партнерство России с ключевой экономикой восточноазиатского региона традиционно является одним из важнейших приоритетов национальной внешней политики, в том числе в сфере торговли. Стратегия Китая - «двойная циркуляция», в основе которой лежит внутренняя экономика с акцентом на внутреннее потребление, способна стать импульсом для развития несырьевого экспорта из России. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.
В последнее десятилетие развитие Китая и его влияние на процессы, происходящие в глобальной экономике, привлекают все большее внимание со стороны мирового сообщества. Принятый в 14-м пятилетнем плане Китая (2021–2025) курс на трансформацию модели развития страны путем сопряжения сил национальной экономики и международного экономического взаимодействия открывает новые возможности и угрозы для зарубежных производителей и поставщиков.
Вопрос переориентации российской внешней торговли с экспорта продукции первичного сектора экономики на вторичный, прежде всего с сырья (нефть, руды, каменный уголь) на товары нижнего и среднего передела, является одним из наиболее актуальных. Перестройка товарной структуры экспорта России с прицелом на внутренний рынок крупнейшего торгового партнера, Китая, позволит стране не только изменить устоявшуюся ориентацию на экспорт сырьевых товаров, но и углубить отношения с китайским партнером путем использования накопленного опыта и разнообразных каналов сбыта.
В своем исследовании я взяла за основу методику национального проекта РФ «Международная кооперация и экспорт», согласно которой поставки несырьевых товаров подразделяются на две группы: несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) и несырьевой энергетический экспорт (НЭЭ). В свою очередь ННЭ включает в себя три категории товаров, классифицируемые по степени передела: нижний, средний и верхний.
По состоянию на 2020 г. в страновом разрезе Китай выступает в качестве одного из ключевых потребительских рынков несырьевых товаров из России (Таблица 1). Стоимостной объем поставок российской несырьевой продукции в Китай сложился в сумме 18,76 млрд долл. США, удельные вес – 8,98% от совокупного объема.
Таблица 1. Ключевые рынки несырьевого экспорта из России, 2020 г.
№ п/п |
ННЭ |
НЭЭ |
||||
Страна |
Млрд долл. США |
Доля, % |
Страна |
Млрд долл. США |
Доля, % |
|
1 |
Великобритания |
20,12 |
12,52 |
Нидерланды |
7,02 |
14,61 |
2 |
Китай |
16,30 |
10,14 |
США |
4,27 |
8,89 |
3 |
Казахстан |
12,30 |
7,65 |
Турция |
2,52 |
5,25 |
4 |
Белоруссия |
9,38 |
5,83 |
Китай |
2,46 |
5,12 |
5 |
Турция |
8,15 |
5,07 |
Германия |
2,24 |
4,66 |
В период 2013–2020 гг. объемы поставок несырьевых товаров постепенно росли - с 11,73 млрд долл. США до 18,76 млрд долл. США (+ 59,93%) за счет увеличения экспорта продукции нижнего и среднего переделов (Рисунок 1). При этом «Валютный кризис» в России (2014—2015), связанный с ослаблением рубля, не оказал значительного стимулирующего влияния на общий экспорт товаров из России в Китай в силу резкого усиления продовольственной инфляции и снижения мировых цен на нефть. В этот период сырьевой и несырьевой энергетический экспорт снизился в среднем на 17,07% и 23,93% соответственно, при увеличении стоимостного объема поставок товаров верхнего передела (механического и электрического оборудования, легковых автомобилей, секретного экспорта и других).
Рисунок 1. Динамика экспорта российских товаров в Китай по группам и категориям в 2013–2020 гг., млрд долл. США
Источник: составлено автором на основе данных аналитического портала АО «Российский экспортный центр»
Структура китайского импорта значительно преобразилась на фоне масштабных ограничений и процессов, вызванных пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Наиболее остро ощутило негативное воздействие пандемии и, вслед за ним экономики стран-партнеров, имеющих тесные торговые связи с Китаем его промышленное производство, которое является «локомотивом» экономики КНР. В 2020 г. под влиянием этого фактора общий экспорт России в Китай, представленный преимущественно сырьевыми товарами (нефть, руды, каменный уголь), сократился с 57,32 млрд долл. США до 49,15 млрд долл. США, при увеличении стоимостного объема поставок продукции несырьевого неэнергетического экспорта на 12,57%. Влияние пандемии на промышленное производство страны сохранится в ближайшие годы.
В 2013 г. Китай занимал 5-е место среди стран-потребителей продукции ННЭ России. Начиная с 2016 г. и в последующие три года на фоне «поворота на Восток» страна была основным импортером несырьевых неэнергетических товаров. Однако в 2020 г. лидерство Китая было ослаблено в силу увеличения спроса со стороны Великобритании в металлах платиновой группы в 1-м полугодии 2020 г. и золота и серебра во 2-м полугодии 2020 г. под влиянием опасений инвесторов в связи с Brexit. И в аналогичном году китайский рынок занял 2-е место после Великобритании по стоимостному показателю импорта продукции российского ННЭ, который сложился в сумме 16,30 млрд долл. США.
Отметим, что несмотря на позитивную динамику внешней торговли России с Китаем, стратегическое партнерство и географическую близость двух стран, в 2019 г. доля российских товаров ННЭ на товарных рынках Китая составила менее 1,5% от совокупного объема. Основными поставщиками на китайском рынке традиционно являются Япония, США, Южная Корея, Бразилия, Япония и Германия, а также Гонконг. Последний принято рассматривать как своеобразное окно, через которое осуществляются транзитные перевозки между материковым Китаем и остальным миром.
Товарная структура китайского импорта несырьевых неэнергетических товаров из России в разрезе по категориям представлена преимущественно нижним переделом, удельный вес которого в 2020 г. превысил 45%, в стоимостном выражении достиг 7,89 млрд долл. США. В аналогичный период продукция среднего и верхнего переделов составила 4,06 млрд долл. США и 4,35 млрд долл. США соответственно. К основным товарам ННЭ России в Китай по кодам ТН ВЭД ЕАЭС относят следующие:
· Пиломатериалы, медь рафинированная и продукция агропромышленного комплекса низкой степени обработки, которые являются ключевыми товарами нижнего передела ННЭ;
· Сульфатная целлюлоза, растительные масла и полиэтилен, относящиеся к среднему переделу ННЭ;
· Верхний передел ННЭ включает в себя механическое оборудование и техника, компьютеры и секретный экспорт, удельный вес которых составил 57,24% в общем объеме данной категории.
В 2020 г. основными поставщиками несырьевых товаров на территорию Китая стали Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, на указанные регионы пришлось более 60% совокупного объема поставок ННЭ. В процессе исследования было определено, что в основе сложившегося разделения лежит не только региональная специализация, но такой фактор, как предпочтения бизнес-сообщества, представители которого стремятся размещать головные офисы в крупнейших городах России и осуществлять свою экспортную деятельность через них. По этой причине г. Москва является лидером среди субъектов федерации по стоимостному объему экспорта не только несырьевых неэнергетических товаров, но и сырьевого и несырьевого энергетического. В 2020 г. удельный вес г. Москвы в совокупном объеме НЭЭ в Китай составил 13,93%, в стоимостном выражении — 2,27 млрд долл. США.
На сегодняшний день помимо г. Москвы выделяют пять субъектов России, которые в наибольшей степени вовлечены в торговое сотрудничество с Китаем по направлению ННЭ. К ним относят Свердловскую и Иркутскую области, Приморский и Красноярский края, Республика Башкортостан. Отметим, что доля каждого указанного субъекта в общем объеме ННЭ России превышает 4,5%.
В эпоху цифровизации на фоне трансформации экономической модели развития Китая перед Россией открываются новые возможности для наращивания несырьевого экспорта, а также диверсификация товарной структуры. Что может стать импульсом для участия в экспортной деятельности российских регионов и вовлечения в нее микро-, малых и средних предприятий.
Основные страны-конкуренты России на китайском рынке – Бразилия, США, Южная Корея и Германия. Принимая во внимание традиционную международную специализацию России и уровень распространения электронной торговли в Китае, движущей силой развития российского несырьевого экспорта могут стать товары агропромышленного комплекса, продукция из металлов и химической промышленности. Которым, согласно прогнозам экспертов, характерен высокий внутренний спрос на территории Китая и потенциал роста.
Однако перед Россией и бизнес-сообществом стоит необходимость решить такие проблемы, как транспортные и ресурсные ограничения, отсутствие законодательства в сфере трансграничной электронной коммерции и низкий уровень узнаваемости отечественных брендов за рубежом.
Необходимо постоянно помнить, что на современном этапе развития Китая все большее значение приобретает его внутреннее потребление. Китайский потребительский рынок растет быстрее, чем во многих развитых странах. В силу чего производственные мощности меняют свою ориентацию с экспорта на мировой рынок на удовлетворение внутреннего спроса. И перед Россией как страной с высоким потенциалом в таких сферах, как металлопродукция, продовольственные и химические товары открываются возможности для наращивания и диверсификации экспорта несырьевых товаров в Китай.
«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.
И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?
Нетривиальный импорт
Машину из Китая можно можно привезти как б/у (с пробегом), так и новую, но... тут, впрочем, как и везде, есть свои тонкости.
Просто приехать, к примеру, в Харбин, выбрать на рынке типа владивостокского «Зеленого угла» или хабаровской «Монтажки» пробежного «Хавала» или «Джилика», сесть в него и вернуться домой, на Дальний Восток не получится. То есть всё – до момента пересечения китайско-российской границы – сделать-то можно, но вот именно вернуться своим ходом в Хабаровск - никак.
Почему? Этот вопрос я адресовал российским таможенникам.
- А как вы ввезете машину в Россию? – задает мне встречный вопрос пресс-секретарь Хабаровской таможни Елена Попова. – Пункты пропуска на российско-китайском участке границы в зоне ответственности Хабаровской таможни закрыты для того, чтобы гражданин мог пересечь границу своим ходом и сразу оформить автомобиль. ПТС у вас нет, а, значит, и нет оснований передвигаться по дорогам общего пользования своим ходом. Оформить временный ввоз может только иностранный гражданин.
Пытаюсь в качестве контраргумента привести опыт ввоза машин из Японии, но тут же вспоминаю: да, со склада временного хранения в российском порту мы выезжаем без номеров – регистрационных номерных знаков (РГЗ), но с паспортом транспортного средства (ПТС) на руках. В последние годы ПТС оформляется в электронном виде. При этом машина не зарегистрирована (не на учете), но основание – в виде ПТСки – для передвижения есть. Получается, тут другое.
Загогулистые, но выгодные тропы ЕАЭС
Разговариваю с Никитой Потрашилиным – экс-хабаровчанином, который сейчас живет в Гуанчжоу и занимается продажей новых китайских автомобилей. Машины, в основном, отправляет в Киргизию и Казахстан, а через эти страны уже дальше и в Россию.
Рассказывает, что для отправки нового автомобиля за пределы КНР необходимо воспользоваться услугами лицензированного дилера: в Китае для того, чтобы продавать на экспорт новые авто, необходимо иметь лицензию от местного минпрома.
– Таких компаний немного. Как правило, это или сам завод, или дилер, - говорит Никита Потрашилин.
В любом случае машины своим ходом не идут, только автовозом. И «растамаживать» их лучше в странах, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Киргизии, Казахстане, Армении.
– А зачем «таможить» на Дальнем Востоке? Это дороже будет. Проще через страну ЕАЭС, а уже потом гнать на «ДэВэшечку». Все равно дешевле выйдет, даже с учетом логистики и топлива, – аргументирует Никита.
Для примера берем Chery Tiggo 7 PRO MAX 2022 года выпуска, с объемом бензинового двигателя 1,5 литра мощностью 147 л.с., вес 1,5 тонны, ориентировочная стоимость такой машины в Китае – 11 тыс. долларов. Заносим эти параметры в онлайн-калькулятор расчет таможенной пошлины и получаем размер таможенной полшины – 521 тыс. рублей. Добавляем утилизационный сбор – это еще 3,4 тыс. рублей и получаем итог (только по платежам, без учета стоимости самой машины и ее доставки в Россию) – 524,4 тысяч рублей, то есть примерную стоимость половины машины в КНР.
С доставкой в Россию – тут решать самим: или морем во Владивосток, или автовозом через сухопутный погранпереход. Если машина находится, к примеру, в Харбине, то ее доставка до Уссурийска обойдется в 25 тыс. юаней. Доставку по России дальше можно рассчитать легко по тарифам транспортной компании или просчитать «самоход».
В том, что этот рынок только формируется, в интервью EastRussia признался и Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян.
«Насколько я знаю, с обеих сторон есть ряд компаний и частных лиц, которые занимаются импортом автомобилей из Китая, как новых, так и подержанных. Вопрос о том, возможно ли потребителям напрямую отправиться в Китай, чтобы забрать свои автомобили, как Вы упомянули, требует консультаций с российской таможней и другими соответствующими органами», - «по-консульски» ответил Цзян Сяоян.
Если же ввозить ее в страну ЕАЭС, например, Казахстан, то таможенные и утилизационные сборы составят 375 тысяч рублей – значительно дешевле. Доставить машину из Астаны до Новосибирска – основного хаба по пути из Казахстана – и далее на ДВ тоже проще считать самоходом, исходя из километража и расхода топлива, или поставить на автовоз, плечо Новосибирск – Хабаровск обойдется примерно в 60 тыс. рублей.
Вернемся к нашей таможне: привожу в пример августовский случай, когда через погранпереход Жаохэ – Покровка (Хабаровский край) были ввезены «беганные» Changan’ы и GreatWall’ы.
– Ну, все правильно! Машины же не шли своим ходом, их перевозила «фура», - парирует Елена Попова.
Никита подтверждает: вывезти самому машину с пробегом из Китая также не получится, для этого необходимо обращаться к перевозчикам, которую имеют соответствующую лицензию.
– Их тоже немного, в каждой провинции есть определенные компании, которые могут купить автомобиль б/у и экспортировать его, - рассказывает Никита Потрашилин.
Как и в любой стране, в КНР есть рынок подержанных автомобилей. Продаются они, как правило, через мобильные приложения, конкурирующие между собой. Есть и своя лига независимых автоэкспертов, которые по вашей заявке могут досконально осмотреть предлагаемое авто. Одним словом, нет никакого смысла ехать за машиной в Китай – все можно сделать удаленно.
– Это как с «японками». Вспомните 90-е – начало 2000-х, когда были туры за машинами в Аомори, Ниигату и так далее: русские приезжали в Японию, ходили по «флажковым» стоянкам, выбирали понравившееся авто, грузили на корабль и довольные шли обратно в Находку, Владик или Ванино, – вспоминает Виталий Шульгин, который когда-то занимался привозом японских машин в Россию. – Всю эту схему убила система аукционов – теперь не надо никуда ездить, все можно сделать, сидя за компом.
Кстати, раньше Китай не экспортировал автомобили собственного производства с пробегом. Но в 2019 году внутренний рынок оказался настолько перенасыщен новыми автомобилями, что китайское правительство для стимулирования покупательской способности среди своих граждан разрешило продавать автомобили, бывшие в употреблении, за рубеж.
Вот только получается, что не получается: близость КНР к Дальнему Востоку, увы, никаких преференций не дает. Это как с дорогами: под боком у каждого дальневосточника развитая сеть не просто дорог – автобанов, по которым можно за пару дней «долететь» до Желтого моря, но Китай россиян на своих автомобилях к себе не пускает.
Многие жители Дальнего Востока надеются, что так будет не всегда.
Каким будет в ближайшее время глобальное взаимодействие России и Китая, как развивается «народная дипломатия», почему понадобился «зелёный коридор» для студентов, ждать ли дальнейшего упрощения (без)визового режима и можно ли самостоятельное привезти автомобиль из китайского приграничья – самая свежая информация об отношениях РФ и КНР в ответах Генерального консула КНР в Хабаровске.
– Господин Цзян Сяоян, как решения форума «Один пояс – один путь» отразятся на сотрудничестве двух стран в Дальневосточном федеральном округе России?
– Несколько дней назад в Пекине с успехом прошел третий Форум международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (ОПОП). Президент РФ В.В. Путин возглавил большую делегацию, в которую вошли представители федеральных и местных органов власти, деловых кругов, СМИ и другие, вместе с ним в Китай отправились и многие руководители Дальневосточного федерального округа. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия Форума с программной речью «Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире», объявив о восьми шагах Китая в поддержку высококачественной реализации Инициативы «Один пояс – один путь», включая формирование взаимосвязанной транспорной сети, поддержку развития открытой мировой экономики, развертывание практического сотрудничества, содействие «зеленому» развитию, продвижение технологических инноваций поддержка обменов между гражданским обществом, строительство «чистой дороги» и совершенствование механизма международного сотрудничества в рамках «ОПОП». В ходе встречи Председателя Си Цзиньпин и Президента В.В. Путина на полях форума был достигнут ряд новых важных консенсусов по продвижению взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в различных областях, что придало новый мощный импульс развитию двусторонних отношений.
Россия является важнейшим партнером стратегического взаимодействия Китая в продвижении международного сотрудничества по «ОПОП». Уже в мае 2015 года Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин подписали Совместную декларацию о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Президент В.В. Путин принял участие в всех трех Форума международного сотрудничества «ОПОП», высоко оценив инициативу «Пояс и путь», считая, что она появилась в нужное время и имеет позитивные сдвиги, и российская сторона готова и дальше работать с китайской стороной над реализацией инициативы.
По данным Главного таможенного управления Китая, объем китайско-российской торговли с января по сентябрь достиг 176,4 млрд. долл., увеличившись на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и, как ожидается, превысит 200 млрд долл. за весь год, опережая график достижения цели, поставленной главами государств двух стран. Сотрудничество между двумя сторонами в энергетической, аэрокосмической, инфраструктурной, коммуникационной, цифровой экономике, трансграничной электронной коммерции, автомобилестроении и других областях продолжает расширяться и углубляться, принося огромную пользу двум странам и народам.
Китайско-российское сотрудничество по «ОПОП» также стало мощным двигателем развития взаимодействия между соответствующими регионами Китая и Дальневосточным федеральным округом России. Приняв за символ «одну трубу и два моста» (газопровод Китай-Россия, автомобильный мост Хэйхэ-Браговещенск и железнодорожный мост Тунцзян-Нижнеленинское), мы сделали значительный шаг вперед в развитии связей между Северо-Восточным Китаем и Дальневосточным федеральным округом России, обеспечив более плавный поток товаров и людей, а также более удобное взаимодействие. В этом году я принял участие в ряде китайско-российских форумов по местному сотрудничеству, бизнес-форумов, культурных и спортивных обменов и других мероприятий, проводимых Хабаровским краем, Амурской областью и Республикой Саха (Якутия), и стал свидетелем положительной динамики сотрудничества между двумя сторонами, почувствовал стремление обеих сторон к сотрудничеству. На всех уровнях – от официального до частного - полным ходом идут китайско-российские обмены и сотрудничество на местах, одновременно увеличивается их количество и качество. Слаженно работает механизм регионального сотрудничества Север-Восток Китая – Дальний Восток России, расширяются масштабы и влияние Восточного экономического форума, Харбинского ЭКСПО, Китайско-российской культурной ярмарки и т.д., увлекательно проходят спортивные мероприятия профессиональных спортсменов и молодежи. Две страны постоянно выходят на новый уровень сотрудничества на местах.
Генеральное консульство Китая в г. Хабаровске готово совместно со всеми российскими друзьями работать над реализацией важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран и сосредоточенного на «пяти звеньях» строительства «ОПОП», над дальнейшим продвижением всестороннего сотрудничества между соответствующими провинциями Китая и Дальнего Востока России в области экономики, торговли, инвестиций, гуманитарных наук и других областях, над постоянным повышением уровня связности между соседними регионами двух стран, над укреплением основы общественного мнения дружественных отношений двух стран, чтобы строительство «ОПОП» принесло больше пользы народам двух стран.
– Сейчас готовится к запуску новый механизм международной территории опережающего развития. Какие, по Вашему мнению, нужны условия, чтобы заинтересовать китайский бизнес стать резидентом такой ТОР?
– Китайские предприятия приветствуют и ждут появления нового механизма международной территории опережающего развития, который, безусловно, придаст новый импульс развитию китайско-российских экономических и торговых отношений.
Китай уже 13 лет подряд является крупнейшим торговым партнером России, и в то же время Китай является крупнейшей страной-источником зарегистрированных иностранных предприятий в территориях опережающего развития ДФО и Свободном порту Владивосток – 53 компании с общим объемом инвестиций 13,2 млрд. долларов США, в основном занятых в области лесного и сельского хозяйства, энергетики и минералов, транспорта и логистики и т.д. В целях дальнейшего развития стыковки с ТОР Дальнего Востока в августе этого года Китай и Россия совместно провели в Хабаровском крае семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества «Китайская (Хэйлунцзянская) пилотная зона свободной торговли – Гуандун, Сянган и Аомэнь – российская ТОР Хабаровского края», подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и обменам и организовали семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества между предприятиями двух стран. Предприятия провели активные стыковки в области новой энергетики, зерна, лесоматериалов, логистики и трансграничной электронной коммерции и достигли хороших результатов.
Я уверен, что с постоянным улучшением деловой и инвестиционной среды на Дальнем Востоке России все больше китайских предприятий будут приходить для инвестиций и ведения бизнеса. Генеральное консульство готово, как всегда, оказывать поддержку и помощь, чтобы способствовать практическому сотрудничеству между Китаем и Россией для достижения более ощутимых результатов. Интерес китайского бизнеса к участию в Международной ТОР очень высок.
– Какие российско-китайские проекты на Дальнем Востоке по вашей информации находятся в состоянии максимальной готовности к реализации?
– В 2022 году объем торговли между Китаем и Дальним Востоком России превысил 20 млрд. долл. Субъекты Российские Федерации, относящимся к консульскому округу, имеют мощную экономическую базу, разнообразную структуру экономики, полный спектр услуг, авиастроение, судостроение, выплавку черных и цветных металлов, нефтепереработку, лесозаготовку и деревообработку и другие развитые сферы. Обе стороны обладают сильной экономической взаимодополняемостью, высоким уровнем промышленного соответствия, большим потенциалом для сотрудничества. Благодаря совместным усилиям двух сторон плодотворно развивается сотрудничество в области энергетики, сельского хозяйства, полезных ископаемых и трансграничной инфраструктуры. В настоящее время успешно реализуются Амурский газовый комплекс, трансграничная канатная дорога Хэйхэ – Благовещенск и другие ключевые проекты, ведется совместная работа по подготовке совместного планирования охраны и освоения Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао), изучается возможность строительства железнодорожного моста Мохэ - Джалинда, комбинированные перевозки река-море и других трансграничных логистических коридоров, а также скорейшей реализации ряда инвестиционных проектов, таких как разведение пресноводных рыб, совместное производство сельскохозяйственной техники и других инвестиционных проектов.
Словом, Генеральное консульство будет тесно координировать свои действия с соответствующими ведомствами, играть роль связующего звена и содействовать реализации соответствующих проектов в консульском округе. Я верю, что под руководством плана сотрудничества, совместно разработанного главами государств двух стран, и на фоне активной реализации Россией стратегии «поворот на Восток» китайско-российское местное торгово-экономическое сотрудничество обязательно сделает новый шаг вперед, совершит новые прорывы и достигнет новых результатов.
– Как сейчас выглядит работа консульства? Работает ли оно с той же нагрузкой, что и до пандемии?
– Работа Генерального консульства заключается главным образом в реализации важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран по вопросам двусторонних отношений, а также в содействии дружественным обменам и взаимовыгодному сотрудничеству между двумя сторонами. Работа Генерального консульства включает в себя отслеживание и изучение состояния сотрудничества между Консульским округом и различными регионами Китая, выдвижение различных предложений по развитию сотрудничества и решению проблем в этом процессе, работу с людьми из всех слоев населения Консульского округа с целью укрепления дружбы между двумя народами, установление контактов между людьми с целью развития взаимовыгодного сотрудничества в области экономики, торговли, культуры, образования, спорта, науки и техники и т.д., и конечно, оказание всяких консульских услуг.
Возьмем, к примеру, предоставление консульских услуг по оформлению документов. После окончания пандемии наше Генконсульство работает в полную силу по выдаче виз российским друзьям, выезжающим в Китай. К настоящему времени выдано свыше 17000 виз российским гражданам из четырех субъектов Федерации, относящихся к консульскому округу, что полностью соответствует уровню, существовавшему до пандемии, и позволяет эффективно удовлетворять спрос на визы для российских друзей, выезжающих в Китай.
– В сентябре Генеральное консульство КНР в Хабаровске объявило «зеленый коридор» для студентов, которые обучаются в вузах Китая. Зачем понадобился такой режим? Каковы итоги работы в этом режиме и будет ли он возобновляться?
– Открытие «зеленого коридора» для российских студентов, выезжающих в Китай, - это новаторская инициатива нашего Генерального консульства, направленная на то, чтобы российские студенты из Консульского округа, выезжающие в Китай, своевременно получали визы к началу нового учебного года и могли своевременно учиться в Китае. За более чем месяц, прошедший с момента объявления об этой инициативе, Генконсульство без очереди выдало визы 720 российским студентам в консульском округе, которые выразили свою благодарность Генконсульству за такую инициативу и работу.
Китай и Россия являются основным местом учебы друг друга, взаимный обмен студентами – традиционный проект образовательного сотрудничества между двумя странами. В 2020 году около 14 тыс. российских студентов учились в Китае. Все больше российских студентов из четырех субъектов Федерации, относящихся к нашему консульскому округу, получают образование в Китае, что мы очень приветствуем и будем продолжать оказывать им содействие.
В будущем, когда надо, мы еще будем, конечно, такой режим возобновлять.
– Насколько активно едут граждане КНР с туристическими целями в регионы ответственности Генерального консульства Китая в г. Хабаровске? Какие регионы ДФО и чем привлекают туристов из Китая?
После возобновления работы китайско-российских пограничных переходов и особенно после возобновления безвизового режима для групповых поездок между двумя странами поток туристов продолжает расти. Во время недавней «Золотой недели» во время национального праздника Китая на Дальний Восток России приехало большое количество китайских туристов, которых можно было встретить практически в каждом ресторане. Дальний Восток находится недалеко от северо-востока Китая, имеет удобное транспортное сообщение, прекрасные природные пейзажи, многонациональную культуру и самобытную кухню, люди здесь теплые и дружелюбные, все это очень привлекает китайских туристов.
– Есть ли сложность в консульском сопровождении граждан КНР на Дальнем Востоке с учетом больших расстояний?
Дальний Восток России – очень большой регион, площадь только нашего консульского округа составляет 4,26 млн. кв. км. Дальний Восток хорошо развит в транспортном отношении, имеет удобное авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение, и мы не испытываем никаких неудобств в своей работе. Мы с коллегами часто выезжаем в Республику Саха (Якутия), Амурскую область и Еврейскую автономную область для оказания выездных консульских услуг китайским гражданам. Кроме того, благодаря современным развитым средствам связи многие проблемы можно решать путем дистанционного согласования. Следует подчеркнуть, что правительства четырёх субъектов РФ, относящихся к консульскому округу Генконсульства, дружественно относятся к Китаю, активно сотрудничают с ним, находятся в тесном контакте с нами и оказывают большую помощь в нашей работе.
– Предвидится ли упрощение безвизового режима посещений в приграничных районах? До пандемии, например, граждане России могли самостоятельно купить билет и поехать в Хэйхэ. Сейчас без посредничества туристических фирм этот сделать невозможно. В результате поездка становится дороже и это останавливает многих от поездки.
– Китай неуклонно и постоянно расширяет свою открытость для внешнего мира, приветствуя иностранных друзей, приезжающих в Китай для ведения бизнеса, инвестиций и туризма, и предоставляя им множество возможностей. Например, на всей территории Китая действует 24-часовой безвизовый транзит, а в таких городах, как Пекин, Шанхай и Шэньян – 144-часовой, в таких городах, как Харбин и Гуанчжоу – 72-часовой, а на острове Хайнань для туристов из 59 стран, включая Россию, действует 30-дневный безвизовый въезд. Кроме того, взаимное освобождение от групповых туристических виз между Китаем и Россией еще больше облегчило поездки туристов. Что касается дальнейших мер взаимного облегчения для жителей приграничных районов двух стран, то компетентные органы двух стран находятся в процессе консультаций и надеются на достижение нового консенсуса.
– Возможен ли вариант поездки, например, в Хэйхэ с целью покупки автомобиля? Можно ли будет самостоятельно за рулем этого автомобиля выехать с территории КНР в Россию? Какие документы для этого нужны, надо ли оформлять визу?
– Российские потребители все больше отдают предпочтение китайским автомобилям. Согласно статистике, в этом году китайских автомобилей в России было продано более 300 тыс. штук (по сравнению с 69 тыс. штук за аналогичный период прошлого года), а доля рынка составила более 42%. Это не может не радовать. На встречах с местными российскими друзьями я тоже часто «рекламирую» китайские автомобили и рекомендую им пересесть на китайские машины. Насколько я знаю, с обеих сторон есть ряд компаний и частных лиц, которые занимаются импортом автомобилей из Китая, как новых, так и подержанных. Вопрос о том, возможно ли потребителям напрямую отправиться в Китай, чтобы забрать свои автомобили, как Вы упомянули, требует консультаций с российской таможней и другими соответствующими органами.
– Сейчас для получения туристической визы гражданину России необходимо Письмо-приглашение, выданное организацей или физическим лицом в Китае. Как вы считаете, может ли отмена этого требования способствовать увеличению туристического потока?
Дипломатические и туристические ведомства Китая и России продолжат укреплять сотрудничество с целью предоставления более удобных услуг для людей, путешествующих между двумя странами, чтобы поездки более гладко, чтобы туристы получали более комфортные и удобные впечатления и могли лучше прочувствовать историческое и культурное наследие двух стран, а также дружеские отношения между народами.
В настоящее время оформление туристических виз в Китай может осуществляться как на основании пригласительных писем, выданных китайскими турфирмами или частными лицами, так и на основании бланков бронирования гостиниц и авиабилетов (или билетов на паром), и эти материальные требования являются общепринятой практикой в международном сообществе, включая Россию, и применялись в таком виде до эпидемии. Кроме того, требования к оформлению всех типов виз для поездок в Китай, включая туристические, опубликованы на официальном сайте нашего консульства, так что российские граждане, желающие отправиться в Китай, могут получить необходимую информацию, не выходя из дома.
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.