Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russia-Japan: 2 + 2 =?

How the two countries prepare for the leaders' meeting in April

The first month of spring in Russian-Japanese relations was marked by a series of diplomatic meetings that were the result of the agreement of Russian President Vladimir Putin and Japanese Prime Minister Shinzo Abe at the summit last December in the Land of the Rising Sun. All of them were held in Tokyo.

Russia-Japan: 2 + 2 =?
Photo: shutterstock.com

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
On March 18, at the level of deputy foreign ministers, the prospects for joint economic activities in the four southern Kuril Islands were discussed. They are claimed by Japan, calling them their "northern territories". On March 20, a 2 + 2 meeting was held with the participation of the Foreign and Defense Ministers. At the meeting, issues of international security were discussed and measures in the field of military cooperation were outlined. The final chord was the "strategic dialogue" held on March 30 between the first deputy heads of the foreign affairs agencies. Practically all areas of cooperation between Russia and Japan were touched upon during it. The three events did not solve the key problems in relations between the two countries, but became a prelude to the next meeting of their leaders, scheduled in Russia on April 27-28.


Restored format


Among the three events, the talks in the "2 + 2" format were of the greatest interest both in Russia and in Japan. At them, in addition to discussing the security situation in the Asia-Pacific and other regions of the world, the parties exchanged proposals for joint economic activities in the southern Kuriles, which the leaders of the two countries agreed on at the December summit in Japan.

In assessing the past negotiations, the Japanese media indicate that their resumption more than three years later means an improvement in bilateral ties between Russia and Japan, which for a long time have been complicated by the territorial dispute over four islands north of Hokkaido. And the negotiations themselves, according to the Minister of Foreign Affairs of Japan Fumio Kishida, should help accelerate progress in this dispute, which does not make it possible to sign a peace treaty between the two countries in order to officially draw a line under the Second World War.

In addition, Japanese experts emphasize the fact that the 2 + 2 format was revived at the initiative of Russia during last year's rendezvous between Putin and Abe. According to these experts, this manifested Moscow's desire to improve ties with Tokyo in order to balance its increasing slide into the status of a pariah in the world community after the “annexation” of Crimea by Russia in 2014. They believe that for Russia, conducting a dialogue on security is unilaterally beneficial, since it can serve as proof of the lack of unity of the Western countries in pursuing their cruel course against Russia.

The Japanese press also focus on the fact that the meeting within the framework of this format made Japan the first country from the Group of Seven (G-7), which began to carry out such negotiations with Russia after Russia "requisitioned" the Crimean peninsula. However, so that no one had doubts and criticism about Tokyo's actions, an official representative of the Japanese Foreign Ministry, as if justifying himself, said at a press conference after the 2 + 2 meeting that the country “appreciates the rule of law and will not tolerate any attempts by Moscow change the status quo by force. "


Mutual Concerns

At the same time, according to the largest Japanese newspaper Yomiuri Shimbun, in the tense security situation in East Asia, Japan and Russia should seek cooperation in those areas where their interests coincide. Special risks in this regard are associated with the situation on the Korean Peninsula and, above all, with the build-up of the DPRK's nuclear missile potential, which runs counter to the resolutions of the UN Security Council. The Russian and Japanese sides agreed that Pyongyang must comply with all UN Security Council resolutions on this score.

However, Japanese analysts expressed dissatisfaction with Sergei Lavrov's statement that sanctions should be viewed not as an instrument of punishing the DPRK, but as an incentive to return the situation to a political negotiation channel. Tokyo, which considers the nuclear missile threat from North Korea to be the biggest challenge to Japan's security, for its part, considers these sanctions only as an instrument of pressure on the North Korean regime in order to force it to unilaterally abandon the improvement of its nuclear missile technologies. At the same time, Japanese experts believe that in order to contain Pyongyang, an exchange of information and proposals for joint actions between Moscow and Tokyo is necessary.

During the talks, Japanese Defense Minister Tomomi Inada protested against the deployment of anti-ship missiles by Russia in the southern Kuriles and plans to deploy a division in the Kuril Islands by the end of the year. Her Russian counterpart, Sergei Shoigu, explained in response that the new division would be aimed not against someone, but to protect the territory of the Russian Federation, its borders, both from the sea and from the air. However, the mouthpiece of Japan's nationalist circles, the Sankei Shimbun newspaper, took an uncompromising position in this regard. According to the newspaper, Russia has no right to place not a single soldier on the four islands, which are the original Japanese territories, and Foreign Ministers Fumio Kishida and Defense Ministers Tomomi Inada had to insist on the withdrawal of Russian troops from the islands.

For their part, Russian representatives expressed serious concern over the plans to deploy elements of the US global anti-missile defense (ABM) in the AP region. Russian Foreign Minister Sergei Lavrov announced the serious risks it poses. In his opinion, this is a "disproportionate response" to possible threats from North Korea. And the head of the Russian Defense Ministry, Sergei Shoigu, expressed concern about the elements of the American missile defense system deployed on Japanese territory. According to him, this could upset the strategic balance in the APR.

It should be noted that Japan has its own missile defense network, which includes destroyers equipped with the American Aegis missile defense system and the Patriot ground missile defense system. Japan and the United States are closely cooperating in the field of improving missile defense. Ironically, after the March 2 + 2 talks between Russia and Japan in April, Japan and the United States intend to hold talks in the same format. According to information from Japanese government sources, Tokyo plans to give priority to improving its own missile defense system in cooperation with the United States. The Japanese government is considering the possibility of additional commissioning of ships equipped with the Aegis system as a means of strengthening its missile defense system. It is also exploring the possibility of deploying the latest American missile defense system THAAD and the ground-based Aegis missile defense system on its territory. It should be noted that at the beginning of the year, the United States began deploying the THAAD system in South Korea, which caused an extremely negative reaction from Beijing and sharply exacerbated relations between China and South Korea.

In response to concerns expressed by Russian ministers, Japanese Defense Minister Tomomi Inada said that the missile defense system located in Japan is intended solely to protect the country from the nuclear missile threat from North Korea and is not directed against Russia. However, the same "Sankei Shimbun" criticized this statement of the Japanese minister, calling it strange. The newspaper puts the question bluntly: shouldn't this missile defense be directed against the nuclear missile potential of Russia and China? The answer to this question at the end of March was given by Lieutenant General Viktor Poznikhir, Deputy Chief of the Main Operations Directorate of the General Staff of the RF Armed Forces. At the disarmament conference in Geneva, he bluntly stated: "Under the pretext of countering North Korean and Iranian missile threats, the United States is deploying a strategic system designed to destroy Russian and Chinese ballistic missiles, upsetting the balance of containment forces."


The China factor

According to Japanese media reports, during the Russian-Japanese dialogue within the framework of "2 + 2" on the initiative of the Japanese side, Chinese topics were also touched upon. This was quite expected, since today, not only in the calculations of Japanese politicians and analysts, but also in official documents of Japan, China is presented as the number one threat to its security. In fact, the "2 + 2" format was created at the initiative of Tokyo in 2013, primarily with the aim of discussing the possibility of jointly containing Moscow with Moscow, which, according to Japanese political scientists, poses a military threat not only to Japan, but also to Russia. Then the Japanese thesis about the need to jointly confront the "Chinese threat" did not receive support from the Russian negotiators.

Regarding the resumption of negotiations in the specified format, the aforementioned Sankei Shimbun repeats this thesis, claiming that the goal of rapprochement between Japan and Russia is to "contain China." However, the newspaper admits, it must be borne in mind that this is not so easy to implement. The publication is echoed by the Japan Times, which writes: “While Japan views the resumption of the 2 + 2 talks between the foreign and defense ministers of both countries as a way to drive a wedge between Moscow and Beijing, which have strengthened ties following Moscow's annexation of Crimea, Russia does not want to break its special partnership with China, which is its dominant investor. "

At the talks in the 2 + 2 format this year, the leitmotif of the Japanese side's statements to China was concern over further rapprochement between Moscow and Beijing, primarily in the field of military cooperation. Thus, Tomomi Inada expressed concern over the transfer of the latest S-400 missile defense system and other modern weapons by Russia to China. The Japanese side also expressed concern about China's growing naval expansion in the East China and South China Seas. However, according to Japanese media reports, the Russian side withdrew from discussing this topic.

However, it would be wrong to believe that the meeting of the four ministers of the two countries on security issues ended in an ineffectual exchange of views, and each side "remained with its own people." According to Sergei Shoigu, Moscow and Tokyo have established contacts through the General Staffs and will hold 2017 bilateral events in 30. In particular, joint exercises of warships of both countries are planned to counter piracy, terrorism, etc. This will undoubtedly help deepen mutual understanding between the military of both countries and improve the atmosphere in bilateral relations between Russia and Japan in general.


Looking for legal consensus

At the bilateral diplomatic events of the last March, much attention was paid to the joint economic activities of Russia and Japan in the southern Kuriles. In the mutual opinion of the parties, its implementation should become an important step towards resolving the territorial issue and signing a peace treaty between the countries. As reported by the Yomiuri Shimbun newspaper, Russia has proposed 26 joint projects for implementation on these islands. Among them, the newspaper highlights salmon and trout farming, the construction of enterprises for the processing of marine products and markets for its sale, the creation of wind and geothermal power plants, the construction and repair of housing. The Russian list also includes the operation of vessels intended for amateur fishermen, etc.

The Russian proposals largely coincide with 30 Japanese projects, which also include the processing of marine products and the construction of geothermal stations. In terms of seafood, Japan offers breeding of the highly demanded sea urchins and scallops in its domestic market. In addition, the Japanese set of proposals includes Japanese physicians of remote health services to residents of the four South Kuril Islands. At the request of their former Japanese inhabitants, the package also includes the organization of sea tourist cruises around the islands and the establishment of charter flights from the island of Hokkaido, where they now live, to the islands of Kunashir and Iturup.

By the summit of Putin and Abe in late April, the parties are supposed to work out a common list of joint projects. However, today, perhaps the most difficult issue of joint management in the Kuril Islands is the legal basis on which it should be implemented. Here the positions of Russia and Japan fundamentally differ. During last year's summit in Japan, Russian presidential aide Yuri Ushakov stressed that such activities should be conducted in accordance with Russian law. But after the meeting, Japanese Prime Minister Shinzo Abe repeatedly said that joint economic activities should be carried out on the basis of laws that are not Russian, though not Japanese. In his opinion, it can be implemented within the framework of a kind of "special system" that will not harm the sovereignty of both countries over the islands.

However, Russian Foreign Minister Sergei Lavrov, in an interview with the newspaper "Argumenty i Fakty" on March 29, referring to joint activities with Japan in the southern Kuriles, unambiguously stated: "The Russian Foreign Ministry - in close cooperation with other relevant Russian departments - is intensively working with in order to select really economically significant projects, the implementation of which would contribute to the socio-economic development of the southern Kuril Islands, would bring tangible benefits to the population of adjacent Russian and Japanese regions. At the same time, the legal framework for the implementation of such projects should not contradict Russian legislation. This is the fundamental criterion for the implementation of joint economic activities. "

Obviously, such an approach is unacceptable for Japan, because, as its officials have repeatedly stated, agreeing with it would mean Japan's recognition of Russian sovereignty over its "northern territories", which contradicts Tokyo's principled position. This position was once again openly voiced on its pages by the Yomiuri Shimbun newspaper, which writes: “Joint economic activity is intended solely to create conditions for the return of the northern territories. Any compromise that can accept Russia's illegal occupation of territories as a fait accompli will be absolutely impossible. It is important for our country to constantly negotiate with Russia, without conflicting with its own principle concerning the territories, so that a common ground can be found in the positions of Japan and Russia. "

The upcoming talks between President Vladimir Putin and Prime Minister Shinzo Abe in April will show how far the parties can move in their search for this foundation. At any rate, the Japan Times claims, citing its sources, that the Japanese prime minister is planning to visit Russia on April 27-28 in his efforts to achieve a breakthrough in the decades-old territorial dispute between the two countries.
June 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Россия-Япония: 2+2=?

Как две страны готовятся к встрече лидеров в апреле

Первый месяц весны в российско-японских отношениях ознаменовался рядом дипломатических встреч, явившихся результатом договорённости президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ на саммите в декабре прошлого года в Стране восходящего солнца. Все они были проведены в Токио.

Россия-Япония: 2+2=?
Фото: shutterstock.com
18 марта на уровне замминистров иностранных дел обсуждались перспективы совместной хозяйственной деятельности на четырех южных Курильских островах. На них претендует Япония, называя их своими «северными территориями». 20 марта состоялась встреча в формате «2+2» с участием министров иностранных дел и обороны. На встрече дискутировались проблемы международной безопасности и были намечены мероприятия в сфере военного сотрудничества. Заключительным аккордом  явился проведённый  30 марта  «стратегический диалог» между первыми заместителями глав внешнеполитических ведомств. В ходе него были затронуты  практически все сферы сотрудничества между Россией и Японией.  Тройка мероприятий не решила ключевых проблем в отношениях двух стран, но стала прелюдией к очередной встрече их лидеров,  намеченной в России на 27-28 апреля.


Возрожденный формат


Среди трех событий наибольший интерес как в России, так и в Японии вызвали, пожалуй, переговоры в формате «2+2». На них помимо обсуждения ситуации  в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах мира стороны обменялись  предложениями о совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах, о которой руководители двух стран договорились на декабрьском  саммите в Японии.

Давая оценки прошедшим переговорам, японские СМИ указывают на то, что  их возобновление спустя три с лишним года означает улучшение в двусторонних связях между Россией и Японией, которые в течение долгого времени осложнены территориальным спором вокруг четырех островов к Северу от острова Хоккайдо. А сами переговоры, по заявлению министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды, должны содействовать ускорению прогресса в указанном споре, который не дает возможности подписать мирный договор между двумя странами, чтобы официально подвести черту под  Второй мировой войной.

Кроме того, японские эксперты подчеркивают тот факт, что формат «2+2» был возрожден по инициативе России во время прошлогоднего рандеву Путина и Абэ. По мнению указанных экспертов, в этом проявилось желание Москвы улучшить связи с Токио с целью сбалансировать ее усиливающееся соскальзывание в статус изгоя в мировом сообществе после  «аннексии» Россией Крыма в 2014 году. Они полагают, что для России проведение диалога по безопасности односторонне выгодно, поскольку  может служить доказательством отсутствия единства стран Запада в проведении их жестокого курса против России.

Японская пресса также акцентируют внимание на том, что встреча в рамках указанного формата сделала Японию первой страной из Группы Семи (G-7), которая стала осуществлять  подобные переговоры с Россией после того, как Россия «реквизировала» Крымский полуостров. Однако, чтобы ни у кого не возникало сомнений и критики по поводу действий Токио,  официальный   представитель МИД Японии, как бы оправдываясь,  сказал на пресс-конференции после встречи «2+2», что страна «ценит верховенство закона и не потерпит никаких попыток Москвы силой изменить статус-кво».


Взаимные озабоченности

Вместе с тем, по мнению крупнейшей японской газеты «Йомиури симбун», в условиях напряжённой ситуации в области безопасности в Восточной Азии Япония и Россия должны искать сотрудничество в тех сферах, где их интересы совпадают. Особые риски в этом отношении связаны с положением на Корейском полуострове и, прежде всего, с наращиванием ракетно-ядерного потенциала КНДР, что идет  вразрез с резолюциями Совета Безопасности ООН. Российская и японская стороны согласились в том, что Пхеньян должен выполнять все резолюции СБ ООН на этот счет.

Однако среди японских аналитиков было высказано неудовольствие по поводу высказывания Сергея Лаврова о том, что  санкции должны рассматриваться не как инструмент наказания КНДР, а как стимул для того, чтобы вернуть ситуацию в политико-переговорное русло. Токио, который считает ракетно-ядерную угрозу со стороны Северной Кореи самым большим вызовом безопасности Японии, со своей стороны, рассматривает указанные санкции лишь как инструмент давления на северокорейский режим с целью принудить его в одностороннем порядке отказаться от совершенствования своих ракетно-ядерных технологий. Вместе с тем, японские эксперты полагают, что для сдерживания Пхеньяна необходим обмен информацией и предложениями о совместных  действиях между Москвой и Токио.

В ходе переговоров министр обороны Японии Томоми Инада высказала протест против размещения Россией на южных Курилах противокорабельных ракет и планов дислокации на Курильских островах  дивизии к концу года. Ее российский визави – Сергей  Шойгу разъяснил в ответ, что новая дивизия будет нацелена не против кого-то, а на защиту территории Российской Федерации, ее границ, как с моря, так и с воздуха. Однако рупор националистических кругов Японии, газета «Санкэй симбун» в этой связи заняла непримиримую позицию. Как пишет газета, Россия не имеет права размещать на четырех островах, являющихся исконными японскими территориями, ни одного солдата, и министры иностранных дел Фумио Кисида и обороны Томоми Инада должны были настаивать на выводе с островов российских войск.

Со своей стороны, российские представители выразили серьезную озабоченность планами развертывания в АТР элементов глобальной противоракетной обороны (ПРО) США. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о серьезных рисках, которыми оно чревато. По его  мнению, это «непропорциональный ответ» на возможные угрозы со стороны Северной Кореи. А глава российского министерства обороны Сергей Шойгу высказал обеспокоенность по поводу элементов американской ПРО, дислоцированных на японской территории. По его словам, это может нарушить стратегический баланс в АТР.

Следует отметить, что Япония имеет собственную сеть ПРО, которая включает эсминцы, оснащенные американской системой ПРО «Иджис» и наземную систему ПРО «Пэтриот». Япония и США тесно взаимодействуют в сфере совершенствования ПРО. По иронии судьбы, после мартовских переговоров в формате «2+2» между Россией и Японией в апреле  в таком же формате намерены провести переговоры Япония и США. По информации из японских правительственных источников, на них Токио планирует отдать приоритет совершенствованию собственной системы ПРО в сотрудничестве с Соединенными Штатами. Как средство усиления своей ПРО японское правительство рассматривает возможность дополнительного ввода в строй  кораблей, оборудованных системой «Иджис». Оно также изучает возможность дислоцирования  на своей территории новейшей американской ПРО THAAD и системы ПРО «Иджис» наземного базирования. Следует заметить, что в начале года   система THAAD  начала размещаться Соединенными Штатами  в Южной Корее, что вызвало крайне негативную реакцию со стороны Пекина и резко обострило  отношения между Китаем и Южной Кореей.

В ответ на высказанные российскими министрами озабоченности глава японского оборонного ведомства Томоми Инада заявила, что расположенная в Японии система ПРО предназначена исключительно  для защиты страны от ракетно-ядерной угрозы  со стороны Северной Кореи и не направлена против России.  Однако та же «Санкэй симбун» раскритиковала это заявление  японского министра, назвав его странным. Газета ставит вопрос ребром: разве эта ПРО не должна быть направлена против ракетно-ядерного потенциала России и Китая? Ответ на этот вопрос в конце марта дал заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир. На конференции по разоружению в Женеве он прямо заявил: «Под предлогом противодействия северокорейской и иранской ракетным угрозам Соединенными Штатами развертывается стратегическая система, предназначенная для уничтожения российских и китайских баллистических ракет, нарушающая баланс сил сдерживания».


Китайский фактор

По сообщениям японских СМИ, в ходе российско-японского диалога  в рамках «2+2» по инициативе японской стороны была затронута также китайская тематика. Это было вполне ожидаемо, поскольку Китай на сегодняшний день не только  в выкладках японских  политиков и аналитиков, но и в официальных документах Японии  подается как угроза номер один ее безопасности. Собственно, формат «2+2» и создавался по инициативе Токио в 2013 году, прежде всего, с целью обсуждения возможности совместного с Москвой   сдерживания Китая, который, по мнению японских политологов, представляет собой военную угрозу не только Японии, но и России.  Тогда японский тезис о необходимости совместного противостояния  «китайской угрозе» не получил поддержки со стороны российских переговорщиков.

Касаясь возобновления  переговоров в указанном формате, упомянутая «Санкэй симбун» повторяет этот тезис, утверждая, что  цель сближения Японии и России заключается в «сдерживании Китая».  Однако, признает газета,  надо иметь в виду, что это не так просто осуществить. Изданию вторит «Japan Times», которая пишет: «В то время как Япония рассматривает возобновление переговоров в формате «2+2» между министрами иностранных дел и обороны обеих стран как способ вбить клин между Москвой и Пекином, усиливших связи после аннексии Москвой Крыма, Россия не хочет нарушить свое особое партнёрство с Китаем, являющимся ее доминирующим инвестором».

На переговорах в формате «2+2»  в нынешнем году лейтмотивом высказываний японской стороны в адрес Китая была обеспокоенность по поводу дальнейшего сближения  между Москвой и Пекином, прежде всего, в области военного сотрудничества.  Так, Томоми Инада выразила   обеспокоенность в связи с  передачей Россией  Китаю новейшей системы ПРО «С-400» и другого современного оружия. Японская сторона также высказала тревогу по поводу растущей военно-морской экспансии Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Однако, по сообщениям японских СМИ, российская сторона ушла от обсуждения этой темы.

Впрочем, было бы  неправильным считать, что по вопросам безопасности встреча  четырех министров двух стран  закончилась безрезультатным обменом мнениями, и каждая сторона «осталась при своих».  По заявлению Сергея Шойгу, Москва и Токио установили контакты по линии Генштабов и проведут в 2017 году 30 двусторонних  мероприятий. В частности, запланированы совместные учения военных кораблей обеих стран по противодействию пиратству, терроризму и др. Это, безусловно, будет содействовать углублению взаимопонимания между военными обеих стран и улучшению атмосферы в двусторонних отношениях России и Японии  в целом.


В поисках правового консенсуса

На двусторонних  дипломатических мероприятиях ушедшего марта большое внимание было уделено совместной экономической деятельности России и Японии на южных Курилах. По обоюдному мнению сторон, ее реализация должна стать важным шагом на пути к решению территориального вопроса  и подписанию мирного договора между  странами.  Как  сообщает газета «Йомиури симбун», Россия предложила 26 совместных проектов для осуществления на указанных островах. Среди них газета выделяет разведение лосося и форели,  строительство предприятий по переработке морской продукции и рынков для ее сбыта, создание ветряных и геотермальных электростанций,  возведение и ремонт жилья. В российском списке значится также оперирование судами, предназначенными для рыболовов-любителей, и др.

Российские предложения во многом совпадают с 30 японскими проектами, также включающими переработку морской продукции и строительство геотермальных станций. Относительно морепродуктов, Япония предлагает разведение пользующихся огромным спросом на ее внутреннем рынке  морских ежей и гребешков. Кроме того, в японском наборе предложений фигурирует японскими врачами удаленных медицинских услуг жителям четырех южнокурильских островов. По просьбе их бывших японских обитателей в набор также включены организация морских туристических круизов вокруг островов и налаживание чартерных авиарейсов с острова Хоккайдо, где они сейчас проживают, на острова Кунашир и Итуруп.

К саммиту Путина и Абэ в конце апреля стороны, как предполагается, должны выработать общий список совместных проектов. Однако на сегодняшний день, самым трудным, пожалуй, вопросом совместного хозяйствования на Курилах является  правовая  основа, на которой  она должна осуществляться. Здесь  позиции России и Японии принципиально расходятся. Во время прошлогодней встречи на высшем уровне в Японии помощник российского президента Юрий Ушаков подчеркнул, что такая деятельность должна проходить в соответствии с российским законодательством. Но уже после встречи премьер министр Японии Синдзо Абэ неоднократно говорил, что  совместную хозяйственную деятельность необходимо  осуществлять на основе не российских, хотя и не японских, законов. По его мнению,  она может быть реализована в рамках некоей «специальной системы», которая не будет наносить ущерба суверенитету обеих стран над островами.

Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Аргументы и факты» от 29 марта, касаясь совместной с Японией деятельности на южных Курилах, недвусмысленно  заявил: «МИД России – в плотном взаимодействии с другими профильными российскими ведомствами – ведет интенсивную работу с тем, чтобы подобрать действительно экономически значимые проекты, реализация которых содействовала бы социально- экономическому развитию южных Курильских островов, принесла бы ощутимую пользу населению сопредельных российских и японских регионов. При этом правовые рамки реализации таких проектов не должны противоречить российскому законодательству. Это – основополагающий критерий осуществления совместной хозяйственной деятельности».

Очевидно, что такой подход неприемлем для Японии, ибо, как неоднократно  заявляли ее официальные представители, согласие с ним означало бы признание Японией  российского суверенитета над ее  «северными территориями», что противоречит принципиальной  позиции Токио. Эту позицию в очередной раз недавно откровенно озвучила на своих страницах газета «Йомиури симбун», которая пишет: «Совместная экономическая деятельность предназначена исключительно для того, чтобы создать условия для возвращения северных территорий. Любой компромисс, который может принять незаконную оккупацию Россией территорий в качестве свершившегося факта, будет абсолютно невозможным. Для нашей страны важно постоянно вести переговоры с Россией, не входя в противоречие с собственным принципом, касающимся территорий, чтобы в позициях Японии и России  могло быть найдено общее основание».

Насколько стороны смогут продвинуться в поисках этого основания, покажут предстоящие в апреле переговоры президента Владимира Путина и премьер-министра Синдзо Абэ. Во всяком случае, как утверждает,  ссылаясь на свои источники,  газета «Japan Times», японский премьер-министр планирует посетить Россию 27-28 апреля в его усилиях добиться прорыва в территориальном споре двух стран, насчитывающем несколько десятилетий.