Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Report from Manchuria: how a small Chinese border village has become a modern city - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russia and China: the border state

Report from Manchuria

Russia and China: the border state
Photo: Alexandra Agafonova

The place I visited was the largest land border crossing point on the Russian-Chinese border. About 60% of China's total imports, which follow to Russia and other countries of Eastern Europe, account for the railway station Zabaikalsk-Manchuria.

Russian Zabaikalsk and the Chinese city of Manchuria can well be called twin cities. They were born almost simultaneously as railway stations, when in 1901 the construction of the Sino-Eastern Railway ended. They were located on both sides of the Russian-Chinese border - so close that from Russian windows you can see with an almost unaided eye what is happening in the windows of a foreign neighbor. These are twins who have fallen into different socio-economic conditions. And if such experiments are forbidden with people, then, with the example of cities, it is quite legal to trace how these conditions affect their development.

Lights of the big Manchuria

From Zabaikalsk to Manchuria a wonderful view opens: the road here climbs on the hill and curls right along the border. A fence with barbed wire, a strip of alienation - and immediately behind it you can see a wide flat highway, piercing a tall array of Chinese skyscrapers. In the evening, Manchuria shimmers with colorful lights just like Las Vegas. There is everything: luxury hotels, restaurants for every taste, spa salons and even casinos. And, of course, a huge number of stores. And if you still strain your eyes a little, you can see a little Chinese Russia: in the square at the highway, the Vasily Blessed Church, Motherland, Bronze Horseman, Worker and Collective Farm Girl, Gagarin and the world's largest thirty-meter matryoshka are clustered, surrounded by two hundred smaller ones . If we turn in the direction of Russia, we will see an ordinary provincial city: roads that have been sung many times in Russian literature, squat five-story buildings alternating with wooden houses and sheds, and cows seeking their livelihood in the city streets.

But such a disadvantage for Russians was not always the case. "Only ten or fifteen years ago all these Chinese skyscrapers were not in sight," recalls taxi driver Andrei, who is taking me to the border. - Manchuria was an ordinary village: the Chinese lived in clay mud hills with an earthen floor. Instead of a wall warmer, cow dumplings were used. The roof of the wing than it is necessary - brushwood, straw, shingles. The cattle were cultivated, the fields were cultivated and looked with envy at our city-garden of Zabaikalsk. " Indeed, especially in Soviet times, the local Chinese were struck by the well-thought-out infrastructure of the Russian city. There were kindergartens, schools, shops. People lived in stone houses with running water and electricity. And about any salary that Soviet citizens received, any Manchurian could only dream of.

Trading subtleties

However, the Russian ruble still does not give rest to the Chinese. "It's because all these skyscrapers were built on our money," the taxi driver Andrei sadly states. "In 92, as soon as Manchuria began active trade with us, their city began to grow in leaps and bounds." In China, prices are surprisingly low, and border residents, of course, try to buy everything there. "There is practically no work in Zabaikalsk now," says my fellow traveler Igor, who also needs to go to Manchuria. "That's why all shuttle traders are now." Here I have a prestigious job and a very good salary. I work at customs and get 30 thousand rubles. 5 thousand I give for utilities, and the rest I try to feed my wife and two daughters. This is possible only if we dress, rest and buy household appliances in Manchuria. "

By the way, thanks to Manchuria, the local Russians, from Zabaikalsk to the distant Chita, really have the opportunity to dress well and buy everything they need right up to the car. And spend on this very different money, rather than in Russia. “What do you want to buy in Manchuria? - My guide is trying to find out about the Celestial Empire Sergei, who undertook to transport me across the border. - If, for example, a fur coat, then don’t give more 20 thousand rubles for it. Better to stop at fifteen. ”

Seryoga, and that’s how my guide asked himself to be called, a person of quite a characteristic image (golden fix, haircut to “zero”, black glasses, tightly tinted six) has been living in two countries for eight years. Finding a job was difficult, so he came from Chita over 500 kilometers to the border in order to replenish the already numerous rows of shuttles. The principle here is very simple: to buy goods cheaper, to sell in Russia more expensive. “At first, I was selling every little thing, mobile phones, rags, toys,” says Seryoga, while we are waiting for an order at a Manchurian eatery. Along the way, he gives valuable instructions regarding catering: always ask for half the amount: to eat everything that the Chinese bring is simply impossible; immediately ask how much the meal will cost: here everyone tries to warm up the guest. “Trading as I traded before is quite difficult,” my guide returns to the topic. - It is impossible to carry a lot of the same goods across the border. So you had to turn around: buy 50 mobile phones, 5 you carry legally (for wife, sister, mother, father and yourself), five more - you hide in your pockets. The remaining 40 is distributed to four people who transport them in the same way. They in turn give me to bring their goods, for example, several pairs of jeans. " It is clear that it was quite difficult to trade like this, and soon Seryoga came up with his own, exclusive method of working legally and without such difficulties. “Recently I have been working in furniture: you buy one set - the money goes the same, but according to the documents, I'm carrying all 5 things, and all are different. Everything is within the law! ”

By this time, we bring food: green tea, a huge dish of tiny crustaceans under sweet and sour sauce and with a salad (and this is half a serving!), Peppers stuffed with octopuses, fruit in caramel batter. Even with a cursory glance you can see, it's impossible to eat at a time, although it's very insulting: everything is very fresh and tasty. And while I'm enjoying my meal, my companion brings order: "Kunya (Chinese treatment, similar to our "girl")!! And where are the corn tortillas? And why the bill is so big: yesterday there was a completely different price for crayfish! "By the way, for the day spent in Manchuria, for the whole meal for two we gave no more than a hundred rubles.



Over the years, spent between the two countries, Sergei was able to really improve his well-being: he bought a foreign car and an apartment in Chita. "It cost me dearly, one and a half million," he complains, "although the infrastructure is not very much there, and ecology. But I still want to live here in Russia, and that's forked up. But my old men sent to live in China. On their pension in Chita you will not live, and there they feel like kings. " To settle his parents in the PRC, Sergei had to buy an apartment there. True, this living space cost an order of magnitude lower: for only 500 thousand rubles, he was able to buy a three-room apartment in a decent area. "Medicine, entertainment, cheap clothes, healthy food - you can not imagine! - Recognizes Serega. - They receive money on the credit card. Only once a month you need to cross the border, and you can live in clover! And there are no problems with the language - in our opinion, the Chinese all say that they take rubles with pleasure. "

Brothers forever: family quibbles

Surprisingly, indeed all the inhabitants of Manchuria speak Russian. Of course, the local dialect is far from academic ("Hodi Ciuda, Sito Nnada?" (Come here! What do you want to buy?)). But this is only for the time being: by 2015, the Chinese authorities are planning to open the Russian Language Institute in Manchuria. But our compatriots do not even plan to study the neighbor's language. This is completely incomprehensible to the Chinese: "They do not teach the language, they do not build anything at all, only they drink vodka - strange these Russians", the Chinese seller, who for the sake of simplicity of circulation everyone calls Vasya, is surprised. And in Vasya's words there is some truth. For a long time, nothing new was being built in the border towns: after the crisis of 98, there were many long-term projects that remind of the grandiose plans of the local authorities that have not been realized. All new buildings - a block of residential buildings in nearby Krasnokamensk, a school in Zabaikalsk, a shopping center - were built by Chinese workers. So it goes much cheaper and faster than building yourself. Surprisingly, Chinese builders built the residential block in just a few months. In addition to diligence and a passionate desire to earn a Russian ruble, there is a foreign neighbor and another secret of such a rapid erection of buildings. The blocks from which the houses are built are already equipped at the factory with all the necessary wiring, and then they are assembled as a designer. This is how the multi-storey Manchuria grew.

Yes, and about the vodka Chinese Vasya noticed correctly: in Manchuria this topic is really problematic. Local rice vodka, in addition to being better quality than domestic alcohol, costs almost a penny. The liter of the drink here will cost 5-6 Yuan, which in the calculation equals only 30 rubles. Of course, it is very difficult for our person to restrain himself. A good drink, the Russians begin to remember the neighbor everything from the Soviet-Chinese conflict to the Chinese Eastern Railway in 1929.

Of course, the Russians have a reciprocal claim to the “brother forever”: the Chinese are too enterprising, everywhere they strive to cheat, to deceive, to slip a bad product. It’s impossible to walk calmly on the street: you have to keep track of your own pockets and bags, and it’s impossible to get rid of the merchants: you just have to say a word ñ how you’ll have to buy things you don’t need. Absolutely wild stories about Chinese robberies, murders and even trafficking in human organs are walking between Transbaikalians.

Some dreams for two

But despite all the "horror stories", the flow of tourists from Russia to Manchuria is not weakening, so the streets of this city are never empty. In the afternoon, Manchuria looks very neat and cute: high light houses: offices, hotels, banks, restaurants; Spacious avenues, a lot of squares, on each of which stands a bronze monument. That Russian dances, a caravan of camels, a retro car - there are a total of about thirty of them. By the way, in Zabaikalsk there are only three monuments: Lenin, the Unknown Soldier and the soldiers-internationalists.

Of course, the main Manchurian attraction, for which they come here, is shopping. Actually, the entire lower part of the city (up to the third floor) consists of shopping arcades. The lowest prices are given in the basement shops and markets. It is here that Russian tour operators do not advise walking: here they can rob and even cripple. However, with the escorted Serega, this prospect does not threaten: he has his own suppliers, who, fearing losing a regular customer, offer even more friendly prices.

On the windows of such basement shops all the latest technological innovations are presented. iPhone 4s For two thousand rubles, iPad - for three. Of course, both are crude imitations with primitive graphics and sound effects from 98. However, among the Russians they are wildly popular. In general, the Manchu stalls are a very interesting place to observe human nature. Russians here become harsh, businesslike, prudent. They try to buy as much goods as possible in the amount they have in their pockets, and in order to do this they have to bargain, fight, and even threaten Chinese sellers. The Chinese side also behaves quite aggressively. With the naked eye it is clear that bargaining is appropriate here, and the stakes are quite high. But after all everyone is happy!

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Россия и Китай: пограничное состояние

Репортаж из Маньчжурии

Россия и Китай: пограничное состояние
Фото: Александра Агафонова

Место, где мне довелось побывать, является крупнейшим сухопутным пограничным пунктом на российско-китайской границе. Около 60% всего импорта Китая, который следует в Россию и другие страны Восточной Европы, приходится именно на железнодорожный пункт Забайкальск-Маньчжурия.

Российский Забайкальск и Китайский город Маньчжурию можно вполне назвать городами-близнецами. Они родились практически одновременно как железнодорожные станции, когда в 1901 году закончилось строительство Китайско-Восточной железной дороги. Расположились они по обеим сторонам российско-китайской границы – настолько близко, что из российских окон можно практически невооруженным взглядом рассмотреть, что делается в окнах заграничного соседа. Это близнецы, попавшие в разные социально-экономические условия. И если с людьми такие эксперименты запрещены, то на примере городов можно совершенно легально проследить, как эти условия влияют на их развитие.

Огни большой Маньчжурии

Со стороны Забайкальска на Маньчжурию открывается замечательный вид: дорога здесь взбирается на сопку и вьется прямо вдоль границы. Забор с колючей проволокой, полоса отчуждения – и сразу за ней можно разглядеть широкое ровное шоссе, вонзающееся в высокий массив китайских небоскребов. Вечером Маньчжурия переливается разноцветными огнями совсем как Лас-Вегас. Здесь есть все: роскошные отели, рестораны на любой вкус, спа-салоны и даже казино. И, конечно же, огромное количество магазинов. А если еще немного напрячь зрение, то можно увидеть и маленькую китайскую Россию: на площади у шоссе громоздятся вперемешку Храм Василия Блаженного, Родина-Мать, Медный Всадник, Рабочий и Колхозница, Гагарин и самая большая в мире тридцатиметровая матрешка в окружении двух сотен более мелких. Если же повернуться в сторону России, то мы увидим обычный провинциальный город: неоднократно воспетые в отечественной литературе дороги, приземистые пятиэтажки, чередующиеся с деревянными домами и сараями, и коровы, ищущие себе пропитание на городских улицах.

Но такой невыгодный для россиян контраст был не всегда. «Всего десять-пятнадцать лет назад всех этих китайских небоскребов не было и в помине, - вспоминает таксист Андрей, везущий меня на границу. – Маньчжурия была обычной деревней: китайцы жили в глиняных мазанках с земляным полом. Вместо утеплителя стен использовали коровьи лепешки. Крышу крыли чем придется – хворостом, соломой, дранкой. Скот выращивали, поля возделывали и с завистью поглядывали на наш город-сад Забайкальск». Действительно, особенно в советское время местных китайцев поражала хорошо продуманная инфраструктура русского города. Были здесь детские сады, школы, магазины. Люди жили в каменных домах с водопроводом и электричеством. А о такой зарплате, какую получали советские граждане, любой маньчжурец мог только мечтать.

Торговые тонкости

Впрочем, российский рубль до сих пор не дает покоя китайцам. «Это ведь на наши деньги были построены все эти небоскребы, - грустно констатирует таксист Андрей. – В 92-м, как только Маньчжурия начала активную торговлю с нами, их город начал расти как на дрожжах». В Китае цены удивительно низкие, и приграничные жители, конечно, стараются все покупать там. «В Забайкальске работы сейчас практически нет, - рассказывает мой попутчик Игорь, которому тоже необходимо попасть в Маньчжурию. – Поэтому сейчас все челноками стали. Вот у меня считается престижная работа и очень хорошая зарплата. Я работаю на таможне и получаю 30 тысяч рублей. 5 тысяч отдаю за коммунальные услуги, а на остальные пытаюсь прокормить жену и двух дочек. Это возможно, только если одеваться, отдыхать и покупать бытовую технику в Маньчжурии».

К слову сказать, местные русские, начиная от Забайкальска и заканчивая далекой Читой,  благодаря Маньчжурии действительно имеют возможность и хорошо одеться, и купить все необходимое вплоть до автомобиля. И потратить на это совсем другие деньги, нежели в России. «Что Вы хотите купить в Маньчжурии? – допытывается мой провожатый по Поднебесной Сергей, который взялся перевезти меня через границу. – Если, например, шубу, то больше 20 тысяч рублей за нее не давайте. Лучше сторгуйтесь до пятнадцати».

Серега, а именно так мой гид просил себя называть, человек достаточно характерного образа (золотая фикса, стрижка под «ноль», черные очки, наглухо тонированная шестерка) уже восемь лет живет на две страны. Найти работу было сложно, вот он и приехал из Читы за 500 километров на границу, чтобы пополнить и без того многочисленные ряды челноков. Принцип здесь очень простой: закупить товар подешевле, продать в России подороже. «Сначала я торговал всякой мелочью, мобильные телефоны, тряпки, игрушки», - делится Серега, пока мы ждем заказ в маньчжурской забегаловке. Попутно дает ценные указания относительно общепита: порцию всегда проси сделать в два раза меньше: съесть все, что китайцы приносят, просто невозможно; сразу спрашивай, сколько будет стоить блюдо: здесь каждый старается нагреть гостя. «Торговать так, как я торговал раньше, достаточно сложно, - мой гид возвращается к теме. – Через границу нельзя везти много одинакового товара. Вот и приходилось вертеться: купишь 50 мобильников, 5 везешь легально (для жены, сестры, мамы, папы и себя), еще пять – прячешь по карманам. Остальные 40 раздаешь четырем людям, которые провозят их по той же схеме. Они в свою очередь дают мне провезти их товар, например, несколько пар джинсов». Понятно, что так торговать было достаточно сложно, и вскоре Серега придумал свой, эксклюзивный метод работать легально и без подобных сложностей. «В последнее время я занимаюсь мебелью: купишь один гарнитур – по деньгам выходит то же самое, а по документам – везу всего 5 вещей, и все разные. Все в рамках закона!»

К этому моменту нам приносят еду: зеленый чай, огромное блюдо крошечных рачков под кисло-сладким соусом и с салатом (и это половина порции!), перцы, фаршированные осьминогами, фрукты в карамельном кляре. Даже при беглом взгляде видно, съесть за раз это невозможно, хотя это очень обидно: все очень свежее и вкусное. И пока я наслаждаюсь едой, мой спутник наводит порядок: «Куня (китайское обращение, аналогичное нашему «девушка»)! А где кукурузные лепешки? И почему счет такой большой: вчера на раки была совсем другая цена!» К слову, за сутки, проведенные в Маньчжурии, за всю еду на двоих мы отдали не более ста рублей.

За годы, проведенные между двумя странами, Сергей смог действительно улучшить свое благосостояние: купил иномарку и квартиру в Чите. «Она обошлась мне дорого, полтора миллиона - сетует он, - хоть и инфраструктура там не очень, и экология. Но я все же хочу жить здесь, в России, вот и раскошелился. А вот стариков моих отправил жить в Китай. На их пенсию в Чите не проживешь, а там они чувствуют себя королями». Чтобы поселить родителей в КНР, Сергею пришлось и там купить квартиру. Правда эта жилплощадь обошлась на порядок ниже: всего за 500 тысяч рублей он смог приобрести трехкомнатную квартиру в приличном районе. «Медицина, развлечения, дешевая одежда, здоровая еда – лучше не придумаешь! – признается Серега. – Деньги им поступают на кредитку. Только раз в месяц надо пересекать границу, и можешь жить припеваючи! Да и с языком проблем нет – по-нашему китайцы все говорят, рубли берут с удовольствием».

Братья навек: семейные придирки

Удивительно, но действительно все жители Маньчжурии говорят по-русски. Конечно, местный говор далек от академического («Ходи сиуда! Сито ннада?» (Иди сюда! Что хочешь купить?)). Но это только пока: к 2015 году китайские власти планируют открыть в Маньчжурии Институт Русского языка. А вот наши соотечественники изучать язык соседа даже не собираются. Это совершенно непонятно китайцам: «Язык не учат, у себя ничего не строят, только водку пьют – странные эти русские», - удивляется китайский продавец, которого для простоты обращения все зовут Васей. И в словах Васи есть доля истины. Долгое время в приграничных городах ничего нового не строилось: после кризиса 98-го осталось множество долгостроев, которые напоминают о несбывшихся грандиозных планах местных властей. Все новые постройки – квартал жилых домов в близлежащем Краснокаменске, школа в Забайкальске, торговый центр – построены китайскими рабочими. Так выходит намного дешевле и быстрее, чем строить самим. Удивительно, но жилой квартал китайские строители возвели всего за несколько месяцев. Помимо трудолюбия и страстного желания заработать русский рубль, есть у заграничного соседа и еще один секрет такого быстрого возведения построек. Блоки, из которых строятся дома, уже на заводе оснащаются всей необходимой проводкой, а потом собираются как конструктор. Именно так выросла и многоэтажная Маньчжурия.

Да и про водку китаец Вася подметил верно: в Маньчжурии эта тема действительно проблемная. Местная рисовая водка, помимо того, что лучшего качества, чем отечественное спиртное, стоит практически копейки. Литр напитка здесь обойдется в 5-6 юаней, что в пересчете равняется всего 30 рублям. Конечно, нашему человеку удержаться бывает очень сложно. А хорошенько выпив, русские начинают припоминать соседу все, начиная от советско-китайского конфликта на КВЖД в 1929 году.

Конечно, у русских есть ответные претензии к «брату навек»: слишком уж китайцы предприимчивые, везде норовят обсчитать, обмануть, подсунуть плохой товар. На улице невозможно пройти спокойно: приходится следить за собственными карманами и сумками, и от торговцев отделаться невозможно: стоит лишь сказать слово – как обязан покупать ненужные тебе вещи. Между забайкальцами гуляют и совсем дикие истории о китайских грабежах, убийствах и даже торговлей человеческими органами.

Одни мечты на двоих

Но несмотря на все «страшилки», поток туристов из России в Маньчжурию не ослабевает, поэтому улочки этого города никогда не пустуют. Днем Маньчжурия выглядит очень опрятно и симпатично: высокие светлые дома: офисы, гостиницы, банки, рестораны; просторные проспекты, множество площадей, на каждой из которых высится бронзовый памятник. То русские пляски, то караван верблюдов, то ретро-автомобиль – всего их насчитывается на небольшой город около тридцати. К слову, в Забайкальске памятников всего три: Ленину, Неизвестному солдату и воинам-интернационалистам.

Конечно же, главный маньчжурский аттракцион, за которым едут сюда – это шопинг. Собственно, вся нижняя часть города (до третьего этажа) состоит из торговых рядов. Самые низкие цены дают в подвальных магазинчиках и на рынках. Именно сюда русские туроператоры ходить не советуют: здесь могут и ограбить, и даже покалечить. Однако с провожатым Серегой такая перспектива не грозит: у него есть свои поставщики, которые, боясь потерять постоянного клиента, предлагают еще более дружественные цены.

На витринах таких подвальных магазинчиков представлены все последние технологические новинки. iPhone 4s за две тысячи рублей, iPad – за три. Конечно же, и то и другое – грубые подделки с примитивной графикой и звуковыми эффектами родом из 98 года. Однако среди русских они пользуются бешеной популярностью. Вообще маньчжурские торговые ряды представляют собой очень интересное место для наблюдения человеческой натуры. Русские здесь становятся суровыми, деловыми, расчетливыми. Стараются на ту сумму, что лежит в кармане, купить как можно больше товара, а для этого приходится торговаться, препираться и даже угрожать китайским продавцам. Китайская сторона тоже ведет себя достаточно агрессивно.  Невооруженным взглядом видно, что торг тут вполне уместен, и ставки достаточно высоки. Зато ведь все довольны!