Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Russian Opportunities

The role of the Far East in Russian-Chinese economic cooperation. Continuation

Russian Opportunities

Under current conditions, Russia is able to provide more than 1% of China's demand for iron ore imports, but will not be able to compete with Australia and Brazil.

In the field of metallurgy, the new direction is the export of iron ore to China, which until now has been small and unstable (at the beginning of this year there was even a decline). It is expected that China will continue to increase the import of iron ore (this year it beats historical records), despite the slowdown in the growth rate of steel production in the country. In Russia, however, there is not much iron ore in the country that is unnecessary in order to meet China's enormous needs.

In this case, the Kimkano-Sutarsky GOK project in the Jewish Autonomous Region has a breakthrough character. The construction of a border railway bridge across the Amur River, which is supposed to be completed in 2016 (the Russian-Chinese investment fund created by the Russian Direct Investment Fund and the Chinese Investment Corporation, is investing in the bridge) is also connected with it. The project is to be launched this year, it is controlled by the Russian-British group Petropavlovsk, and the actual construction is being carried out by the Chinese company CNEEC with the involvement of funds from the Industrial and Commercial Bank of China. At the same time, General Nice and Minmetals Cheerglory based in Hong Kong will become shareholders along with the Petropavlovsk group. The production and export of iron ore may reach 10 million tons per year (at the first stage - 3,2 million tons of iron ore concentrate per year, after 2015 - 6,3 million). If the export of iron ore to China develops successfully, the next in line will be another project of the Petropavlovsk group - the Garinskoye deposit in the Amur Region. In Transbaikalia, meanwhile, the Chinese company Luneng is developing the Berezovskoye iron ore deposit, but so far production there is extremely far from the design capacity of 5 million tons per year, and the Russian side also insists on the construction of a manufacturing facility (there is a threat of license revocation due slow work on the project).

Of the non-ferrous metals, nickel is the largest value in terms of value for Russian exports to China, but this has nothing to do with the Far East, nor does it export aluminum. For Transbaikalia breakthrough character can get mastered by the Chinese participation of the famous Udokan copper deposit, which, from 2008, controls Metalloinvest A. Usmanov. Due to the lack of investors, the timing of its development has shifted repeatedly. This year, the government determined the beginning of the extraction of 2022 a year, and the output to the designed capacity was transferred to 2024 year (the construction of GOK should begin in 2020). "Rescue" for Udokan can again be the arrival of Chinese investors, which so far is expressed in the purchase of 10% of Baikal Mining Company (license holder) by the private investment company HOPU Investments Management. Also, China is expected to lend the project, and then - actually purchase the products. Considering that China is the largest importer of copper in the world, the prospect here is favorable. Although in this case, China has a long-standing key partner - Chile.

Finally, attention should be paid to the relatively small project of the South Khingan manganese ore deposit in the Jewish Autonomous Region. The Hemen - Far East LLC, owned by Chinese capital, operates here at the Transverse Mine. Given the extremely weak development of manganese mining in Russia, this project is important.

Far East has great significance for the cooperation of Russia and China in the forest industry, for which the factor of geographical proximity is important. Now Russia provides about 15% of Chinese imports of forest products, incl. Not less than 20% of roundwood imports (main suppliers are Malaysia and Papua New Guinea). Volumes of commodity turnover are growing. At the same time, positive is the fact that with the participation of Chinese investors in the Far East and Transbaikalia, timber processing is beginning to develop. A special role is played by the Chinese capital in the timber industry of a small Jewish Autonomous District, where 80% of timber is harvested by the companies Xin-Chun Forest and Ecolez, owned by the Chinese (EKOLES owns a woodworking plant). In Transbaikalia with the participation of Chinese capital, the Amazar timber industry complex is being built in the Mogochinsky district, where a sawmill is already operating, and a pulp mill is planned to be launched. With the help of these projects, it will be possible at least to increase the share of processed forest products in Russian exports to China.

Although Russia is not in a position to feed the whole of China, the parties also have promising projects in the field of agriculture. For example, Agrosoya, which is owned by a Chinese company from the neighboring Heilongjiang region, operates in the same Jewish Autonomous Region from 2009. Export to China of Russian soybeans, the production of which can be substantially increased in the Amur Region, the Jewish Autonomous Region, and the Primorsky Territory, has good prospects. He orients his country and the leadership of such a powerful player as China Investment Corporation towards a more extensive cooperation with Russia in the AIC. At the same time, the simple development by the Chinese of Russian land in their own interests, Russia may not be so interesting, since it does not mean, for example, the influx of modern agricultural technologies.

Chinese investments are also possible in infrastructure projects, primarily related to the growth of Russian exports, as exemplified by the above-mentioned bridge across the Amur. Also, the Chinese side shows interest in port projects. In particular, China Harbor Engineering Co. May become a co-owner of a new coal terminal in Sukhodol (Primorsky Krai), which is now owned by the structures of G.Timchenko and the SDS group. The Suma Group expects to provide for 60% the loading of the new port of Zarubino (where the TOP is being created) through an agreement with the province of Jilin, which has no access to the sea: goods from this province can be delivered by sea to the southern regions of China via transit through Zarubino.

Таким образом, углубление российско-китайского экономического сотрудничества может произвести очень позитивный эффект на развитие Дальнего Востока. Следует заметить, что Россия приходит на китайский рынок очень поздно, когда период бурного роста китайской экономики позади. В то же время зависимость Китая от импортного сырья пока растет, и Россия имеет возможность «вклиниться», а в некоторых случаях буквально «втиснуться» в ряды стран, поставляющих в Китай разнообразное сырье. Для Китая это важно и по политическим причинам, поскольку позволяет плотнее привязать к себе Россию, а одновременно продолжить традиционную политику диверсификации поставок, используя Россию в качестве еще одного из множества поставщиков. В итоге Россия может сохранить либо занять в перспективе нескольких лет заметное место в качестве экспортера в Китай нефти, газа, угля, железной руды, меди, электроэнергии, лесной продукции. Эти перспективы далеко не безграничны, и в общем и целом уже ясны, но их реализация несомненно важна для российской экономики. Важен и тот факт, что Китай начинает в самом деле серьезно «осваивать» Россию: создаются совместные предприятия, работающие на российской территории, отдельные проекты реализуются компаниями с преобладанием китайского капитала, в Россию идут китайские прямые инвестиции, а китайские банки открывают кредиты под российское проекты.

Not all Russian-Chinese projects are related to the Far East. Eastern Siberia plays a significant role in the supply of hydrocarbons and non-ferrous metals to China. Industrial facilities, such as automobile factories, Chinese companies altogether prefer to build closer to the consumer, i.e. in Central Russia. But the Far Eastern regions are becoming the big beneficiaries of the favorable current situation in Russian-Chinese relations. Undoubtedly, this relationship means a huge plus for Yakutia, which is becoming a major supplier of oil, gas and coal to China, which contributes to the diversification of its raw material complex, previously reduced to diamonds and gold. Due to coal projects and electric power industry, the Amur region wins. A small Jewish Autonomous Region is already linked to China through agriculture and forestry, and in the future it will become an important supplier of iron ore. The beneficiary will also be the Zabaykalsky Territory, where coal and iron ore projects can be implemented and, finally, the Udokan copper deposit should earn. Primorsky Krai is able to realize its transit function.

Perhaps, Khabarovsk Territory turns out to be a little apart from these processes, but it is capable of playing a key role in the export of engineering products, using the capabilities of an aircraft factory in Komsomolsk-on-Amur, from where military aircraft and amphibians are exported to China (given that develop a joint passenger plane). There are still obvious unused reserves in the Far East regions remote from China - on Sakhalin, Kamchatka, Chukotka, in the Magadan region. At the same time, it is important for Russia to pursue a policy of diversifying foreign relations, and therefore it is impossible to develop the economy of the Far East with the expectation of China alone. 

Start of material

March 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Российские возможности

Роль Дальнего Востока в российско-китайском экономическом сотрудничестве. Продолжение

Российские возможности

В существующих условиях Россия способна обеспечить более 1% потребностей Китая в импорте железной руды, но не сможет конкурировать с Австралией и Бразилией.

В сфере металлургии новым направлением становится экспорт в Китай железной руды, который до сих пор носил небольшой и неустойчивый характер (в начале этого года даже отмечался спад). При этом ожидается, что Китай продолжит наращивать импорт железной руды (в этом году он бьет исторические рекорды), несмотря на замедление темпов роста производства стали в стране. В России, впрочем, не так много ненужной в самой стране железной руды, чтобы обеспечить громадные потребности Китая.

В данном случае прорывной характер имеет проект Кимкано-Сутарского ГОКа в Еврейской АО. С ним связано и строительство пограничного железнодорожного моста через Амур, которое предполагается закончить в 2016 г. (в мост вкладывает средства российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией). Проект должен быть запущен в этом году, его контролирует российско-британская группа Petropavlovsk, а собственно строительством занимается китайская компания CNEEC с привлечением средств Промышленно-торгового банка Китая. При этом акционерами, наряду с группой Petropavlovsk станут базирующиеся в Гонконге компании General Nice и Minmetals Cheerglory. Производство и экспорт железной руды могут составить до 10 млн тонн в год (на первом этапе – 3,2 млн тонн железорудного концентрата в год, после 2015 г. – 6,3 млн). Если экспорт железной руды в Китай будет успешно развиваться, то следующим на очереди окажется другой проект группы Petropavlovsk – Гаринское месторождение в Амурской области. В Забайкалье тем временем китайская компания «Лунэн» осваивает Березовское железорудное месторождение, но пока добыча там крайне далека от проектной мощности в 5 млн тонн в год, и российская сторона к тому же настаивает на строительстве обрабатывающего производства (существует угроза отзыва лицензии из-за слишком медленной работы над проектом).

Из цветных металлов наибольшее значение в стоимостном выражении для российского экспорта в Китай имеет никель, но это не имеет отношения к Дальнему Востоку, как и экспорт алюминия. Для Забайкалья прорывной характер может получить освоение при китайском участии знаменитого Удоканского медного месторождения, которое с 2008 г. контролирует «Металлоинвест» А.Усманова. В связи с отсутствием инвесторов сроки его освоения неоднократно сдвигались. В этом году правительство определило началом добычи 2022 год, а выход на проектную мощность перенесло на 2024 год (строительство ГОКа должно начаться в 2020 г.). «Спасением» для Удокана может стать опять же приход китайских инвесторов, который пока выражается в покупке 10% Байкальской горной компании (обладателя лицензии) частной инвестиционной компанией HOPU Investments Management. Также со стороны Китая ожидается кредитование проекта, а затем – собственно закупка продукции. Учитывая, что Китая является крупнейшим импортером меди в мире, перспектива здесь благоприятная. Хотя и в данном случае у Китая есть давний ключевой партнер – Чили.

Наконец, следует обратить внимание на сравнительно небольшой проект Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд в Еврейской АО. Здесь на руднике Поперечный работает ООО «Хэмэн – Дальний Восток», которое принадлежит китайскому капиталу. Учитывая крайне слабое развитие в России добычи марганца, этот проект является немаловажным.

Большое значение Дальний Восток имеет и для сотрудничества России и Китая в лесной промышленности, для которой важен фактор географической близости. Сейчас Россия обеспечивает около 15% китайского импорта лесной продукции, в т.ч. не менее 20% импорта круглого леса (главными поставщиками являются Малайзия и Папуа – Новая Гвинея). Объемы товарооборота растут. При этом позитивным является тот факт, что при участии китайских инвесторов на Дальнем Востоке и в Забайкалье начинает развиваться переработка древесины. Особую роль китайский капитал играет в лесной промышленности небольшой Еврейской АО, где порядка 80% древесины заготавливают компании «Синь-Чунь лес» и «Эколес», принадлежащие китайцам (причем «Эколес» владеет и деревообрабатывающим заводом). В Забайкалье при участии китайского капитала ведется строительство Амазарского лесопромышленного комплекса в Могочинском районе, где уже работает лесопильный завод, и планируется запуск целлюлозного завода. С помощью этих проектов можно будет хотя бы повысить долю переработанной лесной продукции в российском экспорте в Китай.

Хотя прокормить целый Китай Россия не в состоянии, но перспективные проекты в области сельского хозяйства у сторон тоже есть. Например, в той же Еврейской АО с 2009 г. работает компания «Агросоя», которая принадлежит китайской компании из соседнего региона Хэйлунцзян. Экспорт в Китай российской сои, производство которой можно существенно нарастить в Амурской области, Еврейской АО, Приморском крае, имеет хорошие перспективы. На более масштабное сотрудничество с Россией в АПК ориентирует свою страну и руководство такого мощного игрока, как China Investment Corporation. В то же время простое освоение китайцами российских земельных угодий в своих интересах России может быть не столь интересно, поскольку не означает, например, притока современных аграрных технологий.

Китайские инвестиции возможны также в инфраструктурные проекты, прежде всего связанные с наращиванием российского экспорта, примером чему служит упомянутый выше мост через Амур. Также китайская сторона демонстрирует заинтересованность в портовых проектах. В частности, China Harbour Engineering Co. может стать совладельцем и нового угольного терминала в Суходоле (Приморский край), которым сейчас владеют структуры Г.Тимченко и группы СДС. Группа «Сумма» рассчитывает обеспечить на 60% загрузку нового порта Зарубино (где создается ТОР) за счет соглашения с провинцией Цзилинь, не имеющей своего выхода к морю: товары из этой провинции могут поставляться по морю в южные районы Китай транзитом через Зарубино.

Таким образом, углубление российско-китайского экономического сотрудничества может произвести очень позитивный эффект на развитие Дальнего Востока. Следует заметить, что Россия приходит на китайский рынок очень поздно, когда период бурного роста китайской экономики позади. В то же время зависимость Китая от импортного сырья пока растет, и Россия имеет возможность «вклиниться», а в некоторых случаях буквально «втиснуться» в ряды стран, поставляющих в Китай разнообразное сырье. Для Китая это важно и по политическим причинам, поскольку позволяет плотнее привязать к себе Россию, а одновременно продолжить традиционную политику диверсификации поставок, используя Россию в качестве еще одного из множества поставщиков. В итоге Россия может сохранить либо занять в перспективе нескольких лет заметное место в качестве экспортера в Китай нефти, газа, угля, железной руды, меди, электроэнергии, лесной продукции. Эти перспективы далеко не безграничны, и в общем и целом уже ясны, но их реализация несомненно важна для российской экономики. Важен и тот факт, что Китай начинает в самом деле серьезно «осваивать» Россию: создаются совместные предприятия, работающие на российской территории, отдельные проекты реализуются компаниями с преобладанием китайского капитала, в Россию идут китайские прямые инвестиции, а китайские банки открывают кредиты под российское проекты.

Далеко не все российско-китайские проекты имеют отношение к Дальнему Востоку. Значительную роль в поставках углеводородов и цветных металлов в Китай играет Восточная Сибирь. Промышленные объекты, например автомобильные заводы, китайские компании и вовсе предпочитают строить ближе к потребителю, т.е. в Центральной России. Но и дальневосточные регионы становятся крупными бенефициарами благоприятной текущей конъюнктуры российско-китайских отношений. Несомненно, эти отношения означают огромный плюс для Якутии, которая становится крупным поставщиком нефти, газа и угля в Китай, что способствует диверсификации ее сырьевого комплекса, ранее сводившегося к алмазам и золоту. За счет угольных проектов и электроэнергетики выигрывает Амурская область. Небольшая Еврейская АО уже связана с Китаем по линии сельского и лесного хозяйства, а в перспективе станет важным поставщиком железной руды. Выгодополучателем окажется и Забайкальский край, где могут быть реализованы угольные и железорудные проекты и, наконец, должно заработать Удоканское медное месторождение. Приморский край способен реализовать свою транзитную функцию.

Возможно, немного в стороне от этих процессов оказывается Хабаровский край, который зато способен играть ключевую роль в экспорте машиностроительной продукции, используя возможности авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, откуда в Китай экспортируются военные самолеты и амфибии (учитывая что Россия и Китай теперь собираются разработать совместный пассажирский самолет). Есть еще явные неиспользуемые резервы в удаленных от Китая регионах Дальнего Востока – на Сахалине, Камчатке, Чукотке, в Магаданской области. В то же время и России важно проводить политику диверсификации внешних связей, а потому нельзя развивать экономику Дальнего Востока с расчетом на один только Китай. 

Начало материала