Профильная рабочая группа при Минсельхозе и рыбопромышленники обсудили доработанный проект изменений в закон о рыболовстве
Не изменяя принципам
Поправки в отраслевое законодательство (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») обсуждались в течение 2014-2015-х годов на разных площадках, в том числе региональных. Недавно на заседании в Минсельхозе была представлена доработанная редакция документа, с учетом ранее поступивших от рыбацкого сообщества замечаний.
«Важно, что мы сохранили исторический принцип распределения долей квот и при этом увеличили срок их закрепления на 25 лет - это большой прорыв», - отметил заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, открывая заседание рабочей группы.
Основные нововведения коснулись принципов разделения прибрежного и промышленного рыболовства. В 2018 году промышленные и прибрежные квоты в нынешнем виде прекратят существование. Появится единая квота, закрепленная на 25 лет, по которой будут рассчитываться доли. Помимо этого, также подразумевается переход к единому промысловому пространству.
Ранее предлагалась концепция регулирования «прибрежки» через технические характеристики рыбопромысловых судов.
«В текущем проекте мы возвращаемся к формулировке 2004 года, где было четко сказано, что прибрежное рыболовство направлено на обеспечение как береговых перерабатывающих предприятий, так и потребления в свежем и охлажденном виде. Этот посыл сохранен и в предлагаемом законопроекте», – отметил замруководителя Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Василий Соколов.
После утверждения прибрежной квоты остаток будет распределен для промышленного лова по долевому принципу. Таким образом, как подчеркивают в Росрыболовстве, пользователь сам выбирает, брать ли ему на себя дополнительные обязательства.
Неквотируемые объекты можно добывать только в режиме промышленного рыболовства. Чтобы стимулировать их освоение, предлагается максимально упростить доступ и снять все барьеры для рыбаков, в том числе разрешить выгрузку не только в портах, но и в иных местах, установленных субъектом Федерации.
В законопроекте прописан механизм расчета долей при переходе к единой квоте. По мнению разработчиков законопроекта, в результате размер доли каждого пользователя может измениться, но в тоннах объем останется прежним. При промысле в рамках международных соглашений также предусмотрен иной принцип закрепления долей и особый порядок заключения договоров.
Берег преткновения
«Существующим режимом прибрежного рыболовства недовольны все – и добывающие организации, и переработчики на берегу, кроме разве что контролирующих органов. Поэтому изменения в закон вносить необходимо, однако бизнес хотел бы увидеть подробное обоснование предлагаемых поправок в пояснительной записке к законопроекту», - заявил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
Рыбопромышленники обращают внимание, что контролировать исполнение обязательств компаний по доставке продукции на территорию субъекта РФ будет очень проблематично. Это может привести к использованию повышающего коэффициента в качестве механизма недобросовестного перераспределения ресурсов, считают они.
Эксперты также добавляют, что такой принцип может привести к излишнему административному давлению на рыбаков, повысив коррупционную составляющую.
Спорно и отстранение руководства регионов от регулирования прибрежного рыболовства. «Этот промысел призван решать в первую очередь социальные задачи по оздоровлению отдаленных территорий и удержанию на них населения, и кому как ни региональным властям очевиднее, понятнее и проще решать эти вопросы», - считает председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.
«То, что выдачу квот собираются переводить на федеральный уровень, совершенно противоречит логике развития любого региона. Это неправильно. Прибрежные квоты должны быть закреплены за субъектом, и только те предприятия должны получать долю квот, которые зарегистрированы в этом субъекте. Иначе никакой ответственности, никакой обозримой перспективы и развития», - полагает председатель комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Сергей Рябченко. Беспокоит хабаровчан и то, что при прибрежном рыболовстве станет обязательной поставка уловов в свежем и охлажденном виде и не допускается переработка на судах, перегруз судов. По словам Сергея Рябченко, это ставит рыбное хозяйство края в «патовую» ситуацию. Так, например, Хабаровский край будет вынужден отказаться от вылова сельди, которая сегодня добывается именно по «запрещаемой» новым документом схеме. Между тем, сейчас на край приходится 98% добычи этой рыбы.
В целом эксперты признают, что над документом надо еще работать. И важно сохранить баланс и положительную динамику развития отрасли. «В предложенном законопроекте много непонятного. Надо внимательно посмотреть – не слишком ли большую цену придется заплатить за то же продление срока закрепления квот? Если мы полностью переделаем закон, надо четко понимать, что мы в итоге получим. Удастся ли нам удержать хотя бы текущие показатели. Да, существующий закон не идеален. Он требует доработки. Но он уже показал свою эффективность. Мы стабильно добываем 4,2 млн тонн в год – это показатель. Надо очень хорошо подумать, прежде чем принимать поправки», - заключил глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Обратная связь
Текст: Ксения Писарева