Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

С газующим долларом наедине

Дальневосточные энергетики так и не получают компенсации за подорожавший газ от Exxon

Энергетики Дальнего Востока, потребляющие газ в рамках договора, заключенного на 20-летний срок с оператором шельфового проекта "Сахалин-1" Exxon Neftegas Ltd, с 2016 года не получают компенсации от федерального центра, которые покрывали бы убытки от удорожания топлива. История с сахалинским газом, напомним, началась в 2014 году, после резкого роста курса доллара - тогда в результате падения рубля 1 тыс. кубометров газа подорожала более чем в 1,5 раза. Потери частично компенсировались введением понижающего коэффициента, на который согласилось Exxon Neftegas. Оставшуюся часть дополнительных затрат должен был покрывать федеральный бюджет - соответствующее поручение дал президент Владимир Путин. Однако последняя компенсация поступила два года назад, сообщил EastRussia депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких.

С газующим долларом наедине
"Последняя компенсация, которую мы получали из федерального бюджета - это 2,079 млрд руб. для "большой энергетики" в 2016 году. С того момента денег больше не был", - сказал депутат Госдумы Борис Гладких, отвечая на вопрос EastRussia по поводу компенсационных трансфертов для покрытия убытков энергетиков Дальнего Востока при закупке газа от Exxon Neftegas Ltd. По словам представителя региона в нижней палате, ежегодно в федеральный бюджет вносятся поправки, которые предусматривают компенсацию потерь от изменения курса: "по два раза: на следующий год и в текущий". Но в 2017-2018 годах добиться выделения средств не удалось. Минэнерго оценивало объем возможных компенсаций в 2017-2018 годах в размере 1,8 млрд рублей ежегодно.

"И только на следующий год нам удалось договориться на 2,65 млрд руб. Данные средства еще в общем потоке трансфертов для Хабаровского края не видны, не обозначены. Но есть протокольное решение, в соответствии с которым в соглашении к февралю месяцу назначение будет определено. Средства получит "Дальневосточная генерирующая компания". Это зафиксировано на заседании комитета Госдумы по энергетике, и есть письмо первого вице-премьера Антона Силуанова. Правда, есть некое недопонимание с финансовым блоком правительства Хабаровского края, где говорят, что этих денег "не видят" и нужно продолжать работу. Но у меня есть главный документ - собственноручное письмо Силуанова на мое имя", - сообщил Борис Гладких. 

Справка EastRussia. АО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК, входит в "РусГидро") - один из ключевых поставщиков электрической и тепловой энергии во второй ценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности, объединяющей весь юг Дальнего Востока: Хабаровский и Приморский края, Амурскую область, ЕАО и юг Якутии. По итогам 9 месяцев 2018 года ДГК выработало чуть более 5 млрд КВтч, что составляет около 61% от объема выработки всей объединенной энергосистемы Востока (8,15 млрд КВтч). Компания также обеспечивает половину выработки тепловой энергии в Хабаровском крае, четверть в Приморье и по 3-17% в остальных регионах присутствия. 

По данным последнего раскрытого ежеквартального отчета компании, по итогам трех кварталов доля топлива, закупаемого у Exxon Neftegas, - 16,5%. Другие крупнейшие поставщики ДГК - хабаровское ООО "Газпроммежрегионгаз" (поставляет топливо проекта "Сахалин-2", 10,23% в топливном балансе энергокомпании), группа компаний СУЭК (15,7%) и ее "дочка", хабаровское АО "Ургалуголь" (10,9%), а также приморское ООО "Лучегорский угольный разрез", принадлежащее самим энергетикам (11,5%). Цены на уголь и мазут, потребляемый ДГК, определяется по результатам торгов, и эти показатели растут - уголь подорожал на 20,75% с начала года, мазут - на 16,75%. Отметим, что бизнес ДГК является устойчиво убыточным на протяжении последних лет. Так, 2015 год компания закончила с чистым убытком более 6,9 млрд руб., 2016-й - 3,6 млрд руб., 2017-й - 4,6 млрд руб. Непокрытый убыток прошлых лет, по данным ДГК на конец 2017 года, превысил 24,7 млрд руб. 



По данным Бориса Гладких, еще порядка 400 млн руб в год из-за разницы курсов теряет "малая" энергетика Хабаровского края, также потребляющая сахалинский газ. "Недополученное - с ним нужно будет работать. Думаю, в ходе внесения поправок в течение года мы проведем кропотливую работу, я ожидаю проект поправок к бюджету к марту", - отметил он. "И мы ожидали 1,4 млрд руб. по линии компенсаций затрат на покупку угля и нефтепродуктов, связанных с удорожанием топлива. Порядка 28 миллиардов рублей потребовалось на все субъекты РФ. К сожалению, этого объема средств мы не увидим, хотя все было на максимальной степени проработки. Пока увидим порядка 450 млн руб. Миллиард, к сожалению, нам срезали. Будем выяснять, чья недоработка. По предварительной информации, средства "ушли" в соседний регион, но они все равно попадут в "общий котел" - ДГК работает и там", - рассказал депутат Госдумы. 

Между тем, говорит Борис Гладких, "есть риски, что поток газа с проекта "Сахалин-1" может в перспективе прекратиться: компания собирается направлять газ на производство СПГ". "Нужно вовремя перейти на продукцию "Сахалина-2" и, может быть, усилиться моментами, связанными с "Силой Сибири". С другой стороны, поставка газа с проекта "Сахалин-2" - тоже непростое дело, там нужно усиливать инфраструктуру", - отметил представитель Хабаровского края в нижней палате парламента.

"Газпром" строит магистральный газопровод "Сила Сибири" с 2014 года, 21 декабря компания объявила об окончании строительных работ на первой очереди магистрали - от Чаяндинского месторождения в Якутии до границы с Китаем в Амурской области. В 2019 году пройдут пуско-наладочные испытания оборудования, после чего в декабре 2019-го начнутся поставки газа в КНР. За первый год "Газпром" предполагает поставить на экспорт через "Силу Сибири" всего 4,6 млрд кубометров топлива, к 2025-му объем должен вырасти до 38 млрд кубометров.

В Еврейскую автономную область, Хабаровский и Приморский края газ из Якутии и Сибири может прийти не раньше, чем компания построит третью очередь "Силы Сибири" (так называемый "дальневосточный маршрут"), соединив первые очереди магистрали с действующим магистральным газопроводом Сахалин - Хабаровск - Владивосток, по которому дальневосточным потребителям сейчас поставляется топливо с проекта "Сахалин-2". В любом случае, строительство начнется не ранее 2020 года.