Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

С переплатой за кадры

Почему на верфях Дальнего Востока работают специалисты из Украины и Кореи

С переплатой за кадры
Фото: shutterstock.com
Основная задача на ближайшие годы - приблизить производительность судостроительной отрасли Дальнего Востока к советским показателям. Правительство России в среднесрочной перспективе надеется полностью обеспечивать государственные потребности за счет продукции отечественного судостроения. С этой целью разработана государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». И только в долгосрочной перспективе отрасль рассчитывает продавать свои товары за границу, хотя кое-что экспортируется уже сейчас: к примеру, завод «Восточная верфь» во Владивостоке, не без поддержки властей, поставляет свою военную продукцию во Вьетнам.

Препятствий на пути развития отрасли много, отмечают эксперты. Это и слабый спрос со стороны бизнеса на продукцию отечественного судостроения (и, как следствие, ориентированность предприятий на государственные оборонные заказы). Ко всему прочему – слабая конкурентность отечественного судостроения на международном рынке, а также излишняя категоричность задач, которые ставит перед судостроителями России государство: так, полностью обойтись без импортной составляющей в судостроении не могли даже в СССР, но именно такая цель ставится перед предприятиями сейчас.

Но самая насущная проблема сегодняшнего дня – это все-таки дефицит квалифицированных кадров в судостроительной отрасли Дальнего Востока. Средний возраст сотрудника судоверфи – около 45 лет. Это означает, что молодых специалистов очень мало: отрасль «выплывает» на умах специалистов советской закалки.

- Без активной внешней кадровой политики привлечь кадры в отрасль, а особенно развить интерес молодых людей к судостроению невозможно, - говорит генеральный директор АО «Восточная верфь» Олег Сиденко. – Это работа, которая принесет плоды только в долгосрочной перспективе, ведь привлекать молодых специалистов нужно еще на школьном и раннем студенческом этапах. Могу сказать, что на нашем предприятии, не без существенных усилий, кадровый состав за последние годы все-таки омолодился. Как мы добились этого? Не обошлось без материальной мотивации: например, выпускники ДВПИ, которых мы приглашаем на практику в АО «Восточная верфь», получают не только опыт, но и хорошую стипендию, а также перспективы. Поэтому после практики значительная часть выпускников предпочитают остаться работать с нами не на один и не на два года. Однако решить проблему только таким путём было бы невозможно: всё-таки университеты Дальнего Востока не готовят нужных специалистов в тех объемах, которые нам необходимы, так что не обходится без «импорта»: высококвалифицированных специалистов мы привозим с Запада России – это Крым, Прибалтика. Это очень затратный способ, ведь нужно не только оплатить этим людям дорогу на Дальний Восток и гарантировать достойный заработок, но решить, где они будут жить. Эту проблему мы также взяли на себя и решаем её. К примеру, не без помощи государства, мы организуем жилищные кооперативы и строим жилье. Многие наши сотрудники уже получили ключи от своих квартир. К сожалению, далеко не все судостроительные предприятия России могут позволить себе бороться с кадровым дефицитом таким образом. Думаю, что необходимость государственной поддержки в этом случае – аксиома.

Таким образом, по словам экспертов, себестоимость одного ввозимого специалиста может приравниваться к миллионам рублей, если брать в расчет обеспечение жильем.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА РУКИ

Дальний Восток сегодня находится в тройке лидеров, обеспечивающих производственную мощность судостроительной отрасли РФ. Так, доля региона составляет 15% от общего количества предприятий России, 12% - от общей численности задействованных работников и 9% - от общего объема производства.

Действующие судостроительные предприятия региона – это «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, а также АО «Восточная верфь» во Владивостоке. По последней информации от Минвостокразвития, в Охотском районе Хабаровского края планируется восстановить еще один завод по судоремонту и судостроению. ООО «Охотский судоремонтный завод» подал заявку на вхождение в ТОР «Николаевск» именно с целью восстановить утраченную верфь. Объем инвестиций и сроки проекта пока не уточняются.

Еще одна верфь в среднесрочной перспективе может появиться в морском торговом порту сахалинского города Корсаков, на который тоже распространяется режим Свободного порта Владивосток. Заняться строительством намерены южнокорейская компания ENK Co., LTD и сахалинская компания «Южный терминал». На первом этапе на судоверфи будет проводиться ремонт мало- и среднетоннажных рыболовецких судов, однако, как и в случае с «Охотским судоремонтным заводом», сроки и объем инвестиций еще не уточняются и здесь.

Таким образом, если в среднесрочной перспективе на Дальнем Востоке вырастут еще две верфи, конкуренция за кадры возрастет. При этом, в отличие от обычной строительной отрасли, которой требуются в основном низкоквалифицированные рабочие, судостроение нуждается в профессионалах. Не хватает здесь представителей рабочих и инженерных специальностей, в частности, кораблестроителей, конструкторов, технологов сварки, которых внутри региона практически не готовят. Не исключено, что на новых предприятиях, в частности – на Сахалине, будет использоваться иностранная рабочая сила из Южной Кореи, считают эксперты.

- Каждый год наш завод привлекает на строительство кораблей более 250 рабочих из Крыма и городов Украины, - говорит заместитель гендиректора по кадровой политике АО «Восточная верфь» Елена Вохмина. – Эти люди нередко остаются без работы в своих родных регионах, поэтому охотно едут к нам. В свою очередь, мы охотно обеспечиваем им стабильность на своем предприятии, ведь кадровый рынок во Владивостоке всё еще не может обеспечить нас необходимым количеством профессионалов. Однако, конечно же, это обходится нам недешево, поэтому в последние годы (с 2015-го) мы самостоятельно готовим себе рабочие и инженерные кадры, тесно сотрудничая с местными ВУЗами и колледжами (ДВФУ, ВГУЭС, ДВПИ и другими).

НАУЧИТЬ, РАССЕЛИТЬ, РАЗВЛЕЧЬ

С одной стороны, привлечение и закрепление специалистов – это задача работодателя. С другой стороны, кадровой политике всего ДФО необходимы системные меры поддержки со стороны государства, считает Вохмина.

- В первую очередь, необходимо удерживать и развивать местный кадровый потенциал, а значит, нужно создавать комфортные условия для местного населения: во-первых, людям нужна возможность выучиться на профессию, востребованную в регионе, а во-вторых, трудоустроиться по специальности. В-третьих, просто необходимо развивать инфраструктуру не только для работы, но и для отдыха. И самое важное – жилье. В программу строительства жилья, по которой строятся дома для наших работников, могут вступить далеко не все предприятия. И это, конечно, минус. Ведь предприятия уже давно не имеют возможности строить и раздавать людям квартиры, как это было в СССР. Почти не осталось и компаний, у которых на балансе сохранились общежития для работников. Так что решение жилищного вопроса, по моему мнению, главная проблема, которую необходимо решать комплексно, - говорит представитель верфи.

На другом судостроительном заводе Дальнего Востока, в приморском комплексе «Звезда», проблему дефицита кадров решают как за счет «воспитания» местных кадров, так и за счет «импорта» рабочей силы. Так, на днях стало известно, что сотрудников для «Звезды» наберут в Чеченском государственном колледже. Как отмечают в пресс-службе администрации Приморского края, первая группа из нескольких десятков специалистов из Чечни получит работу на верфи уже в ближайшее время.

К такому кадровому маневру завод «Звезда» начал готовиться давно: еще в 2016 году делегация Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и ООО «ССК «Звезда» посетила чеченский колледж. Тогда стороны договорились, что производственные мощности колледжа будут модернизированы для подготовки здесь сварщиков по технологиям, востребованным на судостроительном комплексе «Звезда». Следующий визит был нанесен 18 апреля этого года: делегацию все устроило.

- На самом высоком уровне находится технологическое оснащение колледжа, - отметила начальник управления персоналом центра судостроения и судоремонта Ирина Кондратенко. – Студенты очень грамотные, доброжелательные, внимательные, дисциплинированные и подходят для работы на нашей верфи.

Напомним, что численность сотрудников комплекса «Звезда» сегодня — 1200 человек. Уже в этом году, по государственному плану развития предприятия, число работников здесь должно увеличиться до трех тысяч человек, а к 2023 - до 7400 сотрудников. Причем изначально правительство ставило перед верфью задачу нанимать местных сотрудников, в связи с чем еще в конце 2017 года руководитель предприятия говорил, что достигнуть таких показателей в столь короткие сроки и на таких условиях невозможно. 

- Местные специалисты для нас остаются в приоритете, однако утолять кадровый голод только на местном рынке пока что невозможно, - считает генеральный директор завода «Звезда» Юрий Фильчёнок. – Нам необходимы высококвалифицированные специалисты – это не только сварщики, но и инженеры-технологи, а также проектировщики. Мы до сих пор во многом рассчитываем на дорогостоящих специалистов с запада страны, но не забываем и о развитии собственного Центра профессиональной подготовки.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow