Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

С рубля и спрос

Дальний Восток открыл в себе экспортера

С рубля и спрос

Неровная статистика

По данным таможенной статистики, которые недавно обнародовала Федеральная таможенная служба, общий товарооборот Дальнего Востока снизился с $40 млрд до $39 млрд, причем за счет падения импорта. Экспорт в денежном выражении вырос незначительно — на 1,6% и составил около $28,5 млрд. В то же время импорт упал на 12,8% — до $10,5 млрд. Стоит отметить, что по регионам ситуация значительно отличается. Так, в Амурской области, Хабаровском и Камчатском краях снизился и экспорт и импорт. Чукотский автономный округ, Магаданская и Еврейская автономная области, Приморский край и республика (Саха) Якутия увеличили экспорт и сократили импорт. Наконец, Сахалинская область сократила экспорт и увеличила импорт (см. Таблицу).

Стоит также отметить, что 70,3% от дальневосточного экспорта составляло минеральное сырье, и его вывоз увеличился на 2,9%, составив $20 млрд. Вывоз продовольствия (8,1% в удельном весе) снизился на 4,5%, составив $2,3 млрд. Морепродукты — 7,7% в удельном весе и $2,2 млрд экспортной выручки (-5,4%). Свыше половины импорта, 51,6% или $5,4 млрд составляют машины и оборудование, их ввоз упал на 22,3%. Металлоконструкции – 11,3% или $1,2 млрд импортных затрат с ростом 18,5%. Увеличился на 3,4% ввоз продовольствия (10,9% в удельном весе импорта), составив $1,15 млрд. Дальний Восток ввозил на 3,4% больше химического сырья (9,3% или $977 млн удельном весе). В тоже время на 23,1% сократился ввоз текстиля и обувной продукции (6,8% или $712 млн в удельном весе импорта).

Общие итоги внешней торговли регионов ДФО, в $

Регион

2013 год

2014 год

Прирост по экспорту к 2013 году

Прирост по импорту к 2013 году

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Дальний Восток в целом

28 млрд

12 млрд

28,5 млрд

10,5 млрд

1,60%

-12,80%

Амурская область

442,5 млн

466,6 млн

367,75 млн

398,5 млн

-16,90%

-14,60%

Еврейская АО

17,9 млн

84,2 млн

23,5 млн

70,4 млн

31,90%

-16,40%

Камчатский край

617,7 млн

92,9 млн

521,8 млн

86,2 млн

-15,50%

-7,20%

Магаданская область

302,65 млн

457,97 млн

316 млн

112,5 млн

4,40%

-75,40%

Приморский край

3,3 млрд

8,47 млн

3,96 млрд

7,5 млрд

18,90%

-11,10%

Республика САХА (Якутия)

4,7 млрд

173,85 млн

5 млрд

68,86 млн

6,60%

-60,40%

Сахалинская область

17 млрд

1,2 млрд

16,7 млрд

1,3 млрд

-1,80%

8,80%

Хабаровский край

1,5 млрд

919,85 млн

1,4 млрд

793,3 млн

-4,60%

-13,80%

Чукотский АО

89,97 млн

171,25 млн

142,9 млн

126,5 млн

58,90%

-26,10%

Китай: и швец и жнец

Основным партнером Дальнего Востока по импорту традиционно является Китай (19% или $5,4 млрд в экспорте и 45% или $4,7 млрд в импорте по итогам года), и он свою долю на дальневосточном рынке ощутимо сократил — на 0,5% в экспортной и на 16,1% в импортной составляющей. Эта страна занимает 70,2% ($699 млн) в дальневосточном импорте электроники и электрооборудования, 30,9% ($628 млн) в импорте машин и оборудования, 68,9% ($311 млн) в импорте пластмасс, от 91% до 99% (около $460 млн в сумме) в импорте различных категорий одежды и обуви, по овощам 98,7% ($181,8 млн), фруктам — 48,6% ($ 88,9 млн). Ввоз этих товаров, кроме пластмасс и овощей, незначительно сократился. Две последних категории выросли соответственно на 43% и 13,4% в денежном выражении.

В общей доле вывозимых из этой страны на Дальний Восток товаров электроника, машины и оборудование также лидируют — соответственно 14,8% и 13,3%. Пластмассы составляют 6,6% вывоза, овощи — 3,9%, фрукты — 1,9%. Добавим, что, хотя Китай и занимает от 50% всех поставок мяса и мясных продуктов на Дальний Восток, стоимость этого импорта в прошлом году составила $0,75 тыс, и сократилась к 2013 году на 98% (Роспотребнадзор разрешил поставку мяса с ряда китайских предприятий только в конце прошлого года. — прим.автора).

Основной потребляемый КНР российский товар — это минеральное топливо, нефть и нефтепродукты (в данную категорию входит в том числе и уголь). Китай потребляет, впрочем, только 16,9% экспортируемой через Дальний Восток нефти на сумму $3,285 млрд. Однако для самого Китая этот товар занимает 60,6% в российском завозе. Около 41,5% ($911,6 млн) экспорта дальневосточной морепродукции также идет в КНР и эта категория товаров составляет 16,8% в общем ввозе товаров с Дальнего Востока. Также 77,6% леса с Дальнего Востока идет в Китай. Впрочем это только 14,7% общего вывоза лесопродукции или $794 млн. Несмотря на то что экспорт нефти вырос на 1% в натуральном выражении, рост выручки составил лишь 1,8%. Аналогичным образом, и повышение натуральных объемов экспорта древесины на 18,5% дало лишь 12,8% рост выручки. Физические объемы вывоза морепродуктов упали на 10,9%, денежные — на 7,6%.

Южная Корея: машины за нефтедоллары

Экспорт в Республику Корея составил 32% или $9,1 млрд от дальневосточного вывоза и увеличился по итогам года на 8,1%. В то же время импорт из этой страны (его удельный вес составил 10,6%) снизился на 23,6% — до $1,1 млрд. Основной статьей южнокорейского импорта являются автомобили — 34,6% в удельном весе или $385,2 млн, что составляет 21,8% от всего ввоза машин на Дальний Восток. И за прошлый год данная статья импорта снизилась на 36% в денежном выражении. Ввоз машин оборудования и запчастей — 18,7% или $208,1 млн, и всего 10,3% от общего ввоза этих товаров в макрорегион. По данной категории также наблюдаем снижение на 26,3% в денежном эквиваленте. Пластмассы и изделия из них — 8,4% или $93,9 млн, это 20,8% от импорта пластмасс на Дальний Восток. Ввоз незначительно снизился — на 6,3%.

Главной статьей импорта в Южную Корею, как и в КНР, являются топливо, нефть и нефтепродукты — 81,3%, что равнозначно экспортной выручке $7,4 млрд. Для Дальнего Востока Корея является одним из основных потребителей, занимая 38,1% от общего объема поставок. Стоит отметить, что цена на углеводороды растет опережающими темпами сравнительно к росту физических поставок — 9,7% против 4%. Ввоз морепродуктов составил $1 млрд или 11,5%, при этом Корея потребляет 47,5% от всех дальневосточных поставок этого сырья. Здесь объемы упали на 24,4%, а цена — всего на 6,2%.

Япония: углеводородная диета

На 7,3% сократился экспорт в Японию (он по итогам года составляет 29,7% от общего экспорта) — до $8,47 млрд. Импорт (16,9% в удельном весе) вырос на 2,5% до $1,8 млрд. Основных статей импорта две — автомобили (60,5% или $1,1 млрд) и машины и оборудование (25,1% или $445 млн). При этом Япония занимает 60,8% во ввозе автотранспорта на Дальний Восток и 21,9% — в импорте оборудования. Импорт машин незначительно вырос в денежном и натуральном выражении (4% и 7,6% соответственно), импорт оборудования подорожал на 3,3% и снизился на 9,5% в физическом объеме.

Подавляющую долю в экспорте составляет топливо, нефть и нефтепродукты — 93,9% или $7,95 млрд. Япония потребляет 40,9% дальневосточных углеводородов. По данной статье экспорт упал на 10,1% в натуральном и на 5,8% в денежном выражении. Второй по значимости товар (с значительным отрывом) — морепродукты, 2,5% или $210 млн; третий — лес, 1,6% или $131 млн. Экспорт морепродуктов снизился на 5,3% в натуральном выражении, выручка увеличилась на 4,4%. А вот физические объемы вывоза леса опережали рост выручки — 7,9% и 2,1% соответственно.

Другие страны: золото, бриллианты...

Из европейский стран самым крупным внешнеторговым партнером являлась Бельгия – 9,5% ($2,7 млрд) в удельном весе по экспорту и 1,3% ($137) млн по импорту. Импорт из этой страны в сравнении с 2013 годом вырос в три раза, экспорт увеличился на 5%. Основная статья ввоза в прошлом году — изделия из черных металлов, $114,3 млн или 83,3%. Впрочем, стоит отметить, что это «разовый спрос», поскольку в 2013 году по данной категории ввезено товара лишь на $2,6 млн. На втором месте — импорт плавсредств на сумму $10,6 млн (7,7% в удельном объеме), он тоже вырос к предыдущему году в два раза. Главнейшей статьей экспорта в Бельгию остаются драгоценные камни и металлы — $2,7 млрд или почти 100%. При этом бельгийцы купили 62,8% от всего дальневосточного экспорта драгоценностей и сырья для них. Объемы поставок выросли на 5,1% в то время как цена — на 2%.

Удельный вес США в дальневосточном импорте составлял 5,9% ($622,4 млн), в экспорте 0,8% ($239 млн). При этом вывоз товаров в США увеличился в полтора раза к предыдущему году, импорт снизился на 12,8%. В основном Дальний Восток импортировал машины и оборудование на сумму $213,6 млн (34,3% в удельном весе) и изделия из черных металлов на сумму $99,2 млн (15,9%). по первой категории спрос упал на 10,4% в денежном выражении и на 38,7% в натуральном. По второй — вырос соответственно на 7,9% и на 0,8%.

Стоит отметить, что крупными потребителями драгоценных камней и металлов с Дальнего Востока являются Индия и Израиль. Этих товаров индийцы в прошлом году приобрели на $686 млн, что составило 97,1% в удельном весе или 15,9% в общих поставках этой продукции с Дальнего Востока. В натуральном выражении экспорт вырос на 1%, в денежном упал на 2,5%. Для Израиля экспорт драгоценностей и сырья составил 100% или $572,4 млн в удельном весе, эта страна в прошлом году потребляла 13,3% от всех поставок; несмотря на незначительное снижение физических объемов — 0,8%, выручка дальневосточных экспореров увеличилась на 14,1%.

Экспертное мнение: «физические объемы торговли сохранятся»

Как отмечает старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, кандидат экономических наук Дмитрий Изотов, на экспортной статистике отразилось падение сырьевых цен на ряд товаров, а также замедление экономики ведущих стран региона — все это затруднило реализацию дальневосточных экспортных товаров.

«Нужно иметь в виду, что идет общемировое снижение цен на ресурсы, на энергоносители, на металлы. Золото, может быть, чуть-чуть отыграло последствия произошедшего в 2012 году падения, но в целом по металлам тенденция к снижению прослеживается с 2011 года. Что касается цен на нефть — то здесь мы испытываем последствия и «сланцевой революции», и отказа от политики «количественного смягчения» в США. «Экономика долга» (наращивание внутренней и внешней задолженности как основной механизм стимулирования экономического роста. — прим.автора) предполагает, что доллары в конечном счете должны возвращаться в страну-эмитент. Как следствие — стоимость долларов как одного из главных активов выросла, а нефти — упала. А в связи с сокращением издержек в США будет происходить перенос заказов, которые раньше размещались в Корее, Японии, Китае, именно в Соединенные Штаты, ближе к основному потребителю. Таким образом, сырьевой спрос в азиатских странах сужается», — объясняет Дмитрий Изотов.

Что касается импорта, то очевидно, что в самой России идет снижение потребительского и производственного спроса. Это связано с девальвацией рубля и высокими ставками по кредитам — последнее является результатом «стабилизационной политики» Центробанка. Чем дороже кредит — тем менее будут доступны оборотные средства и меньше возможности приобрести необходимые товары.

«На Дальнем Востоке не производится целый спектр товаров потребительского и производственного назначения. Поэтому в силу зависимости макрорегиона от импорта, во всяком случае, в среднесрочной перспективе, дальнейшая девальвация рубля будет разгонять потребительскую инфляцию и стимулировать новый рост цен», — считает экономист.

Многое будет зависеть от того, произведут ли российские работодатели соотносимую с падением рубля индексацию зарплат. Эта мера может привести к всплеску импорта, однако он будет недолгим: «наверняка есть определенный остаток «неудовлетворенного спроса». Люди пытаются себе докупить что-то, но цены на такие товары будут уже совсем другими». При этом физические объемы импорта потребительских товаров вряд ли могут сократиться, просто какие-то товары высокой ценовой категории не будут потребляться в прежних объемах, и произойдет их замещение более дешевыми. Это коснется автомобилей, бытовой техники, электроники и многих других групп, у которых есть недорогие аналоги.

Основным поставщиком таких товаров для макрорегиона является наш сосед Китай. Но стоит отметить, что «золотые времена» приграничной торговли с Поднебесной миновали. Самый большой поток китайских товаров поставляется в Россию из портов провинции Гуандун, эта продукция через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море идет до Голландии, черноморских или прибалтийских портов. Оттуда китайский импорт попадает в западные регионы России, а часть этого потока доходит до Дальнего Востока. Также товары из КНР по железной дороге поступают в Россию через Казахстан и Забайкалье. Другой, «маленький ручеек», идущий прямиком на Дальний Восток, — это, в основном, товары повседневного спроса, продовольствие (свежие фрукты и овощи), инвестиционные товары и строительные материалы. И даже китайский текстиль в большинстве своем идет через западные регионы России. «Модель, когда приграничные регионы Дальнего Востока имели более серьезные преимущества в торговле с Китаем, осталась в прошлом, поскольку предприниматели северо-востока Китая все равно сбывали продукцию, которая была произведена не у них, а на юге страны. Приграничная «челночная» торговля с 2004 года очень сильно сократилась. По сути, ту торговую ренту, которую раньше получали челноки из приграничных провинций, сейчас себе присваивают фирмы из центральной России», — отмечает экономист.

Что касается импорта инвестиционных товаров, то его прогнозировать сложнее. «Имеется информация, что Китай будет предоставлять России кредит в юанях, предназначенный для крупных сырьевых компаний. Такой заем предоставляется под будущие поставки энергоносителей. В обмен Россия будет приобретать в КНР инвестиционные товары. Но эти средства скорее всего будут потрачены на продукцию отечественного сектора китайской экономики», — говорит Дмитрий Изотов. Что это значит на практике? Существует два сектора китайской экономики, поясняет он. Отечественный — это собственно китайские компании, и зарубежный — мировые бренды, которые размещают производство в КНР. Но в экспортных статьях все эти товары числятся как китайские. Однако если Россия будет получать китайские кредиты для закупки оборудования, мы можем рассчитывать только на продукцию отечественного сектора КНР, а не на товары международного класса, объясняет экономист.

У девальвации рубля могут быть и положительные стороны. Учитывая, что иностранная техника становится слишком дорогой для России, нельзя исключать, что ее поставщики решатся разместить часть сборочных производств в европейской части страны. «Японские, корейские и китайские производители в принципе могут это сделать. Основной вопрос — какова будет степень локализации, ведь если доля иностранных компонентов по-прежнему велика — высокой будет и цена», — считает Дмитрий Изотов.

Однако рассчитывать на быстрое импортозамещение, особенно на Дальнем Востоке, не стоит. Например, при производстве мяса, птицы, молочной продукции многое зависит от тарифов монополий. Если будет индексация тарифов — то издержки на производство того же мяса в лучшем случае уравняют его цену с импортным, либо же сделают его еще дороже завозного. А, к примеру, яйца бройлеров, племенной скот, семена — почти целиком завозятся из-за рубежа. Поэтому с девальвацией рубля стоимость этих товаров тоже выросла. Как и стоимость промышленной упаковки.

В целом, отмечает эксперт из Института экономических исследований ДВО РАН, торговля со странами Азии может в краткосрочном периоде сократиться с точки зрения стоимостных объемов, номинированных в долларах США. Но в количественных объемах, и это демонстрируют данные статистики, резкого сокращения не происходит, так как существует неэластичный спрос: покупатели на российскую продукцию будут, но ее цена в долларах будет ниже. Вероятно, будет наблюдаться даже рост физических объемов экспорта по некоторым товарным позициям Дальнего Востока. В сфере импорта возможно кратковременное сокращение ввоза товаров легкой промышленности, транспортных средств, стройматериалов, товаров повседневного спроса и долговременного пользования. И динамика этого сокращения будет во многом зависеть от экономической ситуации в России. Что касается возможного покупательского интереса иностранных туристов к подешевевшим (в рублевом отношении) российским товарам, то Дальнему Востоку по большому счету нечего им предложить.

«Ввиду слабой локализации производства на Дальнем Востоке в частности и в России в целом, цены на потребительские товары, которые будут завозиться в регион, тоже будут расти. Вероятно, замеченный статистикой рост покупок, сделанных иностранцами в крупных городах Дальнего Востока, связан с имеющимися там складскими запасами продукции из остальной России, а также высококачественных товаров из Европы и других развитых стран. Этот запас закончится, и спрос тоже», — заключает экономист. А вот туристические и прочие услуги станут для иностранцев более доступными. Однако туристический «ручеек» течет в основном в крупные города Дальнего Востока. Эта Владивосток, Благовещенск и, отчасти, Камчатка. «В основном азиатские туристы едут на запад России. Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо — их там действительно очень много, и вероятно станет больше», - делает вывод эксперт.