Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

SAKHALIN REGION: RESULTS-2014

Sakhalin Region: a successful year and a struggle for the future

SAKHALIN REGION: RESULTS-2014

EastRussia continues the series of publications "Far East - the results of 2014 year". During January, the portal will publish expert materials on tangible achievements and shortcomings in the development of the regions of the Far Eastern Federal District. The new publication is devoted to the Sakhalin region and its economic phenomenon.

The Sakhalin Region in 2014 became, perhaps, the most successfully developing region of the Far East. During the year, it demonstrated excellent indicators of economic growth, and the situation in the budgetary sphere was strikingly different for the rest of the regions not only of the Far East, but also of Russia as a whole.

The successes of the region were noted in the governmental rating of the effectiveness of the executive authorities of the subjects of the federation for 2013 the year in which Sakhalin took the eleventh place and took the best positions in comparison with other regions of the Far East.

Undoubtedly, Sakhalin's strong place is the economy, which is growing mainly due to the fuel and energy complex. According to the rating of economic development, as evidenced by the rating, Sakhalin was on the fifth place in Russia, a rather high place - the eighth was taken by him on the basis of the assessment of the dynamics of the situation in the social sphere. Judging by the preliminary results of 2014, when there was also growth in industry and agriculture, and budget revenues increased very sharply, the positive trend proved to be quite stable.

Self-sufficient region

An important achievement of Sakhalin in the financial and budgetary sphere was its access to self-sufficiency. Now in the Far East, two regions - Sakhalin and Yakutia - have the largest budgets, significantly exceeding all other regions. But Sakhalin is a donor, and Yakutia is the largest recipient of the federal budget. In other words, the Sakhalin budget has no equal in its macroregion in terms of its own revenues. Thus, in January-October 2014, its tax and non-tax revenues exceeded 131 a billion rubles, whereas in Yakutia they amounted to almost 78 billion, and in other regions even less. Sakhalin is the only subject of the Far East, which does not receive subsidies for equalization of budgetary security, which makes it possible to call it a donor.

The undoubted advantage of Sakhalin lies in the presence of large and successful enterprises, which, no less important, honestly pay taxes to the regional treasury. The income to the regional budget in the 2014 year on income tax has more than doubled compared to the previous year, and it was this tax that gave more than 60% of the regional budget revenues (in addition, the region sold its property, and this ensured about 15% of revenues Its budget, again in other regions of the Far East, there was nothing like this). This situation in Russia is now extremely rare.

In general, the regional budget has grown over the past year by about 1,7 times, incl. own revenues increased 1,8 times. The increase in budget revenues last year made it possible to pay off debt obligations in the amount of 4,5 billion rubles, reduce the deficit of 6,7 billion rubles and create a reserve fund with the goal of leveling the effects of falling oil prices in 2015 year. In many respects, this was due to the peculiarity of the payment of income tax by foreign enterprises working on offshore projects: it is credited to the budget based on the results of the annual report submitted to the tax authorities once a year in April.

At the same time, however, unlike other regions of the Far East, Sakhalin is difficult to count on strong financial support from the federal budget. The volume of federal transfers declined last year, and revenues from subsidies, usually associated with various projects and industries, have fallen particularly sharply. Sakhalin had to implement regional projects mainly at its own expense. The region’s budget for 94-95% today consists of its own revenues.

What is more expensive than good roads?

It is not surprising that with such incomes and a small population, the expenditure policy of the regional authorities of Sakhalin is also their undoubted advantage. Financial resources allow Sakhalin to spend big money on roads and utilities, which other regions of the Far East cannot allow. Last year, the island region became the leader of the Far East in expenditures on road facilities, and in terms of expenditures on housing and communal services, it was almost equal to Yakutia. A feature of the Sakhalin region is the fact that it is housing and communal services that take the first place in the expenditure side of its budget, while other regions tend to reduce these costs and save money.

During the year, regional authorities paid special attention to roads and housing and public utilities. This was demonstrated, for example, by Alexander Khoroshavin’s meetings with heads of municipalities, at which housing and utilities issues were discussed, and local heads were often criticized for their inefficient work. Expenditures on education and health care play a smaller role in the structure of the regional budget, but they themselves are large, and are per capita among the largest in the macroregion.

It should be noted that the authorities of the region are often criticized for allegedly excessive spending on their own needs and public relations, however, this criticism can hardly be called justified. For example, in terms of expenditures for the functioning of the highest official of the subject of the federation and the heads of municipalities, Sakhalin ranks last in the Far East. The costs of media support, including obviously unprofitable, but socially important district newspapers, unique publications in Nivkh and Korean languages, occupy rather modest 0,27% in the expenditures of the consolidated budget of the region, yielding a lot to the expenses of Yakutia and being in third place in the macroregion. forward also Khabarovsk region. Salaries of officials from the regional executive power exceed the average salary in the region by about one and a half times, which is an average figure for the Far East. Thus, the regional authorities were not at all inclined to “devouring” increased budget revenues and acted quite carefully, paying increased attention to housing and public utilities and roads.

At the same time, many positive changes have been made in the social sphere of the region. There are more 90 various measures of support for the population. One of the most important indicators was the improvement of the demographic situation on Sakhalin and the Kuriles. Last year, for the first time in the last 20 years, the birth rate on the islands exceeded the death rate. According to the main indicators of the social sphere, the region occupies a middle position in the Far East, and it has something to strive for. At the same time, the authorities now have good opportunities to finance the social sphere and improve its performance, which is gradually happening.

Sakhalin reduces dependence on the fuel and energy sector

Sakhalin remains one of the most successful Russian regions in attracting investments. True, in terms of foreign direct investment, Primorsky Krai competed with it. But Sakhalin has outperformed other regions of the Far East in terms of investment in fixed assets per capita. The regional authorities themselves carried out an active investment policy, as evidenced by equally high indicators of investment expenditures from the regional budget.

An important direction in the investment policy of the regional authorities is to bet on the diversification of the economy. Obviously, the region is too dependent on the fuel and energy complex, which in turn is subject to strong market fluctuations. For this reason, the regional government seeks to pay increased attention to fisheries (which is also attractive for foreign investments, for example, Japanese), the timber industry, and agriculture. Issues of diversification of the regional economy were discussed, in particular, at a meeting that was held in the region with the participation of Yuri Trutnev.

Although, of course, the key projects on which the main indicators of the regional economy depend, are still connected with the fuel and energy complex, and the region can not get away from this. In the past year, the Sakhalin-1 project has developed quite successfully: the Berkut platform was launched at the Arkutun-Dagi field; the licensed site Severnaya tip of the Chayvo deposit was put into commercial operation. This will increase oil production and compensate for its future decline in other exploitable deposits of this project. For other key projects, however, complete clarity did not come, although their discussions and design work were quite successful. First of all, these are new projects for the production of liquefied natural gas, which has become Sakhalin's most important export commodity, the third stage of the Sakhalin-2 project and the new Far East LNG project. In addition, a large investment project on the island is launched by RusHydro, it is about the construction of the Sakhalin SDPP-2.

On the other hand, there are problem points in the economic sphere, which leads to outbreaks of social protest. Last year, the problems of the coal industry and, first of all, at the mine "Udarnovskaya" in the city of Shakhtersk, which was on the verge of closure, were reminded of themselves. At the same time, regional authorities expressed their readiness to provide financial support to the company in order to avoid a crisis. Not everything went smoothly in the construction complex, where protest actions caused salary delays at Transstroy-Sakhalin enterprises.

Will there be TOP in Kuriles?

Economic growth in Sakhalin, meanwhile, creates a difficult context for the region's relations with the federal center. The federal authorities treat Sakhalin as a prosperous region, which means that it is difficult to obtain federal support. One of the key issues is the launch of a new FTP from the 2016 in the social and economic development of the Kuril Islands. The current FTP is being completed next year, and its funding is already decreasing. In general, both the results of the implementation of the previous FTP, and the prospects for the future in the past year were assessed quite positively. A notable event was the visit to the region of the head of the presidential administration, Sergei Ivanov, who, in particular, visited the Kurile Islands, where a new airport on Iturup was built by that time. In the new FTP, much attention is also being paid to the transport infrastructure of the Kuriles, especially the port and road infrastructure. Meanwhile, the federal government supported the concept of the new FTP and approved its cost parameters.

At the same time, Sakhalin is not easy to fit into the new projects that are being promoted by the Ministry of Regional Development. Among the proposals on the location of the territories of advanced development (TOP) Sakhalin did not figure for a long time, which is not surprising, in general, because it is already developing at an accelerating rate. However, in December, at the federal level, a proposal was made to create a TOP on the Kuriles. Meanwhile, regional authorities have begun to actively promote their initiatives to diversify the regional economy for inclusion in the list of priority investment projects in the Far East. They made a bet on the fishing industry (complex on the Kuril Islands Shikotan) and wood processing (production in Alexandrovsk-Sakhalinsky district). Last year, there was an old idea to build a bridge to connect Sakhalin with the mainland, but it is obvious that the federal authorities still disagree on such an expensive project.

Perhaps more important for Sakhalin now is the activity not so much of the federal government as the leading state corporations represented by Rosneft and Gazprom. Last year, each of them gave Sakhalin considerable attention, considering it as one of its main regions. Rosneft, with great fanfare and with the virtual participation of Vladimir Putin (via telebridges), opened production in the new section of the Chayvo field and the new Sakhalin-1 project. As before, the company's close relations with the regional authorities were also noted, which was confirmed by the agreement on cooperation signed by the parties. Great hopes are placed on the new project of Rosneft to create an LNG plant on the island. For its part, Gazprom stressed the interest in Sakhalin by placing its subsidiary Gazprom Dobycha Shelf in the region. Successful negotiations were held with the main partner for the Shell Sakhalin-2 project on expanding LNG production in Korsakov. Moreover, the head of state was also involved in these arrangements, who met with the Shell leader and expressed support for the project. In the conditions of the aggravated international situation, it is extremely important that neither Shell nor ExxonMobil left the Sakhalin projects, and they continue their work.

However, the difficulties created by the competition between Gazprom and Rosneft. In particular, it resulted in a protracted conflict over Rosneft’s admission to the Trans-Sakhalin gas pipeline, which was never resolved during the year. The situation around the new Far Eastern LNG projects as a whole remains uncertain, since it is unlikely that all these projects will be provided with both raw materials and a sales market. Therefore, it is impossible to say with certainty that the new project of Rosneft will be successfully implemented.

The crisis on Sakhalin felt

The political background of Sakhalin's social and economic development was also contradictory. On the one hand, the political situation in the region was quite stable, as evidenced by the results of municipal campaigns. The candidacy of "United Russia" S. Nadsadin won a confident victory in the election of the mayor of Yuzhno-Sakhalinsk. Successful for the "party of power" was the election of mayors of North Kurilsk, Aleksandrovsk-Sakhalinsky and others. "United Russia" took 16 from 25 seats in the municipal elections of the regional center. In general, the elections showed the absence of strong opposition and split of elites in the region, as it was at the beginning of the zero years. Although they were characterized and typical of the Far East civil passivity, when, for example, the turnout in the election of the mayor of Yuzhno-Sakhalinsk barely exceeded 20%.

On the other hand, the regional authorities did not ignore public scandals. First of all, the criticism of the actions of Alexander Horoshavin again sounded. The structures of the ONF again attacked the expenditure policy of the regional authorities, accusing them of unreasonable spending on arranging their premises and adjacent territories (previously, Alexander Khoroshavin was accused of inflated expenditure on PR). There was also criticism from Sergei Shoigu, who considered that the Sakhalin governor did not provide timely calls for storages and, thus, is not ready to work in wartime conditions. It is noteworthy that the problems arose mainly with the federal structures, indicating that relations with them are not well-established.

The further development of events on Sakhalin, after a quite successful 2014 year, begins to strongly depend on the economic and political conjuncture. Now it is difficult to predict that the region's economy will continue to grow rapidly. In general, for Sakhalin, given the "monocultural" nature of its economy, there are strong fluctuations in investment and budget revenues. In the most recent years, the region has reached its new peak, but the conjuncture is capable of changing for the worse. Politically, the region is strongly influenced by the approach of the governor's elections. Moreover, threats to the current government come from the federal level, where probably there may be groups of influence who are interested in putting the "rich" subject of "their" person at the head. Therefore, periodic attacks on Alexander Khoroshavin and his low places in the ratings of near-Kremlin structures testify to the existence of such groups of influence who are interested in exerting pressure on the Sakhalin governor. It is also unclear whether the region will hold early elections in 2015, or they will end on time and coincide with the Duma elections of 2016. There is no clear decision on this issue, not only regarding Sakhalin.

Thus, Sakhalin is now very important new investment projects, since the past year, rather brought the fruits of old projects. First of all, decisions of the federal authorities and FIGs are required regarding how, where and by whom LNG production will be developed in the Far East. Ideal for Sakhalin would, of course, be to implement a project for expanding the existing plant and building a new one, while at the same time reconciling the interests of the state corporations behind them. The slowdown in the implementation by Gazprom of the Sakhalin-3 project is undesirable, and possible negative trends were already discussed last year due to the lack of foreign investors. In relations with the federal government, the region is required to provide good funding for the “Kuril” program, and this will be difficult to do in current conditions. Under these conditions, regional authorities are required to display remarkable lobbying abilities both in the economy and in politics, taking into account, of course, the prospect of gubernatorial elections.

September 30: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ИТОГИ–2014

Сахалинская область: успешный год и борьба за перспективу

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ИТОГИ–2014

EastRussia продолжает цикл публикаций «Дальний Восток – итоги 2014 года». В течение января на портале будут публиковаться экспертные материалы об ощутимых достижениях и недоработках в развитии регионов Дальневосточного федерального округа. Новая публикация посвящена Сахалинской области и ее экономическому феномену.

Сахалинская область в 2014 г. стала, пожалуй, самым успешно развивающимся регионом Дальнего Востока. В течение года она продемонстрировала отличные показатели экономического роста, а ситуация в бюджетной сфере разительно отличалась в лучшую сторону от остальных регионов не только Дальнего Востока, но и России в целом.

Успехи области были отмечены в правительственном рейтинге эффективности органов исполнительной власти субъектов федерации за 2013 год, в котором Сахалин вышел на одиннадцатое место и занял наилучшие позиции по сравнению с другими регионами Дальнего Востока.

Безусловно, сильным местом Сахалина является экономика, растущая главным образом за счет топливно-энергетического комплекса. По показателям развития экономики, как свидетельствует рейтинг, Сахалин оказался на пятом месте в России, достаточно высокое место – восьмое было занято им по результатам оценки динамики ситуации в социальной сфере. Если судить по предварительным результатам 2014 г., когда также отмечался рост в промышленности и сельском хозяйстве, и очень резко выросли бюджетные доходы, то позитивный тренд оказался достаточно устойчивым.

Регион на самообеспечении

Важным достижением Сахалина в финансово-бюджетной сфере стал его выход на самообеспечение. Сейчас на Дальнем Востоке два региона – Сахалин и Якутия – имеют самые большие бюджеты, существенно превосходящие все прочие регионы. Но Сахалин является донором, а Якутия – самым крупным реципиентом федерального бюджета. Другими словами, по объему собственных доходов сахалинский бюджет не имеет равных в своем макрорегионе. Так, за январь-октябрь 2014 г. его налоговые и неналоговые доходы превысили 131 миллиард рублей, тогда как в Якутии они составили почти 78 миллиардов, а в остальных регионах еще меньше. Сахалин – единственный субъект Дальнего Востока, который не получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что позволяет называть его донором.

Несомненное преимущество Сахалина заключается в наличии крупных и успешных предприятий, которые, что не менее важно, честно платят налоги в региональную казну. Поступления в региональный бюджет в 2014 году по налогу на прибыль выросли более чем в два раза в сравнении с предыдущим годом, и именно этот налог дал более 60% доходов регионального бюджета (кроме того, регион продавал свое имущество, и это обеспечило около 15% доходов его бюджета, опять-таки в других регионах Дальнего Востока ничего подобного не было). Такая ситуация в России встречается сейчас крайне редко.

В целом региональный бюджет вырос за прошлый год примерно в 1,7 раз, в т.ч. собственные доходы увеличились в 1,8 раз. Увеличение поступлений в бюджет в прошлом году позволило погасить долговые обязательства в объеме 4,5 млрд рублей, сократить дефицит в 6,7 млрд рублей и создать резервный фонд с целью нивелирования последствий падения цены на нефть в 2015 году. Во многом этому способствовала особенность уплаты налога на прибыль иностранными предприятиями, работающими на шельфовых проектах: его зачисляют в бюджет по итогам сдачи годового отчета в налоговые органы – один раз в год в апреле.

При этом, однако, в отличие от других регионов Дальнего Востока Сахалину трудно рассчитывать на мощную финансовую поддержку из федерального бюджета. Объем федеральных трансфертов в прошлом году уменьшился, особенно сильно упали поступления от субсидий, связанные обычно с теми или иными проектами и отраслями. Региональные проекты Сахалину приходилось реализовывать главным образом за свой счет. Бюджет региона на 94-95% сегодня состоит из его собственных доходов.

Что дороже хороших дорог?

Неудивительно, что при таких доходах и небольшом населении расходная политика региональных властей Сахалина тоже является их безусловным плюсом. Финансовые ресурсы позволяют Сахалину тратить большие деньги на дороги и ЖКХ, чего не могут позволить другие регионы Дальнего Востока. В прошлом году островной регион стал лидером Дальнего Востока по расходам на дорожное хозяйство, а по расходам на ЖКХ почти сравнялся с Якутией. Особенностью Сахалинской области является тот факт, что именно ЖКХ занимает первое место в расходной части его бюджета, в то время как другие регионы склонны снижать эти расходы и экономить средства.

Областные власти в течение года уделяли дорогам и ЖКХ повышенное внимание. Это демонстрировали, например, совещания Александра Хорошавина с главами муниципальных образований, на которых обсуждались вопросы ЖКХ, и местные главы нередко подвергались критике за неэффективную работу. Расходы на образование и здравоохранение играют меньшую роль в структуре областного бюджета, но сами по себе они велики, и в расчете на душу населения являются одними из самых крупных в макрорегионе.

Следует отметить, что власти региона нередко подвергаются критике за якобы завышенные траты на собственные нужды и пиар, однако, эту критику вряд ли можно назвать обоснованной. Например, по расходам на функционирование высшего должностного лица субъекта федерации и глав муниципальных образований Сахалин занимает последнее место на Дальнем Востоке. Расходы на поддержку СМИ, среди которых заведомо убыточные, но социально важные районные газеты, уникальные издания на нивхском и корейском языках, занимают довольно скромные 0,27% в расходах консолидированного бюджета области, много уступая расходам Якутии и находясь по объему на третьем месте в макрорегионе, пропуская вперед также Хабаровский край. Зарплаты чиновников из региональной исполнительной власти превышают среднюю зарплату по региону примерно в полтора раза, что является для Дальнего Востока средним показателем. Таким образом, региональные власти вовсе не были склонны к «проеданию» возросших бюджетных доходов и действовали достаточно аккуратно, уделяя повышенное внимание ЖКХ и дорогам.

В то же время в социальной сфере региона отмечено много позитивных перемен. Здесь действует более 90 разнообразных мер поддержки населения. Одним из важнейших показателей стало улучшение демографической ситуации на Сахалине и Курилах. В прошедшем году впервые за последние 20 лет рождаемость на островах превысила смертность. По основным показателям социальной сферы регион занимает средние позиции на Дальнем Востоке, и ему есть к чему стремиться. В то же время власти имеют сейчас хорошие возможности для финансирования социальной сферы и улучшения ее показателей, что постепенно и происходит.

Сахалин снижает зависимость от ТЭКа

Сахалин остается и одним из самых успешных российских регионов при привлечении инвестиций. Правда, по объему прямых иностранных инвестиций с ним стал конкурировать Приморский край. Но по показателям инвестиций в основной капитал на душу населения Сахалин в разы превзошел другие регионы Дальнего Востока. Активную инвестиционную политику проводили и сами региональные власти, о чем свидетельствуют столь же высокие показатели инвестиционных расходов из регионального бюджета.

Важным направлением в инвестиционной политике региональных властей является ставка на диверсификацию экономики. Очевидно, что регион слишком зависит от ТЭКа, который в свою очередь подвержен сильным конъюнктурным колебаниям. По этой причине областное руководство стремится уделять повышенное внимание рыбному хозяйству (которое тоже привлекательно для иностранных инвестиций, например, японских), лесной промышленности, сельскому хозяйству. Вопросы диверсификации областной экономики обсуждались, в частности, на совещании, которое было проведено в регионе при участии Юрия Трутнева.

Хотя, конечно, ключевые проекты, от которых зависят основные показатели региональной экономики, по-прежнему связаны с ТЭКом, и уйти от этого регион не может. В истекшем году достаточно успешно развивался проект «Сахалин-1»: начала работу платформа «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги, был введен в промышленную эксплуатацию лицензионный участок «Северная оконечность месторождения Чайво». Это позволит увеличить добычу нефти и скомпенсировать на перспективу ее снижение на других эксплуатируемых месторождениях данного проекта. По другим ключевым проектам, однако, полной ясности не наступило, хотя их обсуждения и проектные работы были достаточно успешными. Прежде всего, это новые проекты по производству сжиженного природного газа, ставшего важнейшим экспортным товаром Сахалина, – третья очередь завода, входящего в проект «Сахалин-2», и новый проект «Дальневосточный СПГ». Кроме того, крупный инвестпроект на острове запускает «РусГидро», речь – о строительстве Сахалинской ГРЭС-2.

С другой стороны, в экономической сфере есть и проблемные точки, что ведет и к вспышкам социального протеста. В прошлом году напомнили о себе проблемы угольной отрасли и прежде всего – на шахте «Ударновская» в городе Шахтерск, которая оказалась на грани закрытия. При этом власти региона выразили готовность оказать предприятию финансовую поддержку, чтобы избежать кризиса. Не все гладко было и в строительном комплексе, где протестные акции вызвали задержки зарплаты на предприятиях «Трансстрой-Сахалин».

Будет ли ТОР на Курилах?

Экономический рост на Сахалине создает тем временем непростой контекст взаимоотношений региона с федеральным центром. Федеральные власти относятся к Сахалину как к благополучному региону, а это значит, что добиваться федеральной поддержки оказывается достаточно сложно. Одним из ключевых вопросов является сейчас запуск с 2016 г. новой ФЦП социально-экономического развития Курильских островов. Ныне действующая ФЦП завершается в следующем году, и ее финансирование уже снижается. В целом как итоги реализации прежней ФЦП, так и перспективы будущей в прошлом году оценивались достаточно позитивно. Заметным событием стал и визит в регион главы президентской администрации Сергея Иванова, который, в частности, посетил Курилы, где был к тому времени построен новый аэропорт на Итурупе. В новой ФЦП также большое внимание предполагается уделить транспортной инфраструктуре Курил, особенно – портовой и автодорожной. Пока же федеральное правительство поддержало концепцию новой ФЦП и утвердило ее стоимостные параметры.

В то же время вписаться в новые проекты, которые продвигает Минвостокразвития, Сахалину непросто. Среди предложений по размещению территорий опережающего развития (ТОР) Сахалин долгое время не фигурировал, что в общем-то неудивительно, поскольку он и без того развивается опережающими темпами. Однако в декабре на федеральном уровне все-таки прозвучало предложение создать ТОР на Курилах. Тем временем региональные власти принялись активнее продвигать свои инициативы по диверсификации региональной экономики для включения в список приоритетных инвестиционных проектов Дальнего Востока. Они сделали при этом ставку на рыбную промышленность (комплекс на курильском острове Шикотан) и деревообработку (производство в Александровск-Сахалинском районе). В прошлом году возникала и старая идея строительства моста для соединения Сахалина с материком, но очевидно, что на такой дорогостоящий проект федеральные власти по-прежнему не согласятся.

Пожалуй, большее значение для Сахалина имеет сейчас деятельность не столько федерального правительства, сколько ведущих государственных корпораций в лице «Роснефти» и «Газпрома». В прошлом году каждая из них уделила Сахалину значительное внимание, рассматривая его в качестве одного из своих опорных регионов. «Роснефть» с большой помпой и при виртуальном участии Владимира Путина (посредством телемостов) открывала производство на новом участке месторождения Чайво и на новом месторождении проекта «Сахалин-1». По-прежнему отмечались и тесные отношения этой компании с областными властями, что подтвердило подписанное сторонами соглашение о сотрудничестве. Большие надежды возлагаются на новый проект «Роснефти» по созданию на острове завода по производству СПГ. Со своей стороны «Газпром» подчеркнул интерес к Сахалину, разместив в регионе свою дочернюю компанию «Газпром добыча шельф». Были проведены успешные переговоры с основным партнером по проекту «Сахалин-2» Shell о расширении производства СПГ в Корсакове. Причем к этим договоренностям также был причастен глава государства, который встречался с руководителем Shell и выразил поддержку проекту. В условиях обострившейся международной ситуации крайне важен тот факт, что ни Shell, ни ExxonMobil не вышли из сахалинских проектов, и продолжают работу.

Однако сложности при этом создала конкуренция между «Газпромом» и «Роснефтью». В частности, она вылилась в затяжной конфликт по поводу допуска «Роснефти» к трубе транссахалинского газопровода, который так и не удалось разрешить в течение года. Остается неопределенной ситуация вокруг новых дальневосточных проектов СПГ в целом, поскольку маловероятно, что все эти проекты удастся обеспечить как сырьем, так и рынком сбыта. Поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что новый проект «Роснефти» будет успешно реализован.

Кризис на Сахалине почувствуют

Противоречивым оказался и политический фон социально-экономического развития Сахалина. С одной стороны, непосредственно в регионе политическая ситуация выглядела вполне устойчивой, о чем свидетельствовали итоги муниципальных кампаний. Уверенную победу на выборах мэра Южно-Сахалинска одержал кандидат «Единой России» С.Надсадин. Успешными для «партии власти» стали выборы мэров Северо-Курильска, Александровска-Сахалинского и другие. «Единая Россия» взяла 16 из 25 мест на выборах городской думы областного центра. В целом выборы продемонстрировали отсутствие в регионе сильной оппозиции и раскола элит, как это имело место еще в начале нулевых годов. Хотя они характеризовались и типичной для Дальнего Востока гражданской пассивностью, когда, например, явка на выборах мэра Южно-Сахалинска едва превысила 20%.

С другой стороны, региональную власть не обошли стороной публичные скандалы. Прежде всего, вновь звучала критика действий Александра Хорошавина. Структуры ОНФ опять обрушились на расходную политику областных властей, обвинив их в необоснованных тратах на обустройство своих помещений и прилегающих территорий (ранее Александра Хорошавина обвиняли в завышенных расходах на пиар). Прозвучала и критика со стороны Сергея Шойгу, который посчитал, что сахалинский губернатор не обеспечил своевременный призыв запасников и, таким образом, не готов к работе в условиях военного времени. Примечательно, что проблемы возникали в основном с федеральными структурами, свидетельствуя о том, что отношения с ними отлажены не самым лучшим образом.

Дальнейшее развитие событий на Сахалине, после вполне успешного 2014-го года, начинает сильно зависеть от экономической и политической конъюнктуры. Сейчас трудно прогнозировать, что экономика региона продолжит бурно расти. В целом для Сахалина, учитывая «монокультурный» характер его экономики, характерны сильные колебания и объемов инвестиций, и бюджетных доходов. В самые последние годы регион вышел на свой новый пик, но конъюнктура способна измениться в худшую сторону. В политическом плане на регион сильно влияет приближение губернаторских выборов. Причем угрозы для действующей власти исходят скорее с федерального уровня, где, вероятно, могут найтись группы влияния, заинтересованные в том, чтобы поставить во главе «богатого» субъекта «своего» человека. Поэтому периодические нападки на Александра Хорошавина и его низкие места в рейтингах околокремлевских структур свидетельствуют о наличии таких групп влияния, заинтересованных в оказании давления на сахалинского губернатора. Неясно также, будут ли в регионе проводиться досрочные выборы в 2015 г., или они пройдут в срок и совпадут с думскими выборами 2016 г. На этот счет четкого решения нет не только в отношении Сахалина.

Таким образом, Сахалину сейчас очень важны новые инвестиционные проекты, поскольку прошедший год скорее принес плоды проектов старых. Прежде всего, требуются решения федеральных властей и ФПГ по поводу того, как, где и кем будет развиваться производство СПГ на Дальнем Востоке. Идеальным для Сахалина было бы, конечно, реализовать и проект расширения действующего завода, и строительства нового, одновременно примирив интересы стоящих за ними государственных корпораций. Нежелательно замедление реализации «Газпромом» проекта «Сахалин-3», а о возможных негативных тенденциях уже пошла речь в прошлом году – в связи с отсутствием зарубежных инвесторов. В отношениях с федеральным правительством от региона требуется обеспечить хорошее финансирование «курильской» программы, а сделать это будет в нынешних условиях трудно. В этих условиях от региональных властей требуется проявить недюжинные лоббистские способности как в экономике, так и в политике, учитывая, разумеется, и перспективу губернаторских выборов.