Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sakhalin Bridge through the eyes of the Sakhalin ex-Minister of Transport

He does not yet exist and it is not known when he will appear, but his history is already the envy of other objects. Sakhalin Bridge - history of the issue.

Vladimir Degtyarev has worked as an assistant to the Sakhalin governor Igor Farkhutdinov since 2001, from 2003 to 2015. - Minister of Transport of the Sakhalin Region. For almost 12 years he was engaged in the project of building a Sakhalin bridge across the Nevelskoy Strait. He believes that the result of the work is still there - the project has been implemented by 1/3, since after all it was possible to carry out a very significant component of it - the rewiring of the old Japanese narrow-gauge railway to the Russian standard. The other 2/3 - the bridge and sections of the railway on both sides of the strait are still waiting in the wings. But, as life shows, they are not discounted. EastRussia asked Vladimir Degtyarev to recall how the process of approvals and decision-making on the Sakhalin-mainland bridge was going on.

Sakhalin Bridge through the eyes of the Sakhalin ex-Minister of Transport
Photo: Sakhalin Regional Duma

- Vladimir Dmitrievich, since when did you become involved in the construction of the Sakhalin-mainland crossing?

- Since 2001, I worked as an assistant to the Sakhalin governor Igor Farkhutdinov. Even then, the topic of building a bridge from Sakhalin to the mainland was actively discussed. The head of the region began to raise this issue since the late 90s. Analytical reports were written, the regional administration contacted the Government of the Russian Federation, raised the history of the issue.

- What was the role of Igor Farkhutdinov?

- Igor Farkhutdinov was actively involved in the development of the region, and he wanted the bridge to be there. I remember then when I came across documents on a new cosmodrome in the Far East, in which Sakhalin was assessed as a more preferable place for its location than the Amur Region. Indeed, in the case of missile launches from Cape Krillon in the south of Sakhalin, the first stage of the missiles would be separated somewhere far in the Pacific Ocean. And the only thing that stopped the developers was the absence of a railway crossing through the Tatar Strait. After all, a lot of bulky cargo for the cosmodrome must be transported by rail.

- Was the Japanese standard railroad track considered an obstacle to the project?

- Certainly. This was a serious problem. The entire rolling stock on Sakhalin was then unique. These were old Japanese cars and diesel locomotives or Russian cars put on a narrow-gauge standard wheeled bogie. And there was an understanding that when all this morally and physically finally gets old, then it will not be easy to replace all this economy, because all production capacities in the country are quite naturally sharpened to the Russian standard and the Russian railway track. It is also important to understand that the maintenance of the narrow gauge railway was done almost by hand! Because all the equipment that allows you to inspect and repair the railway infrastructure as quickly as possible, it is all designed for the broad gauge of the Russian standard. And we have a narrow-gauge railway, inherited from the Japanese. Because of this, the cost of a kilometer was more expensive on Sakhalin than on the mainland of Russia and pretty decent. 


Photo: Sergey Krasnoukhov

Because it was impossible to apply the standard equipment that was on the entire railway network. On the mainland, everything was worked out, went on a knurled one, various devices, scrapers and so on were used, everything was according to the standard and everything was clear. And here on Sakhalin everything was done practically by hand. Because of this, the Sakhalin road was unprofitable. It hung on the network of all Russian railways all the time, because it was exclusive.

- What arguments did you have to prove that Sakhalin needed a bridge or a tunnel?

- The most important thing is cargo traffic. There is a traffic flow, investments will be justified. In Soviet times, this was more or less normal. At that time, up to 14 million tons of cargo a year were transported on the Sakhalin-mainland sea ferry crossing! This is why there were 10 ferries on the line. After all, all the pulp and paper mills and coal mines worked. There was just crazy traffic. And such a traffic flow would fully justify the construction of the bridge. When we started to deal with this in detail, seriously, GIPROTRANS NII and other scientific organizations began to connect, then the main justification for the construction of the bridge was precisely the traffic flow. Scientists told us that the construction of the bridge would be justified if there is a cargo turnover on it in the amount of 5-7 million tons per year. That is why the idea of ​​the bridge began to be discussed with renewed vigor, when at that time there was movement on the Sakhalin shelf projects. After all, a large volume of cargo was to be transported for the implementation of the oil and gas projects Sakhalin-1, Sakhalin-2, and subsequently Sakhalin-3. For the construction of infrastructure and its subsequent maintenance. Taking into account only this traffic flow, the bridge was already becoming profitable.

- Two-thirds of the project seems to have been sorted out. As with the last 1/3, I mean the sections of the railway on both sides of the strait. The railway does not fit the sea either on the mainland or on the island. To connect its torn ends, it is necessary to build no less than almost half a thousand kilometers of the railway?

- That's for sure. To implement a bridge construction project, it is not enough to erect the bridge itself. It is also necessary to build on the mainland, in the dense taiga, about 400 km, and on Sakhalin - from the Nysh station to the town of Pogibi on the bank of the Nevelskoye Strait - along sandstones and mari - more than 100 km of railway.


Moreover, the approaches to the transition from Sakhalin to the mainland began to be built back in Stalin's times. On Cape Lazarev there was even a prepared embankment and a huge hole in the ground - the entrance to an unbuilt tunnel. Its construction was immediately stopped by Khrushchev after Stalin's death. The project was deemed unprofitable and unnecessary.


- Are these all the problems that the developers of the project had to face?

- Of course not. There was another very important problem. The fact is that from the Sakhalin side, the bridge abuts against a nature reserve, a nature conservation area. Accordingly, it is necessary to somehow resolve this issue as well. Either change the status of the territory, or bypass it. Then the matter did not come to the solution of questions in this part. But if the project is implemented, the issue will surely arise again and it will have to be resolved.

- Who else would you mention as a person who has done a lot to implement the project of building a bridge across the Nevelskoy Strait?

I believe that Gennady Fadeev, the ex-Minister of Railways of the Russian Federation, did a lot for Sakhalin. He helped us a lot in resolving the issue of changing the Sakhalin railway to the Russian standard. With his help, it was possible to include the rewiring in the investment program of Russian Railways. It was necessary, however, to divide the rewiring project into stages, which is a very expensive undertaking. Allocated 1-1,5 billion rubles. in year. But the process started slowly. By the way, he walked with varying degrees of intensity from 2004 to July 2020. 



Photo: Sergey Krasnoukhov

What else was the problem? Yes, in that it was necessary to redo all the bridges along the route of the railway. They were still of Japanese construction. They had to be either strengthened or completely rebuilt. And there are quite a few of them. To make it clearer, I will say this - on a railway with a length of 700 km, bridges are located almost every 5 km. Plus streams, under which 3-4 pipes must be laid. All this is very expensive.

- You said that coal played an important role in the flow of goods to the mainland. Coal on Sakhalin is still being mined decently. Retired mines have replaced open pit mines. The main one is Solntsevsky, located in the Uglegorsk region, where more than 1 million tons of coal have already been mined since the beginning of this year. But how were they going and are going to transport coal from there in the event of a bridge being built, there is no railway there either?

- The developers of the bridge proposed in parallel to build a railway line to Uglegorsk, the region where the bulk of Sakhalin brown coal is mined, its calorific value is 2 times higher than that used at seaside power plants. By the way, it is transported from Yakutia. That is, large volumes of Sakhalin coal could be in great demand on the mainland.

- How could the cost of cargo transportation on Sakhalin change if the bridge construction project was implemented? It is no secret that the extremely expensive transport component makes almost any production on Sakhalin uncompetitive. Therefore, in the place where oil is produced, there is still no refinery of its own.

- Economists calculated that after the completion of the rewiring of the Sakhalin railway and the construction of the bridge, the cost of transporting goods, including coal, would have dropped on Sakhalin 5 times, no less. Then it would be possible to abandon the ferry crossing. But today the tariff for the carriage of goods by sea ferry Vanino-Kholmsk is slightly less than the cost of carriage of goods by rail through all of Russia, from Moscow to Sovgavan. At the same time, the bridge has not been built, and difficulties are already beginning with the ferry crossing. And huge investments will be required. Yes, two new ferries have been built, but more are needed. This is a lot of money. In addition to this replacement or re-equipment for them already require berths-tables in ports. And many other questions appear.

- Can you tell us in more detail how the Sakhalin Oblast administration pushed through the bridge construction project at that time?

- The Sakhalin authorities then, in the early 2000s, unlike their Far Eastern neighbors, actively lobbied for the idea of ​​building a crossing over the Nevelskoy Strait. Governor of the region Igor Farkhutdinov organized scientific conferences, hearings in the State Duma and the Federation Council. We were supported in both wards. Then this work was continued by the governors Ivan Malakhov and Alexander Khoroshavin. If the government of the Russian Federation allowed to include some funds in the investment component of Russian Railways for the construction of the Sakhalin bridge, this would be a solution to the issue. But the cost of railway transportation was constantly monitored by the REC, since Russian Railways are natural monopolists. Therefore, this option did not work, although the administration of the Sakhalin region wrote letters, asked to meet halfway, but this was never agreed. The project was never started.

- But it seems like there was already some kind of bridge crossing project?

- It could not be called a full-fledged project. There was a preliminary feasibility study. And it was necessary to do a normal modern project with all the specified data. To prepare the project, it would be necessary to walk along the entire route, drill a large number of pits, make new surveys, since what was already outdated. After all, the state of the soil changes over time. In total, there were 7 options for crossing the Nevelskoy Strait. A dam, a tunnel and, directly, a bridge were considered. Then they chose a bridge with dump approaches, so that it was shorter. An important factor was the cost of the subsequent operation of the structure. Technically, all this was possible and feasible. And such bridges already existed then and are now. Yes, the cost of the project was not small. At that time, first about 400, then 450, and now the figure is already more than 540 billion rubles. At that time, about 10 billion rubles had to be spent on design alone.


Image: https://www.facebook.com/mostsakhalin

- How do you assess the role of the former Minister of Railways, and at that time the Deputy Prime Minister Nikolai Aksenenko?

- In general, it seems to me that if he held the post of deputy prime minister for another year or two, the bridge construction project was started. He was a supporter of Igor Farkhutdinov in this matter. Firstly, he saw the prospect as a railway worker, and secondly, he previously headed the Interdepartmental Commission on Social and Economic Problems of Coal-mining Regions, so the issue of reducing the tariff for the transportation of high-quality Sakhalin coal, of course, worried him. Well, and thirdly, as Deputy Prime Minister, he saw preferences for Russia if the Japanese component was included in the project.

- Was this seriously considered?

- At that time there was a lot of talk about it. Both from our side and from the Japanese side. On the part of Japan, statements even began to sound that if the Russians even begin to build a bridge from Sakhalin to the mainland, Japan will immediately implement a project to build a transition from Hokkaido to Sakhalin. The fact is that in the Land of the Rising Sun all the islands are connected by bridges or tunnels, for them this is not a problem, so if Sakhalin connected with the Trans-Siberian Railway, the Japanese would be happy to send their goods not by the southern sea route, but through Russia. At that time, calculations showed that it was many times more effective.

- Do you believe that the Sakhalin bridge to the mainland will ever be built?

- I would very much like to believe it. I would like to have time to drive on it in this life (smiles). After all, so much effort and money has already been invested in this project! He has real prospects. So I am sure, if not during our lifetime, then the next generation will definitely implement it and Sakhalin will forever unite with the mainland. After all, ultimately it is also a matter of big state policy. It is necessary to “sew the country together,” as our President Vladimir Putin says.

April 10: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сахалинский мост глазами сахалинского экс-министра транспорта

Его еще нет и неизвестно, когда он появится, но история у него уже на зависть другим объектам. Сахалинский мост - история вопроса.

Владимир Дегтярев с 2001 года работал помощником сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова, с 2003 по 2015 гг. - министр транспорта Сахалинской области. Почти 12 лет занимался проектом строительства сахалинского моста через пролив Невельского. Считает, что результат работы все же есть – проект осуществлен на 1/3, так как все-таки удалось осуществить весьма существенную его составляющую - перешивку старой японской узкоколейной железной дороги на российский стандарт. Другие 2/3 – мост и участки железной дороги с обеих сторон пролива еще ждут своего часа. Но, как показывает жизнь, они не сброшены со счетов. EastRussia попросила Владимира Дегтярева вспомнить как шел процесс согласований и принятия решений по мостовому переходу Сахалин-материк.

Сахалинский мост глазами сахалинского экс-министра транспорта
Фото: Сахалинская областная Дума

- Владимир Дмитриевич, с какого периода вы стали причастны к вопросам строительства перехода Сахалин-материк?

- С 2001 года я работал помощником у сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова. Уже тогда тема строительства моста с Сахалина на материк активно обсуждалась. Глава региона стал поднимать этот вопрос с конца 90-х. Писались аналитические справки, администрация области выходила на Правительство РФ, поднимали историю вопроса.

- Какова была роль Игоря Фархутдинова?

- Игорь Фархутдинов активно занимался развитием области, и он хотел, чтобы мост обязательно был. Помню мне тогда попадались документы по новому космодрому на Дальнем Востоке, в которых Сахалин оценивался как более предпочтительное место для его размещения, чем Амурская область. Ведь в случае запусков ракет с мыса Крильон на юге Сахалина первая ступень ракет отделялась бы где-то далеко в Тихом океане. И единственное, что останавливало разработчиков – отсутствие железнодорожного перехода через Татарский пролив. Ведь очень много крупногабаритных грузов для космодрома необходимо возить по железной дороге.

- А железнодорожная колея японского стандарта считалась препятствием для осуществления проекта?

- Безусловно. Это было серьезной проблемой. Весь подвижной состав на Сахалине тогда был уникальным. Это были старые японские вагоны и тепловозы или российские вагоны, поставленные на колесную тележку узкоколейного стандарта. И было понимание того, что когда это все морально и физически окончательно постареет, то заменить все это хозяйство будет не просто, ведь все производственные мощности в стране вполне естественно заточены под российский стандарт и российскую железнодорожную колею. Важно также понимать, что обслуживание узкоколейной железной дороги производилось практически вручную! Потому что все оборудование, которое позволяет обследовать и ремонтировать железнодорожное хозяйство максимально быстро, оно все рассчитано на широкую колею российского стандарта. А у нас узкоколейная железная дорога, доставшаяся от японцев. Из-за этого себестоимость километра была на Сахалине дороже чем на материковой части России и довольно прилично. 


Фото:Сергей Красноухов

Потому что невозможно было применить стандартную технику, которая была на всей сети железных дорог. На материке все было отработано, шло по накатанной, применялись различные приспособления, скрепера и так далее, все по стандарту и все четко. А у нас на Сахалине все делали практически вручную. Из-за этого сахалинская дорога была убыточной. Она все время «висела» на сети всех российских ж/д дорог, потому что была эксклюзивной.

- Какими аргументами приходилось доказывать то, что мост или тоннель необходимы Сахалину?

- Самое главное – грузопоток. Есть грузопоток, вложения будут оправданы. В советские времена с этим было более-менее нормально. На морской паромной переправе Сахалин-материк тогда ведь перевозилось до 14 млн. тонн грузов в год! Вот почему на линии было 10 паромов. Ведь работали все целлюлозно-бумажные заводы, угольные шахты. Был просто сумасшедший трафик. И вот такой грузопоток вполне оправдывал бы строительство моста. Когда мы этим начали заниматься предметно, серьезно, ГИПРОТРАНС НИИ и другие научные организации стали подключать, то всегда главным обоснованием для строительства моста был именно грузопоток. Ученые говорили нам, что строительство моста будет оправданным при наличии грузооборота по нему в объеме 5-7 млн. тонн в год. Вот почему с новой силой стали обсуждать идею моста, когда в то время пошло движение по сахалинским шельфовым проектам. Предстояла ведь перевозка большого объема грузов для реализации нефтегазовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2», а впоследствии и «Сахалин-3». Для строительства инфраструктуры и ее последующего обслуживания. С учетом только этого грузопотока мост уже становился рентабельным.

- С двумя третями проекта вроде бы разобрались. Как с последней 1/3, я имею ввиду участки железной дороги с обеих сторон пролива. Железная дорога ведь ни на материке, ни на острове к морю не подходит. Чтобы соединить разорванные ее концы надо построить ни много ни мало почти полтысячи километров железной дороги?

- Это точно. Чтобы реализовать проект строительства моста, мало воздвигнуть сам мост. Необходимо еще построить на материке, в глухой тайге примерно 400 км, а на Сахалине - от станции Ныш до местечка Погиби на берегу пролива Невельского - по песчаникам и марям - еще более 100 км железной дороги.


Причем, подходы к переходу Сахалин-материк ведь начинали строить еще в сталинские времена. На мысе Лазарев даже осталась подготовленная насыпь и огромный шурф в земле – вход в непостроенный тоннель. Его строительство было стразу же остановлено Хрущевым после смерти Сталина. Проект был признан нерентабельным и не нужным.


- Это все проблемы, с которыми пришлось столкнуться разработчикам проекта?

- Нет конечно. Была еще одна весьма важная проблема. Дело в том, что с сахалинской стороны мост упирается в заказник, природоохранную территорию. Соответственно, необходимо как-то решать и этот вопрос. То ли статус территории менять, то ли обходить его стороной. Тогда до решения вопросов в этой части дело не дошло. Но в случае реализации проекта вопрос обязательно снова встанет и его придется решать.

- Кого бы Вы еще отметили, как человека, много сделавшего для воплощения в жизнь проекта строительства мостового перехода через пролив Невельского?

Очень много для Сахалина сделал, я считаю, Геннадий Фадеев, экс-министр путей сообщения РФ. Он очень помог нам в решении вопроса перешивки сахалинской железной дороги на российский стандарт. С его помощью удалось включить перешивку в инвестиционную программу РЖД. Пришлось, правда, проект перешивки разделить на этапы, уж очень дорогостоящее это мероприятие. Выделялось по 1-1,5 млрд. руб. в год. Но зато потихоньку процесс пошел. Шел он, кстати, с разной степенью интенсивности с 2004 по июль 2020 года. 



Фото: Сергей Красноухов

Проблема-то там в чем еще была? Да в том, что надо было переделать все мосты по пути следования железной дороги. Они там были еще японской постройки. Надо было их либо усиливать, либо полностью перестраивать. А их там довольно много. Чтобы было понятнее, скажу так – на железной дороге протяженностью под 700 км мосты расположены практически через каждые 5 км. Плюс ручьи, под которыми по 3-4 трубы надо укладывать. Все это очень затратно.

- Вы сказали, что в потоке грузов на материк не малое место занимал уголь. Угля на Сахалине и сейчас добывают прилично. Выбывшие из игры шахты заменили открытые угольные карьеры. Основной – Солнцевский, расположенный в Углегорском районе, на котором только с начала этого года уже добыто более 1 млн тонн угля. Но как собирались и собираются оттуда возить уголь в случае постройки моста, железной дороги-то там тоже нет?

- Разработчики мостового перехода предлагали параллельно построить железнодорожную ветку до Углегорска, района, где добывается основной объем сахалинского бурого угля, теплотворная способность его раза в 2 выше той, что используется на приморских электростанциях. Его, кстати, возят из Якутии. То есть, сахалинский уголь в больших объемах мог бы быть весьма востребован на материке.

- А как могла бы измениться стоимость грузоперевозок на Сахалине, будь проект строительства моста реализован? Не секрет, что чрезвычайно дорогая транспортная составляющая делает неконкуретоспособным почти любое производство на Сахалине. Поэтому-то в месте где добывается нефть до сих пор нет своего нефтеперерабатывающего производства.

- Экономисты посчитали, что после окончания перешивки сахалинской железной дороги и строительства моста себестоимость перевозки грузов, угля в том числе, упала бы на Сахалине раз в 5, не меньше. Тогда можно было бы отказаться и от паромной переправы. А ведь сегодня тариф за перевозку груза по морской переправе Ванино-Холмск немного меньше стоимости провоза груза по железной дороге через всю Россию, от Москвы до Совгавани. В то же время мост не построен, а с паромной переправой уже начинаются сложности. И потребуются огромные вложения. Да, построены два новых парома, но нужно больше. Это огромные деньги. Кроме этого замены или переоборудования под них уже требуют причалы-столы в портах. И много других вопросов появляется.

- Можете поподробнее рассказать, как администрация Сахалинской области пробивала проект строительства моста в то время?

- Сахалинские власти тогда, в начале 2000-х, в отличие от своих дальневосточных соседей, активно лоббировали идею строительства перехода через пролив Невельского. Губернатор региона Игорь Фархутдинов организовывал научные конференции, слушания в Госдуме и Совете Федерации. Нас в обеих палатах поддерживали. Затем эта работа была продолжена губернаторами Иваном Малаховым и Александром Хорошавиным. Если бы правительство Российской Федерации разрешило включить какие-то средства в инвестиционную составляющую РЖД для строительства сахалинского моста, это было бы решением вопроса. Но себестоимость ж/д перевозок постоянно контролировалась со стороны РЭК, так как РЖД естественные монополисты. Поэтому этот вариант не прошел, хотя администрация Сахалинской области писала письма, просила пойти навстречу, но это так и не согласовали. К проекту так и не приступили.

- Но ведь ранее вроде бы уже существовал какой-то проект мостового перехода?

- Это нельзя было назвать полноценным проектом. Было предварительное ТЭО. А надо было делать нормальный современный проект со всеми уточненными данными. Для подготовки проекта, надо было бы пройтись по всей трассе, пробурить большое количество шурфов, сделать новые изыскания, так как то, что было, уже устарело. Ведь состояние грунтов с течением времени изменяется. Всего было 7 вариантов перехода через пролив Невельского. Рассматривалась дамба, тоннель и, непосредственно, мост. Выбрали тогда мост с отсыпными подходами, чтобы он был покороче. Немаловажным фактором оказалась стоимость последующей эксплуатации сооружения. Технически все это было возможно и осуществимо. И такие мосты уже были тогда и есть сейчас. Да, стоимость проекта была не маленькой. По тем временам сначала около 400, затем 450, а сейчас называется цифра уже более 540 млрд. руб. Только на проектирование в то время надо было потратить порядка 10 млрд. руб.


Изображение: https://www.facebook.com/mostsakhalin

- Как Вы оцениваете роль экс-министра путей сообщения, а в то время и вице-премьера Николая Аксененко?

- Мне вообще кажется, что продержись он на посту вице-премьера еще год-два, проект строительства моста начали был реализовывать. Он был сторонником Игоря Фархутдинова в этом вопросе. Во-первых, он видел перспективу как железнодорожник, во-вторых, он ранее возглавлял Межведомственную комиссию по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, так что вопрос снижения тарифа на перевозку качественного сахалинского угля его, безусловно, беспокоил. Ну, и в-третьих, как вице-премьер, он видел преференции для России в случае включения в проект японской составляющей.

- А это всерьез рассматривалось?

- В то время об этом много говорили. Как с нашей, так и с японской стороны. Со стороны Японии даже начали звучать заявления, что, если русские хотя бы начнут строить мост с Сахалина на материк, Япония сразу реализует проект строительства перехода с Хоккайдо на Сахалин. Дело в том, что в Стране Восходящего Солнца все острова связаны мостами или тоннелями, для них это не проблема, так что, если бы Сахалин соединился с Транссибом, японцы с большим удовольствием стали бы отправлять свои грузы не южным морским путем, а через Россию. В то время расчеты показывали, что это в разы эффективнее.

- Верите в то, что сахалинский мост на материк когда-нибудь все же будет построен?

- Очень хотелось бы в это верить. Хотелось бы еще в этой жизни успеть проехать по нему (улыбается). Ведь столько сил и средств уже вложено в этот проект! У него реальные перспективы. Так что уверен, если и не при нашей жизни, то следующее поколение обязательно его реализует и Сахалин навсегда соединится с большой землей. Ведь, в конечном счете это еще и вопрос большой государственной политики. Надо «сшивать страну», как говорит наш Президент Владимир Путин.

30 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика