Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"The bridge to Sakhalin alone will never pay off"

FEFU experts sum up the logistics agenda of the Eastern Economic Forum

Photo: shutterstock.com

Artem Lukin

Associate Professor, Department of International Relations, Eastern Institute - School of Regional and International Studies, FEFU, PhD in Political Science
Today, in the Far East, a number of projects are being implemented that affect the future of logistics in Northeast Asia. The shortest East-West routes pass through the Far East, and traffic on the Trans-Siberian Railway in comparison with possible alternatives reduces the transit time by one-third. Among the projects are the modernization of BAM and Transsib, international transport corridors in Primorsky Krai, the Northern Sea Route, cross-border crossings in the Amur Region and the Jewish Autonomous Region. The construction of a bridge to Sakhalin and a high-speed highway from Harbin to Vladivostok is being discussed.

The first priority project that needs to be implemented as soon as possible is the completion of the construction of international automobile checkpoints (MAPP) Kraskino and Pogranichny on the border of Primorye and China, all the more so because it does not require so much money. The total amount for their completion is about 1,5 billion rubles, while the total cost of international transport corridors Primorje-1 and Primorye-2 is estimated at 300 billion rubles.

Without the normally functioning automobile checkpoints, it is difficult to talk about a breakthrough in the implementation of international transport corridor projects. In its current form, the border check points Kraskino and Borderline on the Russian side of the border do not cope with the growing traffic flows, especially with passenger ones. It is not uncommon for people to wait half a day to cross the border. This hinders the development of business cooperation of the Far East with China and other countries of the Asia-Pacific region, damaging the image of Russia.
Further, it is necessary to finish building a new Vladivostok-Nakhodka-Vostochny port, which should become a key link in the Primorie-1 ITC. Its construction has been going on for several years, but quite sluggish.

Talks about the participation of Chinese investors in the MTC Primorye-1 and -2 have been going for about two decades. In recent years, the discussion has been at a high level between Moscow and Beijing. However, despite the interest expressed by Chinese officials to the Far Eastern ITC, there are no concrete results in the form of any firm commitment from the Chinese to invest in the construction of transport infrastructure and guarantees of the required volume of cargo. This is already beginning to cause irritation of the Russian side, which was recently publicly announced by Deputy Prime Minister Yuri Trutnev.

Judging by the leisurely Chinese, the transport corridors passing through Primorye are not yet among the top priorities receiving funding under the Belts and Paths program. The Chinese might have shown more willingness to take on the basic financial costs of building the ITC if the Russian side agreed to give China a leading role in the management of these projects. This means that the ITC will have Chinese managers, and the contractors will be Chinese companies. But are Russian federal and regional authorities ready to do this?

Given the colossal cost (roughly more than 500 billion rubles), a bridge or a tunnel to Sakhalin from the point of view of the flow of goods to and from the island will never pay off. There is no real need for it. The railway ferries Vanino-Kholmsk and the line shipping services from Vladivostok to Korsakov manage to handle the cargo traffic. For the development of passenger transportation between Sakhalin and the mainland, it is better to use air transport. In addition to construction costs, you should also take into account the constant costs of maintaining the bridge, or the tunnel in a working and safe condition. These annual costs will also be very big, given the extreme climatic conditions in the Tatar Strait.

Theoretically, a bridge between the mainland and Sakhalin could be expedient in the long term if, in addition to it, the Sakhalin-Hokkaido bridge is built, which will ensure the switching of the freight traffic from the deep sea (routes of ocean super courts through the Suez and Panama Canal, and also bypassing Africa) to a new railway route Hokkaido - Sakhalin - Komsomolsk-on-Amur and further along the BAM to Moscow and Europe. However, the Japanese still do not even seriously consider the option of connecting Hokkaido and Sakhalin. They are quite satisfied with the current shipping line to the Vostochny port, from which cargo can be sent further west along the Trans-Siberian Railway.

The bridge to Sakhalin, of course, would be beautiful as a picture and symbolism, but from a practical point of view and in terms of real impact for people it is now much more important to build a bridge across Lena near Yakutsk. Without this bridge, the capital of Yakutia and one of the largest cities of the Far East are in transport semi-isolation. The construction of the bridge will not only reliably connect the Yakutians with the "big earth", but also create a transport and logistics center in the Yakutsk region and start the transport corridor "Irkutsk-Kolyma". It is also important that the estimated cost of the bridge across the Lena (70-80 billion rubles) is much more acceptable than the budget for the construction of the transition to Sakhalin.

Particular improvements have been made in the part of the railway and port infrastructure of the maritime ITC in the last few years. According to the most conservative estimates, the ports and the railway will be able to withstand a tenfold increase in cargo traffic (we are talking specifically about the transit traffic flowing through the coastal ITCs). This applies to the container terminal in the port of Vostochny, and to the port in Trinity Bay (Zarubino), and Vladivostok. Note that these ports, as well as a number of cargo owners and operators, take full advantage of the geographical advantages of the maritime MTC, and the volume of transit cargoes on them on average doubles annually.

There are successes related to the reduction of administrative barriers. For transit shipments from China to third countries via the Primor'e-Primorye-1 and Primorye-2, now there is no need to make customs clearance at the border crossing when leaving China. It is enough to do this in the port.

However, it is necessary to clearly understand which commercial projects in the framework of international transport corridors we offer investors and structure these proposals accordingly, so that the investor can understand what the project management scheme is and, most importantly, what is the payback mechanism of investments. Investments in transport projects involve large expenditures and very long payback periods. Therefore, investors, especially foreign ones, will necessarily take into account the long-term prospects of the economy of Russia and the Russian Far East, economic and political risks.
September 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Сам по себе мост на Сахалин не окупится никогда"

Эксперты ДВФУ подводят итоги логистической повестки Восточного экономического форума

Фото: shutterstock.com

Артем Лукин

Доцент кафедры международных отношений Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ, кандидат политических наук
Сегодня на Дальнем Востоке реализуется целый ряд проектов, влияющих на будущее логистики в Северо-Восточной Азии. Через Дальний Восток проходят кратчайшие маршруты Восток – Запад, а движение по Транссибу в сравнении с возможными альтернативами сокращает время перевозок на треть. Среди проектов выделяются модернизация БАМа и Транссиба, международные транспортные коридоры в Приморском крае, Северный морской путь, трансграничные переходы в Амурской области и Еврейской автономной области. Обсуждается строительство моста на Сахалин и высокоскоростной магистрали из Харбина во Владивосток.

Первоочередным проектом, требующим скорейшей реализации, является завершение строительства международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) Краскино и Пограничный на границе Приморья и Китая, тем более что для этого требуется не такие уж большие средства. Общая сумма на их достройку составляет около 1,5 миллиарда рублей,  в то время как общая стоимость международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2 оценивается в 300 млрд  рублей.  

Без нормально работающих автомобильных пунктов пропуска сложно говорить о прорыве в реализации проектов международных транспортных коридоров. В своем нынешнем виде пункты пропуска Краскино и Пограничные на российской стороне границы не справляются с растущими транспортными потоками, особенно с пассажирскими. Нередки случаи, когда людям приходится ждать полдня, чтобы пересечь границу. Это тормозит развитие делового сотрудничества Дальнего Востока с Китаем и другими странами АТР, наносит ущерб имиджу России.
Далее, необходимо достраивать новую автодорогу Владивосток – Находка – порт Восточный, которая должна стать ключевым звеном в МТК «Приморье-1». Ее строительство идет уже несколько лет, но довольно вялыми темпами.
 
Разговоры об участии китайских инвесторов в МТК Приморье-1 и -2 идут уже около двух десятков лет. В последние годы обсуждение ведется на высоком уровне между Москвой и Пекином. Однако, несмотря на декларируемый китайскими официальными лицами интерес к дальневосточным МТК, пока нет никаких конкретных результатов в виде сколько-нибудь твердых обязательств китайцев о вложении денег в строительство транспортной инфраструктуры и гарантий необходимого объема грузов. Это уже начинает вызывать раздражение российской стороны, о чем недавно публично заявил вице-премьер Юрий Трутнев.  

Судя по неторопливости китайцев, проходящие через Приморье транспортные коридоры пока не входят в число первоочередных приоритетов, получающих финансирование в рамках программы «Пояса и пути». Китайцы, возможно, проявили бы больше готовности взять на себя основные финансовые расходы по строительству МТК, если бы российская сторона согласилась отдать Китаю ведущую роль в управлении этими проектами. Это означает, что у МТК будут китайские менеджеры, а подрядчиками будут китайские компании. Но готовы ли на это пойти российские федеральные и региональные власти?
 
Учитывая колоссальную стоимость (ориентировочно более 500 миллиардов рублей), мост либо тоннель на Сахалин с точки зрения грузопотока на остров и обратно не окупится никогда. Насущной необходимости в нем нет. С грузопотоком справляются железнодорожные паромы Ванино – Холмск и линейные судоходные сервисы из Владивостока до Корсакова. Для развития пассажирских перевозок между Сахалином и материком оптимальнее использовать авиатранспорт. Помимо расходов на строительство следует также учесть постоянные расходы на поддержание моста, либо тоннеля в рабочем и безопасном состоянии. Эти ежегодные затраты тоже будут очень немаленькими, учитывая экстремальные климатические условия в Татарском проливе.  

Теоретически мост между материком и Сахалином мог бы быть целесообразен в долгосрочной перспективе, если в дополнение к нему будет построен мост Сахалин – Хоккайдо, который обеспечит переключение грузопотока от deep sea (маршруты океанских суперсудов через Суэцкий и Панамский канал, а также в обход Африки) на новый железнодорожный маршрут Хоккайдо – Сахалин – Комсомольск-на-Амуре и далее по БАМу до Москвы и Европы. Однако, японцы пока всерьез даже не рассматривают вариант с соединением Хоккайдо и Сахалина. Их вполне устраивает действующая судоходная линия на порт Восточный, из которого грузы могут быть отправлены далее на запад по Транссибу.

Мост на Сахалин, конечно, был бы красив как картинка и символика, но с практической точки зрения и в плане реальной отдачи для людей сейчас гораздо важнее построить мост через Лену около Якутска. Без этого моста столица Якутии и один из крупнейших городов Дальнего Востока находится в транспортной полуизоляции.  Строительство моста не только надежно соединит якутян с «большой землей», но и позволит создать в районе Якутска транспортно-логистический центр и положить начало транспортному коридору «Иркутск – Колыма».  Важно также, что ориентировочная стоимость моста через Лену (70-80 млрд рублей)  гораздо приемлемее, чем бюджет строительства перехода на Сахалин.

В части железнодорожной и портовой инфраструктуры приморских МТК  в последние несколько лет произошли заметные улучшения.  По самым скромным оценкам, порты и железная дорога смогут выдержать десятикратное увеличение грузопотока (мы говорим именно о транзитном грузопотоке, идущем по приморским МТК). Это касается и контейнерного терминала в порту Восточном, и порта в бухте Троицы (Зарубино), и Владивостока. Отметим, что данные порты, а также ряд грузовладельцев и операторов, в полной мере пользуются географическими преимуществами приморских МТК, и объем транзитных грузов по ним в среднем удваивается ежегодно.

Есть успехи, связанные с уменьшением административных барьеров. Для транзитных грузов, следующих из Китая в третьи страны через МТК Приморье-1 и Приморье-2, теперь не нужно производить таможенное оформление груза на пограничном переходе при выходе из Китая. Достаточно сделать это в порту.

Однако необходимо четко понять, какие именно коммерческие проекты в рамках международных транспортных коридоров мы предлагаем инвесторам и соответствующим образом структурировать эти предложения, чтобы инвестору было понятно, какова схема управления проектом и, главное, каков механизм окупаемости инвестиций. Инвестиции в транспортные проекты  предполагают крупные расходы и очень длительные сроки окупаемости. Поэтому инвесторы, особенно зарубежные, будут обязательно учитывать долгосрочные перспективы экономики России и российского Дальнего Востока, экономические и политические риски.  
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow