Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The fastest growing company in the world will work in the Far East

Rusagro General Director Maxim Basov: "We are ready to increase production as soon as we get more opportunities for export to the countries of the Asia-Pacific region"

- Maxim Dmitrievich, not so long ago in the media there was information that Rusagro is coming out of the Mikhailovsky project and saying goodbye to the ambitious plans to "fill up cheap pork" with the Far Eastern regions of the Russian Federation. Did you really have a question with your participation in the TOP: to continue or to get out?

The fastest growing company in the world will work in the Far East
- Nothing like this. The point is that we do not rely on traditional Russian, perhaps, but on economic logic, we act in real time. The case is moving, negotiations are underway with the federal and regional authorities. Simply, it seems, journalists too harshly interpreted and exaggerated our reaction.

At some point, we did not really like that during the past year, almost no documents were signed that determine which infrastructure facilities in the TOR will be built at the expense of the budget. But, at the end of December the agreement was concluded, now we have two residents in Mikhailovskoye, both of whom have signed relevant documents with the Corporation for the Development of the Far East.

For today, everything is clearly defined. For the construction of modern pig complexes in Primorye, three types of infrastructure are required: gas, electric and road. The first was not taken by either the Rusagro Corporation or the province's leadership, as this is the sphere of the natural monopolist's compen- sation - Gazprom. We have with him and Mezhregiongaz separate joint plans as to which facilities and in what time frame will be built.

As for the roads and electrification, then, in agreement with the Far East Development Corporation, we will be allocated the necessary capacities. At the same time, part of the infrastructure will be built at the expense of the federal and regional budgets, the rest - with our own funds. Processes will go simultaneously and in parallel.

- And when will this happen?

- Over the next three years - 2016 th, 2017-th и 2018-th We need to create an infrastructure. Until 2019 year, we should be given gas. Unfortunately, the gasification of these territories was not included in the program of Gazprom. We need now to work with the management of the Mikhailovsky district, so that the plan for gasification of Primorsky Krai be supplemented accordingly. If something does not succeed, it means that we will have to gasify some of the facilities ourselves or work on liquefied gas. But all these problems are completely solved.

- Do federal and regional authorities help in the implementation of your project?

Yes, it should be noted here that even for the planned promotion of the project, which will develop for more than one year, operational decisions and assistance of the federal regional authorities are needed, and the Far Eastern and Far Eastern representative office for the development of the Far East does not refuse us. We are in direct contact with the heads of these departments and receive timely support.

- What will be the total volume of investments in Mikhailovsky projects?

- I will not name the exact figure - the currency rate changes every year, and with it the nominal volume of ruble investments. I can only say that the project consists of three parts, now it is officially announced that we undertake obligations on the first of them, the cost of which is about 22 25 billion rubles. The second and third phases will add up to about 30 billion in total. But we will proceed to them, if everything goes well - first of all, if we manage to “open” the Chinese and Japanese markets for our products.

In order to meet the demand of the entire Far East, we need only one and a half lines of construction of pig complexes. The remaining capacities are designed for export. But it does not happen by itself, this is preceded by the signing of agreements, for example, between the state veterinary services of China and Russia on admission to the Chinese market of meat products of our production. Also, a concrete object - the slaughterhouse, which we are building in the Mikhailovsky district, must be certified in accordance with the requirements of Chinese law.

Now Russian meat is delivered to China not directly, but through a chain of intermediaries in other countries. But there is a hope that this year two Russian enterprises will receive similar permits and we will pass such certification too. Such things take time: the meat market in all countries is tightly regulated, strict rules of veterinary control apply everywhere. But this is a profitable business for Russia, and we certainly need to develop the export of meat - chicken, pork, other types of products ... The largest foreign pork markets are Japan and China, where prices are much higher than ours. That's why we are building in Primorye our complexes: they will allow us to bring chilled meat from one of the lowest prime costs in the world to the most expensive markets.

- And what is the reason that our cost of pork production is one of the lowest in the world?

- We have the cheapest grain in the world, this is due to the large volumes of its production and the fact that it is unprofitable to export it because of transportation costs. Our price in the market is the world price minus transportation costs. Simply speaking, if 1 kg of pork needs 3 kg of feed, then the costs usually need to be multiplied by at least three times (the feed is still required to be delivered). And we have an advantage in this respect. Therefore in Russia the cost price of meat production is second only to Brazilian, and we have a very high profitability - about 30%.

Pork Russia provides itself for 90%, imports - less than one tenth of the total output, depending on the situation in the consumer market. And consumption is now declining because of a decline in living standards, and production is growing. It is clear that we need to find new opportunities for export. They gradually open, and this applies to other types of food. Before, we just imported food products, now we are turning into a good supplier. We are actively engaged in the promotion of our products in the world market and we are confident that we will be able to open it for ourselves on a large scale.

- What prevented you from earning such ambitious projects before the widely announced "turn to the east" and the creation of TOPs?

- The very lack of infrastructure, about which we spoke at the very beginning. While the state did not participate in its creation, the projects were not feasible. There are few private investments, instruments of a different order and level are required - federal targeted programs, tax incentives, etc. When production is based on modern technologies, you can not get away without electricity, gas mains, new machinery, good access roads. Such scale of investments and social obligations even large business alone will not pull. And on the other hand - answering your veiled reproach - I can say that in other cases we did not expect help from the state. For example, we are engaged in plant growing for a long time and successfully, although we do not have a lot of arable land in Primorye - only 28 thousand hectares. We are interested in increasing the land bank by a hundred or two hundred thousand hectares - on how much it will turn out. In total, we have a total of 500 thousand hectares in Russia, we are planning to increase the area. In Primorye, for the time being, we do not consider the results optimal (we were slowed down at the start), but even with these more than modest areas in our farms, we already sent the first 10 thousand tons of corn from 15 thousand grown to Japan, sold a good harvest in the domestic market Soybeans. We will develop this direction and also hope for the gradual opening of new markets.

- What are your plans for the Far East in general, and for the TOR system in particular?

- In Primorye, we have three business units. One plant, which I just mentioned, the second is the oil and fat combine in Ussuriysk. He produces a food additive for animals - soybean meal, which we sell mainly in the Urals and the European part of the country, as well as packaged butter (it goes to China) and mayonnaise (more for the domestic market). The enterprise is large, about 400 person personnel work with full load. The third type of business is being created now - meat plants we plan to build for three years. We closely follow the market situation and always tried to make our strategy flexible. So, we abandoned the idea of ​​doing aquaculture, but decided to develop greenhouses and grow vegetables in a closed ground. While we build greenhouses in the European part of Russia, but eventually - if the Chinese market opens - you can extend this business to Primorye. The greenhouse can be constructed theoretically everywhere, but small units are not very interesting for us, and for large greenhouse complexes a powerful energy resource component is needed. Again, everything depends on the infrastructure. In this respect, TORs and other government support systems can give business a good starting point.

- Does the company have plans to enter the Eastern export market of sugar?

The same problem as with pork. First, we need to do a lot of work to open the Chinese and Japanese markets for Russian sugar supplies to Russia. And for this, our products must meet many of the parameters required for food in China, Japan and other countries. Today these markets are closed to us. Before, there was nothing to export, and therefore this problem was not dealt with. If we can overcome the barriers to entering the Asian markets, this will be another great opportunity for the production of additional types of agricultural production in the Far East. Such plans are in our long-term strategy.

“But for new productions, new workers are also needed.” Do you think that people will go to the Far East in large numbers?

"It's hard for me to judge what a" mass order "is. I can only say that our company has its own experience in this respect. We are now in the queue for employment in Primorye - although at first seemingly no one was burning with such a desire. But people quickly saw that we are in the Far East own construction of housing, we build modern beautiful houses on the Dutch project. Now our business volumes are not too big, so the employees need not so much. But when pig breeding complexes will be put into operation, we will talk about thousands of jobs ... I see interest now. Many of those who now work at our enterprises in the Volga region, the Urals or in the central part of the country, like the microclimate of Primorye, they are ready to live near the sea. It is also important that Asia is close, and these are the prospects for major projects in the foreseeable future. People believe in the future, and we are ready to provide it. In this respect, the interests of all - business, citizens, and the state, which now pays so much attention to the Far East, converge.

- 2015 year was not very simple for the Russian economy. What was it for your company as a whole? Are you satisfied with its results?

- For Rusagro, the year was eventful. Against the background of an unstable economic situation in the country and in the world, the company was able not only to improve the production performance of the past year, but also significantly increased its assets, hitting the list of leaders in its segment. Shares of the company increased 2 times. In addition, according to the information of investment banks, Rusagro is today the No. 1 company in terms of growth and profitability in the world. As for the increase in assets, then, just in the Far East, we acquired the only producer of soybean oil and soybean meal in the Far East. Today, the plant is loaded with 100 percent and 450 processes tons of soybeans per day. Our brand "Maslava" is officially registered in China. Therefore, we are full of optimism in the movement of our business to the East and in relation to the opportunities that will be realized as a result of work in new markets.


REFERENCE ER:

For 2015 year, Rusagro's revenue increased by 25%, to 82,5 billion rubles, according to the operating report of the agricultural holding. The growth rate was more than two times lower than in 2014, when the company's revenue for the year increased by 57%.

The largest contribution to the growth of the proceeds of the agricultural holding in 2015 year was the sale of sugar, which grew by 46%, to 32,9 billion rubles, thereby providing more than a third of the company's revenue. Proceeds from crop production increased by 32% (against 23% in 2014-m), To 14,2 billion rubles. The growth of oil and fat direction slowed down four times compared to the previous year and amounted to 16% (+ 67% a year earlier), to 17,3 billion rubles. The smallest increase in sales of meat products - only 2%, to 18,1 billion rubles., And in the fourth quarter, revenue from this direction even fell by 6% in relation to the same period of 2014.

Rusagro ranks fourth in the ranking of the largest Russian agricultural holdings compiled by BEFL following the 2014 results of the year. The company's sugar business is represented by six sugar factories in the Tambov and Belgorod regions. Rusagro’s meat business is represented on the Russian market by two enterprises: Belgorod Bacon OJSC, which has production facilities in the Shebekinsky and Volokonovsky districts of the Belgorod Region, and Tambov Bacon LLCs in the Zherdevsky, Znamensky and Sampursky districts of the Tambov region. The company's fat-and-oil division includes OJSC “Fat Plant” in Yekaterinburg and an oil extraction plant in the village of Bezenchuk, Samara Region - ZAO Samaraagroprompererabotka. In addition, the company is engaged in crop production, growing barley, sugar beet, winter wheat, peas, sunflower and other crops.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Самая быстрорастущая компания в мире будет работать на Дальнем Востоке

Генеральный директор корпорации «Русагро» Максим Басов: «Мы готовы наращивать производство, как только получим более широкие возможности экспорта в страны АТР»

— Максим Дмитриевич, не так давно в СМИ появилась информация, что «Русагро» выходит из проекта ТОР «Михайловский» и прощается с амбициозными планами «завалить дешевой свининой» дальневосточные регионы РФ. Действительно ли с вашим участием в ТОРе был вопрос: продолжать или выйти?

Самая быстрорастущая компания в мире будет работать на Дальнем Востоке
— Ничего подобного. Дело именно в том, что мы рассчитываем не на традиционный русский авось, а на экономическую логику, действуем в режиме реального времени. Дело движется, идут переговоры с федеральными и региональными властями. Просто, по-видимому, журналисты слишком жестко интерпретировали и преувеличили нашу реакцию.

В какой-то момент нам не очень нравилось, что в течение прошлого года практически не было подписано документов, определяющих, какие объекты инфраструктуры в ТОРе будут строиться за счет бюджета. Но, в конце декабря соглашение было заключено, сейчас у нас в «Михайловском» два резидента, оба они подписали соответствующие документы с Корпорацией развития Дальнего Востока.

На сегодня все определено четко. Для строительства современных свинокомплексов в Приморье требуются три вида инфраструктуры: газовая, электрическая и дорожная. Первую не взяли на себя ни корпорация «Русагро», ни руководство края, поскольку это сфера компентенции естественного монополиста — «Газпрома». У нас есть с ним и с «Межрегионгазом» отдельные совместные планы относительно того, какие объекты и в какие сроки будут строиться.

А что касается дорог и электрификации, то по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока нам будет выделены необходимые мощности. Часть инфраструктуры, при этом, будет строиться за счет федерального и краевого бюджетов, остальное — на наши собственные средства. Процессы пойдут одновременно и параллельно.

— И когда это произойдет?

— За три ближайших года — 2016-й, 2017-й и 2018-й мы должны инфраструктуру создать. До 2019 года нам должны дать газ. К сожалению, газификация этих территорий не была включена в программу «Газпрома». Нам необходимо сейчас работать с руководством Михайловского района, чтобы план газификации Приморского края соответствующим образом дополнить. Если что-то не удастся, значит, часть объектов нам придется газифицировать самим или работать на сжиженном газе. Но все эти проблемы вполне решаемы.

- Помогают ли федеральные и региональные власти в реализации вашего проекта?

Да, здесь нужно отметить, что даже для планового продвижения проекта, который будет развиваться не один год, нужны оперативные решения и помощь федеральных региональных властей, в чем нам не отказываюет и Полпредство Дальневосточного округа и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Мы находимся в прямом контакте с руководителями этих ведомств и получаем своевременную поддержку.

— Каким будет суммарный объем инвестиций в проекты «Михайловского»?

— Точную цифру не назову — курс валюты меняется каждый год, а с ним и номинальный объем рублевых вложений. Могу сказать лишь, что проект состоит из трех частей, сейчас официально заявлено о том, что мы берем на себя обязательства по первой из них, стоимость которой около 22 25 млрд рублей. Вторая и третья очередь в сумме составят еще примерно 30 млрд. Но к ним мы приступим, если все пойдет удачно — прежде всего, если удастся «открыть» для нашей продукции китайский и японский рынки.

Для того, чтобы удовлетворить спрос всего Дальнего Востока, нам достаточно полутора очередей строительства свинокомплексов. Остальные мощности рассчитаны на экспорт. Но он не происходит сам собой, этому предшествует подписание соглашений, к примеру, между государственными ветеринарными службами Китая и России о допуске на рынок КНР мясной продукции нашего производства. Также и конкретный объект — бойня, которую мы строим в Михайловском районе, должна быть сертифицирована в соответствии с требованиями китайского законодательства.

Сейчас российское мясо поставляется в Китай не напрямую, а через цепочку посредников в других странах. Но есть надежда, что уже в этом году два российских предприятия получат подобные разрешения и мы тоже подобную сертификацию пройдем. Такие вещи требуют времени: рынок мяса во всех странах жестко регулируется, везде действуют жесткие нормы ветконтроля. Но это выгодный для России бизнес, и нам, безусловно, надо развивать экспорт мяса — курицы, свинины, других видов продукции... Крупнейшие зарубежные рынки свинины — это Япония и Китай, где цены гораздо выше наших. Именно поэтому мы и строим в Приморье свои комплексы: они позволят нам привезти охлажденное мясо с одной из самых низких себестоимостей в мире на самые дорогие рынки.

— А в чем причина, того, что наша себестоимость производства свинины одна из самых низких в мире?

— У нас самое дешевое зерно в мире, это связано с большими объемами его производства и тем, что вывозить его из-за транспортных расходов невыгодно. Наша цена на рынке — это мировая цена минус расходы на транспортировку. Говоря проще, если на 1 кг свинины нужны 3 кг корма, то затраты обычно надо умножать как минимум втрое (корм-то еще требуется доставить). А у нас в этом смысле преимущество. Поэтому в России себестоимость мясного производства уступает только бразильской, и мы имеем очень высокую рентабельность — около 30%.

Свининой РФ обеспечивает себя на 90%, импорт — меньше одной десятой части общего объема продукции в зависимости от ситуации на потребительском рынке. Причем потребление сейчас уменьшается из-за снижения уровня жизни, а производство растет. Понятно, что надо находить новые возможности для экспорта. Они постепенно открываются, причем это касается и других видов продовольствия. Раньше мы просто импортировали продукты питания, сейчас превращаемся в хорошего поставщика. Мы активно занимаемся сейчас продвижением наших товаров на мировом рынке и уверен, что сможем его «открыть» для себя в широких масштабах.

— Что же мешало вам раньше вынашивать столь амбициозные проекты — еще до широко объявленного «поворота на восток» и создания ТОРов?

— То самое отсутствие инфраструктуры, о котором мы говорили в самом начале. Пока государство не стало участвовать в ее создании, проекты были неосуществимы. Одних частных инвестиций мало, требуются инструменты иного порядка и уровня — федеральные целевые программы, налоговые льготы и т.д. Когда производство основано на современных технологиях, никуда не денешься без электроэнергии, газовых магистралей, новой техники, хороших подъездных путей. Такие масштабы вложений и социальных обязательств даже крупный бизнес в одиночку не потянет. А с другой стороны — отвечая на ваш завуалированный упрек — могу сказать, что в остальных случаях мы от государства помощи не ждали. Например, растениеводством занимаемся давно и успешно, хотя пашни у нас в Приморье, к сожалению, не так уж и много — всего 28 тысяч га. Мы заинтересованы в увеличении земельного банка на сто или двести тысяч гектаров — на сколько получится. Всего у нас по России суммарно 500 тысяч гектаров, мы планируем увеличение площадей. В Приморье результаты пока оптимальными для себя не считаем (несколько «промедлили на старте»), но даже с этих более чем скромных площадей в наших хозяйствах мы уже отправили в Японию первые 10 тысяч тонн кукурузы из 15 тысяч выращенных, продали на внутреннем рынке неплохой урожай сои. Будем это направление развивать и также надеяться на постепенное открытие новых рынков.

- А какие планы вы связываете с Дальним Востоком вообще, и с системой ТОРов в частности?

— В Приморье у нас работают три бизнес-единицы. Одна растениеводческая, о которой я сейчас упомянул, вторая — масложировой комбинат в Уссурийске. Он производит пищевую добавку для животных — соевой шрот, который мы продаем в основном на Урале и в европейской части страны, а также фасованное масло (оно идет в Китай) и майонез (больше для внутреннего рынка). Предприятие большое, около 400 человек персонала работают с полной загрузкой. Третий вид бизнеса создается сейчас — мясокомбинаты мы планируем построить в течение трех лет. Мы достаточно внимательно следим за конъюнктурой рынка и свою стратегию всегда старались делать гибкой. Так, мы отказались от идеи заниматься аквакультурой, зато решили развивать тепличные хозяйства и выращивать овощи в закрытом грунте. Пока строим теплицы в европейской части России, но со временем — если откроется китайский рынок сбыта — можно распространить такой бизнес и на Приморье. Теплицу-то можно теоретически построить везде, но мелкие единицы нам не слишком-то интересны, а для больших тепличных комплексов нужна мощная энергетическая ресурсная составляющая. Снова все упирается в инфраструктуру. В этом отношении ТОРы и другие системы государственной поддержки могут дать бизнесу неплохие стартовые шансы.

- Есть ли у компании планы по выходу на Восточный экспортный рынок сахара?

Та же проблема, что и со свининой. Сначала, нужно провести большую работу по открытию для России китайского и японского рынка для поставок российского сахара. А для этого наша продукция должна соответствовать многим параметрам, предъявляемым к продуктам питания в Китае, Японии и других странах. Сегодня эти рынки для нас закрыты. Раньше нечего было экспортировать, и поэтому этой проблемой не занимались. Если мы сможем преодолеть барьеры выхода на рынки Азии — это станет еще одной огромной возможностью для производства дополнительных видов сельхозпроизводства на Дальнем Востоке. Такие планы есть в нашей долгосрочной стратегии.

— Но для новых производств нужны и новые рабочие руки. Вы думаете, что люди все-таки поедут на Дальний Восток в массовом порядке?

— Мне трудно судить, что такое «массовый порядок». Могу лишь сказать, что наша компания имеет в этом отношении свой опыт. У нас стоит сейчас очередь на трудоустройство в Приморье — хотя сначала вроде бы никто не горел таким желанием. Но люди быстро увидели, что мы ведем на Дальнем Востоке собственное строительство жилья, возводим современные красивые дома по голландскому проекту. Сейчас у нас объемы бизнеса не слишком большие, поэтому и сотрудников нужно не так много. Но когда будут введены в строй свиноводческие комплексы, речь будет идти уже о тысячах рабочих мест... Интерес я вижу уже сейчас. Многим из тех, кто сейчас работает на наших предприятиях в Поволжье, на Урале или в центральной части страны, нравится микроклимат Приморья, они готовы жить вблизи от моря. Немаловажно и то, что рядом Азия, а это перспективы крупных проектов в ближайшей обозримой перспективе. Люди верят в будущее, а мы готовы им его обеспечить. В этом отношении сходятся интересы всех — и бизнеса, и граждан, и государства, которое сейчас так много внимания уделяет Дальнему Востоку.

- 2015 год был очень не простым для российской экономики. А каким он был для вашей компании, в целом? Довольны ли Вы его результатами?

— Для «Русагро» год был насыщен событиями. На фоне нестабильной экономической обстановки в стране и в мире компания смогла не только улучшить производственные показатели прошлого года, но и значительно увеличила активы, попав в список лидеров в своем сегменте. Акции компании выросли в 2 раза. Кроме того, по информации инвестиционных банков, «Русагро» является сегодня компанией № 1 по росту и прибыльности в мире. Что касается увеличения активов, то, как раз на Дальнем Востоке мы приобрели единственного на Дальнем Востоке производителя соевого масла и соевого шрота. Сегодня комбинат загружен на 100 процентов и перерабатывает 450 тонн соевых бобов в сутки. Наша торговая марка «Маслава» официально зарегистрирована в Китае. Поэтому, мы полны оптимизма в движении нашего бизнеса на Восток и в отношении тех возможностей, которые будут реализованы в результате работы н новых рынках.


СПРАВКА ER:​

За 2015 год выручка «Русагро» выросла на 25%, до 82,5 млрд руб., говорится в операционной отчетности агрохолдинга. Темп прироста оказался более чем в два раза ниже, чем в 2014 году, когда выручка компании за год увеличилась на 57%.

Наибольший вклад в рост выручки агрохолдинга в 2015 году внесла реализация сахара, которая выросла на 46%, до 32,9 млрд руб., тем самым обеспечив более трети выручки компании. Выручка от растениеводства выросла на 32% (против 23% в 2014-м), до 14,2 млрд руб. Рост масложирового направления замедлился в четыре раза по отношению к предыдущему году и составил 16% (+67% годом ранее), до 17,3 млрд руб. Меньше всего выросла выручка от продаж мясной продукции — всего на 2%, до 18,1 млрд руб., причем в четвертом квартале выручка от этого направления даже упала на 6% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.

«Русагро» занимает четвертое место в рейтинге крупнейших российских агрохолдингов, составленном компанией BEFL по итогам 2014 года. Сахарный бизнес компании представлен шестью сахарными заводами в Тамбовской и Белгородской областях. Мясной бизнес компании «Русагро» представлен на российском рынке двумя предприятиями: ОАО «Белгородский бекон», имеющим производственные мощности в Шебекинском и Волоконовском районах Белгородской области, и ООО «Тамбовский бекон» — в Жердевском, Знаменском и Сампурском районах Тамбовской области. Масложировое подразделение компании включает ОАО «Жировой комбинат» в Екатеринбурге и маслоэкстракционный завод в поселке Безенчук Самарской области — ЗАО «Самараагропромпереработка». Кроме того, компания занимается растениеводством, выращивая ячмень, сахарную свеклу, озимую пшеницу, горох, подсолнечник и другие культуры.