Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The mustaches themselves

The Far East fishing industry cluster will be created in Primorye

The mustaches themselves

The President of Russia posed to the government the task: to reorient the fish industry from the external markets to the domestic one. The creation of a fish cluster in the Far Eastern Federal District was formalized as a separate task. It was proposed to create the Primorsky Territory in its region.

Russia's marine resources are among the largest in the world. However, in terms of seafood consumption per capita, our country lags far behind European countries, and even more so from Asian ones. According to Rosrybolovstvo, in 2013, the average Russian ate no more than 18 kg of seafood, whereas in Europe it took 22 kg for one conditional feeder. At the same time, the volumes of production of the main types of fish products are growing annually.

At first glance, this is a paradox: according to the Federal Fishery Agency, in the Far Eastern basin, the total catch of aquatic biological resources in 2013 was 356,8 thousand tons, which is 26,3 thousand tons more than last year. However, all the same, 30% of fish and seafood in the diet of residents of the country is of import origin. In large cities, the share of fish imports reaches 50-60%. Will the creation of a new fish processing cluster, which the President spoke about in August 2013, help solve the problem? Rather, yes, than not, say experts and powerful people - and the latter, as usual, are much more optimistic.

The head of the region Vladimir Miklushevsky proposed creating such a cluster in Primorye. Here is the extreme point of the most important transport artery of Eurasia - the Trans-Siberian Railway, there are ice-free ports, and the geographical location of this subject of the Russian Federation contributes to the development of export of the industry's products to the largest markets of the APR.

Preliminary calculations show that the creation of a cluster will require about 40 billion rubles. According to estimates of the Public Expert Council on Fisheries under the Governor of Primorsky Krai, if the cluster functions normally, then by 2020, the annual turnover of industry enterprises in the Far East region could be 120-150 billion rubles. Almost half of this amount - up to 60 billion rubles - will come from the Primorsky Territory.

It is assumed that the fishing cluster of Primorye will include production facilities for fish processing, refrigeration facilities, a modern shopping center, port and transport infrastructure equipped with the most modern electronic technologies, and other facilities providing a full production cycle. It will also include a shopping center with an auction site.

Work on a project to create a Far Eastern cluster has already begun. 30 January in Primorye, a contract was signed for the development of the concept of a fish processing cluster between the regional administration and the Moscow branch of a Japanese consulting company, the Nomura Institute, which has experience in designing similar clusters in Japan and other APR countries. The implementation of the contract is designed for five months. The first step is to create a concept. After its approval, the Nomura Institute will continue to develop a feasibility study and investment proposals.

It is known that the innovative enterprise Smart City Planning Inc. will be involved in the development of the fish cluster concept. This is a joint venture of 27 Japanese companies that specialize in applying modern technology to create a comfortable urban environment.

- The specialists of the Nomura Institute have the necessary experience of creating a new fishing complex on the territory of the port of Kesennum in Japan, destroyed by a tsunami. We are confident that this experience will be useful for creating the concept of a fishing complex in Primorye, - said the managing director and project manager of Smart City Planning Inc. Hideaki Aoyama. Cluster creation technology is still unknown. However, the Primorye authorities have already announced that they intend to implement the project together with the regions of the Far Eastern Federal District.



- The regions of the Far Eastern Federal District will be used together in Primorye, so the fish cluster will work for the entire Far East, - said Primorsky Territory Governor Vladimir Miklushevsky. - Therefore, of course, we have no right to implement the project alone.

It is assumed that the creation of a fish cluster in Primorye will allow easier access to domestic and foreign markets for fishing enterprises from other Far Eastern regions. Now, however, the position of the regional authorities can be described as cautious curiosity.

"It would be nice to launch this project," said Sergei Ryabchenko, chairman of the Khabarovsk Territory's fisheries committee, in the Vesti program. - To see how realistic it will be and how much it will affect the price of products.

At the same time, according to the official, in the Khabarovsk region 5 fish processing enterprises have international certificates and are already entering the markets of the Asia-Pacific countries with their products. But in general, the region has the need to ensure reliable marketing of its products, including processed ones.

It can be assumed that the industrialists of Kamchatka and Sakhalin, who supply their salmon products through Vladivostok to the domestic market, may show much greater interest in the project than the residents of Khabarovsk. Thus, in these regions, at the peak of production, up to 550 thousand tons of salmon were harvested two or three years ago, but there were serious problems with the processing and marketing of products. However, the neighbors still took a wait.

"If it proves to be profitable, the Sakhalin enterprises will supply their products," said Pavel Kolotushkin, head of the Sakhalin Oblast Fisheries Agency. - So far none of our enterprises has expressed such a desire.

According to him, the most important problem for Sakhalin fish producers is logistics.

“Today, there are big complaints to the port of Vladivostok, when the transports that come to the domestic market with fish products are idle,” added Pavel Kolotushkin. - During Putin season, the tariffs for rail transportation are higher, and there is not enough refrigeration capacity. If this problem is solved in Primorye, then we will more actively take our products to the domestic market.

His Kamchatka colleague did not comment on the creation of the fish cluster in Primorye.

It is already known that the project will receive federal funding - Deputy Prime Minister Arkady Dvorkovich instructed the Ministry of Territorial Development of Russia to include it in the federal target program for the development of the Far East. Russian and foreign companies have already expressed their interest in the project.

In general, the implementation of the fish cluster project does not cause doubts among experts. According to the analyst Investkafe Roman Grinchenko, in this or that way the regions themselves are interested.

- The main goal of the fish cluster in Primorye is to increase the share of processed products in the total sales of fish and fish raw materials. In this regard, I believe that fishermen from other regions will also be interested in this project. It will improve the profitability of the business due to the fact that they do not have to export raw materials, the prices for which are at a low level, "the expert said.

According to the analyst, the domestic fish cluster in Primorye will be able to seriously compete with the South Korean and Chinese cluster, as it reduces transportation costs, and, as a result, is more profitable.

- I think that after the implementation of this project, the volume of export of raw fish to the APR countries will be greatly reduced, and the domestic market will increase, - Roman Grinchenko concluded.
August 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сами с усами

Дальневосточный рыбопромышленный кластер создадут в Приморье

Сами с усами

Президент России поставил перед правительством задачу: переориентировать рыбную отрасль с внешних рынков на внутренний. Отдельным поручением оформлено создание рыбного кластера в ДФО – его уже предложили создать в своем регионе власти Приморского края.

Морские ресурсы России – одни из крупнейших в мире. Однако по уровню потребления морепродуктов на душу населения наша страна далеко отстает от европейских стран и тем более от азиатских. По данным Росрыболовства, в 2013 году средний россиянин съел не более 18 кг морепродуктов, тогда как в Европе на одного условного едока понадобилось 22 кг. При этом объемы добычи основных видов рыбной продукции ежегодно растут.

На первый взгляд, парадокс: по данным Росрыболовства, в Дальневосточном бассейне общий вылов водных биоресурсов в 2013 году составил 356,8 тыс. тонн, что на 26,3 тыс. тонн больше уровня прошлого года. Однако все равно 30% рыбы и морепродуктов в рационе жителей страны имеет импортное происхождение. В крупных городах доля рыбного импорта достигает 50-60%. Поможет ли решить проблему создание нового рыбоперерабатывающего кластера, о котором в августе 2013 года говорил президент? Скорее да, чем нет, считают эксперты и властные персоны – причем последние, как водится, намного более оптимистичны.

Создать такой кластер именно в Приморье предложил глава региона Владимир Миклушевский. Здесь расположена крайняя точка важнейшей транспортной артерии Евразии – Транссибирской магистрали, есть незамерзающие порты, а географическое положение этого субъекта РФ способствует развитию экспорта продукции отрасли на крупнейшие рынки АТР.

Предварительные подсчеты показывают, что на создание кластера потребуется около 40 млрд рублей. По оценкам Общественного экспертного совета по рыбному хозяйству при губернаторе Приморского края, если кластер будет функционировать нормально, то к 2020 году годовой оборот отраслевых предприятий в дальневосточном регионе может составить 120-150 млрд рублей. Почти половина этой суммы – до 60 млрд рублей – придется на долю Приморского края.

Предполагается, что рыбопромышленный кластер Приморья будет включать в себя производственные объекты по рыбопереработке, холодильные мощности, современный торговый центр, портовую и транспортную инфраструктуру, оснащенную самыми современными электронными технологиями, и другие объекты, обеспечивающие полный цикл производства. В его состав также войдет торговый центр с аукционной площадкой.

Работа над проектом создания дальневосточного кластера уже началась. 30 января в Приморье был подписан контракт на выполнение работ по разработке концепции рыбоперерабатывающего кластера между администрацией края и московским филиалом японской консалтинговой компании – Институтом Номура, имеющим опыт проектирования аналогичных кластеров в Японии и других странах АТР. Реализация контракта рассчитана на пять месяцев. Первым этапом будет создание концепции. После ее утверждения Институт Номура продолжит разработку технико-экономического обоснования и инвестиционных предложений.

Известно, что в разработке концепции рыбного кластера будет задействовано инновационное предприятие Smart City Planning Inc. Это совместное предприятие из 27 японских компаний, которые специализируются на применении современных технологий для создания комфортабельной городской среды.

– У специалистов института Номура есть необходимый опыт создания нового рыбопромышленного комплекса на территории порта Кесеннума в Японии, разрушенного цунами. Мы уверены, что этот опыт будет полезным для создания концепции рыбопромышленного комплекса в Приморье, – сообщил управляющий директор и руководитель проекта Smart City Planning Inc. Хидэаки Аояма. Технология создания кластера пока неизвестна. Впрочем, власти Приморья уже заявили, что намерены реализовать проект совместно с регионами ДФО.

– Созданную в Приморье площадку регионы ДФО будут использовать сообща, таким образом рыбный кластер будет работать на весь Дальний Восток, – заявил EastRussia губернатор Приморья Владимир Миклушевский. – Поэтому, конечно, мы не имеем права реализовывать проект в одиночку.

Предполагается, что создание рыбного кластера в Приморье позволит облегчить доступ на внутренний и внешний рынки рыболовецким предприятиям из других дальневосточных регионов. Сейчас, однако, позицию властей регионов пока можно охарактеризовать как осторожное любопытство.

– Хорошо бы этот проект запустить, – заявил в программе «Вести» председатель комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Сергей Рябченко. – Чтобы посмотреть, насколько реально он будет действовать и насколько он отразится на цене продукции.

При этом, по словам чиновника, в Хабаровском крае 5 рыбоперерабатывающих предприятий имеют международные сертификаты и уже выходят со своей продукцией на рынки стран АТР. А в целом регион имеет потребность в обеспечении надежного сбыта своей продукции, в том числе и переработанной.

Можно предположить, что гораздо больший интерес к проекту, чем хабаровчане, могут проявить промышленники Камчатки и Сахалина, поставляющие через Владивосток на внутренний рынок свою лососевую продукцию. Так, в этих регионах на пике добычи два–три года назад добывалось до 550 тыс. тонн лососей, но возникали серьезные проблемы с переработкой и сбытом продукции. Однако соседи пока заняли выжидательную позицию.

– Если это окажется выгодным, то сахалинские предприятия будут поставлять свою продукцию, – заявил руководитель Агентства рыбного хозяйства Сахалинской области Павел Колотушкин. – Пока такого желания ни одно из наших предприятий не изъявило.

По его словам, важнейшей проблемой для сахалинских рыбопромышленников является логистика.

– Сегодня большие нарекания есть к Владивостокскому порту, когда простаивают транспорты, которые приходят с рыбопродукцией на внутренний рынок, – добавил Павел Колотушкин. – Во время путины и тарифы на железнодорожные перевозки выше, и холодильных мощностей не хватает. Если эту проблему в Приморье решат, то и мы активнее повезем свою продукцию на внутренний рынок.

Его камчатский коллега комментировать создание рыбного кластера в Приморье не стал.

Уже известно, что проект получит федеральное финансирование – заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил Минвостокразвития России включить его в федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока. О своем интересе к проекту уже заявили российские и иностранные компании.

В целом реализация проекта рыбного кластера сомнений у экспертов не вызывает. По мнению аналитика Инвесткафе Романа Гринченко, в этом так или иначе заинтересованы сами регионы.

– Основной целью рыбного кластера в Приморье является увеличение доли переработанной продукции в структуре общих продаж рыбы и рыбного сырья. В связи с этим я считаю, что рыбопромышленники из других регионов также будут заинтересованы в данном проекте. Он позволит повысить рентабельность бизнеса за счет того, что им не придется экспортировать сырье, цены на которое находятся на низком уровне, – заявил эксперт.

По мнению аналитика, отечественный рыбный кластер в Приморье сможет составить серьезную конкуренцию южнокорейскому и китайскому кластеру, так как снижает затраты на транспортировку, и, как следствие, более выгоден.

– Думаю, что после реализации данного проекта объем экспорта сырой рыбы в страны АТР сильно сократится, а на внутренний рынок – возрастет, – заключил Роман Гринченко.