Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
General Director of the FRDF Alexei Chekunkov on the role of new technologies in the development of the macroregion - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Sanctions gave impetus to high-tech"

General Director of the FRDF Alexei Chekunkov on the role of new technologies in the development of the macroregion

The Far East Development Fund and the Baikal Region (FRDV), Rosnano and RVC signed an agreement on the creation of the Far Eastern Development Fund and introduction of high technologies in the fields of the St. Petersburg International Economic Forum. The development of the Far East and the government and business are associated with high technologies - but how exactly will this development be realized? General Director of the FRDF Alexei Chekunkov talks about what investment projects the region needs, what is the future of the blockade in the Far East, and how to find new growth points in the whole Far Eastern business.

Photo: Kirill Kukhmar / VEF-2017 TASS Bank
- The SPIEF announced that the new fund had already signed agreements with two companies. How were they selected?

- The most important thing for us when choosing companies: first, they must offer domestic innovative solutions. Secondly, it should be companies that already have large customers in their orbit, and this proved their competitiveness.

The Far Eastern Fund for Development and Introduction of High Technologies has moved from the stage of formation to the stage of creating a portfolio of transactions. So far, two companies have been selected, one is engaged in innovative power sources, the other with security systems. In September, at the Eastern Economic Forum, we will sign legally binding documents with these companies. In general, the fund selected about ten companies that fall under its mandate, under its investment logic, and can become its projects.

The principle is as follows: the projects should concern and benefit the Far East. Not all companies will open factories in the Far East, some will offer solutions to customers who operate in the region. For example, Visitech develops software for automation of industrial safety systems. Such solutions can be applied both in the Far East and in other regions of our country.

- How much will you invest in one project? Is it refundable money?

- In the first projects we are talking about the amount of about 200 million rubles. on the project. As for the recoverability - of course, the funds are refundable. This is the basic principle of our work. Companies deal with a commercial fund, and not with a government subsidy. But this is not a loan, it's an investment in the expectation that the value of the company will essentially grow as a result. The fund expects to return through the growth of the company's capitalization in 5-10 times more funds than it invested.

We have strong technological clusters in the Far East: aviation, space, shipbuilding, hydrocarbons, oil and gas, mining, everything related to the ocean, robotics, innovative agriculture. Sanctions paradoxically gave such companies a powerful impetus. Hardly enough fingers of two hands to list all sectors where there is already demand, there are engineering competencies, where effective capital can come. These realities set a very strict framework for investment. The funds of the technical fund will be invested within the next three years, and in seven years they must return.

- How was the selection of projects for the Russian-Japanese investment platform?

- A characteristic feature of the Russian-Japanese platform is that it was calibrated for a very long time in close interaction with the Japanese side. Our partners from JBIC pay great attention to it. The Japanese have one of the largest reserves of capital in the world, they have the most powerful companies, including in narrow, niche sectors. If they are building a factory, then it concentrates the best in the world technological, market, management practices. It is important for us that all this is happening in Vladivostok, with us. The business plan was made by them, up to 2025 year. In it, having calculated the opportunities and demand from investors, they determined that there would be an order of 87 billion rubles. investments in 35 projects.

- In what sectors?

- In the priority, everything related to the sea, fish, agriculture, cars. One of the projects is the utilization of used cars. Interesting project. In Russia, there are many, but we are not very good at extracting useful elements, for example, from waste. In Japan, there are few resources, so for them any used car is hundreds of kilograms of useful things. A modern car recycling center is planned to be set up in Vladivostok.

- How much money is invested in the FRDF in the company of small and medium business?

- Around 5 billion rubles., Assistance received about 600 companies. The total amount of funds to support small and medium businesses is about 11 billion rubles, of which about 5 billion rubles are the funds of our fund, about 4 billion rubles. give banks, and 2 billion rubles. - means of project initiators. At one time banks gave loans with very high interest rates, especially for small businesses. For business with small collateral, banks' doors were completely closed. And we deliberately set very low-rate requirements for small businesses. The main thing is that the funds are targeted to small and medium-sized businesses, to Far Eastern projects. The banks acted as operators.

- In doing so, you allocate funds to "Kolmaru", "Rusaro" or "RusHydro." But these companies may well occupy the market. Why does the Foundation work with such projects?

- Large projects are projects of special attention. First, any large industrial project creates an entire ecosystem around itself. Both Colmar and Rusagro are breakthrough stories that change the face of the economy not only of the Far East, but of all Russia. Sergei Evgenevich Tsivilev (at that time the general director of the Colmar Criminal Code, today the governor of the Kemerovo region - EastRussia) was one of the first leaders of a large company that came to the fund almost immediately after my appointment, and said: "The fund must give money to me, because that I will mine 2 million tons of coal right here. " Showing, at the same time, a photograph of the deaf tundra. At first glance, the risks seemed to us very high. However, the project passed all our examinations, and the fund granted the company a soft loan. Today, this mining project Kolmara is among the most dynamic, energetic and successful industrial projects in the Far East.



"But you support Colmar, and you do not support Mechel." How are these decisions made?

"We have mechanisms that guarantee that we will still return our money." We look at the dynamics of the project. We need to make sure that the investment effect will be greater, the project's manageability will not be lost, and investment protection is evident. As for Mechel, the scale of the company's work is not billions of rubles, but billions of dollars. These companies are engaged in financial organizations of the appropriate scale.

In the case of RusHydro, we do not finance a giant state corporation. We are financing a specific project, in which RusHydro is participating in Sakhalin, to create a platform infrastructure for Sakhalinskaya GRES-2. The decision to support this important project for the Sakhalin region from the Fund's resources was made by the government sub-committee.

- The Fund and the Chinese company Tai Cloud Corporation have concluded an agreement on the implementation of projects on the basis of blocking in the Far Eastern Federal District. One of such projects will be a financial center in the free port of Vladivostok. Tell about it.

- As soon as the regulatory field appears, we will enter the game, because we have partners with whom these ideas can be implemented. For example, we are helping one Singaporean company to tokenize our natural values. They got acquainted with them, as technology carriers, with the world's largest diamond mining company ALROSA. Singaporeans with the help of block-making technology make it possible to own a piece of a diamond through a derivative - a digital derivative of a diamond. Now, to act as an investor and to keep part of your wealth in diamonds, you need to have at least one hundred thousand dollars, or even half a million dollars. And it's not very liquid, it's not that easy to sell a diamond. Now, any person instead of buying a particular diamond, was able to buy part of it, a share of ownership. And it seems that the demand for such "digital diamonds" will be high.

- Tell us how the new geoinformation system works for mariculture.

- For the first time in Russia, an electronic, fully automated trading platform for the formation and distribution of aquaculture sites has been legalized. The Internet service, created by the FRDF, will be defined by the Ministry of Regional Development as a platform for filing electronic applications for the formation of fish breeding areas. The work on coordination with state agencies of the data prepared by the Foundation on accessible and inaccessible water areas is being completed. Soon the site will work in full force, that is, the investor will be able to independently form a fish-breeding section and send an application to Rosrybolovstvo. We hope, with the help of the new service, to fulfill the tasks set by Yuri Petrovich Trutnev (the President's Plenipotentiary in the Far Eastern Federal District - EastRussia), in three years, to distribute for the needs of mariculture about 100 thousand hectares. Already now on electronic auctions are exhibited previously formed Rosrybolovstvo 46 plots with an area of ​​more than 9 thousand hectares in the most favorable areas of Primorsky Krai for conducting mariculture. The first auction will be held on 17 July. It will be implemented a site for aquaculture area of ​​68 hectares, located in the Khasansky district of Primorsky Krai. Further auctions in relation to 45 fish farms located in the Primorsky Territory will be held from 3 August to 13 September 2018.

- Are you afraid of speculation by profitable sites?

"It will not be possible to speculate on them." The system imposes strict requirements of Rosrybolovstvo, which on behalf of the state enters into an agreement in favor of the site: how much, what and when there should be produced. The speculators, firstly, will not have time for this, and, secondly, quite expensive, they will still have to risk capital. We have done so that both the initial payment will be high, and the competitiveness is transparent. There will not be more behind the closed doors. This was, in fact, the original idea of ​​attracting the fund to this project.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Санкции дали импульс хайтеку"

Гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков о роли новых технологий в развитии макрорегиона

Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), «Роснано» и РВК подписали на полях Петербургского международного экономического форума договор о создании Дальневосточного фонда развития и внедрения высоких технологий. Развитие Дальнего Востока и правительство, и бизнес связывают с высокими технологиями – но как именно будет реализовано это развитие? Генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков рассказывает о том, какие инвестпроекты нужны региону, каково будущее блокчейна на Дальнем Востоке, а также о том, как в целом дальневосточному бизнесу находить новые точки роста.

Фото: Кирилл Кухмарь / Фотобанк ВЭФ-2017 ТАСС
 На ПМЭФ было объявлено, что новый фонд уже подписал соглашения с двумя компаниями. Как они отбирались?
 
– Самое главное для нас при выборе компаний: во-первых, они должны предлагать отечественные инновационные решения. Во-вторых, это должны быть компании, которые уже имеют в своей орбите крупных клиентов, и этим доказали свою конкурентоспособность.
 
Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий перешел от стадии формирования к стадии создания портфеля сделок. Пока выбрано две компании, одна занимается инновационными источниками питания, другая – системами безопасности. В сентябре, на Восточном экономическом форуме, мы подпишем с этими компаниями юридически обязывающие документы. В целом фонд выбрал около десяти компаний, которые попадают под его мандат, под его инвестиционную логику, и могут стать его проектами.
 
Принцип таков: проекты должны касаться Дальнего Востока и приносить ему пользу. Не все компании будут открывать заводы на Дальнем Востоке, некоторые будут предлагать решения клиентам, которые ведут свою деятельность в регионе. Например, компания «Визитек» разрабатывает программное обеспечение для автоматизации систем промышленной безопасности. Такие решения можно применить как на Дальнем Востоке, так и в других регионах нашей страны.
 
– Какую сумму вы планируете инвестировать в один проект? Это - возвратные деньги?
 
– В первых проектах речь идет о сумме примерно в 200 млн руб. на проект. Что до возвратности – конечно, средства возвратные. Это основной принцип нашей работы. Компании имеют дело с коммерческим фондом, а не с государственной субсидией. Но это и не кредит, это инвестиции в расчете на то, что стоимость компании в результате существенно вырастет. Фонд рассчитывает вернуть через рост капитализации компании в 5-10 раз больше средств, чем он вложил.
 
У нас на Дальнем Востоке есть сильные технологичные кластеры: авиация, космос, судостроение, углеводороды, нефтегаз, горнодобыча, все, что связано с океаном, робототехника, инновационное сельское хозяйство. Санкции парадоксальным образом дали таким компаниям мощнейший импульс. С трудом хватит пальцев двух рук, чтобы перечислить все сектора, где уже есть спрос, есть инженерные компетенции, куда может прийти эффективный капитал. Эти реалии ставят очень жесткие рамки по инвестированию. Средства технофонда будут проинвестированы в течение следующих трех лет, а через семь лет должны вернуться.

– Как шел отбор проектов для российско-японской инвестиционной платформы?
 
– Характерная особенность российско-японской платформы в том, что она очень долго калибровалась при плотном взаимодействии с японской стороной. Наши партнеры из JBIC ей уделяют огромное внимание. Японцы обладают одним из крупнейших запасов капитала в мире, у них есть мощнейшие компании, в том числе в узких, нишевых секторах. Если они строят завод, то он концентрирует в себе лучшие в мире технологические, рыночные, управленческие практики. Для нас важно, что все это происходит во Владивостоке, у нас. Бизнес-план составляли они сами, до 2025 года. В нем, просчитав возможности и спрос со стороны инвесторов, они определили, что будет порядка 87 млрд руб. инвестиций в 35 проектов.
 
– В каких отраслях?
 
– В приоритете все, что связано с морем, рыбой, сельским хозяйством, с автомобилями. Один из проектов – утилизация подержанных автомобилей. Интересный проект. В России всего много, но мы не очень хорошо умеем извлекать полезные элементы, например, из отходов. В Японии ресурсов мало, поэтому для них любой подержанный автомобиль – это сотни килограммов полезных вещей. Современный комплекс по утилизации авто планируется создать во Владивостоке.
 
– Сколько средств вложено ФРДВ в компании малого и среднего бизнеса?
 
–  Около 5 млрд руб., помощь получили около 600 компаний. Общий объем средств на поддержку малого и среднего бизнеса – около 11 млрд. рублей, из которых около 5 млрд. руб.–  средства нашего фонда,  около 4 млрд. руб. дают банки, и 2 млрд. руб. - средства инициаторов проектов. В свое время банки давали кредиты с очень высокими процентными ставками, особенно для малого бизнеса. Для бизнеса с маленьким залоговым обеспечением двери банков вовсе были закрыты. И мы сознательно установили для малого бизнеса крайне льготные требования. Главное, чтобы средства целевым образом шли в малый и средний бизнес, в дальневосточные проекты. Банки выступали операторами.
 
– При этом вы выделяете средства «Колмару», «Русаро» или «РусГидро». А ведь эти компании вполне могут занимать на рынке. Почему Фонд работает с такими проектами?
 
– Крупные проекты – это проекты особого внимания. Во-первых, любой крупный промышленный проект создает вокруг себя целую экосистему. И «Колмар», и «Русагро» – это прорывные истории, которые меняют лицо экономики не только Дальнего Востока, но и всей России. Сергей Евгеньевич Цивилев (в то время гендиректор УК «Колмар», сегодня губернатор Кемеровской области. - EastRussia) был одним из первых руководителей крупной компании, который пришел в фонд почти сразу после моего назначения, и сказал: «Фонд должен дать деньги мне, потому что я буду добывать 2 млн тонн угля вот здесь». Показав, при этом, фотографию глухой тундры. На первый взгляд риски представлялись нам очень высокими. Однако проект прошел все наши экспертизы, и фонд предоставил компании льготный заем. Сегодня этот горнодобывающий проект «Колмара» в числе самых динамичных, энергичных и успешных промышленных  проектов на Дальнем Востоке.
 
– Но «Колмар» вы поддерживаете, а «Мечел» не поддерживаете. Как принимаются такие решения?
 
– У нас есть механизмы, которые гарантируют, что мы все равно вернем свои деньги. Мы смотрим на динамику проекта. Мы должны убедиться, что и эффект от инвестиций будет большим, управляемость проекта не потеряется, и защита инвестиций налицо. Что касается «Мечела», то масштабы работы этой компании – не миллиарды рублей, а миллиарды долларов. Такими компаниями занимаются финансовые организации соответствующего масштаба.
 
В случае с «РусГидро» мы не финансируем гигантскую госкорпорацию. Мы финансируем конкретный проект, в котором участвует «РусГидро» на Сахалине, по созданию площадочной инфраструктуры для Сахалинской ГРЭС-2. Решение о поддержке этого важного для Сахалинской области проекта из средств Фонда было принято правительственной подкомиссией.
 
– Фонд и китайская компания Tai Cloud Corporation заключили соглашение о реализации проектов на базе блокчейн в ДФО. Одним из таких проектов станет финансовый центр в свободном порту Владивосток. Расскажите об этом.
 
– Как только появится регуляторное поле, мы вступим в игру, потому что у нас есть партнеры, с которыми эти идеи можно реализовать. Например, мы помогаем одной сингапурской компании токенизировать наши природные ценности. Познакомили их, как носителей технологий, с  крупнейшей в мире алмазодобывающей компанией «АЛРОСА». Сингапурцы с помощью технологий блокчейна делают доступным владение кусочком бриллианта через  дериватив - цифровую производную  бриллианта. Сейчас, чтобы выступить инвестором и держать часть своего благосостояния в бриллиантах, нужно иметь не менее ста тысяч долларов, а то и полмиллиона долларов. И это не очень ликвидно, продать бриллиант не так просто. Теперь же любой человек вместо того, чтобы покупать конкретный бриллиант, получил возможность купить его часть, долю владения. И похоже, что спрос на такие «цифровые бриллианты» будет высоким.
 
– Расскажите, как работает новая геоинформационная система для марикультуры.
 
– В России впервые легализована электронная, полностью автоматизированная торговая площадка для формирования и распределения участков по аквакультуре. Созданный ФРДВ интернет-сервис будет определен Минвостокразвития в качестве площадки для подачи электронных заявлений на формирование рыбоводных участков. Завершается работа по согласованию с госорганами подготовленных Фондом данных о доступных и недоступных акваториях. Вскоре площадка заработает в полную силу, то есть, инвестор сможет самостоятельно сформировать рыбоводный участок и направить заявление в Росрыболовство.  Мы надеемся с помощью нового сервиса  выполнить задачи, поставленные Юрием Петровичем Трутневым (полпредом президента в ДФО. – EastRussia), за три года распределить для нужд марикультуры около 100 тыс. га. Уже сейчас на электронные аукционы выставлены ранее сформированные Росрыболовством 46 участков площадью более 9 тыс. гектаров в наиболее благоприятных районах Приморского края для ведения марикультуры. Первый аукцион состоится 17 июля. На нем будет реализован участок под аквакультуру площадью 68 гектаров, расположенный в Хасанском районе Приморского края. Далее аукционы в отношении 45 рыбоводных участков, расположенных в Приморском крае, будут проходить в период с 3 августа до 13 сентября 2018 года.
 
– Вы опасаетесь спекуляций выгодными участками?
 
– Невозможно будет ими спекулировать. В систему заложены строгие требования Росрыболовства, которое от лица государства заключает договор в пользу участка: сколько, чего и когда там должно быть произведено. У спекулянтов, во-первых, не останется времени на это, а, во-вторых, достаточно дорогое удовольствие, им придется еще рисковать капиталом. Мы сделали так, что и первоначальный платеж будет высоким, и конкурентоспособность прозрачная. Больше междусобойчика за закрытыми дверями не будет. В этом и была, собственно, первоначальная идея привлечения фонда к этому проекту.