Приморская компания по производству кормового сырья для сельхозживотных расширяет рынок сбыта, вытесняя мировые аналоги.
EastRussia выясняет, как работается дальневосточным предприятиям в условиях антироссийских санкций. Сегодня – рассказываем о производстве компании «Арника», размещенном в Приморском крае.
Предприятие «Кормбиосинтез», резидент приморской ТОР «Надеждинская», выпускает сырье для производства кормов для свиноводства, птицеводства и крупного рогатого скота: кормовые аминокислоты, витамины, пробиотики и белки, ветеринарные антибиотики биотехнологического синтеза и продукции на их основе. В мире подобных высокотехнологичных производств не больше десятка, в основном – в Европе и Китае.
«Мы хорошо понимали, с кем мы конкурируем, когда принимали решение о реализации инвестпроекта, - говорит гендиректор группы компаний «Арника» Людмила Текутьева, - сейчас мы работаем, вытесняя известные мировые аналоги – в связи с санкциями часть производителей ушла с российского рынка, нам легче, чем в прошлом году. Мы фиксируем увеличение спроса на продукцию, в сегодняшних условиях работать стало проще».
Сейчас завод работает круглосуточно, в три смены. В этом году «Кормбиосинтез» планирует выпустить десять тыс. тонн кормового сырья и будет наращивать производство. Контракты с российскими агрохолдингами подписаны на три месяца вперед. Основные потребители кормовых добавок находятся за пределами ДФО - в Южном, Центральном округах России и в Сибири. До запуска производства «Арники» по ряду позиций витаминов импортозависимость составляла 100%. Теперь «Кормбиосинтез» обеспечивает по отдельным группам витаминов 100% рынка, по некоторым – до 50%.
Основные мощности ГК «Арника» расположены в Приморском крае. В первую очередь, из-за близости к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь удобная логистика и с точки зрения основного бизнеса группы компаний, и с точки зрения поставщиков фармацевтического сырья химического происхождения, которого в России практически нет – это Индия и Китай. Также привлекательно выглядят преференции ТОР «Надеждинская» – налоговая поддержка, обеспеченность инфраструктурой. Кроме того, играет на руку и близость к портам, основным узлам железной дороги и ВКАДу.
Управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Сергей Скалий рассказал, что ГК «Арника» – одно из первых и самых крупных предприятий, работающих на ТОР «Надеждинская». Компании предоставили полный пакет льгот и преференций, что позволило создать предприятие с нуля.
«Мы предоставили земельный участок без аукциона на той площади и той конфигурации, которые были нужны компании, предоставили подключение и всю необходимую для запуска завода инфраструктуру. Льготы и преференции позволяют предприятию экономить существенные средства на всех этапах и инвестировать получаемую прибыль в дальнейшее развитие предприятия».
Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ:
- 0% налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет
- 0% ввозные и вывозные таможенные пошлины
- 0% НДС на импорт для переработки
- 7,6% страховых взносов вместо 30% для инвестора первые 10 лет
- бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры
- ускоренный порядок возврата НДС экспортера
- нет проверок без согласия Минвостокразвития
- «одно окно» для инвестора
- свободная таможенная зона
- упрощенный государственный контроль
- ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.
Сергей Скалий отметил, что несмотря на то, что ряд предприятий в настоящее время сталкивается с трудностями в связи геополитическими событиями, приток инвесторов в преференциальные режимы Дальнего Востока не прекращается. В Приморье продолжают работать и иностранные инвесторы, и почти каждую неделю проходят встречи с потенциальными резидентами, преимущественно из АТР.
«Текущие условия являются и новым окном возможностей, особенно в ДФО – потому что нигде в России таких преференций и льгот нет. А для того, чтобы поддержать действующие компании, постоянно внедряются новые меры поддержки. Например одна из последних, внедренных правительством и Центробанком – льготное кредитование для субъектов МСП. На Дальнем Востоке уже выданы первые кредиты под 15% в рамках этой программы. Общая сумма господдержки, которая направляется на субсидирование процентных ставок – более 670 млрд рублей».
Новые меры, разработанные Банком России совместно с правительством РФ, позволяют предоставлять малому и среднему бизнесу кредиты по ставке от 13,5% годовых. В рамках программы оборотного льготного кредитования малые предприятия смогут получить до 300 млн рублей, а средние – до одного млрд рублей. Ставки не превысят 15% и 13,5% годовых соответственно.
Инвесторам, реализующим проекты на Дальнем Востоке и в Арктике, предоставлена отсрочка по исполнению обязательств до конца 2022 года. КРДВ не будет расторгать соглашения с резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, АЗРФ в случае нарушения сроков выполнения и других обязательств по соглашениям.
С декабря 2021 года правительство РФ снизило минимальный порог капвложений для получения статуса резидента СПВ в десять раз – с пяти млн до 500 тыс. рублей.
Юлия БородинаСегодня морские порты и погранпереходы в ДФО становятся ведущим каналом внешних торговых связей с Китаем – главным экономическим партнером России в условиях международных санкций. Участники ВЭД ожидают концентрации рынков сбыта на азиатском направлении и серьезного роста заявок на вывоз продукции через Восточный полигон. Однако инфраструктурные проблемы, заявившие о себе в полной мере в прошлом году, могут повлиять на планы по наращиванию внешнеторгового трафика.
Доставка грузов в российские порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов сегодня затруднена. Такие крупные операторы контейнерных морских линий, как Maersk, MSC, One, приостанавливают букинги (бронирование мест на контейнеровозах) либо ограничивают прием отправлений в адрес РФ по deep-sea - через Суэцкий канал. Кроме того, порты Европы отказываются работать с российским грузами (как правило, в Антверпене или Роттердаме происходит перегруз контейнеров для грузополучателей в РФ с крупных на более мелкие суда).
По словам вице-президента Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максима Кузнецова, в связи с тем, что оказался фактически заблокирован Санкт-Петербург и сложности возникли в направлении Новороссийска, ожидается, что основной поток из КНР пойдет через Владивосток и Восточный. С Приморьем продолжают работать такие судовладельцы, как китайская COSCO, тайваньская Evergreen, гонконгская Orient Overseas, не говоря о российских FESCO и SASCO.
Как было отмечено на круглом столе «Санкции 2022: как бизнесу выжить и развиваться на азиатском треке», который состоялся в Общественной палате РФ, после 24 февраля резко выросло число российских предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с Китаем. Например, это характерно для автодилеров, работавших прежде в основном с европейскими и японскими брендами, предприятий химической, пищевой промышленности, столкнувшимися с проблемой поставок сырья из Евросоюза.
Цепочки поставок уже перестраиваются. По словам директора по логистике торговой сети «Магнит» Федора Павловского, компания к настоящему времени переориентировала импорт продукции из стран Юго-Восточной Азии через российский Дальний Восток, погранпереходы в Забайкальске и в Казахстане.
Новые пути поставок в АТР сегодня ищут и экспортеры, причем не только минерально-сырьевых ресурсов. Как рассказал вице-президент Российского зернового союза (РСЗ) Александр Корбут, в нынешнем положении отечественные аграрии будут укреплять позиции на рынках Азии. При этом большие надежды возлагаются на Китай. «Вектор центральноазиатский и дальневосточный будет усиливаться. Это очевидная вещь, деваться некуда», – резюмирует замглавы РСЗ.
Правда, сейчас осложняет торговые связи тот факт, что в ряде китайских провинций вводится локдаун из-за новой вспышки коронавируса. В настоящее время со стороны КНР действуют ограничения на ввоз сельхозпродукции и других продовольственных товаров через сухопутные погранпереходы, поставки возможны только морским путем.
Тем не менее с Главным таможенным управлением Китая при участии Евразийской экономической комиссии идут переговоры о возможности открытия так называемых коридоров доверия для продовольственных грузов через железнодорожные пункты пропуска, сообщила генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова. Предполагается, что в пилотном режиме в адрес некоторых китайских городов будут следовать по железной дороге контейнеры с соблюдением необходимых мер санобработки товара и подвижного состава.
В марте заявки на транспортировку грузов по Восточному полигону, которые подали отправители в РЖД, по данным президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, выросли на 15% к предыдущему месяцу. И судя по всему это не предел.
«Если Китай подставит нам плечо, компании начнут подписывать контракты и у нас появятся дополнительные объемы, это немного сгладит ситуацию. Если китайцы не сильно будут разворачиваться в плане заключения договоров, то тот объем грузовой базы, который придет на Восточный полигон, железнодорожники сумеют провезти. Иначе нужно будет задействовать Азово-Черноморский бассейн и Казахстан, – говорит Павел Иванкин. – Думаю, и тот и другой вариант в Минтрансе просчитывают, чтобы понимать объем инвестиций и тех действий, чтобы подстраховать наших грузовладельцев».
То, что лимитирующим для наращивания внешнеторгового трафика в ДФО остается звено порт – железная дорога, говорят сегодня многие. В Русско-Азиатском союзе промышленников и предпринимателей рекомендуют на перевозку из Китая планировать дополнительный временной задел. «У грузов, отправленных в январе, расчетное время было увеличено на 2–3 недели. По тем грузам, которые сейчас пойдут, нужно закладывать месяц–полтора. Владивосток – узкое горлышко, и РЖД, хотя наши власти принимают усилия, – не волшебник», – отмечает Максим Кузнецов.
В настоящее время с портом Восточный (терминал ВСК) готовы работать многие китайские контейнерные суда, которые могут заместить европейских перевозчиков, заявил заместитель гендиректора компании «Рускон» Максим Разумов. «Поэтому сейчас рынок будет все больше разворачиваться в сторону Дальнего Востока, как на единственную точку выхода, потому что через порт Санкт-Петербург пока на данный момент нет транспортного решения», - пояснил менеджер.
В то же время признал он, пропускные способности терминалов Приморья не в силах перевалить весь контейнерный поток. Суммарная пропускная способность портов Владивосток и Восточный составляет ориентировочно 1,5 млн TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Общий объем контейнерных перевозок в России в 2021 году составил 5,6 млн TEU, из которых 1 млн TEU пришелся на транзит в направлении Азия – Европа.
При этом проблему с доставкой грузов из Китая, участники рынка ощутили в прошлом году сполна. Это оборачивалось очередями транспорта у сухопутных погранпереходов (вопрос актуален и в этом году – согласно данным компании ПЭК, на 19 марта на автомобильном пункте пропуска Забайкальск - Маньчжурия в электронной очереди находилось 7,4 тыс. грузовиков), длительными простоями судов в акватории портов, увеличенными сроками перевалки грузов на терминалах.
По словам главы ACEX Group Мирослава Золотарева, чтобы расшить узкие места в торговле необходимо строить железнодорожные пути, модернизировать пропускные пункты и портовую зону: «Здесь находится точка приложения инвестиционных усилий, чтобы решить проблему с так называемым транспортным коллапсом, ростом цен и сроками доставки».
Вместе с тем ситуация с разворотом грузов на Восток должна ускорить ход инфраструктурных строек, считают отраслевые эксперты. К примеру, говорит Александр Корбут, это относится к созданию в Забайкальске зернового терминала мощностью переработки до 8 млн т зерна. «Хотя про него слышно с 2016 года, сейчас его потенциал вполне реален», - подчеркнул вице-президент Российского зернового союза.
Безусловно, один из ожидаемых объектов – железнодорожный мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян. Планируется, что появление дополнительного пункта пропуска с КНР станет подспорьем для российских компаний. «Мост готов. Сейчас делается инфраструктура, устанавливается оборудование. Тестовые проезды поездов состоятся уже в апреле этого года», – проинформировал губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн. Полномасштабно новый погранпереход, уточнил он, сможет заработать в конце августа.
В свою очередь президент китайской Hylink Supply Chain Management Сунь Тяньшу опровергает мнения о том, что сегодня затруднена логистика с КНР. По его словам, в прошлом году США и страны Европы выделили много субсидий на борьбу с последствиями пандемии. Это привело к всплеску заказов на товары из Поднебесной, что обернулось большими трудностями в перевозке грузов, поскольку американские порты оказались перегружены контейнерами, и суда подолгу стояли в ожидании разгрузки. Отголосок проблемы из-за замедлившегося оборота флота и контейнерного парка ощутили в России.
Сейчас же спрос на продукцию из КНР со стороны США и Евросоюза упал, отметил глава Hylink Supply Chain Management. Кроме того, после 24 февраля заметно сократился железнодорожный транзит грузов из Китая в Европу через территорию РФ. У железных дорог высвободились мощности, и новые перевозки между странами будут своевременно обеспечиваться, убежден господин Сунь.
Как отметила вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Анна Фомичева, сотрудничество с КНР будет усиливаться, но есть и другие страны, с которыми есть перспективы партнерства. Например, по легкой промышленности возможно расширить контакты с Киргизией и Узбекистаном. Соглашение о свободной торговле у России действует с Ираном и Вьетнамом. Кроме того, для сотрудничества с РФ открыты страны БРИКС, куда, помимо Китая, входят ЮАР, Бразилия, Индия. Однако для выхода на эти рынки нужно опять-таки сначала доставить продукцию до морских портов.
В любом случае участникам ВЭД придется менять прежние подходы к работе, подчеркнула Анна Фомичева. «Нужно считать как минимум три маршрута, определять новые финансовые модели. Нужно работать с новыми банками, которые не попали под санкции, переводить контракты в юани, если возможно. Вообще много чего (предстоит сделать – Прим. ред.) интересного, что не делали раньше, так как работали по-другому, более просто», - заключила она.
Накануне посевной кампании EastRussia подсчитывает сколько гектаров Дальнего Востока окажутся возделанными и насколько увеличится площадь теплиц, чтобы приблизить территории ДФО к самообеспеченности овощами.
Минувший год для аграриев Дальнего Востока выдался сложным – в первую очередь из-за неблагоприятных погодных условий. По итогам января-сентября 2021 г. положительную динамику производства продукции сельского хозяйства показали только два региона ДФО – Приморье и Амурская область.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-сентябрь 2021 года,
в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Дальневосточный федеральный округ |
102,2 |
Приморский край |
109,8 |
Амурская область |
109,1 |
Республика Бурятия |
99,7 |
Магаданская область |
98,7 |
Хабаровский край |
98,4 |
Камчатский край |
97,8 |
Республика Саха (Якутия) |
97,3 |
Сахалинская область |
96,5 |
Забайкальский край |
96,1 |
Еврейская авт. область |
93,5 |
Чукотский авт. округ |
83,8 |
В этом году у предприятий агропромышленного комплекса амбициозные планы. Волнение, вызванное антироссийскими санкциями, сходит на «нет» на фоне беспрецедентной поддержки АПК со стороны государства: из резервного фонда выделены 25 млрд рублей на льготное кредитования аграриев. Кредиты предоставляются по льготной ставке от 1% до 5% годовых. Ориентировочно, финансирование позволит обеспечить выдачу новых льготных краткосрочных кредитов на общую сумму не менее 158 млрд рублей.
Со сбытом проблем не будет, даже в условиях ограничений по экспорту. По словам вице-премьера, полномочного представителя Президента РФ по Дальневосточному федеральному округу Юрия Трутнева, планируется увеличение закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
«На сегодняшний день у нас объем производства удобрений, объем производства горючего позволяет полностью удовлетворить запросы сельского хозяйства, позволяет сдерживать цены на необходимом уровне, в ряде случаев даже есть возможность их снижать. Что касается производства продуктов питания, то базой является как раз подготовка к посевной, наличие нормальных цен на топливо, на удобрения», – считает вице-премьер.
В части регионов уже стартовала «малая посевная» – высадка рассады. На поля сельхозпроизводители регионов выходят обычно, начиная с середины апреля. Шире всех «замах» у аграриев «житницы Дальнего Востока» – Амурской области. Как рассказали EastRussia в минсельхозе Приамурья, посевные площади в области в этом году увеличатся на 17,7% и составят в итоге порядка 1 миллиона 200 тысяч гектаров.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
В Приморье тоже станет больше земель, плодоносящих на благо местных жителей – их общая площадь увеличится до 481 тыс. га – это 101% к уровню 2021 года (+ 6,1 тыс. гектаров). В Забайкалье по прогнозу в 2022 году посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий составит 215,2 тыс. га (108,4 % к уровню 2021 года), в Бурятии - в 119,3 тысяч гектаров, что на 3 тысяч гектаров или на 2,7% больше, чем в 2021 году.
Хабаровские земледельцы намерены вырастить сельхозкультуры на 55,5 тыс га прибавив 110 гектаров, посевная площадь в 2022 году в Якутии превысит 49,2 тыс. га, что на 1,6 тыс. га больше показателей прошлого года.
Наращивают посевные площади и на Сахалине. И хотя абсолютные цифры не кажутся слишком большими - картофель здесь посеют на площади 1,84 тыс. га, а овощи открытого грунта на 580 га, не стоит забывать, что у региона один из самых высоких показателей в ДФО самообеспеченности овощами открытого грунта – 66%, картофелем 90%, и первое место по самообеспеченности тепличными овощами – тоже 90%.
На Камчатке, где как и на всех северных территориях сельхозпроизводство – это особенный вызов, общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2022 года в хозяйствах всех категорий составит – 20 тыс. га. Площадь посевов, планируют увеличить овощами открытого грунта на 5 га. В Магаданской области делают упор на картофель – его сельхозпроизводители посадят на 612 гектарах – и овощах, под которые отведут 136 га.
В условиях дальневосточного климата особую значимость в обеспечении продовольственной безопасности и обеспеченностью территорий овощной продукцией получают тепличные хозяйства. В рамках территорий опережающего развития и Свободного порта на Дальнем Востоке уже реализуется 19 проектов строительства тепличных комплексов. В Приморском крае и Чукотке – 5, в Хабаровском крае – 4, на Камчатке – 2, в Забайкалье, Якутии и на Сахалине – по одному. Шесть тепличных комплексов уже введены в эксплуатацию. Общий объем инвестиций в проекты составил 22 млрд рублей. Урожай овощей, выращенных в теплицах, вырос на 10% и превысил 25 тыс. тонн.
Самые обширные тепличные хозяйства в Приморском крае. Здесь действуют три тепличных комплекса, занимающихся производством овощей защищенного грунта, общей площадью 20 га. В ближайшее время планируется увеличение посевных площадей под овощами защищенного грунта на 15 га.
Как рассказали EastRussia в крупнейшем тепличном комплексе региона «НК Лотос», по мере ввода в эксплуатацию второй и третьей очереди общая площадь теплиц вырастет здесь с нынешних 11,6 га до 30 га.
Основные овощные культуры: томат, огурец, листовой салат, проектная мощность около 8000 тонн круглогодично. Уже сейчас кроме торговой сети Приморского края готовая продукция направляется в Амурскую область, Хабаровский край, Республику Якутия, в г. Магадан и на Курильские острова.
На Сахалине самая высокая доля площадей защищенного грунта круглогодичного срока использования по сравнению с площадью самого региона. Именно за счет 15 га. постоянно действующих теплиц обеспечивает острову лидерство по самообеспеченности овощами закрытого грунта в ДФО, причем с превышением среднедальневосточного поазателя в 7,2 раза, а общероссийского – в два раза. В ближайшее время к уже имеющимся площадям добавятся 6,9 га в рамках нового проекта.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Планку в 30 га теплиц поставил себе Хабаровский край. Это позволит полностью отказаться от привозной овощной продукции, сообщили EastRussia региональном министерстве сельского хозяйства. Сейчас в крае четыре основных производителя овощей закрытого грунта имеют порядка 8 га теплиц, которые суммарно произвели в 2021 году 2,9 тыс тонн продукции: 1,4 тыс. тонн огруцов, 0,8 тыс. тонн – томатов, а также 0,7 тыс. тонн зеленых культур.
Инвесторы, создающие тепличные хозяйства уже сейчас пользуются региональной мерой поддержки, которая позволяет возместить до 50% затрат на приобретенное технологическое оборудование. При условии реализации всех намеченных планов Хабаровский край к 2024 году сможет обеспечивать себя тепличными овощами на 70%, а в 2027-м регион сможет полностью удовлетворять свою потребность в этом виде сельхозпродукции.
В Забайкальском крае площадь тепличных хозяйств составляет 19 га, из которых 5 га зимние теплицы, 14 га весенние теплицы. В 2023 году планируется. Первое в Забайкальском крае круглогодичное тепличное хозяйство площадью 9,6 га намерен создать новый резидент ТОР «Забайкалье» - компания ООО ТК «Ясногорский». Инвестор намерен выращивать томаты, огурцы и зеленные культуры в защищенном грунте в Оловяннинском районе. Объем финансовых вложений в проект оценивается в 2,9 млрд рублей. В тепличном хозяйстве предполагается выращивать свыше 4 840 тонн огурцов и 2 820 тонн томатов в год. Для реализации проекта выбран участок площадью 38,9 га вблизи Харанорской ГРЭС. Ввод объекта в эксплуатацию и начало выпуска продукции намечены на третий квартал 2023 г., а завершение второго этапа проекта комплекса – на вторую половину 2024 г.
В Амурской области овощи в закрытом грунте выращивают на площади 6,13 га. Есть планы по их увеличению в 2023 еще на 3 гектара. Правда сроки строительства второй очереди могут быть скорректированы из-за проблем с доставкой оборудования европейского производства. Инвестор проекта в поисках альтернативы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
В Бурятии в настоящее время действует четыре тепличных комплекса, которые работают круглый год. Общая площадь составляет 3,28 га. Выращиваются помидоры, огурцы, перцы, а также цветы. Рынок сбыта – торговые сети Улан-Удэ и Иркутска.
В декабре 2021 в Якутии было завершено строительство третьей очереди круглогодичного тепличного комплекса ООО «Саюри» в пригороде Якутска (село Сырдах, площадь 1,2 га). В эксплуатацию было введено шесть новых тепличных блоков. Первые две очереди комплекса составили 2 га. Общая площадь теплиц, таким образом, увеличилась до 3,3 га. С начала запуска теплицы в 2016 г. было произведено более 1 тыс. тонн продукции на сумму свыше 480 млн рублей. В 2021 г. было собрано 1,438 тыс. тонн овощной продукции, в том числе 1,105 тыс. тонн огурцов, 314 тонн томатов, 19 тонн зелени – это вдвое больше, чем годом раньше. Ожидается, что после выхода на полную мощность комплекс охватит продукцией 20-25% рынка Якутска и около 10% всей республики.
Серьезные намерения и у производителей овощей закрытого грунта Магаданской области. Здесь еще с советских времен работает сезонный – с весны по осень – тепличный комплекс площадью один гектар, и лишь в 2020-м частный инвестор построил новое хозяйство в поселке Талая - площадь его круглогодичных теплиц составляет 1,55 га. Как рассказал EastRussia министр сельского хозяйства региона Николай Кошеленко, есть и второй проект производственной площадью 2,62 – уже в самом Магадане. Для него готова вся инфраструктура, осталось лишь приобрести конструкции, доставить их на Колыму, построить корпуса и ввести их в эксплуатацию. С запуском этих теплиц в совокупности с имеющимися мощностями Магаданская область впервые сможет обеспечить себя тепличными огурцами и томатами в течении всего года.
Побить собственный рекорд намерены производители тепличных овощей на Чукотке - овощная фабрика «Росинка» Билибинского района. В 2021-м общий урожай составил здесь 108 тонн овощей (более 79 тонн огурцов, более 26 тонн томатов и около 3 тонн зелени) и более 8,5 тысяч цветов.
Пока на стадии проекта, но с серьезным потенциалом, находится современный круглогодичный тепличный комплекс по выращиванию огурцов и помидоров в ЕАО. Уже в следующем году инвесторы планируют организовать производство овощей на 10 гектарах, а к 2026 году площадь тепличного комплекса вырастет в четыре раза. Круглый год здесь рассчитывают собирать 13 тысяч тонн огурцов и 19 тысяч тонн помидоров.
В 2022 году инвесторы, создающие тепличные комплексы могут рассчитывать на частичный возврат средств от Минвостокразвития России. Постановление Правительства РФ № 1899 предусматривает компенсацию части затрат (20%) на строительство и (или) модернизацию тепличных комплексов ДФО в размере 20%.
Фото: совхоз «Тепличный», Сахалинская область
«В рамках конкурсного отбора могут заявиться любые инвесторы, реализующие тепличные проекты, как являющиеся резидентами ТОР и СПВ, так и не являющиеся таковыми. В случае соответствия установленным критериям отбора тепличный проект будет отобран в установленном порядке и компенсированы затраты на его строительство или модернизацию. На сегодняшний день основные перспективные тепличные проекты реализуются в Республиках Саха (Якутия), Бурятия, Камчатском, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, в том числе в статусе резидентов территорий опережающего развития. Например, в этом году планируют участвовать в отборе два проекта с общим объемом инвестиций в размере 1,3 млрд рублей и количеством рабочих мест – 120 единиц. Это резидент ТОР «Якутия», компания «Саюри», а также агропромышленный комплекс «Талая» из Магаданской области», – рассказал директор инвестиционного департамента Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Илья Чернов.
Юрий Трутнев анонсировал адаптацию программы поддержки резидентов ТОР и СПВ - резиденты ТОР, Свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ смогут удешевить займы, необходимые им для реализации своих проектов.
«В текущих условиях важной поддержкой мы считаем возможность предоставления кредитов на льготных условиях для системообразующих предприятий. Мы считаем, что на эти цели можно направить до 50% государственной программы. Это позволит довольно существенно снизить стоимость кредита», - сказал вице-премьер-полпред Президента РФ в ДФО на совещании с главами регионов.
Стоимость кредитов резко выросла, когда Центробанк поднял ключевую ставку до 20%, чтобы снизить риски девальвации рубля и роста инфляции. Банки не могут выдать кредит со ставкой меньше, чем 20% годовых, иначе они потерпят убытки и в конце концов разорятся.
Использование заемных средств – норма при воплощении любого бизнес-проекта. При составлении своих планов резиденты преференциальных режимов исходили из существовавших ранее низких значений ключевой ставки – 6,25%, 7%, 9,5%. Займ под этот процент сохранял рентабельность реализуемых ими инвестпроектов. В условиях дорогих кредитов инвесторы остановят свои проекты, это негативно скажется на развитии Дальнего Востока. Этого нельзя допустить, особенно сейчас, когда в условиях антироссийских санкций промышленности России надо решать прорывные задачи по импортозамещению.
Государство возьмет на себя погашение части процентов по кредиту конкретного резидента преференциальной экономической зоны. Таким образом, для получателя кредита «стоимость заемных денег» останется в приемлемом для достижения рентабельности проекта диапазоне. Вместо того, чтобы платить 20% годовых по кредиту, резиденты ТОР и СПВ будут платить 10-12% - разработкой конкретных параметров и условий по заданию Юрия Трутнева сейчас занимаются специалисты Минвостокразвития.
Денис Грось - учредитель, управляющий партнер группы компаний «ДА! Девелопмент», исполнительный директор и член правления Союза резидентов ТОР, председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО: «Субсидирование ставки по кредиту – это ключевой фактор реализации инвестпроектов. Потому что на сегодняшний день, если по жилью банки еще держат ставки, не меняя их по действующим проектам, то по «нежилым» инвестиционным проектам очень активно звучит намерение пересмотреть их. И если это случится большинство инвестпроектов просто «лягут». При ставке 20% и выше они просто нерабочие. Деньги выбираются на инвестфазе, и ключевой момент – под какой процент их придется отдавать в эксплуатационной фазе, и если это процент даже выше 15 – это уже всё».
Дмитрий Боярко, член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Генерального совета "Деловой России", руководитель Консультационного центра содействия малому и среднему предпринимательству при Приморском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Эта инициатива максимально нужна и максимально необходима. Многие проекты не смогут реализоваться, и многие программы сейчас находятся в ожидании: какая ставка по кредитам должна учитываться в расчетах. Однако есть такой момент – необходим отбор к проектам, которые смогут претендовать на удешевление кредита. Я предполагаю, что лучше всего помогать тем проектам, которые находятся в максимальной стадии проработки, финансирования, строительства, реализации. Еще одним важным фактором для отбора проектов должно быть наличие социальной нагрузки, влияния на развитие региона или направления экономики. Чтобы это не стало эдакой отдушиной, чтобы предприниматели, испытывающие трудности не решили стать резидентами Свободного порта Владивосток, только для того, чтобы получит эту меру поддержки. Я считаю, что сейчас основная задача государства – развивать промышленность, поддерживать малые предприятия, которые производят товары потребления, услуги. В рамках геополитической позиции это сейчас очень актуально и нужно».
На снижение кредитной ставки планируется направить до 50% финансирования государственной программы, предусмотренного на 2022 год. «Это позволит выделить на субсидирование процентной ставки более 20 млрд рублей, что снизит стоимость кредитов практически в два раза», – сказал Юрий Трутнев.
По данным Минвостокразвития, механизм субсидирования будет действовать до конца 2022 года и позволит осуществить на льготных условиях не менее 160 млрд рублей инвестиций в основные средства на Дальнем Востоке.
Модернизацию сухопутных пунктов пропуска на российско-китайской границе обсудили в рамках IV форума «Экспортный потенциал Приморья» прошедшего 1 ноября 2022. О том, как протекает процесс, и почему пришлось передвинуть сроки сдачи объектов, рассказал начальник отдела администрирования Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Эдуард Машков.
Сегодня в регионе деятельности Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» 39 пунктов пропуска через государственную границу. Но фактически функционируют 30, из них 15 – в Приморском крае, включая морские, автомобильные, воздушные и железнодорожные.
Одни из самых проблемных – пять автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе. Это «Краскино», «Пограничный», «Полтавка», «Турий Рог» и «Марково», которые находятся на разной стадии развития.
«Краскино», «Турий Рог» и «Марково» – проходят этап строительства, «Пограничный» и «Полтавка» – только проектируются.
В «Краскино», по словам Машкова, основная задача заключалась в том, чтобы «вдохнуть жизнь в недостроенный комплекс», расположенный в непосредственной близости от госграницы. Сейчас на участке идёт активная работа по демонтажу признанных ненужными зданий и сооружений. Сроки окончания работ сдвинулись на 2024 год.
«Ранее закончить работы планировалось в конце этого года. Но, к сожалению, подрядные организации столкнулись с объективными трудностями, которые существуют на Дальнем Востоке. Это большие расстояния, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие трудовых резервов», - сообщил докладчик.
Что касается следующего строящегося объекта - «Марково» – подрядчик зашёл на строительную площадку, приступил к замене грунта и строительству подпорной стены. Ориентировочный срок окончания работ – 2 квартал 2023 года.
Строительство перехода «Марково» - сентябрь 2022
фото: «Росгранстрой»
Также завершено проектирование инфраструктуры пункта пропуска – «Турий Рог». Проект прошёл государственную экспертизу, и скоро будет заключён контракт с подрядной организацией. Исполнить его нужно до конца 2023 года.
В 2023 году должны закончиться работы на пункте пропуска «Пограничном», куда ещё до заключения контракта прибыло руководство подрядной организации, чтобы на месте оценить масштабы строительства.
Сложности возникли при модернизации пункта пропуска «Полтавка», поскольку изначально выбранные строительные участки оказались подвержены подтоплению. Сейчас вместо них оформляются другие, работы вступили в стадию проектирования.
«Работа продвигается не так активно, как хотелось бы. Поэтому и министерством транспорта Российской Федерации, и центральным аппаратом ФГКУ «Росгранстрой» принято решение немного изменить подходы и направить значительные средства на улучшение действующих пунктов пропуска - их техническое перевооружение и оснащение», - рассказал Машков.
И здесь, по его словам, «нет худа без добра», так как ковидные ограничения, усложнившие работу перевозчиков, разгрузили погранпереходы и позволили выполнить полноценный ремонт всех пассажирских направлений пунктов пропуска, включая капитальный ремонт досмотровых ям. Благодаря проведённым мероприятиям количество оформляемых в «Краскино» транспортных средств увеличилось вдвое – до 100 единиц в сутки.
Владивостокский филиал ФГКУ «Росгранстрой» выполняет распоряжения полпреда Юрия Трутнева, поручившего ввести два дополнительных направления в пункте пропуска «Пограничный», а также перевести «Пограничный» и «Краскино» на круглосуточный режим работы.
Кроме того, определён перечень мероприятий по техническому перевооружению и дооснащению объектов.
«Хочу уверить, что мероприятия, запланированные в рамках последних поручений, будут выполнены к 30 ноября. Это срок окончания основной массы контрактов», - подытожил Эдуард Машков.
На что модератор Борис Ступницкий пожелал «скорейшей и успешной модернизации», вспомнив слова Юрия Трутнева о том, что досмотровые помещения на погранпереходах «строятся дольше, чем олимпийские объекты».
Эдуард Машков объяснил затягивание сроков следующим образом: «Не открою большой тайны - контрактация на строительство этих объектов происходит в Москве. Например, основным подрядчиком по всем контрактам является подразделение РОСТЕХа компания «Росэлектроника». Видимо, (…) не до конца понимают особенности и специфику Дальнего Востока – большие расстояния, мало людей, не хватает квалификации, сложно найти субподрядчиков, которые смогут провернуть необходимые объёмы работ. Самый яркий показательный пример – в Москве нам готовы выделить средства для укладки асфальтового покрытия на одном из пунктов пропуска. Но как это сделать физически, если до ближайшего асфальтового завода 200 километров? Есть вопросы, которые оперативно не решаются даже с помощью активного финансирования».
Также на полях форума рассматривались инновации, которые должны оптимизировать транспортные перевозки. В частности, директор ООО «ТД «Приморье» рассказал о реализации проекта по организации беспилотного транспортного коридора по направлению МТК «Приморье-2». Над этой задачей работает российско-китайская рабочая группа. В 2021 году АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» приступила к организации экспериментальной беспилотной грузовой автомобильной перевозки по автодорожному мосту между городами Благовещенск и Хэйхэ.
Для реализации проекта в Приморье выбран маршрут «Турий рог – Мишань» ввиду небольшого расстояния порядка километра, подходящего рельефа и наличия складов временного хранения как с российской, так и с китайской стороны.
фото: «Росгранстрой»
Беспилотное транспортное средство (БТС) - это дизельный тягач с полуприцепом контейнеровозом. Сейчас компания проводит анализ доступных оптимальных моделей. В качестве пилотной рассматривается трёхосный тягач тяговой массой не менее 40 тонн. Впоследствии будет возможно применение транспортных средств на электрической тяге.
БТС оборудован различными радарами, высокоточной навигацией и системами связи, способен двигаться со скоростью порядка 40 км в час, расчетное время выгрузки и погрузки контейнера не превышает 10 минут.
«Данное направление перевозок является инновационным для России и требует согласования действий со стороны многих отраслевых министерств и ведомств, поэтому точные сроки реализации проекта спрогнозировать достаточно сложно. Однако мы уже сейчас готовы запустить тестовую версию челнока контейнеровоза, используя тягач БТС с контейнерным прицепом, но с участием живого водителя», - сообщил директор компании Андрей Решётников.
Отметим, более 10 млрд рублей выделено на модернизацию пунктов пропуска на российско-китайской границе, работы запланированы до 2024 года включительно. Ранее Юрий Трутнев поручил ускорить ход работ.
29 августа во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего главы администрации столицы Приморья Олега Гуменюка. На первом же заседании суд продлил ему срок нахождения под стражей сразу на полгода. Следующее заседание намечено на 12 сентября.
Экс-градоначальник обвиняется в получении многомиллионных взяток. По мнению правоохранителей, Гуменюк брал деньги регулярно с 2016 по 2021 год. Сначала в должности директора госучреждения «Хозяйственное управление администрации края» он получал взятки от своего знакомого предпринимателя, который вел бизнес в строительной сфере.
«Фигурант получил взятки в виде денег и в виде незаконного оказания ему, его сыну и подконтрольной сыну коммерческой организации услуг имущественного характера в размере свыше 6,9 миллиона рублей», - подсчитали в СК РФ по Приморскому краю.
Олег Гуменюк принимает присягу мэра Владивостока
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Следствие полагает, что деньги экс-мэру передавали за беспрепятственную приемку работ и их оплату, а также за то, что он помогал организациям побеждать на электронных аукционах.
Позже, на посту градоначальника, его «благодарило» руководство муниципального учреждения «Некрополь» - за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг.
По версии следствия, общая сумма полученных экс-мэром взяток превысила 38 миллионов рублей.
Чтобы не замечать того, что происходит в похоронном бизнесе Владивостока, надо было действительно постараться. Сферу много лет сотрясала череда скандалов. Так, в феврале 2021 года были задержаны два сотрудника Муниципального унитарного предприятия Владивостока «Некрополь» - заведующие крематорием и кладбищем.
В январе Первомайский районный суд Владивостока признал первого виновным в посредничестве при передаче взятки в 4,7 млн рублей, оштрафовав на 1,5 млн рублей. Суд пришел к выводу, что в октябре 2020 года он помог заинтересованным лицам договориться с заведующим кладбищами МУПВ «Некрополь» и получить разрешения на установку более 200 опалубок для захоронений и отведение мест для захоронения без предъявления свидетельств о смерти. Эту «услугу» оценили в 4,7 млн рублей.
Его коллегу осудили в июне. Фрунзенский районный суд Владивостока признал его виновным в получении крупной 5,5 млн рублей взятки и отправил в колонию строго режима на пять лет, обязав заплатить штраф в 17 млн рублей.
«В судебном заседании установлено, что с февраля 2020 года по февраль 2021 года фигурант систематически получал – как лично, так и через посредника – денежные средства от представителей юридических лиц за беспрепятственное ведение деятельности в сфере ритуальных услуг и похоронного дела на городских кладбищах «Морское» и «Лесное», - сообщала тогда прокуратура края.
Но эти двое были, если можно так сказать, «продолжателями традиций». В 2018 году фигурантом уголовного дела о мошенничестве стал бывший директор «Некрополя» Игорь Бабынин. Он был осужден на два года, но вышел очень быстро. В 2019 году Бабынина снова задержали, на этот раз по подозрению во взяточничестве. В феврале 2021 года ему предъявили обвинение в получении взяток, коммерческом подкупе, растрате.
Деятельностью МБУ (после реорганизации) «Некрополь» заинтересовались и в антимонопольной службе.
Как следует из материалов дела, работники «Некрополя» не разрешали работникам других ритуальных компаний и заключивших с ними договор родственников умерших приезжать на кладбища копать могилы, присвоили себе исключительное право на это.
«Такие действия прямо нарушают требование Закона о защите конкуренции, поскольку создают ритуальным компаниям препятствование в оказании комплекса услуг по погребению и связанных с ним услуг. По факту нарушения МБУ «Некрополь» было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство», - отметили в УФАС.
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, «Некрополь» обратился в суд. В феврале 2021 года Арбитражный суд Приморского края признал правоту УФАС России, полностью отказав МБУ в требованиях.
Вместе с тем, в 2020 году, были возбуждены уголовные дела против врачей и полицейских, которые за вознаграждение сообщали похоронным агентам данные об умерших и давали контакты родственников.
Сначала Олег Гуменюк проходил свидетелем по делу по даче взятки заведующему кладбищу. За пару недель до того, как стало известно о некой его причастности к делу, мэр изъявил желание уйти с поста. Горожане тогда пророчески шутили в соцсетях: «Хотя бы не посадили».
Заявление об отставке Олег Гуменюк, избранный на пост мэра весной 2019 года, написал в середине мая 2021 года. Сделал это сам, но после недвусмысленных намеков со стороны губернатора Приморья Олега Кожемяко и полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Губернатор был недоволен эффективностью работы мэра, прежде всего затягиваем работ по «Единой дальневосточной субсидии» 2018 года. Средства выделялись на строительство парковок, реконструкцию стадиона «Авангард», обновление фасадов домов.
Большие претензии были и у горожан. Через несколько месяцев после вступления в должность, мэр приступил к ремонту дорог и постоянной перекладке вполне приличных бордюров на центральных улицах, за что получил неблагозвучное прозвище «Бордюрыч».
Сильно подкосил репутацию Олега Гуменюка ледяной дождь, случившийся в ноябре 2020-го. Мало того, что часть города надолго осталась без света, отопления и воды, так беспорядок царил и на улицах. Всю зиму они были завалены ветками и деревьями, горожане убирали их сами, к тому же выяснилось, что контракт на уборку территорий мэрия заключила только в конце марта 2021 года, контрактов же на утилизацию веток вообще не было.
Не оценили жители Владивостока и проекты по благоустройству – с точки зрения многих они были малоэстетичными, да что там – просто уродливыми. Так писали, например, писали об установленных одно время на центральных улицах вазонах.
Фото: Марина Баринова
Но апофеозом стало приобретение десяти гранитных скамеек за 11 миллионов рублей, которые горожане тут же окрестили надгробиями. Местные блогеры даже понесли к ним цветы. В итоге от этих конструкций тоже пришлось избавиться.
Теперь во Владивостоке будут следить за уголовным процессом. Должность мэра в приморской столице часто называют «расстрельной» - уголовными делами закончили несколько бывших глав муниципалитета.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях антироссийских санкций
В настоящее время «Кейэнджи Кемикал» может ежегодно производить до 2,5 млн бутылок автохимии ежегодно. Основной ассортимент: очиститель стекол, полироль, универсальный очиститель. В прошлом году показатель составлял 1,6 млн штук. Как рассказал директор ООО «Кейэнджи Кемикал» Антон Сухоруких, продукция компании представлена во всех российских регионах.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Изначально цель была – локализация производства автохимии известной в России корейской компании KANGAROO. Завод построился, продукция была запущена, все переданные технологии мы их освоили и вышли на нормальный рабочий режим. В этом году запустили линейки уже по собственным рецептурам – стали выпускать автошампуни для профессиональных моек, запустили индустриальную химию для промышленных предприятий. В прошлом месяце отгрузили 30 тонн для авиастроительной компании “Прогресс”. Процент брака у нас близится к нулю – из тысячи бутылок, как правило, одну отбрасываем».
Антон Сухоруких, директор ООО «Кейэнджи Кемикал»
фото: пресс-служба правительства Приморского края
Сухоруких добавил, что компания продолжает работать с корейской компанией KANGAROO как партнер, есть программы совместного контроля качества, продолжается передача рецептур, а новые собственные рецептуры согласовываются. Действующие вещества для производимых товаров на 80% российского производства, вся тара – также отечественная. Однако часть компонентов все еще закупают в Корее. Поставки материалов осуществляют те же поставщики, которые в настоящее время поставляют их на производство в Корее. Контроль качества и производственные процессы на предприятии выстроены с участием и под контролем представителей компании KANGAROO и удовлетворят требованиям ISO и ГОСТ Р.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
Сейчас компания развивает линейку бытовой химии для населения – уже этой осенью она будет запущена. Это очистители стекол, средства для ухода за сантехникой, для мытья посуды. Пока руководство компании думает, где именно открывать новое производство: либо в имеющихся помещениях, либо в открытых дополнительно на ТОР «Надеждинская». Кроме этого, «Кейэнджи Кемикал» собирается налаживать выпуск другого типа продукции – автомобильных фильтров.
«Каждый год мы прирастаем в объемах и останавливаться не собираемся. Сейчас освобождается большое количество возможностей и пока все в растерянности – мы стараемся успеть», – добавил Антон Сухоруких.
Замдиректора по работе с резидентами ООО «УК ТОР «Приморье» Алексей Дунаев подтверждает, что «Кейэнджи Кемикал» имеет планы на расширение, и компании работать здесь выгодно и удобно.
Алексей Дунаев, замдиректора по работе с резидентами ООО «УК ТОР «Приморье»
фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Инвестиционная привлекательность нашего региона высокая, производить здесь становится выгодно, компания имеет налоговые преференции, пониженные тарифы страховых взносов (7,6% вместо 30% базовых), нулевой налог на прибыль, нулевой налог на имущество. В данном случае при расширении мы готовы предоставить земельный участок на ТОР “Надеждинская”, подвести инфраструктуру – для них это будет гораздо дешевле нежели если бы они реализовали проект в другом месте. Здесь производить эффективнее в сравнении со странами АТР», – добавил Дунаев.
По данным Минвостокразвития РФ, завод по производству автокосметики под известным корейским брендом KANGAROO открылся во Владивостоке в конце 2020 года. Ранее продукция производилась только в Республике Корея на протяжении около 60 лет.
фото: пресс-служба правительства Приморского края
По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока резидент осуществил капитальные вложения в проект в размере 14,9 млн рублей.
Заместитель генерального директора по строительству и инфраструктуре КРДВ Евгений Николайчук ранее отмечал, что резидентам ТОР и СПВ доступна лучшая система налогообложения в стране, создание объектов инфраструктуры или возмещение затрат на нее и подбор земельных участков (для ТОР), маркетинговая поддержка, таможенные преференции.
«Сегодня 75 % инвестиционного внимания, обращенного на Дальний Восток, приходится на Приморский край. Здесь, на ТОР и в СПВ, с государственной поддержкой и по соглашениям с КРДВ реализуются 2,2 тыс. проектов, в экономику вкладывается 2,5 трлн рублей, создается 123,3 тыс. рабочих мест. Уже запущено 329 новых предприятий. Важно отметить, что в непростых условиях предприниматели продолжают работу и не отказываются от реализации заявленных проектов», – добавил Евгений Николайчук.