Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сближение на расстоянии

В Пекине завершился очередной саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

Сближение на расстоянии

Круг обсуждаемых на мероприятии вопросов был традиционно велик. Корреспондент EastRussia.ru проанализировал самые интересные моменты саммита АТЭС.

Одной из главных интриг саммита АТЭС в Пекине стало то, каким образом будут общаться Президенты России и США и произойдет ли их диалог вообще. В итоге, главы государств – Владимир Путин и Барак Обама - действительно несколько раз пообщались, и, по данным мировых СМИ, обсудили все ключевые вопросы – Сирию, Украину, а также проблематику российско-американских отношений.

Можно ли рассматривать данный контакт как предпосылку к снижению напряженности и уходу от риторики «холодной войны»? Такой вывод был бы преждевременным. Во-первых, встреча проходила в рамках другого большого события, а не была двусторонней. Во-вторых, сгладить разногласия, существующие между США и Россией, или, по крайней мере, начать процесс сближения в такие короткие сроки невозможно. Это подтверждается и тем, что речи об отмене санкций не заходило. Проще говоря, данный диалог можно расценивать как эпизод взаимодействия двух стран в рамках международных организаций, таких как Совбез ООН, и искать в нем причины для сближения не стоит.

В дни саммита состоялся и диалог Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, в ходе которого также обсуждался кризис на Украине и было принято решение осуществить ранее отложенный визит президента России в Японию в будущем году.

Еще одним важным моментом прошедшей встречи глав-государств АТР стал принятый по итогам саммита отказ от протекционистских мер в отношении торговли на ближайшие четыре года. Между тем, это не первое такое решение участников саммита – по сути, продление обязательств, принятых в 2012 году во Владивостоке (тогда отказ от протекционизма было решено осуществлять до конца 2015 года). Вместе с тем, было решено максимально сократить эффект от мер протекционистского характера, предпринимаемых в соответствии с рекомендациями ВТО.

Весьма интересно, как Россия будет реализовывать данное решение: торговля уже ограничена в ходе санкционного противостояния, а когда оно закончится - никто предсказать не может. Формально данные меры не являются защитительными в отношении отечественных производителей, однако на практике одной из сторон запрета на ввоз иностранных продуктов стало ограничение искусственной конкуренции для российских продуктов. Впрочем, не стоит рассчитывать на то, что это решение серьезно скажется на взаимоотношениях с западными странами. Возможно, в связи со второй частью заявления (касающейся ВТО) оно лишь усугубит позицию России в организации, которая и так не является очень твердой.

Органично связано с вышесказанным еще одно решение саммита, упомянутое в итоговой декларации. Речь идет об обеспокоенности организации тем, что реализация Соглашения ВТО о содействии торговле, подписанного во второй половине 2013 года, зашла в тупик. В первую очередь это сказывается не только на экономической ситуации в странах-участницах саммита, но и на репутации АТЭС как такового. В случае невозможности реализовать пункты соглашения, доверие к саммиту как платформе для переговоров и коллективных решений понизится. Об окончательном подрыве говорить не стоит, однако взаимоотношения АТЭС и ВТО непростые, и позитивно на них такие события однозначно не скажутся. В связи с этим принято решение всеми возможными средствами искать выход из ситуации: «мы едины в своем намерении укреплять...открытую и всеобъемлющую многостороннюю систему, как это предусмотрено нормами ВТО». Интересно, что основной целью соглашения является общее увеличение мирового ВВП на 4.7% в первую очередь за счет интенсивного развития малого бизнеса и малых предприятий. Цель, безусловно, амбициозная, но при этом она кажется далекой от реальности. Впрочем, конкретные шаги уже предпринимаются - решено создать систему прозрачных и безопасных финансовых услуг, нацеленную именно на сферу малого бизнеса (вкупе со средним).

Еще одно важное решение, которое нельзя обойти стороной, принятие программы усиления взаимосвязанности на ближайшие десять лет. В декларации написано: «в физической сфере мы сфокусируем усилия на улучшении инвестиционного климата, увеличении финансирования инфраструктурного строительства за счет наращивания государственно-частного партнерства и использования других инструментов в экономиках-участницах АТЭС». Если смотреть на этот пункт декларации с позиции нашей страны, то мы увидим ключевой плюс: улучшение инвестиционного климата, если для этого будут предприняты какие-то серьезные шаги, привлечет деньги со стороны партнеров по АТЭС, что поможет снизить эффект от санкций с помощью вливания иностранного капитала в экономику, а в перспективе - стать мостиком для сотрудничества, благодаря которому улучшатся взаимоотношения не только с «коллегами» по АТЭС, но и со странами Запада. В целом же, озвученные процессы видятся логичными, особенно в нашу эпоху, когда глобализация уже давно стала свершившимся фактом. Взаимодействие между странами также будет нацелено на упрощение передвижения людей, упразднение административных и прочих барьеров в сфере торговли, различные структурные реформы, которые могут этому способствовать. Вместе с этим принято решение улучшить эффективность цепочек поставок товаров в регионе - на 10% к концу 2015 года.

Отмечено было и направление, напрямую связанное с усилением взаимных связей, - содействие развитию так называемой «интернет-экономики». Для этого создана специальная руководящая группа. Ее цель - создавать все условия для благоприятного функционирования данной сферы. Это напрямую связано с содействием развитию малого предпринимательства, ведь существенный процент подобных бизнес-проектов осуществляется в Интернете.

Пакет экономических мер закрывает решение о борьбе с «ловушкой среднего дохода», что означает остановку в экономическом развитии стран при достижении определенного уровня государственных доходов. Эти меры будут тесно связаны с упрощением условий для ведения бизнеса и структурными экономическими реформами. На 2015 год запланировано министерское совещание по этому вопросу.

На саммите АТЭС внимание также уделили и вопросу противодействия лихорадке Эбола. Было решено активно взаимодействовать с африканскими странами и всеми силами противодействовать дальнейшему распространению эпидемии.

Подводя итоги, с уверенностью можно сказать, что на саммите АТЭС были подняты очень актуальные и важные вопросы, а программа действий выглядит соответствующей запросам современности и в целом весьма реалистична, хотя некоторые цели и выглядят слишком амбициозно. Важно и то, что саммит стал площадкой не только для переговоров по региону, но и по более глобальным вопросам. Учитывая статус держав-участников, такая тенденция должна сохраняться и в будущем.