Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Счастливы вместе?

Счастливы вместе?

Владимир Ремыга

председатель Координационного совета по взаимодействию с бизнес объединениями стран Азии Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП)

Что связывает Россию и Китай 70 лет спустя

О визите Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву и о перспективах сотрудничества России и Китая EastRussia рассказал председатель Координационного совета по взаимодействию с бизнес объединениями стран Азии Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП), доктор экономических наук, академик РАЕН Владимир Ремыга.

- Владимир Николаевич, долгое время роль Китая во второй мировой войне недооценивали. Сейчас, когда Россия находится под гнетом западных санкций, у нас намечается серия масштабных российско-китайских мероприятий, приуроченных 70-летию Победы. Это политический шаг с нашей стороны?

- Не думаю, что это так, потому что решение о совместном проведении мероприятий празднования Победы во Второй мировой войне было оговорено Си Цзиньпином и Владимиром Путиным более года назад. Специального подталкивания к этим вещам не было. Но, действительно, как выразился мой коллега из Владивостока, война на Дальнем Востоке не закончилась. Там столько точек напряжения, столько последствий этой войны, о которой люди так мало знают, что, безусловно, подталкивает нас – и Россию, и Китай – к тому, чтобы рассматривать итоги Второй мировой войны и ситуацию на Дальнем Востоке в целом с особенным вниманием, с особой тщательностью.

Есть вторая сторона этого дела. Во время визита Председателя КНР будет подписано соглашение о вхождении России в стратегию экономического пояса Великого шелкового пути. Вопрос стоит очень остро – будем ли мы участвовать в этой стратегии полнокровно, полномасштабно, с участием регионов Дальнего Востока, с участием наших железнодорожных магистралей, БАМа, Транссиба, других маршрутов (важны не столько маршруты, а сколько проекты – ведь особое значение экономическому поясу придается не как маршруту, а как проектам, связывающим Азию и Европу). Насколько Россия впишется в эту стратегию – вот что важно. Вопрос, может быть, не напрямую связан с итогами Второй мировой войны, но он связан с тем, как будут развиваться наши отношения с Китаем и каковы их перспективы.

- Как вы считаете, визит Председателя КНР Си Цзиньпина в большей степени является политическим вызовом Китая странам Запада или способствует социально-экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем?

- Я думаю, в этом визите много и политики, и экономики. Безусловно, большая часть визита посвящена тому, чтобы не было излишне жесткого пересмотра итогов Второй мировой войны. Это большой блок вопросов. Конечно, важно, что по Красной площади впервые пройдут представители китайской народно-освободительной армии.

Тем не менее сегодня много говорят о том, что Россия разворачивается на Восток, где главный наш партнер Китай. Во всех этих планах экономическая составляющая играет огромную роль. Мы все больше отдаляемся в экономическом плане и от Европы, и от Америки. Приведу некоторые примеры, связанные со стратегией Великого шелкового пути. Совсем недавно, 14 апреля, было объявлено, что Россия вступила в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом 100 млрд долларов. Многие обозреватели считают, что этот банк создан в противовес и Валютному фонду, и, скажем так, это попытка отойти от доллара и двигаться в сторону создания новой финансовой и экономической инфраструктуры. Кроме этого, в этом году произойдет и одно из важнейших событий в России – это форум БРИКС 9-10 июля в Уфе, где тоже будет принято решение о создании Банка развития БРИКС. Смотрите, какие серьезные изменения происходят в мировой экономической и финансовой инфраструктуре. И во всех этих и банках, и экономических планах лидирующую роль занимает Китай. Поэтому и экономическая составляющая визита Си Цзиньпина играет огромную роль.

Вот еще одна маленькая деталь прошедшей в Москве научной конференции, посвященной роли СССР и Китая в достижении Победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. Председателем Общества китайско-российской дружбы является Чэнь Юань. Его отец Чэнь Юнь многие годы учился в Советском Союзе и был одним из ведущих экономистов Китая, который возглавлял Государственный банк развития Китая. Сейчас этот банк рассматривает возможности инвестирования в российские проекты. Например, в ближайшее время будет обсуждаться вопрос об участии Китая в строительстве скоростной магистрали Москва–Казань. Большую часть в развитии этого проекта играет Государственный банк развития Китая. В воздухе витает огромнейший проект, который изменит и Европу, и Азию, наверное, – это строительство высокоскоростной магистрали Москва-Пекин, которая станет продолжением магистрали Москва-Казань. Создана соответствующая рабочая группа. Мне кажется, этот проект уже на подходе. Если он пойдет, а противодействия пока нет, то он просто изменит карту мира.

- «Разворот России на Восток», который является сегодня государственным приоритетом, даст ли импульс развитию регионов Дальнего Востока? И каким в первую очередь?

- Разговоров об этом «развороте» много, а дел, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Например, была очень продуманная программа совместного освоения Сибири и северо-востока Китая. Однако до настоящего времени она не идет, а буксует на месте, в том числе потому, что ее осуществляло Министерство регионального развития, которое сейчас не работает – и неизвестно, кто теперь эту программу курирует. Мне кажется, что очень серьезный разговор произойдет в августе во Владивостоке, где планируется проведение Восточного форума.

Значимость Дальнего Востока для России невозможно переоценить. И мне кажется, что при подготовке к этому форуму будут обозначены более четкие и конкретные планы развития этих регионов. Они могут состоять из двух частей- непосредственно развитие дальневосточного региона со странами АТЭС и вхождение их в эти движения и в развитие экономического пояса Великого шелкового пути. Перечислять проекты, которые засвечены на этом пути, пожалуй, рановато. Есть даже и такие, как строительство железной дороги из Китая через Берингов пролив и Аляску в Америку, но я думаю, что это проект не этого века.