Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Happiness complete networks

Happiness complete networks

Honestly, you rarely meet people more hospitable. They will both warm them up and feed them, and they will also charge them with such a positive that they become indifferent to the traditional "delights" of Kamchatka nature - fog or drizzle. When it comes to the small peoples of the north, the word “traditional” is involuntarily repeated over and over again: the traditional way of life and fishing gear, the traditions of the north and the traits of the northerners, among which, of course, the best are hospitality and openness.

“How long have I called you to our Malolagornaya? - This is not the first time I have heard these words from Larisa Kergilkhot, the head of the ethnic dance ensemble "Severnye Zori". - When will you arrive?

"It's so cool!" When the sun, we are running barefoot along the beach! - echoes her daughter, 10-year-old Darina, - even put a yurt! "

"And soon we'll build a yukolnik," adds Larissa, pouring me a cup of aromatic tea in a mug, "Mamychka" is our way. There are enough assistants on the site - our big family and the guys from Achai Vayama and Khailino, we are standing in one camp.

I know firsthand about the hospitality and openness of these people, because at one of the Alkhalalalaevs I had just led my five year old child to this young, smiling woman and hesitantly asked: “Will you take me to your ensemble?”. And she replied: “Of course!” (Alakhalalalai is an Itelmen ritual holiday, celebrated in September. - author's note) Then I still didn’t know how cool this meeting would change our life, what a new and interesting world would open. World of the indigenous peoples of Kamchatka.

Without fish - nowhere

“We have been at Malolagernaya for the third year,” says Larisa, “we are glad that now there is a permit for catching coho salmon and sockeye salmon. After all, before the limit was given only for pink salmon, chum salmon and char. We fish, as they say, for personal consumption. We cannot afford it yet - our territorial-economic community (TCO) “Yako” does not have its own fishing area, which means that we are not entitled to quotas, which amount to tens of tons. "

By the way, the communities of the indigenous peoples who are happy owners of fishing areas, in Kamchatka are not so many. Therefore, often people who have united in communities, but who have not received industrial quotas, fish in their traditional areas. Such "hardened" places, passed to them "by right of succession" from grandmothers and grandfathers. Officially these plots may not be fixed, but everyone in the district knows whose place it is. People's rumor has fixed them for a long time.

So in the remote northern villages and villages, fishing with the phrase "for personal consumption" is still common. In order not to miss this opportunity, the residents submit applications until 1 September. About whatever limit they have not dreamed of, filling out the application, in the distribution does not fall much and much. Approximately 5 kg coho salmon and sockeye salmon, about 40 kg chum, 50 kg smelt "per brother" ... True, and this small amount is not always possible to master. For Malolagernaya, for example, fishing has been closed for three weeks already. A smelt sometimes does not want to fall into the place where it is supposed to be caught by law.

“Thank you for giving us the opportunity to fish here, near the city, - says Larisa. - For our family, this is a great help. But fishing was closed for a long time, and the fish, as we know, does not last long. In general, until we had time We have just started to master our limit and cooked fish soup several times, we thought we would make a yukolka. "

Yes. This summer, let's face it, does not indulge in fish. The west coast, on which the bet is made in an even year, counts the losses, because a lot of money was invested in the improvement of the factories, in attracting people to Putin. And a couple of hunchback "jolts" does not pay back the costs. There would be a "guarantee" to return, seasonal fish-growers sigh, the authorities promised. And hopefully waiting for coho.

And without a fish, a northern man is nowhere. If in the city, summer harvesting is just a good help in the winter along with potatoes or cabbage, then, for example, for the inhabitant of Ust-Khayryuzovo, fish is the main product. Bend your fingers: it is salted, frozen, dried with salt and without (made yukola), smoked by everyone's favorite balyk, even “sour” in barrels, and pickled salt. They themselves eat and treat numerous relatives and friends. In distant villages, where wages are low and prices are higher than the roof, the fish “dress” and “shoe” children for school, it gives an opportunity to survive a long harsh winter, to block at least a fraction of the problems of the northerners.

Larissa Kergilhot's family has been unfolding camp for the third year. 14 people, including four children. Which only services do not check their camp, whole day surveillance from the pier behind each tail. At all desire the poacher you will not become! But seriously, it is not the most secluded place for poaching. And the concept is sometimes blurry. Often poachers are called ordinary people, who were not allowed to fish lawfully bureaucratic obstacles.

"But do not interrupt the connecting thread"

Many people of the North, having settled in the city for a long time, continue to keep memories in their souls and feel sad about a distant village, lost between the hills or somewhere in the tundra blown by all winds. And here, in nature, at the bay, I just want to recreate a piece of that small Motherland. Here, the yurt was set according to all the rules, taking for this purpose anything at all, namely the talnik - the material is light and durable. If you prepare it correctly, 20 can serve for years! This year, the “Electrical Networks” went to a meeting - they were allowed to cut off the branches of a warden that interfered with the electrical wires.

“Of course, all our buildings are temporary, mobile,” Larisa continues her story. “If you leave it for the winter,“ kind ”people will burn or break it, this has already happened ... We bring houses for spending the night with us. Fishing for us is also an opportunity to get together. a large family - parents, brothers, sisters, children, nephews ... Men are engaged in the shutter, women sew, embroider with beads, prepare food. "

"We have a lot of guests. We are all glad. When our locals come - people" from the north ", tales around the fire begin, stories about who got married, who died or was born. My mother - Alexandra Alekseevna Simonova - tells us fairy tales at handcraft and everyday stories, which then form the basis of the creativity of our ensemble. Recently I got the idea of ​​a new dance - how we fish, how we set nets. We will definitely do it with the children. This is how the connection with the North is maintained, and new ideas are born ", - shares it.

“Last year, by the way, we met with Evdokia Pronina. And here, on a fishing trip, Evdokia Pavlovna said that she had long been going to publish stories for the children of her brother Arkady Ninani in Russian and Koryak. Word for word. I advised her to contact our art studio. Kamchatka Center for the Development of Creativity of Children and Youth “Dawns of Kamchatka.” The guys from the “Kolibri” art studio drew illustrations for the future book, and the “New Book” holding released the collection “On Good Earth”, ”recalls Larisa.

Know and be able to - since childhood

Children in the fishing camp happen interesting and useful. Here they learn to respect the fish, to all living things. And there is no contradiction, because the indigenous peoples have never taken more from nature than was necessary for subsistence.

Here, children from early childhood are managed with networked networks, know the time of the tide and when it's time to check the catch. They learn to go out to sea and fish. At six in the morning the boys are already on their feet - pulling out the net, carrying the prey on the table, so that women cook something delicious, learn the basics of harvesting fish. Girls also do not lag behind: they help with the grid, and salmon are engaged in cutting, but they turn around more with their grandmothers - very handsome dolls and embroideries are obtained from her.

Larisa Kergilhot tries to introduce not only native children to the traditional indigenous peoples' crafts, but also members of the ensemble "North Dawns", who have long become one big family. Girls are beading their kitchens, making different decorations: earrings, "headdresses", "sunshine", go to the forest for berries-mushrooms go.

"I really want the children of our team not only to dance or sew, but also to be able to fish, salt, smoke," sour "fish, cook national dishes. And also learn how to properly process fish skins for handicrafts. It's so great - not just looking from the outside, but also to plunge into the process - to swim on a boat, to take the fish out of the shuttle. So now I am considering a project to introduce children to this traditional activity of the indigenous peoples of Kamchatka, "the teacher shares.

The road by walking

Yes, she always has a lot of plans. But you know, it's not just words. The guys from the "Northern Dawn" (many are raised in families with many children or low-income families) have easily visited Larissa at international festivals in Bulgaria, Egypt, and this year they also conquered Turkish Alanya. And never once with empty hands on Kamchatka land did not return. Of course, generous and caring people helped them to realize the wildest dreams of boys and girls, which are many in Kamchatka. Sponsors, philanthropists, patrons, thank you and a low bow. By the way, in November the "North Dawns" will celebrate the 10 anniversary of creative activity. So welcome to the concert!

“Oh, if our community“ Yako ”had the opportunity to get quotas for industrial fishing,” Larisa Sergeevna continues to dream, “if only we turned around, the ensemble would be sheathed! You know, one day I want to make a restaurant on the water with national cuisine, so that guests the dancing of our ensemble was delighted, and the children could demonstrate their crafts.

And we also want to revive the spring Chukchi ritual holiday "Kilvey" (the birth of a fawn), in which everyone, from children to old people, would take part. After all, the culture of Chukotka in the Kamchatka Territory is little represented, the ceremonial part could be carried out by my mother - Alexandra Alekseevna and her good friend Yulia Abertynskaya from Achay Vayam, who knows the intricacies of ancient rituals, ”says Larisa.

***

For a long time, as is customary among the Koryaks, Chukchi, Itelmen, we drank tea and talked about how many wonderful ideas can be realized. "It seems to me that we should always voice our dreams," Larissa is sure, "then they will surely come true!" I wondered what I wanted? And I realized that I would sooner come to Malagonnaya. Spend an evening at the fire, listen to one of the Koryak legends and maybe, if they open the fishing, pull out a full-mesh net.

Published in the newspaper "Fisherman of Kamchatka". EastRussia.ru is an information partner of the "Rybak Kamchatka" newspaper.

September 22: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Счастья полные сети

Счастья полные сети

Гостеприимнее людей, признаюсь честно, редко встретишь. И обогреют, и накормят, еще и таким зарядят позитивом, что становятся нипочем традиционные «прелести» камчатской природы - туман или морось. Когда речь заходит о малочисленных народах севера, слово «традиционный» невольно повторяешь снова и снова: традиционный уклад и орудия лова, традиции севера и черты характера северян, среди которых, конечно же, самые-самые - гостеприимство и открытость.

«Сколько зову тебя к нам на Малолагерную? – уже не в первый раз слышу эти слова от Ларисы Кергильхот, руководителя ансамбля этнического танца «Северные зори». – Когда приедешь?»

«Там так здорово! Когда солнце, мы босиком по пляжу бегаем! – вторит ей дочка, 10-летняя Дарина, - даже юрточку поставили!»

«А скоро и юкольник соорудим, - добавляет Лариса, наливая мне в кружку ароматный чаёк, - «мамЫчка» по-нашему. Помощников на участке хватает - наше большое семейство да ребята из Ачай Ваяма и Хаилино, стоим одним лагерем.

О гостеприимстве и открытости этих людей я знаю не понаслышке, ведь когда-то на одном из Алхалалалаев я просто подвела своего пятилетнего ребенка к этой молодой, улыбчивой женщине и неуверенно спросила: «Возьмёте к себе в ансамбль?». А она ответила: «Конечно!» (Алахалалалай – ительменский обрядовый праздник, отмечается в сентябре. – прим. автора) Тогда я еще не знала, как круто эта встреча изменит нашу жизнь, какой новый и интересный мир откроет. Мир коренных народов Камчатки.

Без рыбы - никуда

"На Малолагерной мы уже третий год, - рассказывает Лариса, - рады, что теперь появилось разрешение на вылов кижуча и нерки. Ведь раньше лимит давали только на горбушу, кету и гольца. Рыбачим, что называется, для личного потребления. Добывать объемы промышленного размаха позволить себе пока не можем - наша территориально-хозяйственная община (ТХО) «Яко» не имеет своего рыболовного участка, а значит и квоты, которые исчисляются десятками тонн, нам не положены".

К слову, общин КМНС, которые являются счастливыми обладателями рыбопромысловых участков, на Камчатке не так уж и много. Поэтому часто люди, объединившиеся в общины, но не получившие промышленные квоты, ловят рыбу на своих традиционных участках. Этакие «насиженные» места, перешедшие к ним «по наследству» от бабушек и дедушек. Официально эти участки, может, и не закреплены, но все в округе знают, чье это место. Народная молва их давно закрепила.

Так что в отдаленных северных селах и поселках по-прежнему распространена рыбалка с формулировкой «для личного потребления». Чтобы не упустить и эту возможность, жители подают заявки до 1 сентября. О каком бы лимите они не мечтали, заполняя заявку, при распределении перепадает не так и много. Примерно по 5 кг кижуча и нерки, около 40 кг кеты, 50 кг корюшки «на брата»... Правда, и это небольшое количество не всегда получается освоить. На Малолагерной, к примеру, уже три недели закрыта рыбалка. А корюшка порой не хочет попадаться в том месте, где её положено выловить по закону.

"Спасибо, что нам дали возможность рыбачить здесь, вблизи города, - рассказывает Лариса. - Для нашей семьи это огромное подспорье. Но рыбалку закрыли на длительный срок, а рыба, как мы знаем, идет совсем недолго. В общем, пока мы не успели её заготовить на зиму. Только начали осваивать свой лимит да сварили несколько раз уху, думали, юколку сделаем".

Да. Это лето, скажем прямо, рыбой не балует. Западное побережье, на которое делается ставка в чётный год, подсчитывает убытки, ведь в усовершенствование заводов, в привлечение людей на путину вложены немалые деньги. А пара-тройка горбушевых «толчков» никак не окупает затраты. Тут бы «гарантийку» вернуть, - вздыхают сезонные рыбообработчики, - начальство обещало. И с надеждой ждут кижуча.

А без рыбы северному человеку никуда. Если в городе летние заготовки – это просто хорошее подспорье зимой наравне с картошечкой или капусткой, то, к примеру, для жителя Усть-Хайрюзово рыба – основной главпродукт. Загибайте пальцы: её солят, морозят, сушат с солью и без (делают юколу), коптят всеми любимый балык, даже «кислят» в бочках, икорочку солят. Сами едят и угощают многочисленных родственников и друзей. В далеких селах, где зарплаты маленькие, а цены – выше крыши, рыба «одевает» и «обувает» детей к школе, дает возможность пережить долгую суровую зиму, перекрыть хотя бы малую толику проблем северян.

На Малолагерной семья Ларисы Кергильхот разворачивает свой лагерь уже третий год. 14 человек, включая четверых детей. Какие только службы не проверяют их стан, целый день пристальный надзор с пирса за каждым хвостом. При всем желании браконьером не станешь! А если серьезно, не самое здесь укромное место для браконьерства. Да и понятие это порой размыто. Зачастую браконьерами зовут простых людей, которым не дали возможности рыбачить законным путем бюрократические препоны.

«Но не прервать связующую нить»

Многие люди Севера, давно обосновавшись в городе, продолжают хранить в душе воспоминания и грустить о далекому селе, затерянном меж сопок или где-то в продуваемой всеми ветрами тундре. А здесь, на природе, у бухты, так и хочется воссоздать кусочек той малой Родины. Вот юрту поставили по всем правилам, взяв для этого ни абы что, а именно тальник – материал легкий и долговечный. Если его правильно заготовить, может прослужить лет 20! В этом году «Электросети» пошли на встречу – разрешили срезать ветви тальника, мешающие электропроводам.

"Конечно, все наши постройки – временные, мобильные, - продолжает свой рассказ Лариса. - Оставишь на зиму – «добрые» люди сожгут или поломают, такое уже бывало … С собой привозим домики для ночёвки. Рыбалка для нас – это и возможность собраться всей большой семьей – родители, братья, сестры, дети, племянники… Мужчины занимаются ставником, женщины шьют, вышивают бисером, готовят еду".

"Гостей у нас много бывает. Мы всем рады. Когда приезжают наши местные - люди «с северов», начинаются байки у костра, рассказы, кто женился, кто умер или родился. Мама моя – Александра Алексеевна Симонова – за рукоделием рассказывает нам волшебные сказки и бытовые истории, которые потом ложатся в основу творчества нашего ансамбля. Недавно мне пришла идея нового танца - как рыбу ловим, как сети ставим. Обязательно сделаем его с детьми. Так и поддерживается связь с Севером, так и рождаются новые замыслы", - делится она.

"В прошлом году, кстати, встретились мы с Евдокией Прониной. И здесь, на рыбалке, Евдокия Павловна рассказала, что давно собирается издать рассказы для детей её брата Аркадия Нинани на русском и корякском языках. Слово за слово. Посоветовала ей обратиться в изостудию нашего Камчатского центра развития творчества детей и юношества «Рассветы Камчатки». Ребята изостудии «Колибри» нарисовали иллюстрации к будущей книжке, а холдинг «Новая книга» выпустил сборник «На доброй земле»", - вспоминает Лариса.

Знать и уметь – с детства

Детям на рыболовецком стане бывать интересно и полезно. Здесь они учатся бережному отношению к рыбе, ко всему живому. И тут нет противоречия, ведь коренные народы никогда не брали у природы больше, чем это было необходимо для пропитания.

Здесь ребята с малолетства управляются со ставными сетями, знают время прилива и отлива, и когда пора проверять улов. Учатся выходить в море и разделывать рыбу. В шесть утра мальчишки уже на ногах - вытаскивают сеть, несут добычу на стол, чтобы женщины приготовили что-нибудь вкусное, постигают азы заготовки рыбы. Девчонки тоже не отстают: и с сеткой помогают, и разделкой лосося занимаются, но больше возле бабушки крутятся – очень уж красивые у неё куклы и вышивки получаются.

Лариса Кергильхот старается приобщать к традиционным промыслам коренных народов не только родных детей, но и участников ансамбля «Северные зори», которые давно стали одной большущей семьей. Девчонки расшивают бисером свои кухлянки, мастерят украшения разные: серьги, «головнушки», «солнышки», вместе в лес за ягодами-грибами ездят.

"Очень хочется, чтобы дети нашего коллектива не только танцевали или шили, но и умели рыбачить, солить, коптить, «кислить» рыбу, готовить национальные блюда. А еще учились правильно обрабатывать рыбью шкуру для поделок. Это же так здорово – не просто посмотреть со стороны, но и окунуться в процесс – на лодке поплавать, вытащить рыбину из ставника. Так что сейчас обдумываю проект по приобщению ребят к этому традиционному виду деятельности коренных народов Камчатки", - делится педагог.

Дорогу осилит идущий

Да, планов у неё всегда превеликое множество. Но знаете, это ведь не просто слова. Ребята из «Северных зорей» (многие воспитываются в многодетных или малообеспеченных семьях) с легкой руки Ларисы уже побывали на международных фестивалях в Болгарии, Египте, а в этом году покорили и турецкую Аланью. И ни разу с пустыми руками на камчатскую землю не возвращались. Безусловно, воплотить самые смелые мечты мальчишек и девчонок в жизнь помогали щедрые и неравнодушные люди, которых на Камчатке немало. Спонсоры, благотворители, меценаты, спасибо вам и низкий поклон. Кстати, в ноябре «Северные зори» будут отмечать 10-летие творческой деятельности. Так что милости просим на отчетный концерт!

"Эх, была бы у нашей общины «Яко» возможность получить квоты на промышленное рыболовство, - продолжает мечтать Лариса Сергеевна, - вот бы мы развернулись, ансамбль бы обшили! Знаешь, хочется когда-нибудь сделать ресторанчик на воде с национальной кухней, чтоб гостей радовали танцы нашего ансамбля, а дети могли бы демонстрировали свои поделки.

А еще мы хотим возродить весенний чукотский обрядовый праздник «Кильвей» (рождение олененка), в котором бы принимали участие все желающие - от детей до стариков. Ведь культура Чукотки в Камчатском крае представлена мало, обрядовую часть могла бы проводить моя мама – Александра Алексеевна и её хорошая знакомая Юлия Абертынская из Ачай Ваяма, которая знает тонкости старинных обрядов", - говорит Лариса.

***

Мы еще долго, как это принято у коряков, чукчей, ительменов, пили чай и говорили о том, сколько замечательных идей можно воплотить в жизнь. «Мне кажется, нужно всегда озвучивать свои мечты, - уверена Лариса, - тогда они обязательно сбудутся!». Я задумалась, чего же мне хочется? И поняла – поскорее приехать-таки на Малолагерную. Провести вечер у костра, послушать одну из корякских легенд и может быть, если уже откроют рыбалку, вытянуть полнехонькую сетку.

Опубликовано в газете "Рыбак камчатки". EastRussia.ru - информационный партнер газеты "Рыбак Камчатки".