Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Sergey Darkin in an interview with EastRussia: “I myself will take several Far Eastern hectares” - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sergei Darkin: "I myself will take a few Far Eastern hectares"

Head of TIGER - in an interview with EastRussia

One of the experts and the only representative of business in the key session of the second Eastern Economic Forum devoted to the development of the fishing industry was the Governor of Primorye 2001-2012, the President of the Pacific Investment Group (TIGR) Sergey Darkin. In his speech, the head of TIGR noted not only the main achievements in the industry over the past year, but also negative aspects that hinder the investment development of the industry. On how difficult the business is today, what projects his investment group is betting on, and also about the desire to use the Far Eastern hectare, said Sergey Darkin Eastrussia.ru.

Sergei Darkin: "I myself will take a few Far Eastern hectares"
- Sergey Mikhailovich, how do you assess the work of the session on aquatic biological resources held at VEF-2016?
- The session went well. We exchanged views, they are not new. There are certain things that need to be talked about and need to be constantly discussed - the construction of a new fleet, for example. There is an opinion of the Government, and there is an opinion of fishermen, but there is an opinion of experts, and they are always different. It happens that experts are not always right. We give our opinion.

- What other issues were discussed at the session apart from shipbuilding?
- We talked about fish plots. For a fisherman or an investor, it does not matter if anyone has the authority to allocate a plot - from a federal or regional authority. Or they even joint. The main thing for the fisherman is to get this plot! At last year's Forum, this issue was also discussed, and I was then told that there would be shifts. But a year has passed and not a single site has been distributed for one reason or another. I do not say that Rosrybolovstvo is to blame. They are not at all to blame, they really pedal the situation, but the local authorities did not modify it. See for yourself what a plot for aquaculture is - just a plot, a territory of water, in which you need to invest money, build infrastructure, fish factories, transfer electricity, build canteens and plant fry there. And then wait seven years to harvest the first crop. These sites are not manna from heaven. And it turns out that money is not needed to increase catch volumes and get additional products. It is necessary to issue plots.

- And what about using budget funds?
"I believe they should be used effectively." For one ruble, one millimeter of the road can be built, or two. I, for example, would not build refrigerators for state accounts. But the ports-shelters - built. The Japanese, when they owned half of Sakhalin, built 43 such ports. These are such "buckets," they do not work, they are overgrown, but they could have a fleet catching fish and unload it on the shore, next to them there were mini-factories that either salted fish (the tanks they had there) or (There were refrigerators in them), and entire villages were inhabited, now there are no such harbors, there is a big ship, it is loading and leaving, the shore is not developing, I am right or wrong, but it is a fact of life. There are also we talk about it.

- How do you rate the work of Rosrybolovstvo?
- The leadership of Rosrybolovstva today is the best guide that has been in the past 16 years. They are correct, not strangers, they understand the industry, the right things are done, they are open enough. Yes, there are controversial points, they need to be discussed. Dialogue with the authorities is good, but it would be even better, so we have such disputes.

- With the allocation of areas of the problem only in Primorye?
- Yes, on Sakhalin, for example, three sites were put up for the construction of fish breeding plants. We won one.

- And in Kamchatka?
- In Kamchatka - no, only under the Commander Islands, but we were not able to take part there either. Khabarovsk was cited as an example, but there are heavy conditions for the competition - more points if you have a nearby factory. And if it is not, then you can not come, take a river and build a fish there. On the one hand, this is the protection of local players. On the other hand, the industry does not develop. We checked - the competition was drawn up in accordance with the order of the Federal Agency for Fisheries, not to find fault. God grant that they built something there. They, of course, need to protect their producers and this is correct. But in the end there is no possibility for the arrival of other investors who would build new plants there. There is not so good everything is developing. Apparently, there are some problems, since this does not work.

- Would you be interested in the sites in all four regions?
- Of course, we are now investing a lot of money in fisheries - in plans for up to 3 billions of dollars.

- Are there any achievements of your investment group in the field of fish farming?
- Achievements already exist - we first sold the processed product to China, the batch of trepanga, no one before us has ever sold it. The party is small. This year we think to collect only 10 tons of trepanga. Who knows this market - he will understand, it's iconic things. It took us five years. Why I'm screaming about the fishing grounds - it's necessary to give out, we have to replicate this business, and we can not replicate, because there are no plots. Then you still wait 5-7 years. Everything is as usual in our country.

- So, fish for TIGR - the main direction? Can you estimate how much this industry has in your investment portfolio?
- The direction is basic, but today one volume, and tomorrow will be different. Evaluate it on the readiness of projects. Today we are actively engaged in the construction of two ports - a port for transshipment of oil products in Nakhodka, the second - dry - on the border with China. Work is started, design is under way. Money, in comparison with the fish, will not be less. At some point it will be, perhaps, comparable, and maybe more. Because in general we look carefully at logistics projects. Another area of ​​interest is everything related to natural resources. Not only such as gold and coal, although our portfolio has a deposit in the Khabarovsk Territory. There are projects on water. We bought land for growing ginseng in the Primorsky Krai, we want to revive the former Soviet farm in the USSR to produce ginseng, on the basis of this economy to make a long-term project, its payback period is 7-10 years.



- And how much will it cost approximately?
- Now you do not count. There are different approaches. There is a costly, Soviet, and there is a business approach. Now we are testing the ginseng that grows there, not wild, but cultivated - we check the chemical properties in our laboratories to understand what product we can get and what we can do with it.

- So, fish, logistics, natural resources. What else?
- Housing construction is a very interesting segment for us. Now we in Primorye are going to invest money in the construction of cheap profitable housing.

- Under the state programs?
- No. As a rule, we do not work with the state. We work with private money, on the market, without state participation. I believe that it is not entirely effective to interact with the state in such segments as housing. Even when building the cheapest housing. There is a reserve that we are going to use. This is a new technology, large volumes, a new infrastructure that we are also going to build. The project is designed for 500 thousand square meters. Meters, this is a large enough volume for the Primorsky Territory, where for the time being it is built up to 300 thousand sq. M. Per year. Meters of housing. We want to reach the level of about 100 thousand square meters. Meters per year.

- Low-rise construction?
- Different houses: both low-rise buildings, and 10-floors. So far only in Primorye.

- Has the land been resolved?
- Yes. Just the other day, in cooperation with the Federal Agency for Housing Development, we purchased land plots. Now we need to do all the infrastructure and do it all.

- Why do you try not to work with the state, if you interact with the RHD Foundation?
- I meant that it is impossible to make final products for consumers. The state always has many interests subjective, it can change priorities. Here the typhoon happened, and it will send money, which was supposed to buy apartments for young families, to eliminate the consequences. It happens. Therefore, we try to sell our product in the markets.

- You recently published a book in co-authorship, and in English. In it, you analyze the competitive advantages of the Far East. An example from the book will lead?
- Cross-border trade. And in general everything connected with the border. For example, the bunkering of the fleet on the Kuriles. In fact, we are making the second Singapore from the Kurils. As Singapore developed - boats for bunkering and water came in. And all the traffic was coming. And past the Kuril is the arc of the "Great Circle", all cargoes from Asia to North America are passing by the Kurils. Why not make the bunkering of all this fleet there? We are doing a huge center for selling our fuel oil, which we do not really need. We develop the territory, we draw all these flows to ourselves. There is a problem related to customs legislation. But in order to get an additional product and profit, you do not need to invest any money. We do bunkering there - and it immediately begins to bring money. And this - new jobs, the development of its territory, the linking of powerful shipping lines to itself. This is a serious geopolitical thing.

- What is your attitude to the new development mechanisms that are launched in the Far East?
- This is a huge plus, it cannot be denied - Free port in Vladivostok, the Torah, the Far Eastern hectare, etc. We also plan to use these modes. With our new bunker base, which we are building in Nakhodka, we go into the Free Port of Vladivostok. We invest a lot of money, and we would like to receive certain preferences, if we succeed. Projects are complex, not one-day.

"You've been a governor for a long time, then you worked in the Government, now you're back in business." How has your perception of the relationship between government and business changed?
"It's really easier for me to work because I came to power from business and came back after it into business. Today I look at many things from different angles. Now, I believe, it is necessary to capitalize the territory in all possible ways, from the distribution of fish quotas and ending with regulatory acts on the introduction of bonded warehouses, the use of global financial instruments. Maybe, indeed, Russia and the Far East will be a quiet harbor, and here they will keep values ​​- not only gold, but also currency. We must look more broadly at how the Far East can be capitalized. A lot of investments will come in the TORs, and they have to match. Now this, unfortunately, no. Even use the mode 7-hour difference in the work of financial markets - why not? To make money work both there and there. There are also such prospects for the capitalization of the territory. Do not be afraid of anything. Storage of valuables, privileges for wines. What now goes to offshore zones, to draw here, in the quiet harbor of the Far East, to attract investment capital here.

- And the Far East hectare to you personally is interesting?
- Yes, but not yet. I have a hunting farm.

- One hectare, you will not be enough ...
- I want a few. And in different places. I have my own fishing, where I have been fishing all my life, there is nothing. I want to get hectares in the taiga to build good bases there.

- When you agitate people on hectares, people will not think that you are returning to politics?
- No. Where am I and where is the policy? This is not my bread. Not my business.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сергей Дарькин: «Я и сам возьму несколько дальневосточных гектаров»

Глава ТИГРа – в интервью EastRussia

В качестве одного из экспертов и единственного представителя бизнеса в ключевой сессии второго Восточного экономического форума, посвященной развитию рыбной отрасли, выступил губернатор Приморья 2001-2012 гг., президент Тихоокеанской Инвестиционной Группы (ТИГР) Сергей Дарькин. В своем выступлении глава ТИГРа отметил не только главные достижения в отрасли за прошедший год, но и отрицательные моменты которые препятствуют инвестиционному развитию отрасли. О том, с какими трудностями сталкивается сегодня бизнес, на какие проекты делает ставку его инвестгруппа, а также о желании воспользоваться дальневосточным гектаром, рассказал Сергей Дарькин Eastrussia.ru.

Сергей Дарькин: «Я и сам возьму несколько дальневосточных гектаров»
– Сергей Михайлович, как Вы оцениваете работу сессии по водным биоресурсам, прошедшей на ВЭФ-2016?
– Сессия прошла хорошо. Мы обменялись мнениями, они не новые. Есть определенные вещи, о которых надо говорить и которые надо постоянно обсуждать – строительство нового флота, например. Есть мнение Правительства, и есть мнение рыбаков, а есть мнение экспертов, и они всегда разные. Бывает так, что эксперты не всегда правы. Мы даем свое мнение.

– Какие еще вопросы обсуждались на сессии кроме судостроительства?
– Говорили о рыбоводных участках. Для рыбака или инвестора не важно, у кого полномочия по выделению участка – у федерального органа или у регионального. Или они даже совместные. Главное для рыбака – этот участок получить! На прошлогоднем Форуме этот вопрос тоже обсуждался и мне тогда сказали, что будут сдвиги. Но год прошел и ни одного участка не было распределено по тем или иным причинам. Я не говорю, что Росрыболовство виновато. Они вообще не виноваты, они действительно педалировали ситуацию, но власти на местах не доработали. Смотрите сами, что такое участок под аквакультуру – это просто участок, территория воды, в которую нужно инвестировать деньги, построить инфраструктуру, рыбопромысловые заводы, перекинуть электричество, столовые построить и высадить там мальков. А потом еще ждать семь лет, чтобы собрать первый урожай. Эти участки — не манна небесная. И выходит, что для увеличения объемов вылова и получения дополнительной продукции деньги не нужны. Надо участки выдавать.

– А что касается использования бюджетных средств?
– Я считаю, они должны использоваться эффективно. За один рубль можно построить один миллиметр дороги, а можно — два. Я бы, например, не строил бы холодильники за госсчет. А вот порты-убежища — строил. Японцы, когда владели половиной Сахалина, построили 43 таких порта. Это такие “ковши", они сейчас не работают, заросли. Но в них мог прийти флот, поймавший рыбу, и выгрузить ее на берегу. Рядом с ними были мини-заводы, которые либо солили рыбу (чаны у них там стояли), либо перерабатывали (поэтому в них были холодильники). А рядом жили целые деревни. Сейчас этих портов-убежищ нет. Приходит большое судно, грузит и уходит. Берег не развивается. Прав я или не прав, но это жизненный факт. Хорошо, что такой Форум есть и мы об этом говорим.

– Как Вы оцениваете работу Росрыболовства?
– Руководство Росрыболовства сегодня — самое лучшее руководство, которое было за прошедшие 16 лет. Они правильные, не чужие люди, они понимают отрасль, правильные вещи делают, они достаточно открытые. Да, есть спорные моменты, их надо обсуждать. Диалог с властью хороший, но хотелось бы еще лучше, поэтому такие споры у нас возникают.

– С выделением участков проблемы только в Приморье?
– Да, на Сахалине, к примеру, выставляли три участка на строительство рыборазводных заводов. Мы один выиграли.

– А на Камчатке?
– На Камчатке — нет, только под Командорскими островами, но мы там тоже не смогли принять участие. Хабаровск приводили в пример, но там тяжелые условия конкурса – баллов больше, если у тебя есть рядом завод. А если его нет, то ты не можешь прийти, взять речку и разводить там рыбу. С одной стороны, это защита местных игроков. С другой — отрасль не развивается. Проверили – конкурс составлен в соответствии с распоряжением Росрыболовства, не придраться. Дай Бог, чтобы там построили что-нибудь. Им, конечно, нужно защищать своих производителей и это правильно. Но в итоге нет возможностей для прихода других инвесторов, которые построили бы там новые заводы. Там не так хорошо все развивается. Видимо, есть какие-то проблемы, раз это не работает.

– Вам были бы интересны участки во всех четырех регионах?
– Конечно, мы большие деньги сейчас инвестируем в рыбное хозяйство — в планах до 3 миллиардов долларов.

– Есть ли достижения у Вашей инвестгруппы в области рыборазведения?
– Достижения уже есть – мы впервые продали переработанный продукт в Китай, партию трепанга, никто до нас такое никогда не продавал. Партия небольшая. В этом году мы думаем собрать всего 10 тонн трепанга. Кто знает этот рынок – тот поймет, это знаковые вещи. У нас это заняло пять лет. Почему я и кричу про рыбопромысловые участки – надо выдавать, надо тиражировать это дело, а тиражировать мы не можем, потому что участков нет. Потом ведь еще ждать 5-7 лет. Все как всегда у нас в стране.

– Получается, рыба для ТИГРа – основное направление? Можете оценить, сколько на эту отрасль приходится в Вашем инвестиционном портфеле?
– Направление основное, но сегодня один объем, а завтра будет другой. Оценивать нужно по готовности проектов. Мы сегодня активно занимаемся строительством двух портов — порт по перевалке нефтепродуктов в Находке, второй – сухой – на границе с Китаем. Начаты работы, ведется проектирование. Деньги, по сравнению с рыбой, будут не меньшие. В какой-то  момент будет, может, сопоставимо, а может и больше. Потому что в целом мы на логистические проекты смотрим внимательно. Еще одна сфера интересов — все, что связано с природными ресурсами. Не только такими как золото и уголь, хотя в нашем портфеле есть месторождение в Хабаровском крае. Есть проекты по воде. Купили землю под выращивание женьшеня в Приморском крае, хотим возродить бывший совхоз единственный в СССР по производству женьшеня, на базе этого хозяйства сделать долгосрочный проект, его период окупаемости 7-10 лет.

– И во сколько он обойдется примерно?
– Сейчас не просчитаешь. Есть разные подходы. Есть затратный, советский, а есть и бизнес-подход. Сейчас мы проверяем женьшень, который там растет, не дикий, а культивированный – проверяем химические свойства в наших лабораториях, чтобы понять, какой продукт мы сможем получить и что с ним потом сможем сделать.

– Итак, рыба, логистика, природные ресурсы. Что еще?
– Жилищное строительство – очень интересный для нас сегмент. Сейчас мы в Приморье собираемся инвестировать деньги в строительство дешевого доходного жилья.

– По госпрограммам?
– Нет. Мы, как правило, не работаем с государством. Мы работаем с частными деньгами, на рынке, без участия государства. Я считаю, что не совсем эффективно взаимодействовать с государством в таких сегментах, как жилье. Даже при строительстве самого дешевого жилья. Есть резерв, который мы собираемся использовать. Это – новая технология, большие объемы, новая инфраструктура, которую мы также собираемся строить. Проект рассчитан на 500 тыс. кв. метров, это – достаточно большой объем для Приморского края, где пока что в год строится до 300 тыс. кв. метров жилья. Мы хотим выйти на уровень примерно 100 тыс. кв. метров в год.

– Малоэтажное строительство?
– Разные дома: и малоэтажки, и 10-этажки. Пока только в Приморье.

– С землей вопросы решены?
– Да. Как раз на днях при взаимодействии с федеральным Агентством по развитию жилищного строительства мы приобрели участки земли. Теперь надо делать всю инфраструктуру и этим всем заниматься.

– Почему Вы стараетесь не работать с государством, если с фондом РЖС взаимодействуете?
– Я имел в виду, что нельзя за госсчет делать конечную продукцию для потребителей. У государства всегда много интересов субъективных, оно может поменять приоритеты. Вот тайфун случился, и оно направит деньги, которые предполагались на покупку квартир для молодых семей, на ликвидацию последствий. Такое бывает. Поэтому мы стараемся продавать свой продукт на рынках.

– У вас недавно вышла книга в соавторстве, причем на английском языке. В ней вы анализируете конкурентные преимущества Дальнего Востока. Пример из книжки приведете?
– Трансграничная торговля. И вообще все, что связано с границей. Например, бункеровка флота на Курилах. На самом деле, мы делаем из Курил второй Сингапур. Как развивался Сингапур – туда заходили суда для бункеровки и для воды. И весь трафик шел. А мимо Курил идет дуга "Большого круга", все грузы из Азии в Северную Америку идут мимо Курил. Почему бы не сделать бункеровку всего этого флота там? Мы делаем огромный центр по продаже нашего мазута, который нам не особо нужен. Мы развиваем территорию, притягиваем все эти потоки к себе. Есть проблема, связанная с таможенным законодательством. Но для того, чтобы получить добавочный продукт и прибыль, не нужно никакие деньги вкладывать. Делаем бункеровку там — и она сразу начинает приносить деньги. А это – новые рабочие места, развитие своей территории, привязка мощных судоходных линий к себе. Это — серьезная геополитическая вещь.

– Ваше отношение к новым механизмам развития, которые запущены на Дальнем Востоке?
– Это огромный плюс, нельзя отрицать — Свободный порт во Владивостоке, ТОРы, дальневосточный гектар и т. д. Мы также планируем воспользоваться этими режимами. С нашей новой бункеровочной базой, которую мы строим в Находке, мы заходим в Свободный порт Владивосток. Мы инвестируем большие деньги, и мы хотели бы получить определенные преференции, если получится. Проекты сложные, не однодневные.

– Вы долго были губернатором, потом в Правительстве работали, сейчас вернулись в бизнес. Как изменилось ваше восприятие взаимоотношений власти и бизнеса?
– Мне действительно легче работать, потому что я пришел во власть из бизнеса и вернулся после нее снова в бизнес. И сегодня с разных сторон смотрю на многие вещи. Сейчас, я считаю, надо капитализировать территорию всеми возможными путями, начиная от раздачи рыбных квот и заканчивая нормативными актами о введении бондовых складов, использовании мировых финансовых инструментов. Может, действительно Россия и Дальний Восток будут тихой гаванью, и здесь будут хранить ценности — не только золото, но и валюту. Надо пошире смотреть на то, как можно капитализировать Дальний Восток. В ТОРы же придут большие инвестиции, и надо им соответствовать. Сейчас этого, к сожалению, нет. Даже использовать режим 7-часовой разницы в работе финансовых рынков — почему нет? Чтобы деньги работали и там, и там. Есть и такие перспективы для капитализации территории. Ничего не надо бояться. Хранение ценностей, льготы по винам. То, что сейчас уходит в офшорные зоны, стягивать сюда, в тихую гавань Дальнего Востока, привлечь сюда инвестиционный капитал.

– А дальневосточный гектар вам лично интересен?
– Да, но пока не получается. У меня есть охотничье хозяйство.

– Одного гектара-то вам не хватит...
– Хочу несколько. И в разных местах. У меня есть своя рыбалка, где я всю жизнь рыбачу, там нет ничего. Хочу и в тайге получить гектары, чтобы построить там хорошие базы.

– Когда вы будете людей агитировать на гектары, люди не подумают, что вы в политику возвращаетесь?
– Нет. Где я и где политика? Это не мой хлеб. Не мой бизнес.