Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sergey Furgal honed the skill to build

The first public meeting of the governor was not without the call of law enforcement officers

Today, Sergei Furgal, elected governor of the Khabarovsk Territory in September, began to deal with one of the most pressing problems of the region - deceived real estate investors. Officials gathered representatives of troubled developers-bankrupts - GVSU No.6 (11 of unfinished apartment houses with the involvement of equity holders) and MUP Management of Capital Construction (two more houses). EastRussia observed how the head of the region began to build a dialogue with two influential forces in the region - military builders and the authorities of Khabarovsk.

Sergey Furgal honed the skill to build
Photo: gvp.gov.ru
STARTING WITH A SHARP

The first public meeting dedicated to the acute issue, the new governor of the Khabarovsk Territory, Sergei Furgal decided to hold on the subject of protracted. Mr. Furgal promised to begin to actively deal with the problems of real estate investors even at his first press conference as governor. The topic of protracted tensions during the intense election campaign was also exploited by the previous governor, Vyacheslav Shport, who had, for example, in the interval between the first and second rounds of voting, to meet with shareholders of one of the objects in the village of Topolevo, a suburb of Khabarovsk. Sergey Furgal chose to discuss the objects of bankrupt developers FSUE "Main Military Construction Directorate No. XXUMX" (GVSU-6, formerly Dalspetsstroy) and MUP Capital Management Administration (UKS), the last working meetings of which were held under Vyacheslav Shport .

GVSU-6, which has been under external management since February 2018, cannot complete the construction of 9 objects (14 multi-family residential buildings) in Khabarovsk. Six objects (11 residential buildings) on 1,9 thousand apartments are built with the involvement of co-investors. MUP UKS, in respect of which an observation procedure has been opened since April 2018, cannot complete the construction of two houses on Alekseevskaya Street. Oleg Suturin, the head of the state construction committee of the regional government, said that GVSU-6 attracted funds to its facilities under 466 agreements, of which 404 was concluded with individuals, 30 was already included in the register of affected equity holders. Federal State Unitary Enterprise intends to complete the construction of high readiness facilities - two residential buildings - by the end of 2018, concentrating the majority of equity holders in them, Oleg Suturin said.

"In 2019, it is planned to complete the construction of the remaining residential buildings. Negotiations have been held with potential investors who are ready to finish building the problematic facility on Lev Tolstoy Street, including two apartment buildings - on 24 and 200 apartments and parking. The total estimated cost of the completion is about 430 million rubles. Transition participants of shared construction on this object in high readiness houses, considering the area and construction parameters, is difficult. For other objects concentrated in one area, there is such an opportunity ", - specify l official.

"According to the external management plan, the total cost of completing the construction of all residential buildings is about 2,3 billion rubles. Opportunities for generating revenue by selling vacant space in the specified facilities are more than 3,3 billion rubles. In addition, the company leases 68 land plots, of which 45 plots they are not used for special purposes. It is possible to provide these sites for the completion of other problem objects, "said the head of the state building control committee.

TWO REFERENCES FOR THE PRICE OF 19 MILLIONS

Director of the 701 GVSU-6 branch, Andrey Kharitonov, informed that FSUE by October 20 would eliminate the comments of the acceptance committee on the house No. 35 on Pavel Morozov Street, which builds at its own expense and where it will transfer equity holders from houses of a lesser degree of readiness. But "there is a problem in obtaining a certificate of technical connection from JSC Gorelektroset (Khabarovsk Gorelektroset JSC. - East Russia)". We have a debt in 14,5 million rubles. under the contract for technical connection, we are not able to pay this money today. Our external management is seeking funds, but we don’t see any sources of financing, "said the representative of GVSU-6. According to him, another house, #26, is ready for 99%, and on October 20, GVSU-6 plans to submit an application for its final test It is also possible to settle it until the end of the year. “But there is the same problem - debts to power grids in the amount of 4,5 million rubles,” Andrei Kharitonov complained.

“Can we talk a little more in detail?” Sergey Furgal interrupted the speaker. “We have 70 and 250 apartments at home, and people can't come to the apartments because you cannot connect the light?” “This is so. We tried to ask for an installment plan with the power grids, we negotiated,” Andrei Kharitonov tried to explain. Sergei Furgal asked if there was a representative of the AO at the meeting, but he, to the indignation of the governor, was not there. But Khabarovsk Mayor Sergei Kravchuk stood up for the structure of the city-subordinate. "Let it then speak to the end. 19 million rubles. The developer must have a power grid. They should be in charge of water utilities. They are all good today, and the rest are bad!" - Said the head of the municipality.

"The picture is just oil. In principle, all enterprises are state-owned, and they are made to make life easier for people. And today we are putting out who? Extreme? People? Let's take this matter seriously. Let's look at the prosecutor's office, how reasonable are the tariffs, and then surrealism turns out - the house is ready, there are people who need to be settled, and we cannot do it because of two references! ” - Sergey Furgal was indignant. He was supported by the vice-speaker of the regional duma, Yuri Matveyev, who tried to ask the representative of the developer what measures were being taken so that "at home they would not be stuck for indefinite months." “I say with all the responsibility: they will not freeze!” Sergei Furgal intervened. “We will demand that our law enforcement agencies take some kind of action.”

When the governor asked if GVSU-6 had "at least some money," Andrei Kharitonov explained that the sale of bankrupt assets would begin only at the end of October, and there was nowhere more money to take. GVSU-6 has agreed to pay 10 million rubles to the power grids. in December, and the rest of the debt at the beginning of 2019, Sergei Furgal was immediately informed. “Vodokanal issued a certificate for them, but they did not pay a single penny to GVSU-6. And the electric networks today are practically in the same condition as GVSU-6 - they also live with the work done,” the Khabarovsk mayor said. "On Wednesday, my office had a grid system, Nazarov was (first deputy head of GVSU-6. - EastRussia). I had the electric network handed over the agreement on installments right in my hands. the end of the day ", - Sergei Furgal's subordinates responsible for construction joined the dialogue.

“So, the house №1 will be commissioned before 35 November, and questions remain between you and the electric grid,” Sergei Furgal summed up. “And before January 1 we hand over the house №26, we give people a gift - we return the stolen items”. "In what sense is stolen?" - tightened Andrei Kharitonov. "People bought apartments. They had their own plans, someone had loans. People bought the right to apartments by paying money. Therefore, we say they have stolen hope from them or, let's say, faith in justice. And until January 1, we they will return this belief in justice ", - explained the governor. "Yes, of course," agreed the representative of GVSU-6. Immediately after that, they made a promise to give the keys to the apartments in another high-availability house, No. 29 by Kubiak - Pavel Morozov, “until the end of March 2019 of the year”.

Further on in the course of the meeting, it turned out that not all equity holders from houses with a less high degree of readiness are ready to move into almost rented houses - for example, in the house №23 by Pavel Morozov such 18, in the house by Leo Tolstoy - 12. "What is the reason? Conditions are worse there, less area?" - asked the governor. And about. Konstantin Pepelyaev, head of the ministry of the region, said that the GVSU-6 did not submit proposals to the real estate investors to the regional government, so the officials are not up to date. “We are bound to, for each family,” demanded Sergey Furgal. “We’ll provide it by the end of the week,” Andrei Kharitonov promised.



However, Ekaterina Belousova, a representative of the interest group of co-investors in Lev Tolstoy, tried to bring some clarity into the question. "I can paint a picture. In the 23 house, monolithic, for example, they took two-room apartments for 68 thousand rubles for the" square. "Now holders are offered to go to the house №35 in two-bedroom apartments for 69 thousand rubles for the" square " - but already in a prefabricated house. Back in August, the price of a “square” in this house was 63 thousand rubles. This is more expensive than in a “monolith.” There is an artificial price increase, ”she explained.

"And why the surcharge?" - Sergey Furgal was amazed. "I am not ready to tell you," said Andrei Kharitonov. The governor promised to check all the documents that will be provided by GVSU-6, and to “appreciate”. He also proposed to exchange three-room apartments for two more real estate investors for similar quadrature in houses that will be commissioned soon - and without surcharge, as previously proposed in GVSU-6.

REQUEST FOR LEGAL PROTECTION

Khabarovsk Mayor Sergey Kravchuk, who undertook to represent the situation in two long-term construction projects at MUP UKS Ulitsa Alekseevskaya Street (on 143 and 74 apartments), explained that the city authorities had found a potential investor ready to finish building the houses, and 18 of October entered into an agreement with a company that took over the technical home customer №2. “We are planning to complete the second house before the end of December 2018. There is a contracting organization, its head Alexei Karpenko is here. House No. 3 is more complicated, although we have found solutions here. The lenders will choose the way to complete construction,” he said.

Meanwhile, the mayor continued, in order to attract an investor, "the possibility of providing a compensation land plot of about 6 thousand square meters in the center of the city is being considered - at Zaparina - Amursky Dvarzhinsky Boulevard". "In accordance with the new law of the Khabarovsk Territory, the land plot can be provided to the investor without bidding, provided that he undertakes to complete the construction of the problem house. We received such assurances from the developer, but the draft decree of the regional government on the rules for implementing this law is in agreement. I would like to speed up the signing of the project ", - the mayor expressed his wish.

"And one more problem to be solved. The implementation of the project on the land plot is limited by the conclusion of the department for the protection of cultural monuments, according to which the parameters of future development should be no higher than 10-12 meters. Please, Sergey Ivanovich, instruct the management to work out the issue of lifting height restrictions. What is 10-12 meters for this site? ", - asked Sergey Kravchuk. He stressed that after accepting all proposals from the City Hall, House No. XXUMX will be commissioned until mid-summer.

"Look. Developer - MUP. In general, someone answered for the fact that this epic stretches from 2014 year? In fact, people were told that the government, the state builds apartments for you - a municipal unitary enterprise, and not a businessman. For people it was 100-percent of the apartment as a guarantor. Here is the issue of fraud by the authorities! And then they tell us: give a plot in the city center, agree with the monument, decide on the height, and then, probably, we will complete the construction in six months. or maybe this house is number XXUMX and number XXU Is this what MX was done for? To blackmail? " - the governor addressed to the mayor. He stressed that law enforcement agencies should have questions to "people who issued building permits."

"This will not help the cause," the mayor retorted. "And I think it will help, and how," the governor replied. “There is a real opportunity to build houses,” the mayor began. "We will complete the construction of the house. But I declare to you with all responsibility that we cannot leave this either. We simply won’t understand people. The order to the law enforcement agencies will be done and put under control. We want to see the heroes who signed the documents, allocated the land who collected money ", - the governor interrupted him.

After that, the mayor and regional officials in charge of the construction tried for some time to find out if the municipality or the region was to blame for the emergence of long-term construction. The mayor complained to Sergey Furgal that the region allocated 80 million rubles. for the purchase of housing in troubled homes for orphans, and then terminated the contract. But the representatives of the region explained that this happened due to the fault of the developer himself, who arbitrarily increased the number of floors from three to five floors, but could not pass the state examination in time, and because of this, he did not turn in the specified time frame No. XXUMX: "We kept the money until the last, but we had to fulfill the planned task, and we sent these funds to other objects. " “I think we will also not sort this issue here. By tomorrow, please prepare the documents. We’ll choose a window, sit down and think how we can get out of the situation,” Sergei Furgal suggested to Sergey Kravchuk.

Representatives of dolschikov Tatyana Golozubets and Lyudmila Shuvaeva tried to find out from the mayor what would happen if they could not transfer the investor to the compensation area in the center of Khabarovsk and remove the floor limit from it. “Then, under current legislation, bankruptcy is all,” the mayor replied. "What does it mean - and everything?" - share holders were indignant. “We don’t have any other way. The only, the most acceptable option is the investor’s offer. He’s ready to enter with the condition that the land plot will be provided,” the mayor said. “I want to ask everyone to take into account one small, but extremely important factor. The region will not violate the law,” Sergei Furgal intervened. “This was the first requirement I came here with. Of course, we will help the city, but only within the law” . “Yes, I ask within the framework of the law,” said Sergey Kravchuk perplexedly.

“As an axiom, we will not do anything that violates the law!” Sergei Furgal did not stop. “But people should get their apartments, and they will receive them, whatever the cost.” The authority that created the conditions, which people have suffered. First, we will deal with people, and then we will involve those responsible. We must learn to answer. "

Interestingly, the list of invitees to the meeting included several high-ranking security officials at once — the acting. Regional Prosecutor Valentin Volkov; Khabarovsk Prosecutor Kirill Osipchuk; Military Prosecutor of the Eastern Military District Alexander Rushkin; and Military Prosecutor of the Khabarovsk Garrison Sergey Salovarov. But representatives of the supervisory structures were silent.

The meeting, after the words of Sergey Furgal, continued for some time, but in principle they could put an end to them at the event. Until the jingle of the keys of the happy new settlers, of course.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сергей Фургал отточил навык строить

Первое публичное совещание губернатора не обошлось без призыва правоохранителей

Сегодня Сергей Фургал, избранный губернатором Хабаровского края в сентябре, начал разбираться с одной из острых проблем региона - обманутыми дольщиками. Чиновники собрали представителей проблемных застройщиков-банкротов - ГВСУ №6 (11 недостроенных жилых домов с привлечением средств дольщиков) и МУП "Управление капитального строительства" (еще два дома). EastRussia понаблюдало, как глава региона начал выстраивать диалог с двумя влиятельными силами региона - военными строителями и властями Хабаровска.

Сергей Фургал отточил навык строить
Фото: gvp.gov.ru
НАЧИНАЯ С ОСТРОГО

Первое публичное совещание, посвященное острому вопросу, новый губернатор Хабаровского края Сергей Фургал решил провести на тему долгостроев. Начать активно разбираться с проблемами дольщиков господин Фургал обещал еще на своей первой пресс-конференции в качестве губернатора. Тему долгостроев в ходе напряженной предвыборной кампании эксплуатировал и предыдущий губернатор Вячеслав Шпорт, успевший, к примеру, в промежутке между первым и вторым турами голосования встретиться с дольщиками одного из объектов в селе Тополево - пригороде Хабаровска. Сергей Фургал выбрал для обсуждения объекты застройщиков-банкротов ФГУП "Главное военно-строительное управление №6" (ГВСУ-6, бывший "Дальспецстрой") и МУП "Управление капитального строительства" (УКС), последние рабочие совещания по которым собирались еще при Вячеславе Шпорте.

ГВСУ-6, находящееся с февраля 2018 года под внешним управлением, не может достроить в Хабаровске 9 объектов (14 многоквартирных жилых домов). Шесть объектов (11 жилых домов) на 1,9 тыс. квартир строятся с привлечением средств дольщиков. МУП УКС, в отношении которого с апреля 2018 года открыта процедура наблюдения, не может достроить два дома по улице Алексеевской. Глава комитета госстройнадзора правительства края Олег Сутурин сообщил, что ГВСУ-6 привлекло в свои объекты средства по 466 договорам, из них 404 заключены с физлицами, 30 - уже включены в реестр пострадавших дольщиков. ФГУП намерено достроить объекты высокой степени готовности - два жилых дома, - до конца 2018 года, сконцентрировав в них основную массу дольщиков, сообщил Олег Сутурин. 

"В 2019 году планируется завершить строительство остальных жилых домов. Проведены переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми достраивать проблемный объект по улице Льва Толстого, включающий два многоквартирных дома - на 24 и 200 квартир и паркинг. Общая сметная стоимость достройки составляет около 430 млн руб. Переход участников долевого строительства по этому объекту в дома высокой готовности, учитывая район и параметры строительства, затруднителен. По иным объектам, сосредоточенным в одном районе, такая возможность есть", - уточнил чиновник. 

"По плану внешнего управления общие затраты на достройку всех жилых домов составляют около 2,3 млрд руб. Возможности получения доходов путем продажи свободных площадей в указанных объектах - более 3,3 млрд руб. Кроме того, у компании находится в аренде 68 земельных участков, из них 45 участков не используются оп целевому назначению. Есть возможность предоставить эти участки для достройки иных проблемных объектов", - рассказал глава комитета госстройнадзора. 

ДВЕ СПРАВКИ ЦЕНОЙ 19 МИЛЛИОНОВ

Директор филиала 701 ГВСУ-6 Андрей Харитонов сообщил, что ФГУП к 20 октября устранит замечания приемочной комиссии по дому №35 по улице Павла Морозова, который строит на собственные средства и куда будет переводить дольщиков из домов меньшей степени готовности. Но "имеется проблема по получению справки о техническом подключении от ОАО "Горэлектросеть" (АО "Хабаровская горэлектросеть". - EastRussia)". У нас имеется задолженность в 14,5 млн руб. по контракту за техническое подключение, эти деньги мы сегодня не в состоянии уплатить. Наше внешнее управление изыскивает средства, но мы не видим источников финансирования", - сказал представитель ГВСУ-6. По его словам, еще один дом, №26, готов на 99%, и 20 октября ГВСУ-6 планирует подать заявку на его итоговую проверку. Заселить его также можно до конца года. "Но и там такая же проблема - задолженность перед электросетями в размере 4,5 млн руб.", - посетовал Андрей Харитонов.

"Можно немного поподробнее? - прервал докладчика Сергей Фургал. - У нас дома на 70 и 250 квартир, и люди не могут заехать в квартиры из-за того, что вы не можете подсоединить свет?". "Это так. Мы пытались просить рассрочку с электросетями, вели переговоры", - попытался объяснить Андрей Харитонов. Сергей Фургал спросил, есть ли на совещании представитель АО, но его, к возмущению губернатора, не оказалось. Зато за подведомственную городу структуру вступился хабаровский мэр Сергей Кравчук. "Пусть тогда говорит до конца. 19 млн руб. застройщик должен горэлектросетям. Они и водоканалу должны. Они сегодня все хорошие, а остальные - плохие!" - заявил глава муниципалитета. 

"Картина просто маслом. В принципе, все предприятия - государственные, и сделаны для того, чтобы облегчить жизнь людям. А мы крайними сегодня выставляем кого? Людей? Давайте возьмемся за это дело по-серьезному. Давайте посмотрит прокуратура, насколько обоснованы тарифы, а то сюрреализм получается - стоит дом готовый, есть люди, которых надо заселять, и мы не можем этого сделать из-за двух справок?!" - вознегодовал Сергей Фургал. Его поддержал и вице-спикер краевой думы Юрий Матвеев, попытавшийся спросить у представителя застройщика, какие меры предпринимаются, чтобы "дома не зависли еще на неопределенные месяцы". "Говорю со всей ответственностью: не зависнут! - вмешался Сергей Фургал. - Мы будем требовать от наших правоохранительных органов принятия каких-то действий". 

На вопрос губернатора о том, есть ли у ГВСУ-6 "хоть какие-то деньги", Андрей Харитонов объяснил, что реализация активов банкрота начнется только в конце октября, а больше средств взять неоткуда. ГВСУ-6 договорилось об уплате электросетям 10 млн руб. в декабре, а остального долга - в начале 2019 года, тут же проинформировали Сергея Фургала. "Водоканал справку им выдал, но ни одной копейки ГВСУ-6 им не заплатило. А горэлектрсети сегодня находятся практически в том же состоянии, что и ГВСУ-6 - они тоже живут с проделанной работы", - сообщил хабаровский мэр. "В среду у меня в кабинете была горэлектросеть, был Назаров (первый заместитель главы ГВСУ-6. - EastRussia). При мне электросети передавали соглашение по рассрочке прямо в руки. Не знаю, может быть, не донес он документ этот, я выясню до конца дня", - подключились к диалогу подчиненные Сергея Фургала, ответственные за строительство. 

"Значит, до 1 ноября будет сдан дом №35, и вопросы остаются между вами и горэлектросетью, - подытожил Сергей Фургал. - А до 1 января сдаем дом №26, делаем людям подарок - возвращаем украденное". "В каком смысле украденное?" - напрягся Андрей Харитонов. "Люди купили квартиры. У них были свои планы, у кого-то кредиты. Люди купили право на квартиры, оплатив деньги. Поэтому мы говорим - мы у них подукрали надежду или, скажем так, веру в справедливость. И вот до 1 января мы им эту веру в справедливость вернем", - объяснил губернатор. "Да, конечно", - согласился представитель ГВСУ-6. Сразу после этого с него взяли обещание выдать ключи на квартиры в еще одном доме высокой степени готовности, № 29 по Кубяка - Павла Морозова, "до конца марта 2019 года".

Далее по ходу совещания выяснилось, что не все дольщики из домов с менее высокой степенью готовности готовы переселяться в почти сданные дома - например, в доме №23 по Павла Морозова таких 18, в доме по Льва Толстого - 12. "В чем причина? Там хуже условия, меньше площадь?" - поинтересовался губернатор. И.о. главы минстроя края Константин Пепеляев заявил, что ГВСУ-6 предложения, которые направляет дольщикам, в правительство края так до сих пор и не предоставило, поэтому чиновники не в курсе. "Обязательно нам, по каждой семье", - потребовал Сергей Фургал. "До конца недели предоставим", - пообещал Андрей Харитонов. 

Некоторую ясность в вопрос, впрочем, попыталась внести Екатерина Белоусова - представитель инициативной группы дольщиков по Льва Толстого. "Могу обрисовать картину. В 23-м доме, монолитном, например, брали двухкомнатные квартиры за 68 тыс. руб. за "квадрат". Сейчас дольщикам предлагают перейти в дом №35 в двухкомнатные квартиры за 69 тыс. руб. за "квадрат" - но уже в панельный дом. Еще в августе цена "квадрата" в этом доме стояла 63 тыс. руб. Это дороже, чем в "монолите". Идет искусственное повышение цены", - пояснила она.

"А с какой стати доплата?" - изумился Сергей Фургал. "Я не готов вам сказать", - отозвался Андрей Харитонов. Губернатор пообещал проверить все документы, которые предоставит ГВСУ-6, и "оценить по достоинству". Он также предложил обменять трехкомнатные квартиры еще двух дольщиков на аналогичные по квадратуре в домах, которые будут сданы вскоре - и без доплаты, как ранее предложили в ГВСУ-6. 

ЗАПРОС НА ПРАВООХРАНЕНИЕ

Хабаровский мэр Сергей Кравчук, взявшийся представлять положение в двумя долгостроями МУП УКС по улице Алексеевской (на 143 и 74 квартиры), объяснил, что городские власти нашли потенциального инвестора, готового достраивать дома, и 18 октября заключают договор с компанией, взявшей на себя обязанности технического заказчика по дому №2. "Мы планируем завершить второй дом до конца декабря 2018 года. Есть подрядная организация, ее руководитель Алексей Карпенко здесь присутствует. По дому №3 ситуация сложнее, хотя мы и здесь нашли пути решения. Способ завершения строительства выберут кредиторы УКСа", - уточнил он. 

Между тем, продолжил мэр, для привлечения инвестора рассматривается "возможность предоставления компенсационного земельного участка площадью около 6 тыс. кв. метров в центре города - по адресу Запарина - Амурский бульвар - Дзержинского". "В соответствии с новым законом Хабаровского края участок может быть предоставлен инвестору без торгов при условии, что он возьмет обязательства по достройке проблемного дома. Мы такое заверение от застройщика получили, но проект постановления правительства края о правилах реализации данного закона находится на согласовании. Хотелось бы, чтобы ускорили подписание проекта", - высказал пожелание мэр. 

"И еще один решаемый вопрос. Реализацию проекта на земельном участке ограничивает заключение управления по охране памятников культуры, согласно которому параметры будущей застройки должны быть не выше 10-12 метров. Просьба, Сергей Иванович, в протокол поручить управлению проработать вопрос о снятии высотных ограничений. Что такое 10-12 метров для данного участка?", - попросил Сергей Кравчук. Он подчеркнул, что после принятия всех предложений мэрии дом №3 будет сдан до середины лета. 

"Смотрите. Застройщик - МУП. А вообще кто-то ответил за то, что эта эпопея тянется с 2014 года? По сути, людям сказали, что власть, государство строит вам квартиры - муниципальное унитарное предприятие, а не бизнесмен. Для людей это являлось гарантом 100-процентного получения квартиры. Здесь вопрос в мошенничестве власти! А дальше нам говорят: дайте участок в центре города, договоритесь с памятником, решите вопрос по высотности, и тогда, наверное, мы вам через полгода достроим. У нормального человека возникает мысль: а может быть, этот дом №2 и №3 для этого так и сделан? Чтобы шантажировать?" - обратился к мэру губернатор. Он подчеркнул, что у правоохранительных органов должны возникнуть вопросы к "людям, которые выдавали разрешение на строительство". 

"Это делу-то не поможет", - парировал мэр. "А я считаю, поможет, и еще как", - отвечал губернатор. "Есть реальная возможность достроить дома", - начал мэр. "Дома мы достроим. Но я со всей ответственностью вам заявляю, что вот этого мы оставить так тоже не можем. Нас просто не поймут люди. Поручение правоохранительным органам будет сделано и поставлено на контроль. Мы хотим увидеть героев, кто подписывал документы, выделял землю, кто собирал деньги", - перебил его губернатор. 

После этого мэр и краевые чиновники, курирующие строительство, некоторое время пытались выяснить, кто виноват в возникновении долгостроя - муниципалитет или регион. Мэр пожаловался Сергею Фургалу, что край выделил 80 млн руб. на покупку в проблемных домах жилья для детей-сирот, а потом расторг договор. Но представители региона объяснили, что это произошло по вине самого же застройщика, который самовольно увеличил этажность с трех до пяти этажей, но не смог вовремя пройти госэкспертизу, и из-за этого - не сдал в оговоренные сроки дом №2: "Мы деньги держали до последнего, но нам нужно было выполнять плановое задание, и мы эти средства направили на другие объекты". "Думаю, мы этот вопрос тоже будем разбирать не здесь. К завтра, пожалуйста, документы подготовьте. Выберем "окно", сядем и будем думать, как нам выйти из ситуации", - предложил Сергею Кравчуку Сергей Фургал. 

Представители дольщиков Татьяна Голозубец и Людмила Шуваева попытались выяснить у мэра, что произойдет, если не получится передать инвестору компенсационный участок в центре Хабаровска и снять с него ограничение по этажности. "Тогда по действующему законодательству банкротство - и все", - ответил мэр. "Что значит - и все?" - возмутились дольщики. "Тут другого выхода у нас нет. Единственный, самый приемлемый вариант - это предложение инвестора. Он готов зайти с условием, что будет предоставлен земельный участок", - сказал мэр. "Я хочу попросить учесть всех один маленький, но крайне важный фактор. Край не пойдет на нарушение закона, - вмешался Сергей Фургал. - Это было первое требование, с которым я пришел сюда. Конечно, мы городу поможем, но только в рамка закона". "Да я и прошу в рамках закона", - растерянно сказал Сергей Кравчук. 

"Как аксиому - ничего, что будет нарушать закон, мы делать не будем! - не остановился Сергей Фургал. - Но люди должны получить свои квартиры, и они их получат, чего бы нам это ни стоило. Отвечает власть, которая создала условия, при которых пострадали люди. Сначала разберемся с людьми, а потом будем привлекать ответственных. Мы должны научиться отвечать". 

Интересно, что в списке приглашенных на совещание значились сразу несколько высокопоставленных силовиков - и.о. прокурора региона Валентин Волков, прокурор Хабаровска Кирилл Осипчук, военный прокурор Восточного военного округа Александр Рушкин и военный прокурор Хабаровского гарнизона Сергей Саловаров. Но представители надзорных структур промолчали. 

Совещание после слов Сергея Фургала еще некоторое время продолжалось, но на них в мероприятии, в принципе, можно было бы ставить точку. До звона ключей счастливых новоселов, разумеется.