Сергей Щегельский, директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» о том, что делается для того, чтобы и жители Хабаровского края и его экономика получили ощутимые выгоды от привлечения в регион инвесторов.
Почему малочисленность населения не препятствует приходу в Хабаровский край таких гигантов как IKEA, Metro, «Магнит» и «Пятерочка», как обстоят дела с погранпереходом на Большом Уссурийском, чем будет заниматься новый инвестор, планирующий вложить в свой проект на территории региона более 500 млн. долларов, а также чего ждать от межрегионального инвестиционного форума «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока» - директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Сергей Щегельский дает ответы на эти вопросы и рассказывает еще о многом, что делает инвестиции ближе и понятнее каждому жителю региона.
- Сергей Викторович, Вы возглавляете «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» с ноября 2020 года. Что можете сказать о уже проделанной работе?
- Сейчас можно утверждать, что полностью выстроена организационная и системная деятельность Агентства. Каждое его подразделение, как часть единого механизма, успешно работает по своему направлению. Агентство действует в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти края, муниципальными образованиями, федеральными структурами и институтами развития.
В настоящее время идет реорганизация и усовершенствование регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Для совершенствования работы с инвесторами Агентство обновило и доработало информационные сервисы: разработан новый инвестиционный портал Хабаровского края с удобной навигацией и простым интерфейсом, обновлен личный кабинет инвестора. Для инициаторов проектов есть возможность отслеживать ход их сопровождения в органах исполнительной власти края со своего мобильного устройства. В то же время мы актуализируем и обновляем инвестиционную карту края.
- В минувшем году рейтинг инвестиционной привлекательности края в буквальном смысле обрушился, но кризисы не вечны. Что теперь - поднимемся с 64 места?
- Наш небольшой, но весьма профессиональный коллектив прикладывает максимум усилий, чтобы «отвоевать», для начала, хотя бы 10 процентов рейтинга. Сейчас для нас очень важно вернуть и реализовать доверие федерального центра, потому что без крупного корпоративного инвестора краю будет очень сложно. Поэтому задача такая – восстановить доверие федерального центра, заручиться доверием жителей края, укрепить позицию Агентства и доказать бизнесу, что в крае можно работать, что действительно есть сдвиги. Например, относительно регламентов выдачи разрешения на строительство, согласительных комиссий по выделению участков под реализацию масштабных проектов. Все это наша задача, которую мы с ноября прошлого года очень активно и, на мой взгляд, успешно воплощаем.
Сейчас на сопровождении в Агентстве находится 36 проектов с объемом инвестиций около 409 млрд рублей.
- Все так, но хочется новостей о конкретных больших проектах. Читаешь про Приморье – там корейцы построят порт, группа ПИК зашла, а у нас как-то свежих новостей, что кто-то приходит и что-то начинается, маловато.
- Как маловато? Вы посмотрите только тот курс, который задал наш врио губернатора Михаил Дегтярев – это шесть флагманских проектов. Это погранпереход на Большом Уссурийском острове, краевой технопарк, создание Дальневосточного центра детского отдыха и оздоровления, питомник Лукашова, спортивно-туристический комплекс «Хехцир», возрождение и расширение географии полетов «Хабаровских авиалиний».
Плюс строительство больниц – это тоже наша тема. Например, 20 апреля в Хабаровск прибыл инвестор из Москвы, который займется здесь строительством медицинского реабилитационного центра по программе ФОМС, по трем главным направлениям, где требуется реабилитация: неврология, травматология и ортопедия, онкология. Это строительство с нуля, под него выделяется участок. И все это будет реализовано в формате ГЧП – государственно-частного партнерства. Прошло большое совещание под председательством вице-губернатора Евгения Никонова – инвестор обсудил насущные вопросы с отраслевыми министерствами и приступил к работе.
Есть еще, например, «Мир индейки», который уже анонсировал свой проект и подал документы на резидентство ТОР. Агентство со своей стороны провело большую работу по поиску со-инвестора и со-финансирования для предприятия по производству индейки. Владельцы бизнес-идеи направились в Москву на переговоры по со-инвестированию, по возможному участию потенциальных партнеров.
Еще один проект – это приход в Хабаровский край недропользователя, называть которого пока преждевременно, но предполагаемый объем инвестиций превысит 500 млн долларов. Уже создано 8 рабочих групп – от Минприроды по георазведке, сбору необходимых данных и вплоть до рабочей группы Минобразования по подготовке профессиональных кадров здесь, на базе учебных учреждений Хабаровского края.
Разворачивается очень масштабная программа по модернизации региональных аэропортов малой авиации. Большое развитие получает Ванино. «Ургалуголь» заявляет, что через 2 года будет перевозить 25 млн тонн угля вместо нынешних 15 тонн, а это влечет целую череду событий – дополнительные рабочие места, развитие транспортной инфраструктуры.
- А какое движение есть по строительству погранперехода?
- По этому направлению идет глубокая работа. Прорабатывается технико-экономическое обоснование, потому что без него мы не можем войти в программу Минтранса, который по федеральному закону является заявителем на выделение федерального финансирования. Врио губернатора дал такое поручение, документы сейчас готовятся. Ну и все помнят, что на его недавней встрече с президентом страны проект получил одобрение Владимира Владимировича Путина. А мы – Агентство – сейчас собираем статистику, запросили коммерческие структуры насчет возможных логистических схем по взаимодействию с Китаем – по экспорту и импорту. На основании этих данных будут составляться бизнес-планы и технико-экономическое обоснование.
- Недавно вы упоминали, что «Группа ГАЗ» просила подыскать площадку под производство автотранспорта. Есть конкретика по этому проекту?
- Площадка под производство найдена, даже две – в ТОРах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Пока в компании обрабатывается полученная от нас информация об инвестиционной привлекательности нашего региона, Михаил Дегтярев проводит переговоры с краевым Минтрансом о замене, возможной модернизации нашего парка. Как автобусного – общественного транспорта, так и грузового. Ведь любой коммерсант, когда планирует локализовать свое предприятие в каком-то регионе, начинает просчитывать и продумывать: «А что я буду там делать?» И чтобы ГАЗ сюда пришел, мы должны ему сказать: «Мы у тебя, допустим, берем 3000 автомобилей. Ты под нас строишь локацию, здесь базируешься, даешь нам рабочие места, налоги, отчисления на развитие нашего края, а мы у тебя берем в наш парк столько-то автомобилей и ставим на обслуживание». Планируется крупноузловая сборка, сюда будут привозить кузова и все компоненты, и на нашей базе, на местном предприятии производить сборку.
Знаю, что недавно вы встречались с главой Аяно-Майского района Алексеем Ивлиевым и речь шла в том числе о добыче циркония…
- Да, это была встреча-знакомство, чтобы понять проблематику района и определить, что мы можем сделать для него. Глава района предоставил нам список действующих коммерческих структур, которые работают на территории района – это добыча золота, платины, геологоразведка, рыболовецкий колхоз «Восход». Ждет инвестора уже разработанное месторождение циркония.
С нашей стороны этот список уже отработан, назначены и проводятся встречи, выясняем потребности в возможном развитии тех структур, что уже работают. Вторая задача, которую мы наметили с главой района – развитие туризма, экотуризма. Потому что сейчас, при той действующей инфраструктуре, которая существует в районе, привести за руку инвестора и сказать: «Работайте!» – проблематично. А вот экотуризм - это та живая тема, которая может сейчас приносить дополнительный доход в район и край.
- Расскажите, какие встречные действия предпринимает Агентство по поиску инвесторов?
- Конечно же, мы активно ищем инвесторов сами. Вот смотрите – сейчас и в крае, и вообще на Дальнем Востоке стоит задача по масштабному строительству жилья. И мы сталкиваемся с проблематикой: отсутствие достаточных мощностей по строительству и выработке кирпича, железобетонных изделий и тому подобного. Мы это зафиксировали, и далее наши сотрудники полностью отработали рынок западных регионов страны – кто в этой отрасли занимает лидирующие позиции. В эти организации, их руководителям мы направили письма с презентациями и приглашениями на переговоры с краевыми министрами, с непосредственно врио губернатора. Будет оказана любая поддержка, благоприятное отношение – то есть, пожалуйста, заходите и работайте. Наши сотрудники полностью ведут и отслеживают процесс на всех этапах.
- Расскажите о проектах, запуск которых сразу скажется на изменении качества жизни наших земляков. Время от времени всплывает информация о том, что в крае начнет работу кто-то из «больших» ритейлеров.
- Да, мы работаем с компаниями Metro, IKEA, WildВerries, «Магнит», «Пятерочка» и другими - пока это переговорный процесс, мы рекламируем наш край, говорим, что можем здесь обеспечить, чем помочь. Ну а они просчитывают, прорабатывают бизнес-планы.
- Насколько серьезным препятствием может стать малонаселенность Хабаровского края? Ведь для ритейла всегда важно, сколько покупателей, а на всем Дальнем Востоке людей и на пол-Москвы не наберется, и это при гигантских расстояниях и сложной логистике.
- Ну что значит мало? Мы предлагаем стать Хабаровскому краю «сухим портом», логистическим центром Дальневосточного федерального округа! Потому что 90 процентов производства, например, IKEA размещено в Китае, и сама геолокация нашего края с ДВЖД, с портами на побережье Охотского моря – позволяет нам организовать доставку из КНР за считаные дни, здесь растаможить и дальше распределять поток по Дальнему Востоку. Как сейчас делается? – груз для Хабаровского края сначала доставляется в Москву, а оттуда уже сюда. А можно и нужно сделать наоборот. Это позволит снизить конечную цену для потребителя сразу примерно на 30-40 процентов, исключив расходы на логистику.
Дело не в том, что в ДФО живут всего восемь миллионов человек, а в спросе. Здесь активные четыре миллиона человек могут обеспечить спрос, сравнимый с тем, что даёт Московская область со своими 20 миллионами, но не активными.
- Расскажите, что и когда появится на месте бывшей горнолыжной базы на Хехцире? Появилась информация о том, что Агентство разработало алгоритм перевода земельных участков для строительства крупного спортивно-курортного комплекса…
- Вначале необходимо создать концепцию курорта. Она должна отражать и бизнес-модель, и бизнес-план - сколько гостиниц, спусков, их классификация, где именно будут находиться конкретные спуски, их площадь, какая нужна инфраструктура и так далее.
Совместно с министерством культуры принято решение заявить спортивно-туристический комплекс «Хехцир» как федеральный проект - включить его в государственную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма Хабаровского края". Объясню, зачем – по федеральной программе на каждые три привлеченных инвест-рубля дается один рубль от государства. То есть, если мы планируем привлечь на «Хехцир» 3 миллиарда частных инвестиций, то сможем получить из федеральных средств один миллиард, который позволит осуществить строительство всей необходимой инфраструктуры – это вода, свет и, возможно, газ. И если у нас есть вся эта инфраструктура, то поверьте – «Хехцир» станет реально международным курортом. Поэтому сначала мы должны не земли перевести, а разработать и согласовать концепцию, для того, чтобы эту концепцию начать «продавать».
Сейчас идут процедуры подведения итогов по запросам котировок на разработку этой концепции. Само техническое задание уже согласовано рабочей группой. Мы примерно определили, что нам потребуется 360 гектаров под курорт. Но, возможно, больше или меньше. Поэтому только после разработки и утверждения концепции понадобятся эти алгоритмы по переводу земель из, например, лесного фонда в рекреационные.
В итоге «Хехцир» должен стать курортом международного уровня. Его локация просто обязывает к этому – он ведь находится в считанных километрах от Большого Уссурийского острова, где появится погранпереход. Есть такая идея – запустить на «Хехцир» шаттлы из аэропорта, от вокзала и погранперехода, чтобы упростить туристам заезд. И если мы будем предоставлять напрокат весь необходимый инвентарь, то люди приехали, фигурально выражаясь, «с одним рюкзачком и зубной щеткой», а все остальное они получили здесь, откатались пару дней, неделю, и довольные уехали. Вот как это может работать. И вот еще, что важно - мы, хабаровчане, привыкли видеть на Хехцире горнолыжный курорт. И, конечно, делаем горнолыжный спорт акцентом и точкой притяжения в концепции. Но в ней будут заложены и тематические деревни, и этнографические комплексы, кафе и рестораны с национальным колоритом. Вплоть до названий и архитектуры улиц – например, улицы Татарская, Русская, Китайская...
И, конечно же, планируется сделать СТК «Хехцир» зоной круглогодичного экологического туризма. Уже сейчас вместе с минприроды и минкультом приступаем к разработке экологического маршрута. Чтобы и в межсезонье там было, чем заняться - спортивные активности, рыбалка, велосипедные трассы, скалолазание, пешие маршруты...
- В Хабаровске анонсирован межрегиональный инвестиционный форум «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока». Что уже можно о нем рассказать? Кто на него приедет?
- Тут надо начать с предыстории. В начале июня на Петербургском международном экономическом форуме будут оглашены новые данные национального рейтинга инвестиционной привлекательности. И, как я уже говорил, мы собираемся отвоевать 10-15 процентов и подняться в этом рейтинге повыше. Надеемся, что эта маленькая победа нашего большого края станет такой перетекающей историей от Петербургского международного экономического форума к Межрегиональному инвестиционному форуму «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока».
Состав нами предложен очень высокий, начиная от практически всех федеральных министров. Я пока не могу вдаваться в детали, но существует трехуровневая система – первые лица государства, представители крупных корпораций и все те, кому интересна наша площадка. Мы надеемся собрать около 300 гостей всех уровней. Состоится форум 1-2 июля. Хотим организовать тематические встречи по отраслям и товарным нишам, «круглые столы» с районами. Мы приглашаем глав и представителей всех районов края к нам на форум. Кто не сможет приехать - будет присутствовать в онлайн-режиме. Все продумано. Первая часть – общее пленарное заседание, а дальше люди расходятся и начинают вести реальную работу на площадках.
- А в каком формате все это будет? Онлайн или «живьем»?
- Главный принцип – отраслевые ниши. Если интересны детали, то город предоставляет нам безвозмездно на эти дни помещения Городского дворца культуры (ГДК). Часть заседаний рабочих групп и «круглых столов» пройдет в Доме официальных приемов. Вот это будут «живые» площадки. То есть, состоится пленарное заседание, а потом все расходятся по своим «круглым столам», отраслевым нишам, и они будут уже в комбинированном режиме – и живьем, и с онлайн подключениями.
- Какую задачу-максимум Агентство ставит себе? Ведь не только же провести форум…
- Мы планируем, во-первых, что к форуму все будет готово для закладки капсулы будущего технопарка – одного из наших флагманских инвестпроектов. Это большая работа. Надо пройти все федеральные, бюджетные согласования, все комиссии, сделать технико-экономическое обоснование, подобрать землю, к этой земле надо обеспечить и продумать подвод коммуникаций, инфраструктуру…
Сегодня упомянули ритейл – возможно, на форуме состоится подписание нескольких меморандумов с лидерами мировой и федеральной торговли. Работаем над этим. Понятно, что у бизнеса свои планы, но мы должны стараться убедить инвесторов, чтобы их планы соответствовали нашим желаниям.
беседовал Алексей Збарский