Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Север помнит

Театральный фестиваль «Территория. Магадан» напомнил Магадану о славных театральных традициях прошлого и открыл дорогу в будущее современного искусства

Север помнит
Фото: Спектакль «Магадан / Кабаре» / фестиваль «Территория. Магадан»
В 90-х за пределами столиц увидеть что-нибудь постарше Чехова было проблематично: начинающие постановщики, современная драма – таких слов в театральном лексиконе не было, как не было и никакой особой альтернативы «Трем сестрам». Постепенно дело сдвинулось с мертвой точки, но тем не менее избавление от провинциальности протекает медленно. Это как раз тот случай, когда пространство работает против искусства: если децентрализация во Франции, где до другого конца страны 4–5 часов на поезде, прошла давно и легко, то в России, с расстояниями в тысячи километров, легче привезти хорошую постановку поближе к центру, чем заманить кого-нибудь за Урал.

Один из тех, кто взялся исправить эту несправедливость, – фестиваль «Территория». Когда все только начиналось, 12 лет назад, даже в Москве о таком, например, явлении, как site specific, имели весьма отдаленное представление, тогда как восточнее о современном театре иногда просто не было физической возможности узнать. Именно тогда Евгений Миронов, Роман Должанский и Кирилл Серебренников (который, кстати, и придумал название фестивалю) взялись за расширение границ. Идея проста: изначально «Территория» была создана не просто как смотр, но как фестиваль-школа, совершенно новое на тот момент явление в России: по предварительным заявкам отбираются студенты со всех уголков страны, чтобы поработать, например, с Томасом Остермайером или поучаствовать в мастер-классе Деклана Доннеллана. Понятно, что молодой режиссер из Челябинска или Уфы вряд ли сможет научиться всем премудростям новой драмы за два часа, но такой задачи и не ставилось. Главная цель – максимально расширить границы, показать «другой» театр, свести в одной точке разные поколения художников и дать им возможность без каких-либо ограничений искать новый язык, новые смыслы и формы.
 
Территория. Магадан

Основное место действия Территории – Москва, где фестиваль пройдет 12–24 октября, однако география проекта растет: в нем принимают участие страны СНГ, коллективы из разных регионов России. В этом году, благодаря поддержке золотодобывающей компании «Полюс», дошел до Магадана. Дошел, прежде всего, с очень обширной образовательной программой. Новосибирец Тимофей Кулябин, режиссер-постановщик «Тангейзера», показавший свой «Процесс» на прошлой «Территории», здесь проводит мастер-класс о том, что умеет лучше всех: как найти новые обстоятельства для классических героев. Есть и три интересные лекции про современный театр: арт-директор фестиваля Роман Должанский говорит о современном театре как о синтезе искусств, редактор журнала «Театр» Алла Шендерова – о главных именах режиссуры последних лет, а театральный обозреватель Елена Смородинова – о разноплановом вербатиме. И все же львиная часть программы отдана под театральный менеджмент: тут и современная коммуникация, и долгосрочное планирование проектов, и фандрейзинг – все, что нужно, чтобы придумать, создать и, преодолев все бюрократические и финансовые баррикады, воплотить художественный продукт.

«Я очень рад, что впервые за свои 12 лет «Территория» добралась до Дальнего Востока. Ни для кого не секрет, что лучшие спектакли, лучшие фильмы делаются не только в Москве и Петербурге, как было раньше, а происходит децентрализация. Это означает, что сейчас очаги культуры вспыхивают в разных городах, разных районах нашей очень большой страны. И вот на Дальнем Востоке проходит фестиваль современного искусства, – обратился к зрителям и участникам проекта актер Евгений Миронов, один из создателей фестиваля.

Что касается непосредственно сценической программы, то она легко разделяется на два блока: первый – золотоносные постановки из Москвы и Костромы, второй – театры из регионов, финалисты театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон» (проводится компанией «Полюс» в регионах присутствия). «Представлены спектакли разных жанров: есть и драматический театр, и авторский, и театр, занимающийся современной режиссурой – «Практика», и музыкальные страницы, представленные Большим театром, и танцевальные спектакли современного танца из Костромы. – поясняет Роман Должанский, арт-директор фестиваля. – Мне кажется, что эта программа, хоть и небольшая, получилась достаточно репрезентативной. Все спектакли признанные, и спектакль «Магадан/Кабаре» московского  театра Около дома Станиславского – лауреат Золотой маски в номинации «малая форма». «Диалог данс» из Костромы – неоднократный обладатель Золотой маски».

Открыл фестиваль спектаклем «Как Зоя гусей кормила» Черемховский театр, взглядом из Иркутской области окидывая историю о том, как в замшелой квартире, где живут 100-летняя Зоя, все никак не умирающая, затюканный ею интеллигент-сын, и о том, что произойдет, если в этот маленький мирок привнести небольшой ураган в лице провинциалки Маши, напомнившей собравшемся, что в мире, оказывается, есть любовь – достаточно неплохая штука. Сама пьеса Светланы Баженовой появилась всего два года назад, но успела полюбиться России, начавшись с постановки самого автора на сцене ЦСД в Екатеринбурге, откуда через творческую лабораторию добралась до Саратова, потом и в Черемхово – все-таки узнаваемая картина быта и вечная мысль о том, как все-таки хочется любить, сегодня как никогда актуальны.

На следующий фестивальный день красноярский театр «Поиск» вновь говорит о взрослых сыновьях под неусыпной материнской опекой, но на этот раз речь идет серьезно. Постановка «Малые деньги» вошла во внеконкурсную программу «Золотой Маски» 2017 года. Социальный театр разворачивает картину «мать-сын» на 180°: у Ясона аутизм, и без матери, буквально на пальцах объясняющей, как выжить в этом страшном мире, без посторонней помощи, даже просто без желания помочь, ему не справиться.
Москва привезла на Колыму уют, тепло и Россию: «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского» и «Бабушек» «Практики». Первый, лауреат «Золотой Маски», воздвигает на сцене нечто вроде заброшенного зрительного зала откуда-то из 1970-х, в котором семь человек поют песни бардов про край света, море и ссылку, чистят картошку в мундире и любят все таким, какое оно есть, рождая в результате что-то авангардное, но пронизанное родной советской романтикой. Особенно точно попадание в аудиторию чувствуется в Магадане: зал чуть ли не подпевает, вспоминая на слух знакомые с детства мотивы.

У «Бабушек» авангард все-таки перевешивает, но уже под конец, а начинается все с трогательных архетипических сибирских старушек в платочках, сидящих на скамейке, будто на жердочке. Болтая ногами в валенках, они рассказывают и реконструируют мир русской деревни, с ее коровами, пьющими мужьями, неразделенной любовью к гитаристу – такой далекой и одновременно знакомой.
Несколько особняком на всем этом трепетном фоне смотрится костромской «Мирлифлор» компании «Диалог Данс» – что логично, все-таки ставила бельгийка Карин Понтьес. Современный танец, один стул и четыре человека на сцене совсем не про Россию, как и не про какую-либо страну вообще, потому что про любовь, про внутреннее, которое в каждом, и не важно, где.

Отдельным сюрпризом для жителей области стала художественная выставка, привезенная в рамках фестиваля Московским музеем современного искусства. Экспозиция работ Василия Шухаева «Театр – территория свободы» насчитывает более 80 произведений, среди которых и те, которые мастер создавал на Колыме, где он провел около 12 лет. Василий Шухаев стоял у истоков создания магаданского драматического театра.
 
Курс на Восток

Появление «Территории» в Магадане, если рассматривать его в контексте театра на Дальнем Востоке последних двух лет, гораздо больше, чем просто спектакли и лекции. Это продолжение вектора, начало которого совпало с появлением полтора года назад Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке (строго говоря, сама сцена уже была – как часть театра оперы и балета, только статус поменялся), а вместе с ней и Валерия Гергиева, в первое же лето собравшего в Приморье международный фестиваль классический музыки. За ним последовал филиал Академии Русского балета А.Я. Вагановой, балетная школа, призванная пополнить театры местными солистами. В результате за каких-то пару лет подзабытый Дальний Восток вернулся в театральный контекст.
Отрадно, что мероприятие имеет не разовый характер, и должно стать ежегодным, пусть и будет проходить поочередно в четырех разных городах. «”Полюс” работает в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии и Магаданской области. Мы запланировали провести «Территорию» как театральный фестиваль во всех регионах присутствия. В следующем году мы готовимся к Иркутску, но в любом случае, я думаю, что фестиваль однажды вернется в Магадан», – отметила Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании «Полюс».

Говоря о развитии культурной жизни Востока России нельзя не сказать и о других жанрах искусства. Так, все большую популярность завоевывает сахалинский кинофестиваль «Край света», уже получивший международное признание и привлекающий участников из многих стран АТР. В этом году о создании дальневосточного филиала сообщила Третьяковская галерея, задумалась о создании художественной галереи и Магаданская область.