Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Северная артерия

Петропавловск-Камчатский - ключевое звено Северного морского пути

Северная артерия

Уникальные условия Авачинской бухты позволят порту стать мировым центром по обслуживанию судов ледокольного класса.

Петропавловск-Камчатский может стать базовым портом на восточном плече Северного морского пути, предоставляющим услуги снабжения, бункеровки, судоремонта, технического и иного межрейсового обслуживания судов, в том числе атомного ледокольного флота.

Как сообщили EastRussia.ru в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, меры по развитию инфраструктуры порта Петропавловск-Камчатский реализуются в рамках мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

«У порта есть все перспективы стать морским грузовым хабом. Для этого будет проведена реконструкция причалов 1 и 2, акватории рыбного порта с изменением ее параметров для создания контейнерного хаба. Порт сможет привлечь транзитный грузопоток из стран АТР, в первую очередь из Китая, - сказал руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. – В планах - организация Арктической контейнерной линии Мурманск-Петропавловск-Мурманск».

По сведениям правительства Камчатского края, за последние 5 лет в развитие флота и береговой рыбопереработки на Камчатке инвестировано более 8 млрд руб. За это время построено 7 рыбопромысловых судов для прибрежного рыболовства, на побережье открыты 15 современных высокотехнологичных рыбоперерабатывающих заводов, создано почти 2 тыс. новых рабочих мест. Все это позволило увеличить обработку уловов тихоокеанских лососей на берегу с 30 до 70% и довести ежегодный объем выпуска рыбопродукции на Камчатке до 800 тыс. тонн.

По информации Росморречфлота, в рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» идет строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском, реконструкция причалов порта в целях повышения их сейсмостойкости, строительство нового причала и пункта пропуска на терминале Никольское, расположенном на Командорских островах, а также строительство причального пирса в селе Тиличики и реконструкция портопунктов в селе Усть-Хайрюзово и поселке Палана Камчатского края.

«Порт Петропавловск-Камчатский является самым высокоширотным незамерзающим дальневосточным портом, который обладает уникальным географическим расположением на пересечении существующих международных транспортных потоков между Америкой и Азией. Помимо уникального расположения, его роль на СМП также обуславливается благоприятными климатическими условиями, наличием всей необходимой для обслуживания судов инфраструктуры, в том числе возможностью бункеровки топливом и водой, снабжением продуктами питания, наличием мощной судоремонтной базы, достаточными портовыми мощностями для обслуживания грузопотока, - сообщил EastRussia.ru гендиректор «Корпорации развития Камчатки» Николай Пегин. – Нельзя не упомянуть и о перспективе создания в Камчатском крае территории опережающего социально-экономического развития, якорным резидентом которой может стать Петропавловск-Камчатский порт. Это будет способствовать формированию конкурентных условий для работы и российского и иностранного бизнеса».

Предполагается, что Петропавловск станет базой для ледокольного флота на востоке России. Пока же, чтобы сменить экипаж или пополнить запасы продуктов, ледоколам необходимо добираться до Мурманска.

«На сегодняшний день порт Петропавловск-Камчатский уже обладает определенными необходимыми ресурсами для создания инфраструктуры и обеспечения специалистами не только для обслуживания судов, идущих по Севморпути, но и для обслуживания ледокольного флота и судов ледового класса, - уверен Н. Пегин. – В рамках развития СМП порт может взять на себя также роль базы для атомного ледокольного флота на Дальнем Востоке, так как обладает более мощной судоремонтной базой по сравнению с северными портами и возможностью привлечения высококвалифицированных специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок из числа военнослужащих-подводников, уволенных в запас. Уникальные условия Авачинской бухты (одной из самых больших в мире) позволят Петропавловску-Камчатскому стать мировым центром по обслуживанию судов ледокольного класса».

Важно то, что бухта Петропавловска – незамерзающая. «Петропавловск-Камчатский на пути СМП – единственный порт в северной части Тихоокеанского побережья, при этом незамерзающий порт. Представители судоходных компаний азиатско-тихоокеанского региона достаточно активно пытаются использовать этот путь, поэтому для нас эта работа, учитывая активное освоение арктического шельфа, приобретает государственное значение», - высказал мнение губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

У порта есть возможность стать хабом, считают рыбаки: «Мы надеемся, что, когда Севморпуть начнет функционировать и связывать Европу с Азией и Америкой, Петропавловск-Камчатский будет определенным портом-накопителем. Вероятнее всего, что с запада России на Дальний Восток нужно ходить кораблями определенного класса – линейными. Такие корабли должны быстро приходить, выгружаться и уходить. А фидерные корабли будут здесь, на месте, развозить грузы. Другими словами, предполагается порт-хаб. Сейчас ситуация иная, порт пустой, из него почти ничего не вывозится, а завозятся только товары для потребления в крае», - сказал EastRussia.ru председатель союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.

Вся проблема Петропавловска в том, что город не выходной, здесь нет железной дороги, как, например, во Владивостоке или Советской гавани, считает эксперт.

«Но рыбаки-промышленники ставят вопрос перед правительством: городу нужен контейнерный рефрижераторный терминал. Тогда рыболовецкие суда будут здесь выгружаться, перегружать морепродукты в рефрижераторные контейнеры, и груз будет уходить сразу в европейскую часть. В этом случае не нужны большие холодильники и другая аппаратура, а город станет выходным портом, где вся рыба, которую нужно было бы транспортировать в европейскую часть, могла бы уходить с Петропавловска контейнерами. Это делают во всем мире, но не у нас, - поделился С. Тимошенко. - Чтобы наша продукция попала в США или Европу, мы везем ее в Пусан (Южная Корея). Там ее перегружают в рефрижераторные контейнера, и она расползается по всему миру».

Экономически транспортировать рыбную продукцию через Петропавловск в центральную Россию удобнее, чем через Владивосток и затем рефрижераторными контейнерами по железной дороге, уверен председатель Рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов.

«Развитие морского транспортного хаба на территории Камчатского края и его включение в развитие Арктической морской транспортной системы, частью которой является Северный транспортный коридор, организация магистрально-фидерной линии в перспективе будут способствовать росту и диверсификации доходов дальневосточного мегарегиона страны. Это не только обслуживание и регулирование международных торговых потоков, но и надежное транспортное обеспечение огромных регионов Дальнего Востока, создание предпосылок для активации геологоразведочной деятельности в наиболее удаленных регионах России и освоение природных богатств этих территорий», - считает Н. Пегин.

Глава Минвостокразвития Александр Галушка ранее также отмечал прибыльность транспортировок по Севморпути. «Говоря о морском шелковом пути, особо хотел бы отметить проект Северного морского пути, у которого имеются значительные конкурентные преимущества в сравнении с традиционным морским путем, соединяющим Европу и Азию. Так, например, затраты на доставку груза из Шанхая в Роттердам в среднем сокращаются на 25 процентов по сравнению с путем через Суэцкий канал», - цитирует его сайт Минвостокразвития.

«Порт Петропавловск-Камчатский имеет стратегическое значение для России и Дальневосточного региона. Он создает условия для того, чтобы Россия не просто обеспечивала один из важных транспортных коридоров, но стала ведущей силой, определяющей структуру и направления мировой торговли, – сказал Н. Пегин. – Факт наличия интенсивно функционирующего транспортного коридора дает возможность к более активному включению в мировую экономику уникальных ресурсов Русского Севера, Русской Арктики. Здесь роль Петропавловска-Камчатского и Камчатского края для будущего России, будущего АТР и всего мира просто трудно переоценить».

По мнению эксперта, Камчатский край, в силу своего географического положения, является активным участником реализации задач национальной морской политики. В перспективе Петропавловский порт сможет стать крупным мировым логистическим центром на пересечении международных транспортных линий Азии, Северной Америки и Европы (по СМП).

Как заявил конце апреля на заседании Совета безопасности России глава российского государства Владимир Путин, к 2015 году необходимо вывести грузооборот на уровень 4 млн тонн. Президент РФ потребовал создать современную инфраструктуру навигации, связи, техобслуживания, оказания экстренной помощи на всем протяжении пути.