Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Northern Sea Route - Main Direction - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Northern Sea Route - main line

The global warming, the melted ice that fettered the Northern Sea Route (SMP), gives Russia a unique chance to create along its northern coasts a sea transport corridor linking Europe and Asia.

Northern Sea Route - main line

Will the domestic federal and regional authorities build the necessary infrastructure to service this international route for its successful operation? If Russia is able to attract domestic and foreign investors to solve this task, then we can hope for success.

Russia grows in the Northern Sea Route

The solution of the urgent task of the development of the regions of Siberia and the Far East of the country, which is on the agenda of the Russian government, is facing great difficulties for a number of objective and subjective reasons, including due to a lack of budgetary funds. So, according to the Minister of Regional Development of Russia Igor Slyunyaev, voiced in January 2014, the program for the development of the Far East does not have enough money: "Now the real financing of the program will be 244 billion rubles, that is less than 10% of the demand. We need to find 3,5 trillion rubles to ensure accelerated development when budgeting for the next financial periods. " In addition to the slow growth of the domestic GDP, as well as the expected deterioration in Russia's financial and economic situation due to confrontation with a number of Western countries because of the events connected with Crimea and Ukraine, the attraction of foreign investments to the regions of Siberia and the Russian Far East is hampered by the lack of clearly formulated proposals, interesting To large investors.

One such proposal on the part of Russia that could attract investors primarily from Europe and Northeast Asia could be the megaproject of joint development and development of the Northern Sea Route (NSR, extending from Cape Zhelaniy to Cape Dezhnev) aimed at providing sea carriers shorter than the southern corridor through the Suez Canal, and an economically advantageous transport corridor connecting Europe and Asia, most of which passes along Russian territory, and in fact from Murmansk to Petrop Sylow-Kamchatsky. It is also obvious that the development of the NSR is extremely important for the transportation of goods between regions of Russia.

At present, Russia is trying to solve the problem of creating such a sea corridor as the NSR. Thus, 15 March 2013, the Russian Federation Government Order No. 358-r established the federal state institution "Administration of the Northern Sea Route" (AIPS, operates under the Federal Agency of Sea and River Transport of the Ministry of Transport of the Russian Federation), and 12 April 2013, the Ministry of Justice of the Russian Federation registered the Rules Navigation in the waters of the Northern Sea Route approved by the order of the Ministry of Transport of the Russian Federation from 17 January 2013 No. 7.

The head office of the AIPS is located in Moscow far from the object of its regulation, but in June 2013 of the year in Arkhangelsk a branch of the AIPS was opened in the building of the Northern Shipping Company. For Arkhangelsk, the opening of this branch became a significant event, as recognition of the role that Arkhangelsk played and plays in the development of the Arctic.

At the same time, the head of the AIPS, Alexander Olshevsky, who earlier served as captain of nuclear icebreakers, notes a number of serious shortcomings in the current Rules of Navigation in the waters of the Northern Sea Route. So, in his opinion, the criteria for admission of vessels to the NSR, prescribed in the Rules, require a serious professional revision. In particular, it seems incorrect on the basis of the forecast of background ice conditions for the area covering half of the sea, to make a decision on the possibility of sailing the vessel on a specific route and on the necessary icebreaker support for this. There is no mechanism for accountability for violation of the Rules. According to Olshevsky, it is advisable for courts-violators to apply such measures as refusal to issue permits for navigation on the NSR in the future.

He notes that the termination of the Agreement between Rosatom and Rosmorrechflot resulted in the liquidation of the headquarters of maritime operations in the structure of the icebreaker operator, the body that carried out the most important functions of shipping management in the NSR. No new procedures for interaction with the operator of the nuclear icebreaker fleet have been developed in place of the canceled ones. In this regard, it seems reasonable to establish procedures for interaction between AIPS and operators of the icebreaking fleet, Olshevsky believes. It seems that the efforts of the Russian leadership to develop the SME are not sufficient not only from the position of forming a qualitative legislative base, but even from the point of view of attracting domestic investors. We can state that now in Russia there is neither a business plan for the development of SPM, nor proposals for investors, nor a structure that coordinates the work on the project and is able to professionally answer questions from potential investors, nor a campaign to position this project as strategic and international. It seems that there is no such transport and logistics project in Russia.

There is no megaproject, but work is on

The positive news is that a number of Russian companies have started the development of the NSR for both domestic and international freight traffic. Among recent achievements, we can note the transfer to 2010 of the Baltika tanker (SCF Baltica) with the carrying capacity of 100 thousand tons from Murmansk to the port of Ningbo (China) with a cargo of gas condensate. Flight of the tanker "Baltika" of the company Sovcomflot in the NSR was the first in the history of Russia, since previously large-capacity ocean-going tankers on this route were not conducted.

For the first time in the history of shipping in the 2011, the FSUE “Atomflot” conducted a supertanker “Vladimir Tikhonov” with 162 deadweight 000 tons of gas loaded with gas condensate. He became the largest tanker ever navigated the Arctic routes. In 2011, the largest Japanese bulk carrier Sanko Odyssey (deadweight - 75 600 tons) with a load of iron ore concentrate proceeded along the SMP. In the 2011 year, for the first time from the Far East to St. Petersburg, a transport refrigerator "Communards of Nikolayev" with a load of fish passed. In 2012, the tanker SCF Amur for the first time carried out transportation of petroleum products of JSC Gazprom Neft by a new high-latitude route SMP.

From the point of view of SMP use for deliveries of Russian liquefied natural gas (LNG) to the countries of the Asia-Pacific region and to the European market, the world's first LNG transportation for the NSR was the decisive experiment: in December 2012, the Ob River tanker, , Chartered by the Gazprom group, successfully completed the world's first transportation of Russian LNG via the NSR, which in practice opened the possibility of delivering Russian LNG to the countries of the Asia-Pacific region and to the European market.



The tanker arrived at the regasification terminal in the port of Tobat (Japan), leaving 7 on November 2012 from the port of Hammerfest (Norway), and delivered a consignment of Gazprom LNG to Japanese consumers. During the transition from the SMP from 9 to 18 in November, the vessel was accompanied by nuclear-powered icebreakers of the FSUE “Atomflot”, led by two ice pilots. The flight was completed without any trouble and in full accordance with the schedule. The success of the flight was ensured by the professionalism of the crew of the Ob River tanker and the high-quality support of ice pilots, captains and crews of the 50 Let Pobedy, Russia and Vaigach icebreakers and the coastal personnel of the FSUE Atomflot and AIPS.

According to Gazprom, the first-class icebreaking and wiring of vessels, the reduction in the delivery time, fuel savings, the reduction of losses from the evaporation of LNG, the increase in the volume of delivered gas, the reduction of carbon dioxide emissions into the environment and the absence of conflict risks and pirates' attack on the transition - All this in general is a very attractive and reliable solution for interregional trade of LNG, taking into account the implementation of Russian Arctic projects for liquefying gas.

Atomic fleet

A huge role in the operation of the Northern Sea Route is played and should be played by the Russian nuclear icebreaking fleet. In Russia, vessels with a nuclear power plant and vessels for nuclear technological maintenance belong to Atomflot, which entered into the State Atomic Energy Corporation Rosatom in 2008. The active fleet includes four nuclear icebreakers with a two-reactor nuclear power plant with an output of 75 thousand liters. from. - "Russia" (1985 year of construction), "Soviet Union" (1989 years), "Yamal" (1992 years), "50 Victory Years" (2007 year), icebreakers "Taimyr" (1988 years) and "Vaigach" ( 1990 year) with a single-reactor installation with an output of 40 thousand liters. S., As well as the nuclear lighter-container ship Sevmorput (1988) with a reactor installation of a similar capacity. The service life of the icebreakers "Taimyr" and "Vaigach" ends in 2017 year, and by 2021 in connection with the development of the resource and the end of service life, it is expected that only one nuclear icebreaker will remain - "50 Victory Years". One of the main activities of Atomflot is icebreaker support for wiring of ships along the routes of the Northern Sea Route.

However, the actively conducting arctic studies of the People's Republic of China creates its own icebreaking fleet, which in the future is able to compete with domestic icebreakers. In August 2012, the Chinese ship Xuelong ("Xuelong" - "Snow Dragon", purchased from Ukraine in 1993 year) passed from Chukotka to the Barents Sea, then collapsed into the Norwegian Sea. So the first pass of the Chinese ship on the NSR took place.

In its plans, the PRC states that by the year of 2020, every sixth ton of national exports will be sent via the NSR, and these shipments will be provided by Chinese, not Russian icebreakers, so it must be prepared for the fact that the competition of fleets of different countries on the NSR can become a reality In the medium term.

Problems and Risks

Despite the obvious international prospects for Russia’s development of the NSR, there are many “pitfalls” that can cloud the optimistic expectations of the benefits from the NSR.

For example, in Russia, the positions of those who consider the NSR to be exclusively the “national highway of Russia” are strong. It ignores the fact that the universal international legal regime established, in particular, by the UN Convention on the Law of the Sea of ​​1982, extends to the maritime areas of the Arctic in full. In accordance with this regime, the free passage of foreign ships should be ensured for a considerable length of the NSR. It would be naive to believe that it is enough for Russia to collect tariffs for the passage of foreign ships on the NSR, as is done, for example, by the administration of the Suez Canal, to sell icebreaker escort services and to wait for Russian ships with money tourists to call at Russian ports.

A key issue in the development of SMPs continues to be investment in infrastructure, which is necessary, in particular, to update the port facilities. This is the modernization and opening of the Arctic ports, the creation of new port transport and logistics complexes, freight terminals, communication centers, in particular the development of a large logistics and port complex in Petropavlovsk-Kamchatsky. It is required to solve the problems of modernizing the hydrometeorological, hydrographic, navigational security of navigation, updating cartographic information, improving global positioning systems. Obviously, only federal and regional budgets are not enough to solve this task. At the same time, Russian experience shows that attracting foreign investors is becoming increasingly problematic. The optimistic expectations of the constituent entities of the Russian Federation regarding the arrival of investors only because the SMP is a promising project can break down the reluctance of foreign businesses to invest in the country with increasing political risks. This trend needs to be changed.

***

The Northern Sea Route, which in Russia has a long and adventurous history of discovery and development, is today one of the key potentially attractive international economic projects. The successful implementation of this project in the context of large-scale international cooperation could not only reduce political tensions between the Arctic countries, improve Russia's relations with states that will use SMPs to solve their trade and economic problems, but also give a powerful impetus to the development of Russian regions that have the appropriate infrastructure For quality service of sea transport and even provision of tourist services. This chance would be a sin not to use.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Северный морской путь – магистральное направление

Глобальное потепление, растопившее льды, сковывавшие Северный морской путь (СМП), дает России уникальный шанс создать вдоль своих северных берегов морской транспортный коридор, связывающий Европу и Азию.

Северный морской путь – магистральное направление

Смогут ли отечественные федеральные и региональные власти выстроить необходимую инфраструктуру по обслуживанию этой международной трассы для ее успешной эксплуатации? Если Россия окажется способной привлечь для решения этой задачи отечественных и иностранных инвесторов, то можно надеяться на успех.

Россия прирастает Севморпутем

Решение актуальной задачи развития регионов Сибири и Дальнего Востока страны, которая стоит на повестке правительства России, по ряду объективных и субъективных причин сталкивается с большими трудностями, в том числе и из-за недостатка бюджетных средств. Так, по мнению министра регионального развития России Игоря Слюняева, озвученному в январе 2014 года, программе развития Дальнего Востока не хватает денег: «Сейчас реальное финансирование программы составит 244 млрд рублей, то есть меньше, чем 10 % от потребности. Нам необходимо найти 3,5 трлн рублей для обеспечения ускоренного развития при формировании бюджета на очередные финансовые периоды». Помимо медленного роста отечественного ВВП, а также ожидаемого ухудшения финансово-­экономического положения России по причине конфронтации с рядом западных стран из-за событий, связанных с Крымом и Украиной, привлечению иностранных инвестиций в регионы Сибири и Дальнего Востока России мешает отсутствие четко сформулированных предложений, интересных крупным инвесторам.

Одним из таких предложений со стороны России, способным привлечь инвесторов прежде всего из стран Европы и Северо-­Восточной Азии, мог бы стать мегапроект совместного развития и освоения Северного морского пути (СМП, простирающийся от мыса Желаний до мыса Дежнева), нацеленный на обеспечение морских перевозчиков более коротким, чем южный коридор через Суэцкий канал, и экономически выгодным транспортным коридором, соединяющим Европу и Азию, большая часть которого проходит вдоль российской территории, а фактически – от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Очевидно также, что развитие СМП чрезвычайно важно и для транспортировки грузов между регионами Россией.

В настоящее время в России предпринимаются попытки решить задачу создания такого морского коридора, как СМП. Так, 15 марта 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 358-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» (АСМП, функционирует при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ), а 12 апреля 2013 года Минюст РФ зарегистрировал Правила плавания в акватории СМП, утвержденные приказом Минтранса РФ от 17 января 2013 года № 7.

Центральный офис АСМП располагается в Москве вдали от объекта своего регулирования, но в июне 2013 года в Архангельске в здании Северного морского пароходства был открыт филиал АСМП. Для Архангельска открытие этого филиала стало значимым событием, как признание той роли, которую играл и играет Архангельск в освоении Арктики.

В то же время руководитель АСМП Александр Ольшевский, ранее служивший капитаном атомных ледоколов, отмечает ряд серьезных недостатков в действующих Правилах плавания в акватории СМП. Так, по его мнению, критерии допуска судов на СМП, прописанные в Правилах, требуют серьезного профессионального пересмотра. В частности, представляется некорректным на основании прогноза фоновых ледовых условий на район, охватывающий половину моря, принимать решение о возможности плавания судна по конкретному маршруту и о необходимом для этого ледокольном обеспечении. Не установлен механизм ответственности за нарушение Правил. Как считает Ольшевский, целесообразно к судам-нарушителям применять такие меры, как отказ в выдаче разрешений на плавание по СМП в будущем.

Он отмечает, что прекращение действия Соглашения между «Росатомом» и «Росморречфлотом» привело к ликвидации в структуре оператора ледокольного флота штаба морских операций – органа, который осуществлял важнейшие функции управления судоходством на СМП. Не разработаны новые процедуры взаимодействия с оператором атомного ледокольного флота вместо отмененных. В этой связи представляется обоснованным установление процедур взаимодействия АСМП с операторами ледокольного флота, полагает Ольшевский. Как представляется, прилагаемых усилий руководства России для развития СМП недостаточно не только с позиции формирования качественной законодательной базы, но даже с точки зрения привлечения отечественных инвесторов. Можно констатировать, что сейчас в России нет ни бизнес-плана по развитию СПМ, ни предложений для инвесторов, ни структуры, координирующей работу по проекту и способной профессионально ответить на вопросы потенциальных инвесторов, ни кампании по позиционированию данного проекта как стратегического и международного. Складывается впечатление, что даже такого транспортно-логистического проекта в России нет.

Мегапроекта нет, но работа идет

Позитивной новостью является то, что ряд российских компаний начал освоение СМП как для внутренних, так и для международных грузовых перевозок. Среди достижений последнего времени можно отметить переход в 2010 году танкера «Балтика» (SCF Baltica) грузоподъемностью 100 тыс. тонн из Мурманска до порта Нинбо (Китай) с грузом газового конденсата. Рейс танкера «Балтика» компании «Совкомфлот» по СМП был первым в истории России, поскольку ранее крупнотоннажные танкеры океанского класса по этой трассе не проводились.

Впервые в истории судоходства в 2011 году по СМП под проводкой атомоходов ФГУП «Атомфлот» прошел супертанкер «Владимир Тихонов» (Vladimir Tikhonov) дедвейтом 162 000 тонн с грузом газоконденсата. Он стал самым крупным танкером, когда-либо осуществившим навигацию по арктическим трассам. В 2011 году по СМП проследовал крупнейший японский балкер Sanko Odyssey (дедвейт – 75 600 тонн) с грузом из железорудного концентрата. В 2011 году впервые из Дальнего Востока в Санкт-Петербург прошел транспортный рефрижератор «Коммунары Николаева» с грузом рыбы. В 2012 году танкер SCF Amur впервые осуществил транспортировку нефтепродуктов ОАО «Газпром нефть» по новому высокоширотному маршруту СМП.

С точки зрения использования СМП для поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на европейский рынок решающим экспериментом стала первая в мире перевозка СПГ по СМП: в декабре 2012 года танкер-газовоз «Река Обь» (Ob River), зафрахтованный группой «Газпром», успешно завершил первую в мире перевозку российского сжиженного природного газа по СМП, что на практике открыло возможность поставок российского СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на европейский рынок.

Танкер прибыл в регазификационный терминал в порту Тобата (Япония), выйдя 7 ноября 2012 года из порта Хаммерфест (Норвегия), и доставил партию СПГ группы «Газпром» японским потребителям. Во время перехода по СМП с 9 по 18 ноября судно сопровождали атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот», руководили проводкой два ледовых лоцмана. Рейс был выполнен безаварийно и в полном соответствии с графиком. Успех рейса был обеспечен профессионализмом экипажа танкера «Река Обь» и высококачественной поддержкой ледовых лоцманов, капитанов и экипажей ледоколов «50 лет Победы», «Россия» и «Вайгач» и берегового персонала ФГУП «Атомфлот» и АСМП.

По мнению ОАО «Газпром», первоклассное ледокольное обеспечение и проводка судов, снижение сроков доставки грузов, экономия топлива, снижение потерь от испарения СПГ, увеличение объема доставленного газа, снижение выбросов углекислого газа в окружающую среду и отсутствие рисков конфликтов и нападения пиратов на переходе – все это в целом представляет очень привлекательное и надежное решение для межрегиональной торговли СПГ, учитывая реализацию российских арктических проектов по сжижению газа.

Атомный флот

Огромную роль в эксплуатации СМП играет и должен играть российский атомный ледокольный флот. В России суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания принадлежат ФГУП «Атомфлот», вошедшему в 2008 году в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. – «Россия» (1985 года постройки), «Советский Союз» (1989 года), «Ямал» (1992 года), «50 лет Победы» (2007 года), ледоколы «Таймыр» (1988 года) и «Вайгач» (1990 года) с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с., а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988 г.) с реакторной установкой аналогичной мощности. Срок службы ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» заканчивается в 2017 году, а к 2021 году в связи с выработкой ресурса и окончанием срока службы в эксплуатации, как ожидается, останется только один атомный ледокол – «50 лет Победы». Одним из основных направлений деятельности ФГУП «Атомфлот» является ледокольное обеспечение проводки судов по трассам СМП.

Однако активно проводящая арктические исследования КНР создает свой ледокольный флот, который в перспективе способен составить конкуренцию отечественным ледоколам. В августе 2012 года китайское судно Xuelong («Сюэлун» – «Снежный дракон», было приобретено у Украины в 1993 году) прошло от Чукотского до Баренцева моря, затем свернуло в Норвежское море. Так состоялся первый проход китайского судна по СМП.

В своих планах КНР заявляет, что к 2020 году каждая шестая тонна национального экспорта будет отправляться по СМП, причем эти перевозки будут обеспечивать китайские, а не российские ледоколы, поэтому нужно быть готовыми к тому, что конкуренция флотов разных стран на СМП может стать реальностью уже в среднесрочной перспективе.

Проблемы и риски

Несмотря на очевидные международные перспективы для России развития СМП, существует много «подводных камней», которые способны омрачить оптимистические ожидания выгод от СМП.

Например, в России сильны позиции тех, кто считает СМП исключительно «национальной магистралью России». При этом игнорируется то, что на морские районы Арктики в полном объеме распространяется универсальный международно-правовой режим, установленный, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В соответствии с этим режимом, на значительном протяжении СМП должен быть обеспечен свободный проход иностранных судов. Наивно полагать, что России достаточно собирать тарифы за проход иностранных судов по СМП, как это, например, делается администрацией Суэцкого канала, продавать услуги по ледокольному сопровождению судов и ждать захода в российские порты иностранных судов с денежными туристами.

Ключевым вопросом развития СМП продолжают оставаться инвестиции в инфраструктуру, необходимые, в частности, для обновления портового хозяйства. Это модернизация и открытие арктических портов, создание новых портовых транспортно-логистических комплексов, грузовых терминалов, центров связи, в частности развитие крупного логистического и портового комплекса в Петропавловске-­Камчатском. Требуется решать проб­лемы модернизации гидрометеорологического, гидрографического, навигационного обеспечения безопасности мореплавания, обновления картографической информации, совершенствования систем глобального позиционирования. Очевидно, что средств только федерального и регионального бюджетов для решения этой задачи недостаточно. В то же время российский опыт показывает, что привлечение иностранных инвесторов становится все более проблематичным. Оптимистические ожидания субъектов Российской Федерации по поводу прихода инвесторов только потому, что СМП – проект перспективный, могут разбиться о нежелание иностранного бизнеса вкладываться в страну с возрастающими политическими рисками. Данную тенденцию необходимо менять.

***

Северный морской путь, который в России имеет давнюю и полную приключений историю открытий и освоения, на сегодняшний день является одним из ключевых потенциально привлекательных экономических проектов международного уровня. Успешная реализация этого проекта в русле широкомасштабного международного сотрудничества могла бы не только снизить политическую напряженность между арктическими странами, улучшить отношения России с государствами, которые станут использовать СМП для решения своих торгово-экономических задач, но и дать мощный импульс развитию российских регионов, обладающих соответствующей инфраструктурой для качественного обслуживания морского транспорта и даже обеспечения туристических услуг. Этим шансом было бы грех не воспользоваться.